Military Review

Gods of war in the Donbass. Part of 2. Pocket Artillery

17
An important place in the defense of Donbass was occupied by the so-called “pocket artillery”, the typical representative of which was the single-barreled rocket system 9P132 “Grad-P”, which has a second name - “Partizan”. It is noteworthy that the Soviet Army was not armed with such systems, although the Partizan since 1966 was produced at the Kovrov plant. All products were exported. The unit is compact, the assembly weighs only 55 kg and is based on a tripod. The 9М22М rocket can be launched by such a system right into 11 km.


The main source of the "partisan" Gradov can be organized according to Russian technologies in the production of enterprises in Donetsk. At least, this was mentioned by the representative of the ATO Andrei Zarubin. In general, the mere presence of single-barreled rocket artillery in no way contradicts the Minsk agreements concerning the ban on RZSO. The tactic of using the Guerrilla was to cover the barrel self-propelled artillery of the 2C3 “Acacia” type, as well as self-targeted point strikes, especially effective in urban areas.













Gods of war in the Donbass. Part of 2. Pocket Artillery


Systems of remote clearance of various classes in the armed forces of the militia of Donbass

It is not at the intended purpose, but the UR-77 "Meteorit" remote mine clearance installation is used very effectively by the militia. Of course, such equipment is difficult to attribute to the category of “pocket artillery”, but it is impossible to ignore it. The elongated charge of such "Serpents of the Gorynych" has a length of 93 meters, the mass of explosives in it 725 kg and the launch range to 500 meters. In particular, three “Meteorite” installations at the same time worked on one of the terminals of the Donetsk airport. Totally, the order of 2175 kg of explosives was detonated, which is equivalent to a good bombing airstrike. The origin of such a formidable technology in the ranks of the Donbass militia is still not clearly defined: the Ukrainian side points to Russia, and self-defense claims that they seized the equipment from the APU a couple of years ago. Similarly, Soviet remote mine clearance installations are used by government forces in the Syrian conflict.


Result of work of UR-77 on the terminal of the Donetsk airport

In the category of "pocket artillery" the most significant place is occupied by mortars in the range of calibers 60-120 mm. In service with the APU are 120-millimeter "Nona", 2С12 "Sledge", PM-38, and 82-millimeter 2B9 "Cornflower", 2B14 "Tray" and BM-37. In this sector, Ukraine has a considerable reserve of its own production. In the 1998 year, they began to produce automatic “Cornflowers”, and a year earlier they even created their own 82-mm CBA-48М1 mortar. This is an improved version of the Soviet 2B14-1, the weight of which is reduced immediately by 7 kilograms due to the use of titanium alloys. For a long time, this mortar lay in the vaults until it was put on production in the 2016 year (according to other sources, in the 2014 year).




82-mm CBA-M1 on exposure and in operation




120-mm mortar "Hammer" and its dual-loading protection device, which does not always work

More powerful weapons is the infamous 120-mm mortar "Hammer", created on the basis of 2B11. The gun is equipped with a NATO MUM-706M sight and protection against double loading. Such a mortar weighs about 210 kg, accelerates a mine to 211 m / s at a distance of up to 7 km. The manufacturer is Kiev "Mayak". On paper with this mortar, everything is fine, but the real tests and troop exploitation revealed a lot of flaws. In the summer of 2016, a mortar exploded for the first time at a position at the Wide Lan proving ground, killing a soldier and wounding eight more soldiers. Two years later, at the Rivne training ground "Hammer" already claimed three lives of soldiers of the 128 th separate mountain infantry brigade of the Armed Forces of Ukraine (9 were injured). At the end of September, 2018, the next “self-explosion” of the Ukrainian mortar took place during the shooting of the 72-th separate mechanized brigade. One of the reasons for the Ukrainian side is double loading, which indicates a low level of training for the personnel of mortar crews, as well as outright dampness of the “Hammer” design. In total, of the recorded twelve “self-explosions”, seven were precisely for this reason, and in other cases the mortar exploded due to the premature actuation of the munition.

A definite plus can be put to the leadership of the Armed Forces of Ukraine for their tactics of “wandering batteries” consisting of three mortar calculations with trucks (pick-up trucks) and a covering group armed with AGS-17. Quadrocopters from China “Phantom” are usually used as spotters, with the help of which operators evaluate the results of a mortar strike and search for new targets. Strikes with such batteries occur in the same scenario: after the search for the target, the subunit quickly advances to the enemy, mines the enemy within 12-15 minutes and, without waiting for an answer, is promptly removed to the place of deployment. That is why now in the land forces of Ukraine special emphasis is being placed on increasing the mobility of the “pocket artillery”. Often, sabotage groups move in civilian cars in the rear of the LDNR, without attracting the special attention of local residents. And in Donetsk for this purpose garbage trucks equipped with mortars were used. The idea of ​​"roaming batteries" is not the absolute know-how of the Armed Forces of Ukraine - in this manner Soviet and German mobile artillery units worked during the Second World War. Effectively use similar tactics militants and government troops in Syria.






Self-propelled mortar BTR-3М1




Self-propelled mortar BTR-3М2

Innovations in the Ukrainian military industry were self-propelled mortars on the BTR-3 platform. The artillery part of the mortars was developed by specialists of the state-owned enterprise “Design Bureau“ Artillery Armament ”from Kiev. Mortars were given the names BTR-3М1 (82-mm) and BTR-3М2 (120-mm) and were supplied to the National Guard in unit quantities. For self-propelled 120-mm mortar found export use - for example, the Thai army bought a lot of these machines.








"Bars-8MMK"

Ukroboronservis has developed a much more modern Bars-8MK armored vehicle, introduced in the 2016 year. The 120-mm mortar on such a “Bars” is called the UKR-MMC and is equipped with a computerized guidance system. The crew of a self-propelled mortar consists of three people. Data on the adoption of weapons and broad supplies to the APU yet.


Spaniard in the ranks of the Armed Forces of Ukraine

The idea of ​​Ukraine purchasing several Alakran cars in March 2017 in Spain looks a bit absurd. Obviously, the military industry of Ukraine is unable to cope with the independent development of such a "complex" technology. The Spaniards developed the “Alkaran” with a 120-mm mortar relatively recently (2015 year) and adapted to equip highly mobile rapid response units. The base can serve as foreign jeeps (Toyota Land Cruiser 70, Land Rover Defender, Jeep J8 and Agrale Marrua), as well as any Ukrainian light-class armored car. The Spanish system is capable of receiving information both from unmanned aerial vehicles and from counter battery systems.








60-mm mortar for special forces KBA118 "Tuning fork"

A certain innovation of the war in the Donbas was the widespread use of 60-mm mortars. The KBA118 mortar “Kamerton” was developed and put into service, which are used by the special forces of the Ukrainian Armed Forces. It shoots about 1500 meters and has a unique weight for mortars of only 12,5 kg. Such a “kid” is produced at the Mayak plant in Kiev since 2016. Data on mines for the "Tuning fork" differ - according to one source, they are still being imported from abroad, according to others - they have established their own production.

To be continued ...
Author:
Photos used:
donetsksite.wordpress.com, wikipedia.ru, bmpd.livejournal.com, youtube.com, bm-oplot.livejournal.com, depo.ua, mil.in.ua
Articles from this series:
Gods of war in the Donbass. Part of 1
17 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. riwas
    riwas 25 November 2018 06: 10
    0
    Is a 60-mm rifled (with ready-to-use rifled mines) mortar needed for Russian special forces?
    1. Captain Pushkin
      Captain Pushkin 25 November 2018 12: 25
      +2
      Quote: riwas
      Is a 60-mm rifled (with ready-to-use rifled mines) mortar needed for Russian special forces?

      Father told how during World War II it was necessary to crawl through the open field to captured German bunkers in order to break through the embrasures in them in the opposite direction. Twice they fell under machine guns and both were crushed from a company mortar taken with them. After completing the task, they crawled in reverse order and again had to press machine guns twice. According to him, without a mortar it would hardly have been possible to pass without heavy losses, or even in general.
    2. psiho117
      psiho117 27 November 2018 00: 45
      +2
      Quote: riwas

      Is a 60 mm rifled mortar needed for Russian special forces?

      RPO / RShG / RPG and the ability to cause a high-precision strike now occupy its niche.
  2. bistrov.
    bistrov. 25 November 2018 08: 19
    +3
    The sights are Soviet, another 50th year of release, hehe .... And the model was even earlier, one thousand 944 military models.
  3. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 25 November 2018 10: 11
    +3
    I was alarmed by the phrase about the effective use of the "partisan" in urban areas. Not on Feng Shui like that .... Thanks to the author, in this part there were less emotions, but more information.
    1. Lopatov
      Lopatov 25 November 2018 11: 31
      0
      Quote: Leader of the Redskins
      I was alarmed by the phrase about the effective use of the "partisan" in urban areas.

      It's about direct fire
  4. Mountain shooter
    Mountain shooter 25 November 2018 10: 35
    0
    A mortar in the trench war phase is just a necessity. It was infa that the ukrovermacht received "silent" mortars according to the principle of our "Gall" ... Only the range is absolutely no ... 800 meters in total.
  5. Lopatov
    Lopatov 25 November 2018 11: 30
    +5
    "Wandering batteries" 8))))
    The combat effectiveness of three 82-mm mortars is minimal, therefore, the only achievement of these "batteries" may be to mislead the enemy about the battle formations of artillery. Previously, under the "totalitarian scoop" it was believed that this could be achieved by means of nomadic weapons 8)))) But apparently the burning of manuals and statutes in the process of de-Sovietization affects ...
    The second option is harassing fire on large targets, for example, settlements. A piece that has long become trivial for the "liberators"
    1. Captain Pushkin
      Captain Pushkin 25 November 2018 12: 32
      -1
      Quote: Spade
      The combat effectiveness of three 82-mm mortars is minimal

      Recently watched a documentary Ukrainian film. The strong point, it looks like a company, with trenches, dugouts, with artillery MT-12 and ZU-23 and something else, was fired from mortars at night. About 60 minutes The result - 12 killed, 18 wounded. All cars in the forest belt are either beaten or burned out.
      1. Lopatov
        Lopatov 25 November 2018 15: 59
        +3
        Living force and firepower covered, suppression, 82-mm mines-- 700 pieces per hectare.
        You have been misled
        1. your1970
          your1970 26 November 2018 16: 04
          0
          Quote: Spade
          Living force and firepower covered, suppression, 82-mm mines-- 700 pieces per hectare.
          You have been misled
          -if this NORMAL troops AT WAR.... and if it is ukrovermaht or similar paramilitary forces ... when digging trenches in the bastard ....
          I think it can easily be
    2. voyaka uh
      voyaka uh 25 November 2018 13: 42
      +6
      But already with 120 mm mortars you can achieve a serious effect. We got 120 mm in jeeps with shock absorbers that compensate for the recoil that destroys the chassis of the car. Shooting right from the jeep.
      1. VictorZhivilov
        VictorZhivilov 25 November 2018 20: 39
        0
        We got 120 mm in jeeps with shock absorbers that compensate for the recoil that destroys the chassis of the car. Shooting right from the jeep.

        Thank you for sharing information. Strange, all this ... why do you need a jeep if the IDF has such a charm. smile
        1. voyaka uh
          voyaka uh 25 November 2018 23: 57
          +3
          This is an old man. The outgoing generation of mortars.
          And I found even more ancient ones - on semi-tracked armored personnel carriers.
          They always crawled to "support with fire" when the next skirmish (or shootout) with the militants on the border was already over. And we, the infantry, laughed at them.
          I didn’t find any pictures, I found a picture:
  6. iouris
    iouris 25 November 2018 13: 02
    +2
    If the United States stands behind the Kiev regime, it is necessary to hit the United States. And these are completely different calibers.
  7. Zaurbek
    Zaurbek 28 November 2018 08: 09
    0
    A jeep is more mobile and cheaper .... ours, too, was mutilating something on the basis of the Tiger 4x4 and 6x6, but something was quiet.
  8. Fevralsk. Morev
    Fevralsk. Morev 18 January 2019 02: 17
    -1
    Don't you think the term "pocket artillery" refers to hand grenades? But not like 120-mm mortars. You can't literally put an 82-mm mine in your pocket, let alone a mortar.

Боги войны на Донбассе. Часть 2. «Карманная артиллерия»

17
Важное место в обороне Донбасса заняла так называемая «карманная артиллерия», типичным представителем которой стала одноствольная реактивная система 9П132 «Град-П», имеющая второе имя – «Партизан». Примечательно, что Советская Армия не имела на вооружении подобных систем, хотя «Партизан» с 1966 года выпускался на ковровском заводе. Вся продукция шла на экспорт. Установка компактна, в сборе весит всего 55 кг и базируется на треноге. Ракету 9М22М такая система может запустить сразу на 11 км.

Основным источником «партизанских» «Градов» может быть организованное по российским технологиям производство на предприятиях Донецка. По крайней мере, об этом упоминал представитель АТО Андрей Зарубин. Вообще, само наличие одноствольной реактивной артиллерии никак не противоречит Минским соглашениям, касающимся запрета на РЗСО. Тактикой применения «Партизан» стало прикрытие ствольной самоходной артиллерии типа 2С3 «Акация», а также самостоятельные точечные удары, особенно эффективные в городской застройке.















Боги войны на Донбассе. Часть 2. «Карманная артиллерия»


Системы дистанционного разминирования различного класса на вооружении ополчения Донбасса

Совсем не по назначению, но очень эффективно используются ополченцами установки дистанционного разминирования УР-77 «Метеорит». Конечно, к разряду "карманной артиллерии" такую технику тяжело отнести, но обойти вниманием никак нельзя. Удлиненный заряд таких «Змеев Горынычей» имеет длину 93 метра, масса ВВ в нем 725 кг и дальность запуска до 500 метров. В частности, сразу три установки «Метеорит» одновременно сработали по одному из терминалов донецкого аэропорта. Суммарно сдетонировало порядка 2175 кг взрывчатки, что эквивалентно хорошему бомбовому авиаудару. Происхождение столь грозной техники в рядах ополчения Донбасса до сих пор однозначно не определено: украинская сторона указывает на Россию, а самооборона утверждает, что захватили технику у ВСУ пару-тройку лет назад. Аналогичным образом советские установки дистанционного разминирования используются правительственными войсками в сирийском конфликте.


Результат работы УР-77 по терминалу донецкого аэропорта

В разряде «карманной артиллерии» самое значимое место занимают минометы в диапазоне калибров 60-120 мм. На вооружении ВСУ стоят 120-миллиметровые «Ноны», 2С12 «Сани», ПМ-38, а также 82-миллиметровые 2Б9 «Василек», 2Б14 «Поднос» и БМ-37. В этом секторе Украине имеет немалый задел собственного производства. В 1998 году начали производить автоматические «Васильки», а годом ранее даже создали собственный миномет 82-мм КБА-48М1. Это улучшенная версия советского 2Б14-1, вес которой уменьшен сразу на 7 килограммов за счет применения титановых сплавов. Долгое время этот миномет лежал в запасниках, пока его не поставили на производство в 2016 году (по другим сведениям, в 2014 году).




82-мм КБА-М1 на экспозиции и в работе




120-мм миномет "Молот" и его устройство защиты от двойного заряжания, которое работает не всегда

Более мощным оружием является печально известный 120-мм миномет «Молот», созданный на базе 2Б11. Орудие оснащено натовским прицелом MUM-706M и защитой от двойного заряжания. Весит такой миномет около 210 кг, разгоняет мину до 211 м/с на дальность до 7 км. Заводом-изготовителем выступает киевский «Маяк». На бумаге с этим минометом все хорошо, но вот реальные испытания и войсковая эксплуатация выявили массу недостатков. Летом 2016 года на полигоне «Широкий лан» миномет впервые взорвался на позиции, убив военнослужащего и ранив еще восьмерых солдат. Через два года на Ровенском полигоне «Молот» унес уже три жизни бойцов 128-й отдельной горнострелковой бригады ВСУ (9 ранены). В конце сентября 2018 года состоялся очередной «самоподрыв» украинского миномета в ходе стрельб 72-й отдельной механизированной бригады. Одной из причин украинская сторона указывает двойное заряжание, что говорит о низкой выучке личного состава минометных расчетов, а также об откровенной сырости конструкции «Молота». В общей сложности из зафиксированных двенадцати «самоподрывов» семь были именно по этой причине, а в остальных случаях миномет взорвался из-за преждевременного срабатывания боеприпаса.

Определенный плюс можно поставить руководству ВСУ за их тактику «кочующих батарей», состоящих из трех минометных расчетов с грузовиками (пикапами) и группой прикрытия, вооруженной АГС-17. В качестве корректировщиков обычно используются квадрокоптеры из Китая «Phantom», с помощью которых операторы оценивают результаты минометного удара и ищут новые цели. Удары такими батареями происходят по одному сценарию: после поиска цели к позиции быстро выдвигается подразделение, забрасывает противника минами в течение 12-15 минут и, не дожидаясь ответа, оперативно удаляется к месту дислокации. Именно поэтому сейчас в сухопутных войсках Украины делается особый акцент на повышение мобильности «карманной артиллерии». Нередко диверсионные группы перемещаются на гражданских легковых автомобилях по тылам ЛДНР, не привлекая к себе особого внимания местных жителей. А в Донецке для этих целей использовали мусоровозы, оснащенные минометами. Сама идея «кочующих батарей» не является абсолютным ноу-хау ВСУ – таким манером работали еще советские и немецкие подвижные артиллерийские подразделения во времена Второй мировой войны. Эффективно используют подобную тактику боевики и правительственные войска в Сирии.






Самоходный миномет БТР-3М1




Самоходный миномет БТР-3М2

Новинками украинский военной промышленности стали самоходные минометы на платформе БТР-3Е. Артиллерийская часть минометов разработана специалистами госпредприятия «Конструкторское бюро «Артиллерийское вооружение» из Киева. Минометы получили наименования БТР-3М1 (82-мм) и БТР-3М2 (120-мм) и в единичных количествах поставлялись в Национальную гвардию. Для самоходного 120-мм миномета нашлось экспортное применение – к примеру, армия Таиланда закупила немало этих машин.








«Барс-8ММК»

«Укроборонсервис» разработал гораздо более современную бронемашину «Барс-8ММК», представленную в 2016 году. 120-мм миномет на таком «Барсе» именуется UKR-MMC и оснащен компьютеризированной системой наведения. Экипаж самоходного миномета состоит из трех человек. Данных о принятии на вооружение и широких поставках в ВСУ пока нет.


Испанец в рядах ВСУ

Немного абсурдной выглядит идея о закупке Украиной нескольких машин «Алакран» (Alakran) в марте 2017 года в Испании. Очевидно, справиться с самостоятельной разработкой столь «сложной» техники военная промышленность Украины неспособна. Испанцы разработали «Алкаран» со 120-мм минометом относительно недавно (2015 год) и приспособили для оснащения высокомобильных подразделений быстрого реагирования. Базой могут служить как иностранные джипы (Toyota Land Cruiser 70, Land Rover Defender, Jeep J8 и Agrale Marrua), так и любой украинский бронеавтомобиль легкого класса. Испанская система способна воспринимать информацию как с беспилотных летательных аппаратов, так и от систем контрбатарейной борьбы.








60-мм миномет для спецназа КБА118 «Камертон»

Определенной инновацией войны на Донбассе стало широкое использование 60-мм минометов. Разработан и принят на вооружение миномет КБА118 «Камертон», которым пользуются спецподразделения ВСУ. Стреляет он примерно на 1500 метров и обладает уникальным для минометов весом всего в 12,5 кг. Производят такого «малыша» на киевском заводе «Маяк» с 2016 года. Данные по минам для «Камертона» разнятся – по одним источникам, их до сих пор завозят из-за рубежа, по другим – наладили собственное производство.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    25 ноября 2018
    60-мм нарезной (с готовыми нарезами на минах) миномет нужен ли он для российского спецназа?
    1. +2
      25 ноября 2018
      Цитата: riwas
      60-мм нарезной (с готовыми нарезами на минах) миномет нужен ли он для российского спецназа?

      Отец рассказывал, как в ВОВ пришлось днем по открытому полю проползать к захваченным немецким ДОТам, что бы пробить в них амбразуры в обратную сторону. Дважды попадали под пулеметы и оба подавили из взятого с собой ротного миномета. После выполнения задачи, ползли обратным порядком и снова пришлось дважды давить пулеметы. По его словам, без миномета вряд ли удалось бы пройти без больших потерь, а то и вообще.
    2. +2
      27 ноября 2018
      Цитата: riwas

      60-мм нарезной миномет нужен ли он для российского спецназа?

      его нишу сейчас занимают РПО/РШГ/РПГ и возможность вызвать удар высокоточкой.
  2. +3
    25 ноября 2018
    Прицельчик-то,советский,ещё 50 -го года выпуска,хе-хе.... А моделька и того раньше,образца одна тысяча 944 военного годочка.
  3. +3
    25 ноября 2018
    Насторожила фраза об эфективном применении "партизана" по городским застройкам. Не по феншую как то.... Автору спасибо, в этой части было эмоций меньше, а информации больше.
    1. 0
      25 ноября 2018
      Цитата: Вождь краснокожих
      Насторожила фраза об эфективном применении "партизана" по городским застройкам.

      Речь о прямой наводке
  4. 0
    25 ноября 2018
    Миномет в фазе окопной войны - это просто необходимость. Была инфа, что укровермахт получил "бесшумные" минометы по принципу нашего "Галла"... Только дальность совсем никакая... Метров 800 всего.
  5. +5
    25 ноября 2018
    "Кочующие батареи" 8))))
    Боевая эффективность трёх 82-мм миномётов минимальна, посему единственным достижением этих "батарей" может быть введение противника в заблуждение относительно боевых порядков артиллерии. Раньше при "тоталитарном совке" считалось, что этого можно достичь посредством кочующих орудий 8)))) Но видимо сожжение руководств и уставов в процессе десоветизации сказывается...
    Второй вариант- беспокоящий огонь по крупным целям, к примеру, населённым пунктам. Штука, которая для "освободителей" давно уже стала тривиальной
    1. -1
      25 ноября 2018
      Цитата: Лопатов
      Боевая эффективность трёх 82-мм миномётов минимальна

      Недавно смотрел документальный украинский фильм. Опорный пункт, похоже ротный, с окопами, блиндажами,с артиллерией МТ-12 и ЗУ-23 и ещё чем-то, ночью был обстрелян из минометов. Порядка 60 мин. Итог - 12 убитых, 18 раненых. Все автомобили в лесополосе либо побиты либо сгорели.
      1. +3
        25 ноября 2018
        Живая сила и огневые средства укрытые, подавление, 82-мм мины-- 700 штук на гектар.
        Вас ввели в заблуждение
        1. 0
          26 ноября 2018
          Цитата: Лопатов
          Живая сила и огневые средства укрытые, подавление, 82-мм мины-- 700 штук на гектар.
          Вас ввели в заблуждение
          -если это НОРМАЛЬНЫЕ войска НА ВОЙНЕ....а если это укровермахт или тому подобные военнизированные формирования...когда окопы копать в падлу....
          Я думаю запросто такое может быть
    2. +6
      25 ноября 2018
      Но уже со 120 мм минометами можно достичь серьезного эффекта. У нас появились 120 мм на джипах с аммортизаторами, компенсирующими отдачу, разрушающую шасси автомобиля. Стрельба сразу с джипа.
      1. 0
        25 ноября 2018
        У нас появились 120 мм на джипах с аммортизаторами, компенсирующими отдачу, разрушающую шасси автомобиля. Стрельба сразу с джипа.

        Спасибо, что делишься информацией. Странно,всё это... зачем Вам джып, если у ЦАХАЛА есть такая прелесть. smile
        1. +3
          25 ноября 2018
          Это - старичок. Уходящее поколение минометов.
          А я застал еще более древние - на полу-гусеничных бронетранспортерах.
          Они всегда приползали "поддерживать огнем", когда очередная стычка (или перестрелка) с боевиками на границе уже заканчивались. И мы, пехота, над ними смеялись.
          Вот такой, фотки не нашел, нашел картинку:
  6. +2
    25 ноября 2018
    Если за спиной киевского режима стоят США, надо бить по США. А это совсем другие калибры.
  7. 0
    28 ноября 2018
    Джип мобильнее и дешевле....наши тоже что то мутили на базе Тигра 4х4 и 6х6, но что то притихли.
  8. -1
    18 января 2019
    А вам не кажется, что термин "карманная артиллерия" относится к ручным гранатам ? Но ни как к 120-мм минометам. 82-мм мину в буквально в карман не положишь, не то что миномет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»