Как эволюционировал камуфляж Су-57. И каким он будет

Первые прототипы: долгая дорога в будущее


Недавно главный конструктор-директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец заявил, что в серийное производство будет запущен вариант самолета Су-57 под номером Т-50-11 в так называемой «пиксельной» окраске. Вспомним, как преображался Т-50 за свою теперь уже довольно долгую жизнь.

Первый прототип, выполненный в рамках программы ПАК ФА, поднялся в небо 29 января 2010 года. Вслед за ранними летными прототипами появились так называемые прототипы второго этапа: первым из них стал экземпляр Т-50-6. Эта версия была уже больше приближена к серийному облику, однако была все еще далека от тех возможностей, которые должен получить строевой самолет. К слову, последние из прототипов — Т-50-10 и Т-50-11 — иногда также называют «ранними предсерийными».

Обычному любителю авиации все эти метаморфозы мало о чем говорят. В конце концов, набор оборудования, установленного на этих машинах, детально не разглашали. Как и возможности отдельно взятых образцов бортовой электроники. В свою очередь, интересующиеся данной темой люди отличали построенные машины, прежде всего, по их окраске. Стоит напомнить, что первый летный прототип — Т-50-1 — сначала камуфляжа не имел вовсе. Впрочем, даже в «голом» виде он выглядел не менее эффектно, чем американский F-22, с которым очень любят сравнивать российскую машину.



Вскоре авиалюбители увидели Т-50 в «ломанном» серо-белом камуфляже, который был очень похож на тот, которые применили на истребителе Су-35БМ — предсерийной версии Су-35. Можно, конечно, предположить, что это — сугубо коммерческое решение. Однако, по всей вероятности, это не совсем так. Еще в период Первой мировой английский художник Норман Уилкинсон предложил новую окраску для кораблей, основанную на новых направлениях изобразительного искусства, таких как кубизм. Он понял, что путем нанесения неожиданных линий можно создавать иллюзии, что способно затруднить обнаружение того или иного объекта. Такой подход получил название Dazzle Camouflage: он не прятал корабль, а как бы искажал очертания, что затрудняло не только обнаружение, но и определение расстояния до цели.

Ко времени первого полета Т-50 в российских ВВС уже был свой аналог Dazzle Camouflage. «Ломанную» окраску получили МиГ-29СМТ, от которых ранее отказался Алжир из-за выявленного на этих самолетах брака (некоторые делали акцент на «политической составляющей» отказа от истребителей). Что же касается Т-50, то, очевидно, на довольно крупном самолете такая окраска смотрелась не очень хорошо. Возможно, она и затрудняла его визуальное обнаружение, но уж точно не подчеркивала эстетику: а это важно, если говорить о продвижение оружия на мировом рынке.



«Сушка» становится «акулой»

Сложно описать восторг, с которым авиалюбители встретили новый «акулий» камуфляж, в котором предстал борт 055, он же — экземпляр Т-50-5. Белый низ плавно «перетекал» в темно-синий цвет, в который была окрашена верхняя часть фюзеляжа. Из-за этого контраст между светлым и темным цветами не казались столь резкими. Кроме того, камуфляж имел и сугубо практичное применение. На взлетно-посадочной полосе самолет как бы сливался с поверхностью при взгляде с высоты. В то же время его было тяжело рассмотреть в небе, если смотреть с земли. Увы, привлекательный камуфляж продержался не долго, да и Т-50-5 пережил пожар, после чего был назван Т-50-5Р.



Следующей версией окраски, которую увидели любители авиации, стала «акула номер два». Это конечно, очень условное наименование. Прежде всего, исчез градиент цвета, и появилась четко выделенная граница между белым низом и темным верхом. При этом сохранился практический смысл такого решения.



Пиксель: дань времени

Следующей поворотной точкой эволюции камуфляжа Су-57 стал экземпляр Т-50-9. Он получил сине-белую пиксельную окраску. К тому времени ряд стран уже избрал для себя похожий подход. Ранее пиксель выбрали в качестве камуфляжа для МиГ-29 ВВС Словакии, ну а на просторах СНГ похожее решение ассоциируется, прежде всего, с украинскими Военно-воздушными силами.



В случае с Т-50-9 контраст между светлым и темным цветами как-то чересчур сильно бросался в глаза. Вероятно, именно поэтому последние из построенных прототипов — Т-50-10 и Т-50-11 — получили куда более привлекательное сочетание серого и темно-синего цветов, с которым теперь уже прочно ассоциируется программа ПАК ФА. Стоит отметить, что изначально эти машины имели белый радиопрозрачный обтекатель, который только подчеркивал верность выбранной цветовой гаммы.



К Параду Победы 2018 года часть более старых бортов также перекрасили в «пиксельный» камуфляж, только серый цвет сделали намного более светлым, чем у Т-50-10 и Т-50-11, так что машины стали больше походить на Т-50-9, хотя и без настолько резких цветовых переходов. Также стоит отметить использование довольно эффектной схемы с серым радиопрозрачным обтекателем на самых поздних прототипах. На сегодня сложно сказать, какие именно решения используют на Т-50-10 и Т-50-11: в разное время обтекатели имели совершенно разные цвета.



Оправдан ли выбор?

В заключение хочется отметить, что, если слова Михаила Стрельца воспринимать буквально, то, очевидно, серийные машины будут внешне похожими либо а) на финальные прототипы, либо б) на ранние прототипы, которые получили «цифру» в преддверие парада Победы.

Судить же о практической пользе всех вышеперечисленных камуфляжных схем достаточно тяжело в силу того, что оптическая заметность для истребителя пятого поколения — куда менее значимый показатель, чем заметность радиолокационная. «Пиксельная окраска дает эффект размытого контура, что позволяет исказить четкие границы, которые есть у аэродинамической компоновки самолета», — рассказал Стрелец телеканалу «Звезда».

Возможно, в таком решение есть здравый смысл. Однако обстоятельство, что ближний воздушный бой почти полностью ушел в небытие, а РЛС и ОЛС стали почти полностью определять исход боестолкновения в небе, побудило ведущие страны мира выбрать минималистический подход. Чаще всего, это экономичная «монотонная» серая окраска, наподобие той, которую мы можем видеть на самолетах Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon. Так что самолеты российских ВВС, очевидно, и в дальнейшем будут контрастировать с крылатыми машинами других мощнейших стран мира.
Автор:
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. andrewkor 22 ноября 2018 06:38 Новый
    • 19
    • 2
    +17
    А ,всё-таки,молодцы ,те кто имеет способности и время для таких вот обзорных статей!
    Мне было интересно.Большущее Спасибо Автору!
    1. Бородач 22 ноября 2018 10:38 Новый
      • 3
      • 7
      -4
      Мне очень нравится, как МО проводит рекламную кампанию Су-57. Прямо многосерийный сериал получается. И здесь Запад обогнали.
  2. Мистер Кредо 22 ноября 2018 06:49 Новый
    • 8
    • 1
    +7
    Интересная познавательная статья. Автору плюс за работу!
  3. gunnerminer 22 ноября 2018 07:39 Новый
    • 9
    • 6
    +3
    Верное решение, описывать и обсуждать окраску Т-50.Совремнные двигатели, шлем Божий глаз, перегрузочные костюмы, боеприпасы, РЛС с АФАР где то за горизонтом, а окраска вот она, прямо на экране. tongue
    1. Soho 22 ноября 2018 10:27 Новый
      • 2
      • 2
      0
      gunnerminer (Мурад) Сегодня, 07:39
      Верное решение, описывать и обсуждать окраску Т-50. Совремнные двигатели, шлем Божий глаз

      "Божий глаз" и Т-50? Ну лепите дрянь вражескую к нашему православному самолету :))
      1. gunnerminer 22 ноября 2018 11:01 Новый
        • 4
        • 9
        -5
        Без шлема Божий глаз пилот не сможет обозревать обстановку на 360 градусов.Дело не в названии,а в полном отсутствии такого шлема у пилотов Т-50.
        1. Soho 22 ноября 2018 11:31 Новый
          • 1
          • 2
          -1
          Без шлема Божий глаз пилот не сможет обозревать обстановку на 360 градусов

          "Божий глаз" это система обработки и передачи информации разработки чуваков из Арлингтона в Виргинии. Еще раз спрашиваю: при чем тут Т-50? Тем более что сам шлем это всего лишь часть этой системы, а не волшебный такой гаджет, который
          сможет обозревать обстановку на 360 градусов
          1. gunnerminer 22 ноября 2018 16:34 Новый
            • 2
            • 3
            -1
            -Еще раз спрашиваю: при чем тут Т-50-

            Такой МФИ без Шлема Божий глаз не нужен.Все вместе -шлем,двигатель,РЛС с АФАР, современные боеприпасы.И самое гланое строевой пилот первого класса, обесеченный достоверными разведданными и боевым надежным управлением.
            1. Soho 23 ноября 2018 08:01 Новый
              • 2
              • 2
              0
              Такой МФИ без Шлема Божий глаз не нужен.Все вместе -шлем,двигатель,РЛС с АФАР, современные боеприпасы.И самое гланое строевой пилот первого класса, обесеченный достоверными разведданными и боевым надежным управлением.

              просто ответьте на простой вопрос - в каком году началась в США программа AFT и в каком году Ф-35 получил систему, которую вы по наивности называете "шлемом"? Дружище, у вас довольно много весьма и весьма толковых комментариев, со многими я согласен. Что с вашей адекватностью тут произошло?((
    2. Бер 23 ноября 2018 22:59 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Совремнные двигатели, шлем Божий глаз, перегрузочные костюмы, боеприпасы, РЛС с АФАР где то за горизонтом, а окраска вот она, прямо на экране. tongue

      А как автор напишет если это секретка. request

      Если движки, то почитай о пульсирующем детонационном двигателе.
      В России испытали пульсирующий детонационный двигатель

      Опытно-конструкторское бюро имени Люльки разработало, изготовило и испытало опытный образец пульсирующего резонаторного детонационного двигателя с двухстадийным сжиганием керосиновоздушной смеси. Как сообщает ИТАР-ТАСС, средняя измеренная тяга двигателя составила около ста килограммов, а длительность непрерывной работы ─ более десяти минут. До конца текущего года ОКБ намерено изготовить и испытать полноразмерный пульсирующий детонационный двигатель.

      По словам главного конструктора ОКБ имени Люльки Александра Тарасова, в ходе испытаний моделировались режимы работы, характерные для турбореактивного и прямоточного двигателей. Измеренные величины удельной тяги и удельного расхода топлива оказались на 30-50 процентов лучше, чем у обычных воздушно-реактивных двигателей. В ходе экспериментов производилось многократное включение и выключение нового двигателя, а также регулирование тяги.



      Я в этих сопельных темах не силён, за счёт чего в сопле движка при детонации появляется прирост, пытался но увы, надо было в школе физику лучше учить.
  4. Вождь краснокожих 22 ноября 2018 08:00 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Спасибо, четко, доступно, понятно, без лишних слов.
  5. karelia-molot 22 ноября 2018 09:18 Новый
    • 9
    • 1
    +8
    Основная функция современного авиационного камуфляжа - не столько затруднение визуального распознавания борта, сколько повышение ошибок в работе пеленгующей ОЛС, которые распознают цель в основном по контрастному принципу.
    В этом плане окрас Т-50 выглядит достаточно эффективным. Внутренний контур является контрастным по отношению к внешнему, но обладает значительно меньшей площадью, что приводит к ошибкам определения дальности до цели. При этом продольная пикселка размывает внутренний контур при ракурсе уже от 3/4, что приводит к регулярному срыву контрастного захвата и перефокусировке на более контрастный внешний контур, а при других ракурсах - с внешнего на внутренний.

    Тем, кто пытался пофотать Т-50 в пикселе на хороший телевик на различных авиашоу - объяснять не надо)

    Рассуждения о стоимости окраса, доля которого в стоимости борта и 1% не составляет, слегка позабавили.
    1. Дырокол 22 ноября 2018 10:17 Новый
      • 4
      • 2
      +2
      Цитата: karelia-molot
      сколько повышение ошибок в работе пеленгующей ОЛС

      А ОЛС вообще пофигу как раскрашен самолёт, тепловизор не на краску не реагирует, а на температуру, лазерному дальномеру тем более. Поэтому все эти изыски с краской не более чем блажь и пустая трата денег.
      Красиво конечно, если смотреть с эстетической стороны...красивые самолёты все любят



    2. tarakanys 22 ноября 2018 14:27 Новый
      • 0
      • 3
      -3
      Гений са wassat м придумал?
    3. gunnerminer 22 ноября 2018 16:35 Новый
      • 1
      • 1
      0
      ОЛС вспомогательная система.Да игамма цветов ее не очень тревожит.
  6. 501Legion 22 ноября 2018 09:34 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Мне в принципе все виды раскраски нравились и ломанный как у су35 тоже.
  7. gunnerminer 22 ноября 2018 10:28 Новый
    • 3
    • 4
    -1
    Было бы что красить.Кабы стояли на стоянке 200 Су-57, а не четыре Т-50 ,то и про окрас вспоминали бы гораздо реже.
    1. Soho 22 ноября 2018 11:47 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Было бы что красить.Кабы стояли на стоянке 200 Су-57

      то есть вы считаете что возможности бюджета РФ, а также ее технологический потенциал значительно превосходят американский? Эко вас бросает из стороны в сторону. А недавно писали что у нас все плохо
      1. gunnerminer 22 ноября 2018 16:32 Новый
        • 2
        • 2
        0
        - а также ее технологический потенциал значительно превосходят американский? -

        Мечтать не вредно.С воплощением засада.
      2. Герман 4223 23 ноября 2018 20:04 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Для того чтобы техника, могла оказывать влияние на ход событий,она должна выпускатся в достаточном количестве, иначе от неё толку не будет.Полк современных истребителей это такой же сдерживающий фактор как и ядерная бомба, ни у кого и мысли не возникнет что их не применят,а эффект работы такого полка может быть не менее поражающий,чем больше таких полков,чем сильнее производственная база,тем меньше вероятность что к нам кто-то полезет.
      3. Гиперзвук 24 ноября 2018 21:40 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Возможности военного бюджета РФ близки к американскому, а может и превосходят. Это если разобраться в ситуации, а не фапать на их формальные 700 миллиардов
  8. Alkonost 22 ноября 2018 13:18 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Вообще, акулий камо Т-50-5 предназначался для серии, но к сожелению, не сложилось. В сети была инсайдерская инфа, что плавный переход (градиент) оказался технологически сложным и на КНААЗ обматерились, когда его рисовали. Так же была любопытная инфа, про жалобы фотографов. Мол фотоаппаратура плохо ловила его в фокус (хотя, видимо так и задумывалось). Отдельно стоит упомянуть про то, что в Штатах есть эскадрилья "агрессоры" которая на учениях изображает противника и у которых (по чистой случайности) всегда камо используемое ВКС России. А после презентации Т-50-5 эта эскадрилья перекрасилась в акулий камо. Следующие прототипы не имели плавного перехода и откровенно, смотрелись хуже. С Т-50-9 применили пиксельные переход, вместо градиента. Видимо такой вариант устроил завод. Обратил на себя внимание забавный пиксельный рисунок килей девятки, в котором узнавался мужичок в ушанке из мультфильма "Падал прошлогодний снег" ) На Т-50-11 светлый фон пикселя заменили серым и этот вариант явно лучше смотрится и идёт в серию. Но акула мне всё равно больше нравилась, хотя это дело вкуса. )
    1. rehev931 22 ноября 2018 15:21 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Да!!! Маловато будет!!! good
  9. Cannonball 22 ноября 2018 20:10 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Камуфляж на истребителях может сыграть свою роль не в воздухе, а на земле, на аэродромах и стоянках, затрудняя обнаружение и идентификацию средствами космической и аэрофотосъёмки.
    1. служивый. 25 ноября 2018 09:19 Новый
      • 0
      • 0
      0
      В наше время что то утаить ой как сложно....Есть много средств обнаружения и без аэрофотосъёмки и у амеров они есть....
  10. А надо ли боевому самолёту визуально маскироваться?

    На земле? Сегодня это вряд ли поможет против разведывательных высотных самолётов и спутников.

    В небе? Что на дальней дистанции, что на короткой, ИМХО, тоже смысла нет на таких скоростях.

    hi
    1. Кукуруза 23 ноября 2018 01:56 Новый
      • 4
      • 5
      -1
      Су57 - это летающий "почетный караул".
      Для парадного самолета красивый дизайн и опрятный внешний вид изначально были ключевым требованием.
      То же и с "арматой" и ее бутафорским жестяным кожухом на башне, который не имеет никакого практического применения.
  11. Кукуруза 23 ноября 2018 01:52 Новый
    • 4
    • 3
    +1
    Вот и закрыт вопрос со стелс-покрытием, его просто нет, как нет и самого стелса.
    1. Гиперзвук 24 ноября 2018 21:38 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Есть, лишь немного уступает F-22 и F-35
      Средняя ЭПР Су-57 - 0.5 м2, F-22 - 0.4, F-35 - 0.3
  12. ruslangozin 23 ноября 2018 11:57 Новый
    • 0
    • 0
    0
    ну а на просторах СНГ похожее решение ассоциируется, прежде всего, с украинскими Военно-воздушными силами.


    Украина не является страной-участницей СНГ.
  13. павлентий 23 ноября 2018 14:13 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    "Судить же о практической пользе всех вышеперечисленных камуфляжных схем достаточно тяжело в силу того, что оптическая заметность для истребителя пятого поколения — куда менее значимый показатель, чем заметность радиолокационная." Спасибо за фото, конечно, но судя по этой фразе статью можно было не писать)
  14. Гиперзвук 24 ноября 2018 21:37 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Ближний бой ушел в небытие, как написано в статье. Так что лучше бы сделали самолет не таким маневренным, но более малозметным
    1. Бармал 27 ноября 2018 16:59 Новый
      • 0
      • 0
      0
      уйти от ракеты - это не фунт изюма скушать.
  15. служивый. 25 ноября 2018 09:17 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Всё в последние годы сводится лишь к внешнему лоску.....
  16. Гиперзвук 4 декабря 2018 03:54 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Черно-серый как у ф22 и ф35 с самый красивый
  17. Комментарий был удален.