Военное обозрение

Бум! Бурильно-ударная машина БУМ-2: испытания завершаются

25
Инженерные войска, призванные решать особые задачи, нуждаются в специальной технике с теми или иными возможностями. Российская оборонная промышленность предлагает армии различные перспективные разработки всех необходимых типов. В настоящее время завершает испытания один из новейших образцов инженерной техники – бурильно-ударная машина БУМ-2. В ближайшем будущем она должна будет пройти все оставшиеся проверки и после этого поступить на снабжение.


Перспективный образец техники для инженерных войск был впервые представлен в прошлом году. Бурильно-ударную машину БУМ-2 в виде полноценного образца и макета показали в рамках международного военно-технического форума «Армия-2017». Для большей наглядности машина демонстрировалась в развернутом положении и имитировала подготовку к бурению. Тогда же организация-разработчик и будущий эксплуатант рассказали о возможностях и характеристиках новой БУМ-2. Кроме того, стало известно, что к моменту первой публичной демонстрации перспективный образец успел выйти на испытания и справиться с частью проверок.


Бурильно-ударная машина БУМ-2 на выставке "Армия-2017". Фото Vitalykuzmin.net


К августу 2017 года и до первой публичной демонстрации изделие БУМ-2 успело пройти полевые испытания, в ходе которых подтвердило свои возможности и характеристики. Сообщалось, что в 2018 году должны состояться государственные испытания нового образца, по итогам которых будет решаться вопрос принятия техники на снабжение. Таким образом, на выставке демонстрировалась перспективная разработка, приближавшаяся к началу серийного производства и старту службы.

В марте 2018 года появились новые сведения о планах военного ведомства в отношении машины БУМ-2. Пресс-служба министерства обороны подтвердила планы на текущий год, предусматривающие проведение государственных испытаний. После их завершения изделие должно будет поступить на снабжение инженерных войск. Военное ведомство вновь указало задачи и преимущества новейшего образца. Оно напомнило, что БУМ-2 должна значительно повысить возможности инженерных войск при возведении постоянных и временных сооружений, а также при решении иных задач, связанных со строительством или бурением.

В ходе международного форума «Армия-2018», прошедшего несколько месяцев назад, промышленность и армия вновь представили перспективную инженерную машину с буровым оборудованием. Ранее оглашенная информация о ходе работ и планах на ближайшее будущее получила подтверждение. Официальные лица напомнили о продолжающихся испытаниях и о скором принятии техники на снабжение.

В сентябре армия впервые опробовала новую технику в полевых условиях. В рамках крупнейших учений «Восток-2018» инженерные войска применяли различную технику, как уже имеющуюся в частях, так и проходящую испытания. В частности, к учениям привлекли машины БУМ-2. С их помощью решалась задача водообеспечения участников маневров. Бурильные установки готовили скважины, затем использовавшиеся для добычи воды. Подготовка воды к потреблению осуществлялась другой техникой инженерных войск.

19 ноября издание «Известия» опубликовало новое сообщение о ходе проекта БУМ-2, полученное от неназванного представителя министерства обороны. По его данным, бурильно-ударная машина нового типа все еще проходит государственные испытания, площадкой для которой стал один из полигонов Ленинградской области. При этом испытания подходят к концу. Впрочем, источник не назвал точные сроки завершения проверок и принятия БУМ-2 на снабжение.

Последние новости показывают, что работы по проекту БУМ-2 продолжаются и вскоре должны привести к желаемому результату. В ближайшем будущем новый образец инженерной техники поступит на снабжение сухопутных войск и расширит их возможности при решении определенных задач. Следует ожидать, что появление бурильно-ударной машины окажет самое серьезное влияние на потенциал инженерных войск. Производитель именует БУМ-2 принципиально новой машиной, и скоро войска смогут использовать все ее преимущества.

***

Перспективный проект бурильно-ударной машины для инженерных войск был разработан специалистами ООО «Геомаш-Центр» (г. Москва). Эта организация, ведущая свою историю с конца XIX века, является крупным разработчиком и производителем бурового оборудования, и ее опыт было решено использовать в интересах инженерных войск. Несколько лет назад (точные данные на этот счет не публиковались) компания получила заказ на разработку новой бурильно-ударной машины армейского назначения. В 2017 году она подала на испытания первый опытный образец.

Перспективная инженерная машина БУМ-2 имеет достаточно простую архитектуру. На существующее автомобильное шасси с высокими характеристиками предлагается устанавливать платформу со специальным оборудованием. Кроме того, машина несет ручной инструмент строительного назначения. Такая архитектура обеспечивает возможность быстрого выхода в заданный район для выполнения поставленной задачи. Кроме того, машина строится на базе хорошо освоенного в производстве и эксплуатации шасси, что тоже дает существенные преимущества.


Выставочный макет машины. Фото Gildmaket.ru


В качестве базы для БУМ-2 выбрано вездеходное колесное шасси общего назначения КамАЗ-63501. Эта машина комплектуется дизельным двигателем мощностью 360 л.с. и имеет полноприводное четырехосное шасси. На грузовой платформе может размещаться оборудование или полезная нагрузка массой до 16 т; возможна буксировка прицепа массой чуть менее 30 т. Максимальная скорость на шоссе, вне зависимости от нагрузки, достигает 90 км/ч. Шасси КамАЗ-63501 активно используется российскими вооруженными силами, в том числе в качестве носителя специального оборудования различного назначения.

В ходе строительства бурильно-ударной машины на имеющееся шасси устанавливается набор специального оснащения. Непосредственно за кабиной, над второй осью, монтируются несколько ящиков для перевозки инструментов и имущества. Позади них предусматривается опорная рама для стрелы, используемая в транспортном положении. По бокам от рамы на уровне шасси располагаются лотки с креплениями для перевозки сменных буровых шнеков. Под опорной рамой и в задней части шасси монтируются две пары гидравлических домкратов для вывешивания перед работой. В кормовой части шасси, над задней тележкой, устанавливается поворотная платформа с основными агрегатами.

Платформа выполнена полноповоротной, однако она может использовать свое рабочее оборудование только в секторе шириной 270° – по бокам и сзади относительно шасси, за исключением зоны, перекрываемой шасси и кабиной. Слева на платформе размещается кабина оператора с развитым остеклением, обеспечивающим хороший обзор. У правого борта и у кормы платформы имеются кожухи с различным оснащением. Сбоку от кабины, вблизи центра платформы, находится опора качающейся стрелы. Управление перемещением стрелы и ее рабочего оборудования осуществляется за счет гидравлики. Рукава гидравлической системы располагаются преимущественно открыто и не имеют развитой защиты.

Телескопическая стрела с гидравлическим приводом несет на себе качающуюся направляющую для бурового оборудования. Основным элементом последнего является гидромотор, установленный на подвижном основании. При бурении он отвечает за вращение шнека и выполняет удары. Мотор может перемещаться по направляющей, обеспечивая заглубление в грунт или породу. Конструкция стрелы и направляющей позволяет производить бурение под разными углами к вертикали и поверхности. Обеспечено бурение как вертикально вниз, так и под углами до 170° к вертикали. Поворот платформы со стрелой дает возможность бурить близкорасположенные скважины без перемещения самой машины.

В комплект машины БУМ-2 входят несколько буровых шнеков с разными характеристиками и возможностями. При помощи такой оснастки бурильно-ударная машина может работать на немерзлых и мерзлых грунтах, а также на скальной породе. При этом в разных условиях имеются отличающиеся ограничения на скорость бурения, максимальную глубину скважины и т.д. Несмотря на это, специальное оборудование БУМ-2 обеспечивает решение широкого круга задач.

Используя шнек диаметром 180 мм, бурильно-ударная машина способна проделывать в мягком или мерзлом грунте скважины глубиной до 6 м. При использовании 300-мм шнеков максимальная глубина сокращается до 4 м. Также возможно бурение скважин в скальной породе, однако в этом случае их глубина ограничивается 2,8 м. Шнеки для решения таких задач имеют диаметр 40 и 80 мм.

Экипаж БУМ-2 состоит всего из двух человек – водителя и оператора буровой установки. Все основные операции, предусматривающие бурение, осуществляются экипажем при помощи средств дистанционного управления. Тем не менее, в некоторых ситуациях экипажу придется покидать свои кабины. В частности, смена рабочего оборудования выполняется при непосредственном участии человека.

В распоряжении экипажа также имеется набор ручного инструмента. Используются гидравлические устройства; рабочее давление создается штатными насосами бурильной установки и подается к инструменту по гибким рукавам. Наличие ручного гидроинструмента позволяет решать некоторые задачи, не требующие привлечения полноразмерной бурильно-ударной системы.


Вид сбоку-сзади. Фото Bastion-karpenko.ru


Фактически БУМ-2 решает только одну задачу – машина способна бурить скважины и шпуры разного диаметра и глубины в различных грунтах и породах. При этом она может участвовать в разных работах и обеспечивать выполнение более широкого круга задач. Прежде всего, скважины больших диаметров могут использоваться для забивки готовых свай либо при изготовлении заливных. Это позволяет использовать бурильно-ударную машину при строительстве разных объектов военного или гражданского назначения. Сфера применения машины в таком случае зависит только от текущей ситуации и планов командования.

Скважины разного диаметра могут использоваться для забора грунтовых вод. Тем не менее, БУМ-2 не может самостоятельно выполнять все работы такого рода, и для подготовки воды к последующему использованию потребителями требуется участие комплексов, состоящих на снабжении подразделений водообеспечения.

Бурильно-ударная машина также может применяться при проведении взрывных работ разного рода. Шпуры малых диаметров, проделанные в скальной породе, пригодны для размещения зарядов взрывчатых веществ. Прежде всего, такие работы должны выполняться для проделывания траншей, проломов или проходов на сложных ландшафтах. Кроме того, бурение скважин под взрывчатку может быть полезным для разрушения зданий, шоссе, взлетно-посадочных полос и других объектов.

Таким образом, имея ограниченный набор функций, перспективная бурильно-ударная машина БУМ-2 способна решать разные задачи в различных областях военного строительства, демонтажа или обеспечения. Подобное «универсальное» средство представляет большой интерес для инженерных войск. Кроме того, оно способно оказать положительное влияние на потенциал других родов войск, с которыми взаимодействуют военные инженеры.

***

Новые образцы техники нужны всем структурам вооруженных сил, и инженерные войска не являются исключением. В последние годы специально для этого рода войск было разработано несколько новых образцов специальной техники того или иного назначения. Часть этих изделий уже доведена до серии и эксплуатации, тогда как другие пока проходят испытания и лишь готовятся к поступлению на снабжение. Среди последних пока числится бурильно-ударная машина БУМ-2.

Согласно последним сообщениям, БУМ-2 сейчас завершает государственные испытания, по результатам которых должна будет поступить на снабжение инженерных войск. Точные сроки завершения текущих работ и появления приказа о принятии техники армией пока не назывались, но очевидно, что это произойдет в самое ближайшее время. Таким образом, к началу следующего десятилетия инженерные войска смогут получить новые образцы техники в достаточном количестве, а также освоить их, тем самым повысив общие показатели армии в целом.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://tass.ru/
http://iz.ru/
https://geomash.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
Автор:
25 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Titsen
    Titsen 21 ноября 2018 07:04
    -1
    Дачники обрадуются - им воду начнут бурить качественнее и быстрее!

    Но дороже....
    1. профессор
      профессор 21 ноября 2018 08:12
      -1
      Цитата: Titsen
      Дачники обрадуются - им воду начнут бурить качественнее и быстрее!

      Но дороже....

      Не качественнее и не быстрее. Военная техника не эффективна в народном хозяйстве.
    2. Дырокол
      Дырокол 21 ноября 2018 11:51
      +1
      Цитата: Titsen
      Дачники обрадуются - им воду начнут бурить качественнее и быстрее!

      Но дороже....

      6 метров глубина это никуда не годно...в смысле воды.
  2. КВУ-НСвД
    КВУ-НСвД 21 ноября 2018 11:21
    0
    Используя шнек диаметром 180 мм, бурильно-ударная машина способна проделывать в мягком или мерзлом грунте скважины глубиной до 6 м. При использовании 300-мм шнеков максимальная глубина сокращается до 4 м. Также возможно бурение скважин в скальной породе, однако в этом случае их глубина ограничивается 2,8 м. Шнеки для решения таких задач имеют диаметр 40 и 80 мм.
    Как же при таких параметрах её использовали для
    Бурильные установки готовили скважины, затем использовавшиеся для добычи воды.
    ? Значит машина может использоваться и для более глубинного бурения ?
    1. Vladimir 5
      Vladimir 5 21 ноября 2018 16:13
      +1
      В статье ясно написано бур 180 мм глубина до 6м, 300 мм до 4 метров. По названию,- бурильно ударная машина должна бурить достаточно, а не перфорировать не глубокие дырки двух диаметров, как эта БУМ-2. Странный подход с этим заказом МО, ущербный перфоратор со слабыми возможностями, "откаты" рулят, только так можно понять...
  3. garri-lin
    garri-lin 21 ноября 2018 16:05
    +1
    Кстати первыц горизонт грунтоввх вод залегает на глубине примерно 6 метров. Так что для фильтрационных установок воду добывать можно.
    1. Vladimir 5
      Vladimir 5 21 ноября 2018 19:23
      +1
      Гарри. Глубина залегания грунтовых вод зависит от геологии слоёв , видели колодцы с глубиной в метр и глубиной в 30 метров.. Где залегать грунтовым водам (вернее стекать) определяет господь бог, по сему нужно иметь возможность на все варианты. Есть ещё слои на 100 и более метров, самая чистая вода, туда также нужно бурить, когда нет поблизости поверхностных грунтовых вод, (и так бывает)...
      1. garri-lin
        garri-lin 21 ноября 2018 19:39
        0
        Вы про чистыея про любые, для фильтрационной станции по барабану, очистит. Что гпунтовые залегают на разной глубине это понятно, но на большей части европейской територии России глубина залегания гуляет около 6 метров. Сказывается большое количество водоёмов.
        Основное назначение этоц машины не скважины бурить а сваи загонять. Для укрепления берегов в месте переправ. Для строительства на слабых грунтах( тундра например). Или фундамент для радара срочно понадобится в связи с изменением обстановки.
        В общем хорошо что есть. А как применять солдат придумает.
        Ещё раз повторюс лично считаю что бурение водяных скважин для этого агрегата опция не основная. По типу раз может пусть делает.
        То что сможет пробурить несколько десятков метров в твёрдом грунте будет и дороже и сложней и медлительней. И десяток свац для привязки понтона быстро не набурит.
        1. Vladimir 5
          Vladimir 5 21 ноября 2018 19:48
          0
          Инженерная буровая машина должна уметь всё хотя бы по бурению, вот в Сирии, в степи, и тд. - "а без воды, и ни туды, и ни сюды". Доработки не значительные для Бум... Только почему не доделают, мне даже странно.. И солдата незачем заставлять "выкарачиваться", должно штатно всё работать...
          1. garri-lin
            garri-lin 21 ноября 2018 19:56
            0
            То что без проблем пробурит 50метров твёрдого грунта. Будет больше, сложнее, медлительнее, и дороже. Если сравнивать с гражданским рынком то раза наверно в три дороже. Лучше иметь десяток БУМов и один профильный бурильный агрегат для большой глубины, чем иметь всего три медлительных и неповоротливых агрегата. Плюс сложную буровую машину на "жидких" грунтах( болото) не поэксплуатируеш а БУМ спокойно и по больту свай накрутит. Лучше иметь профильное оборудование чем мегадорогого универсала.
            1. Vladimir 5
              Vladimir 5 21 ноября 2018 20:13
              0
              Назвать мегадорогой , это дороже на 20-30%, но разница в возможностях большая. Вы не совсем понимаете предлогаемое, ведь не вышку буровую с полукилометровым бурением переделать, а на возможности более глубокого бурения чем 6м. и разного назначения насадками, сейчас только 2 "тонких сверла" и 6-4 метра и всё.. А состав БУМ комплекта позволяет на возможности для буровой поуниверсальнее и посеръёзнее... Тут ещё вопрос, может главным создано возможно для прокола подземных укреплений и ходов ( УР боевиков) и подрыва, - как основное применение, так и не пойму. для чего эта недоделка....
              1. garri-lin
                garri-lin 21 ноября 2018 20:26
                +2
                Видели манипулятор который столбы ЛЭП ставит? Некоторые модели тож могут бурить до 6 метров. И столб до тонны веса установить. Вот БУМ это их военный аналог на вездеходном шасси. То что сможет пробурить глубоко стоить будет не на 39 процентов дороже а раза 2 а то и 3 дороже. И мобильность будет много меньше.
                Всё что написанно в статье о применении это бред. Основное назначение заглубить в грунт готовые сваи. А их длинна от 6 до 8 метров. Больше возить сложно. Заливные для быстровозводимых не подходят. Нужно ждать пока затвердеют. Так что вмёлогично и эргономично
          2. Roy Jones
            Roy Jones 24 ноября 2018 15:13
            +1
            Судя по твоим словам, надо автокраны закупать,только с г/п минимум 100 тонн, даже если грузы надо поднимать максимум 5тонн, зачем? А затем что автокран ДОЛЖЕН уметь поднимать большие грузы, даже если это не надо. Так ведь, умник?)
            1. Vladimir 5
              Vladimir 5 24 ноября 2018 15:28
              -1
              РОЙ Дж...Вот когда припрёт на БД, и у тебя не тянет оборудование, своей попой почуешь, что надо . и что не надо для войсковой техники. Например в Сирии, а ближайшее подходящее в ЮО округе за 2000км......Но тогда поздно о своих ромахах будет вспоминать...
              1. Roy Jones
                Roy Jones 24 ноября 2018 15:37
                +1
                Что он не тянет? скважины 70 метров бурить? это не в его компетенции. Ты че не понимаешь то ничего? Давай теперь скажи боингу и аэрбасу только двухпалубные широкофюзеляжники строить, чтоб на случай чего по 800 пассажиров возить. Нафига они строят мелкие узкофюзеляжники вообще? Если это вне твоего понимания, то хватит писать свою чушь
                1. Vladimir 5
                  Vladimir 5 24 ноября 2018 16:34
                  0
                  Мальчик (по высказыванию) не сравнивайте хобот с пальцем, лучше идите делать уроки...
                  1. Roy Jones
                    Roy Jones 24 ноября 2018 16:46
                    +1
                    А ты, судя по высказываниям, просто иррациональный человек? Надеюсь ты гипсокартон перфоратором не прикручиваешь))
                    В общем, чувак, ты как можешь заметить есть куча аналогий доказывающих неадекватность твоей писанины, может доверишься опыту человечества?
  4. Saxahorse
    Saxahorse 21 ноября 2018 23:31
    0
    Совсем не понял что в этой машине нового что ее на выставке показывать стали? Вроде таких и на разных шасси еще с советских времен полно было.

    Опять же непонятно зачем обычный бур на военной выставке показывать. Что в нем специфически военного я не понял. :(
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 22 ноября 2018 00:30
    0
    У меня более 10 лет работ с буровыми установками, правда импортными и не чета этой.... Но я так и не смог понять все аспекты работы машины из статьи. 6 метров, это смешно. Может он просто прочитал длинну шнека и вставил в статью? Во всех буровых принято наращивать оборудование. Не до бесконечности, но все же. Судя по мачте, думаю метров 12 плюс забурник.... Ксьати, бурят не шнеком, а сменным забурником, на котором располагаюься зубья нужной формы и количества.
    Да, и я не знаю слова шпур. Бывают шурфы, которые бурятся с целью геологоразведки или закладки ВВ.
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 22 ноября 2018 00:34
      0
      Прошу прощения, посмотрел в вики, есть рлняьие шпур. В жизни не слышал, наверное, что то новомодное..
    2. АдЦкиПаПа
      АдЦкиПаПа 23 ноября 2018 05:40
      +1
      Купил наш шеф установку "Буран" где-то так она и бурила. Поболе этого агрегат был едва продали. МБШ да, поболе бурит- и не надо, там шнек на весь полтинник идет без промывки ( а там нет насоса промывочного) куда породу разбуренную девать. Забурник - он на малых глубинах идет по направляйке, далее, только шарогой или бурголовкой, но с насосом высокого давления, или ротором батенька, а не импортными приблудами из сказок "УПА" "БА" "УРБ" вот наше все, а то 10 лет на "импорте" - СССчастливчик мажор вы сударь а не бурила..
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 23 ноября 2018 07:53
        0
        Согласен)))) Так у меня и сваи шли 800, да 1000. Я ж не скважины бурил, а сваи. На тех фундаментах много чего интересного стоит. Так что "либхер" и "маит", другого не признавали. На соседнем участке "касагранда". А теперь санкции нам так начинают помогать, что хоть караул кричи....
        1. АдЦкиПаПа
          АдЦкиПаПа 23 ноября 2018 12:35
          +1
          Мы на "Плесяре" УРБ-3й бурили; 70м глубиной, под стартовый стол сваи, а сейчас я 1360-м диаметром под воздух бурил когда 15ого уезжал 50 метров оставалось, 196м до шахты глубина будет, думаю на следующей вахте добурим. Там месяц-полтора обсадка/цементация/желонирование и следующая такая-же, Снард 26т +900кило 1а штанга. УПА80 форевер! 0;)))))
  6. irazum
    irazum 3 января 2019 16:43
    0
    Нашли, чем удивить! Чем "старушка" АЗА была плоха? Гидравлика так же течь будет...
  7. Асан Ата
    Асан Ата 29 января 2019 17:56
    0
    Помню в 70х говорили об установках с реактивными двигателями, которые прожигали грунт до чистого водоносного слоя. Интересно, это была правда?