Пионер русского подводного флота С.Н. Власьев

Один из родоначальников русского подводного флота Сергей Николаевич Власьев родился 31 мая 1880 года в дворянской семье. По окончании Морского кадетского корпуса, курса в Морской учебно-стрелковой команде и Минного офицерского класса в 1903 году молодой офицер был распределён на службу в Порт-Артур на минный заградитель «Енисей», которому было суждено затонуть от подрыва на собственных минах уже на второй день Русско-японской войны. В этой катастрофе Власьев получил тяжёлые ранения, и переведён на броненосец «Пересвет», затем на эскадренный броненосец «Цесаревич», а после этого и на «Победу», на которой он принимал участие в тралении рейда Порт Артура, неоднократно лично участвуя в постановке минных заграждений самым опасным и трудоёмким способом - «с плотиков». В ночь на 21 декабря 1904 г., не желая разделять унижения капитуляции Порт-Артура, С. Н. Власьеву удалось прорваться в китайский порт Чифу на маленьком минном катере. Затем, переодевшись, Власьев проследовал по территории Китая и 31 декабря 1904г. достиг ставки главнокомандующего. 18-26 февраля 1905г. С. Н. Власьев принимал участие в Мукденском сражении. За доблесть, проявленную обороне Порт-Артура, кроме ордена Св. Анны 4 степени, Сергей Николаевич был награждён орденом Св. Станислава 3 степени, орденом Св. Анны 3 степени, а также орденом Св. Владимира 4 степени.

Пионер русского подводного флота С.Н. Власьев


Весной 1906 года С. Н. Власьева призывают в только что созданный учебный отряд подводников. Он становится командиром подводной лодки «Макрель», а в 1907 году принимает и подводную лодку «Пескарь».


В конце 1907 года, отвечая на критику идеи создания подводного флота, исходящую от ряда высших флотских офицеров, Власьев выступил с докладом «Отчет командира подводной лодки „Пескарь“ о плаваниях и маневрах», в котором приводил серьёзные доводы в пользу дальнейшего развития подводного флота. Идеи, высказанные Власьевым в докладе, нашли поддержку в лице виднейшего русского кораблестроителя, академика А. Н. Крылова и в 1907 году он стал командиром новейшей подлодки «Акула», принимая непосредственное участие в проектировании её минного вооружения. С. Н. Власьеву принадлежит целый ряд разработок методик ведения подводного боя и группового использования подлодок в боевых операциях флота.

В годы Первой мировой войны, командуя «Акулой», Власьев совершил несколько самостоятельных боевых операций. Первая атака «Акулы» произошла 26 августа 1914 года. Подлодка торпедивала в направлении приближающихся вражеских миноносцев, что охладило их пыл и заставило отказаться от атаки. В 1915 году по приказу командующего Балтийским флотом С. Н. Власьев был награждён орденом «За отличное несение дозорной службы в районе боевых действий», после чего был назначен командиром Пятого дивизиона подлодок Балтфлота. В августе 1915 г. С.Н. Власьев был переведён на Черноморский флот, в транспортную флотилию, а в 1916 году - в 1-й Балтийский флотский экипаж.

Пионер русского подводного флота С.Н. ВласьевВ Гражданскую войну Власьев присоединился к Добровольческой армии, действовавшей на юге России. С ноября 1918г.он возглавил морскую оборону отдельной одесской добровольческой бригады. В январе 1919г. в Одессе в ходе объявленного главнокомандующим ВС Юга России формирования второго отряда речных судов его начальником назначается автор идеи – капитан 2 ранга С. Н. Власьев. С февраля по июнь Власьев был занят комплектованием и дооснащением судов вновь образованного отряда. После того как речной отряд был расформирован, а вместо него был создан дивизион речных катеров, капитан Власьев принял командование французскими миноносцами «Беспокойный» и «Капитан Сакен», после чего перешёл на линейный корабль «Генерал Алексеев». В июле 1920г. С. Н. Власьев был повышен до капитана 1 ранга.

В ноябре 1920г. Власьев, будучи членом Союза русских морских офицеров, покинул Крым, оказавшись в Константинополе, а в ноябре 1922 года капитан отправился в свой последний большой переход: он повёл реквизированные французами за долги русские тральщики и буксиры в порт Марселя. В1923 году Власьев поселился в Париже, где устроился на работу в качестве водителя такси. После окончания Великой Отечественной ему удалось перебросить мост к России – он получил гражданство СССР. Русский морской офицер С. Н. Власьев скончался на чужбине в 1955 году и был похоронен на знаменитом парижском кладбище русских эмигрантов Сен-Женевьев-де-Буа.

По материалам http://alerozin.narod.ru, militera.lib.ru/db/merkushov_va2/index.html
Автор: Вениамин Ключ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. Siga 31 мая 2012 08:55
    Немало гениев дала России родная Ярославская земля smile
  2. Сахалинец 31 мая 2012 09:38
    Жаль что очень много умных, образованных и честных людей были вынужденны закончить свой век на чужбине, а ведь сколько они могли сделать на благо нашей родины.
    1. Ross 1 июня 2012 00:29
      Сахалинец,
      Это не входило в планы Троцкистов.
  3. vostok 31 мая 2012 09:49
    Отважные люди эти подводники, честь им и хвала.
    vostok
  4. Voodoo 31 мая 2012 11:24
    Мужественный и стойкий человек. Остался верен присяге. Уважаю.
  5. Мимопроходящий 31 мая 2012 16:35
    Человек может и достойный, а вот подводник никакой. Или скорее русские подлодки были никакие. В то время, как немцы топили корабли тысячами, он только и смог "торпедировать в направлении приближающихся вражеских миноносцев".
    В очередной раз убеждаюсь, при царизме(неограниченной власти аристократии) и его преемнике путинизме(неограниченной власти бюрократии) страна превращается в технологическое и военное убожество.
    Мимопроходящий
    1. Andy 31 мая 2012 17:31
      согласен с вами."лучшие" в мире подлодки "барс" никого не потопили(искл. "пантера" в 1919 англ эсминец- красный флот) , "лучшие "линкоры "севастополь" не выходили в море,их не допускали до боя(!).воевали лишь канонерские лодки и эсминцы.а тут во всех сторон-нельсоны.может пора правду писать?
  6. Andy 31 мая 2012 17:49
    кстати,хочу напомнить что когда часть Офицеров осталась служить Отечеству,другая часть сначала призвала интервентов из антанты,а потом свалила за бугор.учитывая сколько русской крови пролили эти "патриоты"-у них даже не хватило сил пустить себе пулю в лоб!
    1. mr.Man 1 июня 2012 03:24
      Антанта (военно-политический блок России, Англии и Франции) создавался против Тройственного союза (военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии)...
      "Друзья" пришли на помощь...
  7. topwar.ruk-d 31 мая 2012 19:59
    "кстати,хочу напомнить что когда часть Офицеров осталась служить Отечеству,другая часть сначала призвала интервентов из антанты,а потом свалила за бугор.учитывая сколько русской крови пролили эти "патриоты"-у них даже не хватило сил пустить себе пулю в лоб!"Не путайте Отечество с Бронштейном-Троцким.Борясь с большевистской гидрой - Белые боролись за Россию.
    topwar.ruk-d
    1. mr.Man 1 июня 2012 02:55
      Солдат-офицер должен служить Родине в первую очередь, а когда власти в стране нет единой.., то брать власть в свои руки и не допускать междоусобицы (то-бишь гражданской войны)!
      Когда власти единой нет, то и нет порядка...

      Где была будущая "Белая гвардия", когда 30 000 латышских стрелков чуть ли не поголовно перешли на сторону Ленина весной 17-го?
      http://rus.ruvr.ru/2011/12/06/61645062.html

      Придумали тут: "Белые", "Красные", а ведь были еще "Зеленые" («Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют!») и они все боролись за Россию-Матушку.

      Нельзя АРМИИ идти на поводу у политиков.., МАХимум: не допускать кровопролитного-беспредела при внутренней "разборке" в стране...

      Интервенты из Антанты это тогдашние демократы борющиеся за свободу России... laughing
  8. Deniska999 31 мая 2012 20:33
    Русская земля всегда славилась своими изобретателями, первопроходцами и умельцами. Да пусть их не переведётся никогда!
  9. Одесит 1 июня 2012 10:58
    Вот на таких как он," держится земля"!
    Молодец, честь, хвала и УВАЖЕНИЕ!!!!!
    А всем кому не по нутру РУССКОЕ ВЕЛИЧИЕ, предлагаю, честный уход из жизни!
    Поймите, вы тараканы, ползущие по броне танка! Вы мусор, а МЫ РУССКИЕ -ВЕЛИКИЙ НАРОД!!!!!
    Дурацкая пропаганда - это все что Вы можете нам противопоставить!
    РОССИЮ НЕВОЗМОЖНО ПОБЕДИТЬ!!!! И ВЫ ЭТО ПРЕКРАСНО ЗНАЕТЕ!
    Жаль, очень жаль, что я живу на украине, а не в ВЕЛИКОЙ РОССИИ!
    Одесит
  10. Алекс 8 марта 2014 22:14
    Не знаю как другие, я что-то повода для особой пиетики не заметил. Так и не понял, в чем "пионеринг" господина Власьева. В том, что под руководством академика А.Н.Крылова работал над проектом "Акулы",
    принимая непосредственное участие в проектировании её минного вооружения.
    (этакая обтекаемая формулировка, за которой может стоять все, что угодно - от полной и самостоятельной разработки до пития чая в присутствии конструкторов). Ну, а его гораздо более плодотворная деятельность по отганизации войны с собственным народом, равно как и участие во французском мародерстве смобственного флота пусть остается на его совести.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня