Превратить Т-72 в танк-робот. Миссия выполнима?

44
В среде экспертов идёт активное обсуждение вопроса о создании робототехнического комплекса на базе танков советской разработки. В первую очередь обсуждается, если можно так выразиться, «идея по созданию альтернативы «Армате» при меньших затратах». Речь, в частности, идёт о возможности или невозможности превратить Т-72 в боевой беспилотник, а то и робот.

Превратить Т-72 в танк-робот. Миссия выполнима?




Можно констатировать, что желание понятно, но вот по возможностям, связанным с выбором танка, вопросов немало. Чтобы превратить существующий танк в роботизированный комплекс, необходима его коренная модернизация. Модернизация должна касаться всех базовых элементов Т-72, что не сможет не сказаться на параметрах (включая ТТХ) боевой машины.

Важнейшее направление для такого рода модернизации – комплекс управления танком, возможность дистанционного запуска двигателя и переключения передач с одновременным обменом информацией о работе всех систем. Кроме того, модернизация должна предусматривать дистанционное прицеливание, управление системами ведения огня. Также немаловажным аспектом для современного танка является его эффективность при выполнении боевой задачи в составе подразделения.

В этой связи танк Т-72 необходимо начинять современной электроникой, которая бы позволяла решать все поставленные перед ним задачи в беспилотном варианте. А это не только система глобальной и инерционной навигации, трёхмерные электронные системы наблюдения - для оператора, но и защищённые каналы обмена информацией между оператором и боевой машиной. По понятным причинам, незащищённость каналов коммуникации (включая каналы передачи «картинки») может привести к тому, что танк станет лёгкой добычей для войск противника.

Если все новшества реализовать для танка Т-72, то можно констатировать, что это будет уже совершенно другой танк. Разве что, облик, (и то - возможно), будет напоминать о первоначальной версии боевой машины.
  • Минобороны РФ
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    30 октября 2018
    По понятным причинам, незащищённость каналов коммуникации (включая каналы передачи «картинки») может привести к тому, что танк станет лёгкой добычей для войск противника.


    То есть, танк -робот может, как это делается с беспилотниками, перехвачен в управлении и уведен противником! feel Идея интересна, но много вопросов. Главный плюс - нет риска потери экипажей.
    1. 0
      30 октября 2018
      Зато есть риск потерь, когда этот танк с "другой" стороны стрелять начнет.
      1. +2
        30 октября 2018
        Гражданский БПЛА перехватывается без проблем. Как и кустарные "сделанные на коленке" в войсках.
        А вот настоящий, промышленный БПЛА перехватить крайне сложно. Дело в том, что существуют парные шифровальные микросхемы, сигнал которых на нынешнем уровне развития ЭВМ расшифровать невозможно. Любые сигналы, передаваемые и принимаемые военным БПЛА для стороннего наблюдателя будут полнейшей абракодаброй.
        Классика перехвата - когда Иран перехватил американский RQ-170 в 2011-ом. Они не перехватывали управляющий сигнал, американцы до самого последнего момента, когда БПЛА упал из-за закончившегося топлива, управляли им. Иранцы подделали GPS, сообщая БПЛА ложные координаты. Американцы думали, что тот недалеко от них, а на самом деле БПЛА уходил от побережья всё дальше (к стати, для создания ложного сигнала, по некоторым данным, использовался российский комплекс "Автобаза").

        Так что управление военным БПЛА не перехватишь. Однако, можно подавить связь или подделать сигнал GPS
    2. +4
      30 октября 2018
      Цитата: bessmertniy
      То есть, танк -робот может, как это делается с беспилотниками, перехвачен в управлении и уведен противником!

      А про шифрование трафика никто ничего не знает ???
      1. -1
        30 октября 2018
        знают, особенно криптографы
        1. Arh
          -1
          30 октября 2018
          Если танк робот не потеряет свою тактикотехнические характеристики то можно его принимать !!!
          1. -1
            30 октября 2018
            Куда принимать, в пионеры?
  2. +3
    30 октября 2018
    было уже такое , в 30-х делали телетанк
    1. -1
      30 октября 2018
      Цитата: swnvaleria
      было уже такое , в 30-х делали телетанк

      Скоро уж 100 лет будет с той древней попытки, чай прогресс не дремлет.
      1. +2
        30 октября 2018
        Модернизировать советские танки в роботы - хорошая идея, которая позволит использовать танки со складов хранения. У СССР было танков больше, чем у НАТО. Это позволит сильно снизить затраты, которые будут не малыми. Ведь от старых танков останутся одни корпуса: придётся менять всю внутреннюю начинку, устанавливать современные автоматику и вооружение (новые башни или боевые модули). Особое внимание необходимо уделить искусственному интеллекту, программному обеспечению, системе распознавания свой-чужой, защищенности каналов связи и управления. Выполнение этой работы позволит обеспечить количественное и качественное превосходство над танками НАТО и наших сухопутных войск на европейском ТВД.
        Рогозинская мечта о комплектовании танков экипажами из WOT и других симуляторов (тундра и т.д.) может стать былью, предоставив управление танками лучшим кибер-бойцам.
        1. +1
          30 октября 2018
          >Модернизировать советские танки в роботы - хорошая идея, которая позволит использовать танки со складов хранения

          вопрос в том, какую часть цены такой модернизации составит сам корпус танка и его ходовая, ведь даже двигатель надо переделывать, что бы электронное управление было возможным
          1. 0
            30 октября 2018
            Цитата: xtur
            ведь даже двигатель надо переделывать, что бы электронное управление было возможным

            Что-то я подвис... Помню в детстве в кружок ходил, там на самолетики ставили радиоуправление, хотя руками тоже можно регулировать режимы работы. А если сервомотор к рычагу газа приделать, я спасу вас от переделки мотора?
            1. +1
              30 октября 2018
              >я спасу вас от переделки мотора?

              переделка двигателя или отсутствие этой переделки выглядит незначительной суммой в общей величине работ по переделке.
              А так - не факт, что сервомотор на педали газа самый эффективный способ управления двигателем
        2. 0
          30 октября 2018
          Проще с нуля такой танк создать, дешевле будет. Для такой машины нужен искусственный интеллект, а его написать по сложнее винды будет. Нет, рано ещё, я предпочла танк с экипажем за спиной, как то спокойней, да и гуслю робот сам себе не натянет. Пока хватит и Урана, да побольше, побольше, и таблетку от жадности, тоже побольше!
  3. 0
    30 октября 2018
    А это не за горами - ведь ведутся работы, по созданию искусственного интеллекта - без него машина не выживет.
    1. -1
      30 октября 2018
      С ним машина не выживет, так что только как вариант с дистанционным управлением, да и не кто в здравом уме сервера с подобием ИИ на танк грузить не будет, ибо последний платиновым выйдет
      1. 0
        30 октября 2018
        Поэтому это всё бред, а с дистанционным - так оно уже давно есть, в любом детском Мире.
  4. 0
    30 октября 2018
    Ну это дело будущего. А нужно здесь и сейчас качественно улучшать имеющиеся Т-72 и Т-90, ну и конечно ждать подхода Арматы.
  5. 0
    30 октября 2018
    Да всё реально. И электронику и мозги электронные в танк вставить и сделать алгоритм его работы и связь с шифрами и кодами доступа. И исполнительные механизмы подработать или разработать не проблема в век электроники, автоматики и кибернетики.
    Если кто-то переживает за его захват, то вся начинка электронная при несанкционированном доступе просто портится (сгорает, кислотой заливается или пиропатроном уничтожается), а без неё танк просто кусок железа.
    Связь оператора с танком тоже проблема и есть защищённые и устойчивые каналы связи как по радиоволне так и ИК или другие системы передачи данных. При обрыве связи танк переходит в режим обороны с приоритетом охраны или поддержки остальных, но в автоматическом режиме. Программа может много режимов реализовывать вплоть до самостоятельного отступления и перемещения на пункт сбора.
    В компьютерные игрушки играете и не видите, что там БОТЫ очень даже неплохо катают и в зависимости от сложности всех нагибают.
  6. +5
    30 октября 2018
    Уже существуют много лет роботизированные трактора-бульдозеры, т.е роботизировать место механика-водителя не является технической проблемой. Основная проблема роботизации танка - место заряжающего. Именно поэтому Т-72 более чем другие танки подходит под роль робота. У него есть автомат заряжания,а именно это на сегодняшний день является основной проблемой для роботизации. Роботизированный Т-72 меняет все свои минусы на плюсы, а существующие плюсы усиливает. Например плохая эргономия для экипажа - для робота не важна. Хранение снарядов в подбашенном пространстве и высокая вероятность детонации при попадании вражеского снаряда - связана лишь с потерей танка, но не экипажа. Не смысла оснащать танк дорогой дополнительной защитой. Высокая технологичность производства сохраняется и еще более усиливается, не нужно обучать новый экипаж в случае потери танка. Операторы просто начинают управлять новым танком. опасности связанные с потерей/перехватом управления конечно существуют - но на сегодняшний день они не более чем опасности связанные с потерей управляемости БПЛА. Никто ведь не отказывается от их использования в связи с развитием РЭБ.
  7. -2
    30 октября 2018
    В среде экспертов идёт активное обсуждение вопроса о создании робототехнического комплекса на базе танков советской разработки

    ... а может быть им делом заняться?.. request
  8. 0
    30 октября 2018
    На самом деле, то что необходимо будет модернизировать начинку - это понятно. И понятно, что самое слабое место - это связь (точнее управление). Но в любом случае, проблему со связью придется решать и на той же Армате, если создавать из нее робота.
    И именно связь - это самое слабое место. Все остальное - уже есть и надо только приспособить готовые решения на конкретные модели танков.

    Другое дело, что если разработать более или менее унифицированный комплект для создания хотя бы радиоуправляемого робота для всей линейки танков начиная с Т-55, то тогда это будет выгодно (особенно, если на экспорт).
    Что касается дистанционного запуска, то на первом этапе можно и ручками запускать движки. главное, что потеря робота будет не так критична, как потеря танка с экипажем.
    1. 0
      30 октября 2018
      Цитата: alstr
      создания хотя бы радиоуправляемого робота для всей линейки танков начиная с Т-55

      А кто в этом роботе заряжать будет - робот заряжающий?
      Робот может получиться минимум с Т-64 и выше по линейке.
      1. +2
        30 октября 2018
        А аз несудьба поставить? Тем более что экипажа нет.
        1. -1
          30 октября 2018
          Цитата: Alex_You
          А аз несудьба поставить?

          Предлагаете специально разрабатывать АЗ к старым танкам? Не проще и экономичней тогда уж их просто утилизировать. Придётся наверно пол танка переделывать.
          1. 0
            30 октября 2018
            А что разрабатывать? Вот хаврковчанам ничего не помешало на свой Т-55АГМ поставить карусельный аз и 125 мм пушку.
            1. -1
              30 октября 2018
              Так это наверно эксперимент единичный, а не массовый. Зачем делать если много таких танков уже с АЗ и МЗ.
  9. +1
    30 октября 2018
    Как человек, занимающийся робототехникой, говорю: нет смысла из Т-72 городить робота. Хоть управляемого, хоть направляемого, хоть автономного. Это аналоговая машина, переделка будет дороже создания робота с нуля. Можно использовать какие-то узлы и агрегаты, но корпус нужно делать, изначально, безэкипажный. Уран-9 и иже с ним не могут, пока, до ума довести. Рано ещё переделкой заниматься.
    1. +4
      30 октября 2018
      Простите, при чем тут аналоговая машина. Что бы из танка беспилотник сделать не надо его начинку кромсать, камеры на смотровые приборы поставить, и блок который бы вовремя подавал на механизмы питания и переключал рыле имитируя работу танкистов, все более не чего не требуется, сделать это труда не представляет, ибо и так уже все что можно в машине автоматизировано и на хранении танков тьма
      1. 0
        30 октября 2018
        Вы, уважаемый, сильно путаете изготовление работоспособного изделия с ходовым макетом.
      2. 0
        30 октября 2018
        Цитата: spektr9
        Простите, при чем тут аналоговая машина. Что бы из танка беспилотник сделать не надо его начинку кромсать, камеры на смотровые приборы поставить, и блок который бы вовремя подавал на механизмы питания и переключал рыле имитируя работу танкистов, все более не чего не требуется, сделать это труда не представляет, ибо и так уже все что можно в машине автоматизировано и на хранении танков тьма

        Человек думает на своём языке, который мы не понимаем. Его аналоговое- не наше аналоговое.
        Я вот тоже думаю, что беспилотник ни в коем случае не может быть таким же. Он не может быть дорогим. Потерять железку в 300 кг, стреляющий гранатами, и брошенный на поле боя и обработанный системой самоуничтожения, когда вытащить его невозможно - не потеря. Сделать сложнейшую систему прицеливания с почти нулевой ценой- фантастика.
    2. 0
      30 октября 2018
      Цитата: Yrec
      Как человек, занимающийся робототехникой, говорю: нет смысла из Т-72 городить робота. Хоть управляемого, хоть направляемого, хоть автономного. Это аналоговая машина, переделка будет дороже создания робота с нуля.

      Шедевр... Вас послушать, то нужно придумать специальные цифровые колёса и гусеницы.
      Вообще-то управление в Т-72 не аналоговое а механическое.

      Для превращения Т-72 в робота, нужно все механические органы управления продублировать или заменить на электрические (электронно управляемые исполнительные механизмы), завязанные на ЭВМ. Башенный модуль вообще целиком подлежит замене (может от Т-14 или "Эпоха" или ....).

      По поводу, что "будет дороже чем разработка с нуля"... У Т-72 габариты оптимизированы под необходимое соотношение массы брони и мощности силовой установки при условии проходимости в типовой местности. Компоновка агрегатов в шасси Т-72 очень вылизанная. Свободное место есть только под механика-водителя ( в Т-14 Армата аж 3 человека), что и должно остаться для перегона танка человеком и обслуживания оборудования (связь, автоматика,...).
    3. 0
      30 октября 2018
      А электромеханическое управление не судьба сделать? Да, будет медленнее человека, но будет работать (вроде в каком то фильма про 007 аналогичное решение было). Причем это в основном касается водителя.
      Все остальное не вижу сложностей для автоматизации остальных процессов. Блоки управления поставить на места экипажа можно.
      Для целей изобразить атаку с большой вероятности потери - вполне подойдет. При чем живучесть может быть более высокой, чем у человеческого экипажа (в том смысле, что техника имеет шансы пережить попадания в танк больше, чем человек)
  10. +4
    30 октября 2018
    Лет 15 назад по ТВ в какой то передачи типа ВО показывали такой танк, по моему как раз был 72ой, с некой переделкой, который полностью управлялся из вне, причём внутри все почти оставалось таким же, т.е. экипаж мог залезть в танк и управлять как раньше, кадры с полигона были. Меня ещё помню удивили рычаги управления и переключения передач, которые сами без участия человека переходили из одного положения в другое.
    1. 0
      30 октября 2018
      Ну и как? Много у нас теперь в войсках таких телетанков? Ведь уже 15 лет прошло, срок немалый.
  11. 0
    30 октября 2018
    Мож для начала надо хоть ударный БПЛА сделать? А это все мечты...
  12. 0
    30 октября 2018
    Ко мне по разным причинам но не раз обращались заказчики с просьбой перенести здание со стальным каркасом - ангар, склад и тому подобное. На слово никто не верил, каждый раз приходилось предоставлять сметный расчет, что стоимость работ по разборке-сборке сопоставима со строительством нового. При этом после разборки-сборки здание новым не станет. Оно все равно останется старым.
    1. 0
      30 октября 2018
      Нет, пример не уместен потому что "ангар" новый(с хранения), или Вы заказчику вместо типового проекта индивидуальный предлагаете с наценкой за "новизну"? Тут другое - имеем хорошую машину, проверенную, добавляем автоматику(про связь не говорю т.к. она и новой машине нужна). Модули АСУ гораздо дешевле и проще даже на этапе создания ТЗ чем новый проект и безусловно временная составляющая почти моментальная. Хочется думать, что какое-нибудь закрытое НИИ уже вылизывает и доводит до промобразца необходимые изделия...
  13. 0
    30 октября 2018
    Хвати уже демагогией заниматься, скучно стало. В ближайшие 50-100 лет не будет роботов с интеллектом человека, а если не дай Бог создадут, то пусть заворачиваются в белую простыню и тихо ползут на кладбище. stop hi
  14. 0
    30 октября 2018
    Лучше оставить один человек-пилот танка. Ето решить большинство проблем (в том числе с каналами комуникации), снизит цену и в тоже время сохранить практически весь вьигриш.
    1. 0
      30 октября 2018
      Что лучше- быть богатым и здоровым или бедным и больным? Сидеть в тылу управляя машиной дистанционно или лично в танке который могут подбить или который может выйти из строя? Капитан очевидность... или всё-таки нет? :)
  15. +1
    30 октября 2018
    Превратить Т-72 в танк-робот. Миссия выполнима?

    Вопросительный знак в Названии статьи )) Автор не уверен в том, что публикует , или в том, что тематика верна! ))
  16. 0
    30 октября 2018
    Имхо, основная проблема - обеспечить надежную высокоскоростную связь между танком и оператором в условиях РЭБ. Остальное - колеса. 3 члена экипажа х 80кг каждый = 240 кг электроники. В этот вес и объем можно запихать что угодно. И соответствующим образом экранировать от ЭМИ и прочих воздействий.
  17. 0
    30 октября 2018
    Конечно, беспилотный танк будет совершенно иным. Одна из наиглавнейшей функцией танка- возможность выживания экипажа, которой отдано много из ресурсов, будет помехой. Беспилотник не будет обладать такой защитой. Он не имеет право быть таким дорогим. Главное направление в его конструкции должна стать проходимость в практически любых условиях- завалы, траншеи, городская разрушенная застройка. Боезапас вряд ли должен быть таким большим. Мелкие жалящие атаки, с быстрым откатом на базу- это будущая тактика применения беспилотников. Я так думаю.

    Многообразие задач, решаемых человеком не посильно любой автоматике и искусственному интеллекту. Поэтому беспилотники будут более специализированными, их номенклатура должна быть многообразной и приспособленной к выполнению определённых задач.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»