Китай представил обновлённый вариант лёгкого танка VT5

Китайская оборонная промышленность способна одновременно решать несколько задач. К примеру, параллельно с разработкой совершенно новых образцов бронетехники создаются проекты модернизации уже существующих машин. На недавней выставке AirShow China 2018 Чжухае была представлена улучшенная модификация уже известного легкого танка VT5. Конструкторы из корпорации NORINCO изменили состав оборудования существующей машины, за счет чего получили определенный прирост характеристик и боевых качеств.


Необходимо напомнить, что проект танка VT5 был впервые представлен два года назад на той же выставке в Чжухае. Перспективный образец позиционировался как легкий танк, хотя по массе его можно было отнести к средним. Проект был разработан исключительно с прицелом на зарубежный рынок. Китайские предприятия предлагают целый ряд различных образцов военной техники, предназначенных только для экспортных поставок. Новый танк VT5 пополнил этот список.

Китай представил обновлённый вариант лёгкого танка VT5
Первый вариант танка VT5, показанный в 2016 г.


Насколько известно, первый показ перспективной машины в 2016 году не имел желаемых последствий в виде реальных заказов. Возможно, те или иные зарубежные армии заинтересовались предложенным образцом, но до контракта дело не дошло. VT5 остается всего лишь очередным выставочным образцом с неясным будущим. Тем не менее, организация-разработчик не теряет надежду, и предпринимает попытки улучшения проекта, а также продолжает продвигать его на рынке.

Недавно существующий проект подвергся заметным доработкам, в результате чего появилась новая модификация танка. Опытный образец нового облика впервые представили публике на недавней выставке AirShow China 2018. Как всегда бывает в таких случаях, выставочный образец привлекал внимание посетителей мероприятия, но его реальные перспективы пока остаются под вопросом. Сумеет ли модернизированный VT5 пойти на экспорт – покажет время.

Прототип 2018 года продемонстрировал подходы, лежавшие в основе предложенной модернизации. Конструкторы решили сохранить основные элементы танка без изменений. При этом некоторые детали пошли под замену, а ряд систем усилили. В первую очередь, заметны изменения в области защиты, обусловленные использованием иных навесных модулей. По результатам таких доработок танки образца 2016 и 2018 года внешне отличаются друг от друга и их легко узнать и различить.

В ходе модернизации танк не подвергся радикальным изменениям, в результате чего его облик по-прежнему соответствует современному видению подобной бронетехники. Корпус и башня машины свариваются из катаной стальной брони, обеспечивающей защиту от пуль и малокалиберных снарядов. Компоновка машины классическая. Все вооружение помещается в башне или на ней. В соответствии с современными взглядами на развитие бронетехники, проект VT5 в обеих его версиях предусматривает использование навесных элементов защиты.

Следует отметить, что наиболее заметные изменения нового проекта касаются именно навесных блоков, дополняющих собственную защиту корпуса и башни. Так, ранее верхний лобовой лист прикрывался коробчатым навесным модулем, выступавшим за пределы корпуса. Упоминалось, что модуль может строиться как на основе стальной брони, так и с использованием блоков динамической защиты. Теперь лобовая накладная броня имеет меньшие размеры и, вероятно, иную толщину. В связи с переработкой накладной защиты было переделано светотехническое оборудование, размещенное на крыльях.


Башня первой версии


Изначально VT5 имел развитую защиту бортовой проекции корпуса. Передняя и центральная части корпуса прикрывались бортовыми экранами большой толщины, в которых могла присутствовать динамическая защита. За экранами располагались режущие решетки. Танк обр. 2018 года лишился такого оснащения и получил лишь тонкие экраны по типу используемых на другой бронетехнике.

Сварная башня тоже получила иное оснащение. Ранее лобовая часть башни комплектовалась навесными модулями со скошенной передней поверхностью. Борта башни прикрывались решетчатыми экранами. После модернизации лоб оснащается клиновидными модулями, а решетки прикрывают только кормовую нишу.

В корме корпуса оставили дизельный двигатель FX0012 мощностью 1000 л.с. и автоматическую трансмиссию, выдающую крутящий момент на ведущие колеса кормового расположения. Была сохранена существующая ходовая часть. На каждом борту машины присутствует по шесть опорных катков с индивидуальной управляемой гидропневматической подвеской. Для оптимизации нагрузки на грунт первые два промежутка между катками увеличены в сравнении с прочими.

Обе версии VT5 оснащаются нарезным орудием калибра 105 мм. Орудие монтируется на установке с двухплоскостным стабилизатором, связанным с цифровыми системами управления огнем. Ствол пушки комплектуется эжекционным устройством. Танк может использовать существующие 105-мм унитарные снаряды разного назначения. Кроме того, в боекомплект танка входят управляемые противотанковые ракеты, для запуска которых используется ствол орудия.

С орудием сопрягается автомат заряжания, механизированная укладка которого размещена в кормовой нише башни. Общий боекомплект танка состоит из 38 выстрелов всех типов. После выстрела автомат заряжания самостоятельно выбрасывает пустую гильзу за пределы боевого отделения.


Модернизированный VT5 во время подготовки к выставке AirShow China 2018


По данным разработчика, при использовании артиллерийских снарядов дальность стрельбы достигает 3 км. Бронепробиваемость подкалиберного снаряда – 500 мм. 105-мм управляемые ракеты увеличивают расстояние до цели до 5 км. При атаке стационарной цели вероятность поражения первым выстрелом достигает 90%. Использование ракет и снарядов разных типов позволяет атаковать различные цели, как наземные, так и некоторые воздушные. В частности, упоминалась возможность борьбы с низколетящими вертолетами.

На одной установке с орудием помещается спаренный пулемет винтовочного калибра. Справа на крыше башни предусматривается установка полноценного дистанционно управляемого боевого модуля. На представленных танках модуль оснащался крупнокалиберным пулеметом и 35-мм автоматическим гранатометом. Это оружие предназначается для поражения живой силы или незащищенной техники. Дымовые гранатометы, как и ранее, помещаются на корме башни и направлены в переднюю полусферу.

Как можно судить по доступным данным, в ходе модернизации танк сохранил ранее использовавшуюся систему управления огнем и различные ее компоненты. Справа на крыше башни, в ее передней части, сохранили комбинированный прицел наводчика, построенный на основе оптико-электронных компонентов. Также используется панорамный прицел командира, прикрытый компактным кожухом. Имеются баллистический вычислитель и прочая аппаратура. Заявлена возможность работы в режиме «охотник-убийца». В определенных ситуациях машина имеет возможность первой обнаружить противника и атаковать его.

Уже в 2016 году танк VT5 получил системы спутниковой навигации и связи, а также современные средства управления, обеспечивающие его интеграцию в сетецентрическую структуру. Экипаж может получать данные о целях из разных источников, а также передавать информацию о выявленных объектах противника в штаб или другим танкам.

Управление танком осуществляет экипаж из трех человек. Один из них, водитель, находится внутри корпуса, в его передней части. Места наводчика и командира помещаются в башне, по бокам от пушки. Все члены экипажа располагают собственными люками и смотровыми приборами. Утверждалось, что сокращение экипажа до трех человек дает танку преимущества. Так, автомат заряжания должен повышать скорострельность, а сокращенные внутренние объемы позволили уменьшить габариты и массу машины.


Танки от NORINCO на пути к выставочной площадке. Слева - VT5 обр. 2018 г.


Танк VT5 со старыми или новыми навесными модулями имеет длину по корпусу порядка 7-7,5 м. Ширина – 3,3 м, высота по крыше башни – 2,5 м. В зависимости от комплектации и состава дополнительных модулей, боевая масса бронемашины может изменяться в достаточно широких пределах. По данным разработчика, вес танка меняется от 33 до 36 т. При этом обеспечивается удельная мощность от 27,7 до 30,3 л.с. на тонну, за счет чего танк может показывать высокие характеристики подвижности.

«Легкий танк» имеет соответствующую подвижность. Максимальная скорость заявлена на уровне 70 км/ч. Запас хода – 450 км. Машина пересекает ров шириной 2,7 м и поднимается на 850-мм стенку. Танк не может плавать, но способен пересекать водные преграды по бродам глубиной 1,1 м.

Габариты и масса танка соответствуют возможностям средних и тяжелых военно-транспортных самолетов, что позволяет перевозить его по воздуху. Ранее в некоторых источниках утверждалось, что VT5 можно десантировать парашютным способом, однако подробные данные на этот счет так и не появились. Возможно, от такой идеи отказались в связи с очевидными проблемами и ограничениями.

В 2017 году корпорация NORINCO представила перспективную боевую машину пехоты VN17, построенную на основе существующего легкого танка. Базовое шасси буквально развернули задом наперед, в результате чего моторный отсек оказался в передней части корпуса. Машину оснастили башней с малокалиберной пушкой, пулеметом и пусковой установкой для управляемых ракет. В десантном отделении такой БМП перевозятся семь бойцов.

***

Перспективный танк VT5 предназначается только для экспортных поставок. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются разные страны, не имеющие возможности или желания покупать полноценные основные боевые танки. Новый «легкий» VT5 отличается от такой техники более скромными характеристиками, но при этом имеет преимущество в виде сокращенной стоимости. Таким образом, он позиционируется в качестве разумного компромисса между ценой и возможностями.


Опытный VT5 во время подготовки к динамическому показу


На вооружении многих развивающихся стран состоит устаревшая бронетехника, давно нуждающаяся в замене. Не все такие государства могут приобрести современные основные танки – как по причине их высокой стоимости, так и в связи с их избыточностью для актуальной оборонной доктрины. Именно такие армии рассматриваются в качестве потенциальных заказчиков легкого танка VT5. В теории, покупателями такой техники могут стать десятки стран из разных регионов. Прежде всего, это небогатые армии Азии, Африки и Южной Америки.

Впрочем, новому китайскому танку пока не удалось реализовать свой коммерческий потенциал. Эту машину впервые показали два года назад, и за прошедшее время никто не пожелал ее покупать. Недавно была проведена модернизация, направленная на повышение некоторых характеристик, но ее перспективы пока остаются неизвестными. Вполне возможно, что и в обновленном виде VT5 не сможет заинтересовать потенциальных покупателей и дойти до серийного производства.

Положительному исходу мешают несколько факторов. Прежде всего, это высокая конкуренция на рынке. Танк NORINCO VT5 не является первым в своем роде: уже существует немало проектов схожих боевых машин, сочетающих в себе сокращенную стоимость и максимально возможные для нее тактико-технические характеристики. Все они активно продвигаются на рынке, и потому покупатель имеет возможность выбрать образец, больше всего соответствующий его пожеланиям.

Конкуренция усиливается из-за ограниченных размеров этого сектора рынка. Далеко не все страны, имеющие потребность в модернизации парка бронетанковой техники, могут себе позволить покупку совершенно новых машин, пусть даже и удешевленных. По этой причине большинство новых проектов средних и легких танков наподобие VT5 пока не может выйти за пределы полигонов и выставок. Лишь отдельные образцы стали предметом контрактов.

В целом, перспективный легкий танк VT5 от крупнейшего китайского производителя бронетехники оказался в сложном положении. В исходном виде он не смог найти свое место на международном рынке. К настоящему времени проект был переработан и улучшен, после чего обновленный прототип показали на крупнейшей военно-технической выставке Китая. По всей видимости, корпорация NORINCO все еще не планирует отказываться от одной из своих разработок и намерена продолжать ее продвижение на рынке. Тем не менее, события последних лет могут говорить о том, что все эти планы попросту бесполезны, и новый танк VT5 не имеет реальных перспектив – как в исходном, так и в измененном виде.

По материалам сайтов:
https://armyrecognition.com/
https://defence.ru/
http://eng.chinamil.com.cn/
https://vpk.name/
http://military-today.com/
https://defence-blog.com/
Автор:
Использованы фотографии:
Armyrecognition.com, Sinodefenceforum.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бер 19 ноября 2018 06:03 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Таким образом, он позиционируется в качестве разумного компромисса между ценой и возможностями.


    Такого не бывает, если среди оружия появляется слово деньги, исчезает слово война.
    Таким компромиссными решениями хорошо торговать, ни чего личного только бизнес.

    В современных условиях есть только одно понятие боевая эффективность, либо она есть, тогда за ценой не стоят, либо её нет, тогда всё вооружение не имеющее боевой эффективности отправляют на переплавку, ибо проще воевать на джи хад мобилях с ПТРК и стрелковым оружием, чем на технике которая не вписывается ни в одну из стратегий применения оного, (Контр-партизанская, диверсионная, завоевание превосходства на отдельном участке с целю перехвата инициативы, в том числе достижение гибридных целей (в информационной войне) и тд. и тп.)
    1. Ил-18 19 ноября 2018 21:53 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      На "Леопарда" похож. Не особо разбирающихся, но особо неустойчивых может сильно шугануть. А там паника, и все побежали fellow И заметьте, за значительно меньшие деньги
  2. svp67 19 ноября 2018 07:42 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Посмотрим, сможет ли "китайченок" заменить в армиях мира Т-55 и Т-59.
    1. dvina71 20 ноября 2018 12:39 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: svp67
      смотрим, сможет ли "китайченок" заменить в армиях мира Т-55

      ДАк это Т-55 в новой ливрее и есть..
  3. сталевар 19 ноября 2018 18:49 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Сирия показала, что даже старые образцы российской техники имеют огромный запас прочности. Поэтому кто с головой дружит не будут рисковать - от добра добра не ищут!
    1. Борис Черников 2 декабря 2019 22:22 Новый
      • 0
      • 0
      0
      вопрос в цене и регионе использования..Если цена будет меньше 2,5 млн долларов и регион подразумевать ограничение по массе.с.кажем высокогорье или болотистую местность,то вполне может и зайти..а в остальных случаях..уже нет..тот же Т-72Б3М стоит на экспорт в районе 3 млн,но обладает подавляющим преимуществом по всем статьям..
  4. san4es 19 ноября 2018 19:49 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Проект был разработан исключительно с прицелом на зарубежный рынок.
    авг. 2017 г.
  5. Вождь краснокожих 19 ноября 2018 21:29 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Меня насторожила цифра "3 км". Это о дальности стрельюы орудия? Если не ошибка, то смешно. Ну, и легкии танк газвать трудно, что по габариту, что по массе. Легкие, это ПТ 76, "Скоррион", "Шеридан" , а это... несуразица....
  6. EvilLion 21 ноября 2018 08:28 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Реинкарнация AMX-30B, машины, показавшей себя не очень.
  7. Андрей787 13 декабря 2018 14:12 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Согласен с комментарием, китайский VT5 это полный аналог Леопарда-1 (ФРГ) и АМХ-30 (Франции) 60-х годов прошлого века, на современной технологической базе с современными "гаджетами".

    Самый главный вопрос (???), что дешевле новый VT5 или отремонтированный Леопард-1 ??? Ведь на вооружении стоят ещё даже Т-34-85 и легкий американский М-3, выпуска второй мировой войны.
  8. Андрей Николаевич 22 января 2019 17:28 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Я готов рискнуть и купить ,,китайский,, пуховик..Но воевать в ,,китайском танке,, вы меня извините...
    Может,кто из танкистов прокомментирует это ,,чудо,,техники..
  9. 4-тыйПарасенок 25 января 2019 20:25 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Может я и не прав, но в моем понимании данного вопроса китайцы молодцы разрабатывая подобный танк на экспорт. Другое дело что некоторые решения на мой взгляд немного спорные. Если-бы за подобную технику взялись у нас, то за основу надо брать пушку и мех.заряжания от Спрут-Д, двигатель не мощнее 800 л\с. Корпус на основе Т-72, с уменьшением толщины брони по кругу, но с условием что ВЛД будет держать снаряды L7, а борт снаряды 30мм пушек., да и башню по конструкции можно попроще, сварную.
    1. 4-тыйПарасенок 25 января 2019 23:39 Новый
      • 0
      • 0
      0
      прикол, не дают редактировать сообщение....
      поправляюсь:
      1. Двигатель. Оптимально подойдет ЯМЗ-780 (750 л\с) созданный для Курганец-25, но в крайнем случае можно использовать В-92С2 без турбонаддува, но в этом случае больше габариты и масса.
      2. Башня из плоских листов, по образу башни Спрут-СД, но с увеличением толщины листов и с возможностью навешивания доп брони спереди (80+ доп 40 мм ). Должна держать оперенные снаряды кал. 30мм (наши и + нато).
      3. ВЛБ- немного погорячился. Если закладывать закладывать полноценную защиту от РПГ- будет дорого, но от старых РПГ- без проблем так что трехслойная, где-то в районе 60+80+20 мм, а если однослойную- то 80-90 мм.
      4. Борта- 60 мм + экраны.
      5. НЛБ- 60-70 мм.
      Где так. Думаю в таком варианте масса танка будет не более 36 тонн без экранов, мощное орудие с большими запасами снарядов и однозначно дешевле чем отремонтированные Леопард-1.