Подводные авианосцы Японской империи

В ходе Первой Мировой войны свою значимость показали и доказали многие типы вооружения. К примеру, танки потребовали пересмотреть доктрину позиционной войны, а подводные лодки стали настоящим чудо-оружием морских сражений. Естественно, в некоторые головы стали приходить довольно оригинальные идеи по «скрещиванию» нескольких новых видов вооружения. Так, уже в 1915 году появились первые проекты подводной лодки, способной перевозить самолет. Естественно, аэроплан планировалось использовать в разведывательных целях. Далее эта идея будет неоднократно пересматриваться и развиваться, но в подавляющем большинстве случаев проекты новых «подводных авианосцев» будут в значительной мере повторять исходную идею.

Из всех проектов подводных авианосцев, созданных между мировыми войнами, особого внимания заслуживают работы японских конструкторов. В определенный момент военное руководство Страны восходящего солнца предложило сделать самолет не только глазами подводной лодки, но и ее длинной рукой с мечом. И действительно, грузоподъемность даже сугубо разведывательных легких самолетов позволяла брать на борт пару небольших бомб. Вполне понятно, что для полноценной бомбежки этого будет мало, но порой и двух-трех бомб достаточно. Правда, эффект от такого нападения будет, скорее, психологическим.

Первая японская субмарина с возможностью перевозки самолетов была построена в 1932 году. Лодка I-2 проекта J-1M имела герметичный ангар для транспортировки самолета. Габариты ангара позволяли держать в нем легкий разведывательный Caspar U-1 – немецкий самолет 20-х годов, производившийся в Японии по лицензии. Был построен только один экземпляр подлодки проекта J-1M. Несмотря на шедшую полным ходом подготовку к грядущей экспансии, японцы не торопились строить подводный авианосный флот. Субмарина I-2 была в равной степени военной и испытательной: строительство авианесущей подлодки сопряжено со множеством специфических проблем. К примеру, обеспечить герметизацию небольшого люка для экипажа гораздо легче, чем предотвратить попадание воды через щели в большом люке ангара. Кроме того, было необходимо создать компактный и грузоподъемный кран: в проекте J-1M не предусматривался взлетный трамплин, поэтому самолет должен был подниматься в воздух и садиться с воды. Для переноса на поверхность воды и подъем на лодку последняя должна была иметь подъемный кран. В первое время с краном пришлось помучиться – соленая морская вода крайне плохо действовала на его механизмы и порой детали заклинивали. Тем не менее, кран и конструкцию ангара в итоге довели до ума. Принципиальная возможность создания подлодки-авианосца, перевозящей ударные самолеты, была доказана.


К 1935 году парк подводных авианосцев Японии пополнился еще одной лодкой. Это была I-6 проекта J-2. От предшественника ее отличал ряд конструктивных изменений. Она была немного больше, имела лучшие ходовые характеристики, а в ангаре большего размера мог перевозиться один самолет-разведчик типа Watanabe E9W. Хотя он совершил первый полет одновременно со спуском лодки на воду, впоследствии именно E9W стал основой авиационного вооружения I-6. Благодаря разумному подходу к испытаниям предыдущего подводного авианосца японским инженерам удалось создать более совершенную конструкцию и при этом не повторить ряд ошибок. Тем не менее, самолет по-прежнему взлетал с воды. Если посадка на поплавки ни у кого претензий не вызывала – нетрудно представить размеры подлодки, оснащенной полноценной летной палубой – то необходимость сначала спускать самолет на воду, после чего он мог взлететь, была причиной нареканий. В частности и этот факт стал причиной того, что проект J-2 смог «породить» только одну подлодку-авианосец.

Подводные авианосцы Японской империи


Следующим проектом японских подводных авианосцев был J-3. Это была более серьезная подлодка: ангар вмещал уже два самолета, а для их взлета имелись трамплин и катапульта. В 1939 году была спущена на воду первая лодка серии – I-7. Немного позже была достроена и I-8. Авиационным вооружением этих двух субмарин стали самолеты Yokosuka E14Y. Эти гидросамолеты были гораздо лучше предыдущих, хотя по своим характеристикам все еще не могли соревноваться с другими японскими бомбардировщиками. Да и полезная нагрузка в четыре 76-килограммовых бомбы была явно недостаточна. Тем не менее, в качестве вооруженного разведчика для подводных лодок E14Y был вполне неплохим.

За несколько месяцев до нападения на Перл-Харбор в строй японского военно-морского флота вошла лодка I-9. Она стала головной субмариной проекта A1. Впоследствии были построены два аналогичных подводных корабля, получивших обозначения I-10 и I-11. Обладая солидным водоизмещением порядка 4000 тонн и шестью торпедными аппаратами, эти лодки также имели на борту по одному самолету «Йокосука» E14Y и запас различного вооружения для них. Примечательно, что A1 стал первым японским проектом подводного авианосца, который не имел никаких эксплуатационных ограничений, связанных с конструкцией люка ангара. Конструкторы успешно справились с проблемой герметизации оного, и проект A1 мог спокойно ходить на глубинах до 100 метров без риска затопления помещения для самолета. Одновременно с этим внешние обводы почти не портили обтекаемость подлодки и не «съедали» скорость и дальность. Головная лодка проекта, носившая обозначение I-9, а именно ее самолет, 7 декабря 1941 года произвела фото- и киносъемку результатов нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор.

Проект A1 в некоторой мере стал основой для последующих серий японских субмарин-авианосцев. Так, за считанные месяцы были сконструированы и поставлены в серию лодки следующих проектов:
- A2. Фактически представлял собой модернизацию A1 с добавлением ряда новых систем. Связанная с самолетом аппаратура никаких изменений не претерпела. Построена одна лодка;
- AM. Глубокая модернизация A1. Была уменьшена длина корпуса, что, однако, не помешало увеличить ангар для размещения второго самолета E14Y. Лодки этого проекта I-13 и I-14 были готовы только к 44-му году.

Наработки по проектам семейств «J» и «A» позволили собрать весь необходимый опыт и уже летом 42-го была спущена на воду еще более совершенная лодка I-15 проекта B1. До 44-го года будет построено 20 таких субмарин с обозначениями от I-15 до I-39. Именно субмарина проекта B1 стала одной из первых японских лодок-авианосцев, которым довелось участвовать в нанесении ударов по территории США. 9 сентября 1942 года экипаж самолета Yokosuka E14Y в составе летчика Н. Фуджиты и стрелка Ш. Окуды сбросил несколько зажигательных бомб на лес в штате Орегон. Незадолго до операции, позже получившей название «Lookout Air Raid» в той местности прошел дождь и высокая влажность листвы, почвы и т.д. не дала зажигательным бомбам сделать свое дело. Единственный удар лодки-авианосца по континентальной части Соединенных Штатов не увенчался успехом.

Подводные авианосцы Японской империи


Проект B1, как и предыдущий A1, стал основой для целого семейства. Так, было проведено несколько его модернизаций: B2, B3 и B4. Друг от друга они отличались техническими особенностями и количеством изготовленных лодок. После двадцати субмарин варианта B1 было сделано всего шесть подлодок B2 и три B3/4. При этом было отменено строительство восьми B2 и двенадцати B3/4. К концу 43-го года, когда принималось это решение, Япония нуждалась в другом вооружении для своего флота.

Однако сокращение объемов строительства не влияло на общие планы японского командования. Еще в 1942 году было начато проектирование нового типа подводных авианосцев, получившего обозначение I-400. Субмарины с подводным водоизмещением более 6500 тонн и длиной около 120 метров должны были иметь подводную дальность хода в 110 километров и надводную более 60 тыс. км. При этом они должны были нести 20 торпед и 3-4 самолета. Специально для лодок I-400 разрабатывался самолет Aichi M6A Seiran. Этот самолет уже мог нести серьезное вооружение в виде двух 250-килограммовых или одной бомбы калибра 800 кг. Кроме того, всерьез рассматривалась возможность использования специальных контейнеров с грызунами-переносчиками болезней. Всего один сброс такого контейнера на континентальной территории США мог привести к серьезным последствиям. Да и дальность хода подлодки позволяла выходить за пределы Тихого океана.

Подводные авианосцы Японской империи
На фото запечатлена головная подлодка серии I-400 на следующий день после сдачи американцам. Японские подводные лодки серии I-400 являлись крупнейшими подводными лодками до появления атомных субмарин. Старт их проектированию положил адмирал Ямамото, которому требовался подводный авианосец, способный нести гидросамолеты вооруженные 800-кг бомбой или авиаторпедой. Таким самолетом стал Aichi M6A «Seiran» (Горная дымка), который, кстати, не получил прозвища у союзников, в числе немногих поздних японских машин. Из 18 лодок планировавшихся к постройке было завершено всего 3, но и они не приняли участия в боевых действиях

Головная лодка проекта I-400 была заложена в феврале 43-го. Флот хотел получить 18 таких субмарин. Однако всего через несколько месяцев после закладки первой подлодки серии планы пришлось урезать вдвое. Постоянное ухудшение положения на фронтах привело к тому, что до конца войны из планировавшихся шести подлодок японцы успели заложить только шесть. Что касается завершения строительства, то спустили на воду четыре лодки, а в строй было введено всего лишь три. Определенный интерес вызывает конструкция этих лодок. Обводы корпуса были нестандартными для такой техники японского и зарубежного производства. Так, для обеспечения необходимого внутреннего объема и сохранения приемлемых габаритов в носовой части корпус лодки имел 8-образное сечение. К центральной части сечение плавно превращалось в подобие знака «∞», а корма снова была похожей на восьмерку. Такой профиль двухкорпусной лодки был обусловлен тем, что техническое задание требовало большого количества топлива на борту, а отдельный ангар приводил к увеличению вертикальных размеров конструкции. Поэтому трубчатый герметичный ангар диаметром около 3,5 метра был помещен в средней части лодки, под рубкой. Благодаря форме средней части корпуса он не привел к значительному увеличению высоты лодки. В готовом для использования виде на лодке могло находиться три самолета M6A. Перед взлетом субмарина всплывала, моряки открывали двери ангара, устанавливали самолет на катапульту (на носу лодки), раскладывали его плоскости и летчик производил взлет. Садился самолет на воду, откуда его поднимал кран. Кроме трех самолетов, готовых к вылету, в ангаре в разобранном виде можно было перевозить четвертый, однако объема помещения хватало только на три собранных.

Подводные авианосцы Японской империи
Японская авианесущая подводная лодка I-401 ошвартована в Перл Харборе. Американские военные специалисты изучают внутренне устройство лодки, одной из трех авианесущих лодок серии I-400, сдавшихся американцам

Из-за постоянных проблем с ресурсами головная лодка проекта I-400 была введена в строй ВМФ Японии только 30 декабря 1944 года. 8 января следующего 45-го за ней последовала I-401 того же проекта, а третья I-402 стала боевым кораблем только в конце июля. Само собой, эти субмарины так и не успели сделать что-то для изменения обстановки на фронте. В августе-месяце 45-го, за несколько дней до окончания Второй Мировой войны экипажи лодок приняли решение сдаться американцам. Лодки I-400 и I-401 за считанные месяцы своей боевой работы не успели нормально повоевать. Так, сначала они получили приказ на атаку шлюзов Панамского канала. Однако руководство флота вскоре поняло бесполезность такой операции и отменило свое распоряжение. Теперь подводные авианосцы должны были идти к атоллу Улити и атаковать стоявшие там американские корабли. 6 августа лодки вышли в море, но через пару дней вернулись – на I-400 произошел пожар и был необходим ремонт. I-401, в свою очередь, не могла справиться с заданием самостоятельно. Повторный выход сначала планировали на 17-е число. Далее начало операции перенесли на 25 августа, но в конце концов 20-го числа командиры лодок получили приказ об уничтожении всего наступательного вооружения. Выполнение этого приказа означало только одно – лодки-авианосцы больше не смогут ничего сделать для спасения Японии от поражения. Экипаж I-400 отстрелял торпеды в море и сбросил самолеты в воду. Капитан лодки I-401 Аридзуми, отдав приказ сделать то же самое, застрелился.

Подводные авианосцы Японской империи
Японская авианесущая подводная лодка I-401, сдавшаяся американцам, ошвартована в Токийском заливе


История японских подводных авианосцев завершилась весной 1946 года. После сдачи американцам лодки проекта I-400 были доставлены в Перл-Харбор, где были тщательно изучены. В марте 46-го Советский Союз, в соответствии с имевшимися договоренностями, потребовал от США предоставить доступ к японскому чудо-оружию. Не желая делиться трофеями, американское командование отдало приказ уничтожить их. Первого апреля недалеко от Перл-Харбора была расстреляна торпедами лодка I-402, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401.

Источники информации:
http://korabley.net/
http://voenhronika.ru/
Журналы «Морская коллекция» и «Техника молодежи»
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Секретное оружие Японии - подводный авианосец (США, Великорбритания) 2009 год

Весной 1946 года, спустя 8 месяцев после окончания Второй мировой войны, в США было принято решение на высочайшем правительственном уровне: одна из самых совершенных систем японского оружия была отправлена на морское дно, чтобы избежать её попадания в руки Советского Союза. Мы узнаем о том, как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект...

Как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект создания гигантского подводного авианосца.

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. altman 31 мая 2012 08:19
    Не такая и глупая идея..единственно, что развитие техники на тот момент не дало нужного эффекта
    1. 755962 31 мая 2012 14:17
      Цитата: altman
      Не такая и глупая идея.

      Тем более в наше время получившая продолжение.
      На будущий год ВМФ США собирается провести испытания нового БПЛА (беспилотного летательного аппарата), запускаемого... с подводной лодки, находящейся на перископной глубине. Корпорация Raytheon получила контракт на поставку сразу пяти подводных пусковых модулей (submerged launch vehicles — SLV) для запуска БПЛА AeroVironment Switchblade.
      SLV выстреливаются из систем ДУК (для отстреливания отходов), сбрасывают балласт и раскрывают миниатюрный спасательный круг, вынося БПЛА к поверхности. Затем происходит наклон «пусковой установки» под 35° к поверхности воды и БПЛА «выстреливается» в воздух — по направлению ветра.

      Raytheon не первый год над этим проектом работает: в 2008-м году они уже продемонстрировали запуск SLV и спрятанного внутри беспилотника с обычного корабля. На будущий год запланирован уже полноценный подводный запуск.Вот такое неожиданное продолжение истории.
      755962
      1. М.Пётр 31 мая 2012 21:17
        А если ещё учесть их опыт камикадзе...
        Вот вам подводная лодка, оснащённая крылатыми ракетами. smile
        М.Пётр
    2. Kassandra 31 декабря 2014 16:05
      если бы "бомбы" были бактериологические, то психологический эффект от уничтожения до 25% населения США был бы еще больше.
      артиллерия с ПЛ тоже могла, но доставла недалеко в глубь побережья, на котором впрочем расположены почти все главные города кроме детройта и чикаго.
      отряд 731 насколько известно не только конетйнеры с грызунами испытывал, и США от подобного развития событий спас только захват арсеналов Отряда 731 в манчжурии советскими десантниками менее чем за сутки до отгрузки бакоружия на эти ПЛ, а также японским дальним бомбардировщикам (которые у японии в количестве 6 единиц все же были).
      Kassandra
  2. Rus_87 31 мая 2012 08:52
    Еще раз убеждаюсь в том, что амеры еще те сволочи: В марте 46-го Советский Союз, в соответствии с имевшимися договоренностями, потребовал от США предоставить доступ к японскому чудо-оружию. Не желая делиться трофеями, американское командование отдало приказ уничтожить их. Первого апреля недалеко от Перл-Харбора была расстреляна торпедами лодка I-402, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401.
    1. Vadivak 31 мая 2012 09:10
      из планировавшихся шести подлодок японцы успели заложить только шесть.

      ???
      1. бук 31 мая 2012 22:39
        оксюморон в чистом виде!!))
        бук
    2. Пупырчатый 31 мая 2012 15:30
      Амеры не . На тот момент и СССР, и США лихорадочно получали максимум от победы, и прекрасно осознавали, кто будет их будущим противником.

      СССР на тот момент резко предъявил претензии к Турции, спонсировал греческих коммунистов в гражданской войне и активно вторгался в зону интересов англоязычных стран. Что верно, впрочем, и в обратном направлении. Разница идеологий сотрудничества дальнейшего не предполагала. В марте того же 1946 года СССР отказались вывести оккупационные войска из Ирана (с большим трудом это было в итоге сделано в мае). Ну и прочие милые мелочи, которые совсем не предполагали безусловного выполнения обязательств - их нарушали обе стороны.
      1. Kassandra 31 декабря 2014 16:01
        однако Греция в 1944 освободила от немцев себя сама, но тут же высадились бритнаские войска которые в ходе трехнедельных боев ее захватили уьив при этом больше чем немцы за несколько лет.
        США нарушили ялтинские планы по разделу японии между несколькими странам-победительницами. СССР ничего не н нарушал.
        Kassandra
  3. Сахалинец 31 мая 2012 10:07
    Очень интересные корабли, интересно на сколько реальны были шансы у соединения этих лодок закупорить Панамский канал.
    1. mga04 31 мая 2012 10:58
      В 45м шансов закупорить канал не было, да и смысла тоже. Это надо было делать в 41, одновременно с атакой Перл-Харбора.
      mga04
  4. Zerstorer 31 мая 2012 10:30
    С технической точки зрения проект очень интересный. Но мне не понятно под какие задачи это все строилось? Чтобы нанести серьезный ущерб "авиагруппа" маловата. Для выполнения разведывательных мероприятий - слишком сложно. Лучше применять для разведки специализированный дальний разведчик, например Ки-46. Пример подобного успешного взаимодействия продемонстрировали немцы.
    1. mga04 31 мая 2012 10:48
      Думаю, основное назначение данных изделий - разведка и целеуказание при действии отряда подводных лодок на большом удалении от береговых баз. Все таки дальность в 2400км у Ки-46 для Тихого океана это маловато. При этом в отряде должна быть одна авианесущая лодка разведчик и три-четыре ударные лодки. А бросать самолеты с подводных лодок в атаку на корабли - это уже от безысходности.
      Хотя очень даже возможно их использование для внезапных точечных (диверсионных) ударов, в первую очередь по береговым целям.
      mga04
      1. Zerstorer 31 мая 2012 16:01
        Насколько я помню у Ки-46-III (и IV) дальность 4000км.
        1. mga04 31 мая 2012 18:04
          Zerstorer,
          Да, согласен. Вот только крейсерские подводные лодки японцев периода второй мировой войны имели запас хода от 25000 км. Исключение тип KD7, у них порядка 15000км, если не ошибаюсь. У описанной в статье лодки типа I-400
          запас хода более 60000км. Ни один серийный самолет-разведчик не был способен обеспечить действия этих лодок.
          mga04
    2. Kibb 31 мая 2012 10:51
      Японский "самурайский" дух неисповедим. Зато единственные в истории бомбили котинентальные США
      Kibb
  5. Dust 31 мая 2012 12:53
    Да уж, использовать самолеты для разведки и наведения подводных лодок при том развитии техники и технологии на просторах Тихого океана идея более, чем неплохая!
    Dust
  6. Kars 31 мая 2012 14:27
    оригинальная идея.Но для меня все равно из подлодок второй мировой ничего оригинальней Сюркуфа не будет.
    1. Kibb 31 мая 2012 14:36
      Согласен, тем более что самолет на ней тоже был
      Фотка правда М2
      Kibb
    2. Glenn Witcher 31 мая 2012 14:43
      И "Сюркуф" точно так же не успел толком повоевать.
      1. Kibb 31 мая 2012 15:15
        А все равно довольно бестолковая лодка, хотя очень интересная технически, да и французы как и итальянцы "всегда лутше строили свои корабли, чем на них воевали"
        Kibb
        1. мутАнтонио 1 июня 2012 23:36
          Да,оригинальная подлодка, только десяток штук их могло наделать такого шороху амерам в 42-ом,что все восточное побережье, да и западное было бы в ужасти. Только по-моему, на море наши комсомольцы (и К21) лучше.
          мутАнтонио
    3. Kibb 31 мая 2012 16:21
      Еще было такое чудо - Х1
      Kibb
      1. Glenn Witcher 31 мая 2012 17:30
        О да, круче 5,2-дюймовых пушек только торпеды. wink

        На случай, если кто не знает, вас ист X-1: http://strangernn.livejournal.com/480611.html
  7. Deniska999 31 мая 2012 20:32
    Японцы были всегда изобретательными. Да и у нас умельцев хватало.
    1. 755962 31 мая 2012 23:45
      Эх, вспомним ПЛАРК проекта 661 со скорость подводного хода 44,7 узл.
      755962

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня