Пенсия в офицерском мундире. Часть 1

37
Из истории известно, что военные пенсии (в современном понимании этого термина) появились в Древнем Риме. Впервые их ввел для центурионов (офицеров) и легионеров римский консул Гай Марий. Выходец из низов, он в 107 г. до н.э. занял высший пост в Риме и впервые в истории сформировал на добровольной основе постоянную наемную армию. До этого римская армия была, по сути, милиционной. Ее собирали лишь для ведения войн, а по их окончании сразу распускали по домам. В армию до нововведений принимали только состоятельных римлян, которые сами могли приобрести оружие, снаряжение и содержать себя в походе.

Именно Марий установил для ветеранов пенсии за выслугу лет и обеспечение их земельными наделами при отставке. В те времена в Риме ветеранами называли легионеров, прослуживших не менее 16 лет в строю и 4 года в ветеранском резерве. Позже общий срок службы был увеличен до 25 лет. Римские граждане, завершившие службу, получали денежный пенсион и земельный надел там, где они вышли в отставку. Спустя 7 лет пришедший к власти Юлий Цезарь закрепил военные пенсионы и расширил ветеранские льготы и преимущества. Войскам после побед над врагами выплачивались премии, а позже выдавались прибавки к жалованью при восшествии на престол нового императора. Легионеры могли делать пенсионные сбережения, которые хранились у знаменосцев когорты. Обычно половина всех премий откладывалась до времени выхода в отставку.





Государево попечение служилых людей на Руси

На Руси воинские начала возникли вместе с формированием обособленных княжеств и появлением первых княжеских дружин для защиты власти, населения и территорий. Первые шаги по обеспечению ратного люда за счет казны предпринял великий князь Иван III, занявший престол в 1462 году. За верную службу и преданность он установил материальное вознаграждение в виде временных поместий. Спустя годы временные поместья перешли в полную собственность ратным людям и стали называться вотчинами. Одновременно с получением поместий и вотчин у зарождавшейся военной знати появилась обязанность по первому зову монарха явиться ко двору с установленным количеством вооруженных людей и коней. Именно эти ратные люди составляли основное ядро княжеского войска.

Известный русский историк С.М. Соловьев подсчитал, что с середины XI века и до 2-й половины XV века было 245 вражеских нашествий и нападений на Русь. При этом почти 200 таких вторжений приходится на период с 1240 по 1462 годы. Иными словами, в это время русские княжества почти ежегодно подвергались военному нашествию и вынуждены были воевать за свою свободу и независимость. Войны и вражеские нападения извне продолжались и в более поздние годы.

Развитие основ попечения ратных людей в России получило дальнейшее развитие в XVI веке. В период царствования Иоанна Грозного впервые было установлено государственное попечение при отставке. Существовало три вида обеспечения: 1) оставление за отставным всего поместья или его части; 2) назначение кормления; 3) помещение в богадельни. Первые два вида попечения жаловались, как правило, высшим военным чинам. Всем военным чинам при увольнении со службы выдавались специальные отставные грамоты.

В те же годы формировавшееся русское дворянство обрело наследственные черты. Вместо отставного служилого на царскую службу должны были прийти его сыновья и внуки. С появлением стрелецкого войска служилые люди стали получать содержание от казны и обрели некоторые льготы и преимущества. Они были освобождены от налогов. Стрельцов нельзя было обратить в холопы или сделать крепостными. А тяготы и лишения ратной службы компенсировались получаемыми земельными наделами, правом заниматься ремеслами и торговлей. Стрелецкие начальники имели еще большие льготы, которые зависели от занимаемой должности в войске. В годы правления царя Алексея Михайловича выделение поместий и земельных наделов за долгую ратную службу и полученные ранения становится одной из форм натурального пенсиона.

Военно-пенсионные реформы ускорились во времена правления Великих. Как известно, титул «Великий» в отечественной истории носили всего два монарха — Петр I и Екатерина II. И эти титулы, возложенные на них современниками, и много позже воспринимались всеми как вполне ими заслуженные. Петровские реформы в значительной мере систематизировали и расширили льготы воинским людям. Постепенно закладывались основы будущей военно-пенсионной системы России. Так, царским указом еще от 9 августа 1700 года было впервые установлено "полковникам и начальным людям, за отличия их службы и для старости давать на пропитание, из прежних их годовых дач третью долю, по все годы". Именно Петр Великий включил расчет военной выслуги лет для определения сумм пенсионных выплат от казны при выходе в отставку. Своими указами от 1716 года и от 1719 года царь предписал пожизненно выплачивать офицерам, вышедшим в отставку по старости, жалование для пропитания.

Екатерина Великая также внесла свой вклад в развитие пенсионного обеспечения в империи. С 1764 года она полностью освободила монастыри от обязанностей содержания (пропитания) отставных военных. Их стали отсылать на жительство в особо назначенные для этих целей города, которые взамен того освобождались от воинского постоя. Всего был определен 31 город империи (для отставных чинов гвардии — только г. Муром). Всем отставным воинским чинам было установлено денежное довольствие от казны: офицерам от 33 до 120 рублей в год в зависимости от чина.

Гораздо лучше обстояли дела с военными пенсионами генералитета. В царствование Екатерины Великой пенсионное обеспечение получали все отставные генералы. Постепенно пенсию по выслуге лет стали назначать офицерам, прослужившим в строю 20 лет и более. Все чины, получавшие пенсионные выплаты в пределах установленной императрицей общей суммы расходов на эти цели, составляли пенсионный «комплект чинов». Все те, кто не попал в комплект, ждали своей очереди. В конце ее правления на пенсии «чинам по комплекту» казна выделяла почти 300 тыс. рублей в год. Для того времени это были огромные деньги. Все пенсии персонально утверждались монаршим благоволением. Существовали также пенсии, назначавшиеся за особые заслуги по именным указам императрицы.

Пенсионное обеспечение в Российской империи в XIX-XX веках.

С течением времени все большее распространение получила выплата пенсий и пособий в денежной форме. В 1803 году указом императора Александра I пенсия отставным военным чинам от казны за выслугу лет была узаконена и окончательно обрела денежную форму. Поскольку этим документом юридически было зафиксировано введение системы пенсионного обеспечения для всех военнослужащих в соответствии с вполне определенными условиями, то этот указ прежде часто называли первым Уставом о пенсиях в Российской империи. На основании установленных причин выхода в отставку по ранению или болезни и при соблюдении сроков обязательной выслуги не менее 20 лет назначалась пенсия в размере 1/3 жалования. Позже сроки выслуги были существенно увеличены, а условия получения военных пенсий были изменены. Теперь при 20-летней выслуге можно было рассчитывать лишь на незначительные пенсионные выплаты в размере инвалидного содержания. Пенсию в размере половины жалованья назначали отставному военному чину при 30-летней выслуге, а полную пенсию в размере всей суммы жалованья выплачивали лишь при 40-летней выслуге.

Однако к 1820 году недостаточно регулируемый процесс назначения пенсий из казначейства привел к росту государственных расходов на эти цели. Когда сумма годовых выплат из казны увеличилась до 7,5 млн. рублей, потребовалось принятие экстренных мер как по снижению самих расходов, так и по законодательному упорядочению всех пенсионных законоположений в рамках единого и общего для всех пенсионного документа.

Устав о пенсиях и пособиях

В том же 1820 году император Александр I повелел упорядочить пенсионное законодательство и систематизировать порядок и правила назначения пенсий в империи. Была поставлена задача — разделить гражданские чины на специальные классы по должностям с целью их сравнения с военными чинами и получаемыми ими пенсиями. В декабре 1827 года уже новый император Николай I утвердил окончательный вариант Устава о пенсиях. Размер пенсии теперь полностью зависел от выслуги: за 35 лет службы — полная пенсия; от 30 до 35 лет — 2/3 жалованья по чину; от 20 до 30 лет — 1/3 жалованья. Классные гражданские чины были соотнесены с военными чинами. Все должности гражданских ведомств были разделены на 9 разрядов, каждому из которых присвоили пенсионный оклад в пределах от 300 до 4.000 рублей. Пенсии высшим чинам первых двух классов назначались по усмотрению царя, все остальные военные и гражданские чины приобретали пенсионные права в соответствии с выслугой лет и занимаемой должностью. Болезни и ранения сокращали сроки выслуги на 10-15 лет. Время пребывания в военных походах при расчете пенсионной выслуги увеличивалось в 2 раза. А вот пребывание в отпуске дольше 4-х месяцев вовсе вычиталось из срока службы. Была установлена единая процедура – назначение пенсии осуществлялось по представлению начальства, а все пенсионное делопроизводство было передано в ведение государственного казначейства. Начисление пенсий и их выдача в соответствии с положениями нового Устава о пенсиях и единовременных пособиях началось с 1 января 1828 года. Однако расходы на выплату пенсий и пособий от государственного казначейства продолжали расти и к середине XIX века вновь приблизились к 7 млн. рублей в год.

Пенсии по Уставу: традиции и перемены

Для пересмотра основных положений Устава о пенсиях и пособиях и приведения их в соответствие с текущей социально-экономической ситуацией в империи были созданы Особый и Эмеритальный комитеты. Подготовка новой редакции Устава была возложена на графа Блудова, который в ту пору возглавлял II отделение собственной канцелярии императора Николая I. Отделение занималось составлением Свода законов империи. По своему месту в системе государственной власти отделение императорской канцелярии соответствовало рангу министерства.

Представленная графом Блудовым записка об основах нового Устава о пенсиях была воспринята неоднозначно. Он считал, что пенсия для чиновника не есть его право, заслуженное беспорочной службой, а всего лишь проявление монаршей милости. В записке предлагалось лишить пенсий всех, у кого имеется собственное имущество, а также значительно повысить сроки выслуги для получения пенсии. Рассматривался предельный срок службы 45 лет с правом получения полуторного размера пенсии. При этом право дослужить до этого срока должен был получать не каждый чин, а только тот, кого начальство посчитало нужным для дела.

Предложения графа Блудова не получили поддержки ни среди сановников, ни в обществе. Ознакомившись с различными точками зрения, Николай I пришел к выводу, что в короткий срок принципиально пересмотреть все положения Устава о пенсиях и пособиях невозможно. Поэтому он повелел внести в него лишь те изменения, которые позволят стабилизировать ежегодные расходы казны на выплату пенсий в текущем размере, не допуская их дальнейшего роста.

Указом императора от 6 ноября 1853 года Устав о пенсиях был изменен. Была установлена двухступенчатая выслуга в 25 и 35 лет для половинной и полной пенсии соответственно. За 40 лет (1828-1868 годы) число пенсионеров и объем пенсионных выплат выросли почти в 6 раз. Но средний размер пенсии увеличился незначительно: с 109 руб. 82 коп. (1828 г.) до 114 руб. 45 коп (1868 г.). Поэтому все годы вплоть до 1917 года власти Российской империи пытались решить две альтернативные финансовые задачи, лежащие в основе пенсионной системы – как повысить размер пенсий военным чинам при одновременном снижении расходов казны.

Наряду с выплатой пенсий из казначейства за многолетнюю и беспорочную службу военным чинам постепенно формировался 2-й уровень в системе пенсионного обеспечения империи в виде эмеритальных касс.

Эмеритура, или добровольно-принудительные накопления

В числе хорошо зарекомендовавших себя на практике и получивших положительный отклик в обществе стало создание системы добровольно-обязательных взносов военных чинов в специально созданные эмеритальные кассы. Их название произошло от латинского слова emeritus, в переводе означающего «заслуженный». Помимо внесения обязательных накопительных взносов-отчислений, право на такую пенсию надо было еще и заслужить.

В качестве образца был взят пример успешно работавшей эмеритальной кассы прежней армии Польского царства. Поскольку статистических данных и расчетных показателей работы подобных касс на тот период времени просто не существовало, то было решено принять все положения и расчеты этой кассы в качестве образца с условием их последующей доработки и адаптации к российским условиям. Первоначальный капитал кассы формировался, как правило, за счет поступлений из внешнего источника (из казначейства, инвалидного капитала, добровольных пожертвований и т.д.). Капиталы эмеритальных касс, размещенные в ценных бумагах, позволяли получать ежегодно примерно 4% дохода. Расчеты, проведенные на 50-летний период вплоть до 1919 года, показали рост размеров персональных накопительных пенсий примерно в 3 раза. Выплаты в эмеритальную кассу устанавливались обычно в размере 6% от жалованья. В 1860-е годы числе первых были утверждены положения об эмеритальных кассах военно-сухопутного и морского ведомств. Эмеритальные капиталы и число участников касс росли из года в год вплоть до 1917 года.

Пенсия из эмеритальной кассы назначалась с учетом сроков выслуги и периода отчислений в кассу и выплачивалась только после выхода в отставку. Следует отметить, что пенсионная система империи даже в начале ХХ века оставалась во многом сословной. Государственные пенсии по выслуге лет назначались военным чинам, выходившим в отставку, как минимум, в статусе личного дворянства.

Продолжение следует…
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 октября 2018 05:55
    Просто большое спасибо, с чем-то не согласен, что-то упрощено, но это не главное!!!
    Так что еще раз спасибо, за выходное чтение на интересную тему!
    С уважением, Котище!
    1. +2
      27 октября 2018 23:37
      консул Гай Марий. Выходец из низов,

      Человек -чьему роду принадлежала большая часть римской провинции Эртурия выходец из низов? Человек - чей род принадлежал к всадническому сословию выходец из низов?
      Более чем оригинально
      В современной историографии принято считать, что информация о низком происхождении Мария имеет своим источником посмертное очернение Мария Суллой [17]; на что прямо указывает Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»
      В действительности же всадники Марии были частью несенатской аристократии, играя достаточно важную роль в жизни своего муниципия. Они находились в близком родстве с другими знатными родами Арпина — Серториями, Гратидиями и Туллиями, являлись клиентами Геренниев и влиятельного римского семейства Цецилиев Метеллов

      Гай Марий и его племяники - Квинт Серторий Тактик и Гай Юлий Цезарь были величайшими полководцами Рима, вот бы о ком статью в этом разделе
  2. -14
    27 октября 2018 06:20
    Вот так всегда, военным пенсию на блюдечке с голубой каемочкой , а народу горбатится , и не знаешь получишь ли ту пенсию)))))
    1. -1
      27 октября 2018 07:20
      Меня всегда интересовало то, что основным аргументом хорошего денежного содержания военных было... это в мирное время мы сидим и занимаемся боевой и политической подготовкой, а если война... Так помилуйте, слесарь Вася когда война то же в окопы пойдёт... А содержание у него совсем другое... Но это всё полная ерунда в сравнении с тем как платят чиновникам...
      1. -3
        27 октября 2018 07:45
        Вард-плюс тебе!Эти будут хранцузские булки жрать в "бистро" московских,а я в окопах гнить ...Доколе?
      2. +7
        27 октября 2018 08:09
        Цитата: Vard
        Так помилуйте, слесарь Вася когда война то же в окопы пойдёт..

        Дяди Васи нет и не было ни в Сирии, ни в Ю.Осетии.

        Дядя Вася не участвует в учениях, нарядах, караулах, не мотается по гарнизонам без угла (независимо от желания), не живет по приказу и не подвергает свою жизнь опасности, как в армии происходит.

        Дядя Вася ест, ездит, спит что, сколько и где хочет.

        Пенсия военными и срок службы-абсолютно заслуженны-честь им и хвала.
      3. +17
        27 октября 2018 10:27
        Цитата: Vard
        Меня всегда интересовало то, что основным аргументом хорошего денежного содержания военных было... это в мирное время мы сидим и занимаемся боевой и политической подготовкой, а если война... Так помилуйте, слесарь Вася когда война то же в окопы пойдёт... А содержание у него совсем другое... Но это всё полная ерунда в сравнении с тем как платят чиновникам...

        Прочитал комментарий и задумался, неужели я такая сколота! Правда я "мент" и мирного времени у нашего брата не бывает, но 23 года я сижу в этой "луже" и до сего мгновения осмеливался гордится своими погонами, честью и совестью.....
        Все тщетно, мы прожираем налоги дяди "Васи" и отсиживаемся за спинами соесаря "Васи"! И в принципе если вспомнить, что я "мент" в пятом поколении, то остается посыпать голову пеплом за пра-прадеда городничего, прадеда и деда НКВДешником и родителей ментов! И в петлю, чтобы не быть бременем - уважаемого Василия! Дорогой Вард Вы будите этому рады?
        А теперь на полном серьезе, если желание есть возмите и проведите хронометраж моих комментариев. Разрыв во времени это мое нахождение на службе! Минимум 12 часовой день, может быть я исключение? Да я Вас умоляю - большенство пашут как волки!
        Второй вопрос, я как не парадоксально работаю с людьми и за всю свою жизнь не видел человека который пришел ко мне без беды, а просто так! Беды просто делятся, простите за тавтологию - просто беда и большая беда! Ты ежедневно поринимаешь решения в отношении трех - десяти дядей и тетей "Васей", а утебя еще есть свои "спиногрызы" которых надо в одно место целовать и пинать одновременно, чтоб они оставались людьми. К слову, ты сам ходишь под богом, подчиненный и начальник одновременно. Мясорубка такая, что врагу не пожелаешь. В текущем году я намотал 20 тысяч верст по Уральскому региону. В трех случаях из пяти, о там что я должен был быть там еще вчера я узнавал за три часа! При этом я не оперативный работник, про ихнего брата я просто промолчу.
        Отступление третье! Как не удивительно негатив о своей профессии я встречаю только на страницах ВО. В повседневной жизни даже ставя машину во двор, соседи оставляют мне "нычку", знают приеду поздно уеду рано. Если бы не навидили думаю банально так не делали.
        Отступление третье! Я не ищу сочуствия или понимания, при всех раскладах я одел погоны случайно поцапался с "историчкой" по совместительству женой военкома. И в 1995 вместо педогагического на факультет истории, я оказался в казарме Высшей школы милиции! Не имея за спиной даже грамма гражданского стажа я продолжаю служить. О пенсии пока даже не думаю, но если дядя "Вася" ночью проснется от треска рации во дворе, то пускай будет спокоин я и мои коллеги в очередной раз ловим "удотов" которые жгут автомобили!
        Возможно я груб и резок, но когда к тебе приходят с большой "бедой" у тебя нет права найти оправдание (обед, перерыв, отпуск) ты задвигаешь свою семью и идешь. Иногда страшно, но ты в кабуру вкладываешь ПМ и все равно идешь!
        С уважением, Котище!
      4. +2
        28 октября 2018 10:26
        Это точно основной аргумент?)
        Куда Вася пошлет того, кто его разбудит часиков в пять утра и попытается отправить на работу? иА тогог, кто его отправлять будет пожить несколько недель в Мухо...ке? без семьи , детей и любимой кошки))
        И дойдет Вася до окопов то?)))
        Не надоело еще возмущаться тем, что кто-то получает??? bully и достаточно часто заслуженно...
    2. +6
      27 октября 2018 07:53
      Цитата: Дирижер
      Вот так всегда, военным пенсию на блюдечке с голубой каемочкой

      Да, так и должно быть. Потому что на "просьбу выйти поработать" военный отвечает: "Есть!" и идёт, а гражданский может посмотреть или сослаться на обстоятельства, и ещё! Служба в ВС никому не возбраняется, можете принять Присягу и вам тоже вручат лопату, которой военные гребут деньги.
      Цитата: Vard
      Так помилуйте, слесарь Вася когда война то же в окопы пойдёт... А содержание у него совсем другое...

      Слесарь Вася в современной войне может и не дойти до окопа, потому что время пехотных и танковых баталий подошло к концу, но слесарь Вася не сможет разобраться в тактике общевойскового боя лучше подготовленного военного. Для нашей страны полезнее иметь военных профессионалов, чем профессиональных демагогов.
    3. +8
      27 октября 2018 09:29
      Уважаемый, в полной мере смею заметить что если бы вы оказались сейчас в погонах и вкусили все "прелести" службы, то поняли почему мы выходим на пенсию раньше. Нельзя утверждать о том что, устрицы это невкусно, если не пробовпл их на вкус.
    4. +7
      27 октября 2018 13:29
      Цитата: Дирижер
      Вот так всегда, военным пенсию на блюдечке с голубой каемочкой , а народу горбатится , и не знаешь получишь ли ту пенсию)))))

      Я своего отца ,военного моряка ,командира эскадренного миноносца толком увидел тогда , когда он ушёл в запас . Когда служил - А это 27 календарных лет в море !! Дома практически не бывал ,или в море на мостике ,или вызвали на корабль из отпуска по причине ЧП на корабле . ... Это так на тему о "бездельниках военных "
    5. +2
      27 октября 2018 14:43
      Цитата: Дирижер
      Вот так всегда, военным пенсию на блюдечке с голубой каемочкой , а народу горбатится , и не знаешь получишь ли ту пенсию)))))

      Так военную службу надо со школы было выбирать.
      Человек служивый 24 часа в сутках на службе и 365 дней в году,в любое время могут "подрвать."
      Я свое время редко видел своих родных,коммандировки затягивались до полугода,так и мой отец редко видел меня и братьев но все изменилось как он на пенсию,раннюю,вышел.Так и я 12 лет отдав родине,без гос пенсии.
      Так что копите свою пенсию сами да и вкладывайте в то что потом пригодится.
  3. 0
    27 октября 2018 17:37
    Разбередил !!!! 6 лет я погоны носил , 2 года срочки, в не самые простые 1990-92 , пережил вывод из ЗГВ в ТуркВо, на станцию Келета, 4 года в 7 (ОПУ) , для несведуюших - топтуны, так что такое служба знаю , у топтунов она вообще построена так. что никаког нет понятия . что и как со свободным временем. но и гражданским шас ой как не сладко бывает, я не беру планктон офисный . а продавцы , м=и куча другого народа , попробуйте поработать управляющим магазом, или даже продавцом , может и похлеще чем в армии .
    1. +4
      27 октября 2018 20:34
      ....попробуйте поработать управляющим магазом, или даже продавцом , может и похлеще чем в армии .

      Вард!.........я даже не знаю, что написать?
      Возможно я был готов принять "ответку" от сталевара, шахтера, вальсовщика, даже от трудяги слесаря Василия, но управляющий магазином......¡
      Я открытым текстом говорил и буду говорить профессии нужны многие и разные, мы иногда оказываемся "в профессии" волей случая или стечения обстоятельств. Но равнять заведующего магазином и военного, даже слесаря - выше моих сил и воображения!!! Вы просто поработайте в прстоянно психотравмирующей обстановке, с годик - гаишником! Когда ты изначально "радость и счастье приносить не можешь по определению"!
      Если честно имею друзей предпринимателей, которые живут как на сковороде. Но сам я искренне убежден, что в этом виноваты они сами. Если у тебя по определению все подчиненые воры и лентяи, то это твоя недоработка. Банально если не умеешь организовать работу или торговать иди мести метлой!!!
      За примером далеко ходить не надо! В 2014 в магазин напротив пришла работать "дивчина с украины" по другому не опишишь. Продавец от бога, с улыбкой шуткой, прибауткой. Бабки из подъезда к ней ходили просто поздороваться! За неполный год поднялась до директора магазина. За три до заведующей сетью. Так ее продавцы, за свое место стоят насмерть как под Сталинградом, вакантов нет. Неделю назад приехала с проверкой в магазин где начинала, а там очередь. Не говоря ни слова встала за прилавок помогать своим подчиненным. Интересно, что бы Вы выбрали волком смотреть на начальство или осознавать, его поддержку?
      Впрочем, пример не единичен, некие торговцы с пирожками выбивали во всесмльные министры, но опять своей харизмой! Да да я о Меньшикове!
      1. +5
        27 октября 2018 22:06
        Добрый вечер!

        "Лётчик водит самолёты -
        Это очень хорошо.

        Повар делает компоты.
        Это тоже хорошо" (с).

        Бессмысленно как мериться профессиями.
        Так и относиться без уважения к какой-нибудь, особенно если на своей шкуре не попробовал.

        А вообще обычно цитирую классика:

        "Если хочешь быть майором,
        То в сенате не служи.

        Если служишь, то по шпорам
        Не вздыхай, и не тужи" (с).
        1. +3
          28 октября 2018 07:28
          Утро доброе, я и не спорю!
          Любая, повторюсь любая профессия вызывает уважение. Еще искренне уважение вызывает профессионал от профессии! В начале лета столкнулся с интересным мужиком -газовщиком! По другому его назвать не могу - лет 40-45, с бородой и длинными волосами в хвосте! Пришел проводить проверку газового оборудования и вентиляции. За три минуты общения я узнал о природном газе и оборудовании, все! Все, что мне необходимо знать как пользователю! Видя такой профессонализм и дар педагога, я неу держался и спросил почему он не в школе илм за кафедрой в институте! На что получил ответ, цитирую: "В своей работе я люблю общение и свободу! В неделю я должен обойти 1000 квартир, а как и когда это сделаю начальство меня не спрашивает! А тут, позвонит мой босс, кого Вы запомните "угрюмого и с перегаром" или "веселого с бородой"! Впрочем запомните вы обоих, но обо мне отзоветесь по доброму, с уважением! А я за полдня аыполню дневную норму и пойду двух колесного друга гонять, жене помогать или обойду за один день два участка и буду иметь свободный день!" При этом он сменил газовый кран меньше чем за минуту!
          Так что если-ты профессионал и любишь свою работу - ты наполовину счастливый человек!
          1. -1
            28 октября 2018 07:45
            Цитата: Котище
            В неделю я должен обойти 1000 квартир

            25 квартир в час. На одну квартиру - две минуты? Да он просто Карлсон какой-то, с пропеллером, газовщик Ваш.

            Цитата: Котище
            А я за полдня аыполню дневную норму

            То есть - по минуте на квартиру??!

            Нет слов...

            Цитата: Котище
            За три минуты общения я узнал о природном газе и оборудовании, все! Все, что мне необходимо знать как пользователю

            Это может означать лишь одно - до этого Вы вообще ничего не знали "о газе и оборудовании" ))

            Цитата: Котище
            если-ты профессионал и любишь свою работу - ты наполовину счастливый человек

            Неонятно, почему только наполовину. А так - красивая сказочка, спасибо.
            1. 0
              28 октября 2018 13:40
              Увы в своем комментарии я "кормлюсь" со слов своего визави, даже если он приувеличил, что человекам свойственно, то страшного в этом нет!
  4. +1
    27 октября 2018 17:42
    ВОВ в основном, на низовом уровне, те самые Васи и вытащили , Афган , срочники были в рядовом и сержантском составе . Чечня тоже , Отвоевал 2 года и вперед , в новую жизнь , и с пенсией в 65 лет .
  5. -2
    27 октября 2018 17:45
    Кстати , те самые Васи, оружие клепают , одевают, обувают и кормят ту самую армию .
    1. +3
      27 октября 2018 18:30
      Цитата: Дирижер
      Кстати , те самые Васи, оружие клепают , одевают, обувают и кормят ту самую армию .

      Ну у них работа от 9-18,00 плюс обед с 13.00 до 14.00.Выходные .Да и высокая зарплата.Да отпуск мал,24 календарных дня.Но все праздники за ними.Ляпота.
      А военные,уже моральная договоренность есть с государством,что до 45 лет возможно недоживут.Так что выход на пенсию в 45-47 лет считаю нормальным.
      1. 0
        27 октября 2018 18:58
        Да !. Вы, любезнейший на военном производстве не работали , там запросто можно и по неделе пахать без выхода с производства , даешь план, то да се , а вот военпреды в 18 00, домой , бо рабочий день вышел . Теперь чисто не военное , а поработайте продавцом в торговом центре , начало работы в 8 00, окончание 22 00 , 2 по 2 в неделю )они так называют . , то есть на раб месте вы хотя бы в 07 45 , уходите, в 22 30 , , обед 30 мин, остальное время покупателям , а в субботу и воскр и ппредпразднничные дни вешалка , И Вы приказывать могете , а вот продавец обслуживает , а тут тебе бонусы , начинаю от администрации центра , и заканчивая проверками от всех кого можно . Ляпота, зп, ( пример даю , компания Л Эуталь , продавца , 15 000 руб, плюс неочевидная премия ) нервов огого . отпуск в соотвествие с КЗОТ (15 + 15, да еще как начальство даст), мед обслуживание не в ведомственном госпитале или поликлинике а в районной или за бабло , званий и ксив нет, год за 2 тоже нет. церберов над головой выще крыши , нет дохода , нети премий и уволить проще . И моральной договоренности с государством нет. Или на базаре поторгуйте , Силовиков бюджет кормит , а кто кормит этот бюджет?
        1. +3
          27 октября 2018 19:10
          Цитата: Дирижер
          Да !. Вы, любезнейший на военном производстве не работали

          Ну все равно не сравнить с военной службой.Хотя бы взять заставу,Пограничные войска.Да время еще когда курсант можно ознакомится всеми тяготами службы.Выход в наряд-дозор,на улице может быть -25 или +40,в течение 8 часов надо пройти расстояние от 4 км. до 20 км .У нас заставы в горной местности.Это солдатам или курсантам двух-трех годичникам.А потом если прорыв,умереть на благо родины.К стати в командировке был,уже в независимом Таджикистане.Да ,копейки доплатили.
        2. +1
          28 октября 2018 10:47
          То есть в армии в основном военпреды служат, ну которые в 18 00 до дому, да?)
          Да и ксива армейская ну все двери открывает))) - по Вашим словам
          А так ли это?)
  6. 0
    27 октября 2018 19:18
    Нефть. газ, люминь и так далее каждый день добывают , не учения, а каждый день , что бы воин , мог повышать боеготовность , и может быть пойдет в бой , те кто обеспечивает это в тени . Посмотрите фото , где И.В. Сталин с генералитетом , генерал армии Хрулев в первом ряду , ибо тыл обеспечивает . С какого рожна педиатр в детской поликлинике должен уходить на пенсию в 65 , а подпол в 47 ? Он , педиатр , страдания каждый день видит .
    1. +2
      27 октября 2018 19:33
      Цитата: Дирижер
      Нефть. газ,

      Да по бабкам дорого.
      Цитата: Дирижер
      люминь

      В цене здорово упало,Китай на первом месте стал. Другое дело железо и медь,да вот бизнесом подзанялся.Вывоз железного лома у нас запрещен а так же и медного,другое дело полуфабрикаты.Мировая экономика требует сталь и медь.
      ,
      1. +3
        27 октября 2018 20:54
        С какого рожна педиатр в детской поликлинике должен уходить на пенсию в 65 , а подпол в 47 ? Он , педиатр , страдания каждый день видит .

        Во первых Вы показываете свою безграмотность!
        В связи со сложностью и напряженностью любой медицинский работник работает не более 7 часов в день, в пятидневной неделе. То есть если по простому недорабатывает в неделю 5 часов, в месяц примерно 20, в год 220. Отпуск у медработников также не 28 дней.
        А теперь кидаю пример: в 2007 году у меня слушательница сломала ногу! Мой начальник факультета попросил помощь в мед санчасти Института. Нам отказали. Позвонили в скорую, нам ответели "у вас есть свой госпиталь"! Позвонили в госпиталь, там нам ответели до Вас далеко ехать! Спасли ситацию ребята гашники из параллельной группы. В форме поехали в город и поймали машину скорой помощи! И Вы думаете кому-то из медперсонала что-то было? Да нечего! За что уволили любого сотрудника, с их как гуся вода. Так что пример о терпящем страдания враче не рассказывайте. Есть люди вызывающие уважение, но есть и те кого я презираю!
        Если честно, Вас бы в наш госпиталь, сразу бы прониклись обычной медициной!
        1. +3
          27 октября 2018 23:26
          Дочка старшая - врач. Жизнь - на работе. Но это ее выбор.

          Поверьте, никак не 7 часов в день при пятидневной рабочей неделе.
          1. +1
            28 октября 2018 07:51
            Цитата: Korsar4
            Дочка старшая - врач. Жизнь - на работе. Но это ее выбор.

            Поверьте, никак не 7 часов в день при пятидневной рабочей неделе.

            Снимаю шляпу. Честно - люди которые идут учится на врача вызывают уважение! Люди после всех перепитий "ставшие" врачами боготворятся!
            В свое время, будучи курсантом, пару раз попадал в руки коновалов это я о ведомственной медицине! Светлым пятном был хирург Листо......... (по кличке - снимай штаны) оба раза он отказывался удалять мне апендикс, опровергая все анализы и во всех случаях оказался прав! Под нож его я лег через лет пятнадцать , но это другая история. Два года назад довелось леч под другой нож, пришел к выводу если меня еще кто-то будет резать, то только он!
            Спустя почти 20 лет нашего знакомства он как был хирургом так и остался, а я с рядового поднялся до подполковника! Если по простому моя заработная плата изменилась в разы, а у его она так и осталась грустно стабильной!
            Так что приходя к участвому терапевту в ведомственную поликлиннику в первую очередь я хаваю фразу "еще не здох" и отвечаю дежурной фразой "не дождетесь"!
            Где-то так, так что большество из нас мечтают о обыкновенном медицинском полисе.
            С искреннем уважением и восхищением, Котище!
        2. +1
          28 октября 2018 00:46
          2011 год , , пацан упал , с метров 3 , 6 лет , перелом закрытый , успокоили , наложили шину как могли (в ОПУ учили) , папа, мама сотрудники прокуратуры военной , вою до небес , участковый испарился , рядом был его опор пункт , помогли просто мужики, кто что смог . Рядом был , относительно штаб СКВО (Тогда еще) , не положено, вызывайте скорую . ,
    2. +1
      28 октября 2018 10:53
      А педиатр давно НАЧАЛ уходить в 65, достаточно недавно было для врачей за 25 стажа в деревне и 30 в городе, на пенсию, изменилось давно?
      И вопросы типа "какого рожна" нужно задавать НЕ тем, кто отслужил и служит, тут , на ВО, а тем, кто все это решает - чиновникам, давно вы их спрашивали об этом?
  7. 0
    27 октября 2018 20:08
    Всем тяжело, кроме группы поддержки лидера , зовущего в рай .
    1. +1
      27 октября 2018 20:23
      Цитата: Дирижер
      Всем тяжело, кроме группы поддержки лидера , зовущего в рай .

      Да просто забить или стать КАЗАХОМ,Жить своей жизнью,хотя на кармане что то иметь надо.
      А так красота с юрты вышел по утру,воздух и тд .А рядом пасущиеся барашки,вот и мясо.Вечером зашел и наследников струаешь.Ляпота!!!
      1. 0
        28 октября 2018 00:49
        Я Русский и жопорванцев не кохаю , Шешен амен !
      2. 0
        28 октября 2018 07:27
        И Казахов не трогайте , в РФ Ю Ростов, Сочи скорая прямо таки вымогала бабки за вызов , в РК, Казахи, бабки не брали , нет и все.
  8. 0
    28 октября 2018 22:26
    как минимум, в статусе личного дворянства

    А личное дворянство при условии норм выслуги, полагалось, насколько помню, майору.
  9. 0
    28 октября 2018 22:59
    очень много военных на пенсии к сожалению спиваются.