БА-64: первый советский полноприводный бронеавтомобиль

К моменту начала Второй мировой войны и вплоть до нападения Германии на СССР, на вооружении РККА имелся лишь один лёгкий бронеавтомобиль – устаревший к тому времени морально БА-20 с колёсной формулой 4х2. Вермахт к тому моменту, напротив, изъездил практически всю Европу на своих колёсных бронеавтомобилях, в том числе лёгких полноприводных Sd.Kfz.222. С той же легкостью немцы рассчитывали добраться на них до Москвы и Ленинграда, однако история расставила всё по своим местам. Sd.Kfz.222 не суждено было проехать по улицам главных советских городов, а вот первый советский полноприводный бронеавтомобиль БА-64 встретил май 1945 года в Берлине.


Стоит отметить, что советское руководство поставило перед инженерами и промышленностью задачу разработки полноприводного легкого броневика, машины для ведения разведки и непосредственной поддержки пехоты на поле боя, который можно было бы использовать и в роли командирского, еще в 1939-1940 гг. В ходе боев с финскими войсками имеющиеся в Красной Армии легкие бронеавтомобили БА-20 продемонстрировали свою полную «профнепригодность» при использовании в карельских лесах и болотах. Сравнить имеющиеся бронеавтомобили с немецкими советское командование могло еще в Польше, однако дальше создания опытных образцов вплоть до начала Великой Отечественной войны дело так и не дошло. Как следствие в войну Красная Армия вступила с единственным легким бронеавтомобилем БА-20М, который являлся устаревшим и не отвечал требованиям военных по проходимости и защищенности экипажа.

В результате первый советский полноприводный бронеавтомобиль пришлось проектировать в авральном режиме уже в условиях военного времени. За разработку новой легкой бронемашины для армии взялись конструкторы Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). После начала войны на ГАЗе собирались многочисленные упрощенные версии грузовых автомобилей ГАЗ-ААА и ГАЗ-ММ, санитарные автобусы ГАЗ-55, легкие танки Т-60 и Т-70, а также легковые автомобили ГАЗ-М1 и командирские внедорожники ГАЗ-64.

БА-64Б в Нижегородском Кремле

Работы над новым бронеавтомобилем начались уже во второй половине июля 1941 года, а в начале сентября конструкторы завода ГАЗ познакомились с трофейным немецким полноприводным бронеавтомобилем Sd.Kfz.221, который произвел на них хорошее впечатление и оказал определенное влияние на будущий советский проект. На заводе полноприводный немецкий бронеавтомобиль с пулеметным вооружением был детально изучен. Ведущим конструктором будущего бронеавтомобиля БА-64 (во время работ он обозначался, как БА-64-125, последние цифры – это обозначение бронекорпуса) был назначен Григорий Вассерман. Непосредственно работами руководил главный конструктор предприятия Андрей Липгарт, а основным специалистом по автомобилям повышенной проходимости был конструктор Виталий Грачев. Именно созданный Грачевым легкий советский внедорожник ГАЗ-64 и стал донором узлов и агрегатов для будущего бронеавтомобиля, разработка БА-64 началась именно в КБ Грачева.

ГАЗ-64 был использован в качестве базового шасси для будущего бронеавтомобиля. На него устанавливался сварной бронекорпус, листам которого придавали рациональные углы наклона для повышения пулестойкости и обеспечения рикошетрирования осколков. Толщина бронелистов, в зависимости от места их расположения, изменялась в диапазоне от 4 до 15 мм, броня была исключительно противопульной. Корпус полноприводного бронеавтомобиля БА-64 не имел заклепочных соединений – стыки листов его брони были ровными и гладкими. Для входа и выхода из бронемашины экипаж мог воспользоваться двумя открывавшимися назад и вниз дверями, расположенными в нижней части бортов корпуса с правой и с левой стороны от водителя. В торцевой задней части бронекорпуса навешивалась бронекрышка, которая была предназначена для защиты заливной горловины бензобака.

Для того чтобы сократить поверхность поражения конструкторы бронеавтомобиля БА-64 сделали его максимально компактным. К примеру, бензобак, который можно было отнести к наиболее уязвимым частям боевой машины, был помещен в кормовом отсеке внутри корпуса, из-за чего пришлось посадить водителя практически на коробку передач. Второй член экипажа легкого бронеавтомобиля сидел чуть позади и выше. Экипаж состоял из двух человек: командира машины, который выполнял также функции стрелка, а при наличии радиостанции еще и радиста, и механика-водителя. Из-за достаточно компактного корпуса водитель был практически прижат к рулю, а рычаг коробки переключения передач находился у него между ногами. Бензобак находился прямо за спиной командира, а сам он сидел на довольно небольшом «мотоциклетном» сиденье. При этом покинуть бронемашину через небольшие по размерам боковые дверцы также было нетривиальной задачей.


Водитель располагался в передней части корпуса по центру бронеавтомобиля, за его спиной располагалось боевое отделение, над которым ставилась вращающаяся на 360 градусов башня с 7,62-мм пулеметом ДТ. В боевом отделении располагался командир машины, который поворачивал башню бронеавтомобиля вручную, отталкиваясь ногами от пола. С левой стороны от него находились дополнительные диски для пулемета, аккумулятор и аптечка. Для управления бронемашиной водитель мог использовать сменный блок пуленепробиваемых стекол, еще два таких блока были размещены на боковых стенках башни.

Башня бронеавтомобиля БА-64 была открытой и отличалась узнаваемой усеченной восьмигранной формой. Бронелисты башни соединялись между собой с помощью электросварки. В передней части башни находилась амбразура, предназначенная для ведения огня из пулемета по наземным целям. Так как сверху башня не имела крыши, это позволяло стрелку наблюдать за воздушным противником и вести по нему огонь из пулемета. На корпус легкого бронеавтомобиля башня устанавливалась на конусной колонке. Вращение восьмигранной башни осуществлялось вручную усилием стрелка, который сидел на небольшом поворотном сиденье. Отвернув башню, командир мог зафиксировать ее в необходимом направлении при помощи тормоза. На боковых стенках башни были расположены приборы наблюдения за местностью, они были полностью идентичны водительским.

Темп стрельбы 7,62-мм пулемета ДТ составлял до 600 выстрелов в минуту. Но практическая скорострельность составляла 100-120 выстрелов в минуту (с учетом перезарядки пулемета, времени на прицеливание и перенос огня с одной цели на другую). В случае повреждения бронеавтомобиля экипаж мог покинуть БА-64, прихватив с собой пулемет ДТ, который достаточно легко снимался с кронштейна крепления, после чего использовался уже в пехотном варианте. Для этого к пулемету могли крепиться съемные сошки. Боекомплект полноприводного бронеавтомобиля БА-64 состоял из 1260 патронов к ДТ (20 дисковых магазинов по 63 патрона в каждом). На машинах, которые оснащались радиостанцией, боекомплект сокращался до 17 дисков – 1071 патрон. Помимо этого экипаж бронеавтомобиля имел личное стрелковое оружие и 6 ручных гранат Ф-1.

БА-64: первый советский полноприводный бронеавтомобиль
Пулемет ДТ в башне бронеавтомобиля БА-64, фото: zr.ru

Сердцем легкого бронеавтомобиля был стандартный газовский карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М, выдававший максимальную мощность 50 л.с. Этого было достаточно, чтобы разгонять бронеавтомобиль боевой массой 2,4 тонны до скорости 80 км/ч при движении по шоссе. Максимальный запас хода по шоссе составлял 635 км. Кузов, у которого практически отсутствовали передний и задний свесы, позволял БА-64 демонстрировать отличную геометрическую проходимость. Полноприводный бронеавтомобиль на пулестойких 16-дюймовых шинах, отличающихся наличием крупных грунтозацепов, уверенно передвигаться по пересеченной местности, преодолевая подъемы крутизной до 30 градусов, а также спуски с косогора со скользким покрытием крутизной до 18 градусов.

Процесс проектирования и изготовления серийного образца БА-64 занял менее полугода – с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. Легкий бронеавтомобиль успешно прошел стадию заводских, а затем и войсковых испытаний. Уже 10 января новинку лично осмотрел Маршал Советского Союза Ворошилов, а 3 марта 1942 года полноприводный бронеавтомобиль был представлен членам политбюро ЦК ВКП(б). Уже летом 1942 года первая партия серийных БА-64 была передана в войска Воронежского и Брянского фронтов. Ранее, 10 апреля 1942 года постановлением СНК СССР, Виталию Грачеву была присвоена Сталинская премия 3-й степени, он был награжден одновременно за разработку внедорожника ГАЗ-64 и бронеавтомобиля БА-64 на его базе. Принимая во внимание, сколько времени тратят современные российские автомобильные конструкторы на запуск в серийное производство новых легковушек, темп работы специалистов ГАЗа в тяжелое для страны военное время заслуживает только восхищения.

Серийное производство легкого полноприводного бронеавтомобиля БА-64 началось в Горьком уже в апреле 1942 года. Но, как и любая новинка, особенно создающаяся с дефицитом времени, машина требовала определенных доработок. Эксплуатация бронеавтомобиля показала, что перегруженный бронекорпусом задний мост машины, являющийся основным ведущим, в случае долговременного отключения переднего моста был не в состоянии справляться с возросшими нагрузками, это являлось причиной поломок дифференциала и полуосей. Для уменьшения нагрузок передний мост бронемашины был подключен постоянно, а в будущем полуоси были усилены конструкторами. Помимо этого усиления потребовала и передняя подвеска БА-64, в которой разместили вторые амортизаторы, для того чтобы справиться с возросшими нагрузками. Но наибольшей проблемой новой бронемашины была узкая колея, которая досталась в наследство от внедорожника ГАЗ-64, это в совокупности с высоким центром тяжести бронеавтомобиля, делало его недостаточно устойчивым, машина могла завалиться на бок.

Бронеавтомобили БА-64Б и БА-64, машины хорошо различимы по ширине колесной базы

Выявленные недостатки удалось исправить в улучшенной модификации, которая получила обозначение БА-64Б, в качестве базы здесь использовалось шасси нового армейского джипа ГАЗ-64Б с расширенной колеей передних и задних колес. Новый бронеавтомобиль начал сходить с конвейера ГАЗа уже в 1943 году. На базе модели БА-64Б конструкторы разработали большое количество модификаций. К примеру, вместо штатного 7,62-мм пулемета мог устанавливаться крупнокалиберный 12,7-мм пулемет (модификация БА-64Д) или даже 14,5-мм противотанковое ружье. Также были созданы бронедрезины БА-64В и Г и даже бронетранспортер БА-64Е, который был рассчитан на транспортировку шести бойцов и отличался отсутствием башни.

В Советском Союзе серийное производство легких полноприводных бронеавтомобилей БА-64 и БА-64Б продолжалось с апреля 1942 года до 1946 года. Всего за это время было выпущено более 9 тысяч таких бронеавтомобилей. В годы войны они использовались для ведения разведки, управления боем и связи, сопровождения колонн и обеспечения их противовоздушной обороны. При этом они отлично себя показали и в уличных боях во время освобождения городов Восточной Европы, Австрии, штурма Берлина. Благодаря хорошему углу обстрела стрелок мог вести огонь из пулемета даже по верхним этажам зданий. Серийные бронеавтомобили БА-64 показали себя неприхотливыми в эксплуатации, простыми и надежными боевыми машинами. При этом на БА-64 история отечественных бронеавтомобилей фактически подошла к концу, пришедшие им на смену новые боевые машины были бронетранспортерами.

Источники информации:
https://vpk-news.ru/articles/44898
https://www.zr.ru/content/articles/906476-po-dolgu-sluzhby
https://www.kolesa.ru/article/vojna-bronevikov-velikoj-otechestvennoj-ba64-protiv-sd-kfz-222-2015-04-30
https://www.kolesa.ru/article/kolesa-velikoj-otechestvennoj-istorija-sovetskih-broneavtomobilej-2016-05-08
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. bionik 18 ноября 2018 08:22 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    мог устанавливаться крупнокалиберный 12,7-мм пулемет (модификация БА-64Д)или даже 14,5-мм противотанковое ружье.
    1. vladcub 18 ноября 2018 15:01 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Про броневик с противотанковым ружьем , когда-то мне мама рассказ читала. Что за рассказ и откуда? Если бы не иллюстрация и статья я бы фиг вспомнил
  2. bionik 18 ноября 2018 08:32 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Также были созданы бронедрезины БА-64В и Г
  3. irazum 18 ноября 2018 09:15 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Неплохая машина, даже симпатичная.
  4. san4es 18 ноября 2018 09:34 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Серийные бронеавтомобили БА-64 показали себя неприхотливыми в эксплуатации, простыми и надежными боевыми машинами.
    ...Техника восстановлена буквально по крупицам умельцами из ТК Самоходъ. Бронеавтомобиль был уничтожен немцами в ходе освободительных боёв за город Харьков. soldier
    1. vladcub 18 ноября 2018 14:51 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Большое спасибо Вам за то,что выложели это видио: "лучше один раз увидеть чем раз услышать". А также огромное спасибо энтузиастам из:"Самохода" . Только представьте сколько ушло труда и средств на реставрацию этого броневика!
  5. Ros 56 18 ноября 2018 09:42 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Компактный и симпатичный броневичок, мне он всегда нравился даже по внешнему виду, когда его увидел первый раз лет сорок назад.
  6. igordok 18 ноября 2018 09:48 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Спасибо за статью.
    Сравнительно недавно была статья про БА-64 https://topwar.ru/148452-rasskazy-ob-oruzhii-broneavtomobil-ba-64.html#comment-id-8698354. Но та статья более эмоциональна, эта более техническая.
    1. MooH 18 ноября 2018 17:28 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      В "эмоциональной" хотя бы базу с колеей не путали.
  7. faiver 18 ноября 2018 10:39 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    При этом на БА-64 история отечественных бронеавтомобилей фактически подошла к концу
    - ошибка, БРДМ как первый так и второй коих выпустили более 20тыс. никак не бронетранспортеры и есть продолжатели рода отечественных БА
    1. prodi 18 ноября 2018 13:46 Новый
      • 0
      • 0
      0
      что касается БРДМ, то определённая работа над ошибками была проведена (по вооружению и плавучести), в остальном - такая же бессмысленная боевая единица
      1. faiver 18 ноября 2018 15:28 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        в нынешних реалиях возможно, но в 50-60-70х годах явно нет
        1. prodi 18 ноября 2018 16:51 Новый
          • 0
          • 0
          0
          последние осмысленные - sdkfz 231-232
      2. Cannonball 18 ноября 2018 18:59 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        БРДМ-2 - вполне себе нормальная машинка. Для разведки самое оно.
        1. prodi 18 ноября 2018 19:03 Новый
          • 0
          • 0
          0
          какая, к чёрту разведка? Максимум - для транспортировки и огневой поддержки разведгруппы
          1. VictorZhivilov 18 ноября 2018 20:18 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            какая, к чёрту разведка? Максимум - для транспортировки и огневой поддержки разведгруппы

            Или охота на бронетехнику противника. smile

            Синайский п-ов, 1973 год, военный конфликт м/у Египтом и Израилем.
            1. Cannonball 19 ноября 2018 19:54 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Это не БРДМ-2, это - 9П133.
          2. Cannonball 19 ноября 2018 19:51 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Вполне нормальная, благо смотровых приборов достаточно. Нам хватало.
            1. prodi 19 ноября 2018 21:03 Новый
              • 0
              • 0
              0
              вопрос не в том, что оно совсем плохо - просто гораздо грамотнее было сделать укороченный до 6 колёс клон БТР-60 (если того было слишком много). Для всей прочей мелочёвки (включая армейскую карьеру БА-64) - достаточно было навесить бронированные дверцы на газ-67 или газ-69 и сделать бронированные спинки сидений и, (может быть?) забронировать моторную нишу
      3. VictorZhivilov 18 ноября 2018 20:38 Новый
        • 0
        • 0
        0
        что касается БРДМ, то определённая работа над ошибками была проведена (по вооружению и плавучести), в остальном - такая же бессмысленная боевая единица

        Вполне имеет смысл если использовать в качестве автомобиля сопровождения или патрульного автомобиля военной полиции, а ещё можно использовать в качестве автомобиля усиления блокпостов. smile
        Во общем достойный конкурент для M1117 Guardian.
        1. prodi 18 ноября 2018 20:59 Новый
          • 0
          • 0
          0
          под "малютку" - это она просто удачно подошла, а вот платформа БТР явно шире
  8. Fox
    Fox 18 ноября 2018 11:35 Новый
    • 2
    • 2
    0
    Сделать сзади дверь для экипажа и топливный бак наружу вынести религия не позволила!
  9. ВохаАхов 18 ноября 2018 12:12 Новый
    • 0
    • 0
    0
    А это немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221:
  10. ВохаАхов 18 ноября 2018 12:13 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    А это немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221:
  11. Вождь краснокожих 18 ноября 2018 14:49 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Последний раз Ба 64, если не ошибаюсь, воевал в Корее.
  12. vladcub 18 ноября 2018 15:21 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Когда-то слышал мнение фронтовиков,что броневик на фронте был маловостребован. В качестве связного практичнее использовать мотоцикл или вездеход типа "вилис". Для охраны колоны на марше практичнее использовать грузовик с счетверенной установкой пулеметов: против самолёта и РДГ пугнуть В условиях уличных , особенно в узких улочках,такой броневик самое то: в любую щель залезет и " накормит" из пулемета
  13. VictorZhivilov 18 ноября 2018 20:50 Новый
    • 1
    • 1
    0
    В результате первый советский полноприводный бронеавтомобиль пришлось проектировать в авральном режиме уже в условиях военного времени. За разработку новой легкой бронемашины для армии взялись конструкторы Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). После начала войны на ГАЗе собирались многочисленные упрощенные версии грузовых автомобилей ГАЗ-ААА и ГАЗ-ММ, санитарные автобусы ГАЗ-55, легкие танки Т-60 и Т-70, а также легковые автомобили ГАЗ-М1 и командирские внедорожники ГАЗ-64.

    Любят в этой стране аврал и штурмовщину. lol Странно зачем Фронту понадобился БА-64, если уже существовали Т-60 и Т-70? И эти танки могли вполне выполнять задачи БА-64. request
    http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-60/7619-photo.html
    http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-70/7718-photo.html
  14. stalki 18 ноября 2018 21:02 Новый
    • 0
    • 2
    -2
    Если убрать все угловатости и сгладить переходы, то по внешнему виду вполне себе прикольный внедорожник smile было бы класно сделать современную интерпритацию.
  15. Гончар 18 ноября 2018 21:44 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Плюс поставить не могу категорически. Опять версия - вот получили немецкий трофей - и скопировали.
    Совершенно опущен тот факт, что ещё в 1938 г был создан опытный полноприводный бронеавтомобиль БА-НАТИ, а в 1939г на ГАЗе создали полноприводный ЛБ-62, по узлам и агрегатам опиравшийся на конструкцию ГАЗ-63. ЛБ-62 успешно прошёл испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. Но не пошёл в серию по целому ряду причин.
    Из всех полноприводных машин, созданных в СССР в 1939-1941г, большой серией стал выпускаться только ГАЗ-64/67. И именно на его шасси и посадили уменьшенный бронекорпус ЛБ-62.
    На счёт надежности и неприхотливости - увы, это не так.
    М Коломиец, Броня на колесах, глава IV, стр 353:
    "Направляю Вам копию отношения заместителя по техчасти командира 5 мехкорпуса инженер-полковника Щербакова о массовом выходе из строя бронеавтомобиля БА-64. Машины не выдержали гарантийного километража (10000км) и прошли всего 2500-4000км, из 90 бронеавтомобилей вышло из строя 56".
  16. Гончар 18 ноября 2018 22:01 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Версию о происхождении БА-64 от Sd.Kfz.221 уже высказывал в своей книге "Автонашествие на СССР" М. Соколов, но опять же - притянуто за уши. У нас многие авторы не утруждают себя изучением истории техники, а копируют спорное утверждения. В данном случае не конструкторы БА-64 скопировали Sd.Kfz.221, а автор статьи скопировал спорный тезис М. Соколова.
    п.с. У того-же М. Соколова есть ещё версия о происхождении ГАЗ-69 от Штевер R-180, хотя на самом деле четко прослеживается происхождение ГАЗ-69 от ГАЗ-61/417, выпущенной в 1941г всего в 36 экземплярах, но очень востребованной машины, которую военные просили выпускать, но промышленность, увы, не могла.