Спасение утопающих — дело?..

31
Действительно, а чье дело — спасение утопающих? Если согласно поговорке, то самих утопающих. Если, например, зайти на сайт Flot.com, то начинаешь понимать, что нет.

Вообще, «флотские» с упорством дятлов долбят эту тему уже не один год. Обычно в канун годовщины трагедии с «Курском». Выглядит это своеобразно: в материале, посвященном событию, авторы портала сами себе задают вопрос на тему наших спасательных возможностей и сами же на него отвечают.



Такой подход, особенно учитывая то, что орать «уря» абсолютно нет повода, заслуживает как уважения, так и отдельного рассмотрения. Попробуем.

Что же за вопрос так мучает «флотских»?

Вопрос важный и злободневный. Можно ли теперь, по прошествии стольких лет, теоретически спасти АПЛ «Курск» или (не приведи господи, конечно) любую другую подлодку, оказавшуюся в подобной ситуации?

К сожалению, для Северного флота из года в год ответ отрицательный. И какого-либо улучшения не просто не предвидится, ситуация только ухудшается.

Да, у нас есть два флота, где все более-менее нормально. Глубинная обстановка Черного и Балтийского морей позволяет контролировать фактически любую ситуацию. Ибо лужи.

Подводные лодки Северного и Тихоокеанского флотов – заложники аварийных ситуаций, поскольку и климатические условия океанов резко отличаются от внутренних морей, и глубины иные.

Да, меня сейчас уже начнут поправлять, но маленький такой светлячок надежды затеплился в 2015 году, когда в состав флота скромно вошел «Игорь Белоусов». Это пока (и надолго «пока») единственное у нас поисково-спасательное судно, построенное по проекту 21300 «Дельфин».

Спасение утопающих — дело?..


Будь у нас на Северном флоте в 2000 году такой корабль, расклад мог быть совершенно иным.

«Курск» лег на грунт на глубине 108 метров, что для «Белоусова» вообще не проблема в плане глубины. А вот для аварийно-спасательных служб КСФ глубина в 108 метров стала непреодолимой преградой.

Имевшиеся в распоряжении АСС водолазные колокола позволяли выполнять работы на глубине до 80 метров, да и то, в условиях волнения 1-2 балла. Да, был глубоководный спасательный аппарат «Приз», которому 108 метров – не глубина вообще, он ныряет до 500 метров. Но поврежденная комингс-площадка не дала ему возможности пристыковаться к лодке.

И все. Финал известен.

А помощь норвежских спасателей, мягко говоря, запоздала. И не по вине соседей. Но живых к тому времени на лодке уже не осталось.

А ведь были в составе флота СССР суда, которые позволяли водолазам работать на глубине даже больше 200 метров. Но, увы, до наших времен не дожило ни одно такое судно.

И потому появление «Белоусова» встречали в соответствующих кругах не то чтобы с помпой, но с облегчением. Ибо шанс на жизнь. И неплохой такой шанс.

Почему так? Все просто. «Белоусова» нафаршировали буквально всем, чем только смогли. На выходе получился не просто спасатель, а универсальная палочка-выручалочка с глубины до 450 метров. Это касаемо водолазов.

Главный «спасательный круг» «Белоусова» — глубоководный водолазный комплекс ГВК-450, который занимает почти четверть объема судна и представляет собой сложнейшую систему. В первую очередь – жизнеобеспечения как водолазов, так и спасаемых.

Комплекс ГВК-450 – это фактически система барокамер, позволяющих людям работать на запредельных глубинах (до 450 м) и не просто работать, но отдыхать, проходить медобслуживание, нормально питаться, то есть, жить в соответствии с требованиями той глубины, на которой они работают.

Без вреда для человеческого организма водолазы так могут работать до трех недель. Это много. Это очень много.

Понятно, что на такие глубины люди погружаются не в скафандрах. Подъем и спуск делают с помощью водолазного колокола, капсуле-батискафе с иллюминаторами и шлюзом, где поддерживается то же самое давление, что и на глубине, где предстоит работа.

То есть водолазы и живут, и работают в условиях противостояния давлению рабочей глубины, совершенно не опасаясь кессонной болезни. Да, впоследствии предстоит долгая декомпрессия, но это решаемый вопрос еще с 60-х годов прошлого века.

Главное – можно работать три недели, не отвлекаясь на декомпрессию каждое погружение. Работать на глубине не один час в сутки, а намного больше. Когда речь идет о спасении жизни людей – аргумент.

На «Белоусове» есть еще и глубоководный спасательный аппарат «Бестер-1», потомок «Приза». Предельная глубина погружения аппарата до 720 метров. Суть работы примерно та же: экипаж аппарата присоединяется к коммингс-площадке и «по сухому» спасает экипаж аварийной лодки.

Есть еще и управляемый аппарат Seaeye Tiger, снабженный манипуляторами, способный работать на глубине до 1000 метров.

Резюме: «Игорь Белоусов» вполне в состоянии спасти подводников в критической ситуации на глубине, исключающей саморазрушение корпуса от давления.

Но… «Игорь Белоусов» находится на Тихом океане. И судно проекта 21300 пока (надеюсь) в единственном экземпляре. Соответственно, подводные лодки Северного, Балтийского и Черноморского флотов по-прежнему не имеют современных средств спасения.

А что с теми, кто обязан реагировать, принимать меры и так далее?

Да все в порядке. Разговоры идут. Проводятся консультации, составляются и утверждаются планы. Потом, правда, эти планы корректируются, или, как сейчас принято говорить, «переносятся вправо».

В итоге говорильня на тему развития поисково-спасательной службы ВМФ в виде принятой в 2013 году концепции до 2025 года так и закончилась ничем.

А начиналось все неплохо для нашего флота. Перспектива имела место быть. К 2020 году на Тихоокеанском и Северном флотах планировалось иметь по два (!!!) современных спасательных судна с необходимым набором оборудования. И по одному — на Балтийском и Черноморском флотах.

Ну а что на деле, можно видеть невооруженным взглядом. Один «Игорь Белоусов» и никаких перспектив, потому что на дворе конец 2018 года, а больше ни одного корабля не то что не заложено, даже в планах не стоит.

И кто виноват? А вот это вопрос не просто сложный, если по существу. Я выше написал о сложнейшем и эффективнейшем комплексе ГВК-450, позволяющем спасать подводников с предельных для человека глубин.

Каюсь, наврал. Такого комплекса вообще не существует. И, скорее всего, не будет существовать в природе никогда. И даже если и будут новые суда, ставить на них абсолютно нечего. Впрочем, судите сами.

«Игоря Белоусова» заложили в 2005 году. И строили целых 7 лет, спустив на воду только в 2012 году.

Все это время шла работа над комплексом ГКБ-450 в стенах ОКБ «Лазурит», что в Нижнем Новгороде. Насколько хорошо шли работы, судить сложно, раз даже Следственный Комитет РФ пока не разобрался.

Но миллиард на НИОКР был потрачен. В 2011 году разработчики сообщили, что комплекс скоро будет, но для этого им необходимы еще 3 миллиарда.

В Минобороны поняли, что ГВК-450 не будет, и приказом Сердюкова финансирование работ было остановлено.

Дальше — детектив. Кто-то говорит, что Сердюков угробил отечественный проект в угоду импортному. Кто-то говорит, что за 6 лет в "Лазурите" ничего не смогли разработать, а деньги попилили.

Факт в том, что, не дав «Лазуриту» 3 миллиарда рублей на дальнейшую работу, Сердюков при помощи компании «Тетис Про» закупает оборудование у фирмы Divex из Великобритании.

И именно на этом оборудовании, которое установили на «Белоусове», и ведутся ВСЕ учебно-тренировочные работы по подготовке российских водолазов и спасателей.

Комплекс для «Белоусова» обошелся в 1,36 миллиарда рублей.

И комплекс реально работает, наши водолазы уже совершили с его помощью погружение на 416 метров 29 октября 2018 года, и вышли на грунт. Теперь до 18 ноября будут проходить декомпрессию. Комплекс работает, и не на рекорды, а на реальную подготовку.

Но на другие поисково-спасательные суда устанавливать нечего. Санкции… Понятно, что британские наши «партнеры» не продадут больше оборудования «двойного» назначения.

И тут снова детектив. Российский, понятное дело.

Как бы мы уже не первый год под санкциями. И давно уже ясно и понятно, что ничего нам с Запада такого не продадут больше. И единственное, на что можно рассчитывать, так это на продолжение работ по этому злосчастному ГВК-450 в Нижнем Новгороде.

Не тут-то было!

Вдруг выясняются очень странные вещи.

Первое: необходимо выбрать исполнителя работ. Это нормально. Но выбирать почему-то надо из КБ «Лазурит» и… ОАО «Тетрис Про»! «Тетрис Про», заметим, в разработках столь сложного оборудования не замечена от слова «совсем». Фирма просто выступила посредником по поиску и закупке оборудования. Да, с задачей справились на «отлично», но все-таки разница между закупкой и разработкой есть.

Второе: старт разработок по проекту назначен на 2018 год, но почему-то работы надо начинать с нуля.

Третье: Минобороны в лице приснопамятного Юрия Борисова заявило, что уточнение требований к аварийно-спасательным судам будет продолжаться до получения окончательных и полных результатов опытной эксплуатации «Игоря Белоусова». И окончательная ясность будет получена лишь после того, как водолазы достигнут отметки в 450 метров. А без этого нельзя ни закладывать следующее судно, ни разрабатывать ГВК-450.

Выглядит несколько непонятно.

Самое интересное, что все участники регаты реально готовы работать.

«Адмиралтейские верфи» утверждают, что готовы строить спасательные суда серией, причем, первое будет готово через 4 года. Не оспариваем совершенно, ибо именно здесь строился «Игорь Белоусов», так что не то что задел есть, есть уверенность в том, что строители выполнят обещание.

Но ГВК должен быть готов через полтора-два года после закладки судна, поскольку фактически судно строится вокруг него. А с ГВК проблемы.

ОАО «Тетис Про» обещает разработать ГВК максимум за 3 года, потратив 2-2,5 миллиарда рублей. Терпимо, если так. А что «Лазурит», который работал по теме столько лет?

С «Лазуритом» все непонятно так же, как с «Тетис Про».

«Лазурит» предлагает сделать комплекс за 5 лет. И на это нижегородцам требуется… 10 миллиардов рублей!

Выглядит более чем странно, поскольку «Игорь Белоусов» обошелся бюджету в 6,5 миллиарда рублей. Хорошо, инфляция и все прочее. Но не до такой же степени?

Оценить способности и возможности фирм-претендентов могут только эксперты. Думаю, что именно это они и сделают, поскольку ситуация странная до безобразия.

Почему фирма, не замеченная в крутых разработках и успешных проектах, предлагает сделать комплекс вчетверо дешевле, чем те, кто 7 лет работал по теме?

Мне же остается только констатировать самый неприятный на сегодня факт: спасение утопающих на Северном флоте – дело рук самих утопающих. К сожалению, это так.

Можно еще долго рассуждать, но по сути остается надеяться, что в ближайшие 10-15 лет на Северном (Балтийском, Черноморском) флоте не произойдет никаких ЧП, подобных трагедии «Курска».

Потому что, несмотря на то, что прошло 18 лет с момента трагедии, спасать моряков в случае чего нам по-прежнему нечем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 ноября 2018 05:35
    С Курском вообще все интересно... Подогнать плавучий кран вытащить корму.... Но не сложилось... И чего теперь ребят тревожить.. наверное все же упор сделать на спасательные капсулы... А не на спасательные суда....а то пока найдут, пока придут... А потом как всегда люк не той системы...
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      1 ноября 2018 07:35
      Цитата: Vard
      Подогнать плавучий кран вытащить корму.

      laughing Вы наверное крановщиком работаете?
    3. 0
      18 января 2019 11:59
      Спасательная капсула на АПЛ пр.949 (А) находится в рубке, а это 3-й отсек. Взрывом на "Курске" снесло аж 5 отсеков, так что ребятам через капсулу было не спастись. А вот за неспособность российских спасательных средст пристыковаться к люку над 9 отсеком, когда норвеги потом это сделать смогли, особая "благодарность" алкашу Борьке ельцину.
  2. +5
    1 ноября 2018 06:13
    Почему фирма, не замеченная в крутых разработках и успешных проектах, предлагает сделать комплекс вчетверо дешевле, чем те, кто 7 лет работал по теме?

    У меня есть вариант - случай "обратной разработки". Как любят наши китайские друзья... Аппарат рабочий - есть, документация на него - тоже, отношения испортить с Англией - не боимся, их нет, вперед, по стопам японцев, так создавших свои ВВС и ВМФ, китайцев, так создавших всю промышленность... Да тут можно и англичанам припомнить например танк, который изобрели за месяц, что удивительно, сразу после того, как английский представитель побывал на презентации Пороховщикова российскому минобороны своего танка winked
    Давно пора. Экономия понятна, и понятно, почему "с нуля"
  3. +1
    1 ноября 2018 06:32


    Впервые в истории российского флота водолазы Тихоокеанского флота вместе со специалистами исследовательского института спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ и отрядом спасательного судна «Игорь Белоусов» совершили погружение на глубину 416 метров в Японском море/
  4. 0
    1 ноября 2018 06:51
    Вопрос важный и злободневный. Можно ли теперь, по прошествии стольких лет, теоретически спасти АПЛ «Курск» или (не приведи господи, конечно) любую другую подлодку, оказавшуюся в подобной ситуации?

    К сожалению, для Северного флота из года в год ответ отрицательный.
    ...............
    Будь у нас на Северном флоте в 2000 году такой корабль, расклад мог быть совершенно иным.
    ...............
    А ведь были в составе флота СССР суда, которые позволяли водолазам работать на глубине даже больше 200 метров. Но, увы, до наших времен не дожило ни одно такое судно.

    Не дожили... Так сказано, как будто бы спасательные суда, написав завещание, умерли от старости не успев наплодить потомков. Меж тем как у "каждой аварии есть имя, фамилия и должность". У катастрофы случившейся с нашей страной тоже есть/было имя, фамилия и должность.

    В конце 80-х и начале 90-х, спасательную службу, которая могла за считанные часы спасти хотя бы часть подводников, просто развалили и уничтожили "за ненадобностью". Самый дурацкий аргумент уничтожения водолазного подразделения АСС был следующий: пока никто серьезно не тонул, так зачем же тратить деньги на вашу службу?

    Единственное в своем роде спасательное оборудование было распродано за копейки либо списано на металлолом. Так, легендарный СС «Алтай» сейчас лежит на 65-метровой глубине возле Североморска. Его в начале 90-х списали и продали какой-то фирме, которая и загубила этот корабль. СС «Трефолев» и СС «Бештау» также списаны и проданы различным частным фирмам. А судно «Карпаты», которое могло поднимать с глубины груз до 800 тонн (!!!), зачем-то переправлено на Балтику и на момент гибели «Курска» стояло на вечном приколе у причала в Кронштадте.

    В 1945-1990 годах ВМФ СССР получил 310 спасательных судов, включая две не имевшие тогда аналогов в мире спасательные подлодки (СПЛ) проекта 940 "Ленок". На момент гибели «Курска», на вооружении управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ осталось всего лишь 23 спасателя, среди которых был даже один, построенный... в 1915 году. Кроме того, все суда были разбросаны по различным флотам, от Черноморского до Тихоокеанского. С 1991-го по 2001 год в состав ВМФ не вошел ни один новый спасатель, но при этом было списано почти 40 судов, включая две спасательные подлодки и уникальные АСС «Алтай», «Трефолев» и «Бештау», которые, вероятно, могли бы спасти часть экипажа «Курска».

    А может просто не нужны были свидетели, потому и не спасли?
    https://topwar.ru/14155-gibel-kurska-tayny-bolshe-net.html
    1. -2
      1 ноября 2018 08:53
      Офицерам штаба и тыла флота сроки исполнения оргштаных мероприятий в конце 90-х ставились самые жесткие.Сыпались они как горох из дырявого тюрюка.Потому и резали АСС, ОВС и ГА, особо не планируя.Ценой урезания расходов, пытались сохранить в линии ударные и противолодочные корабли, подводные лодки.
      1. 0
        1 ноября 2018 09:25
        Цитата: gunnerminer
        Офицерам штаба и тыла флота сроки исполнения оргштаных мероприятий в конце 90-х ставились самые жесткие.Сыпались они как горох из дырявого тюрюка.Потому и резали АСС, ОВС и ГА, особо не планируя.

        Я никоим образом не обвиняю служилых людей - приказ есть приказ.

        Рыба гниет с "гаранта" - русская народная пословица. Разложение и загнивание началось с Хрущева. Вспомните, как он громил армию и флот. А в 90-х рвануло, что он тогда заложил. Все остальные "подвиги" остальных "гарантов" всего лишь следствие.
        1. -1
          1 ноября 2018 09:59
          Согласен.Началось со строительства несбалансированного флота.Несбаланисрованность вызывала дополнительные затраты на содержание и без того недешевого флота.А с начала 80-х это начала проявляться острее и острее с кадждым годом.В 90-Х взрыв, потребовавший аварийных мероприятий.В пожарно-аварийной обстановке велика вероятность перинятия необдуманных решений.Исполнения и готовности директив требовали к утру прошлого дня.
      2. +1
        1 ноября 2018 12:54
        Цитата: gunnerminer
        .Ценой урезания расходов, пытались сохранить в линии ударные и противолодочные корабли, подводные лодки.

        Вы так уверенно это говорите, что я практически поверил в это.....
        А списание ударных и противолодочных кораблей что должно было спасти?
  5. +9
    1 ноября 2018 07:40
    Глубинная обстановка Черного и Балтийского морей позволяет контролировать фактически любую ситуацию. Ибо лужи.

    Роман, так, для справочки...
    Наибольшая глубина Баренцева моря 600 метров, а "Черноморской лужи" 2245 метров!
    hi
    1. +5
      1 ноября 2018 08:33
      Цитата: Serg65
      Наибольшая глубина Баренцева моря 600 метров, а "Черноморской лужи" 2245 метров!

      Финского залива - 121, Балтики в целом - 470

      "Курску" хватило 108 м.
      1. 0
        1 ноября 2018 08:46
        Еще вероятность спасения экипажей зависит времени года и соотвествующей метеообстановки.При волнении свыше трех баллов не получится ьезопасно смайнать на воду или поднять на борт автономный снаряд или колокол.Не говоря об оперативной доставке дополнительных материалов, специалистов с берега или обеспечивающих кораблей, судов.
    2. -2
      1 ноября 2018 08:48
      Важна глубина в полигонах боевой подготовки , и в районах выполнения основных мероприятий.В Правилах использования полигонов ПРИП КЧФ и прочих флотв про это есать четкие указания.
  6. -1
    1 ноября 2018 08:43
    -Глубинная обстановка Черного и Балтийского морей позволяет контролировать фактически любую ситуацию. Ибо лужи.-

    Автору почитать бы Лоцию Черного моря.Обратив внимание на районы выполнения основных мероприятий экипажами подводных лодок.Два экипажа действуют в Восточном Средиземноморье, и сбрасывать их со счета рановато.
  7. 0
    1 ноября 2018 08:47
    . Есть еще и управляемый аппарат Seaeye Tiger, снабженный манипуляторами, способный работать на глубине до 1000 метров.


    Пантера плюс.
    1. -1
      1 ноября 2018 10:02
      Как позволит погода, и уровень подготовки спасателей.Когда спасали Приз у Камчатки, на СС Рудницкий располагался америкаснкий вполне современный Веном.Но при подготовке к работе умудрились переломать систему гидравлики Венома и порвать кабели.Пришлось просить британских коллег доставить к месту работ старый Тайгер.
  8. +2
    1 ноября 2018 09:14
    А к стенке ставить не пробовали, ну сколько можно на эти грабли вставать и по лбу черенком получать. Да хрен бы с ним, со лбом, ведь речь идет о жизнях моряков. Хватит уже этой дерьмократией заниматься.
  9. +7
    1 ноября 2018 09:33
    У меня первым старшиной роты был дядя Слава (как мы его звали) Коновалов, седой парень в 29 лет. Его лодка в "луже", по словам автора, затонула, в Балтийской. Кто-то вышел, кто-то нет. ВОт такая "лужа".
    Глубина Черного моря максимальная 1240м - тоже лужа?
    фирму "Тетис Про" автор называет то "Тетис", то "Тетрис Про". Вы уж выберите что-нибудь одно, Роман, и шпарьте дальше.
    А вообще перед такими публикациями было бы неплохо позвонить в этот Тетис Про и поговорить с кем-нибудь. Люди там адекватные, все выходцы с ВМФ и СА, не покривили бы душой, рассказали как обстоят дела.
    Нехороший осадок от статьи. Не разобрался автор: налетел, прокричал, клюнул и улетел. Походя оскорбил и черноморцев с балтийцами. Масштаб ему не мировой.
    1. -2
      1 ноября 2018 10:03
      Спешил автор.Потому и не вник в исходный материал.
      1. +1
        1 ноября 2018 20:20
        Поспешность нужна в трех случаях, но не в этом.
    2. +2
      1 ноября 2018 20:19
      Все верно, только 1240 м - это средняя глубина Черного моря. Масимальная - 2210 м.
  10. +6
    1 ноября 2018 09:34
    Какие цели ставим - такие и достигаем.
    Была цель спасти банки в период так называемого кризиса, их засыпали деньгами.
    Была цель создать "пилораму" под названием "Роснано"- она создана.
    А спасать моряков-подводников, такой цели не стояло.
    1. -1
      1 ноября 2018 10:03
      Как дворник Никита в 12 стульев - Как захотим, так и сможем.
  11. +2
    1 ноября 2018 10:48
    Зато господа олигархи строят себе небольшие яхточки.
  12. +3
    1 ноября 2018 14:50
    "....Глубинная обстановка Черного и Балтийского морей позволяет контролировать фактически любую ситуацию. Ибо лужи....."
    ============
    Ну, что сказать... Ну Скоморохов "в своем репертуаре"!!! Ну понятно - Балтика, там 450 м , да и то только в одном месте, а так - 100-120 а то и меньше... А вот Черное....
    Уважаемый Роман! Вы часом Черное море с Азовским не перепутали случайно??? В Черном - максимальная глубина более 2.2 км!!! Причем зона больших глубин (более 2 км) охватывает чуть ли не треть акватории!!! Это притом, что максимальная глубина Баренцевого моря лишь 600 м (а в среднем ок.200 м)... Географию в школе учить надо было лучше!!! Позор! am
    ------
    P.S. Вот такие вот "ляпы" как раз и портят впечатлении от неплохой, в общем статьи, сразу вызывая недоверие и к другим изложенным материалам!!!
  13. Комментарий был удален.
  14. PN
    0
    1 ноября 2018 21:39
    А как же судно проекта 20180 Звёздочка? Оно вроде как поисково-спасательное и базируется на КСФ.
  15. +1
    2 ноября 2018 02:57
    Во-первых, Черное море далеко не лужа, там есть глубины под 1000 м, есть от 700 до 400. Второе: В СССР все это было, включая имевшуюся на каждом флоте Спасательную Службу со специализированными отличными кораблями, подготовленными экипажами и водолазами-глубоководниками. При Ельцине - распродали, разворовали и разогнали. Водолазы ушли в частный бизнес. Третье: Были специализированные подводные лодки-спасатели класса "Ленок". Теперь ни одной нет. Одну продали в Индию, где остальные - неведомо. Такая лодка ложилась на дно рядом с аварийной и далее так как в статье. Четвертое. На ПЛ были специальные выгородки Эпрон используя которые на аварийную лодку можно было подавать электроенергию, воздух, питьевую воду, даже пищу ... Теперь такого оборудования нет. Все приходится создавать заново и лучше создавать свое, а не идти по тропе имени Сердюкова. Приведет такая тропа только к обрыву.
  16. 0
    2 ноября 2018 21:22
    PN (PN), уважаемый, "Звёздочка", в основном, работает в интересах Беломорской ВМБ в Северодвинске . Хотя поход в Атлантику и работа с АС-39 "Консул" в 2011 году был, побывала "Звёздочка" и на Кольском, и в Балтийске.
  17. 0
    24 декабря 2018 10:06
    "Глубинная обстановка Черного и Балтийского морей позволяет контролировать фактически любую ситуацию. Ибо лужи." Ну, не такая уж лужа Черное море. Глубины превышают 2 км! Балтика да, мелкое.
  18. 0
    18 января 2019 11:56
    Вообще-то обозвать Чёрное море мелководной лужей - это нечто!!! Глубины до 2-х километров - это лужа???

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»