Конец Анненкова, или Красная бригада против Семиреченской армии

86
После краха вооруженных сил Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака в феврале - марте 1920 г. от Семипалатинска вглубь Семиречья бежал атаман Семиреченского казачьего войска генерал-майор армии Верховного Правителя Б. В. Анненков.


Б. В. Анненков



Командование советской 13-й Сибирской кавалерийской дивизии (комдив А. Е. Карташев, начштаба П. П. Собенников) для преследования Б. В. Анненкова выделило 74-й Петроградский и 75-й им. Стеньки Разина полки под командованием заслуженного комбрига К. И. Новика.

Конец Анненкова, или Красная бригада против Семиреченской армии

Комдив А. Е. Карташев


Начштаба дивизии П. П. Собенников


Комбриг К. И. Новик

Более 600 км от Семипалатинска (через Сергиополь на Джуз-Агач (около озера Балхаш)) отходил в глубь Семиречья с остатками своей Отдельной Семиреченской армии (около 10000 бойцов) атаман Б. В. Анненков, сжигая на своем пути почтовые станции, уничтожая остатки продовольствия и фуража.

Атаман надеялся, что в Семиречье он найдет полное признание своей атаманской власти и получит материальную помощь и людские ресурсы от семиреченского казачества и киргизских баев.

По бездорожью в буран, плохо обмундированная, без продовольствия и фуража конная группа К. И. Новика в 600 сабель, без артиллерии, преследовала 10-тысячную армию. Люди питались кониной, и, при случае (если какой-либо бай не успевал бежать со своими стадами вместе с Б. В. Анненковым) запасались бараниной. Совсем плохо было с хлебом (его не видели 2 месяца) и фуражом. Мука и фураж высылались бригаде на верблюдах - но пока верблюжий транспорт догонял кавалеристов, он сам проедал то что вез.

В первых числах апреля атаман Б. В. Анненков остановился, пытаясь восстановить самостоятельное государственное образование «Семиреченское войско». Эта попытка ему частично удалась - в самый короткий срок он сформировал Киргизскую пехотную дивизию и пополнил конским составом свои конные части (черные гусары смерти, уланы и семиреченские, уральские, сибирские казачьи полки).

Наступающая со стороны г. Верного пехотная группа Туркестанского фронта продвигалась весьма медленно, связь с ней была через Москву - Семипалатинск. Группа пехоты и артиллерии, вышедшая из Семипалатинска, ожидалась не ранее, чем через 10 дней.

Перед кавбригадой К. И. Новика нависла угроза гибели - так как в случае перехода Б. В. Анненкова в наступление выйти из боя на совершенно измотанном конском составе было бы невозможно.

В это время Б. В. Анненков был занят внутренними делами, и у комбрига созревает решение захватить атамана - живого или мертвого. Для выполнения этого решения части бригады были распределены, как указано на схеме ниже.


Схема

Для атаки Ставки Б. В. Анненкова было выделено 3 эскадрона 75-го кавполка, а на направление к ст. Баскан выбрасывается 1,5 полка.

74-й кавполк и 2 эскадрона 75-го кавполка были подпущены на 400 - 500 шагов до станицы Баскан, после чего анненковцы открыли сильнейший огонь. Эскадроны спешились и пролежали под Басканом весь день. Анненковцы пытались переходить в атаку - но также отражались ответным огнем. С наступлением темноты красная группа отошла в село Романовское.

Но отвлекающий маневр сыграл свою роль.

75-й кавполк им. Стеньки Разина (врид комполка Сухаренко, врид военкома Лебедев) без 2-х эскадронов ночным набегом ворвался в ставку атамана Анненкова - м. Ушурал, и полностью вырубил спавшую пехотную дивизию, разгромил штаб Б. В. Анненкова, взяв 6 орудий. Сам атаман, раненный военкомом полка Лебедевым, успел скрыться. При погоне за Б. В. Анненковым любимец полка военком Лебедев пал смертью храбрых.

Сыграло свою роль недостаточно продуманное распределение сил между направлениями главного и отвлекающего ударов. 3 малочисленные сотни разинцев рассыпались по м. Ушурал, растянутому на 3 км, вылавливая припрятавшихся анненковцев. Вдруг вихрем ворвалась в Ушурал конная дивизия Б. В. Анненкова, расположенная в 10 км от Ушурала в В. лагере. Закипел уличный бой.

Но что это? Почему анненковцы рубят друг друга?

Оказывается, что некоторые части Б. В. Анненкова давно имели в своих рядах членов партизанской организации «Красные орлы», только и ждавших подходящего момента для того чтобы вернуться в родные станицы, находящиеся на советской земле. Все же силы в этом бою были очень неравны, и 75-й кавполк, прикрываемый перешедшими на их сторону анненковцами, отошел - также в село Романовское.



Второй ошибкой командования бригады стало отсутствие помощи со стороны главных сил, находившихся в с. Романовское, отряду, выполнявшему главную задачу – по разгрому атаманской Ставки.

При всех недочетах налет был в целом успешен, и через 2 дня в село Романовское прибыл начштаба атамана полковник Асанов для переговоров о сдаче Семиреченской армии. Он привез с собой два подлинника приказов по армии. Последний приказ, подписанный атаманом Анненковым, гласил:

«Во время налета красных на Ушурал я получил тяжелые ранения, а поэтому с частью личного конвоя я убываю для лечения в пределы Китая. Командование Семиреченской армией передаю начальнику штаба армии полковнику Асанову».

Первый и последний приказ нового командарма полковника Асанова призывал войска Семиреченской армии, вследствие безвыходного положения, прекратить боевые действия и ждать его дальнейших указаний.

В тот же день была установлена связь с частями анненковской армии - и по тракту от села Романовского на Семипалатинск потянулась десятитысячная разоруженная толпа анненковцев, конвоируемая сотней бойцов полка им. Стеньки Разина.

Это стало и началом конца лично для Б. В. Анненкова. Оставшись без армии, он скитался в Китае, а через 7 лет, будучи выдан СССР, судим в Семипалатинске и приговорен к расстрелу.
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -17
    22 ноября 2018 06:35
    Добились, таки, красные желаемого: вместо русской Семиреченской области установили государства КССР и Кмргизскую ССР.
    Давно не существует ни упомянутого русского села Романовского , ни русской крепости Верный , ни русского города Пржевальск, ни "живой силы русского империализма" русского казачества и крестьянства там.
    и ведь все сделано, как говорят коммунисты, для блага русского народа. yes
    1. +16
      22 ноября 2018 08:49
      Ольгович, вы курите?
      Спрашиваю потому, что человек с не затуманенным разумом, такие комментарии на статью, написанную о совершенно другом, оставить просто не сможет.
      И это оставляя без внимания, ваше "поразительные" знания истории..
      1. +7
        22 ноября 2018 09:13
        Курит Ольгович или нет, трудно сказать, но и не это главное.Вот если посмотреть более давние комменты, сравнить с теперешними, то видна работа по методичке, только и всего.
        1. +8
          22 ноября 2018 09:15
          Цитата: Reptiloid
          Курит Ольгович или нет, трудно сказать, но и не это главное.Вот если посмотреть более давние комменты, сравнить с теперешними, то видна работа по методичке, только и всего.

          Очень важно!
          Если это не травка, то человек может быть заразен и его лучше оградить от здоровых..
          1. +3
            22 ноября 2018 14:10
            Травка эта называется деменция. Забористая штука.
          2. 0
            22 ноября 2018 14:46
            Вообще-то у нас другая тема и раздел называется:"история"'' а не"медицина"
            1. +4
              22 ноября 2018 14:55
              Уважаемый Святослав! Если Вы встали в ряды борцов за чистоту раздела "История", то будте последовательны до конца. А то под "историческими" шедеврями Самсонова, Апухтина, до Восточного ветра и т.д. я что то Ваших критических стрел не обнаружил. А тут Вам вдруг про траву не понравилось. Или у Вас есть документальное опровержение моих подозрений?
              1. +4
                22 ноября 2018 21:02
                В. Н.,мне "травка","соломка" и прч синонимы" легких"наркотиков по барабану. Просто я не люблю, когда начинают обсуждать статью, а переходят на личности- не очень красиво. Что красивого, когда начинается:" сам такой".
        2. -11
          22 ноября 2018 10:37
          Цитата: Reptiloid
          Курит Ольгович или нет, трудно сказать, но и не это главное.Вот если посмотреть более давние комменты, сравнить с теперешними, то видна работа по методичке, только и всего.

          спасибо, что отслеживаете. yes
          Методичку упомянутую-представьте yes
          1. 0
            22 ноября 2018 20:10
            Цитата: Ольгович
            .....спасибо, что отслеживаете. yes е yes
            Опять сменщик новый пришёл? Мы же давно на эту тему, ещё другое имя было.
            1. -3
              23 ноября 2018 07:46
              Цитата: Reptiloid
              Опять сменщик новый пришёл? Мы же давно на эту тему, ещё другое имя было.

              Изложите свою "мысль" ПО-РУССКИ.
              1. +2
                23 ноября 2018 07:58
                Ольгович! Ну не смешите мои тапки! Вы ведь не робот(неужели робот????? Тогда это многое объясняет?) Время от времени смена одного сотрудника заканчивается, приходит другой. Поэтому в ваших комментах нестыковки, повторы(методичку по смене передаёте).Ведь уже неоднократно на эту тему с Вами говорили....Или всё-таки робот? Тогда респект молдавским специалистам!
      2. -14
        22 ноября 2018 09:56
        Цитата: невидимка
        Ольгович, вы курите?

        Курите, похоже, вы. А Ольгович, очевидно, уловил самую глубинную суть статьи и в самую масть написал. yes
        1. Комментарий был удален.
          1. -6
            22 ноября 2018 13:34
            Цитата: zusima1905
            Да вы свидетель секты Ольговича,есть на ВО кучка заразных

            Главное не быть свидетелем секты псевдолюбителей пролетариата, которые на самом деле ни одного пролетария отродясь не нюхали.
            1. +1
              22 ноября 2018 14:03
              пролетария отродясь не нюхали.

              Я так и знал!!!!
              Вы нюхаете!!
            2. 0
              23 ноября 2018 08:05
              Цитата: Flavius
              ......ни одного пролетария отродясь не нюхали.
              Дурдом какой-то!! Это очень сильно напоминает кой -кого.
        2. 0
          22 ноября 2018 20:06
          Цитата: Flavius
          Цитата: невидимка
          Ольгович, вы курите?

          Курите, похоже, вы. А Ольгович, очевидно, уловил самую глубинную суть статьи и в самую масть написал. yes

          Из Высоцкого: капитан, никогда ты не станешь майором! laughing
        3. +1
          23 ноября 2018 21:41
          Вас вместе с Ольговичем почитать, так и впрямь можно подумать, что вы "патриоты земли руской".
      3. -9
        22 ноября 2018 10:35
        Цитата: невидимка
        Ольгович, вы курите?
        Спрашиваю потому, что человек с не затуманенным разумом, такие комментарии на статью, написанную о совершенно другом, оставить просто не сможет.

        невидимый, Вы что? Спрашиваю. потому что в статье ЕСТЬ село Романовское. ЕСТЬ Семиречье ( а это Верный и Пржевальск) и ЕСТЬ описание исторических событий там. РЕЗУЛЬТАТ этих событий , безусловно, интересен и показателен.
        Цитата: невидимка
        И это оставляя без внимания, ваше "поразительные" знания истории..


        Вы или , таки, оставьте, чтобы впросак не попасть, или озвучьте внятно т.н. "знания". yes
        1. +17
          22 ноября 2018 11:59
          Объясняю. Статья про разгром армии (банды) Анненкова, а не про наличие или отсутствие сел и поселков.А ваш воспаленный разум связывает уничтожение Анненкова с уничтожением русской цивилизации. Не надо натягивать сову на глобус.
          Кстати, по интересуйтесь про русский город Пржевальск, где до революции русских было 36%, остальные лица не славянской национальности.
          Одновременно с вами отвечу и Flavius-у...
          Развал РИ начался при Николае Романове, продолжился при временном правительстве, с бешеной силой.
          Польша под немецкой оккупацией, личная уния с Финляндией, Создание Рады на Украине, желание независимости для Балтийских территорий, вольный Дон и даже автономия для Сибири. Это все досталось в наследство большевикам.
          Если вы по интересуетесь, то узнаете, что изначально РСДРП была за унитарное государство, но с такими болезнями, вариантов кроме федерации не было.Хотя можно было продолжить гражданскую войну еще лет пяток...Но большевики пошли по пути восстановления страны.
          И последнее... Гражданскую войну выиграл народ, а не большевики. Численность ВКП(б) в гражданскую от 350 до 500 тыс. и только к концу 20-х, до 700 тыс. человек и без поддержки народа не о какой победе, даже мечтать не пришлось бы. Поэтому и шли 600 на 10000. потому что знали, правда на их стороне.
          1. -12
            22 ноября 2018 12:33
            Цитата: невидимка
            Объясняю. Статья про разгром армии (банды) Анненкова, а не про наличие или отсутствие сел и поселков.

            Объясняю, сражения происходили не на Марсе, а в возле русского села РОМАНОВСКОГО в русском СЕМИРЕЧЬЕ, что у четко указано в статье. могу их. соответсвенно. упоминать.
            сражения привели к конкретному истрическому результату-исчезновению Романовского. Верного и русского семиречья. не упомянуть о РЕЗУЛЬТАТАХ-нелогично.
            Цитата: невидимка
            А ваш воспаленный разум связывает уничтожение Анненкова с уничтожением русской цивилизации. Не надо натягивать сову на глобус.

            Было уничтожено РУССКОЕ Семиречье, русское казачество там. Или.... покажите на карте? Не ...lolможете lol ?
            Цитата: невидимка
            Кстати, по интересуйтесь про русский город Пржевальск, где до революции русских было 36%, остальные лица не славянской национальности.

            Смешной Вы: русский-совсем не обязательно русский по крови. И русские активно заселяли и Кавказ, и Ср. Азию и Сибирь, ибо в ц. России-НЕ бЫЛО земли, но было 40 млн избыточного русского населения. Это при вас нечерноземье превратилось в пустыню (к 1985 г минус 60 000 деревень из 180 тыс и 500 000 ПУСТЫХ ж/домов.
            Цитата: невидимка
            Развал РИ начался при Николае Романове, продолжился при временном правительстве, с бешеной силой.

            с бредом-в другой дом
            Цитата: невидимка
            личная уния с Финляндией,

            в школу. неуч.
            Цитата: невидимка
            Создание Рады на Украине, желание независимости для Балтийских территорий, вольный Дон и даже автономия для Сибири.

            НИКТО о независимости не говорил, НиКТО. ВСЕ независмости объявлены ПОСЛЕ ВОРа и ПРИЗНАНЫ боллшевиками,которые их и призывали.
            Цитата: невидимка
            Если вы по интересуетесь, то узнаете, что изначально РСДРП была за унитарное государство, но с такими болезнями, вариантов кроме федерации не было.Хотя можно было продолжить гражданскую войну еще лет пяток...Но большевики пошли по пути восстановления страны.

            рсдрпбе-НИКТО ничего "думать" не поручал, ибо они этого не умели по опредеоению: см. сегодняшние границы России и русский крест.
            Цитата: невидимка
            И последнее... Гражданскую войну выиграл народ, а не большевики. Численность ВКП(б) в гражданскую от 350 до 500 тыс. и только к концу 20-х, до 700 тыс. человек и без поддержки народа не о какой победе, даже мечтать не пришлось бы. Поэтому и шли 600 на 10000. потому что знали, правда на их стороне.

            зарубите узелок на носу:
            народ в гр. бойне не участвовал (5% только), но он участвовал в ВЫБОРАХ (50%), которые рсдпр-с треском проиграли.
            НИКТО, НИКОГДА НИКУДА большевиков не выбирал и ничего им не поручал. Вот все, что вам дложно знать.
            1. Комментарий был удален.
            2. +1
              23 ноября 2018 21:45
              Ох, какой борцун. Может, расскажите, что лично Вы делаете для того, чтобы русское население выжило и начало процветать. Или только язычком трепать да по клаве стучать до изнеможения.
          2. +5
            22 ноября 2018 12:41
            Не надо натягивать сову на глобус.

            он пытается везде натянуть гусарский( дворянский ) кивер на глобус
            но силами лапотных крестьян
            1. -1
              22 ноября 2018 20:18
              Цитата: антивирус
              Не надо натягивать сову на глобус.

              он пытается везде натянуть гусарский( дворянский ) кивер на глобус
              но силами лапотных крестьян

              Настоящие дворяне или уехали, или приняли сторону боьшевиков. Что в остатке? Вот к ним и относится этот "гусар". На самом деле, думаю, он никакого отношения к бывшему дворянству не имеет.
          3. -8
            22 ноября 2018 13:53
            Цитата: невидимка
            Развал РИ начался при Николае Романове, продолжился при временном правительстве, с бешеной силой.
            Польша под немецкой оккупацией, личная уния с Финляндией, Создание Рады на Украине, желание независимости для Балтийских территорий, вольный Дон и даже автономия для Сибири. Это все досталось в наследство большевикам.

            Бедные большевики.. Они всё равно, что стая гиен, которая загнала и добила подраненого буйвола, а потом жалятся - какой он был несчастный и ослабевший. И как им тяжело было его жрать.
            Только бы если эта стая самоубилась своевременно, то буйвол бы ещё выздоровел.
            И вообще - не дело гиен беспокоится о буйволах. Удел гиен - кушать пaдаль .
            1. +8
              22 ноября 2018 14:01
              Все великие художники прибегали к аллегориям... Прибежал к ней и Flavius..
              Гениально.
              1. 0
                22 ноября 2018 14:08
                Цитата: невидимка
                Прибежал к ней и Flavius..
                Гениально.

                Правильнее сказать - прибегнул. Но для пролетария сойдёт и так )) Рад, что вы оценили smile
                Ну а в целом, крайне глупо ставить в вину РИ проблемы, которые ей создавали эти сами большевики (не они одни конечно). А потом всплёскивать руками и говорить - "вот какое дрянное наследство досталось большевикам".
                Что посеяли, то и пожали.
                1. +2
                  22 ноября 2018 14:10
                  Нет, мил человек, именно прибежал!!!
                  Но для пролетария сойдёт и так

                  Не и так, а только так.
    2. -7
      22 ноября 2018 10:36
      Цитата: Ольгович
      Давно не существует ни упомянутого русского села Романовского , ни русской крепости Верный , ни русского города Пржевальск, ни "живой силы русского империализма" русского казачества и крестьянства там.
      и ведь все сделано, как говорят коммунисты, для блага русского народа

      К великому сожалению, всё именно так - большевики вели гибельную для интересов русских как этноса национальную политику, всегда отдавая все приоритеты развитию национальных окраин.
      1. -7
        22 ноября 2018 12:41
        Цитата: Михаил Матюгин
        К великому сожалению, всё именно так - большевики вели гибельную для интересов русских как этноса национальную политику, всегда отдавая все приоритеты развитию национальных окраин.

        По мнению свидетелей большевизма, превращение русской Одессы в украинскую и украинизация русских там-было великое БЛАГО и счастье для..... Русского народа. fool yes
        То же касается Николаева, Новороссии, Семиречья, и прочего и прочего....
    3. +2
      22 ноября 2018 14:00
      Чего уж говорить про Семиречье когда Россия отдала освоенные всей страной целинные земли с Целиноградом.
    4. -2
      22 ноября 2018 20:33
      Неуч,жирным шрифт,необходимо выделять не географические названия,а принадлежность населённого пункта.в данном случае. прилагательное-РУССКИЙ.
  2. +8
    22 ноября 2018 07:38
    Будущий генерал Краснов в довоенный период (Первая мировая война) командовал 1-ым Сибирским казачьим полком (на границе с Китаем) и он оставил интересные воспоминания об этом периоде своей службы в своей книге Воспоминания о Русской Императорской армии
    Анненков командовал одним из эскадронов в полку Краснова и был его любимцем - это был храбрый,умный и очень толковый командир эскадрона.И, таким любимцем для Краснова он остался навсегда и даже в эмиграции генерал по мере возможностей старался следить за всеми похождениями нового сибирского атамана.
    Но,и характеристику Краснов дал Анненкову на мой взгляд точную - ....... он (Анненков) сошёл с ума....
    1. 0
      22 ноября 2018 09:24
      Вполне возможно, даже в своем романе-утопии "За чертополохом" упомянул об атамане Аничкове, который бежал в Китай и позже восстановил монархию...хотя, если бы не схожесть фамилии, можно было подумать о бароне Унгерне
  3. +16
    22 ноября 2018 07:42
    Анненков вошёл в историю гражданской войны как один из самых кровожадных белых упырей. Зверства, грабежи, насилие – это стиль "атамана". Одна из деревень, где крестьяне восстали против власти и произвола " атамана, была сожжена дотла, в другой вырезали все мужское население, включая мальчиков. Анненковцами были убиты семьи офицеров из отряда генерала Бакича уходившего за границу в Китай от большевиков. Над всеми девочками и девушками, начиная с семилетнего возраста, вначале надругались, а после зарубили. Анненков понес заслуженное наказание. Его большевикам выдали свои.
    1. +9
      22 ноября 2018 08:22
      а его разве не китайцы сдали, когда он мотался оставшись без армии?
      1. +13
        22 ноября 2018 08:53
        Его бы, если бы все развивалось не так кардинально, расстреляли бы свои. Если он конечно был для кого-то своим. Чего стоит совершенное им массовое убийство 3800 русских казаков и солдат у озера Алаколь.
        1. +2
          22 ноября 2018 12:40
          "Когда на судебном процессе, над «черным атаманом» Б. Аннековым, свидетель рассказывая о зверствах отрядов атамана, услышал от осужденного одно только слово «Карагач» и сразу замолк. Так, что это за город «Карагач»? Город, которого не было, но город куда ушли тысячи людей, судьба которых прервалась в этом городе. Еще одна страшная страница из нашей истории..."
          "Был город,которого не было".
          В.С.Пикуль
        2. Комментарий был удален.
      2. +5
        22 ноября 2018 09:27
        Вы правы, я ошибся. Его арестовали китайцы и выдали советским властям.
    2. +8
      22 ноября 2018 09:28
      Да уж, по своим зверствам Анненков на первом месте стоит, причем абсолютно садистским и бесконтрольным. При этом, в отличие от других белых генералов, от боевых действий c регулярной Красной Армией он увиливал, расправляясь в основном с крестьянским населением
      1. 0
        22 ноября 2018 09:41
        Белым генералом его называть как-то язык не поворачивается,скорее самозванец.В биографии пишут, что родился в семье отставного полковника,про мать не упоминют,видимо потому что она была из табора бродячих цыган и его сами офицеры в 1-ом полку дразнили "конокрадом", считали что Борис Владимирович имел такую слабость.Такой вот Ваше превосходительство было.
    3. +1
      23 ноября 2018 18:35
      Врешь, в деревню был выслан дозор. Местные его встретили хлебом-солью, напоили и вырезали, не зная что недалече основные силы. Вырубили всех, за исключением одной женщины, у нее на постое стоял казачий офицер(дед моего друга), он ее не дал зарубить.Эта женщина умерла в 70 годах, в той же деревне.Большевики его взяли хитростью. Недавно по телевидению выступал Сванидзе, рассказывал о так называемых зверствах казаков, вы из той кампашки? Кстати, почему всего 10 000 тысяч, почему не миллион, смелее брешите, либеральнее.
  4. +14
    22 ноября 2018 07:53
    Партизанская дивизия Анненкова пользовалась недоброй славой даже в среде белогвардейцев.
    А вот каким был ее последний бой? Статья отвечает на этот вопрос, проливая свет на очень интересный (как с точки зрения соотношения сил, так и тактики) и малоизвестный эпизод Гражданской войны в России.
    Спасибо
    1. +9
      22 ноября 2018 08:23
      с точки зрения соотношения сил

      600 человек против 10000 !
      ну а эпизод в деревне это вообще сценарий из фильма
      1. +3
        22 ноября 2018 08:24
        сценарий для фильма хотел написать
        руки что ли у меня из другого места уже растут lol
    2. 0
      23 ноября 2018 19:12
      На границе месяц был бой. У атамана был обоз, охраняемый очень. В Китай он вошел без него.Не партизанская дивизия, а казачий неполный полк. А слава была нормальная, у Русских, даже врага, если он храбр - уважают. Cпросите - откуда знаю, моего друга дед ушел с атаманом, и мой прадед - прабабушка рассказывала. Из Харбина, где осели казаки, вести доходили.
  5. +7
    22 ноября 2018 08:14
    Ничего про это не доводилось читать. Спасибо за статью.Очень хотелось бы узнавать и другие эпизоды Гражданской войны.
    1. +4
      22 ноября 2018 08:23
      подписываюсь под каждым Вашим словом hi
      1. +3
        22 ноября 2018 09:21
        Когда несколько лет назад здесь читал статьи о Гражданской войне на ДВ, то просто был потрясён, как вообще Красные смогли завершить.
        1. +5
          22 ноября 2018 09:44
          Мне кажется кто контролирует центр страны (а значит основную производственную инфраструктуру и человеческие ресурсы) - те в конечном итоге поломают тех, кто тусуется на окраинах
          1. +4
            22 ноября 2018 10:47
            Цитата: Брутан
            ......, кто тусуется на окраинах
            А кого там только не было и все------против всех. И для меня получается, что быстро-быстро изучить те процессы---- невозможно, если только посвятить всё своё время.
            1. +3
              22 ноября 2018 11:05
              Это уж точно
          2. +4
            22 ноября 2018 12:15
            Не факт, помимо материального превосходства, необходимо превосходство моральное (идеологическое). Как бы хозяева ФРС и японцы не снабжали булкохрустных кумиров типа Анненкова, Семенова и Калмыкова, но Красная Армия скрутила им всем шеи, так как симпатии простого народа были на ее стороне.
            1. +5
              22 ноября 2018 12:29
              Еще какой факт.
              Бог стабильно на стороне больших батальонов.
              РККА осенью 20 года - 5,5 млн. А сколько в Русской армии Врангеля - 100 тыс.?
              Ну а высокий дух был у очень многих формирований, и политику грамотную (например земельную) начал Врангель проводить. Да момент упущен.
              Симпатии народа - штука довольно переменчивая. Симпатии крестьянства менялись в зависимости от политики по его душу. Этим объясняются всплески активности белых и побед красных. Рабочие? Ижевцы то воевали за колчака, как и воткинцы например. Тоже палка о двух концах.
              В конечном итоге - да, грамотная пропаганда и жесткость дали красным победу.
              Помощь запада белым. слишком преувеличена. Для Антанты главное - подстраховаться на Востоке, и после Версаля матпомощь антибольшевистским силам сходит потихоньку на нет. Окромя японцев на ДВ.
              Но мы тут говорим не о Белом движении, ибо Семенов, Анненков и некоторые др. атаманы лишь к нему примазались - ибо простые бандиты. И у красных таких примазавшихся бандюков хватало - вспомнить хоть Григорьева или Махно.
              1. +4
                22 ноября 2018 12:33
                В этой же статье говориться как "большие батальоны" в количестве 10 000 размазала горстка идейных в 600 сабель. Победы красным дала идеология и организация, а не жестокость, которой хоть у белых, хоть у зеленых, хоть у нацев, хоть у интервентов было завались.
                1. +4
                  22 ноября 2018 12:44
                  В данном случае - да. Но если бы вопрос не решился в рамках одного боя (в общем-то полухулиганского, на шару,) - неизвестно чем бы закончилось, ибо соотношение сил это величина постоянная. Новик и пошел на рожон, ибо знал, что если анненковцы придут в себя и устроятся - ему никакой дух не поможет, при отсутствии снабжения и почти 20-кратном отставании в силах.
                  Жесткость я сказал, а не жестокость, которая позволила красным сцементировать тыл - что не смогли сделать белые
                  1. +3
                    22 ноября 2018 13:16
                    Так вот совокупность таких боев и решила исход Гражданской войны в пользу Красной Армии. Так и на Донбасе, пока идеологическое превосходство было у Героев Новороссии, они одерживали победы над превосходящим их в численности и в вооружении укровермахтом. Поэтому хозяева ФРС и их холопы бандерлоги, совместно с олигархатом РФ и нанесли основной удар по идеологическому превосходству Новороссии уничтожив ее героев (Мозгового, Дремова, Мотороллу, Гиви) и теперь растят для обретения идеологического превосходства (оружие им хозяева ФРС поставят) молодую поросль бандерлогов, у которых только Мазепа и Бандера в голове.
                    1. +3
                      22 ноября 2018 14:00
                      Согласитесь, сложно отвечать на набор лозунгов.
                      Но я Вас понял.
                      Рассмотренный в статье эпизод - лишь лихой и удачный налет. Командир даже силы распределил неверно, не помог отряду в деревне, о чем в статье и сказано.
                      А с этим
                      совокупность таких боев и решила исход Гражданской войны в пользу Красной Армии.
                      в корне не согласен. Решила судьбу Гв совокупность стратегических операций (см. Военную энциклопедию под ред. маршала Огаркова), реализуемых по всем правилами (и даже в кубе) военного искусства.
                      Даже советские специалисты отмечают что причины успеха (помимо традиционно идеологических реверансов) это: а) строительство РЕГУЛЯРНОЙ Красной армии (базирующейся во многом на опыте строительства русской армии и ее организации) и б) соотношение сил - его удалось переломить со 180 тыс. к апрелю 1918 г. и до 800 тыс. к концу того же года. Дальше - больше.
                      К грамотной организации лишь приложились идеологические установки.
                      Ибо идеология без материальной базы неполноценна, и голый герой бессилен перед трусливым автоматчиком
                      hi
                    2. 0
                      22 ноября 2018 23:13
                      Цитата: руигат
                      хозяева ФРС

                      У Вас идея фикс? ))
                      1. 0
                        24 ноября 2018 07:29
                        Нет, так я называю главного ВРАГА России и Человечества.
                      2. 0
                        25 ноября 2018 17:20
                        Значит идея фикс.
                  2. +1
                    22 ноября 2018 21:21
                    Новикову помогло,что часть" аненковцев" перешла на сторону красных- еще больше усилило неразбериху. Ведь, мог найтись офицер который попробует прекратить панику и организовать сопротивление. А тогда сработает и фактор численного перевеса
          3. 0
            22 ноября 2018 12:46
            не всегда --Эритрея отделилась от Эфиопии и др так могли бы --толлько ума и сил для создания своей "общности"
  6. Комментарий был удален.
    1. +6
      22 ноября 2018 11:54
      Смотри, гражданин, не начни печалиться по 15му казачьему корпусу СС, и о том какие хорошие кадры там были.
      Иначе репрессируют "злые коммуняки".
      1. -10
        22 ноября 2018 12:26
        А вот смотрите, дядя, как отблагодарила "орлов" Совецкая власть:
        Комдив А. Е. Карташев
        В 1937 году по ложному обвинению его арестовывают в Грузии. 3 декабря 1937 года его казнили.

        Начштаба дивизии П. П. Собенников
        16 октября 1941 г. был отстранён от должности и арестован. Следователи пытались доказать его принадлежность к военно-фашистскому заговору, якобы существовавшему и вскрытому в РККА в 1937–1938 гг. Первоначально ему было предъявлено обвинение в измене родине и участии в контрреволюционной организации.

        Комбриг К. И. Новик - этот как то избежал заслуженной участи. Органы не доработали, похоже.

        Цитата: Black Owerlord
        Смотри, гражданин, не начни печалиться по 15му казачьему корпусу СС,

        Я печалюсь, дядя. Всё-таки родная кровь - не вода.
        Мне даже комдива Карташёва жалко, хоть он изменник и предатель. Русский всё-таки, хоть и плохонький совсем.
        1. +3
          22 ноября 2018 14:06
          Я печалюсь, дядя. Всё-таки родная кровь - не вода.
          Мне даже комдива Карташёва жалко, хоть он изменник и предатель. Русский всё-таки, хоть и плохонький совсем.

          Так ты у нас последователь предателей, коллабарационистов, полицаев и карателей? А не из Нового ли ты Уренгоя? А не Колей ли тебя зовут?
          1. -10
            22 ноября 2018 14:11
            Цитата: Black Owerlord
            Так ты у нас последователь предателей, коллабарационистов, полицаев и карателей?

            В 1917 предатели пришли к власти. После, окромя них других предателей не припомню.
            Власова только припоминаю, но он изначально из плеяды предателей, поэтому мне с ним не по пути.
            1. +6
              22 ноября 2018 15:56
              Цитата: Flavius
              Власова только припоминаю, но он изначально из плеяды предателей, поэтому мне с ним не по пути.

              Ой, да ладно.
              По пути вам с ним, по пути. Почитайте хотя бы "Смоленскую декларацию" 1942 г.
              Большевизм - враг русского народа. Неисчислимые бедствия принес он нашей Родине и, наконец, вовлек Русский народ в кровавую войну за чужие интересы. Эта война принесла нашему Отечеству невиданные страдания. Миллионы русских людей уже заплатили своей жизнью за преступное стремление Сталина к господству над миром, за сверхприбыли англо-американских капиталистов. Миллионы русских людей искалечены и навсегда потеряли трудоспособность. Женщины, старики и дети гибнут от холода, голода и непосильного труда. Сотни русских городов и тысячи сел разрушены, взорваны и сожжены по приказу Сталина. История нашей Родины не знает таких поражений, какие были уделом Красной Армии в этой войне. Несмотря на самоотверженность бойцов и командиров, несмотря на храбрость и жертвенность Русского народа, проигрывалось сражение за сражением. Виной этому - гнилость всей большевистской системы, бездарность Сталина и его главного штаба. Сейчас, когда большевизм оказался неспособным организовать оборону страны, Сталин и его клика продолжают с помощью террора и лживой пропаганды гнать людей на гибель, желая ценою крови Русского народа удержаться у власти хотя бы некоторое время. Союзники Сталина - английские и американские капиталисты - предали русский народ. Стремясь использовать большевизм для овладения природными богатствами нашей Родины, эти плутократы нетолько спасают свою шкуру ценою жизни миллионов русских людей, но и заключили со Сталиным тайные кабальные договоры.

              Там и дальше много интересного. С чем конкретно вы не согласны? Разве что с п. 8 этой декларации,
              8. Гарантия национальной свободы;

              коль скоро эта свобода гарантировалась всем народам СССР, а не только и исключительно русским. Все остальные тезисы этой декларации вы, да и не только вы тут излагали не раз - буквально дословно.
              Цитата: Flavius
              В 1917 предатели пришли к власти.

              В феврале. laughing
              1. Комментарий был удален.
                1. +2
                  22 ноября 2018 17:46
                  Цитата: Flavius
                  Может одумался Власов

                  А, ну если так... Тогда вам пора Гитлера воскрешать, а то на чьих штыках вы в Россию спасение принесете, не на американских же... Или все-таки?
                  Впрочем, я думаю, его (Гитлера) бледный мятежный неупокоенный дух и так уже болезненно витает над просторами России-матушки, чему явное свидетельство - наличие в стране откровенных нацистов...
                  1. Комментарий был удален.
                    1. +2
                      22 ноября 2018 21:20
                      Цитата: Flavius
                      Гитлер - это иммунная реакция организма на раковую опухоль в лице большевиков.

                      В смысле "коммунистов" вообще или именно "большевиков"? Уточните, если не трудно. Мне интересно. Кстати, а шанкр - тоже иммунная реакция организма на сифилис?
                      Цитата: Flavius
                      Народу покаяться надо, выкинуть упыря из Мавзолея, декоммунизацию пройти. И житуха пойдёт хорошая.

                      Вот ту вопросов сразу много. Народу - покаяться. Перед кем и за что? Уж не перед Гитлером ли с Бандерой, Власовым, Красновым и прочими?
                      Выкинуть из Мавзолея - тоже интересно. А кого туда поместим? Или пропадать добру?
                      Декоммунизация... Как много в этом слове для сердца русского слилось... Где-то в последнее время я его слышал... Э-э-э-э... Где-то недалеко. Не помню точно где, но уверен, что вот там житуха так житуха - день ото дня лучше и лучше. Нацисты - есть, в открытую по улицам ходить могут и зиговать - чем плохо? Инородцев третируют, всех на одном языке говорить заставляют - ну так и отлично! А там глядишь - резать начнут тысячами - вообще красота! Нам бы так! А живут сколь богато, сыто - словами не передать. wassat
                      Вы, любезный, продолжайте, не стесняйтесь. Сегодня вы в ударе.
                      1. -3
                        22 ноября 2018 21:42
                        Цитата: Хозяин Трилобита
                        Вы, любезный, продолжайте, не стесняйтесь. Сегодня вы в ударе

                        Пожалуй, воздержусь, а то мне 7 предупреждений уже влепили laughing Демократии тут не видно, в чести левацкие воззрения.
                        Не ровен час - в бан отправят. smile
                        Так что вы, батенька, дальше сами кумекайте smile
                      2. 0
                        22 ноября 2018 23:30
                        Цитата: Flavius
                        Демократии тут не видно, в чести левацкие воззрения.

                        С бору по сосенке. Правых тут тоже хватает и ваших единомышленников в том числе, но вы в своей откровенности - персонаж, наверное, самый одиозный. Мне, во всяком случае, более откровенные проповедники русского неонацизма здесь пока не попадались, но я на "Мнениях" и в "Новостях" с "Аналитикой" редко бываю, в основном только названия статей читаю. Может, там и покруче есть.
                        Цитата: Flavius
                        Так что вы, батенька, дальше сами кумекайте

                        Было б над чем. И за себя и за вас что ли думать? И не просите.
                        И все-таки опять же интересно: в какой степени нынешняя национальная политика украинских властей отвечает лично вашим представлениям о том как правильно управлять государством?
                    2. +1
                      22 ноября 2018 21:27
                      Цитата: Flavius
                      Гитлер - это иммунная реакция организма на раковую опухоль в лице большевиков.

                      Именно поэтому он всю европу захватил, и начал уничтожать евреев с цыганами. wassat
      2. +3
        22 ноября 2018 12:46
        он еще и Крым хочет отдать амерам
      3. -3
        22 ноября 2018 15:15
        Цитата: Black Owerlord
        Смотри, гражданин, не начни печалиться по 15му казачьему корпусу СС, и о том какие хорошие кадры там были.
        Иначе репрессируют "злые коммуняки".

        Вообще-то Flavius не подследственный, чтобы так обращаться
  7. +6
    22 ноября 2018 08:52
    Протоколы допроса Анненкова публиковались в Военно-историческом журнале при главреде Филатове в 1990 году. Там я с удивлением узнал, что Анненков проводил процедуру "оказачивания" крестьян, то есть принудительный перевод их в казачье сословие, чтобы иметь дополнительное количество войск. Никакого энтузиазма у мирного населения данная инициатива не имела и только добавила ему ненависти среди трудового народа. В итоге получил по заслугам.
    1. 0
      22 ноября 2018 15:26
      В таком случае у Аненкова сображаловка слабая: надо учитывать психологию крестьян. Впрочем на эти же грабли " наступал" и Колчака: сколько тысяч крестьян в его тылу бунтовало. Если бы у Колчака хватило ума и такта добиться нейтралитета со стороны крестьян , еще неизвестно как бы повернулось колесо истории
      1. +1
        22 ноября 2018 18:51
        Ну, про колесо истории не скажу, а в своё время - начало 90-х - меня поразила формулировка "оказачивание". Тогда писали лишь о "расказачивании", представляя это "страшной трагедией". А оказалось, что идти в казаки семиреченские мужики не горели желанием. Впрочем, про антагонизм мужиков и иногородних с одной стороны и казаков с другой, хорошо написал Шолохов в Тихом Доне.
        1. +2
          22 ноября 2018 22:06
          Шолохов МАСТЕР: так всё ярко описал. Я думал: почему" Тихий Дон" такая яркая книга? Видимо, Шолохов ,что называется через свою душу пропустил трагедию казачества в Гражданской войне.
          Ещё на эту тему: казачество и иногородние в гражданской войне,посоветую: Первенцев" Над Кубанью", автор конечно талантом уступает Шолохову,но книга интересная и познавательная. Ещё о казачестве но накануне ПМВ и Революции можно почитать: Вешневский " Перед грозой"
      2. +1
        22 ноября 2018 21:48
        Как мне представляется: КРЕСТЬЯНСТВО причина победы красны и поражения белых. Смотрите, что получается: в колчаковском тылу действовала фактически партизанская армия,пусть они не отваживались на заметные операции, но вынуждали Колчака часть сил сосредоточить на охране тыла, а численность колчаковцев была не очень большой и ещё отвлекать на охрану тыла
        И у Деникина схожая ситуация: крестьяне и часть казаков ушли в "зелёные". А найди А. И.общий язык с хлеборобами и красным было бы сложнее
        1. 0
          23 ноября 2018 08:21
          Общий язык был - "Декрет о земле". Деникин в эмиграции признавал, что Гражданская была выиграна красными именно этим декретом. Поздно признал, долго до него доходило.
  8. +7
    22 ноября 2018 08:54
    Покойный мой дед родом из Семипалатинска. Слышал в детстве о процессе над Анненковым, потом мне рассказывал...
  9. +6
    22 ноября 2018 14:27
    Это стало и началом конца лично для Б. В. Анненкова. Оставшись без армии, он скитался в Китае, а через 7 лет, будучи выдан СССР, судим в Семипалатинске и приговорен к расстрелу.

    Эх, хорошо-то как... Читаешь и душа радуется... А ведь мог бы до 40- годов дожить, с Гитлером подружиться... Но не случилось, за что спасибо красноармейцам, их командирам и китайским товарищам. Жаль, конечно, что тогда на месте Анненкова взять не удалось, но в итоге все равно закончилось все хорошо. smile
    Гражданская война, в том виде в каком она имела место быть в России - война не полководцев и не солдат, а политиков, вернее, идей, проводившихся этими политиками. Идеи большевиков оказались востребованнее,
    те, кто не понял и не принял их, или понял и принял слишком поздно, оказались обречены либо на смерть либо на изгнание. Этих людей, большей частью, жаль. Но некоторые (к чести противников советской власти - не многие) из врагов большевиков стали врагами русского народа, их не жаль совершенно. Почему-то я уверен, что Анненский, с его замашками средневекового феодала, к 1920 г. перешел именно в эту категорию.
  10. 0
    22 ноября 2018 15:04
    Новиков был отчаянный человек: 600 всадников- усиленный кавалерийский полк против 10 000!
    Вероятно, К. И. Новиков стал жертвой т.н.операции' Весна", когда по инициативе ТухаНевского и с ведома Ворошилова, были уничтожены лучше командные кадры. А может он погиб в 1937, но в любом случае ему было горько: воевал за советскую власть кто-то из его "товарищей"его и оговорил
  11. 0
    22 ноября 2018 21:11
    с уважением ко всем комментирующим....в 1914 г население 19 станиц,15 выселков семиречья -22.5 тысячи... взрослых казаков-6 000. в 1916г семиреченцы учавствовали в подавлении восстания киргизов,что очень аукнулось через неск. лет.Да, Анненков был крайне жесток,пытаясь удержать семиречье,не только от красных,но и от "инородцев"..но трагедия семиречья не заслуживает рассказов о 10000 бандитах которых громят 600 красных бойцов.....и да, нет по факту более ни русского семиречья,ни сибирских казаков правобережья иртыша,...победители отдали эти земли киргизам и казахам...для них-прибыль..а для нас?P.S.-всегда относился с уважением к казахскому и киргизскому народам,но....
  12. 0
    23 ноября 2018 21:36
    Почитал биографии Карташева, Собенникова и Новика. Первого расстреляли в 1937-м, второй, будучи потомственным дворянином, оставил службу в Советской Армии в звании генерал-лейтенант и умер в 1960-м , третий погиб в 1942-м