«Хромированный купол», или Как американцы термоядерные бомбы роняли

34
Необходимость дежурства В-52 в воздухе с атомным оружием была вызвана очередным обострением холодной войны на рубеже 50-60-х годов, а также слишком большим подлетным временем самолетов к объектам Союза.

Американцам приходилось держать в воздухе самолеты с атомным оружием на случай неожиданного удара русских. Первой такой программой стал Head Start («Рывок со старта»). Программу предложил генерал Томас Пауэрс; он разделил её на три фазы.



В соответствии с первой фазой пилоты проходили подготовку на аэродромах базирования. На 2-й фазе бомбардировщики перебрасывали на аэродром Бергстом в штате Техас в надежде, что он недосягаем для русского атомного оружия. В финальной фазе операции В-52, снаряженный термоядерным оружием, снова перелетал уже на аэродром Лоринг и с него уходил в 20-часовой облет Северной Канады и Гренландии.

Программа Head Start работала с октября по декабрь 1958 года, и все это время самолеты поднимались в небо с 6-часовым перерывом на отдых и техобслуживание. Все работало на износ: и техника, и персонал аэродромов, и бомбардировщики. После шести таких «экспедиций» В-52 приходилось ставить чуть ли не на капитальный ремонт — все это выливалось в серьезные расходы для бюджета.

Тем не менее, американцы возобновили опасные путешествия с термоядерным оружием на борту уже в 1960 году в рамках программы Chrome Dome («Хромированный купол»). Операцию значительно расширили — подкупом и откровенным шантажом удалось убедить руководство Исландии, Португалии, Испании и Дании (Гренландия) разрешить пролет самолетов с атомным оружием на борту над территориями своих стран. Мало того, на аэродромах этих европейских стран разместили летающие танкеры для дозаправок, а также подготовили инфраструктуру для аварийных посадок В-52.


Маршруты полетов B-52, задействованных в "Хромированном куполе"

В новом плане были изменены маршруты полетов бомбардировщиков – один из них начинался с авиабаз в штатах Орегон и Вашингтон и проходил по тихоокеанскому побережью Канады к Аляске. В этом квадрате машины дозаправлялись в воздухе с помощью КС-135А и уходили в направлении Северного Ледовитого океана, поближе в России. Далее самолеты маневрировали, разворачивались, снова над Аляской дозаправлялись и отправлялись обратно на аэродромы. ВВС США делали по два таких полета каждый день! Был и второй маршрут, который начинался из штатов Мэн или Нью-Йорк, пролегал в районе Баффиновой земли (Канада), после чего B-52 разворачивались, заливали в полете топливо южнее Великих озер и направлялись к восточному побережью Гренландии. Ежедневно на такое дежурство отправляли уже четыре подряд самолета!

Ближе всех к СССР подходили бомбардировщики по самому южному маршруту, который был самым опасным. Каждый день шесть В-52 поднимались с Атлантического побережья США, входили в акваторию Средиземного моря через Гибралтар над Португалией или со стороны Бискайского залива над Испанией. Далее их работа заключалась в дежурстве над Адриатикой в ожидании сигнала атаки. В конце 1964 года американцам этого показалось мало и они проложили еще один маршрут, пролегающий вокруг Ньюфаундленда, над аэродромами Сандерсторм и Туле (Гренландия), далее поворот на запад, вокруг остова Королевы Елизаветы, еще один маневр на юг над Аляской с последующим возвращением на аэродром Шеппард.

Игры американцев с атомным оружием на борту бомбардировщиков в конце концов привели к инциденту, датированному 23 января 1961 года. Тогда на очередное дежурство отправился борт B-52G №58-187.

Первые часы все шло нормально, пока бомбардировщик не сблизился с танкером KC-135 для дозаправки над Канадой. Оператор заправочной системы оповестил экипаж бомбардировщика, что из правой консоли крыла хлещет топливо. Заправщик экстренно отстыковался, а командир В-52 майор Таллоч, оценив масштаб потери топлива, принял решение о возвращении на аэродром базирования. Но по причине потери 17 тонн керосина из правой консоли самолет начал ощутимо крениться на левый борт, и на высоте 2700 метров командир отдал приказ экипажу о покидании падающей машины. Сменный пилот Адам Маттокс умудрился через верхний люк вылезти наружу и благополучно спустился на парашюте. А вот штурману майору Шелтону, оператору РЭБ майору Ричардсу и стрелку сержанту Барнишу не повезло, и они погибли вместе с бомбардировщиком, который нес две термоядерные бомбы Mk.39 по 2,5 мегатонны каждая.

Капитан Таллоч, очевидно, в панике не сбросил бомбы в режиме «не взрыв», как того требовала инструкция, и два атомных малыша упали у городка Голдсборо, едва не повторив трагедии Хиросимы и Нагасаки в кратном масштабе. У одной раскрылся в полете парашют и сработали три ступени взведения из четырех. Чистое везение не дало Mk.39 сдетонировать над Северной Каролиной. Вторая бомба падала на землю без парашюта (он не сработал) и на скорости более 1000 км/ч вошла в глубокое болото, в котором разрушилась на отдельные фрагменты. Полностью её доставать не стали и на глубине 6 метров оставили небольшое количество радиоактивных материалов. Самое курьезное: по одной из версий, взрывы не произошли из-за выключенного автомата защиты высоковольтных цепей боеприпасов. То есть даже в случае боевого применения Mk. 39 так бы и упали на землю стальными болванками.

Разбор обломков со специалистами Boeing выявил серьезные усталостные разрушения крыла при достаточно скромном налете бомбардировщика. И в других B-52G специалисты нашли аналогичные трещины, что заставило производителя проводить экстренную «отзывную кампанию». Консоли крыла заменили усиленными версиями, уменьшили дальность полета машины и запас топлива.

Но такая катастрофа не остановила американцев в их стремлении держать палец на ядерной кнопке – полеты с опасным грузом продолжились. Уже 14 марта 1961 года второй B-52F погиб при попытке дозаправки, «уронив» в Калифорнии две термоядерные бомбы в 24 километрах от города Юба-Сити. Весь экипаж в данном инциденте спасся, но на месте падения в огне погиб пожарный. Бомбы упали на предохранителе, что и спасло Калифорнию.

«Хромированный купол», или Как американцы термоядерные бомбы роняли

В-52 — главная героиня истории

После двухлетнего затишья, 13 января 1964 года B-52D №55-060, шедший по южному маршруту «Хромированного купола», попал в зону бешеной турбулентности. В результате киль самолета разрушился, и машина упала в сугробы на лугу фермы Стоунвелл Грин (город Майерсдейл, штат Пенсильвания) с двумя Mk.53 на борту. Трое членов экипажа погибли на месте, а Соединенные Штаты в очередной раз оказались на краю новой, уже более масштабной ядерной катастрофы. Примечательно, что за три дня до этого выполнялся испытательный полет для оценки прочности конструкции B-52 в условиях турбулентности. И в этом случае киль у бомбардировщика также отвалился, но летчик-испытатель сумел посадить самолет, в отличие от строевого коллеги.

Анализируя разрозненную информацию, можно сказать, что в конце 1964 года на авиабазе Банкер-Хилл в штате Индиана разбился еще один В-52 с термоядерными бомбами, но военное ведомство США эту информацию не подтверждает.


Летающий танкер KC-135

А вот катастрофу над побережьем Испании 18 июня 1966 года, когда бомбовоз столкнулся с танкером, знают многие. Самолет B-52G под командованием капитана Чарльза Вендорфа поднялся в небо ночью 17 июня, скрывая в недрах фюзеляжа сразу четыре термоядерные Mk. 28RI. Это был обычный, ставший уже рутинным южный маршрут «Хромированного купола» над Гибралтаром и барражированием у восточного побережья Италии. В случае войны командир самолета получает кодированный сигнал, и самолет в течение короткого времени прорывает ПВО Советского Союза, сбрасывая свой груз.

Как и во всех предыдущих миссиях, сигнал не поступил, и B-52G утром 18 июня лег на обратный курс. В 10:30 к нему с испанской авиабазы Морон на высоте 9450 м подошел танкер KC-135A. Бомбардировщик, как обычно, пристроился в хвосте заправщика и пассивно ждал, когда горловина заправочной штанги состыкуется с приёмником позади кабины экипажа. Однако скорости не были синхронизированы, а оператор заправки в KC-135A вовремя не отследил траекторию движения штанги, и она разрезала обшивку фюзеляжа вместе с лонжероном консоли крыла. Вследствие этого топливо в баках KC-135A тут же вспыхнуло, и танкер превратился в огненный шар, погубив всех четырех членов экипажа. Бомбардировщику также фатально досталось, но трое членов экипажа успели катапультироваться (у одного парашют не раскрылся), а двое погибли вместе с самолетом.



Одна из потерянных "испанских" атомных бомб, которую впоследствии нашли на глубине 880 метров.

Остатки военной техники упали в море и на побережье городка Паломарес в Андалусии. Все окрестности были оцеплены, прозвучал кодовый сигнал Broken Arrow («Сломанная стрела»), и американские спецы принялись искать обломки бомб. Первую в целости нашел местный житель (!), а у двух сдетонировали плутониевые линзы, заразив местность площадью 2 кв. км. Американцы сняли грунт с этого участка и увезли к себе в бочках. Четвертую бомбу нашли гораздо позже на глубине 880 метров.

«Хромированный купол» ликвидировали спустя несколько месяцев, но совсем не из-за страха новых потерь. У США появилась глобальная система радиолокационного предупреждения о ракетном нападении. Она засекала пуск любой ракеты на планете и давала военному руководству почти сорокаминутный запас времени для ответного удара.

По материала издания "Наука и техника"
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    20 ноября 2018 06:44
    Забыли B-52G, разбившийся в Гренландии в 68г.. Самолет сгорел, из 4 ЯБ нашли 3, погиб второй пилот. Именно это катастрофа стала последней в операции "Хрустальный купол"
    1. AUL
      +1
      20 ноября 2018 08:54
      Тоже был удивлен, что автором упущен случай в ТулЕ!
    2. +2
      20 ноября 2018 09:45
      Разгильдяйство на службе--явление вневременное и вненациональное. Но американские ВВС в те годы на этой почве особенно отличились. Здесь описан случай перехвата потерявшего управление дрона-мишени: https://mikle97.livejournal.com/58170.html
      Только по счастливой случайности никто не пострадал.
      1. +3
        20 ноября 2018 10:43
        Цитата: ПоручикТетеринъ
        Разгильдяйство на службе--явление вневременное и вненациональное. Но американские ВВС в те годы на этой почве особенно отличились. Здесь описан случай перехвата потерявшего управление дрона-мишени: https://mikle97.livejournal.com/58170.html
        Только по счастливой случайности никто не пострадал.

        В случае с "Испанским" Б-52 это скорее рутинность, чем разгильдяйство, ибо если этот экипаж каждый день не по разу заправлял дежурные Б-52 (а скорее всего так и было) потеря контроля это норма... Стандартные операции проводятся уже на рефлексах в полностью расслабленном состоянии... Вот как раз работа в нештатной ситуации и показывает реальный уровень подготовки...
    3. -1
      20 ноября 2018 16:15
      Цитата: Soho
      Забыли B-52G, разбившийся в Гренландии в 68г.. Самолет сгорел, из 4 ЯБ нашли 3, погиб второй пилот. Именно это катастрофа стала последней в операции "Хрустальный купол"


      Это Путин "виноват". Сразу видно его работу.
  2. +1
    20 ноября 2018 06:59
    Интересно, а СССР ядерные бомбы тоже терял?
    1. +7
      20 ноября 2018 07:53

      Интересно, а СССР ядерные бомбы тоже терял?

      наши теряли в основном вместе с подводными лодками.
    2. BAI
      0
      20 ноября 2018 10:03
      Теряли все, но дело темное (из-за подводных лодок).
      В общей сложности США и СССР потеряли несколько десятков ядерных боеприпасов. И не все они были найдены. Наша редакция как раз готовит материал об этом.
      1. +2
        20 ноября 2018 17:40
        К-219 затонула вместе с 16 ракетами Р-27, на которых могла устанавливаться одна боеголовка в 1Мгт или 3 боеголовки по 200 Ктн.
        Так что теоретически от 16 до 48 боеголовок за раз было утоплено.
    3. +2
      20 ноября 2018 15:34
      Существует единственное упоминание о подобном инциденте в Дальней авиации ВВС Советского Союза. О нем рассказал бывший заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, контр-адмирал Анатолий Штыров в книге «Морские бывальщины». По его информации, весной 1976 года бомбардировщик Ту-95 с двумя ядерными зарядами на борту упал в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). По одной из версий, ядерные заряды впоследствии были подняты американской подлодкой спецназначения Grayback, по другой — они до сих пор покоятся на дне.
      В 1987 году Тихоокеанский флот аварийно роняет в море с вертолета перевозимый на утилизацию РИТЭГ ((радиоизотопный термоэлектрический генератор) у мыса Низкий. Об этом никто, кроме военных, никогда бы не узнал, но десять лет спустя, в 1997 году, так же, с вертолета, флот нечаянно роняет в Охотское море второе устройство - близ мыса Марии на севере острова.
      В 2004 году в Якутии с вертолета аварийно сбросили еще два РИТЭГ. Это не бомба, конечно, но среду загрязняет очень серьезно.
  3. +1
    20 ноября 2018 07:25
    Про случай в Испании помню,про него широко освещалось и с СМИ СССР.
  4. -1
    20 ноября 2018 11:07
    Помню,помню,была у меня такая книжка"Сломанные стрелы Пентагона"!
    М-да- а,а ведь прав был Михаил Задорнов,мир праху его!
  5. 0
    20 ноября 2018 11:29
    у нас на севере Якутии в 63году столкнулись два 3М, надеюсь без ядерного оружия....
  6. 0
    20 ноября 2018 12:01
    История показывает, что выражение "А тогда мы будем бомбить Воронеж" не лишено смысла. А всего то надо просто надо заложить ядерные фугасы мегатонн на 50. Штук тридцать.
  7. 0
    20 ноября 2018 13:15
    Не плутониевые линзы, а плутониевый заряд первой ступени (деления) в виде двух полусфер.
    1. +2
      20 ноября 2018 17:48
      плутониевый заряд нет нужды делить на две полусферы, для него в основном применяется имплозия, т.е. взрыв вовнутрь. Для этого шар из плутония обкладывается обычным ВВ,разбитым на линзы, которые должны быть подорваны все сразу одновременно с большой точностью. Вот они и сдетонировали. Но не все и не одновременно, распылив плутониевый заряд, вызвав радиоактивное заражение местности.
      1. 0
        21 ноября 2018 12:28
        Вы отличить плутониевые линзы от линз химического ВВ можете или нет? laughing

        В термоядерном заряде (а именно такими зарядами были оснащены американские авиабомбы, указанные в статье) плутоний используется в первой ступени деления, а также в качестве "грелки" второй ступени деления, изготовленной из гидрида лития.
        Плутоний в первой ступени выполняется в виде цилиндра, обжимаемого взрывом химического ВВ (выполненного в виде внешнего цилиндра), или в виде пустотелой сферы, обжимаемой взрывом химического ВВ (выполненного в виде внешней сферы) .
        Пустотелая сфера плутония состоит из двух полусфер, контактирующих своими кромками, никаких линз в её составе нет. Внешняя сфера химического ВВ в одном из вариантов действительно может быть набрана из шести и пятигранных сегментов - т.н. линз, каждая со своим электродетонатором.
        1. 0
          21 ноября 2018 17:08
          Цитата: Оператор
          изготовленной из гидрида лития.

          Из дейтерида лития-6, если точнее.
        2. 0
          21 ноября 2018 17:45
          Цитата: Оператор
          американские авиабомбы, указанные в статье

          Бомба В-28 по схеме Теллера-Улама

          Мы говорим с вами об одном и том же. Сдетонировало обычное ВВ, но не по схеме и не все.
          1. 0
            22 ноября 2018 12:57
            На рисунке нет никаких плутониевых линз.
            Надписи "быстрые" и "медленные" линзы относятся исключительно к химическому ВВ.
            1. 0
              22 ноября 2018 13:14
              Цитата: Оператор
              На рисунке нет никаких плутониевых линз.
              Надписи "быстрые" и "медленные" линзы относятся исключительно к химическому ВВ..

              А я про что?
              Для этого шар из плутония обкладывается обычным ВВ,разбитым на линзы, которые должны быть подорваны все сразу одновременно с большой точностью.
  8. -3
    20 ноября 2018 13:20
    Н-да, как же все-таки жаль, что не сдетонировали бомбы в Северной Каролине, Калифорнии и Пенсильвании. Аж злость берет!
    1. 0
      20 ноября 2018 14:43
      да это был бы звездец....
    2. +12
      20 ноября 2018 14:52
      Цитата: Кот_Кузя
      Н-да, как же все-таки жаль, что не сдетонировали бомбы в Северной Каролине, Калифорнии и Пенсильвании. Аж злость берет!

      Кузя, Вы хоть сами понимаете, к чему это могло бы привезти в тех условиях? Вполне вероятно, что расценено это было как атака со стороны СССР (данных мало, обмен информацией медленный, новость о факте взрыва распространилась бы быстрее, чем о потере самолета), соответственно без лишних разбирательств остальные дежурные Б-52 ушли бы выполнять свой долг, прочие бомберы экстренно загружали свои подарочки.... и начался бы мировой апокалипсис...
      ЗЫ: Вот не понимаю я людей, которые видят во всем, что связано с США отрицательный окрас... Даже к соперникам нужно относиться с уважением, и не считать себя самым умным на деревне....
      1. 0
        21 ноября 2018 08:56
        Моё почтение адекватным людям! hi
  9. 0
    20 ноября 2018 14:55
    Необходимость дежурства В-52 в воздухе с атомным оружием была вызвана очередным обострением холодной войны на рубеже 50-60-х годов, а также слишком большим подлетным временем самолетов к объектам Союза.
    .... В начале 1960-х годов, B-52G “Buzz Saw 48” вооруженные парой дальнобойных сверхзвуковых ракет AGM-28 “Hound Dog” и ядерных бомб ADM-20, постоянно находятся в заданном районе патрулирования вблизи Полярного круга. Готовые атаковать свои цели в любой момент, если они получат исполнительный приказ "Go Code", даже до запуска американских МБР.... hi
    Очистка места, после крушения B-52 с ядерным оружием, в Гренландии: "Crested Ice" 1968 стратегическое воздушное командование ВВС США.
  10. +1
    20 ноября 2018 19:41
    Помница был художественный фильм. День когда всплыла рыба. Уж не по сюжету испанских событий?
    1. -1
      23 января 2019 17:26
      Занятное было кино. Вы правы, как раз по сюжету испанских событий. Но дело, по сценарию происходит в Греции.
      1. 0
        23 января 2019 17:34
        Давно смотрел, ребенком был и мало что помню. Козопаса хитромудрого, археологиню, кислоту. Но больше всего как воду из под крана по стаканам разливали и на празднике людям разносили. Фильм вставил достаточно сильно заставил осознать неотвратимость.
        1. -1
          23 января 2019 21:07
          А я помню фразу из этого кинофильма. Где главная героиня красавица, в отеле спрашивает у амерского офицера:"Куда пойдем< к тебе или ко мне?"
  11. +8
    20 ноября 2018 20:49
    Цитата: Кот_Кузя
    Н-да, как же все-таки жаль, что не сдетонировали бомбы в Северной Каролине, Калифорнии и Пенсильвании. Аж злость берет!


    Сходите к врачу-вы больны. Не смущает, что погибли бы гражданские живущие там? Дети, женщины, ВСЕ вокруг бы погибли! А может и СССР бы прилетело ибо с коммуникациями тогда было не так как сейчас.
  12. 0
    20 ноября 2018 21:56
    При таком количестве предпосылок - и не разу не рвануло как положено? Это вот как раз и убеждает кое в чем, посильнее Христоса, Магомеда и Будды одновременно.
  13. 0
    21 ноября 2018 00:08
    Цитата: Товарищ Берия
    К-219 затонула вместе с 16 ракетами Р-27, на которых могла устанавливаться одна боеголовка в 1Мгт или 3 боеголовки по 200 Ктн.
    Так что теоретически от 16 до 48 боеголовок за раз было утоплено.

    Насколько помню писалось, что одна из шахт этой лодки была нефункциональна. Поэтому на лодке было 15 ракет.

    Цитата: bistrov.
    Про случай в Испании помню,про него широко освещалось и с СМИ СССР.

    Даже фильм был на западе снят. Назывался "День когда всплыла рыба". И книга у нас в Союзе выходила, вот только название и автора не помню точно, кажется называлась "Тайны Паломареса"
  14. 0
    22 ноября 2018 13:22
    Цитата: Товарищ Берия
    А я про что?

    Изначально я поправил автора статьи в части "плутониевых линз".