Цены на бензин: управление вручную

34
Правительство России всё-таки сумело дожать нефтяников. Все заявления о свободном рынке и об отказе от ручного управления остаются в прошлом, а договорённости о замораживании цен распространяются на будущее. Пока до конца марта 2019 года. Таковы предварительные итоги заочного торга, начало которому было положено во время совещания с нефтяниками у вице-премьера Дмитрия Козака. Главное, что крупнейшие нефтяные компании дали согласие на предложение кабинета министров установить предельные цены на топливо для каждого региона.

В свою очередь, со стороны антимонопольной службы (ФАС) сделано всё во избежание картельного сговора нефтяников, которым взамен практически гарантирован иммунитет от претензий налоговиков и той же ФАС за сдерживание цен. Уже к 7 ноября должен быть не только сформирован пакет мер по регулированию топливного рынка, но и подписано окончательное соглашение, а также согласован прейскурант, по которым бензин будет поставляться для реализации уже розничным продавцам – сетевым и независимым АЗС.



Цены на бензин: управление вручную


При этом известно, что уже с 1 января запланировано повышение акцизов на бензин сразу в полтора раза, которое в правительстве предпочитают называть «индексацией в пределах инфляции». Словно у нас инфляция составляет не 4-6, а все 50 процентов. С учётом того, что акциз составляет немногим менее четверти конечной цены бензина на АЗС, речь может идти о её повышении примерно на 5-6 рублей за литр. Интересно, что примерно о таком же уровне роста цен, на 4-5 рублей, и просили нефтяники вице-премьера Козака на совещании в конце октября.

Однако именно из-за трехмесячной отсрочки скачок цен на бензин может оказаться и куда более серьёзным. Такая «индексация», безусловно, поможет правительству сбалансировать бюджет, но после неё удерживать цены на уровне лета 2018 года вряд ли удастся дольше, чем три месяца. Ровно столько, на сколько и рассчитано ожидаемое соглашение с нефтяниками. Уже известна точка зрения Счетной палаты по поводу планируемого увеличения акциза на бензин в полтора раза. В главном контрольном органе страны считают, что это «может привести к резкому росту цен на топливо и потребовать дополнительных компенсационных и сдерживающих мер, помимо предусмотренных в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли».

Характерно, что профильный вице-премьер продолжает уверять всех, что и теперь нет речи о режиме ручного управления. «Мы не переходим к ручному управлению» топливным рынком, соглашение с нефтяниками о фиксации оптовых цен – вынужденная мера», — говорил Дмитрий Козак ещё в среду после совещания в правительстве. По его словам, в силе остаётся основная идея, которая сработала сначала в мае, а потом в конце лета – сдерживание цен за счёт наращивания дешёвых поставок топлива на внутренний рынок.

Фактически же речь идёт о том, что в рознице никто цены диктовать действительно не будет, зафиксировать планируется только оптовые цены. Но, поскольку всё чаще идут разговоры о заморозке цен уже не в опте, а непосредственно на АЗС, это вызывает обоснованную тревогу не столько у нефтяных гигантов, сколько у розничных торговцев. Уже бьют тревогу многочисленные некоммерческие организации, включающие в себя представителей частного розничного сектора нефтепродуктообеспечения России. Там уже выразили недоумение по поводу предложения включить и их в договоренности о заморозке бензиновых цен.

В Российском топливном союзе (объединяющем розничные компании топливного рынка) считают, что проблемы на топливном рынке России надо решать не временными договоренностями, которых, по мнению главы союза Евгения Аркуши, в условиях рынка вообще быть не должно. Необходимо создавать условия для добросовестной конкуренции и применять экономические рычаги, которые хорошо известны и неплохо использовались ранее.

Почему от них отказываются сейчас, специалистам не совсем понятно, хотя это сильно напоминает попытку взять от коровы сразу и молоко, и мясо. Снижение акцизов, привязка курса рубля к цене нефти, повышение экспортных пошлин – вот те рычаги, которые способны сделать так, чтобы поставки топлива на внутренний рынок стали не менее привлекательными, чем экспорт. «Идеально было бы изначально реализовывать налоговый маневр в том виде, в котором он был задуман, — увеличение НДПИ, сопровождающееся снижением акцизов. Но этого, увы, не произошло», — считает Е. Аркуша.

И всё же именно по фиксированным оптовым ценам будет обеспечиваться наполнение внутреннего рынка, куда теперь придётся поставлять как минимум на 3 процента топлива больше, чем сейчас. При этом, как сообщили в Российском топливном союзе, нефтяным компаниям уже дали понять, что за ними останется право продавать в розничные сети топливо по внебиржевым контрактам. Причём по ценам, которые дадут возможность розничным торговцам поддерживать необходимый уровень доходности.

По сути, речь идёт о том, что в ряде регионов, где не слишком много сетевых АЗС, ползучее повышение цен всё же будет иметь место. И что-то заработать на этом смогут все – и крупная нефтянка, получающая пусть небольшую, но лазейку для слабо контролируемого сбыта, и независимые розничные продавцы. Это только одно из послаблений, которые нефтяники уже выторговали у исполнительной власти. Ведь, кроме этого, им ещё удалось отбиться и от запретительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов.

При этом в связи с необходимостью продавать всё больше бензина внутри страны экспортные поставки должны заметно снизиться и без существенного повышения пошлин. К тому же, похоже, теперь нет угрозы запрета на экспорт и для отдельно избранных компаний, заподозренных в нарушении достигнутых договорённостей. Часть ответственности за исполнение ляжет на самих нефтяников, которые должны вовремя информировать о необоснованных скачках цен.

В аппарате вице-премьера Козака уже дали понять, что никакие крайние меры не будут применяться только до тех пор, пока будут выполняться соглашения. Однако если одна из компаний его нарушит, правительство повысит пошлины для всех. О том, что нефтяники должны нести солидарную ответственность, Дмитрий Козак в текущем году говорит просто с завидной регулярностью.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    7 ноября 2018
    Имитация лютой борьбы, сами с собой бьются до кровавых соплей.. цирк..
    1. +11
      7 ноября 2018
      Цены растут, бензин, зарплаты растут беспрецедентными темпами у Топилина, футболисты, макарошки, рожать не просили, НДС, пенсия, Новый год - новые цены.
      Да, по С-400 план перевыполнили, док утопили.
    2. +3
      7 ноября 2018
      Цитата: Svarog
      сами с собой бьются до кровавых соплей.. цирк..

      1. +2
        7 ноября 2018
        laughing good именно так все со стороны и выглядит laughing
    3. +4
      7 ноября 2018
      Зачем нужно было рынок городить, если Козак вводит солидарную ответственность для спекулянтов? А почему бы такую не ввести на все аппараты Медведева и Козака? От этого толку больше бы было. Попался один взяточник - меняй весь аппарат вместе с начальником.winked
    4. +3
      7 ноября 2018
      Одного не пойму: наши либералы во всё горло кричат, что рынок всё расставит по своим местам, это вам не социализм. И что мы имеем на самом деле? Беспросветное воровство и обнищание народа, покрывательство властью якобы из благих намерений лиц, ставших миллиардерами и владельцами когда-то народного добра непонятно за какие деньги в эпоху Павлова и Гайдара.
      По Жванецкому: может в филармонии надо что-то поменять?
  2. +1
    7 ноября 2018
    Все это издержки горбачевского "капитализма с человеческим лицом" а на самом деле со сверинным оскалом, поскольку гос-во, в лице прав-ва и ГД, фактически устранилось от управления рыночными отношениями и идут на поводу у частнособственнических аппетитов всех этих владельцев общенародных природных ресурсов, начиная от добычи и кончая реализацией. В этих условиях каждый "предприниматель-капиталист" будет всегда пытаться отжать себе все большую долю прибыли от продажи общенациональных ресурсов! Рынок во всех странах Европы жестко регулируется гос-вом и никакой саморегулирующей руки рынка там нет, а сказки об этом предназначены только для "папуасов", слушающих с умными рожами их советы.
    1. 0
      10 ноября 2018
      При союзе как было у всех искаженное восприятие капитализма, только желающего всех ограбить, так такой потом по этим же методичкам и построили. Стереотипы из головы, вбиваемые туда годами, просто так никуда не деваются.
  3. +4
    7 ноября 2018
    Цитата: Svarog
    ... сами с собой бьются до кровавых соплей..

    Делят народное достояние, совсем забыли про этот самый народ.
  4. 0
    7 ноября 2018
    Росло б наше благосостояние, в общем и целом!!! Тогда многих прочих проблем не было!
    А так, шума и обозначенной деятельности кажется много, а толков совсем чуть! И не на долго к тому ж!
  5. +2
    7 ноября 2018
    Кипучая деятельность дилетантов в правительстве.
  6. +3
    7 ноября 2018
    Народ наш на обещания давно не ведется. Обещают одно, на выходе вообще не второе, а третье. Так будет и ценами на бензин, повысят и глазом не моргнут. Мы для них..., а они для нас.
  7. Комментарий был удален.
    1. 0
      7 ноября 2018
      Вот Рай пока не троньте...Там, пока ещё, не провели референдум...
  8. 0
    7 ноября 2018
    Какого ... акцизы поднимают? На что надеются? Как будто после марта все рассосется и заживем счастливо((
    1. +1
      7 ноября 2018
      Какого ... акцизы поднимают?
      Аппетиты у бояр унять некому request Все силы после переизбрания Путина брошены на совершение прорыва по обдиранию народа и отьему у него социальных прав и достижений.
  9. +1
    7 ноября 2018
    Цитата: Барон Суббота 696
    Цитата: Бородач
    Цены растут, бензин

    да что ж вы там все недовольны ценами на бензин,налогами и повышением пенсионного возраста ? Вы на Украину посмотрите,что там творится ! Это ж уму нерастяжимо ! Там негров линчуют,мальчиков распинают,там солдаты НАТО и бесскрепность ! Зато Крымнаш и Райнаш !

    Это совсем не значит что надо страну поделить и отдать на откуп, таким как вы и ваши вдохновители - то-то в Вашингтоне рады вашим словам! А с правительством мы разберемся и без ваших соплей и слез!
  10. +7
    7 ноября 2018
    Я вот логики не улавливаю: правительство просит нефтяников сдержать растущие цены на топливо, при этом само же повышает акцизы на это же топливо и не дает никаких механизмов чтобы поставлять это топливо внутри страны было выгодно. И потом же показывает пальцем на нефтяников, мол вот кто виноват.
    Та же самая фигня с наличием денег в стране: смотрим за руками - денег в стране нет, но более 500 млд.р. вкладывается в доллары и евро. Денег в стране по прежнему нет, но выдаются многомиллионные кредиты в валюте странам, покупающим у нас оружие. И опять же денег нет, но чиновники и депутаты повышают себе оклады, пенсии и вообще содержание.
    Зато народу предлагают жить на 3500 р./месяц, питаясь макарошками и вообще государство ничего народу не должно, зачем вы родились вообще?
    Офигеть. Я походу перехожу в оппозицию и к жесткой критике нашего правительства.
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        7 ноября 2018
        но Царь-то хороший

        Если уж сравнивать что творит царь и что творят бояре... особенно те бояре, что подальше от стольного града... местечковые царюшки... Хорошо, что у нас личное короткоствольное оружие запрещено - за их наглость и хамство уже бы перестреляли половину по тихим закоулкам.
        А так... народ тихо копит злобу.
  11. +2
    7 ноября 2018
    Цитата: Wedmak
    Я вот логики не улавливаю: правительство просит нефтяников сдержать растущие цены на топливо, при этом само же повышает акцизы на это же топливо и не дает никаких механизмов чтобы поставлять это топливо внутри страны было выгодно. И потом же показывает пальцем на нефтяников, мол вот кто виноват.

    Так надо просто объяснить нефтяникам, что не зарабатывать на поставках нефтепродуктов за бугор - ПРИВИЛЕГИЯ. А Ея ещё надо заслужить! Например поставками топлива по приемлемым ценам во внутрь РФ. И рассмотрением накладных расходов в виде зарплат и прочих выплат.
    А объяснять лучше конфискациями и посадками.
    А еще объяснить такими же методами правительству, что работать надо , а не отсутствием денег отмазываться!
    "Да кто ж его посадит!" (с)
    1. +2
      7 ноября 2018
      Цитата: VIK1711
      Так надо просто объяснить нефтяникам, что не зарабатывать на поставках нефтепродуктов за бугор - ПРИВИЛЕГИЯ. А Ея ещё надо заслужить! Например поставками топлива по приемлемым ценам во внутрь РФ. И рассмотрением накладных расходов в виде зарплат и прочих выплат.
      А объяснять лучше конфискациями и посадками.

      В цене литра бензина, 70% или 75% это налоги и акцизы которые забирает правительство. Надо просто разогнать это сра...дурно пахнущее правительство к чёртовой матери, которое вместо того, что бы развивать реальный сектор экономики и создавать рабочие места, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу, тупо выколачивает бабосы с того, что имеется. Вот тогда всё в России начнёт приходить в норму.
      1. 0
        7 ноября 2018
        Надо просто разогнать

        Да кто ж его посадит?(с) Еще одной революции не хочется, гражданской войны уж совсем не хочется. Типо майдан как то не привлекает от слова совсем. И вот очередное что,где, когда? Какие реальные рычаги воздействия у народа есть на правительство? По сути - никаких. Народное возмущение только и огласка на всея Русь. Дабы до СК достучатся. И то не всегда срабатывает.
  12. +1
    7 ноября 2018
    Повышение цен на бензин жутко бесит. Но еще больше бесит резкий скачёк цены на газ. Ещё менее обоснованный. Владение машиной вещь обыденная а вот передвижение на ней становится роскошю.
    1. 0
      7 ноября 2018
      А я вот уже года как 4 отказался от монополистов...поставил себе котёл КАРАКАН-18, и топлюсь дровишками. Котёл универсальный, может работать на чём угодно. Дрова бесплатные, люди(строители) разбирают старые дома и привозят мне...
      1. +1
        8 ноября 2018
        Увы машину с установленным газовым оборудованием, дровами нн заправиш.
  13. 0
    7 ноября 2018
    Государству всё таки придётся для решения ценовой проблемы с топливом, создавать государственные АЗС - по сути монополию, а всех частников из этой сферы выбросить. Со стоимости литра бензина -10 рублей на расходы, 12 государству - в казну.
    1. 0
      7 ноября 2018
      Пардоньте...10+12=22...
      а кто ещё на оставшуюся 20ку подсядет ?
      1. 0
        8 ноября 2018
        Ни кто, так как конечная цена бензина будет 22 рубля за литр.
  14. 0
    7 ноября 2018
    вчера заправлялся дизель 48 с гаком был еще неделю назад 47..., пургу гонят. а кпрф, лдпр, справедливоросы за посты и места держаться. нет нормальных патий ер вообще все до себе. не мешал бы референдум по отставки нынешнего созыва думы + правительства, с запрета им пожизненно заниматься политической деятельностью.
    1. 0
      7 ноября 2018
      К несчастью это цены не понизит.
  15. +1
    8 ноября 2018
    Кроме бензина,дт,из нефти больше ничего не извлекают?Битум мазут парафины все это сливают в канаву?Доходность от переработки нефти ,на мой взгляд достаточно высока,если не гнать сырец за рубеж.
  16. -1
    8 ноября 2018
    О блин...
    Какой крутой админ на сайте ....

    Вы нарушили правила сайта, допустили в комментарии:
    "Мат: Да ну на..." в статье Исповедь бывшего охранника президента РФ.
    У Вас 4 нарушений. Правила сайта


    По одной Вашей букве определяет Ваши мысли...
    привожу дословно...
    Вадим Смирнов зовётся этот экстрасенс...
  17. 0
    11 ноября 2018
    Цитата: Вадим237
    Государству всё таки придётся для решения ценовой проблемы с топливом, создавать государственные АЗС - по сути монополию, а всех частников из этой сферы выбросить. Со стоимости литра бензина -10 рублей на расходы, 12 государству - в казну.

    Ещё можно заводские многотопливные двигатели "из коробки" сделать преимущественными на ввозимых в страну авто и производимых в ней, упростить и ускорить растаможку таких машин - ездишь либо на жидком, либо газовом топливе в зависимости от топливной ситуации а ценорегуляция происходит в результате жаркого взаимодействия топливных гигантов. Во всяком случае это гораздо полезней ГЛОНАССА, сборов на постройку дорог, хотя и поначалу парк многотопливных машин будет нарастать медленно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»