«Метеоры» и «Ракеты» вернутся на реки России

60
К 2021 году первое высокоскоростное судно на подводных крыльях (СПК) нового поколения появится на водных просторах России. При этом разные модели таких кораблей будут созданы отдельно для озерно-речных, морских и океанских маршрутов. Об этом рассказал в недавнем интервью Сергей Итальянцев, гендиректор ЦКБ им. Р.Е. Алексеева.

Главное преимущество СПК перед любыми другими плавсредствами – это скорость: судно на подводных крыльях приподнимается над поверхностью воды, значительно сокращая трение днища корабля о её поверхность, что позволяет СПК развивать скорость в 3-4 раза больше, чем у любого другого представителя водного транспорта. При этом морские и океанские СПК, получившие название «Циклон», будут более устойчивыми к морской качке, чем обычные круизные лайнеры.





На данный момент единственным представителем отечественного флота СПК на российских реках и водохранилищах остались легендарные «Метеоры». Но их эксплуатационный ресурс практически выработан, да и устарели уже эти машины как с технической точки зрения, так и с позиций комфортабельности передвижения на таком водном ТС.

Сегодня специалисты ЦКБ имени Алексеева разрабатывают замену «Метеорам». На речных маршрутах протяженностью до четырехсот километров это будут скоростные катера с проектным названием «Валдай-45Р», а на магистральных маршрутах протяженностью до шестисот километров — одноименные СПК «Метеор V2». Последние смогут преодолевать большие расстояния по воде, к примеру, волжскую дистанцию между Нижним Новгородом и Ульяновском, а в перспективе и между Нижним и Саратовом, и Волгоградом. При этом предполагается, что «Метеоры» нового поколения будут вспарывать водную гладь не только Волги-матушки, но крупных рек и озер на северо-западе страны, в Зауралье и Приморье.

Морскими СПК станут скоростные суда проекта «Комета 120М». Головное судно этого проекта было спущено на воду и пошло в эксплуатацию на Черном море летом этого года. К будущему году будет достроены еще два корабля этого класса. Эти работы ведутся в рамках возрождения российского флота кораблей на подводных крыльях, который займется перевозкой пассажиров на внутренних рейсах малой протяженности, а также будет обслуживать пассажиропоток на морских и океанских маршрутах как внутри страны, так и за рубежом.

Океанские «Циклоны» будут вместительнее и мощнее речных «Ракет» в два раза: на борт они будут принимать до трехсот пассажиров и преодолевать расстояния порядка семисот миль. При этом все новые СПК будут оборудованы двумя газотурбинными двигателями М70ФРУ, новейшими силовыми установками последнего поколения. Естественно, что и салоны новых российских судов будут спроецированы и оснащены по последнему дизайнерскому слову мирового судостроения с применением композитных материалов и использованием комфортабельных кресел авиационного типа, судовой системы кондиционирования, беспроводной сети и прочих современных технологических новинок.

Более того, для речных СПК будет разработана уникальная система убирающегося переднего крыла, для того чтобы эти лодки могли беспрепятственно приставать к берегу, не оборудованному причалами или плавучими дебаркадерами. Такую систему планируют установить на тестовом образце уже в будущем году, чтобы к 2020-2021 гг. можно было выпустить в серийное производство модели с фиксированными и скалывающимися подводными крыльями.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    20 октября 2018
    Не знаю как называется, но у нас в Самаре явно новое большое судно на подводных крыльях ходит в Тольятти... На будущий год, дай бог доживу... хочу младшеньких прокатить...
    1. +2
      20 октября 2018
      "Восходы" ходят и давно, из Самары до Тольятти, с заходом в Ширяево,Зольное, в этом году пустили до Винновки, ходили до Сызрани, но этот отменили.На будущий год возможно пустят до Хвалынска,это уже Саратовская область.
    2. +3
      20 октября 2018
      С такими ценами на гсм - будет нерентабельно.
      1. +3
        20 октября 2018
        С такими ценами на гсм - будет нерентабельно


        На Волге у нас практически умерли. А ведь строили их тут же , в Горьком . Причина - свои автомобили. Проще , удобнее. А ради "детей покатать" в выходной никто содержать не станет. Да и пьянки корпоративные проводят на средних тихоходных корытах от причала до моста пару километров , постоят и назад.
      2. +4
        20 октября 2018
        Этот транспорт не коммерческий, как и метро - тоже ведь не рентабельный, город/область доплачивает. Хапуги могут отдыхать.
        1. -1
          22 октября 2018
          Цитата: bober1982
          Этот транспорт не коммерческий, как и метро - тоже ведь не рентабельный, город/область доплачивает. Хапуги могут отдыхать.

          Метро на столько не рентабельный, что хапуги могут отдыхать на мальдивах или иных местах, не столь отдаленных
  2. +9
    20 октября 2018
    Есть вопрос по топливной эффективности, и в следствии этого - стоимость билетов. Как бы цена билетов на сравнилась с АЭРОФЛОТОМ.
    1. KCA
      +2
      20 октября 2018
      Так на них теперь MTU дизеля ставят, нормально всё с расходом топлива
      1. -1
        20 октября 2018
        дизель или бензин, ведь все равно- цена топлива одинакова. Но ведь есть еще и другие параметры, автор статьи их не указывает. Кроме того разработчик проекта ни чего не говорить о дизелях MTU , ведь они германские и вопрос их закупа сомнителен (санкции). Своих таких дизелей не, китайские подделки не надежны. В сумме - пока только планы по цене билета.
        1. +16
          20 октября 2018
          Цитата: БВС
          0
          дизель или бензин, ведь все равно- цена топлива одинакова. Но ведь есть еще и другие параметры, автор статьи их не указывает. Кроме того разработчик проекта ни чего не говорить о дизелях MTU , ведь они германские и вопрос их закупа сомнителен (санкции). Своих таких дизелей не, китайские подделки не надежны. В сумме - пока только планы по цене билета.

          А ведь всего-то СТАТЬЮ прочитать надо, где автор и указывает двигатели СПК:
          все новые СПК будут оборудованы двумя газотурбинными двигателями М70ФРУ, новейшими силовыми установками последнего поколения.

          Это российские двигатели Рыбинского НПО " САТУРН"
          1. KCA
            +1
            20 октября 2018
            Анонсировать можно что угодно, но на "Комете 120М" стоят MTU, лет через 5, возможно, подтянется и "Сатурн", вот только рынок СПК уже будет заполнен и закрыт
  3. +3
    20 октября 2018
    При этом предполагается, что «Метеоры» нового поколения будут вспарывать водную гладь не только Волги-матушки, но крупных рек и озер на северо-западе страны, в Зауралье и Приморье.

    А какие это крупные реки и озёра Приморья? Уссури и Ханко. А какие крупные города, ну или просто города есть на берегах данных водоёмов?
    1. +9
      20 октября 2018
      Ну автор видимо попутал Приморье с Приамурьем. Для него это видимо одно и тоже. Метеоры у нас из Хабаровска в Николаевск ходили,сейчас от Комсомольска до Николаевска. Ц
      1. +5
        20 октября 2018
        Да нет, просто так непонятно всё написано, имелось ввиду морское сообщение, которое раньше обеспечивалось СПК "Комета" в Приморском крае Владивосток-Находка, Владивосток-Славянка.
        В новости перемешаны в кучу морские и речные СПК, морские уже получили обновку "комета 120 м" на Чёрном море, а вот речные ещё ждут "валдай 45"
      2. +2
        20 октября 2018
        Цитата: alexvdv78
        Метеоры у нас из Хабаровска в Николаевск ходили,сейчас от Комсомольска до Николаевска.

        Так помимо метеоров ещё и куча теплоходов ходила, а теперь, в Комсомольске-на-Амуре от речвокзала только внешняя оболочка осталась. Да ныне баржу или какой сухогруз на Амуре проблема увидеть...
  4. +8
    20 октября 2018
    у нас на Лене старенькие метеоры, ракеты и восходы еще бегают...
    1. +6
      20 октября 2018
      У нас когда-то ходили "Ракета", "Заря" и "Зарница". В советское время в Тарту. После "перестройки", только на острова Псковского озера. А сейчас и этого нет. Островитянам самим приходится находить связь с "большой землей".

      1. +2
        20 октября 2018
        такие тоже еще живы
  5. 0
    20 октября 2018
    Хорошая новость.Красивый дизайн судна.Если цена билета будет доступной для местных жителей ,то система заработает.
  6. +10
    20 октября 2018
    И всё-таки если бы вернули минусы за статьи, администрация более бы внимательно относилась к этим "посланиям из будущего". Гордится надо тем что есть, а не тем, что может быть. когда-нибудь, наверно будет.
  7. +3
    20 октября 2018
    Раньше ходил Метеор по Кубани, по устью и до Керчи, прямо в центр города.Если сегодня запустить, только из порта,но туда общественный транспорт ходит плохо.Устье реки обмелело, занесло наносами.Может быть наладят.
    1. +2
      21 октября 2018
      Это было в советские времена? Устье почистить можно. Но невыгодно. "Эффективным менеджерам". Сам из Ростова в Багаевку на "Метеоре" на дачу гонял. Потом Боря-алкаш все в Турцию продал.
  8. -2
    20 октября 2018
    автор-а чего вы расстояние в милях,а не километрах указали negative мы же не британская колония am нам милее вёрсты да километры hi я так думаю,что цены даже на внутренние рейсы коммерсы сделают космическими,и,тем самым похоронят хорошую идею на корню negative
    1. +11
      20 октября 2018
      Речные расстояния - в километрах, морские - в милях. Что не так?
  9. +3
    20 октября 2018
    «Метеоры» и «Ракеты» вернутся на реки России
    Вот когда массово ходить будут .Вот тогда и поговорим! А пока цену на соляру поднимут .И будет вам "вернутся" Ага.Ждите.
    1. +5
      20 октября 2018
      Цитата: Наблюдатель2014
      «Метеоры» и «Ракеты» вернутся на реки России
      Вот когда массово ходить будут .Вот тогда и поговорим! А пока цену на соляру поднимут .И будет вам "вернутся" Ага.Ждите.

      Севастополь - Ялта . Комету пустили с августа.
      Билеты , только заранее, за две недели.Хотел покатать гостей, но увы.
      Цена 500 рублей. километров 100 примерно.
      Обещают на следующий год пустить ещё до Сочи.
      1. +4
        20 октября 2018
        KLV2018 (Кирилл)
        Обещают на следующий год пустить ещё до Сочи.
        Мы только ЗА!!! Привет из Сочи drinks
        1. 0
          20 октября 2018
          Цитата: Наблюдатель2014
          KLV2018 (Кирилл)
          Обещают на следующий год пустить ещё до Сочи.
          Мы только ЗА!!! Привет из Сочи drinks

          и вам привет. smile
          я частенько катаюсь через Сочи в Абхазию.
      2. +7
        20 октября 2018

        собственно видео кометы.
        1. +3
          20 октября 2018
          Конечно, Алексееву было бы приятно увидеть. Но почитайте, как он умер и почему...
          Слава Советскому Союзу!
      3. +5
        20 октября 2018
        Цитата: KLV2018
        Цена 500 рублей. километров 100 примерно.

        Это же бесплатно!
  10. +11
    20 октября 2018
    Волгу ГАЗ-24 в кузове универсал впервые я увидел в провинциальном районном городе. Долгое время ходил вокруг, облизывался, восхищался, гордился. Сначала даже не верилось, что это советская машина.
    Хочу этим сказать, что в Советском Союзе техника и вооружение сначала становились на конвеер и появлялись в войсках, а только потом народ узнавал, что у нас есть МИГ 29, СУ 27, авианосец или подлодка.
    Зато сейчас в течение 10 лет анонсируются СУ-57, Армата, авианосец Шторм, МС-21 и далее по списку, а на выходе пшик, единичные опытные экземпляры.
    Выводы напрашиваются сами собой.
    1. +1
      20 октября 2018
      ГАЗ-24 (Форд-Пинто?)
    2. 0
      20 октября 2018
      Цитата: prior
      Волгу ГАЗ-24 в кузове универсал впервые я увидел в провинциальном районном городе. Долгое время ходил вокруг, облизывался, восхищался, гордился. Сначала даже не верилось, что это советская машина.

      .
      Цитата: prior
      Хочу этим сказать, что в Советском Союзе техника и вооружение сначала становились на конвеер и появлялись в войсках, а только потом народ узнавал.

      Узнавал, да-что ГАЗ-24 в кузове универсал так и остался
      Цитата: prior
      на выходе пшик, единичные экземпляры.
    3. +1
      21 октября 2018
      Я был совсем маленький.Лет 10. Отец попросил поехать с ним, потому что одному нельзя было ему. За "Волгой" из Караганды в Алма-Ату ехали. Как ехали - книгу можно написать. Но доехали. Иначе вы бы это сообщение и не увидели.
  11. -2
    20 октября 2018
    Географическое положение РФ не позволяет использовать эти прекрасные суда круглогодично.В зимнее время. в период замерзания рек и водоемов, возможно можно было бы использовать суда на воздушной подушке, или небольшие экранопланы.
  12. +3
    20 октября 2018
    Комета Севастополь - Ялта
    Бизнес-класс - 800 руб;
    Эконом-класс - 500 руб;
    Детский (до 14 лет) - 200 руб;
    Детский (до 2 лет) - бесплатно.
    зачастую приходит в ялту,а обратно шиш,волнение на море и прёшь на автобусе обратно
    1. +2
      20 октября 2018
      Цитата: igorlvov
      волнение на море и прёшь на автобусе обратно
      Ответить

      Все суда на подводных крыльях неустойчивы к таким волнениям, в целях безопасности могут и отменить.
  13. +8
    20 октября 2018
    Говорят билет Новороссийск-Сочи будет стоить 500 р. Это в 2 раза дешевле чем на своей машине ехать. И не будет выматывать как 5 часовая поездка по серпантинам.
  14. +7
    20 октября 2018
    Н-да... Алексеева в родное КБ не пускали.
    Сначала человека надо обгадить, а потом пользоваться его интеллектуальной собственностью.
    1. +6
      20 октября 2018
      Цитата: pafegosoff
      Н-да... Алексеева в родное КБ не пускали.
      Сначала человека надо обгадить, а потом пользоваться его интеллектуальной собственностью.

      Ещё в Библии вроде сказано, что "нет пророка в своём отечестве" (и при его жизни)
  15. +1
    20 октября 2018
    Отрадная новость , но вот что с ценами будет . да и запустят ли вообще.
    1. +1
      20 октября 2018
      На речной вокзал г.Самары приезжаешь заранее - все билеты проданы.Нормально.
  16. 0
    20 октября 2018
    Народ с Владика, этот мост на остров Русский так уж нужен?
    1. -2
      20 октября 2018
      Цитата: Дирижер
      Народ с Владика, этот мост на остров Русский так уж нужен?

      Сам суди,вот видео поездки по мосту[media=https://youtu.be/0_XvcXLVx9A]
  17. +6
    20 октября 2018
    Я раньше по Волге в деревню на Метеоре ездил раз в неделю ;) Ракеты мне нравились больше там площадка была в конце ( можно было выходить на свежий воздух ) В деревне приходил на пристань не смотрел на часы ! Сейчас так автобусы не ходят как раньше они ходили !
    1. +2
      20 октября 2018
      Цитата: Silver Fox
      Я раньше по Волге в деревню на Метеоре ездил раз в неделю ;) В деревне приходил на пристань не смотрел на часы ! Сейчас так автобусы не ходят как раньше они ходили !

      "Этт точно"!.(ц)
      На "Канале им. Москвы", жители окрестных населённых пунктов, пользовались "Ракетами" в качестве "автобуса", чтобы попасть нас работу в столицу, или наоборот "на дачу" из Москвы. С автобусами ( середина-конец 70-х ) было "плоховато".
      1. +1
        21 октября 2018
        Надо ещё добавить, что и с дорогами было хреново. Мало того, что их не было. Так ещё они часто были не очень хорошие.
        Поэтому часто только водный транспорт был связующим звеном для многих деревень. (Вспомните многие фильмы когда он уезжали или приехали по деревне)
  18. +6
    20 октября 2018
    Мне больше нравились Ракеты.
  19. 0
    20 октября 2018
    Давно пора, а то всё уже устарело..
  20. +2
    20 октября 2018
    Цитата: pafegosoff
    Н-да... Алексеева в родное КБ не пускали.
    Сначала человека надо обгадить, а потом пользоваться его интеллектуальной собственностью.

    После его смерти уничтожили весь его архив в КБ....Что это ? Тупость ? Или зависть к гению ?
    1. 0
      21 октября 2018
      Ответ очевиден.
  21. 0
    20 октября 2018
    Продукция АО "Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева"
    источник: http://www.ckbspk.ru/products/suda-na-podvodnyih-kryilyah/

    Проект 23160 СПК «Комета 120М» - среди новинок выставки «Africa Aerospace & Defence»
    http://www.ckbspk.ru/news/95/

    "Минпромторг поддержит разработку и постройку опытного образца скоростного судна на подводных крыльях (СПК) "Циклон" на 300 мест. Об этом сообщил 8 сентября глава министерства Денис Мантуров.
    По словам министра, новое скоростное судно на подводных крыльях "Циклон" может быть создано для маршрутов на Дальнем Востоке и в Калининграде. Соответствующая договорённость достигнута с АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" (ЦКБ по СПК)."

    https://tass.ru/ekonomika/5539685
  22. -2
    20 октября 2018
    Картинка яркая! Шо то она мне напоминает? О, Дракон Вагон!
    Хотелось бы, подождём-посмотрим.
  23. 0
    20 октября 2018
    Было дело - на "Заре" и "Ракете" покатался в своё время. Между районными городами на Волге самое то !
  24. +2
    21 октября 2018
    Все так красиво расписано.... Вот только цены на ГСМ однозначно ставят крест, на речной транспорт точно...
  25. +1
    22 октября 2018
    Все это хорошо, но с такими ценами на билеты не взлетит. Для межгорода еще туда -сюда, но для пригорода дорого. Как пример - в прошлом году запустили Восходы между Тольятти и Самарой, 72 км - 500 рублей. По пути три остановки, 20, 36 и 59 км. Цена 400 рублей. Соответственно, СПК ходят полупустыми.
  26. +1
    22 октября 2018
    Отлично, если эти красивые суда выйдут на линии. Но от планов до реализации очень много проходит времени....
  27. +2
    22 октября 2018
    Общался с мужиками экс-речниками из Петрозаводска. Оттуда Кометы ходят в небезызвестные Кижи, например. Так вот, цена билета более 2 500 тыр., ходят теплоходы постройки 70-80 годов прошлого века, которые только чудом (ага, как же) проходят освидетельствование Регистром. Движки давно не родные, а шведские Вольво, намного экономичнее. так вот, такой рассыпающийся от старости кораблик можно купить на 17-18 млн. руб. Казалось бы, чем это старьё, лучше купить новый! И народ, воодушевлённый первым каналом ТВ связался с Рыбинском с целью узнать сколько стоит сия радость. Так вот... 4 млн. евро =300 млн. руб. и это в самой бедной комплектации, к которой ещё нужно добавить навигацию и связь, а главное...установлены газотурбинные движки. Я это к чему? Да всё просто, никакая "простая смертная " компания-пассажироперевозчик за исключением дочек олигархических концернов не сможет себе позволить приобрести подобное судно в нынешних реалиях.
  28. 0
    24 октября 2018
    На новой Комете катался. Не плохо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»