Японские мушкетёры

47
Не помню уже, кому я обещал, но точно помню, что обещал материал про японское огнестрельное оружие эпохи Сэнгоку. А раз что-то обещал, то следует обещанное исполнить. Причем сразу же следует сказать (и вряд ли это будет преувеличением), что эта эпоха как раз и стала своеобразной реакцией японского общества на новое оружие, попавшее в страну восходящего солнца в 1543 году.

Тогда троих португальских купцов выбросило бурей на берег острова Тангэгасима, и это незначительное на первый взгляд событие стало для всей Японии поистине подарком судьбы. Японцев поразил и сам внешний вид «длинноносых варваров», их одежда и речь, и то, что они держали в руках – «нечто длинное, с отверстием посредине и хитроумным устройством ближе к дереву, которое они упирали в плечо… потом из этого вылетал огонь, раздавался оглушительный гром и свинцовый шарик на расстоянии в тридцать шагов убивал птицу!»



Даймэ острова Танэгасима Тотиката, заплатив огромные деньги, купил два «тэппо», так японцы назвали это странное оружие, и отдал своему кузнецу, чтобы тот изготовил аналог не хуже. Поскольку португальцы стреляли из «этого» без подставки, следует предположить, что в руки японцев попал не тяжелый мушкет, а сравнительно легкая аркебуза, габариты и вес которой допускали стрельбу с рук. Однако сделать аналог сначала не получилось. Выковать ствол японский кузнец смог без особого труда, но вот нарезать внутреннюю резьбу в задней части ствола и вставить туда «заглушку» оказалось ему не по силам. Однако несколько месяцев спустя на остров попал другой португалец и вот он-то, как повествует легенда, и показал японским мастерам, как нужно это делать. Сделать все остальные детали было нетрудно. Так что очень скоро на острове Танэгасима было начало производство первого в истории Японии огнестрельного оружия. Причем с самого начала производство «танэгасимы» (так стали называть новое оружие японцы), пошло ударными темпами. За шесть месяцев на острове было сделано 600 аркебуз, которые Тотиката тут же и распродал. А в результате не только обогатился сам, но и способствовал его повсеместному распространению.


Современные японские «мушкетеры» — участники показательных выступлений со стрельбой.


А вот это уже настоящие «танэгасимы» эпохи Эдо из музея Токайдо, в Хаконе.

Уже в 1549 году даймё Симадзу Такахиса применил танэгасиму в бою, а потом с каждым годом популярность ее все более и более возрастала. Такеда Синген, например, уже в 1555 году, отдавая должное этому оружию, купил не меньше 300 таких аркебуз, а уже Ода Нобунага (этот вообще любил все европейское, начиная с вина и заканчивая мебелью!) 20 лет спустя имел в своем распоряжении 3000 стрелков в битве при Нагасино. Причем, применял их он очень даже современно, построив в три линии так, чтобы они вели огонь поверх голов друг друга, а от атак кавалерии Кацуери их прикрывал бы решетчатый забор.


Японские тэппо из музея в замке Кумамото. На переднем плане «ручная пушка» какаэ-дзутсу.


Тот же музей, те же самые аркебузы, но только вид сзади. Хорошо видно устройство их фитильных замков.

Причем нужно отметить, что, хотя почему-то и считается иначе, на самом деле самураи в эпоху Сэнгоку совсем не гнушались использовать тэппо и пользоваться им лично. Что, мол, это «подлое» и не подобающее самураю оружие. Напротив, они очень быстро оценили его преимущества и многие из них, включая того же Ода Набунага, превратились в метких стрелков. Непрерывные войны всех против всех как раз в это время вызвали поистине массовое производство этого вида оружия, а вот то, что оно стало попадать даже в руки крестьян, им, понятное дело, не нравилось. И очень скоро количество аркебуз в Японии превысило их количество в Европе, что, кстати, и стало одной из причин, почему не испанцы, ни португальцы даже и не пытались ее завоевать и превратить в свою колонию. Причем, японцы в изготовлении своих теппо достигли настоящего мастерства, о чем свидетельствуют дошедшие до нас образцы этого оружия, хранящиеся сегодня в музеях.


Танэгасима и пистору. Музей Азиатского искусства, Сан-Франциско.

Отметим, что словом «тэппо» в Японии обозначался целый класс оружия, но сначала так называли именно аркебузы, сделанные по португальскому образцу, хотя известно и такое название, как хинава-дзю или «фитильное ружье». Но со временем японские мастера начали делать свое собственное пороховое оружие, уже не похожее на исходные образцы, то есть развили свой собственный стиль и традиции его производства.

Японские мушкетёры

Самурай Нииро Тдамото с тэппо в руках. Уки-ё Утагава Ёсиику.

Так в чем же отличия японских аркебуз от европейских? Начнем с того, что у них обратное расположение серпентина (курка) хибасами для фитиля хинава. У европейцев он находился спереди и откидывался «к себе». У японцев – он крепился за казенной частью ствола и откидывался «от себя». Кроме того, им показалось и не без оснований, что горящий фитиль, располагающийся на близком расстоянии от полки с затравочным порохом, называвшейся хидзара, – соседство не из лучших, и они придумали сдвигающуюся крышку хибута, которая эту полку надежно закрывала. Крышка сдвигалась и лишь только после этого следовало нажимать на спусковой крючок, чтобы произвести выстрел. Длина ствола японских аркебуз составляла примерно 90 см, а вот калибры разнились – от 13 до 20 мм. Ложе делалось из древесины красного дуба, практически на всю длину ствола, который закреплялся в ней традиционными бамбуковыми штифтами, так же, как и клинки японских мечей, крепившиеся к рукоятке аналогичным образом. Кстати, замки японских ружей также крепились на штифтах. Не любили японцы винтов, в отличие от европейцев. Шомпол – простой деревянный (карука) или бамбуковый (сэсэри), утопленный в ложу. При этом особенностью японского ружья было… отсутствие приклада как такового! Вместо него имелась пистолетная рукоятка дайдзири, которая перед выстрелом прижималась к щеке! То есть отдача воспринималась на ствол и затем на руку, опускалось вниз и двигалось назад, но вот в плечо ружье не отдавало. Именно поэтому, кстати, японцы так любили граненые – шести и восьмигранные стволы. Они были и прочнее, и тяжелее и… лучше гасили отдачу за счет своей массы! Кроме того, их грани было удобно оформлять. Хотя, отметим и это, особыми изысками отделка стволов японских тэппо не отличалась. Обычно на них изображали моны – эмблемы клана, заказывавшего оружие, покрывали позолотой или лаком.


Бадзё-дзуцу – пистолет всадника, причем богато отделанный. Эпоха Эдо. Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Техас.


Тандзуцу – короткоствольный пистолет эпохи Эдо. Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Техас.

Детали замков, включая пружины, делались из латуни. Она не коррозировала так, как железо (а в японском климате это очень важно!), но самое главное – позволяла все детали отливать. То есть производство замков было быстрым и эффективным. Причем даже латунные пружины оказались более выгодны, чем стальные европейские. Чем? Да тем, что были слабее!!! И получалось так, что японский серпентин с фитилем подходил к затравке медленнее европейского, а тот, случалось, ударял о полку с такой силой, что… гас в момент удара, не успевая даже поджечь порох, что вызывало осечку!


Для снайперской стрельбы из замков японцы делали вот такие длинноствольные ружья со стволами длиной 1,80 мм и даже 2 м. Музей замка Нагойя.

Японские аркебузы в обязательном порядке имели прицельные приспособления мушку саки-мэ-атэ и целик ато-мэ-атэ, и… оригинальные, опять же покрытые лаком, коробочки, закрывавшие замок от дождя и снега.


Нииро Тадамото с какаэ-дзутсу. Уки-ё Утагава Ёсиику.


Попадание разрывного снаряда какаэ-дзутсу в щит татэ. Уки-ё Утагава Куниёси.

В итоге японские аркебузы стали более массивными, чем европейские, хотя и оставались по-прежнему легче мушкетов. Кроме того, японцы придумали так называемые «ручные пушки» или какаэ-дзутсу, в чем-то похожие на европейские ручные мортирки для стрельбы ручными гранатами, применявшиеся с XVI века. Но хотя их сходство несомненно, японская конструкция очень сильно отличается от европейской, и является самостоятельным изобретением. У европейской мортирки всегда были приклад и за ним короткий ствол, предназначенный для метания фитильных гранат. Японская какая-дзутсу приклада не имела, а стреляли из нее глиняными обожженными шариками и свинцовыми ядрами. Ствол был достаточно длинным, а вот пороховой заряд невелик. Благодаря этому из «ручной пушки» можно было стрелять действительно, держа ее в руках. Отдача, конечно, была велика. «Пушку» могло вырвать из рук, а если стрелок держал ее крепко, то и опрокинуть его не землю. И, тем не менее, стрелять таким вот образом из нее было можно. Хотя применялся и другой способ: стрелок выкладывал на земле пирамиду из трех связок рисовой соломы и укладывал на нее «пушку», упирая рукоятку в землю или еще один сноп, подбитый сзади двумя кольями. Установив нужный угол наклона ствола, стрелок нажимал на спусковой крючок и производил выстрел. Пуля летела по крутой траектории, что позволяло таким вот образом обстреливать неприятелей, укрывшихся за стенами замка. Случалось, что в ствол какаэ-дзутсу вставляли пороховые ракеты и таким образом намного увеличивали дальность стрельбы.


Ружья из арсенала замка Химедзи.

Известны были японцам и пистолеты, называвшиеся ими пистору. Да, они были фитильными, но использовались самураями-всадниками точно так же, как и европейскими рейтарами. Они направлялись в сторону противника и, приблизившись к нему, производили выстрел чуть ли не упор, после чего возвращались назад, перезаряжая на ходу свое оружие.


Асигару, прикрываясь щитами татэ, ведут огонь по врагу. Иллюстрация из ««Дзохё Моногатари». Национальный музей, Токио.

Другим очень важным изобретением, повысившим скорострельность японского оружия, было изобретение деревянных патронов особой конструкции. Известно, что сначала в те же аркебузы порох засыпался из пороховницы, после чего к нему шомполом проталкивалась пуля. На Руси стрельцы хранили заранее отмеренные пороховые заряды в деревянных «патронах» – «зарядцах». Где они появились раньше – у нас или в Европе, сказать сложно, но появились и сразу же заряжать пищали и мушкеты стало удобнее. Но пулю приходилось по-прежнему доставать из сумки. Решение проблемы стал бумажный патрон, в котором и пуля, и порох в одной бумажной обертке. Теперь солдат зубами надкусывал оболочку такого патрона (отсюда и команда «скуси патрон!»), отсыпал некоторое количество пороха на затравочную полку, а весь остальной порох вместе с пулей ссыпал в ствол и там утрамбовывал при помощи шомпола, используя в качестве пыжа сам же бумажный патрон.

Японцы придумали «зарядец» с двумя (!) отверстиями и коническим каналом внутри. При этом одно из них закрывалось подпружиненной крышкой, а вот другому отверстию «затычкой» служила сама пуля!


«Лакированные коробочки против дождя». Гравюра Утагава Куниёси.

Ну, а теперь давайте представим себе, что мы с вами «японские мушкетеры» и нам предстоит вести огонь по противнику.

Итак, стоя на одном колене, по команде ко-гасира («младшего лейтенанта») мы достаем из патронной сумы наш деревянный патрон, открываем его и высыпаем в ствол весь порох. А на выступающую из него пулю нужно просто нажать пальцем, и она моментально соскользнет в ствол. Убираем патрон и утрамбовываем порох и пулю при помощи шомпола. Убираем шомпол и откидываем крышку пороховой полки. На полку из отдельной пороховницы засыпается более мелкий затравочный порох. Крышку полки закрываем, а лишний порох с полки сдуваем, чтобы не вспыхнул раньше положенного времени. Теперь раздуваем пламя на кончике фитиля, обернутого вокруг левой руки. Сам фитиль у нас из волокон кедровой коры, поэтому хорошо тлеет и не гаснет. Теперь фитиль вставляется в серпентин. Ко-гасиру командует первое прицеливание. Затем откидывается крышка полки. Теперь можно произвести окончательное прицеливание, и нажать на спусковой крючок. Горящий фитиль плавно прижмется к пороху на полке и произойдет выстрел!


Доспех воина асигару работы американского реконструктора Мэтта Пойтраса, уже знакомого читателям ВО по его доспехам воинов Троянской войны, а также греков и римлян.

Интересно, что японцы знали и клинковой штык типа байонет – дзюкэн и копьевидный байонет дзюсо, а также ружья и пистолеты с колесцовыми и кремневыми замками. Знали, но поскольку вступили в эпоху мира Эдо, то надобности в них не ощущали никакой. Зато теперь, в мирное время, главным оружием самурая сделался именно меч, а ружья, которыми могли с успехом сражаться и крестьяне, отошли на второй план. Однако случилось, подчеркнем, это уже в эпоху Эдо!
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    30 ноября 2018 06:18
    Интересно. Что только бурей с моря-океана не занесёт.

    И не спрячешься ни за каким занавесом.
    1. 0
      30 ноября 2018 06:48
      Интересно, если бы в момент бури Вы оказались в воде и надеялись только,что бы у Вас хватило сил не утонуть и что бы Бог послал поскорее землю под ногами в награду за Ваше стремление к жизни, Вы бы и дальше продолжали держать в руках полтораметровую, весом в несколько кг. , аркебузу? lol laughing wink
      1. +2
        30 ноября 2018 06:58
        А на берег много что выбрасывается.

        Например бочка с князем Гвидоном.

        Не обязательно тонуть, как Шарик из Простоквашино.

        А уж картинку каждый сам нарисовать сможет.
        1. +1
          30 ноября 2018 07:04
          Цитата: Korsar4
          Например бочка с князем Гвидоном.

          Т.е. Вы приравниваете официальную историю к сказкам? belay lol wink
          Цитата: Korsar4
          А уж картинку каждый сам нарисовать сможет.

          "Мы не знаем,что там было на самом деле,но мы думаем, что было именно так" hi lol
          1. +4
            30 ноября 2018 07:06
            В какой-то мере.

            Не нравится Гвидон и Шарик, возьмём Робинзона.

            А вопрос - пришвартовались ли португальцы, или их выбросило - детали.
            1. +2
              30 ноября 2018 07:12
              Цитата: Korsar4
              А вопрос - пришвартовались ли португальцы, или их выбросило - детали.

              Вам не кажется, что "выбросило" и "пришвартовались" - это совершенно разные понятия, которые ключевым образом влияют на развитие ситуации. От этого зависит восприятие ситуации. Так можно сказать, что Колумба тоже выбросило на берег. Это ж будут детали. Но говорят, что он высадился.Со шлюпок, с оружием с сухим порохом wink А тут тебя "выбросило на берег" и ты будешь совершенно незнакомым абригенам с совершенно непонятным языкам после просушки оружия показывать последним сохраненным зарядом как можно убить птычку? belay laughing
              Тема закрыта hi
              1. +5
                30 ноября 2018 07:24
                Всегда нравилось открывать двери, закрытые темы.

                Португальцы высадились. О подробностях высадки рассуждать не берусь.
                Пару ружей продали.

                Это контур. А раскрасит пусть каждый для себя в свои цвета.
                1. +1
                  30 ноября 2018 07:33
                  Цитата: Korsar4
                  Португальцы высадились.

                  what
                  Тогда троих португальских купцов выбросило бурей на берег острова Тангэгасима, и это незначительное на первый взгляд событие стало для всей Японии поистине подарком судьбы

                  request
                  Цитата: Korsar4
                  Пару ружей продали.

                  belay Прям как Колумб бусы на золото менял lol request Параллели не смущают? wassat

                  Цитата: Korsar4
                  Это контур. А раскрасит пусть каждый для себя в свои цвета.

                  Вот потому и появляются альтернативщики, ибо историки так раскрашивают предположения по-своему, что и вода превращается в вино, и десятина является непомерным налогом wink drinks Тема закрыта hi Для меня лично smile
                  1. +4
                    30 ноября 2018 07:42
                    То есть предыдущее закрытие было не настоящим?

                    Не попадался мне судовой журнал португальцев, и гостевая книга приезжей гостиницы.

                    Даже Искандерова не читал.

                    Остров и португальцы имеются. Год тоже примерно ясен. Зачем альтернатива?

                    "Нам кузнец не нужен" (с).
                    1. +5
                      30 ноября 2018 11:11
                      "Нарочно или нечаянно, — сказал удав, — но это было великое открытие.
                      — Слушайте, — предложила мартышка, — а нельзя его, этот закон, как-нибудь обратно закрыть?
                      — Закон природы, — возмутился удав, — закрыть нельзя!"

                      Кому бы тема ни была обещана, спасибо, как хороший диафильм, картинки и рассказ. Диафильмы - хорошие затравки.
        2. +2
          30 ноября 2018 07:04
          И "берегового права", опять же никто не отменял
          Давайте посмотрим, что нынче прилив принес laughing
          1. +2
            30 ноября 2018 07:10
            Почему-то первым в голову пришла бутылка зубровки, и прочая снедь.

            А ведь пост только начался.
            1. +2
              30 ноября 2018 08:36
              Мне, кстати, тоже.
      2. +1
        30 ноября 2018 07:47
        Цитата: рюрикович
        и что бы Бог послал поскорее землю

        А "бог" тут при чём? Или, по вашему, "бог" двигает острова и континенты по "вашей просьбе"?
        Может хватит всюду совать "бога" к месту и без места?
      3. 0
        30 ноября 2018 16:12
        И порох то очень боялся влаги , что-то в этой легенде не состыковывается.
        1. +1
          30 ноября 2018 17:51
          Черный порох сушится. Служивые и всякие авантюристы занимались этим регулярно, судя по воспоминаниям.
  2. +2
    30 ноября 2018 06:48
    У японцев, конечно, свой путь, но у меня сложилось впечатление, что на определённом этапе развития цивилизации, появление, усовершенствование и массовое применение огнестрельного оружия приводит государственное устройство страны к абсолютизму.
    1. +2
      30 ноября 2018 10:23
      Цитата: 3x3zsave
      у меня сложилось впечатление, что на определённом этапе развития цивилизации, появление, усовершенствование и массовое применение огнестрельного оружия приводит государственное устройство страны к абсолютизму.

      К таким переменам приводят, в первую очередь, экономические причины. Абсолютизм - следствие перехода от крупного вотчинного хозяйства к мелкопоместному, а этот переход, в свою очередь был обусловлен экономическими причинами - развитием средств производства и увеличением прибавочного продукта, появлением областей и регионов с узкой специализацией труда, необходимостью развития беспошлинной торговли, унификацией законодательства и налоговых правил, ростом численности населения, зарождением буржуазии и т.п. smile
      Если бы огнестрельное оружие массово появилось бы, например, веке этак в XIII, к абсолютизму это вряд ли привело бы. Так же ездили бы конные дружины феодалов, вооруженные мушкетами и пистолями вместо луков и сулиц, а крестьянам в поле так же было бы плевать куда и зачем они едут.
      Я бы сказал появление и широкое распространение огнестрельного оружия способствовало установлению абсолютизма в силу своей доступности и демократичности (в смысле, пуле все равно в кого попадать - в графа или в простолюдина, эффект одинаковый), не более того.
      1. +1
        30 ноября 2018 21:59
        В этом-то вся и фишка, явления взаимопроникновенные и взаимосвязанные.
        Можно вообразить вариант, когда огнестрела нет в принципе. Попробуем?
  3. +9
    30 ноября 2018 06:49
    Внушительные пушки
    и красивые
    Статье - плюс
  4. +2
    30 ноября 2018 08:07
    Выковать ствол японский кузнец смог без особого труда, но вот нарезать внутреннюю резьбу в задней части ствола и вставить туда «заглушку» оказалось ему не по силам. Однако несколько месяцев спустя на остров попал другой португалец и вот он-то, как повествует легенда, и показал японским мастерам, как нужно это делать.
    Вячеслав Олегович, вы прекрасно знаете, что нарезать внутреннюю резьбу довольно сложная задача, а особенно уплотнить так, чтобы не было прорыва газов. Да и уровень технологии той поры в Японии, вы правильно отметили, в основном включал в себя литьё и ковку, а не механическую обработку.
    1. 0
      30 ноября 2018 10:17
      Цитата: амурец
      что нарезать внутреннюю резьбу довольно сложная задача

      Не проще заварить или даже просто заклепать и залить свинцом изнутри?
      1. +1
        30 ноября 2018 12:08
        Цитата: brn521
        Выковать ствол японский кузнец смог без особого труда, но вот нарезать внутреннюю резьбу в задней части ствола и вставить туда «заглушку» оказалось ему не по силам. Однако несколько месяцев спустя на остров попал другой португалец и вот он-то, как повествует легенда, и показал японским мастерам, как нужно это делать.
        Так по тексту автора.
        Цитата: brn521
        Цитата: амурец
        что нарезать внутреннюю резьбу довольно сложная задача

        Не проще заварить или даже просто заклепать и залить свинцом изнутри?
      2. 0
        30 ноября 2018 14:14
        Цитата: brn521
        Не проще заварить или даже просто заклепать и залить свинцом изнутри?

        заклепку и тем более свинец выдавит. А заварить... это же кузнечная сварка, для надежной сварки нужно обжатие минимум процентов 25 - и как Вы размеры сохраните? А просто сплющить и сварить - так тогдашние сварные стволы и так часто рвало по линии сварки!
  5. +2
    30 ноября 2018 12:31
    Позволю себе несколько дополнить статью.
    Начнем с утверждения, что огнестрельное оружие попало в Японию именно в 1543 году. Возможно тут мы сталкиваемся с одним из первых примеров того, что сейчас называется PR-технологиями. Ведь история о трех португальцах и их аркебузах стала известной примерно лет через пятьдесят после описываемых событий из "Записей о ружьях" ("Тэппоки") буддийского монаха Нампо Бунно. А составил эти самые записи монах по просьбе... семьи Танэгасима! Очевидно глава семьи посчитал, что слава родоначальника японского стрелкового оружия будет совсем не лишней.
    Между тем уже в самом названии сочинения монаха для обозначения аркебуз используется слово "тэппо", которое было известно японцам задолго до того, как португальцы привезли свои аркебузы на островок Танэгасима. Слово это обнаруживается уже в текстах конца XIII - первой половины XIV вв. Учитывая связи Японии с Китаем, где ручное огнестрельное оружие появилось явно раньше 1543 года, следует признать более обьективной версию о том, что в Японии огнестрельное оружие было известно как минимум в период Муромати. В корейской "Подлинной летописи династии Ли" сообщается, что, когда японские послы в 1409 и 1419 гг. ездили в Корею, они оба раза лично наблюдали стрельбы из ручниц на острове Цусима.
    Влядеющим японским языком могу порекомендовать книгу Такухиса Удагава "Изучение истории использования оружия Восточной Азии в в свете истории распространение оружия в XV-XVII веках" (за точность перевода не ручаюсь - 東アジア兵器交流史の研究 十五~十七世紀における兵器の受容と伝播)
    И несколько технических деталей. Японские кузнецы действительно не умели нарезать внутреннюю резьбу. Но это не стало для них препятствием - они заглушили ствол клином, как это делали поначалу и в Европе.
    А когда европейцы поделились секретом, стали делать заглушку на резьбе. Есть даже легенда, что Танэгасима Токитака отдал за этот секрет в жены португальцу свою красавицу дочь.
    Ну и про то, " в чем же отличия японских аркебуз от европейских? Начнем с того, что у них обратное расположение серпентина (курка) хибасами для фитиля хинава. У европейцев он находился спереди и откидывался «к себе». У японцев – он крепился за казенной частью ствола и откидывался «от себя». Кроме того, им показалось и не без оснований, что горящий фитиль, располагающийся на близком расстоянии от полки с затравочным порохом, называвшейся хидзара, – соседство не из лучших, и они придумали сдвигающуюся крышку хибута, которая эту полку надежно закрывала."
    Начнем с замков. Европейские фитильные замки имели три разновидности.

    Как видно из рисунка, обратное расположение курка имел только замок XVII века, его еще называли немецким. Так что японцы просто "недосовершенствовались" до европейской конструкции. То же и про крышку полки. Не буду вставлять вторую иллюстрацию, желающие сами могут посмотреть - европейские аркебузы с фитильным замком так же имеют крышку.
  6. 0
    30 ноября 2018 13:18
    Статья интересная, познавательная, но...

    Выковать ствол японский кузнец смог без особого труда, но вот нарезать внутреннюю резьбу в задней части ствола и вставить туда «заглушку» оказалось ему не по силам.

    По мне, так ствол всегда отливали. И какая есть технология чтобы выковать в 16 веке на наковальне молотом и молотком полую трубку?

    Сам нарезной ствол начал изготавливаться в Европе в 16 веке. Самые древние сохранившиеся это германские штуцеры. И в них нарезка была в стволе, которая повышала кучность стрельбы.

    Эти португальские аркебузы были гладкоствольные. А вот зачем делать нарезку в задней части ствола и потом заглушивать её "заглушкой". Не проще, не технологичней просто не делать ствол сквозным, а сразу один конец ствола делать без отверстия?
    1. +2
      30 ноября 2018 14:03
      Цитата: Тархан
      По мне, так ствол всегда отливали. И какая есть технология чтобы выковать в 16 веке на наковальне молотом и молотком полую трубку?

      Отливали только пушечные (бронзовые, с XIX в - чугунные), а ружейные (железные) - ковали. После появления конвертера Бессемера немцы перешли было на стальное литье, но кучу крупповских пушек в австро-прусскую войну 1866 порвало, и на пару лет пришлось вернуться к т.н. "стальной бронзе" барона фон Ухациуса - пока великий Д.К. Чернов hi в 1868м не открыл "точки Чернова". А технология - ЕМНИП, в XVI веке ковали полосу, сначала сгибали буквой U, потом загибали края и сваривали встык. Разумеется, стволы часто рвало по линии сварки. Позже стали делать более узкую полосу и навивать на оправку (опять же, плюс кузнечная сварка) - так стало намного надежнее. Так делали еще века полтора назад (причем ленту часто ковали из "букетного дамаска")

      Цитата: Тархан
      Не проще, не технологичней просто не делать ствол сквозным, а сразу один конец ствола делать без отверстия?

      Как легко догадаться из моего описания - не проще.
      1. 0
        30 ноября 2018 14:14
        Ясно. Не продумал свой вопрос.

        Да, литье само по себе не дает той прочности, что при ковке. Удельный вес железа при литье меньший чем удельный вес железа при ковке или прокатке. Поэтому сварные башни немецких Пантер и Тигров из катанной брони были более прочными чем литые башни 34.
        1. +2
          30 ноября 2018 14:20
          Цитата: Тархан
          литье само по себе не дает той прочности, что при ковке

          Смотря как лить, ковать и главное - термообрабатывать. Тот же Чернов доказал, что при грамотном литье и термообработке литые стволы практически не уступают катаным. Но до Чернова было еще 300 лет. А в наше время литье со сложными технологическими изысками обойдется дороже, чем прокатка без таких изысков.
        2. +1
          30 ноября 2018 15:28
          Цитата: Тархан
          Поэтому сварные башни немецких Пантер и Тигров из катанной брони были более прочными чем литые башни 34.

          Возможно,но вот клёпки на броне не всегда выдерживали удары бронебойного снаряда и иногда целый лист брони отрывало.
        3. +3
          30 ноября 2018 15:50
          "Удельный вес железа при литье меньший чем удельный вес железа при ковке или прокатке."
          Удельный вес железа составляет 7,874 г/см. куб. (ед. МКГСС) вне зависимости от того, как получено изделие из стали, в которой присутствует железо.
          1. -1
            30 ноября 2018 15:54
            Цитата: Decimam
            Удельный вес железа составляет 7,874 г/см. куб. (ед. МКГСС) вне зависимости от того, ка получена сталь, в которой присутствует железо.

            Чистого железа - да. Но в реальных изделиях существуют еще и микропоры, газовые раковины и т.п. Кстати, Чернов доказал, что при прокатке в стали возникают микропоры - поэтому если в отливке нет газовых раковин, то ее плотность даже выше, чем у проката!
            1. +1
              30 ноября 2018 15:55
              Мы говорим о железе или о стали? Или Вы эти понятия не разделяете?
              Если мы говорим о стали и изделиях из нее, то тут имеет место не удельный вес, а плотность.
              1. +1
                30 ноября 2018 16:38
                Цитата: Decimam
                тут имеет место не удельный вес, а плотность.

                Вообще-то удельный вес - это отношение веса к объему. Т.о., "в любой системе единиц удельный вес равен произведению плотности вещества на ускорение свободного падения" (из педивикии).
                Темир сформулировал свою мысль не вполне корректно, но достаточно понятно. Согласен, что грубые ляпы править необходимо - но к мелочам цепляться не надо! Мы говорим о изделиях одинакового химического состава (неважно, железа, стали или бронзы) - речь о плотности отливок и проката, а не самого по себе материала!
                1. +1
                  30 ноября 2018 17:30
                  О чем идет речь, я понял. А к мелочам я не цепляюсь, это техническое образование виновато, оно цепляется.
                  1. 0
                    30 ноября 2018 17:32
                    Цитата: Decimam
                    А к мелочам я не цепляюсь, это техническое образование виновато, оно цепляется.

                    Так у меня тоже техническое, причем профильное - металлург smile
                    1. +1
                      30 ноября 2018 17:35
                      Я механик, мехоборудование метзаводов. Может механики такие вредные, не знаю.
    2. +4
      30 ноября 2018 14:25
      "По мне, так ствол всегда отливали. И какая есть технология чтобы выковать в 16 веке на наковальне молотом и молотком полую трубку?"
      Ружейные стволы, в отличие от пушечных, не отливали никогда. Технология изготовления ствольной трубки простейшая.

      Обычный (простой) ствол получали из полосовой заготовки длиной 32 дюйма (812,8 мм), шириной 4 дюйма (101,6 мм), толщиной 3/8 дюйма (9,525 мм). После разогрева эту полосу кузнечным способом загибали на оправке таким образом, что её продольные кромки прилегали друг к другу встык, параллельно оси канала ствола. Этот стык сваривался кузнечным методом и тщательно проковывался. Длинные стороны прямоугольной заготовки иногда сгонялись «на ус» и сваривались не встык, а внахлёст.
      По мере совершенствования технологии, в XVI веке после сварки и охлаждения стволы проходили четырёхгранной развёрткой, обтачивали на токарном станке внешнюю поверхность, которую потом шлифовали вручную на большом круге из мягкого песчаника.
      Таковой технология оставалась очень долго. Если мы возьмем книгу по правке стволов поручика А. Корсакова (1861), то в ней описаны те же операции по изготовлению ружейного ствола - 1) изготовление ствольной пластины; 2) сворачивание ее в трубку; 3) заварка трубки – получение заготовки ствола; 4) сверление канала ствола; 5) обточка наружной поверхности ствола.
      Резьбовой заглушки в задней части ствола сперва не делали. Но так как пороховая мякоть, которую тогда применяли, давала очень много нагара, ствол надо было чистить. Заглушка на резьбе очень облегчала эту процедуру.
      "Сам нарезной ствол начал изготавливаться в Европе в 16 веке."
      Точная дата появления нарезок в стволе неизвестна, скорее всего, это произошло во второй половине
      XV в. Самые ранние упоминания о нарезном оружии содержатся в реестре Туринского арсенала 1476 г., а второе – в описи арсенала Нюрнбергского замка 1479 г.
      В первом случае оружие описывается как «железное перекрученное», во втором случае – с «кромкой, образующей спираль». Как полагают, во втором случае четыре ствола делались с кромками, образующими спирали. Возможно, именно нарезы упоминаются в описаниях соревнований в стрельбе по мишени, сделанных в Лейпциге в 1498 г. Немецкое ружье, датируемое примерно 1500 г., имеет следы насечек вдоль ствола.
  7. +3
    30 ноября 2018 14:07
    За шесть месяцев на острове было сделано 600 аркебуз, которые Тотиката тут же и распродал. А в результате не только обогатился сам, но и способствовал его повсеместному распространению.

    Фернан Мендес Пинто утверждает, что это именно он в 1543м продал яппам первый ствол, но тут он, наверное, врёт - любил он приписывать себе участие во всех заметных событиях, о которых что-то слышал. А вот в чем он, наверное, не врёт - что посетив Японию через 20 лет, узнал, что на Танэгасиме по образцу этой аркебузы их наклепали аж 20 тысяч, а по всей Японии - больше миллиона!
    1. +3
      30 ноября 2018 18:29
      Ну я и попал. Я просто любознательный медик и напоролся на металлургов. Но очень даже почитал и осмыслил.
      1. +2
        2 декабря 2018 17:20
        Цитата: Тархан
        Ну я и попал. Я просто любознательный медик и напоролся на металлургов. Но очень даже почитал и осмыслил.

        Ну да, сайт "ВО" богат различными сюрпризами, тут часто комменатрии едва ли не менее информативны, чем некоторые статьи.
  8. 0
    30 ноября 2018 16:41
    Еще при СССР смотрел в "Клубе путешествиников" в Японии существует " праздник пули": отмечают день когда узнали огнестрельное оружие. Там я слышал чуть другую интерпретацию -легенды: князь был заинтересован "оружием белых "и велел своему оружейнику сделать подобное,но кузнец в руках не держал этого ружья и сделал макет ружья даже ствол имел отверстие на длину половины ствола. Былые " добровольно" подарили князю 2 ружья. Кузнец предложил свою дочь за секрет"огненного заряда" и один португалец соблазнился красоткой и рассказал. Якобы он остался в Японии и вместе с тестем делал ружья. Вскоре на остров приплыл португальский торговец и предлогал купить ружья ,а японцы ему продемонстрировали свои руьжья.
    Кто его знает как было в действительности, но португальцы заплывали далеко и активно торговали с японцами
    1. +1
      30 ноября 2018 20:36
      В Японии, конечно, много праздников, даже Хонэн-мацури есть, но про "праздник пули" - это отливка, похоже.
  9. +2
    30 ноября 2018 18:27
    В фильме Битва за Менрёнг японские моряки обстреливают из этих ружей корейский броненосец. А из той здоровенной ручной кулеврины разметали телохранителей адмирала Ли Сунсина на мостике броненосца. Снайперское ружье по моему в фильме тоже присутствовало. Также пытались застрелить корейского адмирала.
    1. 0
      1 декабря 2018 01:31
      Так в фильме-то ручной огнестрел японцев против артиллеристов(и по- совместительству лучников)- корейцев оказался бессилен. hi
      1. -1
        1 декабря 2018 01:47
        Снайперу как раз стрела в глаз прилетела.
  10. 0
    1 декабря 2018 15:41
    Интересная статья, но остается несколько вопросов.
    Во - первых очень долго ходили предубежденности против ружей. Полно даже различных рассказов, легенд и прочего, я не знаю какой степени достоверности, показывающих предубеждения японцев против чужих людей и их оружия. Очень много где если не высмеивается, то, по крайней мере, противоставляется японцам человек с ружьем. Причем не только вот в таком виде, но и на уровне страны, областей. Насколько это имело место быть в истории, насколько серьезно было, если имеет отражение даже в современных пересказах?
    Во - вторых по поводу пружин, не совсем понял. Ведь пружину из стали тоже можно сделать более мягкой, даже без плавки - изменить количество витков, ее длину, диаметр.

    Ну и дальше - очень не понятно по поводу конных стрелков. Насколько массово это было в войсках и какая была выучка у них, на фоне остальных? Наступление широким фронтом, удержание линии требует очень хорошо обученных лошадей и всадников, Конным стрелкам этого не надо, да и не возможно иметь, из-за своей особенности.

    И как обычно противостояние снаряда и доспеха. В Европе многие виды стрелкового оружия плохо пробивали доспехи, особенно на хоть сколько то достаточной дистанции. Как с этим было в Японии, ведь аркебузы достаточно легкое оружие?
    В 16 веке в Европе уже использовались штуцера, как в Японии с нарезным оружием и какого оно типа было в то время если было?
    И насколько были эффективны тактики стрельбы? Понятно что это не 18 век с его совершенными тактиками и массовым огнем со сменой рядов.