Проект SCAF. Истребитель будущего для Франции и Германии

26
В последние десятилетия европейские страны неоднократно разрабатывали новые боевые самолеты в рамках международного сотрудничества. В то же время, целый ряд таких совместных проектов не дал ожидаемых результатов. Недавно стартовали предварительные работы по очередному международному проекту, предназначенному для будущего перевооружений войск. Франция и Германия договорились о создании многоцелевого самолета фронтовой авиации с рабочим названием Système de Combat Aérien du Futur (SCAF).

Будущее и политика



В настоящее время на вооружении военно-воздушных сил Германии и Франции состоят самолеты разных типов, как сравнительно старые, так и новые. Согласно текущим планам, эксплуатация наиболее новых машин сможет продолжаться в течение длительного времени. Ресурс техники будет продлеваться в рамках ремонта, а модернизация обеспечит соответствие актуальным требованиям. Однако в конце тридцатых годов возникнет надобность в совершенно новых самолетах, которые должны будут заменить имеющуюся технику.


Истребитель Dassault Rafale ВВС Франции. В будущем его планируется заменить самолетами SCAF


Обе страны достаточно давно озаботились вопросом дальнейшего развития боевой авиации, однако реальные результаты пока отсутствуют. Кроме того, некоторые попытки создания совершенно новых образцов имеют сомнительные перспективы. Так, на протяжении нескольких последних лет Франция и Великобритания занимались проработкой совместного проекта FCAS / Future Combat Air System («Воздушная боевая система будущего»). Насколько известно, к настоящему времени в рамках этой программы были проведены лишь некоторые исследования, и до технического проектирования еще далеко.

При этом будущее программы FCAS оказалось под вопросом. Пресловутый «Брекзит» может помешать эффективному сотрудничеству британских и французских авиастроителей. Кроме того, Лондон решил сократить расходы на перспективный проект, тогда как Париж не спешит отказываться от него. Каким окажется будущее проекта FCAS – неизвестно. Пока есть основания как для оптимизма, так и для негативных прогнозов. Ситуация должна проясниться в обозримом будущем.

Будущее проекта FCAS зависит от ряда специфических факторов. При этом с ним прямо связано дальнейшее развитие ВВС Франции. Официальный Париж не устраивают такие риски, что приводит к необходимости запуска новых программ разработки авиационной техники. В дополнение к прорабатываемому проекту FCAS предложили запустить новую программу аналогичного назначения. Для сокращения рисков предлагалось начать сотрудничество с другой страной.

Новый проект

Еще в середине 2017 года высшее руководство Франции и Германии объявило о намерении начать разработку еще одного проекта самолета для тактической авиации. На тот момент утверждалось, что в создании нового истребителя примут участие все основные предприятия авиастроительной отрасли и смежных областей из двух стран. Предполагалось, что основные работы по проекту начнутся только в будущем. Серийное производство нового самолета сможет стартовать не ранее второй половины тридцатых годов.

Перспективный образец авиационной техники получил название SCAF (Système de Combat Aérien du Futur – «Воздушная боевая система будущего»). Нельзя не отметить, что Франция, запуская очередной проект с участием нового зарубежного партнера, сохранила существующее название. Программы SCAF и FCAS фактически имеют одно и то же название, но на разных языках.

В начале апреля 2018 года стало известно, что две страны дали старт новому проекту. Руководители военных ведомств двух стран после переговоров заявили о скором начале предварительной проработки проекта. По очевидным причинам, представители стран-разработчиков пока не готовы раскрыть технический облик перспективной техники. В то же время, неоднократно указывались те или иные пожелания заказчиков. Ряд объективных факторов привел к тому, что будущие эксплуатанты самолета SCAF предъявляют к нему самые высокие требования. Планы в отношении этого проекта отличаются особой смелостью.

Планируется, что основную часть работ по программе SCAF возьмут на себя компании Airbus и Dassault. При этом к работам планируется привлечь массу других организаций. Им, прежде всего, предстоит разрабатывать и поставлять различные компоненты для перспективной техники. К примеру, вероятным поставщиком силовых установок выглядит компания MTU Aero Engines. В этом году она представила концепт-проект нового турбореактивного двигателя для самолета FCAS, который также может найти применение и в программе SCAF.

Точный график новой программы, по всей видимости, еще не определен. Кроме того, остается неясным и окончательный список ее участников. К настоящему времени высказывались лишь отдельные оценки того или иного рода, а также мнения по разным вопросам. По всей видимости, однозначные ответы на актуальные вопросы появятся лишь в будущем. Тем временем, приводятся самые разные и интересные прогнозы.

Так, в июле этого года на авиасалоне в Фарнборо прозвучали смелые заявления о будущем проекта SCAF и одной из параллельных разработок. Не так давно Великобритания объявила о начале создания собственного самолета нового поколения Tempest, который должен стать прямым конкурентом FCAS. Исполнительный директор консорциума Eurofighter Фолькер Пальцо предположил, что в будущем эти проекты будут объединены в общую программу. FCAS / SCAF и Tempest в итоге станут одним самолетом, и европейские страны не станут распылять усилия на несколько разных проектов.


Немецкий Eurofighter Typhoon - в будущем может уступить свое место машинам SCAF


Также руководитель организации рассказал о планах по развитию существующего истребителя Eurofighter Typhoon. В новых модификациях этой машины будут внедряться перспективные решения и технологии, положительно влияющие на характеристики. Консорциум надеется, что его новые разработки, планируемые к внедрению в «Еврофайтере», в будущем найдут применение и в проекте SCAF.

Планы на будущее

Часть планов Парижа и Берлина уже была оглашена. Как оказалось, проект Système de Combat Aérien du Futur разрабатывается с заделом на отдаленное будущее. Никто не планирует торопиться с его разработкой и стараться сделать новый истребитель как можно раньше. Предварительная проработка, проектные работы и дальнейшие испытания с подготовкой серийного производства растянутся на два ближайших десятилетия. До завершения всех необходимых работ военно-воздушным силам двух стран предстоит использовать уже существующую технику, осуществляя своевременные ремонты и модернизации.

Ближайшие годы предполагается использовать для теоретической проработки облика будущего самолета. Вся первая половина двадцатых годов уйдет на обсуждения требований и формирование общих черт перспективной машины. Проектирование планируется начать только в 2025 году. Этот этап программы займет еще несколько лет, и в первой половине тридцатых годов ожидается появление опытного истребителя типа SCAF. Летные испытания вновь займут несколько лет. Старт серийного производства и передача техники в войска ожидаются не ранее середины тридцатых.

Такие сроки реализации программы приводят к любопытным последствиям. По мнению заказчиков и будущих разработчиков, целью программы SCAF должна быть разработка истребителя шестого поколения. Они полагают, что к 2040 году современное пятое поколение успеет морально устареть, и в воздухе появятся новые угрозы. В связи с этим истребитель для отдаленного будущего должен сразу относиться к передовому поколению. В этом контексте стоит напомнить, что европейские страны так и не смогли создать свои версии истребителя пятого поколения.

Желание разработать машину шестого поколения вызывает определенные вопросы, которые пока остаются без ответа. К примеру, одним из признаков будущего шестого поколения считается возможность создания беспилотной версии истребителя. Однако Франция и Германия, похоже, пока и сами не знают, как будет управляться их перспективный SCAF. Остаются неопределенными и другие особенности нового самолета.

Хоть какая-то ясность технического характера может присутствовать только в контексте силовой установки. В этом году компания MTU Aero Engines впервые представила концепт-проект перспективного турбореактивного двигателя, предназначенного для самолета FCAS. По всей видимости, такой мотор без существенных доработок можно будет использовать и в французско-немецком проекте SCAF. Проект пока носит рабочее название NEFE – Next European Fighter Engine («Двигатель для следующего европейского истребителя»).

Цели проекта NEFE очевидны. Новый двигатель должен развивать большую тягу при улучшенной экономичности. Также необходимо сократить стоимость разработки, производства и эксплуатации. Ожидается повышение общего и межремонтного ресурса. Поставленные конструкторские задачи предлагается решать при помощи уже известных и совершенно новых идей. В частности, заявлено применение «бионического дизайна» некоторых деталей. В составе турбины планируется использовать т.н. матричные композиты на основе керамики, что обеспечит прирост температур газов с соответствующим ростом тяги.

С точки зрения авионики новый истребитель должен соответствовать всем современным требованиям, а в некоторых случаях и опережать их. Требуется обеспечить возможность наблюдения за окружающей воздушной или наземной обстановкой при помощи различных систем. Также самолет должен иметь возможность передачи и приема данных о целях. SCAF будет решать боевые задачи как в одиночку, так и в составе авиационных групп, в том числе смешанного состава.

Истребитель должен взаимодействовать с другой техникой разными способами. Помимо традиционной совместной работы с другими пилотируемыми самолетами ожидается получение возможности взаимодействия с беспилотными летательными аппаратами. Истребитель шестого поколения должен уметь управлять несколькими БПЛА и распределять между ними разные роли в рамках выполнения общей боевой задачи.


Предложенный облик двигателя MTU NEFE


Предполагается, что машина сможет бороться с воздушными целями в рамках перехвата или завоевания превосходства в воздухе. Также следует обеспечить возможность работы по наземным целям. В номенклатуру вооружений должны входить управляемые и неуправляемые вооружения разных типов. Оружие должно соответствовать требованиям, актуальным на момент начала службы самолета. Таким образом, вполне возможно, что под крылом или во внутренних грузоотсеках истребителя SCAF будут находиться пока еще не существующие бомбы и ракеты.

Планы и реальность

Впрочем, необходимо учитывать, что даже основные положения будущего проекта пока не определены. На формирование требований и определение общего облика перспективного самолета предполагается потратить несколько следующих лет, и результаты подобного рода появятся только к середине двадцатых годов. Лишь к 2025 году станет ясно, каким европейские страны видят свой новый истребитель. Естественно, такие результаты станут известны только при условии, что Франция и Германия не откажутся от своего проекта Système de Combat Aérien du Futur.

События последних лет и регулярное изменение планов разных стран могут быть поводом для беспокойства о дальнейшей судьбе проекта SCAF. Мнения заказчиков постоянно меняются; изменяется политическая обстановка и появляются прочие факторы, способные повлиять на ход различных перспективных проектов. К примеру, существует риск отказа от нового самолета в пользу закупки зарубежной техники. Из всех этих фактов складывается весьма суровая ситуация, сокращающая вероятность успешного завершения проекта.

Иными словами, в ближайшие два десятилетия Париж и Берлин могут передумать и в любой момент отказаться от программы SCAF в пользу других проектов. Принятию такого решения могут поспособствовать трудности при разработке проекта или разных его компонентов, финансовые проблемы или расхождение во взглядах военных разных стран. Совместные проекты европейской разработки уже сталкивались с такими проблемами, и нет никаких гарантий, что новая программа Système de Combat Aérien du Futur сможет дойти до желаемого финала.

Новая международная программа разработки перспективного истребителя шестого поколения представляет большой интерес и имеет особое значение для военно-воздушных сил Германии и Франции. Тем не менее, уже сейчас понятно, что ей предстоит столкнуться с самыми разными трудностями. Будущий самолет, которому предстоит появиться в тридцатых годах, должен отличаться высокими характеристиками и соответствовать требованиям своего времени. Но задолго до первого полета он может столкнуться с самыми разными трудностями.

Удастся ли европейским конструкторам справиться с затруднениями экономического, технического и политического характера – покажет время. Программа SCAF / FCAS имеет определенные шансы на успех. Впрочем, даже в случае ее успешного продолжения военно-воздушные силы нескольких стран еще долго будут вынуждены эксплуатировать современные истребители устаревающего поколения.

По материалам сайтов:
https://janes.com/
http://air-cosmos.com/
http://latribune.fr/
http://opex360.com/
http://militaryparitet.com/
https://globalsecurity.org/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 ноября 2018 07:00
    Удастся ли европейским конструкторам справиться с затруднениями экономического, технического и политического характера – покажет время.

    Нет сомнений, что европейские конструкторы способны создать, но большие сомнения, что это им оплатят. Европейские либералы скорее всего потратят деньги на содержание миллионов бездельников не способных ни на что, кроме как горлопанить и травиться наркотиками, чем на боевые машины 21 века.
    1. +3
      8 ноября 2018 10:04
      Дело не только в деньгах. Пример: Еврофайтер. Проектирование затянули так, что он начал устаревать, еще не взлетев. А выпуск малыми сериями привел к высокой себестоимости и цене на продажу.
      И еще: французские, немецкие и английские инженеры не очень доверяют друг другу, плохо работают в совместных группах.
      И все работа затягивается.
      1. +2
        8 ноября 2018 11:23
        У французов с немцами больше шансов на реализацию проекта, чем с англичанами. Совместные англо-французские проекты обычно распадаются.
        1. +1
          8 ноября 2018 11:28
          Есть удачный пример совместного европейского проекта: лайнеры Аэробус. С военными проектами хуже получалось...
          1. 0
            8 ноября 2018 12:52
            Разработают истребитель 6 поколения. laughing lol
            Ещё пятое поколение никто не разработал.
            А термоядерный реактор они к 2040 не построят?
        2. 0
          18 декабря 2018 17:19
          Англо-Французский "Ягуар", для своего времени, был отличной машиной.
      2. 0
        9 ноября 2018 01:05
        Цитата: voyaka uh
        Пример: Еврофайтер. Проектирование затянули так, что он начал устаревать, еще не взлетев. А выпуск малыми сериями привел к высокой себестоимости и цене на продажу.

        что-то мне напомнило .. Т-50( Су-57).
        нет?
        Цитата: voyaka uh
        И еще: французские, немецкие и английские инженеры не очень доверяют друг другу, плохо работают в совместных группах.

        какая-то ерундень
        Это только "старьё"
        -1954 протокол Колон-Бешара доступ к ядерному оружию, ракеты класса "Земля-Земля", затем всё по "Евроатом", затем в феврале 1958 г. Франция, Германия и Италия подписали секретный протокол относительно строительства завода по расщеплению изотопов, т.е. параллельно европейской организации,занимающейся использованием атомной энергии в мирных целях, стала создаваться организация, нацеленная на проведение ядерных разработок в военных целях.
        -(протоколы Колон-Бешар) от 1957 о двустороннем франко-германском сотрудничестве в области
        новейших вооружений
        -1957 доклад Лаво “французское и немецкое правительства в рамках договоров НАТО и ЗЕС решили создать военный комитет двух стран, в ведении которого будет находиться разработка программы
        совместных действий с целью сближения военных доктрин двух стран в области вооружений, организации и применения военных сил, в том числе в области новейших вооружений."

        -Airbus A400M (18 штук летает, кот-е заменят совместный Transport Allianz C.160 Transall
        Вертолёты «Пума», «Тигр» и «Газель» ВС Франции
  2. +2
    8 ноября 2018 09:00
    Я не знаю, автору за статьи платят что ли. Суть вкратце: "Европейцы собрались делать новый истребитель, это дорого, осилят или нет, ХЗ". Тут даже предмета для обсуждения нету.
    1. 0
      8 ноября 2018 10:11
      Цитата: EvilLion
      Тут даже предмета для обсуждения нету.

      Ну почему же. В статье как минимум два посыла. Делать будут совместно все технологически развитые страны ЕС, и у европейцев есть желание, перескочить поколение, и хитро впрыгнуть сразу в шестое.
      1. 0
        8 ноября 2018 12:53
        Хитрости они у украинцев заняли?
  3. +1
    8 ноября 2018 10:18
    Автор опять воды налил
  4. 0
    8 ноября 2018 11:21
    Без англичан у проекта больше шансов на успех.
    1. 0
      8 ноября 2018 12:22
      Трудно сказать...
      Если вспомнить, англичане придумали танки (и применили массово), придумали дредноуты-линкоры, построили первый авианосец в Первую мировую.
      Первые внедрили пулеметы массово. Иногда они удивляют.
      1. -1
        8 ноября 2018 12:54
        Россия придумала гораздо больше Англии.
        1. +5
          8 ноября 2018 13:06
          Россия много придумывает (это называется изобретением good ) , Англия придумывает и массово внедряет (это называется инновацией fellow ).
          1. 0
            8 ноября 2018 13:31
            Не то сейчас в Англии время для инноваций в сфере военной авиации( наверное)...
            В конечном итоге и она будет подсажена на американский ВПК ( Ф 35 закупили и будут закупать).
            Следующие на очереди немцы, а потом и время французов придет.
            А своё авиастроение будет потеряно скорее всего...
            1. +1
              8 ноября 2018 14:10
              Сейчас они не очень... согласен с Вами. Может, после Брекзита, их прижмет как-следует (надо будет думать о будущем своей головой) и тогда проснутся.
        2. -1
          8 ноября 2018 13:26
          Цитата: Бородач
          Россия придумала гораздо

          Вся что-ли? Даже по британской статистике 95% населения скорее убьют себя, чем начнут думать.
          Чтобы начать "думать" нужен "волшебный пендель".
          1. 0
            8 ноября 2018 14:52
            Цитата: iouris
            Даже по британской статистике 95% населения скорее убьют себя, чем начнут думать.

            Очччень заинтриговали. Это что за статистика. Если нетрудно ссылочку, ознакомиться
  5. 0
    8 ноября 2018 16:23
    Сначала лет 10-15 будут рассуждать о том, каким должен быть этот новый истребитель. А потом черт знает сколько времени потратят на споры по поводу каждой мелочи. И не удивлюсь если еще после всего этого еще много лет уйдёт на доведение до ума. Хотя, с другой стороны, если в разработке будут учавствовать только Германия и Франция, то, возможно, и удастся несколько быстрее вести все работы.
    1. 0
      8 ноября 2018 16:42
      А вы в курсе, что Еврофайтер Тайфун разрабатывал европейский консорциум. Основателями стали: Rolls-Royce (Великобритания), FiatAvio (Италия), ITP (Испания) и MTU Aero Engines (Германия). Получился вполне не плохой самолет, и относительно других авиационных проектов, достаточно быстро.
      1. 0
        8 ноября 2018 17:02
        Цитата: Chertt
        А вы в курсе, что Еврофайтер Тайфун разрабатывал европейский консорциум. Основателями стали: Rolls-Royce (Великобритания), FiatAvio (Италия), ITP (Испания) и MTU Aero Engines (Германия). Получился вполне не плохой самолет, и относительно других авиационных проектов, достаточно быстро.


        А Вы в курсе что исследования по этой программе начали еще в конце 70-х годов, Еврофайтер начали разрабатывать еще в середине 80-х годов, а производство полноценных самолётов этого типа начали только в 2003 году? Те. уже имея результаты предварительных исследований на разработку, доведение до ума и до начала серийного производства самолётов этого типа в ЕС затратили всего то 17 лет?
        1. 0
          8 ноября 2018 17:12
          Тут как считать. В 1988 только согласовали требования к двигателю, а в 1991 уже пошли испытания, через год взлетел летный образец. Сравните с проектами Сша, Японии, Ю.Кореи,
          1. 0
            8 ноября 2018 21:48
            Цитата: Chertt
            Тут как считать. В 1988 только согласовали требования к двигателю, а в 1991 уже пошли испытания, через год взлетел летный образец. Сравните с проектами Сша, Японии, Ю.Кореи,


            И тем не менее серийные образцы стали производить только в 2003 году-те. только через 22 года после полёта первого опытного образца. С транспортным А-400 тоже черт знает сколько времени провозились.
  6. 0
    9 ноября 2018 10:51
    Потуги, потугами и останутся, бо заокеанские "друзья" не дадут производить сложную авиатехнику. Европа уже покупает пингвинов и дальше будет больше.
  7. 0
    16 декабря 2018 20:36
    Дай то Бог этому Шкафу почаще наворачиватся с неба.)))

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»