В США создан «ионный» самолёт

93
Американские ученые из Массачусетского института (MIT) создали первый беспилотный самолет, оснащенный «воздушными» ионными двигателями, сообщает РИА Новости.





Испытания самолета происходили в лаборатории. Машина продержалась в воздухе 12 секунд.

По словам профессора Стивена Барретта, это первый самолет, который смог подняться в воздух с помощью двигателя, не имеющего движущихся частей. Успешный эксперимент открывает дорогу для создания полностью беззвучных аппаратов, не выбрасывающих выхлопных газов.

Идея ионного двигателя не нова: американские и советские ученые начали заниматься этой темой еще в 1960 годах. За это время в космос были запущены несколько аппаратов с подобными двигателями (например, советские зонды «Метеор» и «Космос»).

Однако все разработки обладают одними и теми же достоинствами и недостатками: они крайне экономичны, однако вырабатываемая ионными двигателями сила тяги крайне мала». Из-за этого разгон и торможение корабля происходит очень медленно, что делает их неудобным средством доставки людей к Марсу либо другим планетам.

Но ученым из MIT, по словам Баррета удалось открыть методику ионизации воздуха, что позволило повысить КПД указанных двигателей на «несколько порядков».

Как обнаружили физики, крыло, покрытое тонкой сеткой из электродов, способно вызвать «цепную реакцию» в воздухе, принуждая свободные электроны сталкиваться с нейтральными молекулами и «вышибать» из них другие частицы, заполняя окружающее их пространство «смесью» из множества ионов и незаряженных частиц. Находясь внутри электрического поля, заряженные частицы начинают двигаться в сторону противоположного им полюса, сталкиваясь с нейтральными частицами и заставляя их двигаться в обратном направлении. Возникнет так называемый «ионный ветер», который имеет довольно большую силу тяги.

Используя этот прием, ученые повысили КПД ионного двигателя с одного до 2,4%. Самолет массой в 2,5 кг и с размахом крыльев в 5 метров смог пролететь за 12 секунд 55 метров, затратив при этом около 900 ватт электроэнергии.

Участники эксперимента уверены, что в будущем эти показатели будут многократно улучшены.
  • Массачусетский технологический институт
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    22 ноября 2018 14:48
    ученые повысили КПД ионного двигателя с одного до 2,4%

    Хм-м. Очень не густо.
    1. +18
      22 ноября 2018 14:49
      Цитата: Irokez
      ученые повысили КПД ионного двигателя с одного до 2,4%

      Хм-м. Очень не густо.

      Зато на 240% laughing

      Что-то мне это напоминает, из многими тут любимой темы "о темпах развития страны", например.
      1. AUL
        +5
        22 ноября 2018 14:57
        затратив при этом около 900 ватт электроэнергии.
        Вообще-то количество энергии измеряется не в ваттах. Ежели журналист взялся писать на такие темы, не худо бы ему физику поучить. Ну, или спросить, кого поумнее и не позориться!
        1. +13
          22 ноября 2018 15:02
          Не статья, а полный бред!
          Сначала пишут: - "они крайне экономичны, однако вырабатываемая ионными двигателями сила тяги крайне мала". Потом заявляют обратное, что оказывается нет никакой экономичности и КПД в единицы процентов, а про тягу ни слова.
          Вероятно, на западного читателя статья ориентирована :)
          1. +8
            22 ноября 2018 15:13
            Экономичность она по разным показателям разная. Космические ионные двигатели очень экономичны по удельному импульсу, что критически важно для космоса. По энергии - неэффективны, но с ней в космосе проще, чем с массой.
            1. +1
              22 ноября 2018 17:03
              Вы говорите об эффективном истечении продуктов сгорания? Расходовании рабочего тела? Но это уж точно не нужно ионному самолету, летающему в атмосфере Земли :)
              1. 0
                22 ноября 2018 19:54
                Основное достоинство ионников - не экономичность (до винтового привода им ещё очень далеко), а отсутствие движущихся частей.
                То есть, теоретически, можно сделать БПЛА, который почти не будет требовать техобслуживания, и служить при этом многими десятилетиями.
          2. +12
            22 ноября 2018 19:15
            Поздравляю американцев.они изобрели люстру Чижевского и переименовали её в ионный двигатель laughing
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              22 ноября 2018 21:23
              Как обнаружили физики, крыло, покрытое тонкой сеткой из электродов, способно вызвать «цепную реакцию» в воздухе, принуждая свободные электроны сталкиваться с нейтральными молекулами и «вышибать» из них другие частицы, заполняя окружающее их пространство «смесью» из множества ионов и незаряженных частиц. Находясь внутри электрического поля, заряженные частицы начинают двигаться в сторону противоположного им полюса, сталкиваясь с нейтральными частицами и заставляя их двигаться в обратном направлении. Возникнет так называемый «ионный ветер», который имеет довольно большую силу тяги.

              Особо секретное фото.особо секретного испытания. прототипа ионного двигателя wink
              1. 0
                22 ноября 2018 21:37
                Если вы знакомы с эл.магнитными явлениями , то должны знать ,что разность потенциалов , а значит и ионные взаимодействия имеют место только в узловых точках сетки.Поэтому эффект зависит от напряженности в этих точках и от их количества.Но это все равно низкопотегциальные взаимодействия .Потому ,что разность потенциалов должна быть иницирована скоростью воздушного потока и опять-таки количеством ионизированных участков и концентрации потенциала в узловых точках
                1. 0
                  22 ноября 2018 21:48
                  Короче.чаще сетка,больше иголок ? request
            3. +1
              22 ноября 2018 23:31
              Цитата: AVA77
              Поздравляю американцев.они изобрели люстру Чижевского и переименовали её в ионный двигатель laughing

              Ну эта тема не столь нова и эксклюзивна...
              На испытательном комплексе Конструкторского бюро химавтоматики в Воронеже успешно завершены первые огневые испытания высокочастотного ионного электроракетного двигателя. Об этом сообщается на сайте Роскосмоса.

              Испытания прошли на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя заложенным техническим характеристикам. Ионные двигатели могут найти применение в коррекции орбиты спутников и осуществлении полетов в дальний космос.
              В Воронеже создание ионных двигателей началось в 2012 году. В дальнейшем конструкторы планируют проведение новых огневых испытаний для наработки ресурса и проверки стабильности подтвержденных характеристик при длительной эксплуатации.

              Ионные двигатели, предназначенные в том числе для будущих исследований дальнего космоса, создают реактивную тягу при помощи ионизированного и разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле газа. Они отличаются малым расходом топлива и долговечностью, но у них сравнительно низкая тяга.

              Тоже ионный двигатель,только ракетный.
        2. +8
          22 ноября 2018 17:34
          Цитата: AUL
          Ежели журналист взялся писать на такие темы, не худо бы ему физику поучить. Ну, или спросить, кого поумнее и не позориться!

          он (автор) не писал. Риа-новости, автор только "обрезал"
          Ну с мощностью в риа попутали, чего с них взять. Недавно ЭГЕ сдали видать (и автор и РИА-новости)
          В оригинале:
          потратив 900 ватт электричества.

          (мощность его батарей литеевых)

          Цитата: Irokez
          Хм-м. Очень не густо.

          анонимный "Автор" даже не в курсе, что кпд ионного двигателя уже давно 50-80% (0,5-0,8)



          (3- тяга/мощность, 4- кпд)
          а вариации КИД (кольцевых ионных двигателей ), например в ксеноновом движителе малой тяги НАСА (NEXT) обеспечивает электрический КПД более 90 процентов (0,9)

          кпд они такие, то же разные бывают

          Кпд поршневого двухтактного двигателя, устанавливаемого на легких самолетах, составляет, примерно 0,25
          Кпд воздушного винта самолета лежит в пределах . 0,7-0,85 (Для легкомоторного самолета можно принять этот коэффициент равным 0,75)
          Кроме того, часть энергии теряется в редукторе. Для одноступенчатого шестеренчатого редуктора кпд можно принять равным 0,98
          Таким образом, кпд превращения механической энергии двигателя в энергию движения самолета равен

          а общий коэффициент превращения химической энергии топлива в энергию движения легкомоторного самолета с двухтактным двигателем составляет.
          Для данного ИОНОЛЁТА, если вместо кпд поршневого в 0,25, поставить эл.КПД иоднного двигателя (пусть 70%= 0,7), и заменить
          общий коэффициент превращения химической энергии топлива в энергию движения легкомоторного самолета с двухтактным двигателем составляет.

          (на аккумуляторах он "Фюзеляж самолета содержит стопку литиево-полимерных батарей"), получим искомый кпд
          Но не 2,4%
          Тем паче в оригинале (МИТ)
          http://news.mit.edu/2018/first-ionic-wind-plane-no-moving-parts-1121
          ни слова о
          Цитата: анонимный автор
          Используя этот прием, ученые повысили КПД ионного двигателя с одного до 2,4%.

          fool
          пусть летает

          Дело хорошее!
          Ребята не только в баскетбол играть умеют


          Цитата: kasatky
          а про тягу ни слова.

          Про тягу можно и не говорить она мизерная (мили, микро Ньютоны). А импульс хороший от 6000 секунд

          NEXT при мощность 6.9 kW даёт тягу 236 mN и импульс 4190сек
          1. +1
            22 ноября 2018 18:55
            Страх какое хорошее дело. Представьте себе ионизированный шлейф, который выпустит двигатель, способный нести настоящий самолет. Забудем о птицах. Зачем нам птицы вообще, правда? Но достанется даже насекомым, которые неизмеримо превосходят все остальные живые организмы на земле общей массой. Даже среди них потери станут заметны. Ну и погода тоже того... отреагирует.
            Вот же влезли в историю...
            1. +1
              23 ноября 2018 00:50
              Представьте себе ионизированный шлейф, который выпустит двигатель, способный нести настоящий самолет.

              да ничего там не будет. Ремиссия (дистанция 10-20м от сопла) не более,чем от струи от ТРД, даже меньше.
              ионы сразу "сожрут" свободные электроны
              Свободные электроны – вот истинные черты невидимого мира, его основных превращений, образований и преобразований

              -/ ученый, биофизик Александр Чижевский.
              Цитата: михаил3
              Забудем о птицах. Зачем нам птицы вообще, правда? Но достанется даже насекомым, которые неизмеримо превосходят все остальные живые организмы на земле общей массой.

              1.Каждую минуту молния ударяет в Землю 6000 раз.

              2. Сила тока в разряде молнии на Земле достигает 10—500 тысяч ампер, напряжение — от 10 миллионов до миллиарда вольт
              3.Птицы, а уж тем паче насекомые на таких высотах не летают
              Цитата: михаил3
              Ну и погода тоже того... отреагирует.
              Вот же влезли в историю...

              от нескольких десятков мегаватт мощности?
              Ну не смешите меня
              Каждый день в мире взлетает и садится порядка 50000 самолетов (не все пассажирские, но даже по самым скромным подсчетам пассажирских 30000), итого почти 20 миллионов рейсов в год..

              Живы птички и насекомые?
          2. 0
            25 ноября 2018 19:07
            Ну то есть потребляя энергии как средняя квартира с работающей бытовой техникой - они создают тягу на уровне самого слабого дуновения.
            Проклятая физика.
    2. +1
      22 ноября 2018 15:20
      не густо


      один из первых созданных электромоторов имел всего 15 вт. мощности
      1. +7
        22 ноября 2018 16:23
        один из первых созданных электромоторов имел всего 15 вт. мощности

        Как всегда у урашников - У нас нет и не надо, лишь бы у других ничего не было.

        17 декабря 1903 года самолет братьев Райт совершил первый в истории полет, самолет пролетел 36,5 метра за 12 секунд.

        В 1914 году самолеты уже участвовали в боях первой мировой.
  2. +2
    22 ноября 2018 14:49
    Без гравицапы американский самолёт не полетит. lol
    1. -3
      22 ноября 2018 15:08
      Россия приделает.Ума много ,а распорядиться им по КОНСТИТУЦИИ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА - САМИ СЕБЕ ЗАПРЕТИЛИ!
    2. 0
      23 ноября 2018 11:18
      Цитата: Бородач
      Без гравицапы американский самолёт не полетит. lol

      good drinks
  3. +3
    22 ноября 2018 14:51
    Ну, осталось еще только АЭС на борту разместить. Если для перемещения 2,5 кг на 55 метров понадобилось 900 Вт... я даже боюсь представить пассажирскую версию.
    1. -1
      22 ноября 2018 15:23
      А Вы интересно оценили, грамотно я бы сказал. 900Вт это вообще что?
      1. +4
        22 ноября 2018 15:29
        Вы любите придираться к словам? По полочкам разложить? Сами не догадались? Самолету массой 2.5 кг, для перемещения на 55 метров, пришлось истратить электроэнергии в количестве 900 Вт/ч. Именно это имеют ввиду, говоря об истраченной энергии и указывая ее в ваттах. Учитывая, что КПД движка 2,4%, получается больше 90% мощности утекает в бесполезную работу.
        1. +4
          22 ноября 2018 15:33
          Цитата: Wedmak
          пришлось истратить электроэнергии в количестве 900 Вт/ч.

          В статье не было речи о Вт/ч. А ватт это единица измерения мощности, но не количества энергии. Сначала был изнасилован журналист, а потом Вы за него еще больше придумали.
          1. +3
            22 ноября 2018 16:24
            С моей точки зрения, в данной новости, самолёт рассматривается как потребитель электрической энергии, который за 12 секунд потратил 900 Вт. Что такое Ватт?
            1 Ватт определяется как мощность, при которой за 1 секунду времени совершается работа в 1 джоуль.

            По сути величины представляют собой одно и то же. Разница лишь в единицах времени. Секунда или час. Если уж хотите 900 Вт за 12 секунд это примерно 0,02 Вт/ч.

            Думаю каждый может сам пересчитать в удобные для него величины. Не стоит так сразу ругать автора текста.
            1. -1
              22 ноября 2018 16:26
              Цитата: AlStorm
              Если уж хотите 900 Вт за 12 секунд это примерно 0,02 Вт/ч.

              Цитата: Wedmak
              пришлось истратить электроэнергии в количестве 900 Вт/ч.

              Вы там определитесь между собой сначала wink
              1. +1
                22 ноября 2018 18:10
                Насчёт того, что писал предыдущий комментатор я ничего сказать не могу. Почему он решил, что данная цифра ничто иное как 900 Вт*ч я не знаю.
                Кстати, прошу прощения за неточность не Вт/ч, а Вт*ч.

                Думаю будет правильнее следующее утверждение.
                900 Вт за 12 секунд = 75 Вт*с
                75 Вт*с = 0,02 Вт*ч (так как самолёт летел всего лишь 12 секунд).
                Но при этом мы должны понимать то, что если бы самолёт летел час, то он бы потребил 270 кВт*ч.

                На мой взгляд фраза звучала бы более понятно если бы выглядела так: "Самолёт мощностью 270 кВт*ч летел в течении 12 секунд и потребил за это время 0.9 кВт электроэнергии."

                На сайте института MIT вовсе нет информации о том, сколько электроэнергии потребил самолёт. (http://news.mit.edu/2018/first-ionic-wind-plane-no-moving-parts-1121)
                1. 0
                  22 ноября 2018 21:12
                  Цитата: AlStorm
                  Думаю будет правильнее следующее утверждение.
                  900 Вт за 12 секунд = 75 Вт*с

                  Позвольте Вас опровергнуть. Технически правильным будет так: мощность 900 Вт потребляемая в течение 12 сек. Что и отражает размерность Вт*с. Т.е. Вам перемножить нужно, а не поделить, раз уж Вы решили что-то посчитать :)
            2. 0
              22 ноября 2018 21:41
              Наши взгляды совпадают. И это уже веская причина ограничивающая длительность использования процесса
    2. +1
      22 ноября 2018 17:43
      Цитата: Wedmak
      Если для перемещения 2,5 кг на 55 метров понадобилось 900 Вт... я даже боюсь представить пассажирскую версию.

      с 10 попутки причём.
      но ведь не суть? Это только начало, особенно по принципу движителя (не двигателя, тк ЭРД и движитель и двиг одно)
      электроаэродинамическая тяга создаётся не соплом и КС и ксенона нет.
      а так ионники уже во всю
  4. 0
    22 ноября 2018 14:54
    Ой не надо нам такого... Проводимость воздуха значительно меняется в широких пределах. Самолеты летают не только в "лабораторных" условиях. А что с этой штукой будет в дождь? wassat
    1. +3
      22 ноября 2018 14:59
      А ничё интересного...
      В ионизированном облаке из дождевых капель образуется кислородно-водородная смесь, и очередные гром и молния...
    2. 0
      22 ноября 2018 15:00
      Премия Дарвина будет.
      Но как лабораторный опыт - неплохо
  5. +1
    22 ноября 2018 15:05
    Для того ,чтобы обеспечить достаточную напряженность магнитного поля выведенную на крыло самолета , чтобы он мог лететь ,а тем самым потенциал на поверхности крыла был еще и правильно распределен,
    необходимо иметь источник такого потенциала . Как по верхнему параметру так и по нижнему . Поэтому мы можем либо использовать радиоактивный материал с высокой плотностью потенциальной энергии,которую нужно из радиального рассеивания сконцентрировать в линейный , либо применить метод для создания в материале потенциал такой внутренней энергии. Но это все,
    равно должен быть генератор замкнутого цикла и без движущихся частей на современном уровне ге обойтись. Это надо понимать , что даже имея в руках сверхрадиоактивный материал , то он все равно будет иметь радиальное, рассеивание ,которое нужно сконцентрировать в линейном процессе.
    1. 0
      22 ноября 2018 15:10
      Господин Гридасов, я правильно Вас понял, что врут американские учёные из массачусетского технологического? what
      1. +3
        22 ноября 2018 15:14
        Не просто врут , но и глубоко заблуждаются в правильности выбранного пути решения вопроса.Это же можно сказать и про российских ученых
        1. +1
          22 ноября 2018 15:22
          Цитата: gridasov
          Не просто врут , но и глубоко заблуждаются в правильности выбранного пути решения вопроса.

          Так ведь опыт - сын ошибок трудных ...
          Цитата: gridasov
          Это же можно сказать и про российских ученых

          Пан Гридасов, я правильно понимаю, что украинским учёным удалось избежать этой ловушки?
          Дякую hi
          1. +2
            22 ноября 2018 15:26
            Если я буду писать из Гондураса , то я сразу становлюсь гондурасцем.
            1. +1
              22 ноября 2018 15:33
              Цитата: gridasov
              Если я буду писать из Гондураса , то я сразу становлюсь гондурасцем.

              Так Вы же вроде одессит belay
              1. +7
                22 ноября 2018 15:56
                Я одессит , но ничего общего с ушлепкамт развалившими страну не имею
            2. +2
              22 ноября 2018 15:33
              "А вы пишите , чёрт вас побери , пишите !" (с) "Секретный фарватер" Герхард фон Цвишен
        2. 0
          22 ноября 2018 15:59
          Ну да, аппарат тяжелее воздуха летать не может! (с)
        3. +1
          22 ноября 2018 16:35
          Не просто врут , но и глубоко заблуждаются в правильности выбранного пути решения вопроса.Это же можно сказать и про российских ученых

          "Специалисты NASA испытали разработанный исследователями из Мичиганского университета (США) ионный двигатель X-3, который установил новые рекорды мощности, тяги и тока.
          Принцип действия двигателя X-3 основан на эффекте Холла, который возникает при воздействии магнитного поля на движущиеся заряженные частицы — к примеру, ионы газа. При этом ионы отклоняются от своей траектории, из-за чего возникает ток, перпендикулярный основному направлению. Это создает дополнительную тягу и позволяет достичь высокого расхода ксенона, который используется в качестве ионизированного газа.
          Ионный двигатель диаметром один метр весит 227 килограммов и оснащён тремя каналами выхода плазмы, что позволяет уменьшить его габариты по сравнению с одноканальными двигателями. Работу Х-3 обеспечивает электрическая силовая установка XR-100, разработанная американской компанией Aerojet Rocketdyne. В процессе в вакуумной камере двигатель продемонстрировал мощность более 100 киловатт и тягу в 5,4 ньютона"
          1. 0
            22 ноября 2018 17:27
            Мы делаем все гораздо проще .Ротор с лопастями имеющим форму индукционной катушки в которой формируется доминирующий от пропорций формы вращающийся магнитный поток прокачивает обычный воздух или воду .При этом образованные каналы могут быть в любом колличестве . В этих каналах поток преобразуется таким образом ,что его кинетическая энергия преобразовывается в наростающую по вектору движения к периферии потенциальную энергию. При этом чем выше скорость вращения ротора с лопастями тем выше ионизация поверхности истечения или лопастей.При этом в этих лопастях и одновременно индукционных устройствах по радиальному принципу растет напряженность магнитного потока плюс вращающийся магнитный момент, что увеличивает и производительность истечения потока ,а соответственно и ионизационные процессы.Поэтому на периферии ротора мы наблюдаем эффект сонолюминесценции поскольку потенциальная энергия веществ потока в области низкого радиального давления вызывает этот эффект , но и края лопастей с наивысшим потенциалом напряжения и плюс сверхвысокой силой тока вызванной радиальным вращением лопасти создает коронарные импульсы .Все это в среде сонолюминесцентного или кавитационного состояния потока. Более того эта область ,которую можно назвать реакторной и имеет радиальный взрывной импульс ,при данной конструкции и направляет его по касательной в сторону вращения ротора. Итак мы имеем в одном устройстве реактор преобразования кинетической энергии потока обычного воздуха или воды в потенциальную энергию и в дальнейшем реализованную как в детонационном ,ионном, ядерном или импульсном двигателе. Мы имеем генератор переменного магнитного потока , а значит генератор очень высоких частотных характеристик .Учтите , что это не простые амплитудно частотные модуляции.И мы имеем движитель поскольку мы работаем с параметрами производительного потока и отбросом масс.Каждую из этих качеств устройства можно усилить доминантами в сторону реактора ,генератора или движителя . При этом это может быть и устройство с закрытым оборотным процессом .Я не пишу про использование различных материалов и про методы реализованные на входе потока и выходе из устройства и это так же очень важно
    2. 0
      22 ноября 2018 15:57
      Надо расшифровывать научный слэнг.
      Как научный эксперимент, данный опыт не подтвердил ничего нового. Попытка улучшить результаты предыдущих экспериментов удалась частично в силу ошибочной изначальной теории и ограничений, накладываемых текущим научно-технологическим уровнем.
      1. +1
        22 ноября 2018 16:03
        Научно -технический и технологический уровень именно и позволяет совершить прорыв.И конечно это меняет основы теоретических подходов. Я бы даже сказал позволяет проникнуть в глубину процессов и согласовать их
    3. +1
      22 ноября 2018 18:09
      Цитата: gridasov
      то он все равно будет иметь радиальное, рассеивание ,которое нужно сконцентрировать в линейном процессе

      чем-то вы мне этого товарища напомнили


      Как по верхнему параметру так и по нижнему . Поэтому мы можем либо использовать радиоактивный материал с высокой плотностью потенциальной энергии

      формулу плотности потенциальной энергии,того объекта, о котором вещаете можете в студию дать?
      тем самым потенциал на поверхности крыла

      потенциал ЧЕГО?
      потенциала скоростей потоков? давления? электростатического поля?
      1. 0
        22 ноября 2018 18:27
        Вы своим воображением разве не можете представить , что когда мы говорим ,что самолет стал на крыло то он соприкасается всей своей плошадью с площадью воздушной среды находящейся в различных по динамике потоков. Но при этом площадью! Но поскольку самолет стоит на крыле то есть магнитное взаимодействие .Вот и определяйте , что такое потенциал взаимодействия магнитных потоков как сведенных к единому параметру измерения этих различных величин.
        1. 0
          22 ноября 2018 23:29
          Цитата: gridasov
          самолет стал на крыло то он соприкасается всей своей плошадью с площадью воздушной среды находящейся в различных по динамике потоков. Но при этом площадью!

          Начнём с того, что..ммм... крыло ЛА не "плоскость" , а объёмное тело (поэтому,то ЛА и летают). И конечно самолёты летают не потому,что их крыло( крылья) на что-то "опираются".
          Цитата: gridasov
          в различных по динамике потоков. Но при этом площадью!

          wassat

          Цитата: gridasov
          что такое потенциал взаимодействия магнитных потоков как сведенных к единому параметру измерения этих различных величин.

          wassat wassat
          см. выше
          1. 0
            22 ноября 2018 23:43
            Видите ли ,но для анализа комплексных и высокодинамичных , разновекторно направленных и находящихся в разной динамике развития процессов мы используем метод построенный на функции постоянного значения числа. Т.е не решается очевидная задача методом построения математической последовательности через формулы и уравнения , а строится неразрывное математическое пространство со всей совокупностью возможных вариативных событий. И по алгоритму каждого процесса происходит согласование всех их параметров. Это позволяет единовременно анализировать множество процессов как согласованных.Поэтому меня понять несколько сложно из -за того что не хватает слов,которыми можно пояснить такие емкие информационные связи и процессы. В общем включайте интуиции и ловите смысл .Так будет легче меня понять
            1. 0
              23 ноября 2018 00:32

              Видите ли ,но для анализа комплексных и высокодинамичных , разновекторно направленных и находящихся в разной динамике развития процессов мы используем метод построенный на функции постоянного значения числа

              методы аппроксимации и восполнения функций:
              Mатематические сплайны берут свое начало от тонких гибких стержней, которыми пользовались чертежники для проведения плавных кривых через заданные точки. Cтержень закреплялся в точках ( i x , i y ) и принимал форму кривой y(x) с минимальной "энергией натяжения", пропорциональной ∫ ''2 y dx. Eсли перейти к математическому описанию сплайна, то сплайн-функцией степени к с точками соединения 0 x < 1 x < ... < n x будет функция y(x), которая на отрезке [ 0 x , n x ] имеет непрерывные производные до к-1 включительно и на каждом из отрезков [ i−1 x , i x ] равна многочлену степени к. Далее нас будут интересовать лишь кубические сплайны (к = 3). Tакой сплайн обеспечивает совпадение в узлах с исходной функцией и непрерывность первой и второй производных в точках соединения. Прежде всего определяются первые производные во всех точках соединения. Pешается трехдиагональная система n-1 уравнений с доминирующей главной диагональю. Она может быть решена, если задать два краевых условия. Программы, включенные в Графор, позволяют задавать четыре типа краевых условий: а) известны значения первых производных на концах сетки ( ' 0 y , ' n y ); б) известны значения вторых производных на концах сетки ( '' 0 y , " n y ); в) при построении периодического сплайна значения функции в первой и последней точках совпадают, а также ' 0 y = ' n y и '' 0 y = " n y ; г) если краевые условия не заданы, то считается, что '' 0 y = " n y = 0. После того как построена трехдиагональная матрица (или дополненная трехдиагональная матрица в случае в)) и вектор свободных членов, система уравнений может быть решена. Для решения такой системы существует эффективный алгоритм, который в отечественной литературе называется методом прогонки. B результате решения системы уравнений получается вектор первых производных ' i y в точках соединения. Tеперь значение y(x) для i−1 x ≤ x ≤ i x определяется из многочлена y(x) = ai 3 x + bi 2 x + i c x + di ,

              Программа SPLINE(X, Y, U, N, A, B, C, D, KОDE, IER) вычисляет коэффициенты кубического
              сплайна. Попутно вычисляются (если не заданы) значения первых производных в точках
              соединения. Программа имеет следующие параметры:
              X, Y, U - векторы значений аргумента, функции и первых производных (длины N);
              N - количество точек;
              A, B, C - векторы коэффициентов кубического многочлена при переменных 3
              x , 2
              x , и x
              (длины N);
              D - вектор свободных членов кубического многочлена (длины N);
              KОDE - признак задания краевых условий:
              KОDE = -2 - на концах сетки заданы вторые производные; перед вызовом программы "
              1 y и "
              n y
              должны быть занесены соответственно в D(1) и D(N),
              KОDE = -1 - на концах сетки заданы первые производные; перед вызовом программы '
              1 y и '
              n y
              должны быть занесены соответственно в D(1) и D(N),
              KОDE = 0 - краевые условия не заданы, что равносильно "
              1 y = "
              n y = 0,
              KОDE = 1 - задан периодический сплайн, т. е. '
              1 y = '
              n y и "
              1 y = "
              n y ,
              KОDE = 2 - вектор значений производных U задан полностью;
              IER - код ошибки; этот код для программы SPLINE является транзитным и передается в том
              виде, в каком он получен в подпрограмме TRIDIG.
              Коэффициенты A(I), B(I), C(I) и D(I) соответствуют отрезку от X(I) до X(I+1), I = 1, ..., N-1.
              Программа SPLINT(X,N,A,B,C,D,Y,M) позволяет вычислить значения кубического сплайна на
              равномерной сетке с заданным шагом. Параметры программы:
              X - вектор значений аргумента (длины N);
              N - количество точек;
              A, B, C - векторы коэффициентов кубического сплайна при переменных 3 x , 2
              x , и x
              (длины N);
              D - вектор свободных членов кубического сплайна (длины N);
              Y - вектор значений кубического сплайна (длины M);
              M - количество узлов равномерной сетки на отрезке [X(1), X(N)].
              ну и т.д.
              НАДЕЮСЬ ВЫ МЕНЯ ПОНЯЛИ?
              ===================
              мой вам совет (уж извините) идите в аспиранты к Виктору Петрику
              представьте, лежит длинная леска под асфальтом. Волна самоорганизуется и самоуплотняется вокруг заданного объекта. Стоячая волна. Не пытайтесь ничего понять! Понять — не реально! И как только вы будете привлекать знания, будет осечка, … не будет ничего получаться!

              Он справа (остальных, кроме вьюношы Вы знаете: казнокрады,взяточники,разрушители страны,лжецы, в о.и ц. личности внушающие отвращение, но говорят гладко)
  6. +1
    22 ноября 2018 15:17
    Та что вы все передёргиваете, не передёргивайте))))))
    А серьёзно, молодцы что работают с такими технологиями... самолёт братьев Райт тоже был примитивен и подумать что из этого через 60-80 лет появятся пассажирские самолёты с турбореактивными двигателями которые будут преодолевать тысячи км тоже было сложно. Меня радует что наши тоже работают с этими технологиями хоть и для космоса.
    1. 0
      22 ноября 2018 15:25
      А ни кто и не говорит ,что они молодцы или глупцы. Но ведь не эта тема обсуждается. Необходимы решения -конкретные и точные , чтобы составить план правильного и эффективного развития процесса и получения результатов. У американцев или русских есть такой план?Нет , нету потому ,что прирост в 1.4 процента это не системное развитие и следующие проценты заработать куда сложнее. Мы же говорим о конкретных и обоснованных и понятных процессах и конкретных устройствах с невероятными перспективами
      1. +1
        22 ноября 2018 15:58
        Тут все смеются с того что это не серьёзно! А это тупо критиковать такую примитивную технику на которой только отрабатываются принципиальные технологии (как если бы самолёт братьев Райт критиковали что он не может взять 300 человек и полететь через океан и пытаться объяснить этому причины), а закончится всё тем что будем догонять как с многоразовыми ступенями, электромобилями у Маска. Это же не просто теоретическая задумка журналиста, это реальный опыт с реальным результатом, да пока примитивно и завтра самолёт не построить, но блин он смог подняться в воздух и пролететь 55 метров! Что то мне подсказывает что машины, скейты и т.д. как в фильме назад в будущее начнут делать Америкосы, а не мы.
        1. 0
          22 ноября 2018 16:16
          Мне думается ,что ситуация с Маском несколько иначе выглядит. Маска простимулировали деньгами полагая ,что этим будет дан импульс появления новых научных и технических решений в создании новых эл.двигателей и систем аккумуляции эл.энергии. Но этого не произошло по обьективным причинам.Во первых сами двигатели на печатных роторах все равно нуждаются в создании вращающегося магнитного потока.Это значит ,что с обмотках статора должны быть применены совершенно новые принципы их работы . Нет знаний о том как создать вращающееся магнитное поле в принципиально новых индукционных устройствах -нет выходного результата.Более того новые индукционные устройства позволят в одном техническом устройстве совместить и генератор и сам потребитель с выходным моментом силы. В общем без нового эл.двигателя прорыва нет и не будет. я уже не говорю про неправильно расположенные аккумуляторы и то ,что они создают ,а точнее формируют совокупное магнитное поле которое создает узлы напряжения и соответствующие проблемы.В общем вопросов много, а значит их нужно прежде всего согласовать, а не решать каждый отдельно по себе.
          1. 0
            22 ноября 2018 20:02
            проблема в том что тесла ездит и продаётся, а у нас ничего подобного нет. и дело даже не в самой тесла, а в том что смеяться с них не стоит... я же говорю радует только что у нас так же работают с такой технологией
            1. 0
              22 ноября 2018 20:59
              Цитата: mashinist
              роблема в том что тесла ездит и продаётся, а у нас ничего подобного нет.

              А у нас ничего подобного нет и не надо. Пока электричество вырабатывают сжигая химическое топливо - все эти "теслы" - просто муть бесполезная и ни к чему хорошему не приведет.
              1. 0
                24 ноября 2018 22:52
                Во первых уже отрабатываются технологии на серийном образце, во вторых это престижно они первые, в третьих поставить фильтра на ТЭЦ эффективнее чем загрязнять воздух от каждой машины канцерогенами(даже при евро 5), да и не всё электричество от ТЭЦ много от ГЭС, АЭС, ветряки и т.д.
                1. 0
                  24 ноября 2018 23:01
                  Цитата: mashinist

                  Во первых уже отрабатываются технологии на серийном образце

                  Технологии давно отработаны, электроэнергии нет для электромобилей. Суммарная мощность всех автомобилей в Мире превосходит суммарную мощность всех электростанции в два раза.
                  Цитата: mashinist
                  во вторых это престижно они первые

                  Они не первые, а престижно - это феррари а не электромобиль.
                  Цитата: mashinist
                  в третьих поставить фильтра на ТЭЦ эффективнее чем загрязнять воздух от каждой машины канцерогенами(даже при евро 5)

                  Минус КПД электростанции, минус КПД электросети, минус КПД аккумулятора электромобиля - сразу сжигать топливо в двигателе внутреннего сгорания автомобиля намного экологичнее и дешевле.
                  Цитата: mashinist
                  да и не всё электричество от ТЭЦ много от ГЭС, АЭС, ветряки и т.д.

                  Да, не вся, но большая часть. От ТЭЦ вырабатывается электроэнергии больше чем от остальных электростанции вместе взятых.
                  Не видать нам электромобилей пока не случится прорыв с термоядерной энергией.
                  1. 0
                    24 ноября 2018 23:22
                    Технологии давно отработаны, электроэнергии нет для электромобилей. Суммарная мощность всех автомобилей в Мире превосходит суммарную мощность всех электростанции в два раза.

                    Так и электромобили не в мгновении ока появятся, этап то переходной, но они уже молодцы, а мы болт во рту крутим. И технологии совершенствуются тут один товарищ говорил что тесла не правильно батареи разместили изза этого есть негативный эффект + ещё какие то проблемы с полярностью двиглов вот это и отрабатывается и такой опыт в пустую не уходит
                    Они не первые, а престижно - это феррари а не электромобиль.

                    феррари это шик, а электромобиль это престижно это модно это что то новое
                    Минус КПД электростанции, минус КПД электросети, минус КПД аккумулятора электромобиля - сразу сжигать топливо в двигателе внутреннего сгорания автомобиля намного экологичнее и дешевле.

                    Я не понял какое отношение КПД имеет к экологичности, если фильтра на ТЭЦ можно, а на авто их не ставят. У меня за окном дорога и воздух жесть какой тяжелый не надо меня убеждать в обратном
                    Да, не вся, но большая часть. От ТЭЦ вырабатывается электроэнергии больше чем от остальных электростанции вместе взятых.
                    Не видать нам электромобилей пока не случится прорыв с термоядерной энергией.

                    Думал вам тут красиво разложить про то что в США 54 АЭС и они то могут, но зашел на https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%A8%D0%90 и удивился у них в планах до 40 года уголь и газ более 60% хотя остальные источники тоже подрастут.
                    1. 0
                      24 ноября 2018 23:57
                      Цитата: mashinist
                      Я не понял какое отношение КПД имеет к экологичности, если фильтра на ТЭЦ можно, а на авто их не ставят.

                      На единицу доставленной до электромобиля электроэнергии надо больше топлива и соответственно больше вреда, а на электростанциях нет фильтров точно так же как и на автомобилях.
                      Цитата: mashinist
                      Думал вам тут красиво разложить про то что в США 54 АЭС и они то могут, но зашел на https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%A8%D0%90 и удивился у них в планах до 40 года уголь и газ более 60% хотя остальные источники тоже подрастут.

                      Я точно так же как и вы нашел подобные данные с "верой в светлое будущее", это в США ещё все отлично с прочими электростанциями в отличии от многих других стран.
                      Цитата: mashinist
                      У меня за окном дорога и воздух жесть какой тяжелый не надо меня убеждать в обратном

                      Чтоб электрофицировать автотранспорт надо делать контактную сеть вроде как на железной дороге, но опять же - где взять столько энергии?
                      1. 0
                        25 ноября 2018 00:30
                        На единицу доставленной до электромобиля электроэнергии надо больше топлива и соответственно больше вреда, а на электростанциях нет фильтров точно так же как и на автомобилях.

                        Да но больше 1/3 электроэнергии в России это гидро и атомные, а авто все топливные
                        Чтоб электрофицировать автотранспорт надо делать контактную сеть вроде как на железной дороге, но опять же - где взять столько энергии?

                        Неее так потери будут большие, на жд просто никаких аккумуляторов не хватит, а в авто к примеру ниссан лиф очень крутая и они уже зарабатывают на новомодной тенденции и даже вкладывают свою долю в развитие передовых экологичных технологий будущего так это преподнесено... а у вас кстати электробусы запускают, тоже аккумуляторные и даже калашников электромобиль тестирует на базе москвича не слыхали? но это только прототип, а с нашей наукой можно было вырвать кусок пирога первыми и гордится что мы не только большую науку и технику делаем где то там далеко, а и вот для людей... где тот наш йотофон? всё в одно место... Правда яндекс молодец старается и колонку с алисой выпустил и на телефон замахнулся по примеру гугла и беспилотный автомобиль пилит (точнее технологию беспилотного пилотирования)
                      2. 0
                        25 ноября 2018 10:08
                        Цитата: mashinist
                        Да но больше 1/3 электроэнергии

                        Одна треть - это так мало.
                        Цитата: mashinist
                        Неее так потери будут большие

                        Ждем прорыва по ИТЭР.
  7. 0
    22 ноября 2018 15:28
    А внутрь запихать здоровенный турбогенератор... Так и представляется аэроплан, взлетающий в темноте в облаке коронных разрядов!

    Вроде такого.
    1. 0
      22 ноября 2018 16:19
      А ведь по сути Вы правы.Именно так и должна выглядеть корона из сопла двигателя
      1. 0
        22 ноября 2018 22:01
        Где высокое напряжение, там обязаны быть коронные разряды!
  8. 0
    22 ноября 2018 15:30
    Для демократии не очень подходит, где подвески для кассетных бомб, куда баки с напалмом вешать...
  9. 0
    22 ноября 2018 15:33
    бабки пилят!
  10. +1
    22 ноября 2018 15:34
    Если долго мучится. что ни будь получится.
    Делать, экспериментировать НАДО! Так тоже делаются и великие открытия.
  11. 0
    22 ноября 2018 15:39
    Идея сейчас: создать дрон-разведчик, которому не нужно садиться для подзарядки. Запускаешь раз: и он месяцами в воздухе, передавая информацию. Один из способов подзарядки: лазер с земли.
    Другой: солнечная энергия. Но и этот ионный способ не хуже.
    1. +2
      22 ноября 2018 15:52
      Пока что с таким КПД он больше жрет, чем работает и носить его будет ветер как и метео-зонды. Лазер с земли над чужой территорией или даже со спутника - слишком далеко и прощай незаметность. Солнечная энергия ночью недоступна, накопителей с требуемой емкостью дотерпеть до рассвета тоже нет. Футуристика одним словом.
      1. +1
        22 ноября 2018 16:08
        Лазер уже использует. Над своей базой дрон делает круги и его непрерывно подзаряжают с земли. Преимущества в том, что нет хлопотного взлета-посадки. Операторы меняются посменно, а дрон все-время в воздухе. Электо-мотор почти бесшумен.
        Научный дрон с солнечными батареями уже облетал Земной шар. Но такого военного пока нет.
        Так что почти все - не футуристика, а практика. Экспериментальные образцы пытаются адаптировать к требованиям военных.
        1. 0
          22 ноября 2018 16:29
          Военным и всем нужны не только конкретные изделия на уровне прорывных .Им нужны такие решения ,которые имеют перспективу и как можно.более дальнюю , чтобы не начинать бесконечно все с начала. Именно такие решения мы и позиционируем. Это загрузит огромный пласт ученых работать в скорректируемом направлении.Ничего не ломается и не рушится. Мы движемся гармонично вперед в развитии.Очевидное и эффективное само возьмет верх.Главное начать
        2. 0
          22 ноября 2018 20:26
          Цитата: voyaka uh
          Лазер уже использует. Над своей базой дрон делает круги и его непрерывно подзаряжают с земли. Преимущества в том, что нет хлопотного взлета-посадки. Операторы меняются посменно, а дрон все-время в воздухе. Электо-мотор почти бесшумен.
          Научный дрон с солнечными батареями уже облетал Земной шар. Но такого военного пока нет.
          Так что почти все - не футуристика, а практика. Экспериментальные образцы пытаются адаптировать к требованиям военных.

          "адаптировать к требованиям военных" это ЯЭУ на 9М730 , а не эти фитюльки с сомнительной выгодой
    2. 0
      22 ноября 2018 18:41
      такие дроны уже вот вот на подходе (https://ichip.ru/dron-na-solnechnykh-batareyakh-provel-v-vozdukhe-26-dnejj.html)(которые месяцами будут в небе на солнечных батареях), здесь же движитель без движущихся деталей, то есть в перспективе он сможет в воздухе быть годами (слабое звено от которого будет зависеть как долго (без ТО) он сможет в воздухе быть будет батарея - мотор уже отпадает)
      1. 0
        22 ноября 2018 21:00
        Это все идеализированные планы. Реальность более контрастна в изменении условий полета.
  12. +3
    22 ноября 2018 16:15
    это первый самолет, который смог подняться в воздух с помощью двигателя, не имеющего движущихся частей
    Какое подняться, катапультой запульнули request
    1. 0
      22 ноября 2018 20:01
      negative и на леске тянули ))
  13. 0
    22 ноября 2018 17:30
    . . Из-за этого разгон и торможение корабля происходит очень медленно, что делает их неудобным средством доставки людей к Марсу либо другим планетам

    А что он в космосе ионизировать будет?
    1. 0
      22 ноября 2018 17:47
      Абсолютно верно. В космосе используя замкнутый цикл преобразования обычной воды можно вырабатывать и сверх мощный потенциал эл.магнитной энергии , который выводится на поверхность ЛА и тем самым формируется взаимодействие с гравитационным потенциалом планет . Плюс все энергообеспечение осуществляется таким образом .Ничто ни куда не девается ,а преобразовывается из одного состояния в другое.Но!Очень быстро преобразовывается .
  14. +1
    22 ноября 2018 18:26
    затратив при этом около 900 ватт электроэнергии
    "Ключница водку делала" Статью гуманитарий пИсал.
  15. +2
    22 ноября 2018 21:19
    Алкаш Петрович, падая с 15го этажа, тоже продержался в воздухе 12 секунд laughing
  16. 0
    22 ноября 2018 21:55
    Не выбрасывают выхопных газов? Спросите медиков, что из себя представляет для человека ионизированный воздух. Это такой-же смертельный газ в большой концентрации смертельно опасен для человека.
    1. 0
      22 ноября 2018 23:29
      Не газ опасен , а вода .Вода в своей новой конфигурации молекулы. Вода ведь почему самый сильный растворитель?Потому ,что она обладает невероятно большим разнообразием мультиполярных конфигураций ,образующих связи с другими молекулами.Это для детей она H2О.В реальности это сложнейшая динамическая в своем состоянии система. Более того мы совсем мало.знаем о легкой Воде.И в этой связи технология воспроизводства Воды различных по конфигурации и свойствам может быть более важным предметом изучения чем все о чем здесь говорится.
      1. 0
        23 ноября 2018 01:52
        Цитата: gridasov
        Вода ведь почему самый сильный растворитель?

        good
        Самый сильный (бытовой, который можно свободно купить) растворитель 646 (Толуол – 50%, этанол – 15%, бутанол 10%, ацетон – 7%, этилцеллозольв - 8%, амила- или бутилацетат – 10%).
        Вода с ним рядом не "стояла", т.к. он растворяет пленкообразователи, на основе: эпоксидных, кремнийорганических, мочевиноформальдегидных, нитратцеллюлозных и других. смесей.
        Эти

        тоже " круче " Н2О

        Н2О- универсальный растворитель, но слабенький. Но самый дешёвый.
        И. Кункель:
        Если алкагест растворяет все тела, то он растворит и сосуд, в котором содержится; если он растворяет кремень, то он обратит в жидкость и стеклянную реторту…
        1. 0
          23 ноября 2018 09:43
          Извините, но вы банально не учитываете временные параметры. Вода в своем оборотном превращении тысячи лет может воздействовать на базальты и твердые породы вымывать и растворять их. Откройте бутылку ацетона и как долго он будет в своем состоянии
          1. 0
            23 ноября 2018 11:32
            Цитата: gridasov

            Извините, но вы банально не учитываете временные параметры

            Извините, но вы не петрите в словах, с слове " сильный ", в частности
            Цитата: gridasov
            Вода ведь почему самый сильный растворитель?

            про "временный параметры" там не гу-гу
            Происходит от праслав. *silьnъ(jь), от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. сильнъ, сильныи, производного прилаг. с суф. -ьnъ от праслав. *sila


            Цитата: gridasov
            Откройте бутылку ацетона и как долго он будет в своем состоянии

            если бутылка будет объемом примерно 1 386 000 000 км^3 (и массой 1,35х10^18 тонн), а именно столько же воды на земле.
            То ацетон так же
            Цитата: gridasov
            тысячи лет может воздействовать на базальты и твердые породы вымывать и растворять их
            .
            И уверяю вас , растворит всё.
            а если взять бутылку с водой,
            Цитата: gridasov
            Откройте бутылку
            ...
            то за месяц её (воды) не останется, особенно летом или в Египте.
            1. 0
              23 ноября 2018 18:17
              Кто- же спорит . Вы правильно мыслите .
              1. 0
                24 ноября 2018 02:50
                Цитата: gridasov
                Кто- же спорит . Вы правильно мыслите .

                good
                ЕДИНСТВЕННАЯ ЗДРАВАЯ МЫСЛЬ
  17. +1
    23 ноября 2018 10:24
    Про такие ионные самолеты, в "Технике молодежи " в 1970 читал и картинки рассматривал
  18. 0
    23 ноября 2018 12:38
    2.5 кг, на крылья 4м., его же ветерок лёгонький сдует
  19. 0
    23 ноября 2018 13:38
    Империя наносит ответный удар. Вот чего добиваются американцы: имперский звёздный истребитель на ионных двигателях TIE Fighter

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»