Танки - "тёзки"

В принятом у нас литерно-цифровом обозначении образцов танков используется буква «Т» (танк), иногда две, например, «БТ» (быстроходный танк), «ПТ» (плавающий), «AT» (артиллерийский), «ОТ» (огнеметный) и т. д. Встречались и именные обозначения, по существу — инициалы: «KB» (Клим Ворошилов), «ИС» (Иосиф Сталин) ... Наименьшим литерно-цифровым был Т-10 — тяжелый танк 1950 года. Понятно, что он не был первым танком отечественной конструкции. Первым был танк 1928 года Т-12 (в результате опечатки машинистки он долго был известен под обозначением Т-1-12). Наивысший номер у Т-134 (иначе ОТ-134) — химический (огнеметный) танк на базе легкого танка Т-26 (1940 г.). Однако не все номера от 10 до 134 были использованы за 78 лет нашего танкостроения.
Тем более интересно, что имелись танки с одним и тем же «номером».
Первой парой были Т-34
Легендарную «тридцатьчетверку» знают все, также был американский опытный тяжёлый танк Т34 (Опытный тяжёлый танк Т34 США).

Но еще задолго до появления знаменитого Т-34, это же литерно-цифровое обозначение получил легкий танк. А дело было так.
В 1934 году (отсюда, может быть, и номер «34») на Московском автозаводе ЗИС в инициативном порядке, но в большой тайне приступили к конструированию легкого танка с боевой массой 4,6 т. Вел конструирование Г.Г. Михайлов. Опыта в танкостроении у ЗИСовцев не было, и они обращались, в частности, к знаменитому впоследствии конструктору наших легких танков Н.А. Астрову. Именно в это время он был переведен на Московский танковый завод (впоследствии завод № 37 НКСМ им. Г.К. Орджоникидзе). С ним консультировались, в частности, по поводу бортовой передачи, уверяя при этом, что это для какого-то эксперимента, не имеющего отношения к бронетанковой технике. Конечно, это было смешно, ибо какой же автомобиль нуждается в бортовой передаче. И Николай Александрович догадывался в общем к чему бы это. Однако о том, что легкий танк Т-34 был изготовлен в 1934 году, Астров узнал, по его словам, только в 1982 году. Так-то тогда секретили свои работы даже от братьев-конструкторов. А результаты таковы: из данной затеи ничего стоящего не получилось.
И автостроители обратились за помощью к «Опытному заводу специального машиностроения им. т. Кирова» в Ленинграде, позже известному как завод № 185 (директор Н.В. Барыков, начальник конструкторского отдела П.Н. Сячинтов). Там-то в 1934 году и построили этот легкий танк Т-34, который должен был быть вооружен 20-мм автоматической пушкой. Пушки, пригодной для установки в танке, тогда не оказалось, и машина завода № 185 получила 7,62-мм пулемет ДТ в башне. В архиве все же имеется фотография Т-34 с 20-мм пушкой вместо пулемета в башне (на самом деле всего лишь деревянный ее макет). Была ли эта та же самая машина, но с макетом пушки, или все же был изготовлен второй образец (но кем? Заводом №185 или на ЗИСе?), осталось не выясненным. Там, где упоминалось о Т-34 1934 года, обращалось внимание на фару подсветки целей для пулемета при стрельбе ночью, помещенной рядом с ним в башне. Значит, башен все же было две. Нам представляется, что и машин в металле тоже было две.



Теперь перейдем к другой паре - Т-43
В тридцатые годы танкостроители и военные увлекались идеей колесно-гусеничного танка. Тем более, что уже находившиеся в производстве танки серии БТ показали себя успешно и были хорошо приняты в армии. Было решено создать и плавающий колесно-гусеничный танк. Заказ на такую машину получили завод №37 в Москве и завод опытного машиностроения (№185) в Ленинграде. По-видимому, учитывая печальный опыт Т-34, имевшего вертикальное расположение броневых листов, заказ содержал требование, для увеличения пулестойкости, установить броневые листы под углами, в том числе и с бортов. Это чрезвычайно усложнило конструкцию. На заводе №37 конструирование Т-43 (может быть обозначался как Т-43-1) вел Н.Н. Козырев, а на заводе № 185 — М.П. Зигель. Т-43 завода №37 был перетяжелен против задания (боевая масса 4,4 т), но, благодаря наличию гребного винта, все-таки неплохо плавал со скоростью 4,5 км/час и легко управлялся на плаву. Эта машина имела по два ведущих колеса на борт на колесном ходу и заднее расположение ведущего колеса на гусеничном ходу.
Ленинградская машина весом 3,6 т имела по одному ведущему колесу на борт при движении на колесах. Но почти не могла двигаться по воде, т. к. вместо гребного винта имела лопастеобразные спицы ведущих колес заднего расположения. Струя воды от них поворотным кожухом направлялась назад. Скорость их вращения оказалась недостаточной. Вращались и гусеницы, а тогда еще не знали, как использовать поток воды от верхней ветви гусеницы. Не хватало мощности мотора. Следует отметить и передовые идеи, воплощенные в конструкции Т-43. Прежде всего, бортовые броневые листы как корпуса, так и башни были наклонены — 20° от вертикали. Водитель помещался по осевой линии машины.


А в 1942—1944 гг. на заводе № 183 в Нижнем Тагиле были изготовлены несколько образцов среднего танка Т-43, вооруженных либо 76,2-мм пушкой Ф-34, либо 85-мм пушкой Д-5 или ЗИС-С-53 в другой башне. Эти танки, предназначавшиеся для замены средних танков Т-34, имели усиленное бронирование (75 или даже 90 мм в лобовых деталях корпуса, вместо 45 мм у Т-34). Они получили торсионную подвеску опорных катков. Двигатель же и трансмиссия остались от Т-34. На вооружение они не были приняты ввиду, прежде всего, нецелесообразности перевода танкостроительных заводов, успешно освоивших выпуск Т-34, на новую машину, с неизбежным снижением производства.
По-видимому, роду «тридцатьчетверки» суждено было иметь тезок. Танк Т-44 1944 года, считающийся дальнейшим развитием Т-34, в 1941 году имел своего тезку. Т-44, хотя и неофициально, назывался разрабатывавшийся в проекте вариант Т-34 с усиленным бронированием.



Еще одна пара — Т-90
Первым был Т-90, так называемый зенитный танк 1942 года (Двустволка на гусеницах: зенитный танк Т-90). Ну а другой Т-90 - это новейший российский основной боевой танк.
Был и еще один танк с индексом «90» — К-90. «К» — от фамилии А.Ф. Кравцов — начальника КБ инженерных войск Советской Армии. Этот плавающий танк, разработанный в 1949 году, не выдержал конкуренции с испытывавшимся тогда же плавающим танком ПТ-76.
К-90 имел боевую массу 10 т и был вооружен 76,2-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Экипаж из трех человек защищала 15-мм броня. Двухтактный двигатель мощностью 140 л. с. сообщал танку скорость до 43 км/час. С помощью двух гребных винтов на плаву достигалась скорость 9,6 км/час. Подвеска пяти (на борт) катков индивидуальная, торсионная.
А были ли «тезки» среди танков иностранных армий?
В 1938 году на вооружение американской армии поступили два танка — легкий и средний — под маркой «М2». Известно, что все образцы оружия и техники в США получали обозначение «М» с определенным числом. Кстати, пушки этих танков тоже имели обозначение «М2». В 1941 году появились легкие и средние танки М3. Точности ради скажем, что полное обозначение этих танков — «М2 легкий», «М3 средний» ...
А вот современный германский основной боевой танк «Леопард» имел в 1941 году тезку «Леопарда» в виде прототипа среднего танка конструктора Фердинанда Порше, иначе известного «Порше тип 100».
Казалось бы, «звериные» имена танков предоставляют большую возможность для возникновения тезок, пусть даже на различных языках по произношению.
Но мы нашли только одну такую пару — «Элефант» (более известный как «Фердинанд») — немецкий танк-истребитель 1943 года и «Улифант» (в переводе также означает «Слон») — современный Южно-Африканский основной боевой танк — модернизированный английский «Центурион».
Информация