Его спускали только дважды... История Андреевского флага

32
Андреевский флаг – исторический символ российского военно-морского флота. Как известно, он представляет собой белое полотнище с Андреевским крестом - двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест. В далеком 1699 году Петр I утвердил Андреевский флаг в качестве стяга российского флота. Почему он решил остановить выбор именно на этом символе?

Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, был по преданию распят именно на косом кресте. Апостол Андрей отправился с проповедью по целому ряду стран, которые выпали ему по жребию. Андрей Первозванный проповедовал в Вифинии, Понте, Фракии, Македонии, Фессалии, Элладе, Ахайе и Скифии. Он стал первым проповедником христианства на побережье Черного моря, а слушали его моряки и рыбаки.



Его спускали только дважды... История Андреевского флага


Власти встречали его очень недружелюбно, а в Синопе он был подвергнут жестоким пыткам. Считается, что апостол побывал на территории современных Абхазии, Адыгеи и Осетии, а затем вернулся в Византий, где также продолжал свою проповедь, основал Церковь. Затем Андрей Первозванный был схвачен и принял смерть в городе Патры, что на территории Греции. Косой крест, ставший инструментом казни Андрея Первозванного, в память об апостоле прозвали Андреевским. На месте, где был распят Андрей, забил источник. Сейчас в Патрах стоит очень красивый собор святого Андрея Первозванного, посвященный апостолу.

Рождение флага с косым крестом связано с событиями более поздних веков. В 832 г. скотты и пикты Шотландии сражались с англами. Король Ангус II дал обет, что если его войско скоттов и пиктов победит, то он объявит апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. И действительно, победа над англами была одержана, что убедило скоттов и пиктов – им помогал сам Андрей Первозванный. Флагом Шотландии стал белый косой крест на голубом полотнище.

Когда в 1606 г. была заключена личная уния Англии и Шотландии, косой крест стал компонентом флага объединенного государства. Он присутствует на государственном флаге Великобритании, если мы присмотримся, и в настоящее время.

Повлиял ли этот флаг на Петра I? Скорее всего, ибо Англия к тому времени уже была серьезной морской державой, одной из сильнейших в мире. С другой стороны, Андрей Первозванный считался и покровителем Руси. Существовало предание, что он якобы путешествовал по землям, где впоследствии появилось русское государство, и проповедовал здесь учение Христа. Конечно, это только легенда. Ведь Древнейший свод 1039 года и Начальный свод 1095 года, «Чтение о Борисе и Глебе» заявляют, что на Русь апостолы Иисуса Христа не ходили. Тем не менее, с XI века апостол Андрей Первозванный считался покровителем земли Русской. Поэтому выбор Петра был вполне обоснованным и, более того, очень точным.

Петр I прекрасно понимал значение символов для укрепления единства государства, для поднятия боевого духа армии и флота. Но требовались такие символы, которые бы заставляли благоговеть перед ними любого русского человека. Лучше всего на эту роль подходили как раз символы, связанные со святыми. Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых и Петр это прекрасно понимал, когда в 1699 году утвердил флаг с синим косым крестом на белом полотнище флагом русского флота.

Известно, что император, уделявший огромное внимание строительству и укреплению флота, лично работал над эскизом нового флага. Он перепробовал как минимум восемь вариантов. Их пробовали использовать в качестве морских флагов, пока в 1710 году государь не остановил выбор на окончательном варианте – том самом белом флаге с синим косым крестом. Тем не менее, только Корабельным уставом 1720 года были определены точные характеристики флага - «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».



Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участвовали корабли русского флота. Многочисленные русско-турецкие войны, экспедиции в далекие страны – все это проходило для флота под Андреевским флагом. Естественно, что у моряков почитание Андреевского флага стало настоящей традицией. Он превратился в главную святыню русского военного моряка, его гордость.

Обычно Андреевский флаг, поднимаемый над кораблями, представлял собой четырехметровое полотнище. Такой размер не был случайным – большое знамя на ветру издавало шум, пугавший противника и бывший своего рода психологическим оружием. Можно представить себе, как «ревели» Андреевские стяги русских эскадр, в которые входило большое количество кораблей! Действительно, противнику было немудрено испугаться такого устрашающего рева.



По мере развития русского флота, участия его во все новых и новых войнах, в 1819 году был принят Георгиевский адмиральский флаг, представлявший собой все тот же Андреевский флаг, в центре которого находился красный геральдический щит, а на нем – изображение святого Георгия Победоносца, также считавшегося одним из покровителей воинов Земли Русской. Получить такой флаг корабельному экипажу считалось огромным почетом. Его вручали за особые боевые заслуги, например – за мужество, проявленное при защите Андреевского флага во время морского сражения.

Кстати, Андреевский флаг как святыню флота полагалось защищать не на жизнь, а на смерть. Моряки погибали, но отказывались спустить священный символ русского флота. Лишь два раза в истории российские корабли добровольно спускали Андреевский флаг. Первый раз дело было 11 мая 1829 года. Во время очередной русско-турецкой войны фрегат «Рафаил», которым командовал капитан 2-го ранга Семен Стройников, столкнулся с турецкой эскадрой из 15 кораблей. Капитан не хотел, чтобы его матросы и офицеры погибли, поэтому принял решение спустить флаг и сдать корабль.

Император Николай I относился к воинской славе очень ревностно. Поэтому когда стало известно о позорном для флота поступке, фрегат «Рафаил» было предписано, если он вдруг будет захвачен русскими моряками, сжечь. Капитан 2-го ранга Семен Стройников был разжалован в простые матросы, лишен наград и званий. Император запретил Семену Стройникову жениться, чтобы он не дал России «потомство труса». Правда, к тому времени Семен Стройников уже был отцом двоих сыновей. И они, что интересно, не просто поступили на военно-морскую службу, но и оба дослужились до чина контр-адмирала.

Что касается фрегата «Рафаил», то его действительно постигла судьба, предписанная императором Николаем I. Спустя 24 года после его сдачи туркам, во время Синопского сражения, фрегат был сожжен. Приказ императора исполнил знаменитый адмирал Павел Нахимов. Имя «Рафаил» запретили давать кораблям российского флота на веки вечные.

Вторая печальная история произошла во время Цусимского сражения. Тогда Вторая тихоокеанская эскадра, столкнувшаяся с превосходящими силами японского флота, была вынуждена капитулировать. Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов, служивший младшим флагманом эскадры и заменивший раненого командира вице-адмирала Рожественского, принял решение о капитуляции. Он также рассчитывал спасти жизнь оставшимся офицерам и матросам. Андреевские флаги были спущены на кораблях, сдавшихся японцам.

Контр-адмиралу Небогатову, принявшему решение о капитуляции эскадры, удалось спасти жизни 2280 русских моряков – офицеров, кондукторов и матросов. Все это были живые люди – чьи-то отцы, братья, сыновья. Но такой своеобразный поступок адмирала не оценили штабные командиры в Санкт-Петербурге и власти Российской империи, которые сочли заботу о сохранении жизней своих подчиненных банальной трусостью. Когда после Портсмутского мира контр-адмирал Небогатов был освобожден из плена и вернулся в Россию, его лишили чинов, предали суду и в декабре 1906 года приговорили к смертной казни. Но вышестоящим указом приговор контр-адмиралу был заменен на десятилетнее заключение в крепости, а еще через 25 месяцев он вышел на свободу, получив помилование.

Но был в истории российского флота и третий случай, когда Андреевские флаги были спущены на русских кораблях. В 1917 году Андреевский флаг перестал быть флагом российского флота, а в 1924 году его добровольно спустили на кораблях русской эскадры в порту Бизерта на африканском побережье Средиземного моря. Это было связано с тем, что Франция, которой тогда принадлежал порт Бизерта, официально признала Советский Союз и, следовательно, русские корабли просто были вынуждены подчиниться распоряжениям французских колониальных властей.

С революционными событиями и Андреевским флагом связана и одна очень интересная история. В 1920 году тральщик «Китобой», которым командовал эстонский лейтенант Оскар Ферсман, ушел из Эстонии, опасаясь захвата большевиками. Командир тральщика распорядился поднять Андреевский флаг, после чего направился через Европу в сторону Крыма, намереваясь присоединиться к войскам барона Врангеля.

Однако, когда 27 февраля корабль прибыл в Копенгаген, где находилась британская эскадра, ее командование приказало Ферсману спустить Андреевский флаг. Командир британской эскадры подчеркнул, что Лондон более не признает Андреевский флаг. Но лейтенант Ферсман отказался подчиняться распоряжениям англичан, подчеркивая, что готов вступить в неравный бой, хотя его корабль обладал всего двумя пушками.

Вполне вероятно, что эта противоречивая ситуация разрешилась бы вооруженным конфликтом и гибелью русских моряков в неравном столкновении с английской эскадрой, но вмешалась императрица Мария Федоровна, которая по счастливой случайности находилась в этот момент в Копенгагене. Она обратилась к британскому руководству и добилась не только дальнейшего пропуска для корабля, но и его снабжения углем и продовольствием. В итоге «Китобой» все же добрался до Севастополя, а затем, с остальной врангелевской эскадрой, отошел в Бизерту. Вот таким была одна из последних битв моряков старого русского флота за святой для них Андреевский флаг.

В Советском Союзе для ВМФ был принят совершенно другой флаг, построенный на основе традиционной советской символики – серп, молот, красная звезда. В истории же использования Андреевского флага наступило более чем семидесятилетнее промедление, омраченное очень неблаговидными событиями. В годы Великой Отечественной войны Андреевский флаг стала использовать в качестве символики «Русская освободительная армия» генерала Андрея Власова, сражавшаяся против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии. Андреевский флаг был изображен на шевронах военной формы РОА и носившие его на руке предатели совершали преступления против собственного народа, служа фюреру – кровавому палачу Русской земли. Тем не менее, знающие люди и после войны прекрасно понимали, что власовщина не могла омрачить многовековую историю Андреевского флага как символа героического русского флота.



В январе 1992 года правительство суверенной России приняло решение о возрождении Андреевского флага как символа Военно-морского флота Российской Федерации. Тем самым, была отдана дань многовековым традициям русского флота. 26 июля 1992 года флаги ВМФ СССР были последний раз подняты на кораблях российского флота, после чего прозвучал гимн Советского Союза, под звуки которого они были спущены и вместо них под гимн Российской Федерации подняты Андреевские флаги. С этого времени Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота Российской Федерации и поднимается на всех кораблях и судах, входящих в его состав. Символика с Андреевским флагом используется в униформе личного состава ВМФ Российской Федерации.

При всем уважении к флагу ВМФ СССР и героическим подвигам, которые под ним совершали советские моряки в годы Великой Отечественной войны, в боевых походах и операциях послевоенного времени, нельзя не согласиться с тем, что возвращение Андреевского флага как символа российского флота стало настоящим возрождением традиций, и сегодня российские моряки вновь ценят и любят Андреевский флаг, хранят ему верность. Как говорили русские капитаны при вступлении своих кораблей в бой – «С нами Бог и Андреевский флаг!»
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    20 ноября 2018 05:57
    "Рафаил" ( "Фазли-Аллах ") сгнил и был списан турками. В Синопском сражении был уничтожен другой корабль
    1. +3
      20 ноября 2018 18:45
      Цитата: тлауикол
      В Синопском сражении был уничтожен другой корабль

      Но с тем же названием. Была команда уничтожить "Фазли-Аллах", "Фазли-Аллах" и был уничтожен. а тот ли, иной ли, в указе императрицы об этом ничего не сказанно...
      Лишь два раза в истории российские корабли добровольно спускали Андреевский флаг.
      Вопрос к автору, зачем плодить не достоверные сведения? Ну не раз же уже "обжигались". Надо всегда говорить правду:
      1. Бот Петра I – захвачен шведами, Северная война, 1700 г.
      2. Шнява “Фалк” – захвачена шведами, 1709 г.
      3. Фрегат “Булинбрук” – захвачен шведами, 1713 г.
      4. Галера “Конфай” – захвачена шведами, 1714 г.
      5. 32-пушечный фрегат “Эндрахт” – захвачен шведами, 1720 г.
      6. 32-пушечный фрегат “Митау” – захвачен французами без сопротивления, 1734 г.
      7. Фрегат “Санторино” – захвачен турками, 1771 г.
      8. 66-пушечный корабль «Мария Магдалина» – захвачен вместе с экипажем; плавучая батарея № 1 – захвачена (турками, 1787 г.)
      9. Фрегат “Гектор”– сдался шведам по первому требованию; фрегат “Ярославец” – спустил перед шведами Андреевский флаг (1788 г.).
      10. 74-пушечный корабль “Владислав” – спустил Андреевский флаг, сдался в плен шведам (Гогландское сражение, 1788 г.).
      11. 26-пушечный пинк “Кильдин”, 24-пушечный пинк “Соломбала”, 38-пушечный пинк без названия и 7 мелких судов – захвачены шведами (Фридрихгамское сражение, 1790 г.).
      12. Потеряны (захвачены шведами, сдались в плен либо потоплены) во время Роченсхальмского сражения (1790 г.) 52 корабля – среди них:
      - фрегаты “Мария”, “Александр”, “Константин” и “Николай”;
      - шебеки “Минерва”, “Белона”, “Прозерпина” и “Диана”;
      - полушебеки “Лев”, “Медведь”, “Орёл”, “Дракон”, “Кит”, “Олень”, “Тигр”, “Барс”, “Рысь” и “Волк”;
      - полупрамы “Барс” и “Леопард”;
      - галеры “Безделка”, “Петербург”, “Хитрая”, “Сорока”, “Ворона”, “Иверь”, “Тихвин”, “Устюжна”, “Орёл” и “Кулик”;
      - полугалеры “Ясная”, “Пригожая”, “Перехват”, “Светлая”, “Залёт”, “Весёлая”, “Прилежная”, “Пролёт” и “Злобная”;
      - три 8-пушечные плавучие батареи;
      - четыре бомбардирских катера;
      - пять дубель-шлюпок под флагом.
      13. 44-пушечный фрегат “Спешный”, военный транспорт “Вильгельмина” – захвачены англичанами при стоянке в Портсмуте (1807 г.).
      14. 19-пушечный катер “Опыт” – захвачен англичанами в Финском заливе (1808 г.).
      15. Эскадра адмирала Сенявина (7 линейных кораблей) интернирована в Англии (1808 г.) – корабли спустили Андреевские флаги.
      16. Линейные корабли “Азия”, “Св. Праскева”, “Уриил” и “Сед-эль-Бахр”, также 2 фрегата и корвет в Триесте; фрегат, 3 корвета и 3 брига (в том числе “Александр”) в Венеции – блокированы английским флотом в гаванях и были переданы французам (1808 г.)
      17. 74-пушечный корабль “Всеволод” в Финском заливе – захвачен и сожжён англичанами (1808 г.).
      18. Четыре иола Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1808 г.).
      19. Две гребные канонерские лодки Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1809 г.)
      20. Транспортное судно под командованием М. Герасимова – захвачено англичанами у мыса Нордкап (1810 г.), правда, затем отбито экипажем.
      21. Фрегат “Рафаил” – спустил Андреевский флаг, захвачен турками между Трапезундом и Батумом (1829 г.).
      22. Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” – спустили флаги, захвачены англо-французской эскадрой в Авачинском заливе (1854 г.).
      23. Броненосцы “Ретвизан”, “Пересвет”, “Победа” и “Полтава”; броненосный крейсер “Баян”; бронепалубный крейсер “Паллада”; минные крейсера “Гайдамак” и “Всадник”; миноносец “Сильный”; минный заградитель “Амур”; госпитальное судно “Ангара” – захвачены японцами в Порт-Артуре (1905 г.).
      24. Броненосцы “Император Николай I” и “Орёл”; броненосцы береговой обороны “Генерал-адмирал Апраксин” и “Адмирал Сенявин”; миноносец “Бедовый” – спустили Андреевские флаги и подняли флаги Японии, сдались в плен японцам (Цусимское сражение, 1905 г.). Перед затоплением спустили Андреевские и поднимали японские флаги броненосец “Сисой Великий” и броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”.
      1. +1
        21 ноября 2018 03:30
        Цитата: svp67
        Надо всегда говорить правду:
        Перед затоплением спустили Андреевские и поднимали японские флаги броненосец “Сисой Великий” и броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”.

        Интересно, а откуда известно, что на "Нахимове" спускали флаг ? В монографии С. В. Сулиги "Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»" говорится следующее :

        «Сирануи», приблизившись, поднял сигнал по междуна­родному своду: «Предлагаю крейсер сдать и спустить кормовой флаг, в про­тивном случае никого спасать не буду». Капитан 1 ранга Родионов приказал от­ветить: «Ясно вижу до половины», и тут же крикнул команде: «Спасайся, кто как может! Взрываю крейсер!».
        На корабле среди тех, кто не успел сесть в шлюпки, началась паника. Мно­гие бросались за борт с койками и спа­сательными кругами или поясами. Всего при эвакуации утонуло 18 человек.
        Вспомогательный крейсер «Садо-Мару» приближался,

        на ходу спуская шлюпки. Подойдя на 500 мет­ров, он остановился, и капитан 1 ранга Камая послал на «Нахимов» призовую партию во главе со штурманом старшим лейтенантом Инудзукой. На борту «Нахимова» остались только штурман лей­тенант В. Е. Клочковский и командир А. А. Родионов, который подал условный сигнал на шестерку. Однако взрыва не последовало — покидавшие последними крейсер гальванеры и минеры, считая его и так обреченным, перерезали прово­да. Мичман Михайлов после нескольких безуспешных попыток замкнуть контак­ты, видя приближающийся «Сирануи», приказал выбросить за борт батареи и провода.
        В 7:50 на палубу медленно погружав­шегося в воду крейсера ступили японцы и первым делом подняли на фок-мачте свой флаг. Приняв из воды 523 члена экипажа «Нахимова» (в том числе 26 офицеров) и вернувшуюся при­зовую команду, японский корабль по­гнался за новой добычей.
        Скрывавшиеся в кормовой части ко­рабля Родионов и Клочковский после ухода японцев сорвали неприятельский флаг.
        1. +1
          21 ноября 2018 09:47
          да в этом списке много такой ерунды - когда затопленные и впоследствии поднятые корабли объявляются "захваченными".
          1. +1
            22 ноября 2018 04:26
            Цитата: Гопник
            в этом списке много такой ерунды - когда затопленные и впоследствии поднятые корабли объявляются "захваченными".

            Например, "захваченный" минный заградитель "Амур".

            Японцы его, не восстанавливая, просто разобрали на металл. Хотя планы ввести корабль в строй были, и в качестве возможных наименований минного заградителя фигурировали "Ryongchon" (龍川) и "Kiso" (木曽).
  2. Комментарий был удален.
  3. +3
    20 ноября 2018 07:27
    Замечательно, что Андреевский флаг, вновь реет над кораблями ВМФ России!
    «С нами Бог и Андреевский флаг!»
    1. 0
      20 ноября 2018 15:43
      знающие люди и после войны прекрасно понимали, что власовщина не могла омрачить многовековую историю Андреевского флага как символа героического русского флота.

      -Бог пишет ровно даже по кривым строчкам
  4. +12
    20 ноября 2018 07:31
    "Лишь два раза в истории российские корабли добровольно спускали Андреевский флаг."
    При всей моей любви к русскому флоту - автор ошибается. В своё время, заинтересовавшись этой темой, обнаружил, что таких случаев было больше, просто они не такие "громкие". Есть такая книга - "Список судов русского флота" Веселаго (ЕМНИП), где всё это можно посмотреть.
    1. +8
      20 ноября 2018 08:58
      Название статьи бредовое - напомнило " первый раз не ... сексуально альтернативный". А положа руку на сердце можно константировать - самый мощный флот мы имели в 70 - 80 - е годы 20 века. И ходил он явно не под андреевским флагом.
      1. +3
        20 ноября 2018 11:28
        Цитата: Серж Горелый
        А положа руку на сердце можно константировать - самый мощный флот мы имели в 70 - 80 - е годы 20 века.

        Всё познаётся в сравнении. Интересно, а в чём это выражалось ? и каков был результат ? нуль-контур ? А вот флот Российской империи решал геополитические задачи, причём с точным результатом.

        Цитата: Илья Полонский
        Сейчас в Патрах стоит очень красивый собор святого Андрея Первозванного, посвященный апостолу.
        Там ещё и мощи этого Апостола находятся.
      2. +2
        20 ноября 2018 15:45
        самый мощный- после 1812 г до 1856г( относительно др морских держав)
  5. +3
    20 ноября 2018 11:20
    Ну что, в заголовке вранье, в тексте - пафос, и автор конечно лучше моряков знает, что они любят...
    А в реале - только малые корабли можем строить. Да ПЛ.
    1. 0
      20 ноября 2018 16:00
      Вообще-то корабли серии 11350 малыми не назовешь и постройка их застопорилось не по нашей вине.
      Да и будущее уже не за линкорами и бронененосцами,а за АПЛ типа"Борей"
      1. 0
        21 ноября 2018 08:58
        АПЛ могут сойти, тк развиваются альтернативные методы обнаружения
        А малые корабли неудобны для открытого моря и массового залпа, имхо
        Зато удобно прятать в реках и бухтах
  6. BAI
    +2
    20 ноября 2018 13:12
    1. Стройников пошел на повышение на "Рафаил" с брига "Меркурий" за 2 года до известного боя. А в уничтожении "Фазли - аллаха" ("Рафаила") участвовал его сын.

    2. Список кораблей, спустивших Андреевский флаг перед противником:
    1. Бот Петра I – захвачен шведами, Северная война, 1700 г.(интересно, какой ботик на параде этим летом показывали?)
    2. Шнява “Фалк” – захвачена шведами, 1709 г.
    3. Фрегат “Булинбрук” – захвачен шведами, 1713 г.
    4. Галера “Конфай” – захвачена шведами, 1714 г.
    5. 32-пушечный фрегат “Эндрахт” – захвачен шведами, 1720 г.
    6. 32-пушечный фрегат “Митау” – захвачен французами без сопротивления, 1734 г.
    7. Фрегат “Санторино” – захвачен турками, 1771 г.
    8. 66-пушечный корабль «Мария Магдалина» – захвачен вместе с экипажем; плавучая батарея № 1 – захвачена (турками, 1787 г.)
    9. Фрегат “Гектор”– сдался шведам по первому требованию; фрегат “Ярославец” – спустил перед шведами Андреевский флаг (1788 г.).
    10. 74-пушечный корабль “Владислав” – спустил Андреевский флаг, сдался в плен шведам (Гогландское сражение, 1788 г.).
    11. 26-пушечный пинк “Кильдин”, 24-пушечный пинк “Соломбала”, 38-пушечный пинк без названия и 7 мелких судов – захвачены шведами (Фридрихгамское сражение, 1790 г.).
    12. Потеряны (захвачены шведами, сдались в плен либо потоплены) во время Роченсхальмского сражения (1790 г.) 52 корабля – среди них:
    - фрегаты “Мария”, “Александр”, “Константин” и “Николай”;
    - шебеки “Минерва”, “Белона”, “Прозерпина” и “Диана”;
    - полушебеки “Лев”, “Медведь”, “Орёл”, “Дракон”, “Кит”, “Олень”, “Тигр”, “Барс”, “Рысь” и “Волк”;
    - полупрамы “Барс” и “Леопард”;
    - галеры “Безделка”, “Петербург”, “Хитрая”, “Сорока”, “Ворона”, “Иверь”, “Тихвин”, “Устюжна”, “Орёл” и “Кулик”;
    - полугалеры “Ясная”, “Пригожая”, “Перехват”, “Светлая”, “Залёт”, “Весёлая”, “Прилежная”, “Пролёт” и “Злобная”;
    - три 8-пушечные плавучие батареи;
    - четыре бомбардирских катера;
    - пять дубель-шлюпок под флагом.
    13. 44-пушечный фрегат “Спешный”, военный транспорт “Вильгельмина” – захвачены англичанами при стоянке в Портсмуте (1807 г.).
    14. 19-пушечный катер “Опыт” – захвачен англичанами в Финском заливе (1808 г.).
    15. Эскадра адмирала Сенявина (7 линейных кораблей) интернирована в Англии (1808 г.) – корабли спустили Андреевские флаги.
    16. Линейные корабли “Азия”, “Св. Праскева”, “Уриил” и “Сед-эль-Бахр”, также 2 фрегата и корвет в Триесте; фрегат, 3 корвета и 3 брига (в том числе “Александр”) в Венеции – блокированы английским флотом в гаванях и были переданы французам (1808 г.)
    17. 74-пушечный корабль “Всеволод” в Финском заливе – захвачен и сожжён англичанами (1808 г.).
    18. Четыре иола Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1808 г.).
    19. Две гребные канонерские лодки Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1809 г.)
    20. Транспортное судно под командованием М. Герасимова – захвачено англичанами у мыса Нордкап (1810 г.), правда, затем отбито экипажем.
    21. Фрегат “Рафаил” – спустил Андреевский флаг, захвачен турками между Трапезундом и Батумом (1829 г.).
    22. Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” – спустили флаги, захвачены англо-французской эскадрой в Авачинском заливе (1854 г.).
    23. Броненосцы “Ретвизан”, “Пересвет”, “Победа” и “Полтава”; броненосный крейсер “Баян”; бронепалубный крейсер “Паллада”; минные крейсера “Гайдамак” и “Всадник”; миноносец “Сильный”; минный заградитель “Амур”; госпитальное судно “Ангара” – захвачены японцами в Порт-Артуре (1905 г.).
    24. Броненосцы “Император Николай I” и “Орёл”; броненосцы береговой обороны “Генерал-адмирал Апраксин” и “Адмирал Сенявин”; миноносец “Бедовый” – спустили Андреевские флаги и подняли флаги Японии, сдались в плен японцам (Цусимское сражение, 1905 г.). Перед затоплением спустили Андреевские и поднимали японские флаги броненосец “Сисой Великий” и броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”.

    https://warhistory.livejournal.com/2485568.html
    1. +10
      20 ноября 2018 14:08
      Захвачен в бою или сам спустил флаг и сдался - это две большие разницы...Брестская крепость тоже была захвачена немцами, но это не означает, что она сама сдалась и "спустила флаг".
      1. +2
        20 ноября 2018 15:53
        Согласен : захватить в бою и тогда спустить флаг - обидно, но не унизительно, а добровольно спускать флаг совсем другое.
        1. 0
          21 ноября 2018 00:00
          Согласен : захватить в бою и тогда спустить флаг - обидно, но не унизительно, а добровольно спускать флаг совсем другое.
          ===========================================================
          Извините, как вы себе это вообще представляете захватить в бою КОРАБЛЬ?
          Брестскую крепость захватили тогда, когда погибли все ее защитники (или было тяжело ранены).
          Затопить крепость возможности не было.
          А если на корабль смогли взобраться враги, а экипаж им не препятствовал - это значит, что они сдались сами и сдали корабль, хотя белый флаг и не был поднят.
          По эсминцам в 1918 году. Там была не сдача под угрозой гибели, а предательство комсостава, и было это - переход на сторону врага.
          1. -1
            21 ноября 2018 01:52
            Цитата: Seamaster
            Извините, как вы себе это вообще представляете захватить в бою КОРАБЛЬ?


            взять на абордаж, например. Либо захватить севший на мелководье.

            Цитата: Seamaster
            Брестскую крепость захватили тогда, когда погибли все ее защитники (или было тяжело ранены).


            Ну, не все, мягко говоря. 7000 бойцов попали в плен.

            Цитата: Seamaster
            По эсминцам в 1918 году. Там была не сдача под угрозой гибели, а предательство комсостава, и было это - переход на сторону врага.


            Это еще хуже. Но вообще, если речь о "Спартаке" и "Автроиле", тот именно сдача под угрозой гибели.
    2. 0
      20 ноября 2018 17:58
      По этому списку видно, что Андреевский флаг массово спускался перед врагом и отмечен использованием предателями (власовцами). Теперь его используют неовласовцы (олигархат РФ). А для флага ВМФ СССР такой список есть?
      1. 0
        20 ноября 2018 21:52
        Как минимум два случая....

        Миноносец “Спартак” спустил флаг РККФ, поднял белый и сдался англичанам (1918 г.)
        Миноносец “Автроил” – сдался англичанам без единого выстрела (1918 г.).
        1. +1
          21 ноября 2018 12:32
          Я не зря говорил про Флаг ВМФ СССР. Какой в 1918 г. СССР?
          1. +1
            21 ноября 2018 12:38
            Тады пардон wink Не совсем понял. Насчет добровольно спущенного флага ВМФ СССР информации как бэ нет. Есть несколько небольших кораблей типа торпедных катеров, захваченных, как правило, финнами. Но вот обстоятельства, увы, неизвестны. Вполне можно допустить, что флага они не спускали, просто экипаж не мог больше оказывать сопротивление противнику. Из истории максимум, шо помню, это командир эсминца, покинувший гибнущий корабль одним из первых. За что и попал под трибунал. Да и то, без особых подробностей....
          2. -1
            21 ноября 2018 13:06
            А ВМФ СССР в морских боях практически и не участвовал.
  7. +1
    20 ноября 2018 13:48
    До середины 1932 андреевский флаг (в варианте гюйса) использовался в СССР, с добавлением красной звезды по середине.
    Где-то читал, что в годы ВОВ был проект возвращения Андреевского флага, опять таки, с красной звездой по центру. Жаль, что не стали этого делать - красивый был бы флаг
  8. 0
    20 ноября 2018 17:58
    По поводу капитуляции тихоокеанской эскадры Небогатова: причины и как относится к Небогатову. Я бы хотел почитать у Андрея из Челябинска. Он фанат истории флота.
    Видимо, Николаю 1не доложили,что Стройников уже имел детей. Иначе Николай по другому бы приказал¿
    С нашим триколором связана одна малодостоверная,но забавная байка,
    Первые русские в Архангельске были построены с помощью голландцев. И поскольку не имелось официального флага, использовали голландский: сине- бело-красный флаг. При входе в Марсель корабли были обстрелян французской артиллерий. Франция была в состоянии войны с Голландией. Тогда русский посол во Франции Долгорукий , начал втулять: такие сякие купцы перепутали флаг. Надо :белый,синий и красный. Видимо , красноречие было подкреплено подарками и французы"поверели". Но нашлись" доброжелатели" и устроили запрос у Петра, а Петр якобы рассмеялся и велел :" пусть будет такой". Конечно это шуточная байка.
    Я интересовался значением цветов флага, но официальной трактовки не нашел. Правда мне попадалась информация,что с началом ПМВ кто-то из герольдмейстеров предложил такую трактовку: братский союз трех славянских народов: русских, Белоруссия и украинцев.
  9. +1
    20 ноября 2018 21:10
    А вот советский флаг военно-морской в бою не спускали не разу!
    1. -5
      20 ноября 2018 21:30
      смотря какой. Красный в 1918 перед англичанами спускался. А тот который в 1935 приняли, особо и спускать-то негде было - РККФ все больше в базах отсиживался.
      Кто больше воюет, у того случаи всякие бывают. Вот Англия, владычица морей и всё такое, но если список сдавшихся английских кораблей составить, так он в разы больше российского будет.
      1. +2
        21 ноября 2018 12:38
        Ага, и СК "Туман" и ледокольный пароход "Сибиряков" и тральщик "Взрыватель" в ВОВ и другие корабли ВМФ СССР, конечно отсиживались в базах, но флаги не спускали в бою с врагом в отличии от ваших булкохрустных кумиров.
        1. 0
          21 ноября 2018 13:04
          это единичные случаи, а так да - корабли ВМФ СССР отсиживались в базах, интенсивность действий советского флота не идет ни в какое сравнение с английским, германским, американским, японским. Да и в ПМВ флот активнее действовал.
      2. 0
        22 ноября 2018 06:07
        Гопник ... Да скорее всего гопник ... что с гопника взять - сапог и есть сапог
  10. +3
    21 ноября 2018 03:02
    Контр-адмиралу Небогатову, принявшему решение о капитуляции эскадры, удалось спасти жизни 2280 русских моряков – офицеров, кондукторов и матросов.

    Это не так, обратимся к статистике русско-японской войны.
    На броненосном крейсере "Рюрик" погибло, умерло от ран, утонуло 204 человека (24,8 % от численности экипажа), на броненосце береговой обороны "Адмирал Ушаков" погибло, умерло от ран, утонуло 84 человека (19,9 % от численности экипажа).
    Эти два корабля доблестно сражались, исчерпав силы к сопротивлению, были затоплены экипажами.
    Какие основания считать, что корабли отряда Небогатова должны были, в случае принятия боя утром 15 мая 1905 г., потерять погибшими 100 % численности экипажа ?