«Крестоносцы» Нового Света

54
Пекотская война стала первым полноценным масштабным противостоянием колонистов и коренных жителей. Первым испить горькую чашу довелось племени пекотов. За два года войны некогда многочисленный и гордый народ был почти полностью истреблен. Англичане очень ловко сумели сыграть на главной проблеме всех индейцев – их разобщенности. По данным на 2000 год в США осталось примерно тысяча индейцев, которые идентифицировали себя как пекоты.





Войны никто не хотел, но она была неизбежна

Кровопролитная война, начавшаяся в 1636 году между англичанами и пекотами, была, по сути, неизбежна. Дело в том, что на относительно небольшой территории (долина Коннектикута)столкнулись интересы слишком многих народов. До определенного момента колонистам и коренным жителям удавалось сохранять, хотя и натянутые, но вполне выгодные друг для друга отношения. Англичане, голландцы, индейские племена пекотов, наррагансеттов и махеган – каждый стремился занять в регионе наиболее выгодную позицию. При этом у всех были свои союзники, свои вполне конкретные цели и задачи, а также методы их достижения.

Как известно, в начале семнадцатого века по всему региону прокатилась страшная эпидемия. Каким-то чудом она не затронула лишь пекотов да их постоянных конкурентов – наррагансеттов. Поэтому именно эти два племени к середине двадцатых годов стали сильнейшими во всем регионе. В особенности это относилось к пекотам, которые быстро смогли извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Индейцы сообразили, что с европейцами можно много и выгодно торговать. Этот сильно укрепило их позиции. Вторая причина возвышения – производство вампума.

Главным (и до определенного момента – единственными) торговыми партнерами пекотов являлись голландцы, с которыми индейцы впервые познакомились в 1622 году. Поначалу между колонистами и «дикарями» возникло, что логично, непонимание. Но люди его быстро преодолели и сумели развернуть масштабное взаимовыгодное сотрудничество. И уже спустя несколько лет голландцы ежегодно вывозили из Нового Света около десяти тысяч звериных шкур. И это было много. Такое обилие товара пекоты смогли обеспечить за счет и своей многочисленности, и за счет того, что контролировали главный торговый путь – долину Коннектикута. Именно этот регион связывал внутренние регионы, богатые добычей с европейскими поселениями.

Интересно вот что: сами пекоты не стремились заселить ту территорию. Они поступили более тонко – сумели навязать свою власть так называемым «индейцам реки» — разрозненным группам, которые ничего не могли противопоставить сильным соседям. Поэтому они платили дань пекотам, а взамен получали защиту. И таким раскладам все были довольны. Известно, что власть пекотов окончательно утвердилась в том регионе в 1626 году во время правления сахема (вождя) по имени Секвина. Затем индейцы двинулись дальше. Организованного сопротивления они не встречали, поэтому к 1630 году сумели обложить данью и народы, проживавшие в Лонг-Айленде.

Пекотам потребовалось всего лишь около десяти лет, чтобы установить свою власть над главным торговым путем. Так что, в их возвышении над всеми остальными племенами нет ничего удивительного. А вишенкой на торте могущества пекотов стало изготовление вампума.

Вампум – цилиндры из определенных раковин с проделанным отверстием – являлся у индейцев важным элементом жизни. Причем серьезную роль играл и в экономическом плане, и в религиозном. Вампум изготавливали из белых раковин моллюсков Busycon carica (узловатый бускон) и Bysicon canaliculatum (канальчатый бусикон). Но они ценились не так сильно, как вампум, сделанный из твердых черных раковин двустворчатых моллюсков Mercenaria mercenaria (венерка). Ценные артефакты собирались на побережье Наррагансеттского залива и пролива Лонг-Айленд. Там же, чаще всего, индейцы и превращали раковины в вампум, получая «деньги».

Причем важность вампума сильно возросла с появлением европейцев. Произошло повышение его статуса. Раньше, до прихода колонистов, раковины часто использовали в качестве амулетов, которые приносили удачу (например, на охоте) или же защищали от злых духов. Связку вампума часто дарили новоиспеченным молодоженам или же использовали его как приданое. Ими же расплачивались с шаманами. А вождь использовал обработанные раковины в качестве символа своей власти.

Но постепенно на передний план вышла одна роль вампума – идеального средства обмена. На это повлияли, конечно, европейцы, но и сами индейцы были не против изменения статуса раковин. Влияние колонистов сказалось в первую очередь из-за того, что они способствовали появлению у индейцев металлических орудий труда. А это, в свою очередь, значительно ускорило процесс производства вампума. Ведь раньше «дикари» использовали каменные орудия, поэтому процесс обработки раковин являлся долгим и трудоемким.
«Крестоносцы» Нового Света

Итак, вампума стало очень много. Но, несмотря на это, его ценность не рухнула. Наоборот, он стал полноценной денежной единицей не только среди индейцев, но и среди колонистов. Таким образом, вампум превратился в «валюту», которую использовали все без исключения жители региона. А во главе всего производства стояли как раз пекоты, контролировавшие участок побережья, где и собирали «сырье». Для этих целей (а также для изготовления вампума) они отрядили племена Лонг-Айленда. И индейцам всю зиму приходилось заниматься «изготовлением денег».

Пекоты стали хозяевами положения. Поспорить с ним могли разве что наррагансетты. Их эпидемия тоже обошла стороной. Да и производство вампума эти индейцы сумели организовать вовремя. К тому же, наррагансетты существенно превосходили пекотов по численности. И единственное в чем они, по сути, в чем они уступали соседнему племени – это в торговле с колонистами. Поскольку наррагансетты не контролировали торговые пути, товарооборот с европейцами находился на низком уровне. Увеличить его мирным путем они не могли – пекоты не пускали соседей на свои земли. А разжигать полноценный конфликт наррагансетты опасались. И, тем не менее, отношения между двумя племенами оставались холодно-нейтральными. Но наррагансеттам помогли голландцы, причем европейцы сами таковой цели и не преследовали.

Когда в начале тридцатых годов семнадцатого столетия на территории, занимаемой голландцами, появились англичане, колонисты-пионеры, что называется, напряглись. Но вступать в открытый конфликт с британцами они не собирались. Уж слишком это было опасно. Поэтому решили пойти привычным (и ошибочным) путем – ужесточили свою политику в отношении пекотов. По мнению европейцев, это должно было отбить желание у индейцев менять торговых партнеров.

В 1632 году голландцы приобрели у индейцев, населявших небольшую территорию в устье реки Коннектикут. А спустя год расширили его, купив землю уже у пекотов. При этом колонисты заключили с «дикарями» согласие, по которому они пропускали к голландским факториям для торговли представителей всех племен, в том числе и наррагансеттов. Это соглашение носило скорее рекомендательный характер и не было каким-либо образом закреплено. Поэтому пекоты действовали по своему усмотрению. А именно: представителей подчиненных племен они, конечно, пропускали, а вот с наррагансеттами разговор был коротким. Индейцы банально не хотели допустить усиления (во всех смыслах) своих прямых конкурентов. Поэтому их главной целью стало ограждение голландцев от торговли с наррагансеттами. Но колонистов такое поведение «дикарей» совершенно не устраивало. И они, что логично, приняли ответные меры. Как только стало известно, что пекоты перебили торговцев-наррагансеттов, европейцы первым делом взяли в плен Татобема — правителя. Причем для этого им не понадобилось даже придумывать какой-то хитрый план. Сахем сам поднялся на борт голландского корабля. А вот спуститься ему уже было не суждено. Хотя, по первоначальной задумке, колонисты хотели просто попугать упрямых пекотов, поэтому потребовали от них выкуп за своего вождя. Те согласились. Но по неизвестным причинам Татобем все же погиб.

Казалось, что война между агрессивно настроенными пекотами и голландцами неизбежна. Но они отреагировали на весть о гибели своего сахема весьма буднично. Поэтому никакого полноценного военного выступления не последовало. И это весьма странно, поскольку европейцы отмечали агрессивность индейцев. Единственными, кто решился на месть — родственники погибшего вождя. То есть, вполне стандартный поступок для индейцев, если речь шла о каком-либо рядовом члене племени, которого убил представитель другого семейства. Тогда никто не мог предположить, что именно месть родственников за Татобема обернется уничтожением чуть ли не всего племени.

Фатальным сделал ситуацию всего лишь один, на первый взгляд, незначительный нюанс — большинство пекотов понятия не имело, чем отличаются друг от друга голландцы и англичане. Ведь с момента контакта двух цивилизаций прошло порядка десяти лет и связь с заокеанскими гостями наладили лишь торговцы да представители индейской верхушки. Для всех остальных, что англичане, что голландцы представляли собой один народ, явившийся на их земли издалека.

На беду родственников сахема, которых вел не разум, а жажда расплаты, первыми они повстречали как раз англичан. Точнее, их торговое судно. Индейцы знали, что Татобем погиб как раз на «каком-то таком». Поэтому разбираться не стали. Они атаковали корабль и перебили всю его команду вместе с капитаном Стоуном. Собственно, гибель ни в чем неповинных британских моряков и послужила формальным поводом для начала войны. У англичан, по факту, не оставалось выбора. Спустить этот инцидент на тормозах они просто не могли.

Это стало первым гвоздем в крышку пекотского гроба. Второй — обострение отношений с соседними племенами, в том числе и подчиненными. Наррагансетты быстро сообразили, что ситуация в регионе изменилась и появился реальный шанс занять место пекотов.

Англичане были плохо знакомы с наррагансеттами. Их торговля была минимальной и хаотичной. Поэтому, что они из себя представляли — колонисты не имели ни малейшего понятия. И, на всякий случай, относились к ним с подозрением. Так что, когда поползли слухи о том, что наррагансетты вдруг резко активизировались, европейцы подумали, что они собираются напасть на английские фактории. Но этого не произошло. Индейцы решили сначала помериться силами с пекотами.

Интересно вот что: наррагансетты наращивали силу похожим путем, что и пекоты. Только действовали они более умного (и как показало время — дальновидно). В отличие от конкурентов, наррагансетты подчиняли более слабые и мелкие племена не благодаря вооруженному вторжению, а дипломатией.

Еще после страшной эпидемии, выкосившей много людей, индейцы восхищались шаманами этого племени. И верили, что именно шаманам удалось оградить наррагансеттов от болезней (на самом деле от эпидемии их спасли обособленность и минимальный контакт с ближайшими соседями). Поэтому, когда начался процесс расширения, индейцы восприняли его спокойно. К тому же, наррагансетты активно использовали для создания своего племенного союза династические браки, а также не скупились на дары вождям-соседям. Затем они начали более активную торговлю с европейцами. Это было выгодно. Особенно, если учитывать тот факт, что наррагансетты большинство полученных от колонистов товаров затем перепродавали племенам, не имевшим доступ к заокеанским гостям. Так народу удалось обрести и военную силу, и экономическую.

А племенной союз, созданный пекотами, к тому времени начал быстро рушиться. Его «скелетом» являлась сила, которую всячески старался продемонстрировать сахем. И когда Татобема не стало, большинство подчиненных племен решило выйти из союза. Новый вождь пекотов Сассакус оказался слабым. Он никак не мог остановить процесс распада союза. А довершили крах наррагансетты. Между племенами вооруженный конфликт, назревавший несколько лет, вспыхнул в начале тридцатых годов. Поводом (причем весьма формальным) стала небольшая территория, на которую имели виды и пекоты, и наррагансетты. Но на деле все понимали, что воюют они за доступ к европейским товарам.

Пекоты действовали банально и прямолинейно. А вот их противники избрали более удобный и выигрышный для себя вариант. Благодаря «дипломатической работе» они мастерски настраивали племена против пекотов, подначивая их выйти из союза. Несчастный Сассакус просто смотрел, как сила его племени исчезает с катастрофической быстротой. Причем из союза выходили не только сторонние племена, которые туда заставили войти силой, но и другие сахемы пекотов отказывались ему подчиняться. Начался процесс дробления. Так от пекотов отсоединилось племя мохеган. Причем их сахем Ункас даже пытался устранить Сассакуса и занять его главенствующую роль. Но не получилось. Боясь кровавой расправы, он сбежал к наррагансеттам. Правда, в том племени его что-то не устроило и Ункас решил вернуться. Он поклялся в вечной верности и дружбе Сассакусу и попросил разрешения вернуться на «родину». Сахем ему поверил и простил. Вот только Ункас попытался во второй раз захватить власть. И вновь его постигла неудача, вынудившая незадачливого вождя опять податься к неприятелю. Любопытно, что он успел совершить несколько таких «перебежек». А вместе с ним от одного племени к другому перемещались и все мохегане.

В конце концов, именно Ункас сыграл ключевую роль в конфликте между пекотами и англичанами. Он вместе со своим племенем в конфликте поддержал англичан. В обмен на это Ункас хотел получить титул пекотского сахема. Вот только ошибся. Он стал сахемом значительно укрепившегося племени мохеган, а от пекотов после войны почти ничего не осталось. Но это будет потом, так далеко предатель свои шаги не просчитывал.

Война между англичанами и пекотами началась осенью 1636 года. Сначала это были мелкие стычки, на которые ни одна из сторон не обращала особого внимания. Мол, не без этого, притремся. Но затем пекоты переступили незримую черту. Они воевали так, как умели и ждали, что британцы примут правила чужой игры.

В середине 1636 года в долине реки Коннектикут англичане возвели стратегически важный форт Сэйбрук. И именно его решили осадить индейцы. Любого европейца, который осмеливался покинуть крепость, тут же обстреливали из луков. Осенью проблема перестала казаться забавной, поскольку колонисты не могли собрать урожай, выросший на поле за пределами форта. Вооруженная охрана, конечно, сдерживала натиск агрессивных пекотов, но долго так продолжаться не могло. Затем индейцы осадили еще одно британское поселение – Уэзерфилд. Но, несмотря на начало войны, потери с обеих сторон были минимальны.

Параллельно свою линию гнул Ункас. Он явился к англичанам как представитель дружественного колонистам племени мохеган и сообщил, что именно пекоты вырезали команду корабля, спрятали у себя убийц и вообще, готовят полномасштабную военную кампанию против колонистов. Ну а главным виновником всех бед Ункас, конечно же, объявил сахема Сассакуса.

Англичане, что логично, сильно возмутились и решили преподнести пекотам урок. Такой урок, который они бы никогда не забыли. После нескольких стычек, колонисты решили напасть на крупную деревню Мистик. Причем атаку они провели не по-индейским правилам, а по-своим. А именно: англичане вместе с индейцами-союзниками появились у селения глубокой ночью двадцать шестого мая 1637 после торжеств в честь большого священного праздника. В деревне банально некому было оказать колонистам достойного сопротивления, поскольку ни сахема, ни большинство воинов в том момент там не было. Основную массу составляли дети, женщины и старики. Естественно, они ничего не смогли противопоставить англичанам. Мистик забросали горящими факелами, а тех жителей, которые пытались спастись бегством, убивали, не обращая внимания на возраст и пол.

Жестокость, с которой англичане расправились с жителями Мистика, так сильно впечатлила индейцев, что все союзники европейцев поспешили поскорее убраться от частокола горящей деревни. Именно тогда они в первый раз узнали, как могут воевать заокеанские гости. В той бойне погибло несколько сотен пекотов. И, по факту, то событие имело роковое значение, поскольку уже тогда войну можно было считать завершившейся.

Вождь Сассакус слишком поздно узнал о трагедии. Сложно представить, что в тот момент чувствовал обреченный индейский правитель. Ведь его не было в самый важный момент для всего племени. А ведь отсутствовал Сассакус в деревне только потому, что он хотел превратить в жизнь собственный военный план – сахем с войском хотел устроить набег на несколько английских селений, чтобы испугать колонистов и показать им собственную силу. Но англичане его опередили. И вместо легкой пощечины, которую вождь хотел влепить заокеанским гостям, его самого одним ударом отправили в нокаут мощнейшим апперкотом.

Сассакус запаниковал. Скорее всего, сахем понимал, что столкнулся с врагом, наделенным доселе невиданной жестокостью. И в той неравной битве остался с ним один на один. Но все же вождь решил попросить помощи и некогда дружественного племени метоаков. Вот только они уже знали, с какой жестокостью колонисты вырезали население Мистика, поэтом сахем получил отказ. Метоаки не хотели оказать на месте несчастных жителей деревни.

В течение пары месяцев Сассакус умудрялся прятаться от английских солдат. Но ближе к середине июля его все-таки сумели настичь войска колонистов. Финальная битва произошла на юге Коннектикута. Индейцы и англичане сразились на болоте, поэтому оно вошло в историю как Великое болотное сражение. Вождь и часть его солдат все-таки сумели вырваться из окружения и спастись бегством. Сассакус попытался укрыться у ирокезов, которые считались его союзниками. Но ирокезы предали сахема пекотов. Его убили, а отрубленную голову отправили англичанам в Хартфорд качества подарка. Колонисты сей презент оценили.

Последствия войны

Большинство историков и исследователей того столкновения считают, что победа англичан стала возможной благодаря двум факторам: умелым использованием раскола среди индейцев и методом ведения войны. Ведь, по сути, племена не понимали, что противостояние с колонистами выходит за пределы их привычных рамок. Войну на уничтожение они вообще не рассматривали. Каждое племя, стремилось ослабить конкурента и возвысится за счет вмешательства европейцев. При этом они свято верили, что их не коснется участь поверженных. Это и было главной ошибкой.

Индейцы, выйдя на тропу войны с англичанами, вели себя точно также, как если бы бились с каким-нибудь соседним племенем. А именно: устраивали засады, совершали набеги. Причем задача была просто напугать противника, а заодно уничтожить, а лучше забрать его запасы. Масштабные полноценные сражения являлись редкостью. Соответственно, ни о какой строевой подготовке и дисциплине среди индейцев речи не шло. Поэтому «в чистом поле» они не могли ничего противопоставить обученным англичанам. Но все равно, индейцы находись в более выигрышной позиции, поскольку прекрасно знали территорию, да и в сражении один на один они превосходили колонистов. Подвело их другое — представление о ведении войны. Они не убивали просто ради убийства. Пекоты считали это проявлением высшего зла, собственно, поэтому и раненых противников не добивали (а женщин, детей и стариков убивали только в какой-то совершенно экстренной ситуации). Лучше было взять в плен, поскольку тогда «товар» можно было выгодно обменять или продать.

Так что, бойня, которую устроили англичане в деревне Мистик, для всех индейцев (в том числе и для союзников колонистов) стала шокирующей. Боевой дух пекотов был сломлен. Они уже тогда поняли, что проиграли. А ведь индейцы численностью серьезно превосходили европейцев. Но «массовка» с раздавленной психикой была не в состоянии воевать со столь грозным и жестоким врагом. Позже сами англичане вспоминали о трагедии в деревне: «И тогда начались трудности все наши индейцы, кроме Ункаса, покинули нас». Или вот: «Падение пекотов внушило такой ужас всем индейцам в этих землях что они искали нашей дружбы и защиты, которые и получили, и ни разу с тех пор не нарушали до недавнего восстания Филиппа».

После тех событий индейцы стали панически бояться англичан. Ужас, словно эпидемия, распространялся от одного племени к другому. Поэтому они и не смогли объединиться, чтобы дать отпор колонистам. Индейцы просто боялись оказаться на месте пекотов. И этот страх сковывал их на протяжении довольно длительного времени.

Что же касается англичан, они, в отличие от индейцев, прекрасно понимали зачем явились на новые земли. Поэтому возникший конфликт с коренным населением не стал для них каким-то откровением. Так и должно было быть. А затем война с индейцами и вовсе приобрела религиозный подтекст. Благодаря стараниям миссионеров, все чаще и чаще индейцев относили к существам, которые поклонялись дьяволу. Соответственно, новые земли требовалось освободить от «дьявольских дикарей». Чуть позже и вовсе, Новая Англия стала чуть ли не «святой землей», а все колонисты превратились в «крестоносцев».

Джон Мэйсон, человек принимавший непосредственное участие в уничтожение деревни Мистик, в своей книге «Краткая история Пекотской войны» писал: «И такой ужас вселил Всемогущий в их души, что они бежали от нас и бежали прямо в огонь, где многие из них нашли свой конец ...Те, кто несколько часов назад превозносил себя в своей гордыне, угрожая разрушением и уничтожением всего английского, ликуя и наслаждаясь песнями и плясками: но Господь обрушился на них, на смеявшихся, на Его врагов и врагов Его народа, и испепелил их. Так храбрые были уничтожены, проспав свою последнюю ночь, так Господь покарал язычников, заполнив все это место телами». А закончил так: «…Господь могучей дланью рассеял своих врагов!»

Мэйсон в своем труде представил англичан в виде орудия Провидения, а пекотов превратил во врагов самого Господа. И этот ход британца был вполне обоснован. Поскольку прикрываясь религиозным «документом» можно было жечь и убивать, не опасаясь осуждения или непонимания, ведь война шла против еретиков.

Понятно, что пекоты, при всех их принципах «правильной войны», тоже не являлись «одуванчиками». Чуть позже, когда они узнали на что способны англичане, индейцы пытались действовать зеркально. Но получалось слабо. Чаще всего, их жертвами становились мирные колонисты, которые оказывались в не время в не том месте.

В конце сентября 1638 года было подписано Хартфордское соглашение. При этом сами пекоты в том, скажем так, «мероприятии» участия не принимали. Главными действующими лицами стали колонисты Коннектикута и Массачусетса, а также наррагансетты с мохеганами. Этим племенам и отдали большую часть выживших пекотов. Остальных расселили следи племен Лонг-Айленда. Территория, которую прежде занимали пекоты, полностью отошла во владения Коннектикута. А еще англичане запретили индейцам говорить на пекотском языке и вообще когда-либо вспоминать об этом племени. В общем, все остались довольны. Особенно наррагансетты с мохеганами. Они-то не верили, что могут повторить участь пекотов.

Что касается англичан, они поняли, что дальше необходимо действовать всем колонистам сообща. Поэтому в 1643 году появилась Конфедерация Новой Англии.

Ту войну из четырех тысяч пекотов пережило всего две сотни. А новые, освобожденные земли быстро начали заселять англичане. И вскоре они, что называется, уперлись в наррагансеттов. Естественно, участь индейцев была предрешена. Часть из них стала затем рабами у новых хозяев Новой Англии, другие — были отправлены на Бермудские острова.

* * *


Интересно вот что: авторы различных «Историй» и «Хроник» второго, третьего и последующего поколений колонистов, войну с пекотами войной-то уже не называли. То противостояние они именовали «восстанием», поскольку они тогда они были уверены, что индейцы уже находились в подчинении у европейцев. Лишь спустя много лет исследователи и историки, усомнившись в правильности термина, докопались до истины. При этом многие из них перестали безоговорочно обвинять именно пекотов в том, что они спровоцировали начало войны. Хотя, конечно, приверженцев традиционной точки зрения тоже довольно большое количество.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    16 ноября 2018 06:20
    Ну, собственно, ничего с тех пор у англосаксов-то и не поменялось...
  2. +5
    16 ноября 2018 07:53
    Очень интересный и хорошо написанный материал. Огорчает только отсутствие подписей под гравюрами - откуда, кто, где...
  3. +1
    16 ноября 2018 09:50
    Войну на уничтожение они вообще не рассматривали
    фон клаузевиц книгу написал позже,так что пекоты ее прочитать не могли.
    Они не убивали просто ради убийства
    если просто снимали скальпы,то убивали ради шкурки (скальпированные практически не выживали)что одно и тоже с убийством ради убийства.
    Лучше было взять в плен, поскольку тогда «товар» можно было выгодно обменять или продать.
    торгаши ,или предки циган с евреями?англы - молодцы ,умеют обустраивать свой быт.русская америка накрылась медным тазом из-за попыток вести себя по-человечески с аборигенами(рубахи дарили и дт.)
    автору спасибо за познавательное повествование .
    1. +1
      16 ноября 2018 11:01
      "Русская америка накрылась медным тазом из-за попыток вести себя по-человечески с аборигенами(рубахи дарили и дт.)"
      Русская колонизация Северо-Запада Америки, как и любая другая колонизация: английская, испанская или французская, была неразрывно связана с насилием, обманом и эксплуатацией коренных жителей и сокращением численности местного населения.
      1. +2
        16 ноября 2018 11:14
        возможно и так,но ни где не натыкался на описания карательных экспедиций русских поселенцев против аборигенов.а то что индейцы крестились по нескольку раз читал(рубаху давали).если вы имеете ввиду алеутов,то их нагибала администрация и каторжане(если не путаю).
        1. 0
          16 ноября 2018 11:45
          Карательные экспедиции не обязательны.
          Почитайте трехтомник "История Русской Америки (1732-1867) академика Н. Н. Болховитинова.
        2. +4
          16 ноября 2018 13:44
          То что Вы уважаемый не читали,еще не говорит ,что этих карательных экспедиций не было.Карательных экспедиций против индейцев и алеутов было очень много.В конце 1785 г., когда к аманатам — детям кадьякских старшин, взятым Шелиховым в заложники, — съезжались их родичи, среди них обнаружился тойон с острова Шуях. Завязав с ним переговоры, Г. И. Шелихов послал на его остров работных людей С. К. Сокерина, Лобанова и толмача-кадьякца Ефрема Шелихова «с разными на тамошную руку мелочными товарами торговаться». Они отбыли в последних числах декабря 1785 г., а 27 марта 1786 г. на Кадьяк пришла весть о том, что коварный тойон не довёз русских до Шуяха, что они «по жадности ли к вещам, или по злости» были им умерщвлены. Добычу поделили между собой «шуецкия, афогнацкия, игноцкия таёны с работниками» Степан Кузьмич Сокерин не пользовался особой благосклонностью Григория Ивановича, именовавшего его не иначе, как «великий плут и блудник». Но оставить гибель его неотмщённой было никак нельзя. Следовало поддерживать престиж русских иначе не миновать было и всеобщей резни.

          На Шуях была направлена карательная экспедиция — 50 русских промышленных на трёх байдарах под началом Константина Самойлова и Василия Малахова. Целью похода был «сыск помянутого тойона», а также «истребление жителей». Рейд оказался удачен. По сведениям лекаря М. Бритюкова, «одно селение совсем искоренено, а из прочих [жители] спаслись бегством»; штурман Г. Г. Измайлов слышал от Самойлова, что «кои им найдены были на островах начинщики и соучастники смертоубийства, те жители были истреблены, а российские в сей посылке бывшие, возвратились все обратно без потерь.

          ......Лишившись выхода в Чугацкий залив и не имея подвоза товаров из Охотска, лебедевцы, похоже, начали пополнять свои запасы пушнины обыкновенным грабежом окрестных кенайских стойбищ. В итоге в марте-апреле 1798 г. «кинайские народы от жестокостей их збунтовались». Артель Токмакова на Илямне и посёлок в бухте Туюнак были вырезаны поголовно — погибло «21 или ещё чтобы не более из богословской компании», не считая служивших у них туземцев. Степан Зайков оказался осаждён в Николаевской крепости. Индейцы готовились уже поджечь укрепления, когда вдруг, в самый последний момент, удивительно вовремя явился на выручку шелиховец В. И. Малахов с хорошо вооружённым отрядом. Спасённый Зайков тотчас объявил о своём намерении выйти с партией в Охотск, уступив гавань и заселение своему спасителю.

          ......Война, усугублённая кровной местью, долго не утихала. Баранов и Малахов расценивали действия бывших лебедевских союзников, как «бунт». В боях погибло около 100 индейцев. Фёдору Острогину и Василию Малахову приходилось нелегко. Трижды «открывался заговор на истребление во всех тамо в занятиях обитающих руских наших с кадьякцами во услугах находящихся».] Под угрозой оказались занятые шелиховцами лебедевские поселения. Волнения продолжались и в 1799 г. одним из предводителей враждебных кенайцев был тойон из селения близ Александровской крепости, которое русские называли Иванушкиным жилом. Собрав воинов из окрестных стойбищ, этот вождь намеревался разгромить русское заселение и уже назначил дату общего нападения на форт — 29 июня 1799 г. Крепость спасла случайность: «В самой тот день поутру приказал Малахов очистить старые заряды выстрелами их тяжкой и лёхкой артилерии в честь высочайшаго тезоимянитства его императорскаго величества. И тогда услышали [кенайцы] пушечные и ружейные выстрелы [и] сочли, что Малахов узнал их намерение, а потому и оставили [его] до удобнаго времени». Тотчас вслед за тем дружественно расположенный индеец раскрыл русским тайну заговора. Призвав к себе мятежного вождя, В. И. Малахов допросил его, добился признания и выдачи имён сообщников, после чего заковал пленника в кандалы и выслал его на Кадьяк. Вожди, не участвовавшие в заговоре, радовались падению влиятельного соперника и даже просили русских «отделить его навсегда от места пребываний»
          1. 0
            19 ноября 2018 07:57
            Цитата: ratveg
            То что Вы уважаемый не читали,еще не говорит ,что этих карательных экспедиций не было.
            я ведь не спорю(недостатки кругозора).просто карательные экспедиции от наших переселенцев освещены в литературе гораздо реже,чем их "благодеяния".
        3. +4
          16 ноября 2018 13:49
          Мирные отношения сохранялись, однако недолго. Насилия, а порой и убийства, совершавшиеся русскими промышленниками (о чем писал со слов стариков-алеутов И.Е. Вениаминов), вскоре восстановили против них местных жителей. И все это происходило несмотря на специальное предписание камчатской администрации команде судна «Св.Троица» под начальством Коровина: «Никаких обид, утеснений и озлоблений не чинить… съестных и харчевых припасов или чего самовольно грабежом и разбоем не брать и не отнимать; ссор и драк от себя не чинить и тем в сумнение тамошних народов не приводить под наижесточайшим штрафом и телесным наказанием»21.
          Поводом к всеобщему восстанию алеутов Умнака, Уналашки и Унимака (т.е. главных островов Лисьей гряды) в 1763 г. послужило избиение розгами мальчика-аманата – сына одного из алеутских тоенов за маловажный проступок с его стороны. И.Е. Вениаминов сообщал по этому поводу: «Таковое телесное наказание, сделанное сыну Тоэна, каковому в их быту подвергались одни только Калги (рабы) и безчестные люди и которое как никогда ими не слыханное и не виданное они почли за великое бесчестие и ужаснее самой смерти, оскорбило Алеутов до чрезвычайности. И сверх того, как говорят старики Алеуты, видя от Русских и другие притеснения и обиды, касательно их жен и дочерей, положили намерение избавиться от таковых неприятных им гостей…


          Так, в 1762 г. алеуты острова Унга и полуострова Аляска в отместку за многочисленные насилия со стороны команды квартирмейстера Гавриила Пушкарева совершили ряд нападений, убив при этом нескольких промышленников. В ответ русские лишили жизни семерых алеутских аманатов27. Аналогичный случай имел место во время пребывания известного морехода И.М. Соловьева на острове Саннах в 1771-1772 гг., когда местные алеуты пытались уничтожить артель промышленников, напав на них ночью и убив часового. Впоследствии произошло еще несколько стычек. За эти нападения Соловьев приказал заколоть взятую в плен аманатку, ранее бежавшую к своим сородичам и сообщившую им о слабости русских: от голода и цинги в течение зимы 1771/72 г. умерло 15 промышленников, а также 10 из 15 содержавшихся у них алеутских аманатов28.
          Вообще у Соловьева был богатый «опыт общения» с туземцами: именно он был одним из тех, кто усмирял восставших алеутов, которые в 1763 г. уничтожили экипажи четырех судов на островах Лисьей гряды29. При этом наряду с репрессиями Соловьев активно использовал и аманатство. В своем рапорте о плавании на Алеутские острова в 1764-1766 гг. он писал о враждебных уналашкинских алеутах: «И я, видя их несклонность, по довольном увещевании, вознамерился поимать из них в себе в аманаты, понеже оные в ызмене находятся, дабы не учинили и мне нападения, как чинили и з другими компаниями»30. После нескольких стычек с алеутами русским удалось захватить в плен их тоена Седана. Соловьев сообщал: «А тоена содержал я и уговаривал всячески, чтоб жил хорошенько, которой обнадежил быть в дружестве, и дал вместо себя в аманаты своего сына; потому он был отпущен в свое жилище. А как оного отпустили, в то же время и из других острошков (т.е. острожков, острогов – так Соловьев называл алеутские селения. – А.Г.) добровольно, из Агулока и Икуглока и из Макушинского (селения. – А.Г.), мужики (алеуты. – А.Г.) сами привезли трех аманатов»31. Сходным образом Соловьевым было взято еще несколько заложников, а позднее «лутчие мужики» Ташкальского селения выдали ему «от себя трех человек да двух девок неболших». Всего, согласно рапорту С.М. Соловьева, на Уналашке он смог заполучить или захватить в аманаты несколько десятков человек: «… Было оных тридцать один; да при оных, по их обычаю, имелось быть служителей четыре мужеска (пола. – А.Г.) и з женами, кроме толмачей, кои с прибытия ко мне явились сами»3
        4. +3
          16 ноября 2018 13:51
          Едва прибыв на Кадьяк в августе 1784 г., промышленники Шелихова потребовали аманатов от кадьякцев для поддержания мира, но те, как и прежде, отказали русским. После нескольких стычек с кадьякцами сам Шелихов во главе вооруженного отряда отправился к их укрепленному лагерю на скале и взял его штурмом. По свидетельству подлекаря Мирона Бритюкова, тогда погибло более 500 туземцев и еще несколько сот было взято в плен. По приказу Шелихова пленных мужчин увели в тундру и переколи копьями, а до 600 женщин и детей отправили в строившееся тогда русское поселение в Трехсвятительской гавани, где они содержались три недели в качестве заложников. Шелихов возвращал этих пленных приходившим в гавань родственникам, оставляя по одному ребенку от семьи в качестве аманата42.
      2. +3
        16 ноября 2018 19:53
        Все же была довольно существенная разница.
        Дело в том, что служащим РАК не нужна была индейская земля как таковая. Климатические условия там не те, что в Вирджинии. Им была нужна пушнина, а добывали ее те же индейцы. То есть уничтожение их было тупо не выгодно. Поэтому они строили по всей Аляски фактории и одиночки, с тем чтобы выменивать пушнину у местных. Однако многим индейцам понятие частной собственности было чуждо и они искренне не понимали зачем что-то выменивать, если можно просто отнять, убив прежнего владельца. По понятным причинам, такое простосердечие не нашло понимания у русских колонистов.
        В общем, можно нисколько не кривя душой сказать, что русские не ставили своей задачей уничтожения местного населения, с целью завладения их землей. Правда, причиной этому была не "высокая духовность", а экономическая целесообразность.
    2. 0
      16 ноября 2018 11:07
      Цитата: akunin
      англы - молодцы ,умеют обустраивать свой быт.русская америка накрылась медным тазом из-за попыток вести себя по-человечески с аборигенами(

      Совершенно верно.
      Мэйсон в своем труде представил англичан в виде орудия Провидения, а пекотов превратил во врагов самого Господа. И этот ход британца был вполне обоснован. Поскольку прикрываясь религиозным «документом» можно было жечь и убивать, не опасаясь осуждения или непонимания, ведь война шла против еретиков.

      Всегда приятно видеть таких разумных людей какими являлись англичане в своё время.
      1. +1
        16 ноября 2018 11:21
        думаю и без религиозной составляющей у них с осуждением и непониманием не было проблем(англия превыше всего)
    3. +1
      16 ноября 2018 11:33
      Откуда такие люди берутся , восхищаются тем как англичани славно стариков и дитей убивали . Скальпирование так-то тоже англы придумали и платили за них деньги. Упоминание евреев и цыган вообще не к селу ни к городу и говорит об вас как об банальном нацике ,еще и русских в америке зачем то приписали.
      1. +3
        16 ноября 2018 11:59
        "Скальпирование так-то тоже англы придумали и платили за них деньги. "
        Скальпирование врагов в ряде районов североамериканского континента получило распространение среди индейцев еще до прихода белых людей.
        Французский путешественник, художник-акварелист Жак Ле Муан де Морг, сопровождавший французскую экспедицию Рене де Лоденьера во Флориду в 1564, описал подробно этот обычай.
        Однако ритуал этот был распространен только среди племен юго-восточной части США и ирокезских народов востока США и низовий реки Святого Лаврентия. На остальной части Северной Америки индейцы не снимали скальп - они отрезали голову - основным трофеем была голова врага.
        А когда за голову врага стали предлагать вознаграждение, индейцы быстро "оптимизировали" процесс - скальп снять и быстрее, и удобней.
        Исторически обычай скальпирование врагов существовал еще у скифов.
        1. 0
          16 ноября 2018 13:57
          Возможно вы и правы но и то факт что англичани платили за скальпы используя этот варварскиий обычай для геноцида индейцев
          1. +3
            16 ноября 2018 14:45
            Впервые вознаграждение за кожу с головы туземца установил в 1641 году губернатор Новых Нидерландов Уиллем Кифт. В попытке вывести провинцию из убытков он решил запугать племя раритан и получать с него дань. Предлогом для войны стала кража свиней. После нескольких стычек Кифт предложил союзным индейцам по 18 метров вампума за каждый раританский скальп.
            Так что на коммерческую основу вопрос поставили голландцы.
            1. 0
              16 ноября 2018 15:12
              Спасибо за уточнения , вы более сведущ в этом вопросе, но вы же не отрицаете геноцид индейцев.Вообще я начил обсуждение этой темы потому- что меня покаробил комментарий товарища akunin с каким то нацистким душком
              1. +1
                16 ноября 2018 15:27
                Индейскую демографическую катастрофу орицать глупо, да ее никто и не отрицает. Только процесс этот гораздо шире и в пространстве и во времени - начиная с момента открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году и до конца XX века.
                Споров на эту тему великое множество, а оценка погибших индейцев - от 2-х до 100 миллионов человек. К сожалению, на русском языке серьезной литературы на эту тему пратически нет.
                А с нацистским душком тут случаи не единичные.
      2. +1
        16 ноября 2018 12:14
        вы про освоение русскими америки не читали(не слыхали)?не в курсе что аляску американцам продали?википедия вам в помощь.евреев и циган поминать всуе нельзя?(покажите где написано).то что и те и другие могут успешно вести торговлю(торгаши)это преимущество ,а не недостаток(если вы называете человека торгашом вы нацист?).скальпы снимали до приезда англов в америку(а некоторые "человеколюбцы" ,в других местах и головы сушили).на всей территории обеих америк ,периодически,одни племена устраивали геноцид по отношению к другим.
        Откуда такие люди берутся
        в школе учились?биология в старших классах доступно освещает эту тему или википедия,а если коротко ,то оттуда откуда и вы(в пробирках выводить еще не научились).
        1. 0
          16 ноября 2018 13:26
          А про скальпы-то что есть рассказать, Акунин? Расскажите, мне интересно.
          1. 0
            19 ноября 2018 08:12
            Цитата: tanit
            А про скальпы-то что есть рассказать, Акунин? Расскажите, мне интересно

            Curious (Victor)рассказал лучше меня,про скальпы узнал не от него(на случай ,если решили подколоть)периодически почитываю разную литературу.сижу на приеме и набирать приходится между пациентами(ответ сильно растягивается во времени)
        2. 0
          16 ноября 2018 14:08
          Про Российскую Аляска я в курсе , только не понятно почему вы ее к теме приплели и вообще в статье ясно написано что индейцы предпочитали обходится без лишнего насилия, вы же в своем коментарии сказали что какие британцы молодцы что начали войну на истребление всей нации , что это как не нацизм
          1. 0
            19 ноября 2018 08:29
            Цитата: Ратник-80
            в статье ясно написано что индейцы предпочитали обходится без лишнего насилия,

            Единственными, кто решился на месть — родственники погибшего вождя. То есть, вполне стандартный поступок для индейцев, если речь шла о каком-либо рядовом члене племени, которого убил представитель другого семейства. Тогда никто не мог предположить, что именно месть родственников за Татобема обернется уничтожением чуть ли не всего племени.

            Фатальным сделал ситуацию всего лишь один, на первый взгляд, незначительный нюанс — большинство пекотов понятия не имело, чем отличаются друг от друга голландцы и англичане. Ведь с момента контакта двух цивилизаций прошло порядка десяти лет и связь с заокеанскими гостями наладили лишь торговцы да представители индейской верхушки. Для всех остальных, что англичане, что голландцы представляли собой один народ, явившийся на их земли издалека.

            На беду родственников сахема, которых вел не разум, а жажда расплаты, первыми они повстречали как раз англичан. Точнее, их торговое судно. Индейцы знали, что Татобем погиб как раз на «каком-то таком». Поэтому разбираться не стали. Они атаковали корабль и перебили всю его команду вместе с капитаном Стоуном. Собственно, гибель ни в чем неповинных британских моряков и послужила формальным поводом для начала войны. У англичан, по факту, не оставалось выбора. Спустить этот инцидент на тормозах они просто не могли.

            индейцы предпочитали обходится без лишнего насилия
            если это не лишнее насилие,то тогда извините ...надо было угрохать всех англов в колонии?что лично вам сделала тереза мэй,что вы так ненавидите англичан?
            Про Российскую Аляска я в курсе , только не понятно почему вы ее к теме приплели
            хотел показать контраст между мезззкими англами и прекраснодушными русскими колонистами - более подкованные коллеги меня опровергли.
      3. +1
        16 ноября 2018 13:29
        До англичан "славно резали" все и друг друга. После англичан - один черт, славно резали всех и друг друга. А русских в Америке -тоже резали. По причине их, русских в Америке, малочисленности.
        1. +1
          16 ноября 2018 14:22
          Да но индейцев тоже понять можно , все их пытались мягко сказать надуть , скупали земли и ценности за безделушки , ловко играли на противоречиях между племенами
          1. +2
            16 ноября 2018 14:26
            А они, индеи, до прихода ковбоев - белые и пушистые, так? hi
            1. +1
              16 ноября 2018 14:29
              К приходу европейцев в Северную Америку - там давно уже "геноцидили" и ассимилировали(в желудках) всех несогласных hi
              1. +2
                16 ноября 2018 14:39
                Азиатские эскимосы(типа наши) вместе с чукчами(типа наши) резали югакиров(типо наши) и коряков(типа наши) - а вот и сейчас "малочисленные народы Севера" - все они.
                1. +4
                  16 ноября 2018 15:05
                  Цитата: tanit
                  Азиатские эскимосы(типа наши) вместе с чукчами(типа наши) резали югакиров(типо наши)

                  Им можно, потому что они по определению ни в чём не виноватые. А англичанам нельзя, так как они всегда козни матушке России строили smile И потому, чтобы англичане ни делали - они очень плохие. smile
            2. +2
              16 ноября 2018 14:43
              Нет не лучше но и не хуже обыкновенные люди , рубили своим врагам головы в то время как в европе применяли медленное распиливание , подвешивание крюком за ребро и другие цивилизованные забавы, только не давно остыли костры в которых сгорели тысячи женщин, так что не будем делать из индейцев диких, жестоких варваров .
              1. 0
                16 ноября 2018 15:21
                Цитата: Ратник-80
                так что не будем делать из индейцев диких, жестоких варваров .

                Да, эти славные ребята просто жрали друг друга . Ещё привязывали пленных к столбам и их дети учились по ним стрелять. И ещё разные нехорошие вещи делали.
                Но это невинные дети природы - им всё простительно.
                1. +2
                  16 ноября 2018 16:26
                  Специально залез и покопался в этой теме, почитайте геноцид индейцев в середине 19 века, европейцы(американцы), творили такое что индейцам и не снилось
                  1. +1
                    18 ноября 2018 05:53
                    Цитата: Ратник-80
                    европейцы(американцы), творили такое что индейцам и не снилось

                    Скорее наоборот, то, что творили местные аборигены со своими соседями, европейским мигрантам просто не снилось.

                    Ещё можно вспомнить Аляску и Русскую Америку в целом, когда русские просто ужасались от тех жестокостей, которые творили аборигены по отношению к выходцам из иных племён.

                    Просто для примера один факт - при конфликтах между племенами Северной Америки пленных обычно не брали, ибо зачем они ? это просто лишний рот в условиях натурального, часто охотничьего, хозяйства. Часто даже не брали в плен даже молодых женщин, не говоря уже про детей, стариков и старух - индейцы были те ещё расисты...

                    А в Мезоамерике - пленных да, брали, но только для того, чтобы принести их в жертву своим богам (у всяких майя, ацтеков и т.п. - вырезание сердца) и предкам (это ещё страшнее - долгие особые мучения). Некоторые нецивилизованные племена Южной Америки в доколумбовое время да, тоже пленных брали, только вот водили с собой в качестве "ходячего мясного запаса"...
                    1. 0
                      20 ноября 2018 15:05
                      До прихода европейцев не брали.После приобщились.Стил в недавней книге Стил Setting All the Captives Free Capture, Adjustment, and Recollect посчитал,что с 1745 до 1765 года индейцы верховий реки Огайо убили 3343 поселенцев и солдат(к их чести большинство мужчины,солдат много) ,в плен попало 2787 человек.Кого то из пленных ассимилировали,некоторых обратили в рабов,некоторых продали властям.А на границе Новой Англии и Канады абенаки промыслом этим выгодным занимались.Около двух тысяч англичан в плен уволокли.За выкуп возвращали.Команчи в 1830-60 годы Мексику так разоряли.Десятки тысяч мексиканцев захватили.Большинство на продажу.Продавали тем же мексиканцам и американским фермерам.
                      1. 0
                        21 ноября 2018 11:46
                        Цитата: ratveg
                        До прихода европейцев не брали.После приобщились.

                        Так я и говорю, что прогресс произошёл для местных.
                2. +2
                  16 ноября 2018 16:33
                  И вообще странная у некоторых людей на сайте мораль, немцы тоже в концлагерях с людьми зверства творили и что нам надо было после взятия Берлина всех женщин и детей вырезать
                3. 0
                  17 ноября 2018 21:25
                  Цитата: Flavius
                  Да, эти славные ребята просто жрали друг друга . Ещё привязывали пленных к столбам и их дети учились по ним стрелять.

                  Что поделаешь - другая культура... А так-то - все у ребят было нормально, как у всех. "Все, непрерывно, друг друга режут, насилуют, грабят... В общем, идет нормальная цивилизованная жизнь!" (с ) laughing
                4. 0
                  20 ноября 2018 14:49
                  Если читать описания индейских пыток,то волосы на голове дыбом становятся.Вот пример-в 1789 разбили очередной караван поселенцев на реке Огайо-спускались вниз по реке ,были атакованы ,уцелевшие захвачены в плен.Собрали сих уцелевших товарищей вокруг одного бедолаги,коего к дереву привязали-и заставили смотреть.Был нагрет ствол мушкета и первоначально этим стволом прожгли дыру в колене.Уши отрезали-заставили сьесть.Наконечник стрелы раскалили и вставили в анальное отверстие.Умер бедолага после того ,как ему отрезали половой член и вставили в рот.Описывал все это другой пленник.После этого пленников отпустили.Зачем индейцы(в данном случае делавары и шауни) это делали?Психологическая война.Хотели ужасами остановить поток поселенцев.
                  1. 0
                    21 ноября 2018 11:47
                    Цитата: ratveg
                    Вот пример-в 1789 разбили очередной караван поселенцев на реке Огайо-спускались вниз по реке ,были атакованы ,уцелевшие захвачены в плен.Собрали сих уцелевших товарищей вокруг одного бедолаги,коего к дереву привязали-и заставили смотреть.Был нагрет ствол мушкета и первоначально этим стволом прожгли дыру в колене.Уши отрезали-заставили сьесть.Наконечник стрелы раскалили и вставили в анальное отверстие.Умер бедолага после того ,как ему отрезали половой член и вставили в рот.Описывал все это другой пленник.После этого пленников отпустили.Зачем индейцы(в данном случае делавары и шауни) это делали?Психологическая война.Хотели ужасами остановить поток поселенцев.

                    Да нет, не только, ещё и спцифика местной ментальности - поэтому и часто аборигенам "прилетала обратка", да такая, что они надолго запоминали.
              2. 0
                19 ноября 2018 09:05
                Цитата: Ратник-80
                рубили своим врагам головы в то время как в европе применяли медленное распиливание , подвешивание крюком за ребро и другие цивилизованные забавы,

                про столбы пыток можете почитать у купера,а так была распространенная практика у многих племен, ломание черепа ссыхающимся сыромятным ремнем и сжигание живьем ,ну и мучительная смерть после снятия скальпа - вот не большой арсенал "гуманных" методов краснокожих братьев.до прихода европейцев индейцы(североамериканские) жили в каменном веке и я не думаю,что жертве было приятно когда голову срубали каменным топором(одним ударом явно не получалось)
            3. 0
              19 ноября 2018 15:53
              Цитата: tanit
              А они, индеи, до прихода ковбоев - белые и пушистые, так?

              Просто до прихода ковбоев было сложившееся равновесие сил. А тут что получилось: наглы оттеснили индейцев от побережья. Куда им идти? Ессно, на запад - а поскольку энное количество стволов в качестве трофея всё же имелось, западных соседей они разбили и выгнали. Те тоже рванули на запад (и тоже успели обзавестись стволами)... таким образом, волна войн (и весьма кровопролитных!) прокатилась через весь континент до западного побережья
              1. 0
                20 ноября 2018 15:08
                То что было до европейцев мы можем только из археологии узнать.А она нам говорит,что аборигены с упоением резали друг дружку.Насчет стволов правильно написали.Я бы еще лошадь сюда добавил.
      4. +4
        16 ноября 2018 13:56
        Индейцы скальпировали друг друга задолго до европейцев.Резня при Кроу-Крик произошла в начале XIV века. Да, примерно году в 1325-ом. Больше чем за полтора столетия до того, как Христофор Колумб открыл Багамы в 1492-ом.Но вот что странно – как минимум 90 процентов найденных на Кроу-Крик черепов носят явственные отметины скальпирования, а это не меньше 500 жертв.Так что бред не пишите,что англы скальпирование придумали..
    4. +4
      16 ноября 2018 14:13
      Русская Америка накрылась тазом из за того что калан закончился.РАК стала работать в убыток.Российской Империи содержать колонию оказалось накладно.Россия реально на Аляске контролировала несколько клочков земли с гулькин нос на побережье.Внутренние районы контролировали англичане.Там у них стоял форт Юкон.До 1887 года стоял,пока американцы их не выгнали.А что касается аборигенов,то мы с ними много воевали.Устраивали карательные экспедиции.От 12 тысяч алеутов через несколько лет болезней и карательных экспедиций осталось 4 тысячи.Серьезно воевали с тлинкитами.Тлинкиты даже сжигали наши укрепления-Якутат и Михайловскую крепость.Уничтожали отряды промышленников.С атапасками несколько войн.Мы в ответ сжигали их поселки.Про это книг написано немеренно.Дореволюционных,советских,современных.С американцами у индейцев серьезных конфликтов не было.На момент открытия на Аляске жило примерно 80 тысяч аборигенов.Когда продавали США осталось 30 тысяч.Сейчас их 120 тысяч.
    5. +4
      16 ноября 2018 15:09
      Цитата: akunin
      русская америка накрылась медным тазом из-за попыток вести себя по-человечески с аборигенами(рубахи дарили и дт.)

      В первую очередь по причине стогнации торговых отношений из-за крепостного права в самой России и из-за этого страшного дефицита любых славянских переселенцев на Аляску.
  4. +1
    16 ноября 2018 12:27
    Вырезанные пекоты живы до сих пор. Однако, не тот пример для описания "коллективных хозяев запада"(а статья как раз из этой серии, хоть и не Самсонова) laughing
    1. 0
      16 ноября 2018 12:28
      Но сама статья -красива и интересна. hi
  5. 0
    16 ноября 2018 15:15
    Для тех, кто рисует аналогии.
    Малочисленные народы Севера - не Сталиным и не Николаем Вторым придумано.
    Это на самом деле так, хоть кол на голове тешите, хоть Гумилева в слух цитируйте. laughing
    Индеи до прихода ковбоев - конгломерат племен и языков(ну, и пассионариев, а как без них) wassat
    Пассионарии(а куда ж без них то) ассимилировали(в желудках) всех прочих. А тут приперлись всякие-разные....И нарушили "вековой уклад" laughing
  6. +2
    16 ноября 2018 15:40
    Цитата: Ратник-80
    Скальпирование так-то тоже англы придумали и платили за них деньги.

    Вы смеетесь?
  7. +1
    18 ноября 2018 13:49
    Материал подробный и интересный.
    Только общий вывод никак с этим материалом не согласуется.
    "гибель ни в чем неповинных британских моряков и послужила формальным поводом для начала войны"
    Пекоты перепутали голландцев и англичан. Перебили корабль англичан. И тем не оставалось ничего как предпринять акцию в ответ.
  8. 0
    7 декабря 2018 19:40
    Отрицать "дикость" индейцев, безусловно, глупо. Разница в уровне развития колонизаторов и аборигенов очевидна. Однако и в истории Старого Света достаточно примеров невероятной жестокости - только раньше по времени.
    И всё-таки хотелось бы задать один вопрос защитникам "цивилизаторов": разве эти жестокие дикари индейцы осуществили нашествие на "просвещенную и мирную" Европу? Это они пришли в чужую землю, или было наоборот?
  9. 0
    21 января 2019 15:59
    За 150 последних лет США физически истребили 100 000000 = сто миллионов индейцев = коренных жителей Америки. Только почему-то никто в ООН это не хочет называть геноцидом.
  10. 0
    23 января 2019 09:11
    Как известно, в начале семнадцатого века по всему региону прокатилась страшная эпидемия. Каким-то чудом она не затронула лишь пекотов да их постоянных конкурентов – наррагансеттов.
    Осталось лишь понять, как оспа могла забраться так далеко на север. Вряд-ли ее принесли европейцы (голландцы или англичане). Так как за время морского перехода от Европы до Нового Света инфицированный в Европе человек, севший на судно, следующее в Новый Свет, либо умрет, либо сможет выздороветь.
    Каким именно "чудом" оспа не затронула пекотов да их постоянных конкурентов – наррагансеттов ? Ведь именно эти племена, как следует из статьи, были наиболее продвинутыми в общественно-политическом и торговом планах.То есть не могли быть изолированными от других индейских племен. Причем вряд-ли они были настолько же продвинутыми и в санитарном плане, что предпринятыми против-эпидемиоллогическими мерами они сумели избежать эпидемии.
    На мой взгляд историки как то вольно обращаются с эпидемиями. Когда надо - зовут "эпидемии" на помощь, объявляя, что пришла эпидемия откуда не ждали, и резко сократила население в тех то и тех то местах. А тех, кого историкам нужно сохранить, эпидемия "каким-то чудом" обошла.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»