Проект украинского корвета Бразилии не подошёл, даже "крейсер" не помог

76
Интересные вещи случаются в мире: страна, полностью развалившая свое судостроение, собиралась строить корветы для другой, но не получилось. Как пишет портал Ukrainian Military Pages, украинский "УКРИНМАШ" совместно с французской THALLES и бразильской верфью ВМС (AMRJ) приняли участие в тендере на постройку в интересах ВМС Бразилии 4 корветов.

Проект украинского корвета Бразилии не подошёл, даже "крейсер" не помог

Возможный облик новых кораблей класса "Тамандаре"




Совместное украинско-французско-бразильское предложение представляло на тендер проект NAPIP (58300 "Амазония"), основой которого стал украинский проект 58250, доработанный николаевским Опытно-проектным центром кораблестроения. В рамках этого проекта предполагалось построить всю серию корветов на бразильских верфях, а также передать в интеллектуальную собственность Бразилии всю имеющуюся у Украины проектно-конструкторскую документацию по проекту корвета. Кроме того, в виде компенсации украинская сторона предлагала передать бразильским ВМС "недостроенный украинский ракетный крейсер проекта 1164".

Как сообщают украинские СМИ, к сожалению, бразильские ВМС совместный проект по строительству четырех корветов класса "Tamandaré" отклонили, даже несмотря на компенсацию "крейсером проекта 1164".

Министр обороны Бразилии Рауль Юнгман и командующий ВМС адмирал Эдуардо Бацеллар Лил Феррейра объявили о приеме предложений на постройку четырех корветов класса "Тамандаре" (Tamandaré) еще в конце 2017 года. Всего на конкурс было выставлено 9 предложений. После предварительного отбора в финал вышли 4 судостроительные компании.
  • https://navaltoday.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 октября 2018 07:57
    вот интересно, по логике украинцев чего бы бразильцы делали с ржавым "Атлантом"?
    1. +4
      23 октября 2018 08:16
      Хотели "подарить броненосец")))
    2. 0
      23 октября 2018 08:53
      А что китайцы сделали с ржавым авианосцем?
      1. 0
        23 октября 2018 09:16
        Смотря с каким. 2 виде развлекаловки, а вот третий самый совершенный в серии используют по прямому назначению
      2. 0
        23 октября 2018 13:17
        Варяг продали в 1998 г за 25 лямов баксов, а был он спущен на воду в 1988 итого 10 лет (5 лет с момента заморозки достройки), а вот крейсер "Комсомолец" был спущен в 1990 г, а нынче вроде как 2018 г - итого 28 лет, Предполагаемый срок службы "Атлантов" 30 лет...
    3. -2
      23 октября 2018 21:06
      Очень просто - провели бы восстановительный ремонт, достроили бы и ввели в состав Marinha do Brasil. wink laughing
  2. -1
    23 октября 2018 07:57
    Да уж! Судостроение в укропии, Дастиш фантастиш!
    Одно и тож ведь! судограбление, авиаграбление, ракетаграбление!!!
    1. SOF
      +4
      23 октября 2018 09:12
      Цитата: rocket757
      судограбление, авиаграбление, ракетаграбление!!!

      ....танкограбление забыли.... wassat

      ....а между тем, по топу бродит некто и усиленно лепит всем минусы, в защиту перемог украинского судостроения.... laughing
      1. Комментарий был удален.
        1. +1
          23 октября 2018 09:32
          Цитата: SOF
          ....а между тем, по топу бродит некто и усиленно лепит всем минусы, в защиту перемог украинского судостроения....

          Посмотрите Александр! ЭТО гордится шо у них для СПЕЦИАЛИСТОВ РАБОТЫ НЕТ! У Нас бед много, и специалистов НЕ ХВАТАЕТ, за шо наших дермократов, как предки, на заточенный "карандашик" определить надо было б!
          Нам не хватает, РАБОТЫ МНОГО и тех, которые братья, которые мозги не растрясли, как некоторые скакуны, мы с РАДОСТЬЮ примем трудиться для нашего ОБЩЕГО блага!
          А те, которые, допрыгались....да смоет их, туда куда надо и как должно!
          1. -2
            23 октября 2018 09:37
            у вас (урякалок) работы и впрямь много. как от фактов вас коробит то. напишите в очередной раз как с колен встаете. кораблей то много настроили? а то и в Сирии все Ладный да Сметливый...
            1. SOF
              +1
              23 октября 2018 10:17
              Цитата: Andy
              кораблей то много настроили?

              ....сдается мне, что побольше чем вы....
            2. +1
              23 октября 2018 12:14
              Цитата: Andy
              у вас (урякалок) работы и впрямь много. как от фактов вас коробит то. напишите в очередной раз как с колен встаете. кораблей то много настроили?

              Да у наших судостроителей работы реально много, раньше по выходным мимо проходной судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре проезжал, машин было не ахти , а вот последние две недели стоянка вся забита машинами, аж до площади Кирова стоят. Заказ выполняют, а рук реально не хватает, объявления о приёме на работу постоянно пишут.
              Ну с колен то мы встаём, это вы всё кричали как вы самостийные шикарно заживёте, только как то без халявы из России не шибко гляжу жируется-то? Мы то пусть и не так много, как хотелось бы но корабли строим, именно корабли и именно строим, а не со свалок металлолома из США катера покупаем, разницу ощущаете?
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                  2. -2
                    23 октября 2018 22:22
                    как С таиландом контракт на танки выполнили

                    А что не так с Таиландом? sad Контракт на 49 машин успешно выполняется. На 01.01.2018 г. было поставлено, ЕМНИП, 26 единиц.

                    Сколько там автомобилей КрАЗ было выпущенно в этом году?

                    Не знаю. Но в 2017-м КрАЗ выпустил 690 ед. авто.
                2. -1
                  23 октября 2018 21:21
                  Аndy, ваших тоже до фига у нас, Летом у нас достраивать школу( 8 л.строилась)и ваших было почти половина из гастарбайтеров. Частенько вижу машины с вашими номерам
          2. SOF
            0
            23 октября 2018 09:41
            Цитата: rocket757
            А те, которые, допрыгались....да смоет их, туда куда надо и как должно!

            ...АМИНЬ!!!...
          3. 0
            23 октября 2018 19:18
            Цитата: rocket757
            тех, которые братья, которые мозги не растрясли, как некоторые скакуны, мы с РАДОСТЬЮ примем

            Николаевские специалисты давно уже трудятся в Польше, Германии и Китае. В Россию тоже некоторые поехали, но меньшинство.
            1. -1
              23 октября 2018 21:43
              МОИ ВСЕ ЗДЕСЬ, КОРАБЛИ СТРОЯТ, а у вас кто в Китай, Польшу и Германию уехал? Какие корабли они там строят?
        2. SOF
          +2
          23 октября 2018 09:41
          ...проявилось... laughing
          Цитата: Andy
          лоха отминусовать не грех

          ...вот мы сейчас и посмотрим, по минусам, кто есть кто....а то, надо понимать, в зеркало, по утрам, не часто смотреть приходится...так?...
        3. 0
          23 октября 2018 16:40
          Цитата: Andy
          но вынужден признать их сварщики работают и у нас.вахтовым методом. еще с 90-х. тогда помню работала бригада севастопольцев

          ============
          А что - Севастопольцы - это уже "хохлы"???
          ----
          Цитата: Andy
          а вот вы, "великороссы" , найти сварных для своих верфей не можете. периодически статьи что кадры растеряли. не чужой кривизне радоваться надо, а свою лечить!

          ==============
          А вы, "хохлы" - МОЖЕТЕ??? Да?? laughing fool
          Достаточно вспомнить позорище с БТР-4 "Буцефал", поставленными в Ирак с растрескавшийся по сварным швам корпусами!!! (Всю партию иракцы - вернули НАЗАД весной 2014г!!!)......
          А еще более забавная история с БМ "Дозор" (каковой уже давно окрестили "БМ "Позор")...
          Там тоже бронелисты сварить без трещин ДО-О-ЛГО не могли!!! И это при том, что в Киеве находится ЕДИНСТВЕННЫЙ в Союзе НИИ Электросварки им.Патона!!!!! am
          Так, что "Общий Привет"!!! (Сперва - САМИ научитесь!!! what
          1. +1
            23 октября 2018 16:45
            путинизм моска? где крым был в 90-х- 2000-х годах? на марсе? с чего ты решил что я -"хохол"? кстати, нарушения правил сайта. все на что вы способны это оскорблять несогласных
          2. -2
            23 октября 2018 23:03
            Достаточно вспомнить позорище с БТР-4 "Буцефал", поставленными в Ирак с растрескавшийся по сварным швам корпусами!!! (Всю партию иракцы - вернули НАЗАД весной 2014г!!!)

            Иракцы не возвращали уже поступившие им БТР-4. Они просто расторгли контракт до его полного выполнения.
        4. -1
          23 октября 2018 17:00
          Цитата: Andy
          а вот вы, "великороссы" , найти сварных для своих верфей не можете.

          80% сварочных работ на верфи - "прихватить" эту железную хрень к этому месту на корпусе, какая квалификация нужна для этой работы? - На уровне нескольких месяцев стажерства и 8 классов образования. Считаете это условие невыполнимым? Ну тогда этот уровень понимания - что-то на уровне секты или религии.
          Бывает, не хватает сварщиков 6-7-го разряда, т.к. на строительстве газопроводов ценники мама не горюй. Но... требование наличия сварщиков 7-8 разряда, я считаю, это недоработка конструктора.
          1. +1
            23 октября 2018 17:17
            не думаю что сварной шов корпуса так просто "прихватил и все" с несколькими месяцами практики. зачем иначе рентгеном швы просвечивают тогда?
    2. Комментарий был удален.
      1. +1
        23 октября 2018 10:33
        Цитата: st2st
        Куда прое-профукали такой потенциал

        У МЕНЯ РОДНЯ, в значительной своей части трудилась на Николаевских верфях!!! Корабелы потомственные, считай. Я тож, по роду службы трудился на разных кораблях. в Николаеве тож!
        Так шо для меня это не просто грустно-жалко! Это беда РОДНАЯ!
        Я мирный человек теперь, кажись, но для всех тех, кто мою великую Страну развалил, я б остро заточенного "карандашика" не пожалел бы! Заслужили! soldier
        1. +1
          23 октября 2018 10:44
          rocket 757 ,Виктор , если не секрет , чем сейчас родственники занимаются , после " успешного прорыва на Запад " , корабелы то остались на Украине , или все в Китай да Россию переехали ?
          1. +2
            23 октября 2018 11:15
            Про верфь и говорить нечего, нет там работы. Молодёжь перетащили сюда, у кого мозги есть ... слава богу, теперь получается, шо у ВСЕХ, старикам их спасибо! Старики, живут там, родные места покидать очень сложно. По любому, у них есть на кого надежда, так шо не пропадут!
            1. +1
              23 октября 2018 11:23
              rocket757 , грустно всё это , и печально ...Не хочу вспоминать Украину , которая является моей второй Родиной ( деды оттуда ) , как неудачную страну - огрызок
              1. -1
                23 октября 2018 11:27
                Хочется сказать - Товарищ верь, Она взойдёт!!!! - только сама она не взойдёт, надо усилия приложить!
                1. +1
                  23 октября 2018 11:39
                  rocet757 , Вить , только за эти слова Пушкин и пострадал , даже соседка Дончакова не помогла
                  1. 0
                    23 октября 2018 12:26
                    Понятно, шо мотивы на счёт декабристов, в империи не приветствовались!
                    Только вольности и тогда и сейчас для всех по РАЗНОМУ!
                    Если городишь чего угодно, на кого угодно, только не против СИСТЕМЫ, которая есть власть капитала и чиновничья, при самом, самом плохом раскладе только пожурят .... мож только отдельные, местные царьки, забурят поглубже, под статью подведут! Даж верхние персоналии критикуй, только против СИСТЕМЫ затевать ничего не смей!
                    Всё как всегда! Всё как ВЕЗДЕ!
        2. +1
          23 октября 2018 17:04
          Цитата: rocket757
          У МЕНЯ РОДНЯ, в значительной своей части трудилась на Николаевских верфях!!!

          Эти верфи в Николаеве вся страна строила, как и ДнепроГЭС, кстати когда-то. Популисты-феодалы развалили страну в угоду раздербанивания на личные уделы. В итоге интеграционные проекты все пошли под нож. Остались проекты на уровне бюджета и сложности 1 деревни. На территории всего СНГ.
          1. -1
            23 октября 2018 19:06
            Специально не интересовался, общее ощущение, что хотели всё и у нас разорить, на клочки\кусочки растащить.
            Не знаю шо, как, кто, но сохранили многое, как единое целое. Правда под себя гребли или группой.
            Надеюсь придёт время и со всеми разберёмся, все вернётся к тому, кто этого заслуживает по праву труда!
  3. SOF
    +1
    23 октября 2018 07:58
    ....афигеть....Украина хотела подарить Бразилии "Украину".....
    .....а точно именно ЭТА территория когда-то было с нами одним целым?....
    wassat wassat wassat
    1. -3
      23 октября 2018 09:24
      вы еще глупее чем я думал. металлолом в виде недостроенного крейсера тоже имеет цену. достроить его уже никто не сможет
      1. SOF
        +2
        23 октября 2018 09:44
        Цитата: Andy
        металлолом в виде недостроенного крейсера тоже имеет цену

        ...в таком случае, с него хотя бы символичное название содрать нужно....а крейсером, для продажи, его назвать может только полоумный....из скакунов.....
        1. 0
          23 октября 2018 09:52
          металл- это ДЕНЬГИ. и не важно в виде недостроенного крейсера или как. напомню как Россия продала на металл немцам крейсер "Россию". окультисты фиговы
        2. -2
          23 октября 2018 23:09
          ...в таком случае, с него хотя бы символичное название содрать нужно....

          Проснулись!! bully bully
          6 июля 2010 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление “О признании утратившим действие Постановления Верховной Рады Украины от 17 декабря 1993 года № 3731-XII “О присвоении названия “Украина” ракетному крейсеру”.
    2. -1
      23 октября 2018 09:35
      Александр. не марайтесь это доскакунчик окончательный .... смоет, как должно!
      1. -1
        23 октября 2018 09:49
        от тебе с софой можно сказать цитатой из басни - "кукушка хвалит петуха, за то что хвалит он кукушку". плюсуй друг друга и дальше
  4. +4
    23 октября 2018 08:00
    Страна победившего маразма, что еще сказать.
  5. +4
    23 октября 2018 08:12
    Кто остался в конкурсе лучше напишите
  6. -2
    23 октября 2018 08:17
    кажется, эта ситуация наглядно иллюстрирует реальную боевую ценность проекта 1164.
    За долгие годы никому в мире оказался не нужен, включая Россию и страны, которые вполне могли достроить его с российским вооружением- Китай или Индию, например. Да и Бразилия тоже.
    1. 0
      23 октября 2018 08:27
      Боевая ценность проявится когда по АУГ пульнет всеми ракетами, а в "мирное время" это камень на шее бюджета..зачем Бразилии крейсер на который нужно выкидывать кучу денег и который они никогда не используют по назначению?)
      1. +3
        23 октября 2018 08:30
        да по таким критериям большую часть оружия закупать не нужно- в мирное время обуза.
        а поди ж ты, китайцы строят как подорванные.
        но вот именно 1164 им явно не нужен- иначе давно выкупили бы.
        1. +2
          23 октября 2018 08:35
          Они и Варяг выкупили только по цене дешевле металлолома, зачем им крейсер который ржавеет уже 30 лет? Чтобы его ввести в строй понадобится больше денег, чем на постройку такого же на китайской верфи..
          1. -2
            23 октября 2018 08:39
            Варяг тоже никому не нужен был, кроме как по цене металлолома.
            Но Варяг был сильно недостроен, а 1164 практически готов- оставалось установить оружие и еще по мелочи.
            и китайцы строить крупные корабли недавно начали- но и до этого им 1164 не нужен был.
            1. +4
              23 октября 2018 08:44
              Вы недооцениваете сколько с "почти готового" крейсера тут поснимали, не удивлюсь если там и медные ручки да проводку уже стырили. Это как в свое время гостиница в Днепропетровске была готова на 85%, а теперь от нее одна бетонная коробка осталась.
              1. -3
                23 октября 2018 08:50
                ссылочку бросьте, сколько там стырили, если и правда факт имел место быть.
                в любом случае, это сделали не в один день, и за 30 лет 1164 никому не нужен был.
                1. +1
                  23 октября 2018 08:54
                  Сразу видно тырнет, может вам и ссылочку на золото Полуботка скинуть)) Просто по аналогии с тем, как у нас в депо электровозы после ремонта выходили без половины аккумуляторов и с испарившимися электродвигателями..
                  1. -3
                    23 октября 2018 09:00
                    не нужно так напрягаться, просто ссылку киньте типа- вот, китайцы захотели его купить, но приехали, посмотрели что разграблен и передумали, если бы факт имел место быть, в сми это явно прошло бы.
                    в любом случае это вопрос цены, Варяг на момент покупки был еще хуже.
                    1. +1
                      23 октября 2018 09:04
                      https://rian.com.ua/interview/20170823/1026997150.html
                      Часть вооружения сняли, там кстати интерьвью от сотрудника завода почему не разрешат продать китайцам..
                      1. -2
                        23 октября 2018 09:34
                        вы б еще на Мордовский вестник ссылку привели, там пропаганда прет из каждой строчки, начиная с
                        построенный 25 лет назад под заказ для Российской Федерации.

                        СССР вообще исчез, как и не было никогда в природе.
                        Хорош источник.
                        И дальше то же самое идет. История с крейсером вдруг стала считаться строго с 2014 года, до этого как бы и не было ничего.
                        Открою вам тайну- его предлагали продать Российской Федерации не один раз- но она отказалась, в статье написано откровенное вранье.

                        и даже в этом источнике подтверждается, что как минимум до 2015 года там никто ничего не разворовывал, была вахта, крейсер поддерживался в надлежащем состоянии - это к слову о том, что вы писали выше, что якобы его разворовали. да и на момент статьи такого не было- там же есть ссылка, на другую статью- о том что Порошенко приказал продать крейсер.
                        Ситуация проста- он никому не нужен ни тогда, не сейчас
                      2. +2
                        23 октября 2018 10:50
                        Вам надо было ссылку на RT или Соловьева привести?? Или на Блумберг. Естественно начальство на заводе 61 коммунара будет рассказывать, что "ці руки нічого нє крали", просто вскользь упомянул, что еще до 17 года сняли вооружение.
                      3. 0
                        23 октября 2018 13:04
                        это не начальство, а просто какой-то пенсионер.
                        светится по российским каналам, в том числе и на RT.
                        А вооружения там и не было, нечего было снимать.
                      4. -2
                        23 октября 2018 23:13
                        А вооружения там и не было, нечего было снимать.

                        Артиллерийское вооружение - таки было.
          2. +1
            23 октября 2018 09:31
            Цитата: DerSturm
            Они и Варяг выкупили только по цене дешевле металлолома, зачем им крейсер который ржавеет уже 30 лет? Чтобы его ввести в строй понадобится больше денег, чем на постройку такого же на китайской верфи..

            согласен с вами. добавлю что китайские корабли сейчас лучше российских. они в свое время просто не стали на устаревшее бросаться и взяли самое лучшее и от нас и от амеров
            1. -2
              23 октября 2018 09:37
              это вы со мной, а не с ним согласны вообще-тоlaughing
    2. +2
      23 октября 2018 09:35
      Россия не единожды пыталась выудить этот "атлант", но "братья" заламывали ценник, а теперь имеют что имеют... hi
      1. -2
        23 октября 2018 21:02
        На самом деле - Россия заявляла, что готова принять крейсер только бесплатно.
        1. 0
          23 октября 2018 21:05
          Но готова заплатить за достройку крейсера, тем паче что крейсер строила не Украина а СССР...
          1. -2
            23 октября 2018 21:08
            Не все так просто. Когда крейсер достался Украине - строительная готовность его была 75%. А когда его выставили на продажу - уже 98%.
  7. 3vs
    -2
    23 октября 2018 08:32
    Всё, что отвалилось от бывшей России медленно деградирует...
  8. +1
    23 октября 2018 08:34
    Украинцам и хочется и колется, только и остаётся надувать щёки. Поезд уехал, а рельсы сдали на металлолом.
  9. +2
    23 октября 2018 08:44
    Зубоскалить имело бы смысл, если бразильцы проект нашего корвета, в итоге приняли. Благо у нас проектов таких кораблей немало - те же Гепарды, 20380, 22160.
    1. +6
      23 октября 2018 09:08
      Были они на "Северной верфи" в Питере,и рассматривали 20382(экспортный вариант 20380).Вероятно,думают ещё...Контракт ни с кем не заключали пока...
  10. +1
    23 октября 2018 08:45
    что-то уж часто, как бы не постоянно украинцы проигрывают своими "суперсовершенными" проектами всевозможные конкурсы...
  11. +1
    23 октября 2018 08:53
    Ага, для Бразилии подарок Атланта был бы сродни если бы подарили Белого Слона.
  12. +2
    23 октября 2018 09:05
    Нечего обсуждать. У Украины нет уже своего судостроения. Если не считать детских кружков судомоделирования, работы которых и выдают за реальные проекты кораблей.
    1. -2
      23 октября 2018 23:19
      У Украины нет уже своего судостроения

      Ну как сказать, как сказать... Бронекатера, десантно-штурмовые катера, ракетные катера, корабли разведки и управления... + коммерческое судостроение.
  13. 0
    23 октября 2018 09:21
    основой которого стал украинский проект 58250
    Это тот который они с 2011 года строят?
    1. -2
      23 октября 2018 23:22
      Именно он. Только его уже не строят. Завод-строитель признан банкротом и корпус корвета будет включен в имущество для реализации.
  14. 0
    23 октября 2018 09:25
    Рисунок для иллюстрации к статье как то уж очень небрежно и общо нарисован. Если бы это мне показали в качестве презентации, я бы даже и смотреть дальше не стал. Орудийная башня и по два ракетных тубуса по бортам в самых общих чертах, на заднем плане видимо что-то ПВО-шное, кассета какая-то на ноге, и якобы радарные панели. А что касаемо Украины, то все, что они строят, все равно получается похоже на рыболовную шаланду с пулеметом.
  15. +2
    23 октября 2018 10:10
    Жаль Атланта,там вроде готовность под 90%.И сами не нам и России не дам.
    1. -2
      23 октября 2018 21:00
      Даже 98%. Но - это только строительная готовность. Техническая (с учетом необходимости монтажа систем оружия и РТС) - много меньше.
      И его предлагали в свое время продать России. Но вы отказались.
  16. 0
    23 октября 2018 13:38
    Конкурс, а сами на "Северную верфь"... Короче,доны,давайте бабки -вооружим дёшево и сердито.
  17. -2
    23 октября 2018 20:57
    доработанный николаевским Опытно-проектным центром кораблестроения

    Правильно он называется Николаевский Казенный Исследовательско-Проектный Центр кораблестроения.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»