Военное обозрение

5 фактов о танках-убийцах, которых вы могли не знать

21
Зарубежные специалисты и пресса проявляют стабильный интерес к российской бронетанковой технике. Поводом для него становятся как характеристики боевых машин, так и способы их достижения, а именно различные технические и конструкторские решения или применяемые приборы. Американское издание The National Interest изучило современные российские танки и нашло наиболее интересные их особенности и возможности, не слишком хорошо известные зарубежной публике.


3 ноября в рубрике The Buzz появилась статья постоянного автора издания Чарли Гао под названием «5 Things You Might Not Know About Russia's Killer Tanks» – «5 фактов о российских танках-убийцах, которые вы могли не знать». Как следует из заголовка, в статье рассматривается полдесятка важнейших особенностей российской бронетехники. При этом автор указывает на их важность и намекает на серьезные последствия их наличия. Так, подзаголовок статьи призывает армию США к вниманию.



В начале своей статьи Ч. Гао отмечает, что российские основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90 могут казаться похожими. Все они управляются экипажами из трех человек, а также оснащаются 125-мм гладкоствольными орудиями-пусковыми установками и автоматами заряжания. Российские танки отличаются от зарубежных меньшей боевой массой и уменьшенным силуэтом. Тем не менее, все эти танки гораздо сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Для повышения живучести и боевой эффективности в конструкции этих машин используется множество мелких решений и нововведений.

В связи с этим автор предлагает читателям рассмотреть пять особенностей российских основных танков, о которых, они, возможно, не знают.

1. Система дистанционного подрыва «Айнет»

Одним из наиболее удачных способов повышения эффективности танкового огня при обстреле пехоты является применение снарядов с дистанционным подрывом. Российские танки получают такие возможности вместе с новой системой «Айнет». С ее помощью существующее орудие танков Т-90А, Т-80УК или Т-80УЕ-1 «осваивает» новые функции. В частности, тяжелый осколочно-фугасный снаряд с дистанционным подрывом можно использовать для поражения вертолетов противника. Единственное условие – наводчик должен иметь возможность наблюдать цель и наводить на нее оружие.

Система «Айнет» работает совместно с лазерным дальномером, имеющимся на танке. Наводчик выбирает цель и облучает ее лазером, в результате чего определяется дальность до нее. Затем, во время подачи боеприпаса из автоматизированной укладки в орудие, специальный прибор вводит необходимую дальность в электронику взрывателя. С системой «Айнет» могут использоваться любые существующие осколочно-фугасные снаряды, оснащаемые специальным взрывателем. Иные методы модернизации снаряда не требуются. Снаряд запускается штатным образом, а его взрыватель обеспечивает подрыв на заданной дальности и создание облака осколков.

2. Автомат сопровождения цели

Ч. Гао отмечает, что в последние десятилетия различные приборы, предназначенные для использования наводчиками, развивались «не по дням, а по часам». Появление цифровых технологий и приборов позволило разработать и внедрить ряд новых функций, ранее недоступных для механических или электромеханических устройств. Одно из преимуществ новой аппаратуры – возможность большого увеличения изображения. При этом автоматика способна брать на себя часть функций человека. Это реализуется в приборах автоматического сопровождения цели.

Автоматическое сопровождение включает оптические и электронные средства распознавания целей. Кроме того, оно связано с цифровыми системами управления башенным вооружением. Как и ранее, обнаружение цели и ее взятие на сопровождение является задачей наводчика. Однако дальнейшее сопровождение осуществляется с большей точностью и практически исключает человеческий фактор. Такие функции присутствуют у всех российских танков, имеющих цифровой прицел «Сосна-У». Это танки типов Т-72Б3, Т-80БВМ и Т-90М.

3. Защита от напалма

Горючие вещества, такие как бензин или напалм, всегда представляли большую опасность для танков. Видя действия Соединенных Штатов во Вьетнаме, Советская армия ожидала применение таких средств на поле боя будущей войны. Напалм способен тем или иным образом помешать работе двигателя. Кроме того, он может расплавить внешние провода и вывести из строя различные устройства. В частности, существует большой риск повреждения световых приборов или дымовых гранатометов.

Чтобы защитить свои танки от зажигательного оружия, Советский Союз разработал специальную систему под названием «Сода». Несмотря на специфическое название, эта система была достаточно простой. Чтобы защитить внешнюю проводку танка, использовали металлические трубы. На крыше моторно-трансмиссионного отделения следовало устанавливать сетку с мелкой ячейкой, способную отводить жидкости от внутренних отсеков. На топливопроводах внешних баков предусматривались защитные рамы с асбестовой тканью. Система «Сода» была создана для танка Т-62М, и позже, претерпевая различные изменения, применялась на всех новых боевых машинах.

4. Воздухозаборное устройство Т-80 для быстрой езды

Проект Т-80 разрабатывался с учетом получения максимальной тактической мобильности. Первым способом решения таких задач стало применение газотурбинного двигателя, благодаря чему танк смог буквально прыгать и показывать высокую маневренность на пересеченной местности. Кроме того, танк с таким двигателем может развивать высокую скорость на шоссе. Бронемашины могли быстро реагировать на изменение обстановки и, при необходимости, быстро преодолевать указанный маршрут без помощи танковозов. Чтобы улучшить подобные возможности бронетехники, для очередной модификации танка Т-80У было создано новое воздухозаборное устройство, устанавливаемое на корме башни. Такие изделия присутствуют на большинстве машин типов Т-80У и Т-80БВМ.

5 фактов о танках-убийцах, которых вы могли не знать


Воздухозаборное устройство характерной формы обеспечивает подачу воздуха с уровня крыши башни до заборных устройств на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Устройство обеспечивает повышение скорости прохождения воздуха к двигателю без потерь в части фильтрации. В результате двигатель способен развивать максимальную мощность и работать более эффективно. Тем не менее, присутствуют определенные ограничения. Воздухозаборное устройство закреплено на башне, в результате чего перемещается вместе с ней. Его можно использовать только при углах поворота башни не более 30° от нейтрального положения. В связи с этим заборное устройство можно использовать только на марше. В боевой обстановке его поднимают, и воздух начинает поступать прямо в приемные устройства корпуса.

5. Стабилизированная пулеметная установка Т-90

Пулеметная установка на крыше башни танка считается вторичным вооружением. Однако в условиях городской застройки, где присутствует особая угроза в виде живой силы или легких транспортных средств, башенный пулемет оказывается жизненно важным компонентом вооружения танка. Ч. Гао напоминает, что американские танки M1A2 стали получать стабилизированную пулеметную установку CROWS в двухтысячных годах, когда началось внедрение комплекта TUSK.

В то же время, автор указывает, что российские танки Т-90 с самого начала имели стабилизированную пулеметную установку. Собственно пулеметная установка имеет собственный вертикальный стабилизатор. Стабилизация в горизонтальной плоскости не используется. Конструкторы посчитали, что башня с двухплоскостным стабилизатором станет хорошей и удобной опорой для пулеметной установки. В результате командир может обстреливать из пулемета любые цели. Единственное ограничение в этой области заключается в том, что при стрельбе из пулемета наводчик не должен поворачивать башню, наводя пушку на другую цель.

Пулеметная установка на башне танка Т-90 отличается малыми размерами, но при этом обеспечивает наведение в пределах вертикального сектора от -5° до +70° со стабилизацией в диапазоне от -3° до +30°. Новейший проект Т-90М предусматривает отказ от старой пулеметной установки в пользу полноценного дистанционно управляемого боевого модуля с двухплоскостной стабилизацией.

***

В своей новой статье Чарли Гао рассмотрел несколько характерных особенностей современных российских основных боевых танков, которые могут быть неизвестны читателям. При этом он упомянул лишь пять черт техники. Нельзя не отметить, что российские боевые бронированные машины имеют куда больше существенных отличий от зарубежных образцов своих классов. Используются разные подходы к решению тех или иных конструкторских задач, а также реализуются отличающиеся концепции.

Наиболее известными особенностями российских танков, отличающими их от зарубежной техники, являются автомат заряжания орудия и, соответственно, сокращенный экипаж. Кроме того, важной особенностью следует считать наличие комплекса управляемого вооружения, использующего штатную пушку в качестве пусковой установки. От многих зарубежных образцов российские отличаются наличием встроенной динамической защиты, дополняющей броню корпуса. Наконец, советские и российские инженеры предпочитают использовать плотную компоновку агрегатов, благодаря чему бронетехника получается менее крупной и тяжелой.

Впрочем, темой статьи в издании The National Interest являются те особенности российских танков, о которых может не знать зарубежный читатель. В таком случае общеизвестные факты, такие как наличие автоматики заряжания или сокращенные габариты бронемашины вряд ли могли попасть в статью.

Стоит помнить, что современные танки российской армии объединяют в себе как широко известные решения, так и определенные компоненты, пока не получившие должной известности в нашей стране или за рубежом. Как следствие, вероятному противнику следует учитывать все особенности российской техники, в том числе и не самые известные. И в этом отношении подзаголовок статьи в The National Interest совершенно прав: армии США действительно нужно обратить внимание.

Статья «5 Things You Might Not Know About Russia's Killer Tanks»:
https://nationalinterest.org/blog/buzz/5-things-you-might-not-know-about-russias-killer-tanks-35072
Автор:
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Кот Кузя
    Кот Кузя 6 ноября 2018 09:01
    0
    "Танки-убийцы".....круто.... winked И местами....даже ...страш-ш-ш-но....
    1. yehat
      yehat 6 ноября 2018 10:38
      +10
      на западе очень любят подобные манипуляции. Подлодки-пираты, танки-убийцы, автомат Калашникова - автомат террористов, агрессивные надувные танки, миротворцы в косово и в Осетии - имперские амбиции и оккупация, авиация и танки - так вообще продукт неизбывной злобы на все человечество и в том же духе. А Путин даже ночью исходит слизью от ненависти и желания убивать эльфов.
      1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        +2
        Про помидоры-убийцы забыл?

        wassat

        В американском трэш-кинематографе даже есть такой фильм и, боюсь, что не один.
      2. GibSoN
        GibSoN 6 ноября 2018 19:55
        -1
        на западе очень любят подобные манипуляции
        Это новый анекдот?!)) Реально смешной)))
      3. 1810ВМ86
        1810ВМ86 22 января 2019 08:11
        0
        Цитата: yehat
        на западе очень любят подобные манипуляции. Подлодки-пираты, танки-убийцы, автомат Калашникова - автомат террористов, агрессивные надувные танки, миротворцы в косово и в Осетии - имперские амбиции и оккупация, авиация и танки - так вообще продукт неизбывной злобы на все человечество и в том же духе. А Путин даже ночью исходит слизью от ненависти и желания убивать эльфов.

  2. kalakutas
    kalakutas 6 ноября 2018 09:30
    0
    Под № 4 - разве это не ОПВТ?
  3. svp67
    svp67 6 ноября 2018 11:02
    +4
    Чтобы улучшить подобные возможности бронетехники, для очередной модификации танка Т-80У было создано новое воздухозаборное устройство, устанавливаемое на корме башни. Такие изделия присутствуют на большинстве машин типов Т-80У и Т-80БВМ.
    Ну вообще то этот короб относится к системе ОПВТ (оборудованию для подводного вождения танков) и используется в целях уменьшения ЗАПЫЛЕННОСТИ подаваемого двигателю воздуха.



    Воздухозаборное устройство закреплено на башне, в результате чего перемещается вместе с ней.
    Ну пусть они так и думают....не будем разубеждать.
    1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
      0
      ...используется в целях уменьшения ЗАПЫЛЕННОСТИ подаваемого двигателю воздуха.


      А в чём фишка-то? Забирают воздух с уровня, где он чуток меньше запылён?
      А пылесосы без мешков видел кто? Воздух с пылью подаётся через вихрь и очищается центробежной силой. Чем круче вихрь, тем чище воздух.
      1. svp67
        svp67 6 ноября 2018 12:10
        +5
        Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        Забирают воздух с уровня, где он чуток меньше запылён?

        Конечно.
        Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        А пылесосы без мешков видел кто? Воздух с пылью подаётся через вихрь и очищается центробежной силой. Чем круче вихрь, тем чище воздух.

        Увы, но на танках все ЕЩЕ круче. Там есть все, и циклоны, и пылевиброочистка, и масляные кассеты...
        Просто пылесосы не работают в столь тяжелых условиях и если бы в этих условиях использовать пылесос, в качестве воздухоочистителя, то двигатель бы не додавал бы мощности, из-за воздушного голодания и быстро бы накрылся, из-за пылевого износа.
        На данном танке стоит ГТД и он вообще рекордсмен по потреблению воздуха, до 4 кг/с, поток воздуха - сумасшедший...
        1. Bad_gr
          Bad_gr 8 ноября 2018 18:59
          +1
          Раньше воздухозаборную трубу крепили через спец.переходники прямо к воздухозаборникам, прямо к корпусу.

          Когда же появился воздухозаборник, который воздух для двигателя забирал на уровне башни (самое не пыльное место, которое установили после продувки танка в аэродинамической трубе) воздухозаборная труба для подводного вождения стала крепиться на неё.
      2. Bad_gr
        Bad_gr 8 ноября 2018 19:03
        +1
        Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        А пылесосы без мешков видел кто? Воздух с пылью подаётся через вихрь и очищается центробежной силой. Чем круче вихрь, тем чище воздух.

        Воздухоочиститель Т-80У. Как раз, те самые циклоны:
        1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
          0
          А нельзя внутри корпуса сделать, чтобы башне поворачиваться не мешало?

          lol
          1. Bad_gr
            Bad_gr 8 ноября 2018 23:01
            +1
            Так воздухоочиститель и стоит внутри корпуса. Его заборные решётки находятся сразу за башней. Но пыли меньше именно в районе макушки башни, туда и подвели воздуховод.
            1. Bad_gr
              Bad_gr 8 ноября 2018 23:06
              0
              Цитата: Bad_gr
              Но пыли меньше именно в районе макушки башни, туда и подвели воздуховод.

              1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                0
                Через ствол бы сосали - там как раз меньше всего пыли...

                lol

                ...судя по фотке.
  4. smaug78
    smaug78 6 ноября 2018 12:13
    0
    Только пункт 5.
  5. Морской Кот
    Морской Кот 6 ноября 2018 13:22
    +1
    Цитата: yehat
    на западе очень любят подобные манипуляции. Подлодки-пираты, танки-убийцы,


    На Востоке тоже: "Шайтан-труба", например. laughing
  6. lucul
    lucul 6 ноября 2018 17:49
    0
    Начинают реально смотреть на нашу технику , без искажающего фильтра пропаганды .
  7. Viktor77
    Viktor77 6 ноября 2018 17:58
    +1
    Позабавило
    Устройство обеспечивает повышение скорости прохождения воздуха к двигателю без потерь в части фильтрации. В результате двигатель способен развивать максимальную мощность и работать более эффективно
    ВЗУ предназначено для забора воздуха из наименее запыленной зоны при движении по пескам и.т.п.,когда проектировали это устройство модель танка продувалась даже в аэродинамической трубе.
  8. Doliva63
    Doliva63 6 ноября 2018 19:10
    +1
    Все эти "новости"(за исключением Айнет - не сталкивался) покрылись пылью не один десяток лет назад. laughing
    1. Curious
      Curious 7 ноября 2018 01:50
      0
      Да и "Айнет" - конец 80-х.