Минобороны определилось с обликом перспективного скоростного вертолёта

68
Минобороны наконец-то определилось с проектом российского перспективного скоростного вертолёта, способного развивать скорость до 400 километров в час. Из проектов вертолета, представленных двумя советскими/российскими вертолетными школами, российское военное ведомство выбрало одноосную схему КБ Миля, сообщает РИА Новости со ссылкой на информированный источник.

Минобороны определилось с обликом перспективного скоростного вертолёта

архивное фото




Как сообщает издание, Минобороны выбрало одноосную схему, проект нового вертолета уже успешно защищён в Минобороны России. На настоящий момент речь пока идет о вертолете, способном развивать скорость 400 км/час. Ранее в "Вертолетах России" заявляли, что представят военному ведомству концепции скоростного вертолета до конца этого года.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщал, что первый опытный прототип скоростного вертолета поднимется в воздух в 2019 году. Летающая лаборатория по созданию перспективного скоростного вертолета (ПСВ) на базе Ми-24, впервые поднявшаяся в воздух в январе 2017 года, достигла скорости порядка 400 километров в час, на ней уже испытаны лопасти несущего винта.

Отметим, что на западе также существует программа создания такой скоростной машины. Фирма Sikorsky создала скоростной вертолет S-97 Raider, построенный по соосной схеме. Российский проект скоростного вертолета по соосной схеме от КБ "Камова", представленный этой осенью, на данный момент Минобороны РФ, видимо, не рассматривается.
  • КБ Миля
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 ноября 2018 10:46
    Ужас . Гадкий утёнок.
    Взяли базу от Ми-24 и добавили несуразную кабину - история , как с " верандой " на первых версиях Ми-24 ))
    1. -1
      19 ноября 2018 10:49
      Изобрести велосипед гораздо сложнее.
      Главное, чтобы его ТТХ соответствовали техзаданию.
    2. +16
      19 ноября 2018 10:52
      Та ну. Зная как на топ варе выбирают картинки, взяли первую попавшую в интернете и выложили.
      1. +3
        19 ноября 2018 11:24
        Лаборатория, действительно, создана на базе планера от Ми-24. На каждом МАКСе стоит. Как в итоге будет выглядеть сам вертолет - вопрос. Но то, что классическая схема дешевле соосной - факт. Смогут сделать требуемые характеристики на её базе - молодцы.
        1. +6
          19 ноября 2018 11:28
          Цитата: Безликий
          Но то, что классическая схема дешевле соосной - факт.

          На чем основаны Ваши выводы?
          1. +1
            19 ноября 2018 11:39
            Думается на одних лопастях экономия есть. И один автомат перекоса. А для хвостового винта экономия в материалах.
            1. +11
              19 ноября 2018 11:44
              Цитата: Урал-4320
              Думается на одних лопастях экономия есть

              На соосном их шесть, а не классике восемь... wink Где же экономия? А АП и на соосном один, конструкция другая...
              Цитата: Урал-4320
              А для хвостового винта экономия в материалах.

              Какая экономия? Карданный вал, удлиненная ХБ, КБ и два редуктора...
              1. 0
                19 ноября 2018 13:26
                Так я предположил по-обывательски, а Вы со знанием матчасти написали. hi
                Хьюи как-то двумя лопастями обходится в полете, и АП, вроде, примитивный.
              2. +3
                19 ноября 2018 15:49
                Цитата: helmi8
                Цитата: Урал-4320
                Думается на одних лопастях экономия есть

                На соосном их шесть, а не классике восемь... wink Где же экономия? А АП и на соосном один, конструкция другая...
                Цитата: Урал-4320
                А для хвостового винта экономия в материалах.

                Какая экономия? Карданный вал, удлиненная ХБ, КБ и два редуктора...


                Будем честны. Их всё-таки пять. Те, что на рулевом, несколько иные. Да и в сумме короче, чем одна несущая.

                С остальным согласен.

                Да и не сможет одновинтовая классика выдать, скажем, 500км/час. В принципе.
          2. -5
            19 ноября 2018 11:44
            На чем основаны Ваши выводы?


            На соотношении цены за единицу вертолетов Ка-52,Ми-35, Ми-28 (различных модификаций) между собой за последние 7 лет.
            Усреднено 1 Ка-52 стоит примерно как 1,5-2 Ми-28, и 3 - 3,5 Ми-35.
            Сравнение достаточно грубое, округляет уйму факторов, в том числе: массовость изготовления, различную авионику, системы вооружения, разность назначения вертолетов (что естественно, из-за разности характеристик), но тем не менее имеет место быть.
            1. +12
              19 ноября 2018 12:12
              К-52 стоит $20 млн, Ми-24 - $22 млн, Ми-28Н - $24 млн. Где здесь 1,5-2 раза?
              1. -1
                19 ноября 2018 13:09
                Цена вертолета на скорость не влияет, а второй винт и высокая втулка винта очень даже оказывают сопротивление набегающему потоку. А по поводу морды кабины, можно поработать и облагородить, это не так страшно.
                1. +4
                  19 ноября 2018 14:36
                  Чего все прицепились к этой морде? Это всего лишь мул, носитель технологий для отработки конструктивных и технологических решений. Серийная машина, если до этого дойдет, будет совершенно другой. К сожалению очень много людей совершенно не представляющих себе все этапы разработки новой техники, перспективного вертолета в том числе.
                2. +1
                  19 ноября 2018 17:21
                  Однороторный вертолет не может развить скорость выше чем примерно половина или чуть меньше скорости движения кончика лопасти. А скорость лопасти ограничена скоростью звука минус скорость вертолёта.
              2. -1
                19 ноября 2018 13:48
                Про Камов писали, что он дороже изначально, как планер...цифры с потолка.
              3. -3
                19 ноября 2018 14:03
                Откуда такие цены? Двадцатьчетверка это грубо говоря модернизированная восьмерка. А восьмерка выпускается с начала шестидесятых. Соответственно и цена относительно ка52 гораздо ниже.
                1. 0
                  19 ноября 2018 16:05
                  Цитата: Николай Р
                  Откуда такие цены?

                  =========
                  Из Интернета естесс-но!!! Такие цифры приводились на многих сайтах (и во многих СМИ)!!!
                  Цитата: Николай Р
                  Двадцатьчетверка это грубо говоря модернизированная восьмерка. А восьмерка выпускается с начала шестидесятых. Соответственно и цена относительно ка52 гораздо ниже.

                  =========
                  Самое НЕЛЕПОЕ утверждение которое сегодня прочитал!!!! Особенно насчет цены! Вообще-то по многочисленным данным стоимость обоих машин (что "Аллигатора", что "Охотника") очень близка и составляет ок. 20 млн.долл за штуку!!! wassat
                  1. -3
                    19 ноября 2018 16:45
                    Вы наверное крокодила Ми-24 с охотником ми28 перепутали)
                    1. -5
                      19 ноября 2018 16:57
                      Да и все равно продавать можно за сколько угодно, но себестоимость и сложность изготовления у ка 52 гораздо выше.
                      1. -4
                        19 ноября 2018 17:01
                        А ещё нелепостью можно обозвать все что угодно. Но нужны факты. А к примеру втулка несущего винта ми24 практически на сто процентов идентична втулке ми8
                      2. +2
                        19 ноября 2018 22:00
                        Цитата: Николай Р
                        А ещё нелепостью можно обозвать все что угодно. Но нужны факты. А к примеру втулка несущего винта ми24 практически на сто процентов идентична втулке ми8

                        Вы уже сегодня столько нелепостей напостили! Пора и остановиться. А то я ещё пример подкину- у них колёса одинаковые! И самое главное и аккумуляторы одинаковые!
                      3. -1
                        19 ноября 2018 22:25
                        Сразу видно насколько вы дилетант. Втулка несущего винта это то что делает вертолет вертолетом. К ней прикрепляются лопасти. А ещё там есть автомат перекоса, который поворачивает лопасти, чтоб происходил забор воздуха и вертолет летел. Надо же сравнить втулку с аккумулятором). Читайте Википедию и будьте здоровы)
                      4. +1
                        19 ноября 2018 22:41
                        Цитата: Николай Р
                        Сразу видно насколько вы дилетант. Втулка несущего винта это то что делает вертолет вертолетом. К ней прикрепляются лопасти. А ещё там есть автомат перекоса, который поворачивает лопасти, чтоб происходил забор воздуха и вертолет летел. Надо же сравнить втулку с аккумулятором). Читайте Википедию и будьте здоровы)

                        Спасибо за совет! Вы ,я так смотрю, уже зачитались Википедией! Кстати могу подсказать более интересные книги, например РЛЭ Ми-24 или РЛЭ Ми-8Т(МТ). Кстати АП не"поворачивает лопасти", а циклично изменят угол атаки лопастей! Так, что освойте сначала дедсад, а потом уж в школу!
                      5. 0
                        19 ноября 2018 22:47
                        Хорошо, чуть-чуть не так выразился, но чтоб сравнить втулку с аккумулятором это вы молодец!!!)
                      6. +1
                        19 ноября 2018 22:53
                        Цитата: Николай Р
                        Хорошо, чуть-чуть не так выразился, но чтоб сравнить втулку с аккумулятором это вы молодец!!!)

                        А я и не сравнивал! Про сарказм, что то слышали?
                      7. -2
                        19 ноября 2018 23:04
                        Может и сарказм, но неудачный, дилетантский)
                      8. +1
                        19 ноября 2018 23:09
                        Цитата: Николай Р
                        Может и сарказм, но неудачный, дилетантский)

                        Цитата: Николай Р
                        Откуда такие цены? Двадцатьчетверка это грубо говоря модернизированная восьмерка. А восьмерка выпускается с начала шестидесятых. Соответственно и цена относительно ка52 гораздо ниже.

                        Ну а это? Это даже не дилетантский, а гораздо хуже! (я не про цены).
                      9. -1
                        19 ноября 2018 23:22
                        Почитайте историю создания Ми-24 в Википедии.
                      10. +2
                        19 ноября 2018 23:40
                        Цитата: Николай Р
                        Почитайте историю создания Ми-24 в Википедии.

                        Честно говоря Вы уже достали Википедией! Если Ми-24 " модернизированная" восьмёрка, то как быть с оригинальным фюзеляжем? С новыми двигателями (ТВ3-117)? С новым редуктором(ВР-24), с новой системой электроснабжения, когда появилась ВСУ и стало не нужным таскать 6 АКБ 12САМ28? Когда запуск двигателей производился не от стартер-генератора(постоянного тока), а от воздушного стартера, а генераторы стали переменного тока! Новое АО, РЭО и многое ещё! По Вашей логике Су-57 это модернизированный Су-17( а может У-2)?
                      11. -1
                        20 ноября 2018 07:38
                        Опять-таки читайте Википедию двигатель ТВ3-117 устанавливался в том числе и на восьмерках, а не есть спец изделие для ми 24.
                      12. 0
                        20 ноября 2018 20:25
                        Цитата: Николай Р
                        Опять-таки читайте Википедию двигатель ТВ3-117 устанавливался в том числе и на восьмерках, а не есть спец изделие для ми 24.

                        Совершенно верно! Но после 24-ки и эта восьмёрка Ми-8МТ, что и показывает, что она модернизирована! А ТВ3-117 создавался для Ми-24, потом его поставили на Ми-14, и уж после он перекочевал на восьмёрку вместе с редуктором ВР-14. Я уже отмечал, что есть более полезные и содержательные издания, чем Вики. Но Вам я вижу Википедия представляется единственным источником. Соболезную!
              4. 0
                19 ноября 2018 14:20
                Цитата: helmi8
                К-52 стоит $20 млн, Ми-24 - $22 млн, Ми-28Н - $24 млн. Где здесь 1,5-2 раза?


                Ссылочку на конкретные контракты можно, где такие цены есть?
          3. +1
            19 ноября 2018 15:48
            Цитата: helmi8
            Цитата: Безликий
            Но то, что классическая схема дешевле соосной - факт.

            На чем основаны Ваши выводы?

            ========
            Ну сама винто-моторная группа в соосной схеме - действительно несколько дороже в производстве и эксплуатации... Насколько? Не знаю... Где-то помнится попадались цифра - ок.30% (но не берусь утверждать!). Но тут не следует забывать, что "винто-моторная группа" - это всего-лишь ЧАСТЬ стоимости самой машины (причем в случае с боевыми вертолетами - не такая уж большая часть!). Дальше идет стоимость "планера", бортового оборудования и т.д. и т.п..... Поэтому, мне кажется, что вертолеты "соосной схемы" априори дороже своих аналогов построенных по традиционной (одновинтовой) схеме абсолютно некорректно!
            Примеры? Да хотя бы Ка-52 и Ми-28!! При очень близких ТТХ - их стоимость отличается несущественно.... Причем Ка-52 даже несколько дешевле!!
        2. +1
          19 ноября 2018 11:28
          Цитата: Безликий
          Но то, что классическая схема дешевле соосной - факт.

          И быстроходнее, хотя "висят" они хуже, а именно это сейчас один из основных методов наблюдения и разведки поля боя, с помощью надвтулочной РЛС и пуска ракет.
          1. +6
            19 ноября 2018 12:55
            Цитата: svp67
            И быстроходнее

            Это пока... Соосная схема уже позволяет двигаться вбок и назад гораздо быстрее, управляемость и устойчивость лучше, чем у одновинтовой. Не знаю, как сейчас, раньше проблема увеличения горизонтальной скорости упиралась в появлении срыва потока с законцовок лопастей, по-видимому, она и осталась.
            Вероятнее всего, на решение о создании одноосного вертолета повлияли прошедшие в 2017 году испытания новых агрегатов, установленных на Ми-24, который достиг скорости около 400 км/ч.
            Большего на одноосном вертолете достичь не получается – заявил тогда глава департамента авиапромышленности Минпромторга РФ Сергей Емельянов.
            Как утверждает ряд экспертов, будущее стоит за вертолетами соосной схемы (два винта вращаются в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси). В России их разработкой занимается предприятие «Камов». Считается, что создание одноосных машин является тупиковым путем.
          2. +1
            19 ноября 2018 16:17
            Цитата: svp67
            И быстроходнее

            ========
            Я не ослышался?? Берем те же Ми-28 и Ка-52.... Максимальная скорость, соответственно 300 и 300... Крейсерская - 265 и 260 (соответственно). И это при ОДИНАКОВЫХ движках и близком полетном весе!!! И де тут явные преимущества в скорости???
            P.S. Только давайте не будем сюда еще и "милевскую" лабораторию" примешивать!!! Это - совсем "другая песня", равно как и Sikorsky S-97 Raider (кстати построенный по соосной схеме!)
        3. +1
          19 ноября 2018 15:27
          Цитата: Безликий
          Как в итоге будет выглядеть сам вертолет - вопрос. Но то, что классическая схема дешевле соосной - факт.

          ========
          Тут дело скорее в другом: "Камовская" машина (хоть потенциально и более перспективна) существует пока только в виде теоретических расчетов и моделей.... Довести её до "металла" тем более, до испытаний - вопрос больших денег и большого времени!! "Милевская" концепция (пока в виде лаборатории) - уже летает, а значит появляется возможность реализации проекта скоростного вертолета в более близкой перспективе и "меньшей кровью".... Потому "милевский" проект и представляется военным более "реальным"...
          Остается надеяться, что и по "камовским" проектам работы не будут свернуты!!! Там - перспективы - о-го-го!!!
        4. 0
          20 ноября 2018 08:30
          Не смогут, асимметрия подъемной силы и прочие прелести, не позволяющие строить вертолеты быстрее 400 км/ч.
      2. +1
        19 ноября 2018 11:51
        Милевцы не так давно сообщали что, именно на ми 24 и идёт отработка концепции и испытания отдельных узлов и решений... Так что картинка, как ни странно соответствует действительности.
    3. SSR
      +3
      19 ноября 2018 11:39
      Мне кажется кто-то как и раньше, хорошо так лоббирует Милевцев.
      Мне нравятся Ми и нравятся Ка, они различны сами по себе, но как стоял выбор скоростного кроме скорости..... в общем вопросам есть место.
      1. 0
        19 ноября 2018 13:35
        Да если не лоббировать свои интересы, то в нашей стране вообще хрен что вертеться будет. Я вертолет ГАИ видел только в "Бриллиантовой руке", а разве вертушка не в помощь? Да хоть над МКАДом бы летала, да пробки оперативно растаскивали бы на земле. А то только Робинсоны частные летают.
        Вот и получается, что вы ребята стройте вертолеты, но куда вы их девать будете нам пофиг - у государства концепции нет.
        Затем и лоббируют, что у продукции сбыт должен быть.
        Правда у нас лобби чаще всего в свой карман.
        1. +1
          19 ноября 2018 18:28
          В семидесятые у нас в городе был вертолёт ГАИ..народ его называл мусоршмиттом...пока не шмякнулся с высоты 4 м... feel
      2. -1
        19 ноября 2018 13:50
        Просто изначально классическая схема -дает большую скорость, чем соосная...вот на ней и решили отработать повышение скорости не влезая в конструкцию глубоко.
    4. +3
      19 ноября 2018 14:36
      Хмм.. Штаты наоборот отказались от своей обычной, взяли соосную, странно это, на удачное лобби похоже. Чудит МО на мой посторонний взгляд.
      1. 0
        19 ноября 2018 14:57
        до 400 км/вертолет, после 400 уже другой летательный аппарат....МО РФ делает и спытывает скоростной вертолет, у Американцев - уже не вертолет.
  2. +8
    19 ноября 2018 10:50
    Очередной попил бабла в исполнении КБ Миля и родного МО. Лучше ше бы направили эти деньги на разработку более совершенных средств наблюдения и поражения для наших вертолётов. А то как не учения, так "экипажи вертолётов на отлично выполняли стрельбы неуправляемыми ракетами и провели точечное бомбометание"
  3. +15
    19 ноября 2018 10:57
    Прикольно.....прирост 80 км-называют "скоростным вертолетом".... Читал, что еще в 80-х годах на "миле" летали опытные вертолеты -(переделки Ми-24) на скорости 380 км\час, причем никто их "скоростными" не называл. Получается-убрали "подвески", отполировали корпус и вот, вам "скоростной вертолет"? Да....далеко ушли мы в "развитии" темы скоростного вертолета, за это время....
  4. +3
    19 ноября 2018 10:58
    Хм, а как же вариант от Камова, который ранее в сеть утёк?
  5. +2
    19 ноября 2018 10:58
    Ми-24 без "крыльев".
  6. +3
    19 ноября 2018 11:10
    интересно посмотреть проект Камовцев
  7. +2
    19 ноября 2018 11:31
    А шумихи то было! а тут обычный вертолет , ну чуть побыстрее.
  8. +6
    19 ноября 2018 11:34
    Стоит ли игра свеч? Вернее таких затрат? Я понимаю увеличили бы существенно скорость для винтокрылой машины ну предположим до 500 км/ч...вроде да, прорыв, а так увеличив скорость на 50-60 км., как то не очень, ну это чисто мое мнение.
  9. 0
    19 ноября 2018 12:07
    Зачем нужен дорогой вертолет, который летает медленнее самолета?
    Практическая ценность его в чем?
    1. +3
      19 ноября 2018 12:18
      В том, что на этой теме нужные “люди” поднимут кучу бабла! Создадут несколько штук и скажут хватит и этого, потому что очень дорого!
  10. +2
    19 ноября 2018 13:53
    400км/ч - за счет резервов традиционной схемы вертолета (улучшение аэродинамики, новые лопасти, более мощные двигатели) правда, как это потом применят на ударнике , у которого ПТУР и НУР висят под крылом? А выше 400 к 500 уже нужно идти по пути американцев и лезть в конструкцию редукторов, добавлять винты...
  11. 0
    19 ноября 2018 18:39
    А мне кажется, что для ПЗРК нет особенной разницы с какой скоростью летит вертолёт 250 или 500...
    1. +1
      19 ноября 2018 19:39
      для ракеты конечно, а вот для оператора?
      https://www.youtube.com/watch?v=x5U9efDqS_0
      вод представьте еще немного ниже (значит еще меньше времени у оператора) и в 2 раза быстрее вертолет
      а ПЗРК это не пистолет что спустил предохранитель и давай пулять...
      1. 0
        19 ноября 2018 21:25
        Как показал опыт ВОВ, для человека придел сколько нибудь точной работы по земле наступает где то в районе 700-800км/ч. Но тут немного другое дело. Во первых скорость это время выхода на огневую позицию. А во вторых ни что не мешает пусть и подставив пузо резко ее погасить до удобной величины, если уж прям так неожиданно приспичило. Естественно речь не идет о огне на сверхмалых высотах где уже при 300 можно куда то попасть только интуитивно. Так как время реакции вооружения уже становится критичным.
        1. 0
          19 ноября 2018 21:36
          если коротко: человек выше пишет что для ПЗРК ("тапочники" с земли пытаются сбить вертолет) не важно как быстро летит вертолет - я написал что очень даже важно и немного объяснил почему...
  12. +1
    19 ноября 2018 20:00
    облики, проекты, эскизы, видосики, на этом все к сожалению.....
  13. +1
    19 ноября 2018 21:09
    мне кажется, здесь какие-то непонятки: нет и не будет никакого скоростного вертолёта без толкающих движителей
    1. 0
      19 ноября 2018 21:27
      "летающая лаборатория" есть, почему бы на эту темку не попилить?
      понятно что это никакой не "скоростной вертолет" так как он просто упирается в проблему скорости классического вертолета и всё (на высокой скорости с одной стороны лопасти выходят на сверхзвук а с другой стороны у них пропадает подъемная сила) в "соосниках" это решается само собой (подъемная сила есть ибо винты вращаются в противоположные стороны и у каждого винта своя половина подъемная, а сверхзвук решается замедлением вращения лопастей) не понимаю почему не сделали лабораторию на основе вертолетов КА...
    2. 0
      19 ноября 2018 21:38
      Цитата: prodi
      здесь какие-то непонятки: нет и не будет никакого скоростного вертолёта без толкающих движителей
      Проект скоростного вертолёта-дисколёта с толкающими движителями:

      1. 0
        19 ноября 2018 21:49
        картинки от "Камова" выглядели реалистичнее, не с позиции красивости или 3д графики, а просто реалистичнее задумка...
        студенческий проект?
      2. 0
        19 ноября 2018 21:50
        не могу поверить, неужели это... (недоразумение?) имело ещё и продолжение?
  14. 0
    19 ноября 2018 22:54
    Богатое государство может себе позволить.
  15. +1
    20 ноября 2018 08:28
    400 км/ч для несоосника по сути предел, и такая скорость уже достигнута. Никому такой вертолет ненужен.
  16. 0
    20 ноября 2018 13:42
    Цитата: lucul
    Ужас . Гадкий утёнок.
    Взяли базу от Ми-24 и добавили несуразную кабину - история , как с " верандой " на первых версиях Ми-24 ))

    А прочитать внимательнее вас тоже ужасает? На фото представлен аппарат для испытаний, а не готовое изделие.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»