Гвардии поручик об армии Древнего Египта. Часть 6. Египетская «царица полей»

68
Продолжаем рассказ об армии Древнего Египта – такой, какой ее увидел на страницах своего замечательного труда историк поручик Е. А. Посыпкин.






Пехота эпохи XIX династии в бою с ливийцами (1-2). В этот период египетская пехота приобрела характерный для периода Нового царства внешний вид - появились полосатые головные уборы, угловатые щиты, бронзовые боевые серпы-хопеши.

Пехота и ее структура

Итак, древнеегипетская пехота эпохи Нового царства делилась на тяжелую (копейщики) и легкую (стрелки). Вероятно, и в Древнем и Среднем царствах деление было аналогичным [все, что будет ниже сказано относительно организации пехоты, относится, главным образом, к эпохе Нового царства; организация более древних эпох и ополчения малоизвестны. Бругш. Ист. Ег. пер. Власт. 239 сл.; Сказания Манефона; Wilk Anc. eg. I, p.p. 338 - 369 (Фивские гробн. Brugsch., Aegypt. s. 234: Стела Пианхи; Masp. Hist. anc. 1895; II, p. 212.)].


Пехота Нового царства. По сравнению с прежней эпохой внешне воины мало изменились. Но из оружия появились бронзовые топоры и боевые серпы. На рис. 2. - пехотинец нахтуаа. Воины 1. и 3. вооружены простыми луками. Воин 3. - меджей. Во времена Камоса и Яхмоса меджеи - разведчики и застрельщики, позднее - охранники гробниц в Долине Царей.

Комплектование, формирование, обучение и снаряжение пехотных частей происходило гораздо быстрее, легче и дешевле других родов оружия; также пехота была менее требовательна в удовлетворении своих потребностей, а следовательно и несла меньше потерь от самой трудности походов. Пехота и в эту эпоху являлась главным родом оружия, что подтверждается и историческими памятниками [так, Манефон говорит о сосредоточении под гор. Ха-Уар 240 тыс. человек одной пехоты (гиксосский период, до 1700 г. до н. э.). Бругш. Ист. Ег. пер. Власт., 239 сл.], и тем, что при формировании отдельных отрядов, как мы увидим ниже, пехота составляла большую составную часть последних.

Для удобства управления в бою, а также в силу других тактических и административных требований, пехота была разделена на отдельные части, имевшие своих командиров. Названия этих отдельных частей менялись не только по эпохам, но и по царствованиям. Памятники сохранили некоторые из таких названий. Во-первых, в пехоте имелась «гвардия царя» и его «телохранители», («следующие за господином» и «войска принадлежащие Его Величеству»); затем части пехоты имели различные названия, как например, отряды «Амона», «Ра», «Красоты солнечного диска», «Блистающий как солнечный диск», «Великого царя», «Господина стран», «Усер-ма-Ра» (т. е. царя Рамеесу II, 19-я династия), (города) «Хмуну», (города) «Хененсу», «Героев» и т. п. Последний имел особые привилегии, по крайней мере, при назначении из него командиров в др. части, они сохраняли название своей бывшей части, напр., «первый герой войска» [Erm. Aeg. u. aeg. Leb. II. s. 716; Mariette, Catalogue des monuments d'Abydos, 1062, 1063, 1070, 1076, 1087, 1137; Геродот, IV. 116; Brugsch. Aegypt. s.s. 234. 235; Стела Пианхи; L. D. III, 168, 183. 201. 257 a].


Египетская пехота на пути вторжения Народов моря

Вопрос о величине тактической единицы пехоты остается открытым, хотя имеется возможность сделать определенные выводы. На некоторых картинах пехотные части изображены в колоннах, имеющих 12 человек по фронту и 9 человек в глубину, что дает цифру в 108 человек для всей колонны [Рамессеум. L. D. III, 155, 164.]; на некоторых других эти колонны имеют по фронту 8 человек при глубине в 11 человек, следовательно, всего 88 человек [Фивские гробн. Wilk. Anс. eg. I, p. 341.]; кроме того, на такой картине усматривается, что 6 - 10 человек составляли как бы отделение, имея унтер-офицера и даже свой значок. Одна из надписей, перечисляя войска одного самостоятельного отряда из разных родов оружия, говорит, что пехота входила в его состав в количестве 5000 человек, причем подчинялась 20 командирам, что дает цифру в 250 человек для каждой отдельной части [Brugsch. Aegypt., s. 232.].


Гвардии поручик об армии Древнего Египта. Часть 6. Египетская «царица полей»


Наконец, в одной из гробниц эпохи XII династии были найдены две деревянные модели, изображающие пехотные колонны: укрепленные на доске правильными рядами статуэтки воинов. Одна модель изображает тяжелую пехоту и имеет 4 человека по фронту и 9 человек в глубину, всего 36 человек, другая изображает стрелков той же численности [Masp. Hist. anc. 1895, II, p. 223; Steindorf. Die Blutezeit des Pharaonenreiehs, s. 53.]. Таким образом, картины и письменные памятники указывают на численные пределы в 88 – 250 человек (хотя конечно возможны и ошибки художников), а модели дают цифру в 36 человек (модели хорошо сохранились, обе одинаковой численности, и с высокой степенью вероятности указывают на определенную строевую часть). Трудно сделать на основе этих данных какие-либо определенные выводы: может быть тактической единицей являлся отряд в 36 человек, изображенный на моделях, а может быть величина тактической единицы не была строго определенной, а модели изображают одно из ее подразделений, что-то вроде взвода. Наконец, не соответствие цифр, выведенных из картин и надписей и цифры, даваемой моделями, может заключаться в том, что картины - памятники Нового царства, а модели были найдены в гробнице времен Среднего царства. Конечно, эти рассуждения остаются только предположениями, но очевидно одно - что пехотные части египетских войск делились на какие-то тактические единицы и что это вызывалось, конечно, теми же соображениями, как и в позднейшие времена - т. е. желанием достичь той же быстроты движения части как для отдельного человека, возможностью для командира управлять и наблюдать за людьми и возможностью вести самостоятельный бой.




Вооружение.

Вооружение древнеегипетских войск было довольно разнообразным, но одни и те же войсковые части имели всегда одинаковые как вооружение, так и снаряжение. Отступление от этого правила допускалось лишь в некоторых отрядах вспомогательных войск (см. ниже), имевших иррегулярный характер, но, в целом, и вспомогательные войска вооружались и снаряжались также, как и собственно египетские войсковые части. Вооружение и снаряжение были оригинальными по своим формам и лишь с эпохи XXVI династии (ок. 666 г. до н. э.) становится заметно греческое влияние.



Как делилась пехота по своему вооружению в Древнем и Среднем царствах, нам в точности неизвестно: памятники дают лишь изображения различного оружия этих эпох, как например лук, большой продолговатый щит, маленький круглый щит, обтянутый кожей, копье, топор и праща [Erm. Aeg. u. aeg. Leb. II, s.s. 691, 692; Mariette, Catalogue general des monuments d'Abydos, I, p. 49; Rosselini, monumenti dell Egito; civ., 117, 118, 119; Гробницы Бени-Гассана].




В Новом царстве вооружение пехоты окончательно выработалось и разделилось на два вида: на вооружение легкое и тяжелое.

Легкая пехота имела луки (иногда с медными стрелами), топоры и кинжалы, но не имела щитов; иногда кинжалы заменялись серпообразными мечами.



Тяжелая пехота имела копья, с медными или железными наконечниками, длинные или круглые щиты, обитые металлом (носимые обыкновенно за спиной), топоры, секиры, а иногда и панцири, имевшие вид рубашек с короткими рукавами или нагрудников: они делались из тонких металлических пластинок и из особой толстой и мягкой материи.



Трубачи вооружались лишь одним кинжалом.




Офицеры и унтер-офицеры имели топор и кинжал, или копье и топор; в легкой пехоте даже иногда лук, и никогда не имели щита. Кроме того, начальствующие лица еще имели, почти всегда, жезлы в виде палок.



Шлемы начали появляться лишь с эпохи XVIII династии (ок. 1700 г. до н. э.), да и то только у царей; правда с течением времени они перешли и к высшим военачальникам, не получив, однако, распространение в войсках [Бругш, Ист. Ег. пер. Власт., 113, 302 сл., 385 (Надп. Карн. храма и на плите у большого Сфинкса в Гизе). L. D. III, 2, 92, 97, 104. 121, 155: Kg. expl. found. XII, pl. VIII; Картины храма в Дейр-эль-Бахари; Wilk., Anc. eg I, p.p. 338 - 369 (Фивская гробн. и гробн. Рамессу III). Еrm. Aeg. u. aeg. Leb. II, s.s 718. 719: Masp. Hist. anc. 1895, 11, p. 213.].




Одежда войск была до крайности проста: если не надевался панцирь, то верхняя часть тела или оставлялась не прикрытой, или обматывалась узкими, полотняными повязками; нижняя часть тела была одета в вид короткой юбки, которая состояла из передника и треугольного кожаного платка. Одежда эта была, конечно, в высшей степени легкая, что вызывалось требованиями климата; кроме того, эта одежда была, так сказать, национальная, ибо так одевалась вся масса народа - что также имело большое значение. Головной убор состоял из небольшой мягкой шапочки, облегавшей голову как парик. Ноги обувались в легкие сандалии (из особой соломы или кожаные), применяемые и в позднейшие эпохи [Erm. Aeg. u. aeg. Leb. II, s.s. 717, 718; Masp. Hist. anc. 1895, II, p. 213; L. D. III. 94, 97, 117, 121, 153, 154, 156, 158 187, 214 и др.].



Пехотные части войск были снабжены особыми значками - знаменами, представлявшими из себя древко, на конце которого находился или символ бога, или царская голова, иногда имя царя, написанное на дощечке, или какой-либо символ [Фив. гробн., Wilk. Аnc. eg. I, p. 343; Erm. Aeg. u. aeg. Leb. II, s. 719; L. D. III, 92, 104, 105.].




Для подачи сигналов в пехоте имелись трубы и барабаны - последние были длинной формы и носились на перевязи через плечо; трубы были металлические и прямые [Chabas, Vay. d.'un eg. p 52; naп. Anastasi I (XVII, 2 - XVIII, 2j; Wilk. Anc eg. I, 339.].




Строи пехоты; боевые действия.

Египтяне понимали необходимость различных видов строя и к самим строям они предъявляли определенные тактические требования.

Пехота строила колонны и развернутый строй.

Колонны были боевые и походные. Боевые колонны, судя по дошедшим до нас изображениям, имели довольно разнообразные размеры; одни из них занимали протяжение 3 человека по фронту и 6 - 7 человек в глубину, другие имели по фронту 12 человек, а в глубину 9 человек, третьи, наконец, при протяжении по фронту в 8 человек, имели глубину в 12 человек. Такие колонны строились одна возле другой, на интервалах, не превышавших, вероятно, ширину фронта. Походные колонны занимали по фронту протяжение в 4 человека. Дошедшие до нас изображения весьма разнообразны и потому не позволяют точно определить размеры строя, количество единиц, его составляющих и, даже, величину наиболее часто употреблявшуюся, возможны и неточности у самих художников.

Что касается упоминаемых у Ксенофонта построений египетской пехоты в виде колонн до 100 шеренг глубины, то памятники это не подтверждают. Возможно, что такие колонны были заимствованы египтянами в позднейшее время у других народов, так как Ксенофонт упоминает их при описании борьбы Кира с Крезом, закончившейся, как известно, сражением в 541 г. до н. э. - т. е. когда древнее царство фараонов доживало свои последние дни и на нем уже сильно отражалось чужеземное влияние.

Развернутый строй пехота строила в одну шеренгу; люди становились без интервалов. Как видно из картин, он имел второстепенное значение [L. D. III, 92. 93, 130, 154, 155, 157, 158, 159, 160, 164, 165 и др.; Wilk. Anc. eg. I, p. 341; Masp. Hist. anc. 1895, II, p.p. 220, 223, 225, 226; Steindorf, Die Bliitezeit des Pharaonen-reichs, s. 53. Картины в гробн. Тель-эль-Амарны, в Раме-сеуме, в Карнакском храме и др. Н. П. Михневич История воен. иск., 7; Ксенофонт, Киропедия, кн. VI, гл. 3.].

Боевые действия пехоты при наступлении выражались: в подготовке атаки стрельбой из луков, для чего были пригодны и боевые колонны и, в особенности, развернутый строй; в пользовании случаями охвата или прорыва неприятельского расположения, что также удобно было производить в колоннах, и, наконец, в производстве самой атаки, т. е. удара холодным оружием, исполнявшегося исключительно в строю колоннами.




При обороне требовалось укрыться от поражения противника, предупредить возможность атаки во фланг и противодействовать удару атаки, а потому за закрытиями и на флангах употреблялся развернутый строй, но второй же линии (резервы) применялись колонны.

Таким образом, мы видим, что боевые колонны были, так сказать, универсальным строем пехоты: они допускали стрельбу, по своей величине были достаточно подвижны и поворотливы и обладали достаточной силой для производства удара. Но, тем не менее, колонны являлись строем, более пригодным для наступления и, вообще, для активных действий. С другой стороны, памятники показывают, что именно колонны были преобладающим строем египетской пехоты. т. е. имеется основание заключить, что пехотные строи, хотя бы и в период Нового царства, были более приспособлены для наступления и атаки, чем для оборонительных действий.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    24 ноября 2018
    Долгожданное продолжение интересного цикла.
    Ну да, пехота она и в африке пехота)
    1. +9
      24 ноября 2018
      Это уж точно, метко подметили
  2. +9
    24 ноября 2018
    Познавательно и наглядно, супер!
    1. +6
      24 ноября 2018
      Присоединяюсь good
      1. +9
        24 ноября 2018
        Как говорится
        Эх она пехота, идёшь - идёшь - и все охота))
        Преимущественно на букву П lol
  3. +8
    24 ноября 2018
    Функциональные градации уже имели место, замечательно
    1. +7
      24 ноября 2018
      Все структурировать это наверное свойство человеческой природы
  4. +3
    24 ноября 2018
    Народ,кто знает название гибрида короткого копья с булавой со второй картинки?
    1. +7
      24 ноября 2018
      Может копьебулава? ) если серьезно, на языке крутится - вспомнить не могу
    2. +2
      24 ноября 2018
      Цитата: Партизан Крамаха

      Народ,кто знает название гибрида короткого копья с булавой со второй картинки?

      Наверное булко
      1. +2
        24 ноября 2018
        А это и не гибрид. Топор. Только с оригинальным креплением рабочего тела. По-крайней мере создавался так. Но вот как пехотинцам он, видимо, понравился.
    3. +1
      2 января 2019
      Цитата: Партизан Крамаха
      название гибрида короткого копья с булавой со второй картинки?


      Тэм. По источникам ещё советского издания.
  5. +11
    24 ноября 2018
    Спасибо Автору за продолжение!!!
    Кстати, боевой серп хопеш---любимое оружие Бога Сетха! Бог охраны фараона, Бог иноземцев, иноверцев, грешников и непогребённых . По преданию, этим хопешем Сетх бился с Хором за власть над Миром (или по другим данным, за власть над Египтом ). А у Хора был кинжал. В то же самое время Сетх спас всех Богов, и Ра в том числе, от мирового зла ---Апофи, пронзив его копьём, во время путешествия Богов по подземному Нилу.
    Насчёт боевых колесниц. До гиксосов лошадей египтяне не знали. А поскольку гиксосы считались ""сетховыми людьми "",а лошадей использовали ТОГДА только во время войны, их считали ""сетховыми "". Но покровительницей лошадей считалась Богиня Анат, одна из жён Сетха, Богиня боевых колесниц
    1. +1
      24 ноября 2018
      Бога Сета с собой как раз гиксосы и притащили, вместе с колесницами и конями. Египтяне просто оперативно подстроились под новые реалии. И мифологию откорректировали, и колесницы на вооружение приняли, и гиксосов частично вырезали, частично в рабы записали.
      1. +1
        24 ноября 2018
        Правда, термин "оперативно"- не совсем применим, почти две сотни лет подготовка к "реконкисте" заняла.
        1. +1
          24 ноября 2018
          А уж как гиксосов гоняли - целую Иллиаду написать можно. Возможно, и написали, только пока не найдена. Но и из того, что сейчас есть- ох как захватывающе выходит.
      2. +1
        24 ноября 2018
        Сетх---традиционный египетский Бог, ещё с додинастических времён, был Богом охраны фараона, и, в частности, Богом Верхнеегипетского царства. А гиксосы принесли в Египет культ Ваала, и других финикийских Богов и Богинь---Анат, Ашторет, Решефа и др. И именно гиксосы отождествили Ваала с Сетхом---из-за схожих атрибутов!
        1. +1
          24 ноября 2018
          С додинастических времен? И где и кто воспел бога Сета в те времена? Нет, я серьезно.
          1. +1
            24 ноября 2018
            И, Вы про финикийских богов - не шутите?
            1. +2
              24 ноября 2018
              Додинастические времена---о них у Кристиана Жака. А мифы---это мифы, литература в изобилии.
              1. 0
                24 ноября 2018
                Как и бог Сет, не так ли?
                С уважением. hi
      3. +2
        24 ноября 2018
        Бога Сета с собой как раз гиксосы и притащили
        Вообще-то Сет чисто египетское божество. В письменных источниках известен со времен второй династии. То есть с самого начала Древнего царства. А в виде изображений еще с додинастического периода. Причем сильно с додинастического.
        1. 0
          25 ноября 2018
          Сильно с додинастического? Это когда будущие "древние египтяне" местных резали? Или когда? Рисунок змеи на камне - это Сет?
      4. 0
        28 ноября 2018
        Цитата: Reptiloid
        В то же самое время Сетх спас всех Богов, и Ра в том числе, от мирового зла ---Апофи, пронзив его копьём, во время путешествия Богов по подземному Нилу.

        Цитата: tanit
        Бога Сета с собой как раз гиксосы и притащили, вместе с колесницами и конями.

        Не совсем так: культ Сета в Египте существовал с глубокой древности, но поскольку гиксосы поклонялись именно Сету, после свержения их власти Сет был демонизирован, как "коллаборационист"
        Именно поэтому
        Цитата: Reptiloid
        По преданию, этим хопешем Сетх бился с Хором за власть над Миром (или по другим данным, за власть над Египтом ).

        ЕМНИП, хопеш в Египет принесли как раз гиксосы - в Двуречье он встречался куда раньше, чем в Египте (его потомок - ассирийская саппара)
  6. 0
    24 ноября 2018
    Вроде бы хопеш - это не серп, а, скорее, топор. Серп "работает" несколько иначе.
    1. 0
      24 ноября 2018
      Заточка своеобразная. И серп, и топор, и сабля, и меч (ну, за неимением лучшего)
      1. +1
        24 ноября 2018
        Такая "дура" и просто без заточки не плохо может вывести из строя на веки вечные. У меня новодел, подарили коллеги, 2340 грамм весом. Правда -бронза современная.
        1. +1
          24 ноября 2018
          Цитата: tanit
          ........ У меня новодел, подарили коллеги, 2340 грамм весом. Правда -бронза современная.
          Пусть новодел, всё равно здорово.
          1. 0
            24 ноября 2018
            Тяжел в руке, не привычно.
          2. 0
            24 ноября 2018
            Ну, и я не обучен. recourse
            1. 0
              24 ноября 2018
              А египетских ребят уж всяко-разно не только за статный рост или отличный цвет кожи выбирали...
  7. -2
    24 ноября 2018
    Всё хорошо в статье, кроме одного - материал из книги 100 летней давности, а картинки то современные, но анализа данных современной египтологии нет. Спрашивается, автор просто перепечатал текст и добавл картинок ?
    1. +3
      24 ноября 2018
      Автор просто изложил кратко книгу столетней давности, впрочем так и в названии цикла видно. Ну, картинки...В цвете - современные. А цветные фотографии статуэток -так какая разница, когда и на какую камеру они сделаны? Чернобелые - калька с египетских источников. Так в чем проблема?
      1. -2
        24 ноября 2018
        Проблема на мой взгляд просто в переписывании старой книги, так сказать не просто в отсутствии "научной новизны исследования", но хотя бы учёта достижений египтологии за 100 лет.
        1. +3
          24 ноября 2018
          Вряд ли что-то в построениях пехоты Новой Династии за эти сто лет кардинально изменилось. hi
          1. +2
            24 ноября 2018
            Ещё раньше кто-то из комментаторов писал, что эта старинная книга пользуется уважением учёных. Разве не интересно узнать, что написал наш соотечественник о Египте в то время.Как верно замечено----за 100лет ничего не изпенилось.
            1. +2
              24 ноября 2018
              Нет. Вот только именно в хорошем смысле. Ни чего не изменилось.
          2. 0
            1 декабря 2018
            Цитата: tanit
            Вряд ли что-то в построениях пехоты Новой Династии за эти сто лет кардинально изменилось.

            Изменилось в науке многое, даже советские работы были, не говоря про достижения в египтологии последних лет 30-40. Были и новые находки археологов, котоыре позволили уточнить ряд моментов.
        2. +8
          24 ноября 2018
          Вопрос Михаилу Манюгину:
          Сайт ВО гонится за "научной новизной исследований"?
          1. +9
            24 ноября 2018
            Позволю себе разделить проблему Михаила Матюгина на 2 части:
            1) это покушение с негодными средствами. Можно ли применить термин "научная новизна исследования" хоть к одной из статей, вышедших туточки сегодня, вчера или на неделе? Это что - сайт Академии наук? Смешно...
            2) это из серии "смотрю в книгу - но вижу фигу". Насколько помню, при старте цикла автором ставилась задача познакомить читателя с библиографической редкостью - трудом поручика Посыпкина, доступ к которому для широкого читателя ограничен. Именно с этим трудом. Всего лишь.
            Ну а разбор египтологии за последние 100 лет - это очевидно задача таких Матюгиных в комментариях к циклу. Им это под силу, ведь они очень умные и грамотные. Ежели конечно не только стыдят, а говорят хоть что-нибудь стоящее.
            Вот как говорится - и флаг им в руки и барабан на шею
            1. +2
              25 ноября 2018
              Кто захочет новое в египтологии----тот воспользуется поисковиком и из огромного списка за 100 лет, выберет ,что захочет, а не будет сидеть и тупо ждать несколько лет, а вдруг когда-нибудь ВО сообщит новости египтологии. захотелось мне новостей о Египте, пошёл в идательство НЕСТОР-ИСТОРИЯ, у нас в Питере , принёс оттуда книгу Максима Александровича Лебедева "Слуги Фараонов вдали от Нила". Так в этой книге как раз есть впервые напечатанные древние источники.Просто здорово!
              Если бы автор статей, нам не рассказал бы об обсуждаемой книге, то я бы и вовсе про неё не узнал никогда.
            2. 0
              1 декабря 2018
              Цитата: Хунхуз
              Можно ли применить термин "научная новизна исследования" хоть к одной из статей, вышедших туточки сегодня, вчера или на неделе? Это что - сайт Академии наук?

              Нет, но один, скажем скромно, из лучших сайтов по военному делу в целом в русскоязычном сегменте интернета.

              Цитата: Хунхуз
              Насколько помню, при старте цикла автором ставилась задача познакомить читателя с библиографической редкостью - трудом поручика Посыпкина
              Вопрос - стоит ли овчинка выделки при этом ? в эпоху то информационного общества и доступности множества современных материалов по военной истории Др.Египта ?

              Цитата: Хунхуз
              Ну а разбор египтологии за последние 100 лет - это очевидно задача таких Матюгиных в комментариях к циклу. Им это под силу, ведь они очень умные и грамотные. Ежели конечно не только стыдят, а говорят хоть что-нибудь стоящее.
              Да, наверное стоит как нибудь этим заняться, особенно человеку, бывавшему в Египте не только на отдыхе, но и участвовавшим в исследованиях древнего наследия этой страны.
          2. +1
            25 ноября 2018
            Цитата: XII легион
            Вопрос Михаилу Манюгину:
            Сайт ВО гонится за "научной новизной исследований"?

            Позволю себе добавить чуть чуть-----не просто речь о научной новизне, а именно о научной новизне в египтологии! Во как!
            1. +8
              25 ноября 2018
              Да, тоже добавлю.
              Меня удивляет, что персонаж, заявляющий о "научной новизне",
              и кидающий в связи с этим предъявы, банально не знает, что надо начинать с постановки вопроса. Короче говоря - первым делом смотреть на название !
              1. +2
                25 ноября 2018
                Статья с анализом научной новизны в египтологии, возможно стала бы размером с книгу, скорей всего это было бы многотомное издание, не нашлось бы ему места на страницах ВО. Это по моему всем должно быть понятно, ведь ВО не египтологический сайт.
                1. +2
                  25 ноября 2018
                  Книгу о слугах Фараонов вдали от Нила я читал 4 года назад. Сейчас решил новое что прочитать.А это непросто, оказывается. Выбрал книгу "Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Средего Царства".Автор Герман Кеес, немецкий египтолог, профессор Гёттингенского Университета, 1886---1964гг. Это первый перевод на русский язык и впечатление, что не особенно ею у нас интересуются. А Египетскую книгу мёртвых я гораздо раньше прочёл.
          3. 0
            1 декабря 2018
            Цитата: XII легион
            Сайт ВО гонится за "научной новизной исследований"?

            В том числе да. Посмотрите на рубрики другие, особенно посвещённые новейшим моделям вооружений, вопросам боевого обучения и т.п. Это что, не научная новизна ?

            А для примера научной новизны в исторических материалах - посмотрите публикуемые на ВО статьи Вяч.Шпаковского - это образцы, в которых соединется лёгкость изложения с новейшими достижениями исторической науки.
  8. +2
    24 ноября 2018
    Цитата: Черный Джо
    Долгожданное продолжение интересного цикла.
    Ну да, пехота она и в африке пехота)

    Кстати, египтян во время добычи полезных ископаемых, а также торговых экспедиций, в основном для защиты от разбойников, сопровождала ПЕХОТА (сухопутная или речная), и люди всех необходимых специальностей---мастера по оружию и одежде, скотники, повара, охотники, пивовары, жрецы, колдуны, бальзамировщики, лекари, ветеринары, разнорабочие, картографы, и даже шуты! И конечно, дипломаты. Пехота охраняла все эти экспедиции во все стороны света---ведь Египет распространялся и на запад в Ливию, и на юг в Нубию, и на юго-восток в Эфиопию, и на восток---в Синай и Палестину, а в эпоху Нового царства---ещё и на север---континентальная Греция + Крит и Кипр, и даже на какое-то время, при XVIII династии, оккупировали Месопотамию...
    1. +1
      24 ноября 2018
      А с поклонниками бога Сета дрались и в речных боях, кстати. И в морских.
      1. 0
        24 ноября 2018
        Пока их не помножили на ноль, ну а бога в свой пантеон включили.
        1. 0
          24 ноября 2018
          Кстати, вполне "общечеловеческая" традиция. Египтяне и до этого (в донулевую династию) всех захваченных чужих богов в пантеон забирали. Которые больше всех собрали "крышечек" - те и стали древними египтянами hi
          А традиция, однако, продолжала жить параллельно, и на разных континентах, и даже после их. Видимо - "общечеловеческая". laughing
        2. +1
          24 ноября 2018
          Цитата: tanit
          Пока их не помножили на ноль, ну а бога в свой пантеон включили.

          Ну да, ну да.Как же не забрать в свой пантеон могущественного Бога??!! Это даже странно.
          В разных религиях такая практика. Древние Римляне ----эвокация, это был ритуал жертвоприношения чужеземным Богам по римскому образцу, что бы они перешли на сторону римлян.
          1. +1
            24 ноября 2018
            Так и я про что? Отъимели носителей - бога забрали.
            1. +1
              24 ноября 2018
              А вот то что в Додинастии Сет уже был? Прошу, расскажите - где это написано(выбито)? hi
              1. +1
                25 ноября 2018
                Цитата: tanit
                .... в Додинастии Сет уже был? - где это написано(выбито)? hi
                У меня несколько книг французского египтолога Кристиана Жака. В какой-то из них..... Надо вспоминать....Напишу потом....
              2. +2
                25 ноября 2018
                Цитата: tanit
                где это написано(выбито)? hi

                Вспомнил! В книге ""Египет великих фараонов"" Кристиана Жака это ТОЧНО есть!
                А в додинастическую эпоху был не только Сетх, но и Хор, и Ра, и Тот, и Осирис, и женские Божества---Исида, Сохмет, Нейт, и многие, многие другие. Не было только Божеств из Финикии, и др.заимствованных---Бэса, Дедуна, Аша и т.д.
                1. +1
                  25 ноября 2018
                  Увы, нет там этого. Вернее- есть...Но- это гипотеза. Хотя -книга - чудо как хороша.
                  С уважением.
                  1. 0
                    25 ноября 2018
                    Египтяне - ребята упертые были. Если чего-то нет в дословном описании- то в косвенных свидетельствах- информации - достаточно. Но во про Сета - нет ни чего, ни дословно, ни косвенно. До гиксосов. hi
  9. +3
    24 ноября 2018
    Интересная статья, автору респект. Не хватает мелочи: хронологической оси, где бы ли бы отмечены упоминаемые царства для лучшей ориентации во времени. И ещё: следовало бы дать подписи к иллюстрациям на русском, мне всё равно, но основной массе читателей это дополнительное неудобство.
    1. +2
      24 ноября 2018
      Все египетские ребята -после помножения на ноль гисосов. В статье -по тексту.
      1. +1
        24 ноября 2018
        А так...Картинки....Они - как и пехота. Они и в Африке картинки. laughing
        "Ну да, пехота она и в африке пехота)"(с) из первого комментария.
  10. +8
    24 ноября 2018
    Структура пехоты и ряд ключевых моментов применительно к системам снаряжения и вооружения заложен именно в Древнем Египте. Показательно.
    Спасибо!
    1. +1
      25 ноября 2018
      Почему же в Египте? Про Древнее царство и его пехоту известно мало, а вот у шумеров - все уже в те времена было. Даже фаланга.
      "Первая «армия» - это «храмовая дружина»!"-статья на ВО. январь 2017 года.
      1. +9
        25 ноября 2018
        Представляете, знаю про шумеров.
        Про якобы первую фалангу, Стеллу коршунов и т.д.
        Только известно на самом деле не многим больше чем про египетскую пехоту Древнего царства
        1. +1
          25 ноября 2018
          Представил. Только вот Стелла Коршунов - есть. А других...Ну, не нашли еще. hi
          1. 0
            25 ноября 2018
            Но, к вопросу о шумерах - колесницы у них какие-никакие, но были. А Древнее и Среднее царства Египта - царства пехоты. Вот про пехоту тех времен и неизвестно почти ни чего. Кроме того, что
            -явно была
            -явно побеждала. hi
            1. 0
              25 ноября 2018
              Ну, и 2600 лет до нашей эры - это "якобы"...
        2. 0
          1 декабря 2018
          Цитата: XII легион
          Представляете, знаю про шумеров.
          Про якобы первую фалангу, Стеллу коршунов и т.д.
          Только известно на самом деле не многим больше чем про египетскую пехоту Древнего царства

          На самом деле, в чём то даже меньше.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»