Мировой рынок современных крупных десантных кораблей

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей
Сегодня на мировом рынке вооружений присутствует значительное количество разных типов кораблей, обладающих как десантными, так и боевыми возможностями, при этом самый крупный подкласс - универсальный десантный корабль (УДК) по своим размерениям и боевому потенциалу соответствует среднему авианосцу.

В целом можно условно выделить три основные подгруппы современных крупных десантных кораб-лей, имеющих экспортные перспективы:

- универсальные десантные корабли полным водоизмещением от 16 000 до 30 000 тонн с расширенными авиационными возможностями;


- многофункциональные десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД) полным водоизмещением от 9000 до 20 000 тонн, ориентированные на решение максимально возможного количества задач;

- «дешевые» десантные транспорты-доки (ДТД) и малые десантно-вертолетные корабли-доки полным водоизмещением от 6000 до 13 000 тонн, ориентированные главным образом на решение десантно-транспортных задач.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


Фактически первые две подгруппы близки друг другу по идеологии, в западной терминологии они практически не различаются, объединяясь в единый класс LHD. В качестве новых «переходных» подклассов можно выделить гибридные суда, сочетающие десантно-транспортные возможности с задачами судов снабжения, причем количество таких единиц в перспективе будет увеличиваться.

Несмотря на бум приобретения и строительства современных крупных десантных кораблей, рынок их остается весьма небольшим в количественном отношении. Особенно это касается УДК, затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию которых настолько велики, что делают контракт на поставку такого корабля по степени уникальности сопоставимым с контрактами на постройку полноценных авианосцев. Ввиду этого максимумом, который могут себе позволить «средние» флоты мира в десантной категории, являются ДВКД. Предложение именно этого подкласса кораблей развивается последнее время наиболее активно.

Можно сказать, что мировой экономический кризис серьезно «остудил» рынок крупных десантных кораблей. На нем наблюдаются острая конкуренция и явный переизбыток предложения. При этом специфичность (а зачастую и неопределенность) требований заказчиков ведет к необычайно широкой гамме проектных предложений, а также к стремлению создавать сугубо национальные неунифицированные проекты. Очевидно, что сейчас это рынок покупателя, и России, желающей приобрести целых четыре УДК типа Mistral, не стоит об этом забывать.

Поскольку статья Ильи Крамника дает представление об универсальных десантных кораблях, перейду к описанию их «собратьев».

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Следует отметить, что переброска и высадка грузов и техники американцами сейчас возлагается на специализированные ДВКД, рассматриваемые в качестве своего рода кораблей «второго эшелона» после высадки десанта с УДК. С 2000 года в США ведется строительство ДВКД типа San Antonio, заменяющих корабли типа Austin. Постройка осуществляется Northrop Grumman на принадлежащих ей верфях Ingalls Shipbuilding и Avondale Shipyard, стоимость одного корабля - от 1,4 до 1,7 млрд долл. С 2006 года введено в строй уже пять единиц (LPD 17 - LPD 21), еще четыре находится в постройке (LPD 22 - LPD 25), а всего планируется иметь 10 или 11 кораблей к 2014 году. ДВКД типа San Antoniо представляют собой крупные корабли полным водоизмещением 25 тысяч тонн с дизельной ЭУ. В архитектуре корабля применена технология Stealth. Корабль способен перевозить 704 человека, значительное количество техники и штатно оснащен госпиталем. В доковой камере размещаются два катера на воздушной подушке (КВП) типа LCAC, а в ангаре - два вертолета СН-46 или один СН-53Е, или один конвертоплан MV-22B.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


Для замены нынешних американских ДТД намечается с 2020 года начать постройку перспективных десантных транспортов по программе LSD(X) общим количеством 11-12 единиц. Полное водоизмещение корабля оценочно составит 22 тысячи тонн, предварительная стоимость - 1,2 млрд долл. за единицу.

Впрочем, все вышеуказанные корабли ВМС США представляют интерес главным образом как наиболее передовые и совершенные единицы современного развития класса десантных кораблей, поскольку они не предлагаются на экспорт и в принципе не имеют экспортных перспектив ввиду соответствия специфическим американским требованиям и высокой стоимости. В то же время выводимые из состава ВМС США старые корабли-доки находят определенный спрос. Бразилией в 1990 году были арендованы два бывших американских ДТД типа Thomaston, Тайвань в 1999-м получил ДТД LSD 38 Pensacola, а Индия в 2006-м приобрела ДВКД LPD 14 Trenton.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Для замены двух старых ДТД типа Fearless британский флот в 1996-м заказал и в 2003-2004 годах ввел в строй ДВКД (LPD) Albion и Bulwark, построенные на верфи BAE Systems в Барроу-ин-Фернессе. Это достаточно крупные (полное водоизмещение - 18,5 тысячи тонн) корабли традиционной «доковой» архитектуры, обладающие большой док-камерой (вмещают четыре десантных катера типа LCU или один КВП LCAC) и ориентированные главным образом на перевозку техники (вместимость - до 67 различных машин, включая 31 танк, и 300 человек десанта). При этом при наличии обширной вертолетной палубы постоянное базирование вертолетов на кораблях не предусматривается, поскольку данные ДВКД должны взаимодействовать с десантным вертолетоносцем Ocean. На Albion и Bulwark также установлено оборудование для использования их в качестве кораблей управления. Корабли оснащены дизель-электрическими ЭУ.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


В качестве более дешевого варианта пополнения десантных сил Великобритания в 2000-2001 годах заказала четыре ДТД (LSD) типа Bay, строившихся попарно компаниями Swan Hunter в Тайнсайде и BAE Systems в Говане и переданных флоту в 2006-2007 годах. Проект был разработан Swan Hunter на основе серии десантных кораблей Enforcer голландской компании Royal Schelde. Главной задачей кораблей типа Bay (полное водоизмещение - 16,2 тысячи тонн) считается перевозка и выгрузка грузов и техники, причем в основном в оборудованных портах. Доковая камера вмещает лишь один десантный катер типа LCU, при этом грузовместимость достигает 150 машин или 24 танка, а десантовместимость - 356 человек. Авиационные возможности представлены одной взлетно-посадочной площадкой для тяжелых вертолетов. Стоимость кораблей составляла всего 95 млн фунтов за единицу, и в целом данные ДТД являются характерным типом современных недорогих десантно-транспортных кораблей, получающих все большее распространение даже во флотах третьего мира.

НИДЕРЛАНДЫ

В начале 90-х годов голландские и испанские кораблестроители совместно разработали проект многофункционального полноценного ДВКД для флотов обеих стран, по которому были построены корабли Rotterdam (вступил в строй в 1998-м) для ВМС Нидерландов и Galicia и Castilla (1998-2001) для ВМС Испании. Rotterdam произвел большое впечатление на военно-морских специалистов всего мира. Этот ДВКД не только послужил прямым прототипом для создания подобных кораблей в ряде других стран, но и положил начало своего рода буму амфибийного строительства.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


При полном водоизмещении 12 750 тонн Rotterdam имеет типичную «транспортно-доковую» архитектуру, обладая высокой степенью автоматизации, немалой десантовместимостью (588 морских пехотинцев и 170 единиц техники) и значительными авиационными возможностями. У него большая полетная палуба и ангар в надстройке для шести средних вертолетов NH90 или четырех тяжелых AW101. При этом на корабле могут базироваться и противолодочные вертолеты, для чего он оборудован погребами хранения авиационного боезапаса и гидроакустических буев. Rotterdam приспособлен для выполнения задач поиска и спасения, доставки гуманитарных грузов, корабля управления, госпитального судна, плавучей базы минно-тральных сил и т. д. ДВКД построен по коммерческим стандартам и оснащен электроэнергетической установкой.

В 2000 году голландское правительство приняло решение о пополнении ВМС страны вторым улучшенным ДВКД по типу Rotterdam. Корабль Johan De Witt строился группой Damen с изготовлением корпуса на принадлежащей ей верфи в Галаце (Румыния) с последующей достройкой Damen Schelde во Флиссингене и был передан флоту в 2007 году. От головного корабля Johan De Witt отличается размерами (полное водоизмещение доведено до 16,8 тысячи тонн), что позволило увеличить размеры доковой камеры, довести десантовместимость до 700 человек, а также разместить на корабле центр управления силами ВМС. Электроэнергетическая установка дополнена винторулевыми движителями.

Опираясь на опыт создания кораблей Rotterdam, верфь Royal Schelde (ныне Damen Schelde) в 90-е годы разработала и сейчас продвигает на рынок целую гамму ДВКД (LPD) под шифром Enforcer, включающую 12 проектов различного размера как «доковой», так и авианосной (УДК) архитектуры. Хотя наиболее крупные проекты серии Enforcer не нашли заказчиков, один из «младших» вариантов стал основой для британских ДТД типа Bay. В 2009 году проект Enforcer LPD 8000 был выбран ВМС Чили в качестве основы для постройки одного корабля (9000 тонн, десанто-вместимость - 500 человек) на национальной верфи.

В конце 2009 года голландское военное ведомство выдало Damen контракт на 365 млн евро на постройку многоцелевого судна снабжения Karel Doorman полным водоизмещением 27,8 тысячи тонн. Это интересный гибрид ДВКД с судном комплексного снабжения, предназначенный для решения широкого круга задач поддержки десантных операций и обеспечения боевой деятельности ВМС. Судно оснащено доковой камерой, грузовыми палубами площадью 1730 м2, обширным ангаром для базирования шести вертолетов NH90 или двух СН-47, а также значительными объемами для перевозки грузов и топлива. Постройка Karel Doorman будет вестись по той же схеме, что и Johan De Witt, и должна быть завершена к 2014 году.

Другим голландским разработчиком современных проектов десантных кораблей выступает компания IHC Merwede. Ею был создан проект заказанного Новой Зеландией относительно небольшого (полное водоизмещение 9000 тонн) многоцелевого корабля Canterbury, являющегося по сути компактным ДВКД. Основой для Canterbury послужило гражданское судно типа «ро-ро», он строился на верфи IHC Merwede в Роттердаме с достройкой компанией Tenix в Австралии и был передан заказчику в 2007 году. Корабль не имеет классического дока - два десантных катера типа LCM спускаются через рампу в корме и загружаются уже на плаву с помощью 60-тонных кранов. Десантовместимость Canterbury - 360 человек и 54 единицы колесной техники. В ангаре обеспечивается размещение четырех вертолетов NH90.

ГЕРМАНИЯ

В 2009 году в Германии был разработан план строительства флота до 2025 года (Flotte 2025+), согласно которому предусматривается строительство двух УДК Joint Support Ship (JSS) и двух многоцелевых кораблей-доков Mehrzweckeinsatzschiffs (MZES) - последние призваны играть роль десантных транспортов, плавучих баз и судов снабжения. При этом для УДК типа JSS выдвигаются требования перевозки не менее 800 человек личного состава с техникой, что, по германским оценкам, потребует кораблей водоизмещением 27-30 тысяч тонн. В качестве альтернативы предлагается три JSS вместимостью по 400 человек с техникой при полном водоизмещении около 20 тысяч тонн. Ввиду явной дороговизны этих проектов окончательное решение по их реализации отложено до 2016 года.

Компания Blohm + Voss (ныне в составе ThyssenKrupp Marine Systems - TKMS) в последнее десятилетие в инициативном порядке разработала и продвигает на мировой рынок серию концептов ДВКД (а по сути даже УДК) MRD150/MHD150/MHD200 (цифра означает полное водоизмещение в сотнях тонн) оригинальной «полуавианосной» архитектуры. Вариант MHD150 способен перевозить до 776 морпехов, имеет док на два катера LCM или один КВП LCAC, а также может обеспечивать постоянное базирование в ангаре 11 вертолетов NH90. При этом электроэнергетическая установка позволяет развивать скорость до 22 узлов. Корабли этих проектов предлагались ряду заказчиков (в частности Португалии и ЮАР), но заказов так и не последовало.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


Дальнейшим развитием этих проектов стал предложенный TKMS проект модульного многоцелевого корабля MEK MESHD (Multi-role Expeditionary Support Helicopter Dock) - своеобразного УДК, способного, помимо решения десантных задач, выполнять также функции транспорта и корабля комплексного снабжения. Полное его водоизмещение достигает 21 тысячу тонн, при этом внутренние объемы корабля могут варьироваться, трансформируясь по потребностям в вертолетные ангары (с размещением максимум до 14 вертолетов NH90), палубы для перевозки техники и грузов, госпитали и т. д. Проект MEK MESHD предлагается в качестве основы для будущих немецких кораблей JSS.

ИТАЛИЯ

Первым шагом в направлении развития современных десантных кораблей в Италии стало создание ДВКД оригинальной конструкции типа San Giorgio. При полном водоизмещении всего 8000 тонн этот корабль имеет авианосную архитектуру со сплошной верхней полетной палубой и весьма высокие транспортные возможности (до 400 человек с техникой), хотя ввиду отсутствия ангара и не обеспечивает постоянного базирования вертолетов. San Giorgio может использоваться в качестве учебного корабля, а также с самого начала ориентировался на вероятное применение в гуманитарных миссиях. В 1987-1994 годах в состав итальянских ВМС были введены три ДВКД этого типа - San Giorgio, San Marco и модифицированный San Giusto. Первоначально они имели носовую рампу для прямой высадки техники на берег, однако по опыту эксплуатации такой метод был признан нецелесообразным.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


В начале 2006 года Министерством обороны страны был обнародован 15-летний план развития итальянского флота, согласно которому до 2020-го планируется замена трех ДВКД типа San Giorgio кораб-лями того же класса, но большего водоизмещения, а итальянский легкий авианосец Guiseppe Garibaldi предполагается заменить большим УДК (LHA), способным нести самолеты F-35B.


ШВЕЦИЯ

В 2008 году правительство Швеции приняло решение о строительстве для национального флота двух многоцелевых кораблей под обозначением L10, ввод которых в строй намечен на 2014-2015 годы (хотя, возможно, по финансовым причинам дело ограничится одной единицей). Проект разрабатывается шведской фирмой Saltech. Корабли должны решать задачи перевозки и высадки войск, а также выполнять роль судов снабжения и плавучих баз. Полное водоизмещение L10 составит 13 430 тонн, площадь грузовых палуб - 2150 м2, десантовместимость - 170 человек, в ангаре должны базироваться два вертолета NH90. Доковая камера отсутствует, но обеспечивается размещение до 12 десантно-штурмовых катеров типа Combatboat со спуском их как слипом, так и краном.

ЯПОНИЯ

В состав морских сил самообороны страны в 1998-2003 годах были введены три ДВКД типа Oоsumi национальной разработки, построенные верфями Mitzui в Тамано и Hitachi в Майдзуру и конструктивно близкие итальянскому San Giorgio. Полное водоизмещение японских кораблей - 14 тысяч тонн, они оснащены дизельной ЭУ и имеют авианосную архитектуру, при этом подпалубный ангар отсутствует и базирование вертолетов (штатно два СН-47 и два SH-60) обеспечено только палубное. В доковой камере размещается два КВП LCAC. Десантовместимость - 330 человек и до 40 единиц бронетехники (включая до 10 танков).

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


ЮЖНАЯ КОРЕЯ

Эта страна стала третьим в мире обладателем полноценного универсального десантного корабля (после США и Франции), введя в состав флота в 2007 году УДК Dokdo, спроектированный и построенный Hanjin Heavy Industries в Пусане. При полном водоизмещении 19 тысяч тонн Dokdo имеет авианосную архитектуру, доковую камеру с двумя КВП LCAC и подпалубный ангар, вмещающий до 10 вертолетов UH-60. Десантовместимость - 720 человек и до 40 единиц техники (включая шесть танков). Корабль несет достаточно значительное оборонительное вооружение. Дизельная ЭУ обеспечивает скорость хода до 23 узлов.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


В целом концепция УДК Dokdo представляет интерес, поскольку, судя по всему, в отличие от подобных кораблей других стран ориентирован не на заморские экспедиционные действия, а на операции в прибрежных водах. Южнокорейский флот планирует иметь три таких УДК, рассматривая их в качестве флагманских единиц трех формируемых корабельных ударных групп. Имеется в виду также возможность обеспечения базирования на них самолетов F-35B.

Южнокорейская корпорация Daewoo разработала экспортный проект недорогого ДВКД, по которому принадлежащая ей верфь Daesun Shipbuilding в Пусане построила для Индонезии в 2003 году всего за 35 млн долл. корабль Tanjung Dalpele, предназначенный главным образом для использования в качестве госпитального судна. Его полное водоизмещение - 11,4 тысячи тонн, он построен по гражданским стандартам, но имеет все признаки современного ДВКД, включая доковую камеру на два катера типа LCM, обширную вертолетную палубу и ангар для постоянного базирования двух вертолетов Super Puma. Десантовместимость - 518 человек, обеспечена приемка значительного количества техники, включая 13 легких танков. В 2004 году Индонезия подписала контракт стоимостью 150 млн долл. на постройку четырех кораблей того же модифицированного проекта с теми же характеристиками уже для использования в качестве полноценных десантных кораблей (тип Makassar). Два ДВКД были изготовлены Daesun Shipbuilding в Пусане и сданы в 2007-м, а два других строились по лицензии индонезийским государственным объединением PT PAL в Сурабае для передачи флоту в 2009-2010 годах. Интерес к этим кораблям проявляет ряд других азиатских стран.

КИТАЙ

Первым десантным кораблем китайского флота нового поколения стал ДВКД Kunlunshan пр. 071, построенный шанхайской верфью Hudong-Zhonghua Shipyard и введенный в состав ВМС Китая в конце 2007 года. Проект 071 (западное обозначение Yuzhao) представляет собой крупный корабль (оценочное полное водоизмещение - от 20 до 25 тысяч тонн), образцом для которого явно послужили американские ДВКД. Kunlunshan способен перевозить, как считается, до 800 человек с техникой, в обширной доковой камере размещается четыре малых либо два больших КВП китайского производства, а в ангаре обеспечено базирование до четырех тяжелых вертолетов Z-8. Сейчас в Шанхае ведется строительство второго корабля пр. 071. Китайское объединение CTSC, кроме того, в 2008 году предлагало уменьшенный вариант данного проекта (полным водоизмещением 13 тысяч тонн) на тендер в Малайзии.

Мировой рынок современных крупных десантных кораблей


В западной печати утверждается, что дальнейшее развитие амфибийных сил в КНР будет якобы связано со строительством УДК проекта 081. Какие-либо подробности об этом корабле отсутствуют и в любом случае его строительство еще не началось.
Автор: Михаил БАРАБАНОВ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. барбитурат 26 декабря 2013 18:55
    отличная статья!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня