Пенсии на растопку
Но некоторые положения доклада интересны и сами по себе. В частности, там просчитан эффект от недавно состоявшейся пенсионной реформы, а также от реализации некоторых положений майского «суперуказа» президента Путина. И эти оценки довольно интересны уже самому широкому кругу читателей: в конце концов, имеем же мы право знать, ради чего нам повысили пенсионный возраст, и как скоро это повышение скажется на будущем наших детей?
Согласно оценке ЦБ, пенсионная реформа станет единственным прогнозируемым фактором дополнительного ускорения экономического роста, который начнет работать достаточно скоро с какой-то расчетной эффективностью. Правда, эффективность эта невелика: всего 0,1 в следующем году и примерно 0,2-0,3 процентных пункта в 2020 и 2021 годах. То есть при существующем экономическом росте в 1,6% (с прогнозом по итогам года до 2%, и это максимум), в следующем году мы получим максимум 2% плюс упомянутая прибавка от пенсионной реформы, то есть 0,1%. Итого, при самом оптимистичном раскладе, 2,1% процента.
Причин для более высокого роста, по мнению ЦБ, просто не существует: занятость в стране «полная» (это оценка ЦБ), загрузка производственных мощностей близка к историческим максимумам, а задействовать пока свободные производственные мощности почти невозможно: они, по мнению ЦБ, сильно устарели и испытывают нехватку работников. Инвестиционного бума, который мог бы исправить ситуацию, пока как-то не просматривается…
Хотя насчет последнего все должно быть ровно наоборот: в майском указе Владимира Путина приведены направления, в которые потоком пойдут государственные инвестиции, а правительство во исполнение указа разработало пакет мер, который должен простимулировать рост ВВП, заставив его расти темпами, опережающими мировые. И одним из следствий реализации этого пакета должен стать значительный рост инвестиций. До 2024 года в экономику запланировано вливание 8 триллионов рублей, и это, конечно, серьезная цифра.
Но, кажется, что-то пошло не так. В очередной раз. И это, вероятно, самая интересная особенность доклада ЦБ: увы, оценки регулятора расходятся с картинкой, которую привычно рисует нам глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Хотя надо отдать и ему должное: господин Орешкин, кажется, понимает, что его экономический гений весьма ограничен, и уже сейчас спешит постелить соломки там, где вероятнее всего может упасть. В частности, он уже не считает национальные проекты некой незыблемой величиной и ставит их реализацию в зависимость от различных факторов.
Вот как! Владимир Владимирович думает, что национальные проекты будут в массе своей эффективны, иначе бы вряд ли затевал такие глобальные программы вроде «майского указа». Но Максим Орешкин считает немного иначе: он заранее считает, что эффективными окажутся только отдельные инструменты нацпроектов, и великодушно соглашается эти инструменты поддержать и усилить. Что ж, похвальная дерзость. Только пока не совсем ясно, успели ли её оценить в Кремле – цитата ведь совсем свежая…
В принципе, ЦБ не считает меры, предложенные правительством в рамках реализации «майского указа», однозначно провальными или бесполезными. Его оценка осторожнее: по мнению экспертов ЦБ, на реализацию предлагаемых правительством мер уйдет слишком много времени, и отдача от них появится не раньше 2021 года, а большая часть позитивных изменений ожидается и вовсе «за рамками прогнозного периода». Формулировка на самом деле интересная – если на реализацию «майского указа» отведен весьма сжатый срок, до 2024 года включительно, то вычеркивание двух лет сродни приговору. А отказ заглядывать «за рамки прогнозного периода» больше похож на нежелание озвучивать неприятную информацию, которая может повредить нашей драгоценной стабильности.
Но не спешите кидаться камнями в правительство и хвалить Центробанк. Увы, но его выводы уже поставлены под сомнение многими экспертами. В частности, они отмечают, что примерно одна треть пенсионеров и сейчас работает. Кроме того, для многих предприятий возрастные сотрудники могут оказаться довольно серьезным обременением, особенно в свете принимаемых законов по защите работников предпенсионного возраста. Ну и производительность труда сотрудников шестидесяти и более лет наверняка окажется ниже средней по промышленности, особенно в обрабатывающих отраслях, строительстве, сельском хозяйстве и т.п.
Поэтому всякий бюрократический пинг-понг между правительством и ЦБ следует воспринимать с некоторой осторожностью. А на вопрос, кто же из них лучше справляется со своей работой, часто можно ответить: «Оба хуже».
Но как приятно все-таки, что украденные у людей пенсионные деньги пойдут на благое дело и простимулируют экономический рост в стране! А ведь могли бы ещё несколько роскошных офисов для Пенсионного фонда отгрохать и на этом успокоиться. Или сразу яхт-рекордсменов понастроить…
- Виктор Кузовков
- depositphotos.com
Информация