Военное обозрение

Northrop P-61 Black Widow: первый американский специализированный ночной истребитель

42
Northrop P-61 Black Widow («Чёрная вдова») – американский тяжелый ночной истребитель, спроектированный и выпускавшийся в годы Второй мировой войны. Помимо достаточно необычного внешнего вида и выдающихся для истребителя размеров, данный самолет был первым американским истребителем, который был специально разработан для ночных операций. Первый полет самолета состоялся 26 мая 1942 года, а эксплуатация «Черной вдовы» продолжалась до 1952 года. Всего за время серийного производства предприятиями компании Northrop было выпущено 706 самолетов данного типа: 215 истребителей Р-61А, 450 – Р-61В и 41 – Р-61С.


В самом начале Второй мировой войны у США просто не было ночных истребителей. Главным образом, это было связано с запоздалым началом разработки подобных самолетов и РЛС наведения истребителей. Создание специализированных ночных самолетов буксовало, так как отсутствовал опыт их боевого применения. В отличие от европейского театра боевых действий, воздушная война на Тихом океане и на территории Китая велась главным образом днем и в хорошую погоду, по ночам японская авиация активности не проявляла. В свою очередь в Европе после провала дневных рейдов Люфтваффе на Британию, немцы перешли на ночные налеты.

Несмотря на это американские военные настаивали на необходимости иметь на вооружении ВВС специализированные ночные истребители-перехватчики, прогнозируя резкое повышение активности японских ВВС в ночное время суток. А вот в отношении конкретного самолета мнения военных расходились. Часть ратовала за использование уже опробованных в боевых действиях британских ночных истребителей Bristol Beaufighter и De Havilland Mosquito, а часть выступала за собственный американский проект – ночной истребитель Northrop P-61. В конечном итоге американское командование остановилось именно на истребителе Northrop P-61 Black Widow, до начала его серийного выпуска на вооружении ВВС США находилось лишь ограниченное количество «скороспелых» ночных истребителей – адаптированных для ночных действий версий «Лайтингов» модели Р-38М и специализированной версии бомбардировщика А-20 «Хэвок». Данные боевые самолеты, за исключением небольшого количества «экспериментальных» случаев, применялись лишь на территории США для подготовки и тренировки экипажей.


YP-61 — предпроизводственная серии во время испытательного полета, фото: waralbum.ru


В итоге Northrop P-61 Black Widow стал единственным американским боевым самолетом, производившимся в годы Второй мировой войны, который изначально разрабатывался исключительно как специализированный ночной истребитель. Помимо этого Northrop P-61 стал самым тяжелым и большим истребителем, поступавшим на вооружении USAAF во время Второй мировой войны. Данный истребитель впервые принял участие в боевых действиях летом 1944 года в южных районах Тихого океана, а после завершения боевых действий оставался стандартным ночным истребителем USAAF вплоть до 1952 года, когда эксплуатация данного самолета была прекращена.

Ночной истребитель P-61 был разработан группой инженеров под руководством конструктора Джона Нортропа, работы над самолетом активно велись с лета 1940 года, при этом сама компания Northrop была основана лишь в августе 1939 года. Уже 10 января 1941 года американские военные заключили с компанией контракт на постройку 10 ночных истребителей, получивших армейское обозначение XP-61. За контрактом на первые опытные образцы уже 10 марта 1941 года последовал контракт на производство 13 истребителей YP-61 для проведения эксплуатационных испытаний и еще одной машины для проведения статических испытаний.

Уже 24 декабря 1941 года еще до изготовления первого опытного образца нового самолета с компанией Northrop был подписан контракт на производство 100 серийных истребителей P-61 и их снабжение необходимым количеством запасных частей. 17 января 1942 года военные заказали еще 50 самолетов, а уже 12 февраля заказ был увеличен на 410 самолетов, 50 из которых планировалось поставить Королевским ВВС Великобритании в рамках реализации договора о ленд-лизе. Впоследствии заказ для RAF был отменен, а заказ в интересах ВВС США увеличен до 1200 самолетов.


P-61A из состава 419-й ночной истребительной эскадрильи


В процессе создания первого опытного образца XP-61 по причине внесения разных изменений в его конструкцию взлетный вес самолета постоянно увеличивался. К моменту готовности истребителя его сухой вес уже составлял 10 150 кг, а взлетный достигал 13 460 кг. Рулежные испытания нового ночного истребителя начались практически сразу же после сборки первого самолета. И уже 26 мая 1942 года первый прототип XP-61, оснащенный двумя звездообразными двигателями Pratt&Whitney R-2800-25 Double Wasp, впервые поднялся в небо, машину поднял в воздух летчик-испытатель компании Northrop Вэнс Брис. Первый полет продлился всего 15 минут, при этом летчик уже тогда отметил, что самолет отлично управляется.

Второй летный опытный образец XP-61 был готов 18 ноября 1942 года. С самого начала данный самолет был окрашен в блестящий черный цвет, который и помог дать ночному истребителю его имя – Black Widow, Черная вдова – в честь паука, широко распространенного в Северной и Южной Америке. Стоит отметить, что покрытие самолета черной краской не была чьей-то блажью. Массачусетский технологический институт специально создал краску, которая должна была сделать ночной истребитель невидимым в том случае, когда самолет попадал в лучи прожекторов противника. Лучшей краской для этой цели оказалась черная глянцевая, которая была невидима в 80 процентах случаев прохождения лучей прожектора.

Конструкция самолета Northrop P-61 Black Widow

Ночной истребитель P-61 Black Widow представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, который был построен по двухбалочной схеме. Силовая установка самолета включала в себя два мощных поршневых двухрядных звездообразных двигателя Pratt&Whitney R-2800, мощность которых достигала 2х2250 л.с. Гондолы двигателей переходили в хвостовые балки, кили были сделаны зацело с балками и стабилизаторами, расположенными между килями. Уникальная двухбалочная схема истребителя позволила разместить его экипаж в большой по размерам гондоле, которая устанавливалась на центроплане. Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с носовой стойкой.

Экипаж ночного истребителя состоял из трех человек – пилота, стрелка и оператора РЛС. В передней двухместной кабине были расположены рабочие места пилота и оператора РЛС, который сидел за ним и выше, как на современных ударных вертолетах. Рабочее место стрелка располагалось в хвостовой части фюзеляжной гондолы. В зависимости от наличия или отсутствия у самолета верхней турельной установки с четырьмя 12,7-мм пулеметами стрелок мог включаться или наоборот исключаться из состава экипажа. Часто самолеты летали, имея на борту двух членов экипажа. При этом в некоторых полетах даже без верхней турели стрелок в экипаж включался, но в качестве воздушного наблюдателя.

Northrop P-61 Black Widow: первый американский специализированный ночной истребитель

Схема истребителя Northrop P-61 Black Widow


Отличительной особенностью самолета было то, что он изначально проектировался для использования в роли ночного истребителя (в отличие от многочисленных модификаций обычных серийных машин, используемых воюющими сторонами), оснащенного бортовой РЛС и различными электронными приборами. На самолете была применена бортовая радарная система перехвата (Airborne Interception – АI). Разработка радара для истребителя P-61 велась под контролем Национального комитета исследования и защиты, который создал радиолокационную лабораторию при Массачусетском технологическом институте. Предварительная разработка радара, получившего обозначение АI-10 (армейское обозначение SCR-520), была завершена к 18 июня 1941 года. Он был создан на основе британского самолетного локатора сантиметрового диапазона.

Радар SCR-520A имел в своем составе поисковый радиопередатчик, который был расположен в носовой части истребителя, диапазон его действия составлял до пяти миль. Также данный радар мог использоваться в качестве бортового маяка, оказывать навигационную помощь и использоваться для действий в соединении в качестве автоответчика «свой-чужой». Оператор РЛС SCR-520 в ночном истребителе P-61 «Черная вдова» определял воздушную цель и направление на нее, а пилот направлял самолет к цели при помощи приборов, которые были расположены в центре его приборной панели. Black Widow применял бортовой радар лишь для определения курса перехвата воздушной цели и последующего преследования самолета противника. Обнаружив цель и приблизившись к ней на достаточное для атаки расстояние, пилот применял обыкновенный оптический прицел.

Если говорить по существу, то «Черная вдова» представляла собой тяжелый и достаточно крупный самолет, который был чрезвычайно сложным в плане конструкции. При этом внешне самолет, мягко говоря, выглядел странно и казался очень большим для истребителя. К примеру, площадь его крыла составляла 61,53 м2, на минуточку это больше, чем у тяжелого американского всепогодного истребителя 4-го поколения F-15. Кабина экипажа ночного истребителя P-61 Black Widow был просторнее, чем у многих средних бомбардировщиков того времени.


Northrop P-61 Black Widow 415-й ночной истребительной эскадрильи на аэродроме Ван во Франции, фото: waralbum.ru


Вооружение истребителя было по-настоящему внушительным. В нижней части фюзеляжной гондолы располагалась батарея из четырех авиационных автоматических 20-мм пушек. В дополнении к этому на многих самолетах имелась вращающаяся верхняя турель на четыре крупнокалиберных 12,7-мм пулемета. Самолет представлял собой настоящую «летающую зенитную батарею», которая была достаточно эффективной. От залпа этого истребителя не мог устоять ни один из самолетов противника. Однако по мере эксплуатации «Черной вдовы» от верхней фюзеляжной турели начали отказаться, так как воздушные цели гарантировано поражались и залпом четырех пушек. К тому же сама турель весила 745 кг, поэтому ее демонтаж обеспечивал самолету значительный выигрыш в скорости и маневренности. Помимо всего прочего, при повороте турели часто возникал такой эффект, как бафтинг хвостового оперения истребителя. Иногда из-за этого эффекта турель просто фиксировали в переднем положении, вращать ее было нельзя.

К особенностям самолета можно было отнести и необыкновенно мощные закрылки. Джон Нортроп лучше многих авиаконструкторов понимал, насколько важен для самолета коэффициент подъемной силы, поэтому его ночной истребитель имел закрылки практически по всему размаху крыла. Обычные элероны были небольшими, но в управлении по крену принимали участие и четыре секции дифференциальных спойлеров на каждой из консолей. Данное конструкторское решение обеспечивало «Черной вдове» прекрасную маневренность, особенно принимая во внимание размеры и вес истребителя. Конечно, в дневном бою ни это, ни мощное вооружение, могли не спасти самолет от немецкого истребителя FW-190, но в ночном небе Р-61 превосходил по маневренности любой двухмоторный самолет своего времени.

Самолет был построен тремя крупными сериями. Первой была версия P-61A, всего выпущено 215 истребителей. Первые 45 машин получили двигатели R-2800-10, последующие – R-2800-65. Первые 38 самолетов были выпущены с верхней пулеметной башней, остальные без. При этом позднее турель на некоторых самолетах P-61A устанавливалась. Вторая серия – истребители P-61B, выпущено 450 самолетов. Данная модель отличалась незначительными усовершенствованиями конструкции, большая часть имела верхнюю пулеметную турель, а также четыре подкрыльевых пилона для подвески вооружения класса «воздух-поверхность». Отличием также была более мощная и совершенная бортовая РЛС SCR-720C. Третья серия – истребители P-61C, выпущен 41 самолет в самом конце войны. Первоначально планировалось построить серию из 476 самолетов, но данные планы были отменены. Самолеты отличались установкой более мощных двигателей R-2800-73 с турбокомпрессорами СН-5, развивавшими максимальную мощностью 2800 л.с. каждый. С этими моторами максимальная скорость истребителя возросла до 692 км/ч.


Американские тяжелые ночные истребители P-61C «Черная вдова» на аэродроме, фото: waralbum.ru

Боевое применение «Черной вдовы»

В общей сложности в боях на всех театрах военных действий принимало участие 14 эскадрилий ночных истребителей, вооруженных самолетами P-61 Black Widow. Данные эскадрильи входили в состав 5-й, 7-й, 9-й, 13-й и 14-й воздушных армий. Первой эскадрильей, которая была перевооружена на новые самолеты, стала 6-я ночная истребительная эскадрилья (6 NFS), входившая в состав 7-й воздушной армии. Она получила новые самолеты 1 мая 1944 года, на тот момент она базировалась в Джон Роджерс-Филд на Гавайских островах. С сентября 1944 года самолеты данной эскадрильи принимали участие в боевых действиях над Сайпаном и Иводзимой.

Первой ночной победы летчики 6 NFS добились 30 июня 1944 года. В этот день во время ночного полета самолет эскадрильи обнаружил групповую воздушную цель, которая затем была идентифицирована как японский бомбардировщик Mitsubishi G4M Betty в сопровождении истребителя Mitsubishi А6М Zero. Экипаж американского самолета с первого захода добился попаданий в левый двигатель бомбардировщика, который упал в море и взорвался недалеко от Сайпана. При этом истребитель сопровождения Mitsubishi А6М Zero обнаружить американский самолет так и не сумел. Всего экипажи 6-й ночной истребительной эскадрильи одержали до конца Второй мировой войны 15 ночных побед. Одной из главных боевых задач «Черных вдов» на данном ТВД была защита баз стратегических бомбардировщиков B-29 на Сайпане от ночных налетов противника. Также они защищали от атак возвращавшиеся из боевых вылетов на Японию поврежденные бомбардировщики В-29.

Первую победу на европейском театре военных действий истребители P-61 Black Widow одержали в ночь с 15 на 16 июля 1944 года. Экипаж из состава 422 NFS сбил немецкий самолет-снаряд V-1, который летел по направлению к Ла-Маншу. «Фау-1» удалось сбить с расстояния примерно 280 метров огнем из 20-мм пушек. Попадания в силовую установку самолета-снаряда привели к тому, что он сначал вошел в крутое пике, а затем взорвался над Ла-Маншем. В дальнейшем ночные истребители данного типа достаточно широко применялись против немецких самолетов-снарядов. При этом, так как «Фау-1» был немного быстрее американских истребителей, перед атакой им иногда приходилось входить в небольшое пикирование.


Тройка истребителей P-61 «Black Widow» в небе над Францией, фото: waralbum.ru


Всего в течение 1944-1945 годов, по сути, боевое применение истребителей уместилось в календарный год, экипажи «Вдов» сбили 127 вражеских самолетов и 18 самолетов-снарядов V-1. В отличие от других американских истребителей типа P-51 Mustang или P-47 Thunderbolt, P-61 Black Widow не могли похвастаться внушительным числом воздушных побед. Но этому было свое объяснение, к моменту начала эксплуатации самолета союзники уже имели подавляющее превосходство в воздухе на всех фронтах, а количество участвующих в ночных полетах самолетов противника было весьма ограничено, особенно над Тихим океаном.

В то же время в Европе активность Люфтваффе в темное время суток сохранялась практически до самого завершения Второй мировой войны. Поэтому на этом ТВД самолеты P-61 Black Widow применялись в той роли, для которой они и проектировались – в качестве ночных истребителей. А вот на Тихом океане ситуация развивалась по-другому. Японцы по ночам практически не летали. Поэтому штабы 5-й и 13-й воздушных армий приняли решение перенацелить имеющиеся у них ночные истребители на ночные атаки наземных целей противника и непосредственную огневую поддержку войск армии США и корпуса морской пехоты. Мощное пушечное вооружение истребителей P-61 Black Widow, сосредоточенное в центре масс самолета, позволяло с высокой точностью и очень эффективно поражать наземные цели. Дополнительно под крыльями самолета могли устанавливаться пилоны для подвески бомб, неуправляемых ракет и баков с напалмом, что лишь дополняло и так чудовищный по силе бортовой залп этой «летающей батареи». Так весной и летом 1945 года ночные истребители «Черная вдова» активно применялись на Филиппинах для поддержки наземных войск, в основном атакуя цели в дневные часы.

Летно-технические характеристики: Northrop P-61 Black Widow (P-61B):
Габаритные размеры: длина – 15,11 м, высота – 4,47 м, размах крыла – 20,12 м, площадь крыла – 61,53 м2.
Масса пустого самолета – 10 637 кг.
Максимальная взлетная масса – 16 420 кг.
Силовая установка – два двухрядных звездообразных двигателя Pratt&Whitney R-2800-65W «Double Wasp» мощностью 2х2250 л.с.
Максимальная скорость полета – 589 км/ч (на высоте 6095 м).
Крейсерская скорость полета – 428 км/ч.
Скороподъемность – 12,9 м/с.
Боевой радиус – 982 км.
Перегоночная дальность (с ПТБ) – 3060 км.
Практический потолок – 10 600 м.
Вооружение: 4×20 мм пушки Hispano AN/M2 (по 200 снарядов на ствол) и 4х12,7-мм пулемета M2 Browning (по 560 патронов на ствол).
Экипаж – 3 человека (пилот, стрелок, оператор РЛС).

Источники информации:
http://www.airwar.ru
http://www.airpages.ru/us/p61bp.shtml
http://pro-samolet.ru/samolet-usa/63-istrebiteli/411-usa-istrebitel-northrop-p-61-black-widow
Материалы из открытых источников
Автор:
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. merkava-2bet
    merkava-2bet 1 декабря 2018 09:41
    +9
    Для своего времени была очень продвинутой машиной,перехватчиком.Спасибо.
    1. Avior
      Avior 1 декабря 2018 11:54
      +4
      именно перехватчик.
      При слове истребитель в голову сразу приходит маневренный бой, а он явно для этого не годился.
      1. irazum
        irazum 2 декабря 2018 04:18
        +2
        Это-ПЕРЕХВАТЧИК, ему не надо вести "маневренный бой" он должен "увидеть" врага и применить всё, имеющееся на борту вооружение.
    2. вадим dok
      вадим dok 1 декабря 2018 18:12
      +2
      У немцев были тоже имелись ночные истребители- перехватчик с радиолокацией!
      1. alsoclean
        alsoclean 1 декабря 2018 18:39
        +2
        Да - Heinkel He-219 «Uhu». Построено где то 268 штук за 3 года
        1. VictorZhivilov
          VictorZhivilov 1 декабря 2018 23:01
          +3
          Heinkel He-219 «Uhu». Построено где то 268 штук за 3 года

          Ещё был Та-154... и он комплектовался следующим оборудованием...
          "Стандартный комплект радиооборудования самолета включал связную ультракоротковолновую радиостанцию FuG16ZY фирмы Лоренц с блоком радиокомпаса ZVG16, аппаратуру опознавания "свой-чужой" FuG25a Erstling фирмы GEM А с дальностью приема до 100 км для взаимодействия с РЛС ПВО типа Wurzburg, радиовысотомер FuG101a фирмы Сименс, аппаратуру слепой посадки FuB12F фирмы "Лоренц" и радионавигационную систему PeilG6 фирмы Телефункен с радиокомпасом APZ А-6. Связная радиостанция использовала тросовую антенну и антенну типа Могапе, радиокомпас ZVG16 - кольцевую рамочную антенну под задней частью фюзеляжа, аппаратура FuG25a - штыревую антенну под фюзеляжем, высотомер FuG101а - 2 антенны под крылом, а APZ А-6 - плоскую звездообразную многолучевую антенну под прозрачной круглой крышкой сверху фюзеляжа. Типы применявшихся РЛС - FuG212 С-1, FuG22O SN-2 или FuG218 Neptun. На отдельные машины возможно устанавливались приёмники FuG350 Naxos Z, улавливавшие сигналы, излучаемые британским радиолокационным бомбардировочным прицелом H2S. Типы антенн РЛС: Matrazen с четырьмя или одним держателем для FuG 212, Hirschgewein для FuG 220, 4 штыревых антенны на крыле для FuG 218." Источник: http://www.airwar.ru/enc/fww2/ta154.html

          И много чего...
          1. alsoclean
            alsoclean 2 декабря 2018 01:11
            0
            ТА-154 серийно строился не более полугода. Потом ( в августе 1944 года)немцы прикрыли производство этого "полу деревянного недоразумения". Хотя в ночных перехватчиках остро нуждались
          2. Михаил Матюгин
            Михаил Матюгин 2 декабря 2018 17:42
            +2
            Цитата: VictorZhivilov
            Стандартный комплект радиооборудования самолета включал связную ультракоротковолновую радиостанцию FuG16ZY фирмы Лоренц с блоком радиокомпаса ZVG16, аппаратуру опознавания "свой-чужой" FuG25a Erstling фирмы GEM А с дальностью приема до 100 км для взаимодействия с РЛС ПВО типа Wurzburg, радиовысотомер FuG101a фирмы Сименс, аппаратуру слепой посадки FuB12F фирмы "Лоренц" и радионавигационную систему PeilG6 фирмы Телефункен с радиокомпасом APZ А-6. Связная радиостанция использовала тросовую антенну и антенну типа Могапе, радиокомпас ZVG16 - кольцевую рамочную антенну под задней частью фюзеляжа, аппаратура FuG25a - штыревую антенну под фюзеляжем, высотомер FuG101а - 2 антенны под крылом, а APZ А-6 - плоскую звездообразную многолучевую антенну под прозрачной круглой крышкой сверху фюзеляжа. Типы применявшихся РЛС - FuG212 С-1, FuG22O SN-2 или FuG218 Neptun. На отдельные машины возможно устанавливались приёмники FuG350 Naxos Z, улавливавшие сигналы, излучаемые британским радиолокационным бомбардировочным прицелом H2S. Типы антенн РЛС: Matrazen с четырьмя или одним держателем для FuG 212, Hirschgewein для FuG 220, 4 штыревых антенны на крыле для FuG 218."

            Это конечно интересно, но оснащение "Филина" было не менее впечатляющим.
    3. venik
      venik 1 декабря 2018 23:27
      +6
      Цитата: merkava-2bet
      Для своего времени была очень продвинутой машиной,перехватчиком.Спасибо.

      ==========
      Это - точно! Вот несколько интересных снимков, позволяющих рассмотреть "приборное оснащение машины:
      Радар SCR-720 (по-видимому в модификации "А")


      Кабина пилота (в центре приборной доски должен размещаться индикатор РЛС (дублирующий):


      Кабина оператора РЛС (экран прикрыт резиновым тубусом). Любопытно, но в "рабочем положении" оператор должен был разворачиваться "спиной по-ходу" (т.е. к летчику), поскольку довольно громоздкие блоки пульта РЛС вынуждены были монтировать на задней стенке кабины оператора.


      Задняя кабина воздушного стрелка - тоже забита приборами дистанционного управления пулеметной башней:
      1. Dooplet11
        Dooplet11 3 декабря 2018 10:53
        0
        Обратите внимание: у пилота отсутствует коллиматорный стрелковый прицел как таковой.
  2. irazum
    irazum 1 декабря 2018 11:35
    +1
    Спасибо, за статью! Оч. интересно. Самолёт, действительно, был, для своего времени, революционным. Не зря же американцы своим ближайшим союзникам (Бриттам) их не поставляли, хотя у Бриттов была вся линейка американских боевых самолётов, за исключением вышеупомянутого P-61. и "Лайтнинга" P-38.
    1. Вишневая девятка
      Вишневая девятка 1 декабря 2018 12:52
      +5
      Цитата: irazum
      Самолёт, действительно, был, для своего времени, революционным.

      На 42-й год концепция ночного истребителя была уже неплохо отработана. В статье об этом говорится.

      Так же в статье говорится, что специализированный ночной истребитель оказался, во многом, пустым швырянием денег (и человеко-часов инженеров). Работы по специальности для него практически не было, так что дорогущее (4 мустанга, почти Фортресс) чудо техники привлекалось для штурмовки.
      Цитата: irazum
      Не зря же американцы своим ближайшим союзникам (Бриттам) их не поставляли

      У лайми были свои, весьма неплохие.
      Цитата: aristok
      не хватает данных о количестве боевых потерь.

      Об этом практически нет сведений. Вполне возможно - боевых не было, учитывая специфику самолета.
    2. Сторонник Путина
      Сторонник Путина 2 декабря 2018 02:25
      0
      Цитата: irazum
      Спасибо, за статью! Оч. интересно. Самолёт, действительно, был, для своего времени, революционным. Не зря же американцы своим ближайшим союзникам (Бриттам) их не поставляли, хотя у Бриттов была вся линейка американских боевых самолётов, за исключением вышеупомянутого P-61. и "Лайтнинга" P-38.

      - к 44 году они были британцам не нужны, у них был Москито.
      P-38, как и P-39 британцам не понравился.
      https://i.pinimg.com/originals/19/04/0a/19040abb766c895450490273af5c5bc2.jpg
      1. irazum
        irazum 2 декабря 2018 03:39
        0
        Да, у Бриттов были и свои, отличные машины ("москито" и "бофайтер"), но, по чему-то до самого конца ВМВ у Амеров брали Р-40, которые, в принципе, можно было сдавать в утиль
        1. Сторонник Путина
          Сторонник Путина 2 декабря 2018 16:41
          0
          Цитата: irazum
          Да, у Бриттов были и свои, отличные машины ("москито" и "бофайтер"), но, по чему-то до самого конца ВМВ у Амеров брали Р-40, которые, в принципе, можно было сдавать в утиль

          - а чем заменить Р-40? Во второй период войны он использовался как истребитель-бомбардировщик, три узла крепления (почти 700 кг нагрузка), 6 пулемётов 12,7. Самолёт абсолютно отработанный, надёжный, крепкий и вся цепочка снабжения несколько лет выстраивалась. Да и маневренность истребительная и скорость почти 600 км/ч. Его мог заменить Тайфун, но с ним были сложности.
          1. Михаил Матюгин
            Михаил Матюгин 2 декабря 2018 17:45
            +4
            Цитата: Сторонник Путина
            - а чем заменить Р-40? Во второй период войны он использовался как истребитель-бомбардировщик,


            Цитата: Сторонник Путина
            Да и маневренность истребительная и скорость почти 600 км/ч.

            Вы сами ответили на свой вопрос - хороший истребитель никогад не будут использовать в качестве истребителя-бомбардировщика. Скажем так, на период 41-42 гг - "на безрыбье и рак - рыба".

            Тем более он относительно хорошо проявил на советско-германском фронте, где плюсом была его чельнометаллическая конструкция и комфорт кабины пилота, в отличии от большинства самолётов советского производства.
    3. andrey-ivanov
      andrey-ivanov 2 декабря 2018 13:07
      +1
      RAF имели свои отличные ночные истребители " Москито" в мод-ции NF. 4 пушки, 4 пулемёта, РЛС и скорость под 700 км/час. Немцы создавали свой He-219 "Uhu" для борьбы именно с ними.
      1. Альф
        Альф 2 декабря 2018 21:07
        +1
        Цитата: andrey-ivanov
        Немцы создавали свой He-219 "Uhu" для борьбы именно с ними.

        Филина немцы создали для борьбы с ночными налетами Ланкастеров, антимоскитный вариант сделали потом.
        1. andrey-ivanov
          andrey-ivanov 11 декабря 2018 14:01
          0
          Филина немцы создали для борьбы с ночными налетами Ланкастеров, антимоскитный вариант сделали потом.

          С "Ланкастерами" и "Галифаксами" вполне справлялись и ночники на базе Bf-110 и Ju-88. А вот поймать "москитов", летящих впереди основных сил и помечающих точечными ударами цели для четырёхмоторных "тяжеловесов" RAF, а также расчищающих небо от немецких ночных истребителей, они были уже не в силах.
    4. goose
      goose 13 марта 2019 17:23
      0
      Цитата: irazum
      Не зря же американцы своим ближайшим союзникам (Бриттам) их не поставляли

      Потому что те не купили, - самолет предлагался. Слишком дорогой и слишком большой экипаж.
  3. aristok
    aristok 1 декабря 2018 12:35
    +1
    .Для понимания эффективности самолета не хватает данных о количестве боевых потерь.
    1. volodimer
      volodimer 2 декабря 2018 12:04
      0
      Видимо, в следствие специфики использования ночное использование вообще обошлось без боевых потерь, а штурмовое, с учётом слабого пво японцев и практически полном отсутствии истребительного противодействия, вряд ли понесло существенные потери. Если таковые были, то причины технические,
      но отсутствие каких-то упоминаний, свидетельствует, что они, если и были, то незначительные. Всего около 800 самолётов, вероятно, что воевало чуть больше половины.
  4. Михаил Матюгин
    Михаил Матюгин 1 декабря 2018 14:40
    +6
    Очень интересный самолёт. Хищный дизайн, отличная тяговооружённость, сильнейшее вооружение, удобство и простота управления, бортовой радар и т. п. В общем, шикарно, но ... для США оказалась в целом бесполезной (а британцам, которые страдали всю войну от ночных налётов Люфтваффе, так и не передали), в итоге - закончили как штурмовики, в том числе и в послевоенные годы.
    1. Альф
      Альф 1 декабря 2018 18:43
      +1
      Цитата: Михаил Матюгин
      отличная тяговооружённость

      12,9 м/с-не густо.
      Цитата: Михаил Матюгин
      (а британцам, которые страдали всю войну от ночных налётов Люфтваффе, так и не передали),

      У британцев были свои неплохие машины, сначала Бофайтер, затем Москито. Кстати, и Бофайтер и Мосси также имели по 4 пушки.
      1. Вишневая девятка
        Вишневая девятка 1 декабря 2018 19:17
        +1
        Цитата: Альф
        12,9 м/с-не густо.

        Как и большинство американских самолетов, Р-61 получился тяжеленным. Этот истребитель, так сказать, по максимальной взлетной массе пережрал Ту-2 или Ю-88, не сильно отставал от ТБ-3. Если со скоростью у него было неплохо, то скороподъемность, конечно, не истребительная.

        С другой стороны, ему не с Зеро нужно было воевать. И He.219 Uhu, и Мосси он превосходил по ЛТХ.
        1. Альф
          Альф 1 декабря 2018 19:28
          +1
          Цитата: Вишневая девятка
          И He.219 Uhu, и Мосси он превосходил по ЛТХ.

          А в чем он превосходил Филина и Мосси ?
          И сравнивать П-61 с ТБ-3...
          1. Вишневая девятка
            Вишневая девятка 1 декабря 2018 19:48
            +1
            Цитата: Альф
            И сравнивать П-61 с ТБ-3...

            По весу? Как раз норм.
            Цитата: Альф
            А в чем он превосходил Филина и Мосси ?

            По ЛТХ. Я, кажется, написал.
            However, on July 5, 1944, General Spaatz ordered a competition be held between the P-61 – using an example from the 422nd which had its Double Wasp radials carefully "tuned up" for the competition – against a Mosquito NF.XVII, and Lieutenant Colonel Kratz made a $500 bet in favor of the Mosquito being a faster and more maneuverable night fighting platform. The "tweaked" P-61 proved Kratz wrong, as according to the 422nd's squadron historian it "... proved faster at all altitudes, outturned the Mossie at every altitude and by a big margin and far surpassed the Mossie in rate of climb"

            Соревнований с Уху, кажется, не было, но скорость и скороподъемность последнего были так себе.
            1. Альф
              Альф 1 декабря 2018 20:05
              0
              Вдова уступала немцу практически по всем ЛТХ. Скорость-590 против 656, 4х20 мм против 4х30.
              Мосси при тех же пушках был еще и быстрее, 611 км/ч.
              1. Вишневая девятка
                Вишневая девятка 1 декабря 2018 20:16
                0
                Цитата: Альф
                Вдова уступала немцу практически по всем ЛТХ

                Что же, это вполне возможно (особенно до 73-х двигателей). Не буду спорить.
                1. Альф
                  Альф 1 декабря 2018 20:46
                  0
                  Цитата: Вишневая девятка
                  (особенно до 73-х двигателей)

                  Тем более если учесть, что серия П-61С на фронт не успела.
                  1. Вишневая девятка
                    Вишневая девятка 1 декабря 2018 20:53
                    0
                    Цитата: Альф
                    П-61С на фронт не успела.

                    именно так.
              2. Dooplet11
                Dooplet11 3 декабря 2018 10:56
                +1
                Та ему и воевать надо было не с Уху. ЛТХ "Вдовы" лучше сравнить с ЛТХ потенциальных целей.
  5. san4es
    san4es 1 декабря 2018 16:23
    +4
    hiРедкие цветные кадры ночного истребителя P-61, снятые в конце Второй мировой войны.
    Демонстрация Черной Вдовы ВВС США P-61: P-61 взлетает в Хоторне, Калифорния.
    Особенности самолетов ВВС США Black Widow демонстрируются в Хоторне, штат Калифорния. 18 Июля 1944 Года. hi
  6. Правовед
    Правовед 1 декабря 2018 17:42
    0
    С турелью они конечно переборщили, тем более где там вращать ее в передней полусфере по винтам своим что-ли стрелять?
    1. Вишневая девятка
      Вишневая девятка 1 декабря 2018 19:07
      +2
      Цитата: Правовед
      С турелью они конечно переборщили,

      Это стандарт для поздних американских машин. А-26, В-29 и т.п.
    2. Альф
      Альф 2 декабря 2018 21:12
      0
      Цитата: Правовед
      С турелью они конечно переборщили, тем более где там вращать ее в передней полусфере по винтам своим что-ли стрелять?

      Турель жестко фиксировалась при стрельбе в положении "12 часов", усиливая залп вперед.
  7. irazum
    irazum 2 декабря 2018 16:41
    0
    Для такой войны, как ВМВ, такой самолёт был не нужен. Но американцы заглянули дальше. Маладцы, а что ещё скажешь?
    1. Альф
      Альф 2 декабря 2018 21:14
      +1
      Цитата: irazum
      Но американцы заглянули дальше.

      Куда дальше-то ? В 45-м не вооружение приняли П-82 Твин Мустанг, а он Вдову перекрывал по всем ТТХ.
      Почему не нужен ? В Британии в 40-41-м он был очень нужен.
      1. irazum
        irazum 3 декабря 2018 07:08
        0
        Бриттам в 40-41годах он был очень нужен. Но его просто не было, эта машина являла собой всю технологическую мощь США. И ,очевидно, он был очень дорогой в производстве. В этом плане "Твин Мустангу" повезло намного больше.
        1. Альф
          Альф 3 декабря 2018 21:22
          0
          Цитата: irazum
          В этом плане "Твин Мустангу" повезло намного больше.

          В чем ?
          Вдова стоила 199 000 $, Твин-215 000$.
          1. rubin6286
            rubin6286 26 декабря 2018 22:45
            0
            У меня отец воевал в Корее.По его рассказам, "Твин мустанг"Ф-82, использовался там как разведчик и корректировшие артиллерийского огня. При появлении северокорейских..китайских или советских истребителей он сразу уходил со снижением в свой тыл.
  8. Dooplet11
    Dooplet11 3 декабря 2018 10:50
    0
    Автору "+" за статью.
    Небольшая ремарка:

    К особенностям самолета можно было отнести и необыкновенно мощные закрылки. Джон Нортроп лучше многих авиаконструкторов понимал, насколько важен для самолета коэффициент подъемной силы, поэтому его ночной истребитель имел закрылки практически по всему размаху крыла. Обычные элероны были небольшими, но в управлении по крену принимали участие и четыре секции дифференциальных спойлеров на каждой из консолей. Данное конструкторское решение обеспечивало «Черной вдове» прекрасную маневренность, особенно принимая во внимание размеры и вес истребителя. Конечно, в дневном бою ни это, ни мощное вооружение, могли не спасти самолет от немецкого истребителя FW-190, но в ночном небе Р-61 превосходил по маневренности любой двухмоторный самолет своего времени.


    Как показывают результаты испытаний, закрылки не улучшают маневренность. Они могут уменьшить радиус виража, но в 99% случаев при этом увеличивают время его выполнения. Да, закрылки увеличивают Су, и Джон Нортоп это знал.Но при этом они уменьшают критический угол атаки. Самое важное, что закрылки уменьшают посадочную скорость и скорость сваливания. Это тоже, несомненно , знал Джон Нортроп. Для такого тяжелого самолета, с нагрузкой на крыло от 173 до 266 кг/м2 ( в зависимости от полезной нагрузки) , малая посадочная скорость в ночных условиях, - важный элемент безопасности полета.