Неординарная HD-1, или «Криптон» на стероидах. У кого нам нужно поучиться?

42
Проходившая с 6 по 11 ноября 2018 года в китайском Чжухае крупная международная авиакосмическая выставка «China International Aviation & Aerospace Exhibition 2018» («China Airshow 2018») предоставила посетителям возможность ознакомиться с одной из наиболее богатых и интригующих экспозиций от конгломерата компаний оборонно-промышленного комплекса Поднебесной. Помимо полноразмерного демонстратора перспективного малозаметного ударно-разведывательного беспилотного летательного аппарата XY-820, оснащённого двумя внутренними отсеками высокоточного ракетно-бомбового вооружения, а также концепта уникального оперативно-тактического ракетного комплекса WS-600L, способного наносить удары по надводным и наземным целям противника, одновременно заставляя операторов P-8A «Poseidon» до последнего момента думать о том, что они имеют дело с ЗРК HQ-9 или C-400, вооружившиеся фотокамерами гости «Сhina Airshow 2018» смогли запечатлеть макет многоцелевой тактической ракеты HD-1.





В фотоподборке Михаила Жердева, опубликованной блогом Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) «BMPD» 5 ноября 2018 года, перед нами предстаёт далеко не обычная тактическая крылатая или баллистическая ракета, оснащённая ТРДД или РДТТ, а двухступенчатая бикалиберная ракета с маршевым интегральным ракетно-прямоточным двигателем, твердотопливным разгонным двигателем в камере сгорания ИРПД и твердотопливным стартовым ускорителем. Двигатель стартовой ступени и дополнительный разгонный двигатель, топливные заряды которых выгорают примерно за 7—10 с, придают ракете HD-1 скорость в 1900—2200 км/ч, а также выводят её в более разреженные слои тропосферы (на высоту 4—7 км). Благодаря этому становятся возможными запуск и стабильная работа интегрального ракетно-прямоточного двигателя, а также заметно уменьшается расход его твердотопливного газогенератора, что в итоге заметно увеличивает радиус действия тактической ракеты.

Как сообщили в октябре осведомлённые китайские источники, успешные огневые испытания HD-1 уже завершены, а изделие от молодой частной компании «Guangdong Hongda Blasting Company» приглянулось делегации оборонного ведомства Пакистана. Столь живой интерес пакистанских военных специалистов к новой «прямоточной» ракете объясняется не только традиционной зависимостью Исламабада от современных китайских военных технологий на фоне продолжающегося территориального спора с Дели относительно принадлежности штата Джамму и Кашмир, но и отличными лётно-техническими параметрами HD-1, разглашать которые штаб-квартира GHBC не планирует. Тем не менее, основываясь на таких проектах «прямоточных» ракет, как противокорабельная Х-31А/АД (по натовской кодификации AS-17 «Kripton»), индийская экспериментальная зенитная ракета XR-SAM/SFDR от DRDO, китайская дальнобойная ракета воздушного боя PL-15, европейская УРВБ «Meteor» и японская ПКР XASM-3, легко прийти к выводу, что HD-1 будет обладать скоростными и маневренными качествами, соответствующими или даже превосходящими многоцелевые тактические ракеты семейства «BrahMos», спроектированные на базе наших ПКР 3М55 «Оникс».


Многоцелевая тактическая ракета класса "поверхность-поверхность" HD-1


В то время как «БраМосы» и «Ониксы», оснащённые одним носовым воздухозаборником с центральным телом («конического течения»), имеют маршевую скорость порядка 2700—3100 км/ч (на больших высотах), ракеты, входные устройства ПВРД которых представлены двумя или четырьмя прямоугольными боковыми воздухозаборниками так называемого «двухмерного течения» (внутреннего сжатия), зачастую позволяют ракетам реализовать скорость в 3,5—4,5М. Такую особенность можно проследить при сравнении компоновок входных устройств ПВРД ракеты «БраМос» и японской ХASM-3: последняя, оснащённая двумя воздухозаборниками прямоугольного сечения имеет скорость до 3600 км/ч. Китайская HD-1 имеет 4 прямоугольных воздухозаборника двухмерного течения, что при достаточно небольшом миделевом сечении обеспечит ей скорость в пределах 4- 4,5М на больших высотах и 3—2,5М на средних и малых высотах. Как видите, скоростные возможности у этого изделия незаурядные, и уже только этот факт ставит её на уровень выше, чем, к примеру, американская противорадиолокационная/многоцелевая ракета AGM-88E AARGM, либо наша Х-58УШК, оснащённые стандартными твердотопливными ракетными двигателями, после «выгорания» которых скорость полёта снижается до 2,5—1,5, не позволяя совершать противозенитные манёвры.

Более того, внушительное удлинение корпуса позволяет разместить во внутреннем объёме HD-1 ещё и специализированный клапан регулировния подачи газогенератора в камеру сгорания ИРПД. Посредством этого устройства осуществляется экономия газогенератора на маршевом участке траектории при поддержании скорости на уровне 2,0—2,5М, что позволяет ей разгоняться до 3500 км/ч в момент пикирования на цель. Работа ИРПД на завершающем участке полёта обеспечивает реализацию интенсивных противоракетных манёвров с перегрузкой в 25—30G. Такими качествами сегодня не обладает ни одна ракета, снабжённая РДТТ (кроме 9М723-1 «Искандер-М»). Что же касается системы наведения HD-1, то здесь речь идёт о многочастотной активно-пассивной радиолокационной ГСН, предназначенной для «захвата» как надводных, так и наземных радиоизлучающих и радиоконтрастных целей противника. Комплексирована она с GPS-модулем и инерциально-навигационной системой. Следовательно, для подавления её режимов наведения потребуется применение наиболее сложного спектра средств радиоэлектронного противодействия. Экспортные поставки HD-1 пакистанской армии, а также ВС государств Передней Азии способны окончательно изменить баланс сил сразу в нескольких регионах.

Источники информации:
https://bmpd.livejournal.com/3404676.html
http://bastion-karpenko.ru/brahmos/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-92.html
https://imp-navigator.livejournal.com/773678.html
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    +3
    13 ноября 2018 06:08
    Что-то Китай АЛ-31Ф и модификации скопировать не может как следует, а тут такая гроздь сложнейших ракетных двигателей, товарищ Станиславский, на сцену
    1. +1
      13 ноября 2018 15:27
      ТРД самый сложный из реактивных двигателей.
      1. KCA
        +2
        13 ноября 2018 15:34
        тогда почему у России ТРД есть самых разных размерностей и мощностей, а гиперзвукового ПВРД нет? По крайне мере на серийных изделиях
        1. mvg
          +2
          13 ноября 2018 16:20
          ТРД есть самых разных размерностей и мощностей

          Если бы было так все хорошо, то МиГ-29 был бы однодвигательным, а первый (единственный) новый гражданский ПС-14 не был бы создан впервые с развала СССР только в 2017/8 году. На Як-130 не стояли бы Мотор-Сич, как и на вертолетах... И такой "крутой" Ал-31 (разных серий) не имел бы начало еще с Су-17/22/24 (Ал-21) из 80 гг
          П.С.: Так что там с "гроздью" двигателей? Есть Ал-31/41 и РД-93, вот, по-большому, и все (для военных). Д-30Ф1 на МиГ-31 это из другой эпохи..
  2. +3
    13 ноября 2018 06:32
    А как же тренд сезона, малозаметность? Как она с такими поверхностями свой ЭПР "ужмет"?
    И еще вопрос, а есть ли смысл упарываться в одну ступень? Возможно биколиберная, двух ступенчатая ракета (предложенная тандемом Грязев-Шипунов) много перспективнее? Да и после отстрела разгонно-маршевой ступени уменьшается площадь, плюс еще одна цель на радаре в виде первой ступени..... Все таки гениальные они конструктора и их идеи требуют анализа и доработки под современные технологии и материалы.
  3. -3
    13 ноября 2018 07:21
    Даманцев отличный автор..Пишет на отлично, забортсто так, странновато даже. Но статья отличная, пусть некоторыхчитателей не смущает , он не приложил детальные чертежи и схемы
    1. +2
      13 ноября 2018 09:29
      Цитата: трассер
      Даманцев отличный автор..Пишет на отлично, забортсто так, странновато даже. Но статья отличная, пусть некоторых читателей не смущает , он не приложил детальные чертежи и схемы

      ==========
      То, что Евгений Даманцев часто радует читателей ВО очень неплохими статьями, это конечно - факт! Правда данная статья вызывает некоторые вопросы.... Вот например:
      "....Столь живой интерес пакистанских военных специалистов к новой «прямоточной» ракете объясняется.....отличными лётно-техническими параметрами HD-1, разглашать которые штаб-квартира GHBC не планирует....."
      Сразу вопрос, так откуда же тогда берутся рассуждения о скорости "....в пределах 4- 4,5М на больших высотах и 3—2,5М на средних и малых..."; способности к выполнению "...интенсивных противоракетных манёвров с перегрузкой в 25—30G....."??? request
      Эта информация ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛА ОЗВУЧЕНА, или это чисто умозрительные, теоретические рассуждения автора? Если верно первое - то тогда и вывод о том, что "....Экспортные поставки HD-1 пакистанской армии, а также ВС государств Передней Азии способны окончательно изменить баланс сил сразу в нескольких регионах. ..." вполне обоснован!
      Если же верно второе (и это всего лишь авторские предположения) - то весьма сомнителен!! Поскольку не факт, что ракета ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имеет такие выдающиеся характеристики.... Тут разобраться бы надо!!
      P.S. Ну а автору - все равно спасибо! drinks
  4. +1
    13 ноября 2018 09:04
    Интересная выведена зависимость максимальной скорости от расположения воздухозаборника. А как же Е-150...152 Микояна, SR-71? У них у всех воздухозаборники с центральным телом. Вот радар большого диаметра при такой компоновке не разместить.
  5. 0
    13 ноября 2018 09:32
    Да, китай уверенно догоняет по военным технологиям и продажам всех.
    1. 0
      14 ноября 2018 13:17
      Это точно, даже грустно что-то становится. И зависть черная гложет. Они сейчас - это почти мы в прошлом. Эх!
  6. +1
    13 ноября 2018 09:47
    по-моему, конструкция с "центральным" телом, (при больших габаритах и весе) всегда сможет обеспечить большую скорость на конечном этапе, за счёт носимого запаса окислителя
    1. +1
      13 ноября 2018 10:35
      А зачем ПВРД окислитель? На "Ониксе" компоновка с "центральным" телом как раз позволила добиться компактности по сравнению с "Москитом" и соответственно удобство размещения в ТПК и на авианосителе, а так же некоторый выигрыш в весе при увеличенной дальности
      1. +2
        13 ноября 2018 11:31
        окислитель позволит короткий форсаж на заключительном этапе при "минимальном" лобовом сопротивлении
        1. 0
          13 ноября 2018 12:47
          Можно и так ,можно как на "Калибре"- отделяемая голова с ттрд...
          1. +1
            13 ноября 2018 13:06
            ну, тт. двигатель - это тот же окислитель на борту
            1. -1
              13 ноября 2018 13:18
              По большому счету - да, но... в профиль. Задача конструкторов выбрать наиболее приемлемый вариант для решения задачи увеличения скорости БЧ на конечном участке траектории.
              1. 0
                13 ноября 2018 13:34
                ну, я согласен, что отделяемая твёрдотопливная ступень практичней, и хотя плохо представляю детали, но всё же думаю, ТТ. двигатель должен проседать в тяге, по мере выгорания топлива, в отличии от ЖРД
                1. -1
                  13 ноября 2018 13:56
                  Цитата: prodi
                  двигатель должен проседать в тяге, по мере выгорания топлива,

                  Тут можно "поколдовать" с сортами топлива по тракту горения.
                  1. +1
                    13 ноября 2018 15:07
                    ну, может быть, хотя, скорее уж обратный конус
                2. 0
                  14 ноября 2018 02:13
                  Цитата: prodi
                  ТТ. двигатель должен проседать в тяге, по мере выгорания топлива, в отличии от ЖРД

                  Каким образом ? what
                  1. 0
                    14 ноября 2018 08:15
                    я думаю, что площадь круга растёт быстрее, чем длина окружности
  7. +2
    13 ноября 2018 10:40
    Прежде чем петь песни на тему "ой отстаём,усё пропало шеф",стоило бы внимательно приглядется к этим ноу-хау.А при ближайшем рассмотрении видно что это перепевка нашей ракеты москит.Вот что не отнять у китайцев,умеют они вдохнуть в старые разработки новую жизнь.С другой стороны,наша оборонка не просто так сделала акцент на твёрдотопливных системах.Прямоточники при активном маневрировании весьма капризны.
  8. +3
    13 ноября 2018 11:51
    Все приведенные количественные параметры китайской ракеты - выдумка автора статьи.

    При этом автор явно заплутал в двух соснах - то у него боковые воздухозаборники эффективнее центрального в части достижения максимальной скорости, то маршевая скорость китайской ракеты (2М) в два раза меньше маршевой скорости российско-индийского "Брамоса" (4М). Естественно, что дальность полета с меньшей маршевой скоростью будет больше (за счет снижения аэродинамических потерь), но большая скорость нужна для защиты от ПВО, иначе наиболее оптимальной была бы скорость 0,8М, на которой летают турбореактивные крылатые ракеты "Томагавки" и "Калибры".

    Большая скорость (до 5М) при пикировании на цель у ракеты с боковыми воздухозаборниками и твердотопливным ПВРД с регулируемым газогенератором - это вообще ни о чем: в случае необходимости этот параметр достигается небольшим ракетным ускорителем (как у отделяемой боеголовки противокорабельной версии КР "Калибр").

    И как правильно было отмечено выше - корпус ракеты с боковыми воздухозаборниками является прекрасным уголковым отражателем для радиоизлучения РЛС ПВО.

    P.S. Насчет обучения: китайские товарищи тормозят не по детски - сейчас в тренде баллистические, а не крылатые ракеты.
    1. -1
      13 ноября 2018 12:57
      Цитата: Оператор
      P.S. Насчет обучения: китайские товарищи тормозят не по детски - сейчас в тренде баллистические, а не крылатые ракеты.

      Со всем сказаннымпрактически согласен кроме "P.S" - китайцы и по БР молодцы
      1. +1
        13 ноября 2018 13:24
        Жидкотопливная МБР "Сармат", твердотопливные МБР ПГРК "Ярс" и БРПЛ "Булава" - пока что недостижимый уровень для китайцев.

        Российские БР средней и малой дальности сможем сравнить с китайскими после выхода США из договора о ликвидации РСМД.
        1. 0
          13 ноября 2018 14:03
          DF-21,DF-26 - вполне себе достойные ракеты, единственные в своем роде ни с кого не содранные.
          1. 0
            13 ноября 2018 14:51
            DF-21 и DF-26 - это ракеты средней дальности, для их сравнения с российскими аналогами надо немного подождать, когда США выйдут из ДРСМД.
            1. -1
              13 ноября 2018 15:18
              DF21 и 26 позиционируются прежде всего как "убийцы авианосцев" но по земле,я думаю, точность не хуже "Першинг 2" (10-30м).
              1. 0
                13 ноября 2018 17:59
                Точность "Искандера-М" составляет 5-7 метров, в том числе по движущимся целям.

                У китайцев нет аналога нашей загоризонтной РЛС "Контейнер" с дальностью обнаружения кораблей в 6000 км, поэтому им нечем наводить на корабли противника свои БРСД (китайские спутники оптической разведки не в счет - они не работают в условиях облачности и частота их сканирования океана примерно раз в сутки).

                Ну если только мы не организуем утечку информации от нашего "Контейнера" laughing
                1. -1
                  13 ноября 2018 18:31
                  DF-21 и DF-26 используют в том числе и радиолокационное спутниковое целеуказание (там спутниковая группировка а не один телескоп).
                  Странно, что Вы сравниваете ОТР "Искандер" до 500 кМ с БРСД DF-21 и DF-26 1700 -4500 кМ
                  "Контейнер" имеет дальность до 3000 кМ и по воздушным целям.
                  "Брамос" 4М ?
                  Соберитесь с мыслями у Вас каша в голове.
                  1. 0
                    13 ноября 2018 20:52
                    У вас русский язык явно не родной - "воздушная" это не "морская".

                    Какое отношение точность ГНС имеет отношение к дальности полета ракеты? Лично для вас - самонаведение ракеты зависит только от скорости при подлете к цели (при превышении 5М начинается плазмообразование).

                    Где вы обнаружили китайский спутник с РЛС?

                    Гуглите Brahmos 400 - много нового узнаете о её скорости.
                    1. -1
                      13 ноября 2018 21:10
                      Бедолага... request
                      1. 0
                        13 ноября 2018 21:46
                        Совсем вы одичали после переезда на "историческую родину" laughing

                        Проштудируйте на досуге список существующих и перспективных РЛС-спутников
                        http://mapgroup.com.ua/kosmicheskie-apparaty/1023-dejstvuyushchie-i-perspektivnye-radiolokatsionnye-sputniki
                        а также ознакомьтесь для примера с периодичностью обзора российского аппарата (по причине отсутствия китайских как класса)
                        http://mapgroup.com.ua/kosmicheskie-apparaty/27-rossiya/966-obzor-r
                      2. -1
                        13 ноября 2018 21:51
                        Господи! Он еще и буйный!
  9. mvg
    0
    13 ноября 2018 16:52
    Интересная статья. Кое о чем автор уже писал. Например о японской ПКР.
    П.С.: Не согласен только с выводами
    // Экспортные поставки HD-1 пакистанской армии, а также ВС государств Передней Азии способны окончательно изменить баланс сил сразу в нескольких регионах. //
    Что там можно изменить одним видом тактической ракеты? Ее еще надо привязать к самолету и дать ЦУ. А также сделать ценник на уровне "ниже некуда" и много.
    1. 0
      13 ноября 2018 19:02
      Цитата: mvg
      Кое о чем автор уже писал.

      Автор не написал о ДРСМД.
      1. mvg
        0
        13 ноября 2018 19:24
        ДРСМД

        А при чем тут это? Какое отношение имеют к нему Китай, Индия, Пакистан и т.д.? Да и вообще речь в статье о КР воздушного и морского базирования...
        А у половины стран БВ есть БР средней и малой дальности или китайской или С.Корейской или своих разработок..
        1. 0
          13 ноября 2018 19:39
          Цитата: mvg
          А при чем тут это? Какое отношение имеют к нему Китай, Индия, Пакистан и т.д.?

          А при том, что Россия не строит не потому-что не может, а потому-что взяла на себя обязательства не строить.
          1. mvg
            0
            13 ноября 2018 19:48
            Простите, а вы точно читали ДРСМД???
            И вот это

            как к нему относится?
  10. 0
    13 ноября 2018 23:18
    Хороший материал. Китайцы все ж таки молодцы, похоже начинают сказываться их многолетние вложения в свою науку. Пошла отдача. С каждой выставкой у них интересного все больше.
  11. 0
    15 ноября 2018 00:26
    Брамос и Оникс, при всем уважении, старье, сравнивать надо с Цирконом
  12. 0
    8 августа 2019 09:09
    Я угадал автора еще по заголовку.
    Личный рекорд.