ОБТ Altay идёт в серию

55
С середины прошлого десятилетия ряд предприятий турецкой оборонной промышленности при содействии зарубежных организаций разрабатывал перспективный основной боевой танк Altay. Новая машина предназначалась для перевооружения бронетанковых частей; ей предстояло заменить строевую технику разных типов, в том числе и устаревшие танки. После долгих лет ожидания промышленность и армия завершили все необходимые работы, благодаря чему смог появиться контракт на серийное производство техники.

От испытаний до контракта



Основные работы по перспективному ОБТ Altay завершились примерно два года назад. К началу ноября 2016 года промышленность завершила испытания и доводку новой бронемашины, после чего несколько опытных танков отправились в части для войсковых испытаний. Тогда утверждалось, что армия выполнит все проверки за несколько месяцев, и после этого должен будет появиться заказ на серийное производство. Впрочем, подписание контракта состоялось со значительным опозданием.



До весны этого года турецкое руководство определяло организацию, которой предстояло освоить сборку перспективных танков. В апреле было объявлено, что контракт на производство работ получит компания BMC. Одновременно к строительству танков планировалось привлечь массу других организаций – им предстояло изготавливать и поставлять различные комплектующие, узлы и агрегаты. При этом речь шла только о результатах конкурса. Контракт на сборку техники собирались подписать позже – в течение нескольких следующих месяцев, но без уточнения конкретной даты.

Согласно планам того времени, первые серийные танки «Алтай» должны были поступить на службу в 2019-2020 годах. В этот период промышленность должна была поставить 15 бронемашин первой партии. В 2021-м предлагалось построить и передать в войска еще 20 танков. В общей сложности потребности сухопутных войск Турции оценивались в 1000 перспективных ОБТ. Сообщалось о возможности разделения этого количества на четыре партии по 250 машин. Каждая новая партия должна была иметь отличия от предыдущей и фактически речь шла о разных модификациях техники.

Реальный контракт

9 ноября заказчик и исполнитель в лице BMC подписали ожидаемый контракт на серийное производство и дальнейшее обслуживание перспективных танков. В соответствии с условиями этого договора, компания-подрядчик при содействии различных субконтракторов должна будет в течение следующих 18 месяцев построить и передать армии первый серийный ОБТ Altay. В дальнейшем заказчику передадут еще 249 машин нового типа. Точные сроки завершения всех требуемых поставок пока не назывались. Кроме того, не уточняется и стоимость серийной техники. Из неофициальных источников стало известно, что за 250 танков первых партий армия заплатит около 3,5 млрд долларов США.

По сообщениям турецкой прессы, заказ на 250 танков разделен на две серии. В первую войдут 40 танков, во вторую – остальные 210. Дело в том, что танк «Алтай» до сих пор не в полной мере соответствует желаемому облику. По тем или иным причинам, турецкая промышленность не смогла создать или вовремя довести до серии ряд необходимых компонентов. Таким образом, первые 40 бронемашин по своему облику будут похожи на опытную технику, а последующие 210 будут серьезно отличаться от них.

Следует отметить, что простейшая арифметика пока не позволяет установить цену отдельного серийного танка. Дело в том, что 3,5 миллиарда долларов пойдут не только на закупку танков, но и на их обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Кроме того, в эту сумму включены затраты на разработку и доводку новых компонентов, планируемых к внедрению во второй серии танков.



Насколько известно, ОБТ Altay второй серии должны получить новые двигатели, оригинальные средства защиты и т.д. Это означает, что существенная доля этих 3,5 миллиардов уйдет на новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а не на строительство танков. Не так давно появились новые сведения, согласно которым танки будут стоить только 2 млрд долларов, а оставшиеся 1,5 миллиарда пойдут на разработку вспомогательных проектов.

Согласно последним данным, турецкое командование сохраняет планы по строительству 1000 перспективных основных танков. Четверть этого количества уже законтрактована и должна будет появиться в обозримом будущем. Следующие 750 танков будут приобретаться позже, в рамках отдельных контрактов. Любопытно, что официальные лица пока не могут назвать даже примерные сроки запуска производства следующих серий техники. По всей видимости, 251-й «Алтай» закажут не раньше, чем с конвейера сойдет машина №250.

Стоимость производства всех желаемых танков тоже остается неизвестной. Существуют разные оценки, в том числе и самые смелые. Наиболее правдоподобным выглядит прогноз, согласно которому завершение разработки агрегатов, строительство 1000 танков и последующая их эксплуатация обойдутся Турции примерно в 25-30 млрд долларов. Естественно, это будут не единовременные траты; они «растянутся» на многие годы и десятилетия.

Серийные модификации

Известно, что разные серии танков «Алтай» будут заметно отличаться друг от друга. Фактически речь идет о закупке техники разных модификаций. Первой в серию пойдет машина под обозначением Altay T1 – планируется закупить всего 40 таких танков. В дальнейшем армия получит ОБТ Altay T2. По всей видимости, по такому проекту построят не менее 210 танков. Это будет вторая серия нынешнего контракта. Возможно, следующий договор тоже будет предусматривать поставку некоторого количества T2. В отдаленном будущем ожидается строительство машин версии Altay T3.

Согласно доступным данным, модификация Altay T1 максимально похожа на опытные танки, ранее использовавшиеся на испытаниях и неоднократно демонстрировавшиеся публике. Однако имеются и нововведения. Так, на серийных танках планируется использовать комплекс активной защиты Aselsan AKKOR. В его состав входят несколько систем обнаружения подлетающих снарядов и пусковые установки с защитными боеприпасами. Применение КАЗ должно повысить живучесть танка при работе в различных условиях. В моторном отсеке танка сохранится дизельный двигатель марки MTU мощностью 1500 л.с.

Танки модификации «T2» будут существенно отличаться от первых серийных машин. Прежде всего, планируется повысить уровень защиты за счет применения тех или иных компонентов. По некоторым данным, предложено улучшенное бронирование корпуса, дополняемое динамической и активной защитой. Весь боекомплект 120-мм гладкоствольного орудия будет вынесен в изолированную укладку. При этом в него включат управляемые ракеты, запускаемые через ствол орудия, что также потребует доработать систему управления огнем. Наконец, бортовая электроника бронемашины получит специальный режим для обучения экипажей.



В турецкой прессе упоминается, что проект Altay T2 также предусматривает применение перспективного комплекса маскировки, но точные сведения на этот счет отсутствуют. Ранее на выставках демонстрировались прототипы техники с характерными чехлами, обеспечивающими визуальную маскировку, а также, возможно, снижавшими видимость в других диапазонах. Вероятно, перспективный комплекс будет включать и иные средства, в том числе приборы радиоэлектронной борьбы.

По разным данным, едва ли не все 750 танков, планируемые к заказу в будущем, будут построены по проекту Altay T3. Пока об этой модификации танка известно не слишком много. К примеру, ранее сообщалось, что командование хочет получить основной танк с необитаемой башней. Информация о прочих особенностях перспективного проекта все еще отсутствует. Так же остаются неясными и сроки появления третьей версии «Алтая».

По-прежнему остается без ответа вопрос силовых установок. Опытные танки Altay комплектовались 1500-сильными моторами немецкой компании MTU. В дальнейшем должен появиться аналогичный двигатель турецкого производства, но его перспективы туманны. В начале ноября разработчики танка напомнили о продолжении работ в этом направлении, однако отметили, что их не удастся завершить в течение ближайших 18 месяцев – до появления первого серийного танка. Вероятно, из этого следует, что первая партия из 40 машин Altay T1 получит импортные двигатели. Мало того, пока отсутствует ясность и по следующим модификациям. Успеют ли конструкторы из Турции создать и отработать новый двигатель до запуска производства танков «T2» – неизвестно.

Новое вместо старого

В будущем Турция планирует построить 1000 танков «Алтай» трех модификаций. Эта техника предназначается для обновления парка бронетанковых войск, состояние которого оставляет желать лучшего. По известным данным, в турецких сухопутных войсках имеется более 2400 средних и основных танков разных типов. Из них только 400 можно назвать в полной мере современными и отвечающими актуальным требованиям. Одновременно с этим основу бронетанковых войск составляют неоднократно модернизированные танки M48 и M60 американского производства. Именно они, прежде всего, и будут заменяться новыми ОБТ Altay.

Самыми массовыми танками Турции являются машины семейства M60 – более 930 единиц. На вооружении все еще имеется более сотни танков версии M60A1. Более совершенные M60A3 TTS имеются в количестве свыше 650 единиц. Менее двух сотен танков M60 прошли модернизацию по проекту Sabra. За счет установки дополнительного бронирования и улучшенной электроники они, в целом, соответствуют актуальным требованиям, но по ряду показателей проигрывают «полноценным» основным танкам. Вероятно, «Сабры» останутся на службе, тогда как танки версий «A1» и «A3 TTS» пойдут под замену.



Менее многочисленными являются танки M48A3 и M48A5T2 – более 750 единиц. Эти танки существенно отличаются от базового «Паттона», но и они не могут оставаться в эксплуатации вечно. Численность M48 постепенно сокращается в связи с окончательным моральным и физическим устареванием.

На вооружении сохраняется чуть менее четырех сотен танков Leopard 1 немецкого производства. Более массовыми (около 230 штук) являются бронемашины Leopard 1A3. 170 имевшихся на вооружении танков модификации Leopard 1A1 в прошлом прошло модернизацию по проекту «T1». Тем не менее, и эта техника сталкивается с проблемой устаревания.

По-настоящему современными могут считаться менее 350 танков Leopard 2A4. Вся эта техника ранее служила в составе немецкого Бундесвера, и после была продана Турции. В недавнем прошлом все имеющиеся «Леопарды-2» прошли модернизацию силами местной промышленности. Не так давно парк таких танков насчитывал более 350 единиц, но известные события конца 2016 года в Сирии заметно сократили их численность.

Как видим, состояние турецкого парка бронетанковой техники оставляет желать лучшего. Его основу составляют модернизированные, но устаревшие во всех смыслах машины. Более новые образцы имеются в меньших количествах, и к тому же не смогли показать себя с лучшей стороны во время боев. Очевидно, что в такой ситуации армия действительно нуждается в совершенно новых боевых бронированных машинах. При этом нельзя не заметить, что количество устаревшей техники едва ли не вдвое превышает численность планируемых к заказу «Алтаев». В отдаленном будущем на вооружение поступит не более 1000 совершенно новых танков, тогда как в замене нуждается почти 2000 единиц бронетехники.

По всей видимости, при замене бронетехники во главу угла будет ставиться не количество, но качество. Перспективный ОБТ Altay, по очевидным причинам, имеет существенные преимущества перед всеми имеющимися M48, M60 и Leopard 1, и потому войска имеют возможность сохранить или даже нарастить свой потенциал при разумном сокращении численности техники. Удастся ли реализовать подобные перспективы «Алтая» на практике – станет ясно позже.

Слабые места программы

Разработка проекта основного танка Altay стартовала в 2005 году, а общий облик машины был представлен только через пять лет. В 2015-м впервые показали опытный образец. Таким образом, от старта разработки и до подписания контракта на серийное производство ушло «всего» 13 лет. К этому следует прибавить полтора года, выделяемые на строительство первых серийных танков. Все это позволяет проекту «Алтай» с полным правом называться долгостроем.



Главной причиной такого затягивания работ является общая сложность создания как современного основного боевого танка в целом, так и отдельных его компонентов. К примеру, новый турецкий дизель для танков все еще не готов, и пока конструкторы не могут назвать точные сроки его поступления в производство. Также на стадии разработки остаются некоторые другие системы, которые планируется внедрять только в новых модификациях «T2» и «T3».

В соответствии с условиями нового договора, первый серийный ОБТ Altay должен поступить в войска не позднее 2020 года, а производство оставшихся 249 машин займет еще несколько лет. Пока нет никаких гарантий, что производство не столкнется с новыми проблемами, и это не приведет к затягиванию работ. Официальные лица пока не уточняли сроки завершения строительства 250 заказанных танков, и это может быть поводом для пессимистических прогнозов.

Впрочем, у затягивания серийного производства танков первых серий есть свои положительные стороны. Чрезмерно длительный выпуск двух с половиной сотен боевых машин создаст определенный запас времени для завершения разработки проекта Altay T3. К нему предъявляются особые требования, что сказывается на сложности и сроках работ. В итоге затягивание строительства первых 250 танков может оказаться полезным для конструкторов.

Известные сведения позволяют предполагать, что турецкая промышленность, несмотря на все трудности, все же сможет выполнить первый заказ на производство танков Altay. Тем не менее, остается без ответа вопрос сроков завершения строительства. Также нельзя гарантировать, что общая стоимость работ останется в рамках утвержденного финансирования. Что касается следующего заказа и проекта Altay T3, то их судьба прямо зависит от текущих работ.

В целом, ситуация с некоторых точек зрения дает поводы для оптимизма, но вместе с ними сохраняются и основания для негативных прогнозов. Сможет ли Турция успешно завершить один из самых интереснейших проектов последнего времени – станет известно позже. Ей предстоит приложить все усилия, поскольку от успеха проекта «Алтай» прямо зависит будущее бронетанковых войск.

По материалам сайтов:
https://otokar.com.tr/
http://janes.com/
https://dailysabah.com/
https://iz.ru/
https://armyrecognition.com/
https://defence-blog.com/
http://military-today.com/
https://defenseindustrydaily.com/
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 ноября 2018 09:54
    Такими темпами они и в Сирии побывать не успеют.
    1. 0
      27 ноября 2018 13:32
      Цитата: Антон Ю
      Такими темпами они и в Сирии побывать не успеют.

      Да успеет, будет интересно посмотреть на итоги его испытаний боем. Мне вот не очень нравится защита его бортов.
      1. 0
        27 ноября 2018 14:25
        Там и во лбу брони нет. Танк вообще жуткий, о чем тут говорить? Ну и БК в корпусе - это верный путь к детонациям с одного попадания, как у Лео-2 было. Сам-то К-2 ни разу не шедевр, хотя и интересен, а этот - и без АЗ, и перетяжелен, и без нормального КАЗ (украинский работающий только в статьях г-на барона комплекс, извините, не предлагать).
        1. 0
          27 ноября 2018 20:23
          как Вы определили его лобовое бронирование учитывая то, что она лучше нежели у К2 и это официальная информация
          1. +6
            27 ноября 2018 21:29
            Человек по фото видит, так же по нему может гадать, привораживать и накладывать порчу.
      2. +1
        27 ноября 2018 21:32
        На нижнем фото отлично видна бортовая броня. Все стандартно блоки, а сзади решетка, что не так с ней?
        1. +1
          28 ноября 2018 03:29
          Цитата: Red_Baron
          На нижнем фото отлично видна бортовая броня. Все стандартно блоки, а сзади решетка, что не так с ней?

          "Юбка" высоковато, есть не защищенные участки между катками
          1. 0
            28 ноября 2018 03:38
            Да, у Леопарда 2 примерно так же.
            1. +1
              28 ноября 2018 03:42
              Цитата: Red_Baron
              Да, у Леопарда 2 примерно так же.

              Так, что там, что здесь - "сумрачный немецкий гений" эти "панзеры" делал
              1. +1
                28 ноября 2018 05:16
                Я на это и намекаю :)
                Только в последних модификациях у Лео юбка длиннее. Но если облик танка будет меняться даже в первой партии, то все может измениться.
                Или для турков возможная потеря подвижности не выглядит таким уж страшным.
                1. +1
                  28 ноября 2018 11:08
                  Цитата: Red_Baron
                  Или для турков возможная потеря подвижности не выглядит таким уж страшным.

                  Да там не только потеря подвижности, там борт голый...
          2. 0
            28 ноября 2018 07:48
            Каков процент попадания в эти участки? ) Предполагаю относительно мал. Интерес вызывает содержимое коробов. А так схема и геометрия бортовой защиты у всех танков почти одинаковая. Борт ~50-60 мм, расстояние в ширину катков и навесные короба.
  2. -1
    27 ноября 2018 10:41
    Да уж,турецкое танкостроение как индийское,тот ещё долгострой,причём в танке Алтай нет ничего революционного,только лицензии и адаптация уже применяемых технологий на других типах БТТ,но вот цена меня убила,за партию 250 танков просят 3,5 миллиарда $,то есть за танк 14000000$,жесть,привет тем кто рвал глотку по поводу что танк Т-14 Армата очень дорогой,стоимость за 400000000₽, то есть по сегодняшнему курсу за зелёный $ будет стоить 5982650$ за один танк Армата,причём танк революционный и ни какой преемственности с предыдущим танком,в отличие от Алтая,который создан на базе Леопард-2.Да,цифры упрямая вещь,но ещё круче распил бабла.
    1. +2
      27 ноября 2018 10:53
      Видимо это стоимость с учетом всех закупок лицензий, НИОКР, строительством новых производстенных линий, обычно эти траты идут отдельно от стоимости техники и полностью ложатся на плечи государства.
      При продаже на экспорт будет совсем другой ценник.
      Но вопрос целесообразности никуда не делся, не проще ли было продолжать закупать немецкий лео2, место его турецкой копии...
      1. +1
        27 ноября 2018 12:56
        обычно эти траты идут отдельно от стоимости техники и полностью ложатся на плечи государства.

        это в россии. как я понимаю, в турции производство вооружений в большинстве случаев и в данном тоже - дело частных компаний.
        в данном случае разработчик танка - отокар, а тендер на производство у бмдже. так вот отокар, выиграв тендер на разработку за 500 млн баков, в итоге потратил около 2 млрд, но тендер на производство не получил и соответственно убытки свои не отобьет. с другой стороны если бмдже не справится с выполнением своего контракта, то он может вернуться к отокару.
        при этом государство тратит ровно столько сколько планировалось.
      2. 0
        29 ноября 2018 01:56
        Цитата: Кукуруза
        Видимо это стоимость с учетом всех закупок лицензий, НИОКР, строительством новых производстенных линий, обычно эти траты идут отдельно от стоимости техники и полностью ложатся на плечи государства.

        не видимо.В статье прямым текстом об этом написано,поэтому сложно понять цену танка.В эти 3.5млрд включено и все обслуживание до конца
    2. +4
      27 ноября 2018 10:59
      Цитата: merkava-2bet
      который создан на базе Леопард-2

      мне казалось, что на базе корейской пантеры К2!
      1. -1
        27 ноября 2018 11:11
        Нет,на базе Леопард-2
        1. +1
          27 ноября 2018 20:29
          Алтай сделан на базе К2, а точнее по официальной информации он примерно на 60% и есть базовый К2
      2. +1
        27 ноября 2018 11:13
        Можно подумать, K2 не на базе лео2.
        С расстояния в пару сотен метро эти 3 танка сложно будет отличить даже разбирающемуся в военной технике человеку.
        1. +3
          27 ноября 2018 14:34
          Танк К2 Чёрная Пантера создан на базе К1, а танк К1 создан на базе танка М1 Абрамс,так сказать уменьшённая версия танка Абрамс,под специфику корейской антропометрии.
      3. 0
        27 ноября 2018 11:20
        Если бы делали на базе К2 Чёрная пантера,то ещё бы дороже вышел,танк К2 единственный танк в мире с полуавтоматической подвеской,что само по себе резко повышает стоимость танка,к тому же К2 шести катковый танк,и хоть это не принципиально,но всёж танк Алтай рассчитан на большую массу,60+ тон так будут устанавливаться дополнительные системы в каждой новой партии танков.
        1. 0
          27 ноября 2018 20:30
          на Алтае установили дополнительный каток по причине усиления лобовой брони...
          1. +1
            27 ноября 2018 23:26
            Всего то седьмой каток из за лобовой брони,значит Вы не внимательно читали статью,запас грузоподъёмности танкового шасси делается на перспективу роста массы,в самой статье пишется про модели Т2 и Т3,на которых будет ставится допброня(активная и тд),из всех танковых шасси в Западном мире только немецкое шасси на базе Леопард-2 и израильское шасси на базе Меркава-4 самые грузоподъёмные,остальные не дотягивают,может ещё Абрамс с комплектом TUSK весит 72 тонны,а другие не могут.
      4. 0
        27 ноября 2018 11:50
        По поводу на какой базе делается танк.https://topwar.ru/134783-reynmetall-skrytaya-storona-sdelki-po-sozdaniyu-sovmestnogo-germano-tureckogo-tanka-altay.html,очень интересно,советую почитать.
        1. -1
          27 ноября 2018 20:34
          информация в статье по ссылке которую Вы привели не раскрывает на какой базе создавался Алтай... Статья немного о другом.
          1. +2
            28 ноября 2018 05:38
            Интересно, минусовавший способен обосновать собственное действие?
            1. 0
              28 ноября 2018 05:59
              Тот же вопрос,минусуют меня на лево и направо?
    3. 0
      27 ноября 2018 20:27
      Вам бы перед написанием комментария статью внимательно прочитать. В статье четко написано, что 3,5 миллиарда долларов это не только стоимость танков, поэтому простой арифметикой цену танка не определить. По некоторым информациям (что кстати в статье упомянуто), стоимость 250 танков будет 2 милиарда $, а остальные 1,5 это расходы на ниокр...
    4. +1
      27 ноября 2018 20:35
      Вам бы перед написанием комментария статью внимательно прочитать. В статье четко написано, что 3,5 миллиарда долларов это не только стоимость танков, поэтому простой арифметикой цену танка не определить. По некоторым информациям (что кстати в статье упомянуто), стоимость 250 танков будет 2 милиарда $, а остальные 1,5 это расходы на ниокр...
      1. +1
        28 ноября 2018 00:40
        Хорошо пусть будет 2 миллиарда $,а это 8000000$ за танк,у которого нет ничего что изобрели в Турции,просто повыдёргивали из разных танков (Леопард-2,К2 Чёрная пантера, и тд) и как пазл собрали и еще есть большие проблемы с двигателем.Причем если кому-то хочется почитать более подробно про этот танк,а также про другие на базе которых Алтай создавался,есть минимум десять статей по этому танку на этом сайте.
        1. +1
          29 ноября 2018 01:58
          Цитата: merkava-2bet
          а это 8000000$ за танк,у которого нет ничего что изобрели в Турции,просто повыдёргивали из разных танков

          ну может быть поэтому дорогой,потому что куча всего импортного,а не своего??
  3. +5
    27 ноября 2018 11:03
    В 2015-м впервые показали опытный образец.
    Экипаж, чел.: 4
    Разработчик: Турция Otokar (главный разработчик)
    Республика Корея Hyundai Rotem (техническое сопровождение)
    Производитель: Турция Savunma Sanayii Mustesarligi
    Годы разработки: 2007 — 2017
    Годы производства: с 2020 (план)
    Количество выпущенных, шт.: 4 прототипа
    Вес танка Алтай
    - 60 тонн
    Размеры танка Алтай
    - Длина корпуса, мм: 7735
    - Длина с пушкой вперёд, мм: 10 307
    - Ширина корпуса, мм: 3972
    - Высота, мм: 2640
    Броня танка Алтай
    - Тип брони: комбинированная противоснарядная
    Вооружение
    - Калибр и марка пушки: 120-мм MKEK120
    - Тип пушки: гладкоствольная
    - Длина ствола, калибров: 55
    - Боекомплект пушки: 57
    - Пулемёты: 1 × 7,62-мм; 1 × 12,7-мм
    Двигатель танка Алтай
    - Тип двигателя: дизельный
    - Мощность двигателя, л. с.: 1500
    Скорость танка Алтай
    - Скорость по шоссе, км/ч: 70
    - Запас хода по шоссе, км: 500
    - Преодолеваемая стенка, м: 1,0
    - Преодолеваемый ров, м: 2,8
    - Преодолеваемый брод, м: 1,2 (4,1 с ОПВТ) hi
    1. +2
      27 ноября 2018 21:50
      Танк,красавчик.
      1. +1
        28 ноября 2018 01:43
        Не могу не согласится, выглядит очень красиво.
  4. -2
    27 ноября 2018 18:56
    уже и турки современный танк в серию запускают, а у нас по прежнему Т-72 "очень востребованный". С одной стороны у нас 72 так много от СССР осталось что просто списать их не разумно, но с другой стороны танк реально устарел и 72Б3 тоже выглядит очень кисло и современным реалиям совершенно не удовлетворяет, с арматой похоже пошумели и успокоились
  5. +1
    27 ноября 2018 21:38
    Если честно так и не понял что из себя представляет Алтай. И зачем его вообще строят. На дворе 2018 года, ну разработка началась раньше, но сейчас есть смысл вкладывать огромные деньги есть только в перспективный танк. Зачем заниматься танком, который в этом плане ничего из себя не представляет?
    А я нигде не увидел, да и это не возможно особо, пока информации очень мало, чем он лучше танков на которых основан? Каких то интересных современных технологий тоже не видно. Про вооружение вообще не говорю.
    У меня большое подозрение, что проект Алтая это чисто экономически-политическое решение. С одной стороны делают заказ и дают работу компаниям, с другой стороны платят кучу денег западным партнерам, что бы те не бросали Турцию не смотря на наглые ее заявления и некий видимый конфронт с США.
    1. +6
      27 ноября 2018 23:17
      Все очень просто.Турции в итоге нужна своя оружия,чтоб ему потом кто то не запрещал или не мешал ограничением поставок техники и боеприпасов.Пример:раньше Турция закупала заграницей 70 % припасов для орудий танков ,всей артиллерии и авиабомб .Сейчас сами производят 96% снарядов для орудий и 98 % всех авиабомб.Турция пережила много моментов,что производители танков и другой техники тупо запрещали использовать свою технику за пределами Турции,если не слушались,то сразу сокращали поставок запчастей и припасов.Было время,всего несколько лет назад,что турки настоятельно просили у Израиля (за деньги конечно)беспилотники и они продали пару штук,но с условиями.Эти условии порой доходили до абсурда,мешавшие использовать купленных аппаратов вовремя,когда именно нужна,тем самым делая их почти ненужными.Чем это закончилась? Тем,что турки быстрыми темпами начали производить свои разведывательные и боевые беспилотники.Для страны,которого хочет хоть как то с ним считались,обязательно надо производить ключевые вооружении и припасов.В этом вес сыр бор.
      1. +2
        27 ноября 2018 23:28
        Вы безусловно правы, но вот что странно турки делают танк, который по большей части использует детали и узлы как раз западных танков. Тот же движок вообще целиком. Причем это эпопея очень непонятная, где разработки подобных двигателей, которые позволяли планировать его быстрое создание? Их нет и непонятно сколько еще не будет, а танки уже готовы пойти в серию. У турков много своих разработок и для прочих узлов? Я не вижу танков их производства где те же СУО, пушки используются, где электроника? Я не специалист но что то мне подсказывает что это все на ровном месте не создается тем более для серьезных целей. Что это помимо разработки годы и годы доведения до ума. А все это время использовать западные? Но ведь это все равно привязка и серьезная.
        Мало того, танки же не одни будут участвовать в каких то операциях, так и остальная техника по большей части западная.
        1. +2
          27 ноября 2018 23:57
          так и остальная техника по большей части западная.

          ну если посмотреть например видео и фото турецких операций в той же сирии, то мы увидим в основном технику турецкого производства - на земле acv, cobra, kirpi, в воздухе atak, bayraktar.
          1. +2
            28 ноября 2018 00:15
            То есть на земле М113, VBL, Navigator ни одна из которых не имеет серьезных систем управления огнем и вооружены в основном мелкокалиберными автоматическими пушками.
            В небе F-16, F-5, F-4.
            Причем я не сомневаюсь что Турция способна что то производить. А вот разработка не знаю. Ну серьезно считать беспилотники только или собственные разработки на основании технологий и опыта уже произведенной техники?
            Возможно конечно я через чур недоверчив к их разработке. Но нисколько не хочу ее унизить. Мне кажется Алтай отличным танком на начало 2000 годов.
            1. +1
              28 ноября 2018 08:32
              вы уперлись в «собственные разработки». это неплохо, но не принципиально. как я вижу, для турции оружие это средство, а не цель. чисто утилитарный подход. все это железное барахло нужно не как вещь в себе, а для конкретных практических задач в рамках реализуемой внутренней и внешней политики, которая в турции определяется экономикой.
              в случае с оружием турки нацелены на полное «импортозамещение» в целях улучшения платежного баланса страны, увеличения занятости и как высказывался коллега выше для ухода от требований и ограничений, налагаемых зарубежными производителями вооружений (свобода рук). поэтому основная цель - полная локализация производства у себя, в т.ч. путем выкупа необходимых лицензий. задачи обогнать всех по ноу-хау и клепать что-то уникальное и непохожее на продукцию других стран не ставится.
              1. 0
                28 ноября 2018 14:32
                В таком случае вопросов нет. Но насколько я вижу по статьям и информации позиционируют танк все же не так просто.
                И в таком случае вопрос о перспективности танка и его развитии встает еще выше. Но это уже дело будущего.
                1. 0
                  28 ноября 2018 15:02
                  https://www.youtube.com/watch?v=hDHosNdwP10 Если не увидели ,на этом видео есть частичное ознакомление с турецким ВПК.
                  1. +1
                    28 ноября 2018 16:24
                    Красивое видео, мне очень понравилось.
                    Но апачи, стрелу, mk19, браунинг м2, m113 я уже видел.

                    https://army-news.ru/2015/08/tureckaya-promyshlennost-boevyx-mashin/
                    вот интересная статья хоть и 15 год.

                    И я нисколько не сомневаюсь в возможностях турецкого ВПК производить что то.
        2. +2
          28 ноября 2018 01:46
          Я вам привел некоторые цифры для наглядности,что где они были и куда пришли по производству военной техники и припасов.Двигателя на первой партии 250 танков будет немецкие,а потом подоспеют свои двигателя для следующий партии.По соглашению за двигатель взялись местные компании BMC Otomotiv Sanayi ve Ticaret AŞ.Основная начинка танка,от активной зашиты до управления всеми системами разрабатывает и производить местная компания Aselsan.Производством комбинированный брони занимается местная компания Roketsan.Танковые снаряды нового поколения впускает местная компания MKE(Makine ve Kimya Endüstrisi Kurumu)
          1. +2
            28 ноября 2018 02:10
            Надо сказать: молодцы. Собственный танк создать непросто. И с большим процентом собственных компонентов. И начать производство, а не просто создать прототипы, тоже непросто.
            1. +1
              28 ноября 2018 02:43
              эээ, погодите, производство же планируют НАЧАТЬ в конце 2020 года?
          2. +2
            28 ноября 2018 02:40
            Уважаемый Джейхун, я с вашими цифрами ознакомился и узнал для себя много интересного. Не сочтите мои слова за попытки обхаять танк, или его производителей или заказчика.
            Мало того, я считаю что Турции с ее амбициями, большой армией и участием в различных конфликтах просто необходимо иметь свой танк. Современный ОБТ конечно не авианосец, но тоже штука не простая. Мало того в нем куча дилемм. Улучшаем это, снижается то и так далее. Насколько правильный это путь, насколько выгодный, насколько возможный покажет время. Посмотрите какие этапы модернизации проходили все современные ОБТ танкопроизводящих держав. Что Россия, что Германия, что США, что Великобритания, что Франция, что Китай. Ведь все это разработки черти каких годов. Насколько успешно все это пройдет турция вместо десятилетий за несколько лет я не знаю. Учитывая что само создание танка не турецкое по сути.

            Но самодельные ОБТ имеют и другие страны, но что то о них не слышно особо ни на международном рынке, не на каких серьезных обсуждениях. Что из себя представляют в эксплуатации Арджуны, Зульфикары, Ариеты, К2, тип10. и кому они вообще нужны не так сильно известно.

            А теперь смотрим на Алтай - его достаточно низкую турецкую технологическую составляющую. Его запуск и производство возможное в то время как ОБТ других стран проходят последнии модернизации для продления срока службы и готовятся разрабатывать новые. По данным что я видел и читал я не вижу никаких особенностей у Алтая, которые можно найти у других танков последних модификаций. Он ни в чем не превосходит, а скорее отстает от них. И при этом стоит огромнейших денег, понятно что это первая партия вторая будет дешевле. Неизвестно какой в эксплуатации. И несмотря на ваши слова его делают из комплектующих других стран, то есть это не уход, от заимствования технологий, а наоборот полное заимствование. И я буду только рад, если эти технологии перейдут к Турции за деньги или еще как. Например лицензионное производство движка, пушки и прочего.
            То есть если бы это просто было позиционирование как замена устаревших танков - то что надо, только я еще больше бы офигел от цены. А вот современный перспективный танк да еще возможно конкурент западным - совсем не уверен.
            1. +5
              28 ноября 2018 08:36
              рейнматалловские пушки турки клепают сами, необходимые лицензии имеются у мкек.
          3. +2
            28 ноября 2018 03:34
            По поводу двигателя,признанные авторитеты в мире,это немцы,скорее всего купят лицензию,создать танковый дизель с нуля без мощной НИР и опыта в других областях невозможно,только купить лицензию и уже на базе этого улучшать,это факт.Пример,у танка К2 Чёрная Пантера уже много лет проблемы с силовой установкой,на этом сайте есть статья,можете почитать,мало того южнокорейцы подумывают о покупки немецких дизелей,у японцев тоже проблемы и с дизелем и ходовой подвеской,у французов также проблемы с дизелем Гипербар,поэтому танки проданные в Арабские Эмираты с дизелем семейства MTU 880,немецкие,и даже англичане и американцы уже много лет посматривают в сторону дизелей MTU,и особенно на новый дизель PowerPack.
            1. +1
              4 декабря 2018 17:44
              Цитата: merkava-2bet
              По поводу двигателя,признанные авторитеты в мире,это немцы

              насколько понятно из статьи, на первые 40 пойдут как раз немецкие MTU. следующая партия будет уже с турецкими, но вопрос о том насколько они турецкие, достаточно мутный. например мой знакомый турок из танкового сообщества в гугле уверяет что это полностью турецкая разработка, но он патриот.... возможно будет лицензия но с полной локализацией производства. нужно понимать что главная цель турков в этом проекте это полная локализация производства в Турции. чтоб ни одного винтика из за рубежа.
  6. +1
    28 ноября 2018 00:20
    Цитата: _Ugene_
    уже и турки современный танк в серию запускают

    Современный кому?
    Цитата: _Ugene_
    а у нас по прежнему Т-72 "очень востребованный"

    А чем вы считаете Т-72 не востребованным? Мало стран владеющих им, мало желающих модернизировать, мало перепродающих, мало желают в том числе и купить? До совсем бреда то не опускайтесь.
    Цитата: _Ugene_
    С одной стороны у нас 72 так много от СССР осталось что просто списать их не разумно, но с другой стороны танк реально устарел и 72Б3 тоже выглядит очень кисло и современным реалиям совершенно не удовлетворяет

    Например каким?
    Цитата: _Ugene_
    с арматой похоже пошумели и успокоились

    То есть планы на выпуск это туркам можно, а россии нельзя.... логично.
  7. +1
    28 ноября 2018 14:39
    Если честно не понимаю я чего то. Интереснейшая тема и важнейшая для ВО, но комментариев средненько, хотя почитать есть что и в статье и в них. Лично для себя много узнал от коллег, за что благодарен.
    А вот соседние вбросы про то кто где украл, что все пропало и хватит это терпеть моментально заполняются сотнями. Странные интересы у людей на сайте военной тематики.
  8. 0
    31 января 2019 22:26
    Короче надо писать, если им нужны это так остро они все это быстро поставят на рельсы, а для нападения и старые машины хорошо работают, надо хорошо считать деньги и ещё они в нато никто не обижает наоборот они других обижают, они вековые друзья немцев, немцы помогут с оружием во время чп