Незавершённое чудо великих реформ Александра II

118
Россия середины XIX века удивительно близка нам. Кризис империи, вызванный сырьевым характером экономики, вырождением «элиты» и воровством бюрократии, брожение в обществе. Тогда Россию попытались спасти великими реформами сверху.

Незавершённое чудо великих реформ Александра II




После поражения в Крымской (Восточной) войне 1853 – 1856 гг. Россия вошла в полосу опасного кризиса. Война показала опасное военно-техническое отставание России от передовых держав Европы. Ещё недавно казавшийся непобедимым «жандарм Европы», который после победы над империей Наполеона и появлением русских войск в Париже, был ведущей державой мира, оказался колоссом на глиняных ногах.

Запад бросил против России солдат с дальнобойными винтовками, паровые винтовые корабли и первые броненосцы. Русский же солдат и матрос был вынужден воевать с гладкоствольными ружьями, парусными кораблями и небольшим количеством колесных пароходов. Русский генералитет показал себя косным и неспособным вести современную войну. Новаторы, вроде адмиралов Нахимова и Корнилова, оказались в меньшинстве. Бюрократия не смогла организовать полноценное снабжение армии. Плохое снабжение нанесло армии потерь не меньше, чем враг. Воровство и коррупция достигли больших масштабов, парализуя империю. Транспортная инфраструктура не была готова к войне. Царская дипломатия провалила предвоенный период, слишком доверяя западным «партнерам». Россия оказалась одна перед лицом «мирового сообщества». Итог – поражение.

Стоит отметить, что кризис империи Романовых был во многом вызван сырьевым характером экономики страны. То есть нынешний кризис сырьевой экономики России («трубы») в чем-то повторяет кризис Российской империи. Только сейчас Россия в основном зависит от экспорта нефти и газа, а Российская империя – от продуктов сельского хозяйства.

В первой половине XIX столетия Россия вывозила древесину, лён, пеньку, сало, шерсть, щетину и т. д. На Англию приходилось до трети русского импорта и около половины экспорта. Также Россия была основным поставщиком зерна (в основном, пшеницы) в Европу. На неё приходилось более двух третей европейского импорта зерна. Россия была встроена в складывающуюся мировую экономику на зависимых ролях. То есть Россия тогда была сельскохозяйственным придатком бурно развивающейся Европы, где шла индустриализация. При этом аграрный сектор в России традиционно был отсталым в технико-технологическом плане, а производство зерна сильно зависело от природных факторов. Сельское хозяйство не могло принести больших капиталов, что вело к постепенной зависимости от международного (западного) капитала.

Со времен первых Романовых, и особенно Петра Первого, шла европеизация России. И в экономическом плане она была проведена. Петербург нуждался в товарах и деньгах Запада. Чем выше было положение социального слоя, тем более степень его связи с Европой. Россия вошла в европейскую систему как сырьевой придаток, поставщик дешевых ресурсов. Как потребитель дорогой европейской продукции (предметов роскоши и промышленных товаров). В результате вся страна оказалась в зависимости от такой полуколониальной системы. Государство удовлетворяло сырьевые потребности Европы и зависело от неё. В обмен «элита» получила возможность жить «красиво», «как на Западе». Многие дворяне-«европейцы» даже предпочитали жить не в Рязани или Пскове, а в Риме, Венеции, Париже, Берлине и Лондоне. Отсюда европеизм Петербурга, погруженность в общеевропейские дела, в ущерб цивилизационным, национальным задачам, необходимости внутреннего развития и движения на Юг и Восток. Как мы видим, современная РФ «наступила на те же грабли». А возрождение славных традиций романовской империи, «духовных скреп», на основе полуколониальной модели – это путь к новой катастрофе, смуте.

Таким образом, господствовало полуколониальная, сырьевая модель хозяйства. Как итог – хроническая отсталость, зависимое положение России в мировой экономике, увеличивающийся технологический (соответственно и военный) отрыв от ведущих держав Запада. Плюс последовательная деградация вестернизированной элиты, мечтающей жить «как на Западе», чему якобы мешал царизм, русской самодержавие. Катастрофа 1917 года становилась неизбежной.

Однако такая полуколониальная модель начала давать сбои. Внезапно появились сильные и энергичные конкуренты, которые приняли теснить Россию из её экономической ниши на мировом рынке. С середины XIX века сырье и продовольствие стали активно завозить в Европу из США, Латинской Америки, Южной Африки, Индии, Австралии и Канады. Теперь грузы везли не только парусники, но и пароходы. Везли пшеницу, мясо, лес, рис, металлы и т. д. И всё эти товары были дешевле русских, несмотря на большие транспортные издержки. Это стало угрозой для российской «элиты». Романовская Россия лишалась прибыльного и стабильного существования.

К тому же не дремали наши западные «партнеры». Хозяева Запада тысячу лет вели войну с русской цивилизацией, это была война на уничтожение – в этом суть «русского вопроса». Русское самодержавие мешало Западу. Так, русские цари не раз проявляли концептуальную самостоятельность, волю и решимость. Так, Россия в годы правления государя Николая I не желала плестись в хвосте политики тогдашнего «командного пункта» западного проекта – Англии. Николай проводил протекционистскую политику, защищал отечественную промышленность с помощью таможенных тарифов. Лондон же в течение XIX столетия не раз прибегал к военно-политическому давлению на разные страны для заключения договора о свободной торговле. После этого «мастерская мира» (Англия первой провела индустриализацию) давила слабые экономики других стран, захватывала их рынки, превращала их хозяйства в зависимые от метрополии. К примеру, Англия поддержала восстание в Греции, и другие национально-освободительные движения в Османской империи, что завершилось подписанием договора о свободной торговле в 1838 г., который предоставил Великобритании режим наибольшего благоприятствования и освободил ввоз английских товаров от таможенных сборов и пошлин. Это привело к краху турецкой слабой промышленности и к тому, что Турция оказалась в экономической и политической зависимости от Англии. Эту же цель имела опиумная война Великобритании с Китаем, завершившаяся подписанием с ним в 1842 г. такого же договора и т. д. Такой же характер носила русофобская кампания в Англии накануне Крымской войны. Под крики о «русском варварстве», против которого необходимо бороться, Лондон нанес удар по русскому промышленному протекционизму. Не удивительно, что уже в 1857 г., менее чем через год после окончания Крымской войны, в России был введён либеральный таможенный тариф, снизивший до минимума российские таможенные пошлины.

Понятно, что Англия имела соображения и военно-стратегического характера. Лондон был обеспокоен распространением русского влияния на Балканы и Кавказ – сферу влияния Турецкой империи, которая вступила в период деградации и развала. Русские и Турцию давили, и всё пристальнее смотрели на Среднюю Азию, решали вопрос с окончательным покорением Кавказа – а за ними уже Персия, Месопотамия, Индия, побережье теплых морей. Россия ещё не продала Русскую Америку и имела все шансы на гегемонию в северной части Тихого океана. Русские могли занять лидирующие позиции в Японии, Корее и Китае. А это уже – русский проект глобализации! Вызов западному проекту порабощения человечества!

Поэтому Россию решили поставить на место. Сначала британцы пытались урезонить Петербург словесно. Британский премьер Роберт Пиль в беседе с русским посланником Брунновым доказывал, что «Россия самой природой создана быть земледельческой, а не мануфактурной страной. Россия должна иметь фабрики, но не следует искусственным образом вызывать их к жизни посредством постоянного покровительства отечественной промышленности…». Как мы видим, политика Запада, и внутренних российских западников, за более чем полутора веков, не изменилась. России отводилась роль сырьевого придатка, полуколонии, рынка сбыта западных товаров.

Однако правительство Николая I не пожелало прислушаться к этим словам. Тогда Лондон спровоцировал очередную войну с Турцией, где турки снова выступили в качестве «пушечного мяса» Запада. Затем русско-турецкая война переросла в Восточную – репетицию мировой войны. Против России выступили соединенные силы французов, англичан, итальянцев и турок. России стала угрожать войной Австро-Венгрия, а Пруссия заняла позицию холодного нейтралитета. Россия осталась в полном одиночестве, против тогдашнего «мирового сообщества». В Лондоне строили планы отделения от России Финляндии, Прибалтики, Царства Польского, Украины, Крыма и Кавказа, передачи части наших земель Пруссии и Швеции. Собирались отрезать Россию от Балтийского и Ч1рного морей. И это задолго до Гитлера и 1991 года! Только героизм русских солдат и матросов, офицеров в Севастополе спас Россию от безоговорочной капитуляции и расчленения, потери земель, которые русские собирали столетиями.

Однако мы потерпели военное и политическое поражение. Умер (возможно, покончил с собой или был отравлен) государь Николай I. Империя оказалась в глубоком кризисе, её дух был подорван. Война показала, что Россия опасно отстала в области военных технологий; что нет железных дорог для быстрой переброски войск и припасов; что вместо работоспособного государственного аппарата – громоздкая, подгнившая, проеденная коррупцией бюрократия; вместо передовой индустрии – крепостное сельское хозяйство и полукрепостнические заводы Урала с старыми технологиями; вместо самодостаточного хозяйства – полуколониальная, зависимая экономика. Даже сельское хозяйство России, сильно зависимое от природных условий, уступало конкурентам, которые находились в заведомо лучших природно-климатических условиях. А для производства зерна – это решающий фактор. Великие державы Запада жестко «опустили» Россию, которую спасло от полного краха только героическое самопожертвование защитников Севастополя.

Казалось, что романовская Россия исчерпала себя. Впереди только угасание и распад империи. Однако Российская империя ещё раз встрепенулась, сделала рывок и удивила весь мир. С 1851 года по 1914 год население империи выросло с 69 млн. до 166 млн. человек. Россия тогда уступала по численности населения только Китаю и Индии. Русские вступали в XX век как пассионарный, полный сил и энергии народ. Впечатляли и годовые темпы роста промышленности. Они были выше, чем во всех развитых странах мира того времени. Что, в целом, неудивительно – слишком уж отсталой и неразвитой была Россия на старте этого экономического рывка. В 1888 – 1899 гг. среднегодовые темпы роста составляли 8%, а в 1900 – 1913 гг. – 6,3%. Особенно быстро шли в гору сельское хозяйство, металлургия, лесная отрасль, неплохо развивало машиностроение, электротехника, химическая отрасль. Самым же выдающимся достижением Российской империи стало железнодорожное строительство. Если в 1850 году в стране было чуть более 1,5 тыс. километров железных дорог, то к 1917 году протяженность железных магистралей достигла 60 тыс. километров. Россия по длине железнодорожной сети вышла на второе, после США, место в мире. Казна не жалела денег на железные дороги, финансируя их как напрямую, так и через гарантии инвесторам. Многие финансовые спекулянты весьма обогатились на русских железных дорогах.

Росло и благосостояние народа. За 1880 – 1913 гг. заработки рабочих выросли более чем вчетверо, в три с половиной раза выросли вклады в сберкассы и банки. Доходы городского населения приблизились к западным стандартам. Проблема была в том, что Россия вплоть до конца 1917 года оставалась крестьянской страной. Русская деревня в целом прозябала в нищете. Отмена же крепостного права только усилила социальное расслоение в деревне, привела к выделению прослойки зажиточного крестьянства (кулаков). В среднем русский крестьянин был в 1,5 – 2 беднее, чем его собрат во Франции или Германии. Это и не удивительно, ведь производство в аграрной области на Западе было намного выше нашей. Также русскому крестьянину до 1917 года приходилось платить выкупные платежи, которые забирали большую часть их доходов. Однако отмена крепостного права всё же улучшила дела в аграрной сфере. Впервые за триста лет выросла урожайность. В хорошие годы Россия обеспечивала до 40% мирового экспорта зерна.

Земские реформы 1860 – 1870-х годов принесли заметные успехи в развитии народного образования, здравоохранения. В начале XX века в стране ввели всеобщее и бесплатное начальное обучение. Число грамотных в городах европейской части России достигло половины населения. Число гимназистов и студентов стабильно росло. Причём высшее образование в России было значительно дешевле, чем на Западе, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии. Образование было весьма высокого качества. Наука и культура были высоком уровне, о чём говорит целая плеяда выдающихся русских ученых, писателей, деятелей искусства. Да и общество было намного здоровее, к примеру, нынешнего. Россия Романовых была больна, но там человек мог выбиться наверх благодаря своему уму, воле, образованию, энергичному труд на благо Отечества. Социальные лифты работали.

Показалось, что Российская империя благодаря реформам Александрам II и протекционизму Александра III всё-таки получила хороший шанс на выживание. Однако впечатляющий рывок России стал её предсмертной песней. Русское экономическое чудо той эпохи стало предпосылкой к страшной катастрофе 1917 года, многолетней смуте. Дело было в том, что тогдашнее «чудо» было незавершенным и неравномерным. Было пройдено лишь полпути до возможной победы, что только дестабилизировало ситуацию в империи. К примеру, так и не решили крестьянский, земельный вопрос. Крестьяне получили свободу, но их земельные участки значительно урезали в пользу помещиков, да ещё и заставили платить. Развитие капиталистических отношений привело к разложению, распаду крестьянской общины, что стало ещё одной причиной роста социальной напряженности. Таким образом, крестьяне не дождались справедливости, что стало причиной крестьянской войны 1917 – 1921 годов, когда крестьяне выступили против любой власти вообще и в принципе.

Серьёзное отставание от передовых стран Запада было в промышленности. В России либо полностью отсутствовали, либо были в зачаточном положении важнейшие и передовые отрасли: авиационная, автомобильная, двигателестроительная, химическая, тяжелое машиностроение, радиотехники, оптика, производство сложного электрооборудования. Неравномерно был развит военно-промышленный комплекс. Всё это будет создано в СССР во время индустриализации. Страшным уроком для Российской империи станет Первая мировая война. В частности, большая война покажет, что Россия не может массово производить самолеты, сложная ситуация с производством тяжелых орудий, боеприпасов и т. д. К примеру, Германия имела в 1914 году 1348 самолетов, в 1917 году их было уже 19 646, Франция в эти же годы с 541 самолета до 14 915. Россия же с 535 машин в 1914 году смогла увеличить авиапарк до 1897 в 1917 году. России придётся очень многое закупать у союзников, тратя уйму денег, золота.

По размерам валового национального продукта на душу населения Россия уступала США в девять с половиной раз, Англии – в четыре с половиной, Германии – в три с половиной. По энерговооруженности наша экономика уступала американской вдесятеро, германской – вчетверо. Также уступали и производительность труда.

На низком уровне было здравоохранение. В 1913 году холерой, дифтерией, чесоткой и сибирской язвой в России было поражено 12 млн. человек. На 10 тыс. населения у нас было всего 1,6 врача. То есть вчетверо меньше, чем в США, и в 2,7 раза меньше, чем в Германии. По детской смертности мы превосходили западные страны в 1,7 – 3,7 раза. Расходы на образование росли и число учащихся во всех учебных заведениях в 1913 году составляло 9,7 млн. человек (60,6 человек на 1000). А в США училось 18,3 млн. человек, 190,6 человека на 1000 человек населения. В России на 1000 жителей страны приходилось 1,7 школьного учителя, в США – 5,4 педагога. Образование же, как тогда, так и сейчас, было важнейшей двигательной силой экономики. В России было всего 8 университетов, в Германии – 22, во Франции – 14. При этом высшее образование в Российской империи было однобоким: из учебных заведений выходило больше священников, богословов, юристов и филологов, чем инженеров и агрономов. Бичом России по-прежнему была массовая безграмотность населения. На тысячу человек приходилось 227-228 тех, кто умел читать и писать. Это без учёта Закавказья и Средней Азии. В это время Франция и Германия имели более 90% грамотного населения. Англия имела 81% грамотность. Неграмотней нас в Европе была только Португалия – 214 человек из 1000.

Тяжелая ситуация была в сельском хозяйстве. Ныне господствует миф о сытой и довольной России, которая кормила хлебом полмира. Действительно, зерна Россия вывозила много. Но за счёт крестьян, за счёт жесткой эксплуатации деревни, которая время от времени голодала. Если горожане питались довольно хорошо, то деревня сидела на скудном пайке. Хлеб вывозили потому, что крестьян в России было больше всех земледельцев США, Канады и Аргентины вместе взятых. Кроме того, основной продукт давала не деревня, где началось аграрное перенаселение и безземелье, а крупные поместья. Производительность труда оставалась крайне низкой. Дело не только в более суровой, нежели в Европе, США и южных странах, природе (долгая зима, частые засухи или продолжительные ливни), но и примитивных агротехнологиях. Более половины хозяйств не имели плугов, обходились как в старину сохами. Минеральных удобрений не было. На всю Россию было 152 трактора, для сравнения, в США и странах Западной Европы их были десятки тысяч. Поэтому американцы производили 969 кг зерна на душу населения, в Россия – 471 кг. Сборы собственного хлеба во Франции и Германии составляли по 430 -440 кг на душу населения. Однако они ещё закупали хлеб, считая свои урожаи недостаточными. То есть, русские, отправляя хлеб за рубеж, недоедали, а также меньше выделяли зерно на корм скоту – источнику молока и мяса. Крестьяне были вынуждены, чтобы платить выкупные платежи, продавать зерно, мясо и другие продукты. В ущерб собственному потреблению. Освободившись от крепостной зависимости, попали в новую зависимость, два с лишним поколения выплачивая денежный оброк. Чтобы набрать денег на платежи, русскому крестьянину приходилось экономить на всём – пище, покупках промышленных товаров, ещё и искать дополнительные заработки. Предложение было выше спроса. Отсюда низкие цены на продукты сельского хозяйства в России, видимость изобилия – оно было доступно только для привилегированных слоев населения, части горожан. Эти картинки «хруста французской булки» ныне демонстрируют, показывая «всеобщий рай» в царской России.

Таким образом, хлеб вывозили за счёт резкого сокращения потребления основной части населения – крестьян. В результате верхушка общества имела возможность сверхпотребления, а низы общества недоедали. В городах было много дешевой еды, а в деревне голод был обычным явлением. По данным А. Паршева («Почему Россия не Америка»), в 1901 – 1902 гг. голодали 49 губерний; в 1905 – 1908 гг. – голод охватывал от 19 до 29 губерний; в 1911 – 1912 гг. – 60 губерний. Поэтому в «сытой и обильной» Российской империи крестьяне часто бунтовали, яростно дрались против власти в 1905 – 1907 гг., а в 1917 году, ещё до Октябрьской революции, началась настоящая крестьянская война. Крестьяне жгли помещичьи имения, делили земли.

Таким образом, Российская империя сломалась на полпути и не завершила своего экономического рывка. При царях мы так и не смогли стать сверхдержавой, воплощающей на планете русский проект глобализации. Это смогли сделать только в Советском Союзе.
118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 ноября 2018 05:40
    Слышен хруст французкой булки...
    Россия запаздала с реформами на 100 лет.и реформы не решили ни одной проблемы только создала новые...
    1. +3
      29 ноября 2018 06:01
      Согласен с Александром в этой статье практически во всем...очень верные проведены паралелли тех лет с нашим временем.
      Слышен хруст не только французской булки...но и натовского сапога...хорошо хоть переворужение нашей армии вовремя началось иначе война бы уже началась во всей ее красе... а так конфликт с Европой один к одному перекликается с 1853 годом.
      1. +2
        29 ноября 2018 08:37
        По воспоминаниям Деникина - именно после Крымской войны начался упадок в Русской Армии,получилось любопытно,а именно - Крымская война показала наше военное-техническое отставание,а выводов не было сделано,всё вылилось в пустую говорильню или по мысли автора статьи, в великие реформы.И,как итог - поражение от японцев и только потом спохватились,но времени не хватило к 1914году
    2. -5
      29 ноября 2018 09:16
      Цитата: апро

      Слышен хруст французкой булки...

      Да ну бросьте, здесь слышен шелест подтасовки и откровенной лжи.
      Автор пишет о голоде в РИ, тогда как последний реально задокументированный голод имел место в 1891 году, да и то он совпал с эпидемиями холеры. В дальнейшие годы фиксировался локальный недород, то есть снижение урожайности в отдельных губерниях, что компенсировалось поставками из других губерний.
      «Голод» (под которым нужно понимать недород или по-современному неурожай зерновых) вызывался в первую очередь неблагоприятными природными условиями (прежде всего, засуха) из-за смещения центра сельхозпроизводства на юг России. Во вторую очередь тяжёлое положение складывалось из-за архаичных методов земледелия и общинной системы, консервировавшей эти методы;

      2. Государственные структуры принимали меры по предотвращению смертности от голода: это создание и поддержание системы Общеимперского продовольственного капитала, льготы и субсидии пострадавшим от голода, медицинская помощь, другие меры различной степени чрезвычайности;

      3. К содействию в помощи пострадавшим привлекалась общественность, что вызвало в Российской Империи 1890-1910-х широкое развитие благотворительного движения;

      4. Активные и своевременные усилия государства и общества позволяли предохранять население от голодной смертности. Единственный всплеск смертности, имевший место в 1891-92, произошёл в значительной степени под влиянием эпидемий и остаётся самым высоким в рассматриваемый период. Смертности от голода в прочие годы (1897-98, 1901-02, 1905-07, 1911-12) не зафиксировано ни российскими дореволюционными, ни советскими, ни российскими постсоветскими историками и демографами.

      5. Можно ещё добавить, что «голод» не только наносил удар по крестьянскому хозяйству и экономике страны, но и стимулировал их: резко увеличилось производство картофеля, технических и других, не зерновых культур, развивалось животноводство (к примеру, появились новые, степные породы лошадей), ускорился переход к интенсивным формам ведения хозяйства, наконец, за «Царь-голодом» 1891-92 последовал настоящий бум железнодорожного строительства. То есть влияние, как водится, оказал разное :о)

      https://afanarizm.livejournal.com/174744.html
      1. +8
        29 ноября 2018 11:10
        Цитата: ПоручикТетеринъ
        Да ну бросьте,

        Вы не торопитесь с выводами?:
        Всего за вторую половину XIX века было свыше двадцати «голодных годов», причем, (по данным доклада царю за 1892 год): «Только от недорода потери составили до двух миллионов православных душ» (то есть, считали только тех, кого отпевали в православных церквах, а свидетельства о количестве умерших «инородцев» и старообрядцев нет вообще).

        Но не только засуха мешала созреванию хлебов. В качестве причин также выступают потрясения режима. Голод 1905 г., поразил 22 губернии, в том числе четыре нечерноземных, — Псковскую, Новгородскую, Витебскую, Костромскую. Голод наблюдался в ряде местностей в 1906, 1907 и в 1908 гг. Голод этот сопровождался резким ростом заболеваемости. Количество заболеваний только цингой с 1905 по 1907 год возросло на 528 %.

        Одним из самых страшных и масштабных голодных периодов были 1891–1892 гг. Тогда голодом были постигнуты 16 губерний Европейской России (и губерния Тобольская в Сибири) с населением в 35 миллионов человек; особенно пострадали Воронежская, Нижегородская, Казанская, Самарская, Тамбовская губернии. В Поволжье от катастрофического голода пострадали восточные области черноземной зоны — 20 губерний с 40-миллионным крестьянским населением. В менее обширном районе, но с не меньшей интенсивностью бедствия голод повторились и в 1892–1893 годах. Для борьбы с недоеданием в 1891 году широко использовались суррогаты. В некоторых местностях перед тем, как подоспела правительственная помощь, лебеда считалась роскошью
        Не менее удручающая, если не сказать страшная картина на начало XX века - https://vasilii-ch.livejournal.com/100007.html
      2. +6
        29 ноября 2018 11:49

        Найдите, почитайте. Тут очерки о 1892 и 1911-12. А есть и о 1898, 1901-02, 1906. Приведу лишь маость для ознакомления, лучше читать книгу.
        —- Умерли три женщины...
        — Неужели отъ голода?
        Позвали меня для исповѣди,—разсказывалъ кармальскій священникъ о. Никита, — вижу—дожать не могутъ двинуть рукой. „Что съ вами?"— говорю. „Петь нечего, батюшка". Причастилъ я ихъ., исповЬ- далъ, а потомъ... и схоронилъ.
        — Звали доктора?
        — Нѣтъ, не обращались.
        — Отъ какой же, но-вашому, болезни оні умерли?— Не знаю... жаловались они только на одну сла­бость, а она явилась, знать, отъ голода.
        Я спросилъ о семьяхъ ихъ.
        — Много такихъ у насъ семей, — сказалъ священникъ. — День ѣдятъ, день нѣтъ. Какъ живугь,— Богъ ихъ знаетъ.
        Так, какъ это не жизнь, а одна нудная, ноющая застаірелая язва, то грань, отдѣляющая смерть отъ такой жизни, совсѣмь бываетъ стерта. Ея нѣтъ. При жизни уже начинается смерть, и всѣ человѣческія по­нятiя и самая человѣчность принiмаютъ очертаніе ка­кой-то уродливой простоты.
        Умираютъ, какъ живутъ. Не слышно, не видно.
        Я видѣлъ людей, которыхъ голодъ приводилъ къ вѳревкѣ. Но это— исключительныя натуры, и самые слу­чаи такіе—исключительные.
        Русская крестьянская смерть—тихая. Нашъ му­жикъ даже и умирая оть голода, словно стремится не тревожить любезное начальство, такъ какъ знаетъ, что у этого начальства и безъ того много заботь о немъ...

        Онъ снова принесъ имъ хлѣба. Но дѣти опять рас­таскали. Наконецъ, онъ даль женшинамъ кусокъ и остался сидѣть около нихъ. Ребята подскочили и стали вырывать у нихъ хлѣбъ. Произошла свалка. Слабый старухи защищались, не давали, прятали кусокъ подь одѣяло, спѣпшли ѣсть. А голодные ребята рвали...
        Въ концѣ-концовъ старухи умерли:
        — Отъ „слабости"...
        Такова общая типическая смерть, Я всюду слышаль разсказы о ней. Они варьировались. Тамъ умерли такъ старухи, тугь—старики, а въ иномъ мѣстѣ — Дѣти.
        Объ одномъ мужикѣ я слышал такой разсказъ:
        — Есть было нечего... Истощалъ. Легь... Умеръ.
        Батюшка разсказывалъ о умершихъ в присутствіи одного земскаго начальника. Когда онъ кончилъ, невольно явился вопросъ:
        — Отъ чего старухи умерли?
        Священникъ сказалъ:
        — Отъ голода.
        -— Чепуха,— возразилъ земскій начальникъ. — У Насъ нѣтъ смертей отъ голода.
        Онъ былъ правъ и не правъ въ одно и то же время. Въ Росіи и голодають просто, и умираютъ огь го­лода такъ же просто. „Не эффектно". У насъ понемногу истощаются, надрываются. Истощеніе это иногда незамѣтно ни для постороннихъ, ни для семейныхъ, ни даже для самого истощающагося чіеловѣка. Наступаетъ вотъ такой голодный годъ, какъ ныиѣ. Разнообразіе пищи прекращается. Нѣтъ ни ово­щей, ни молока, ни мяса, ни даже чая.
        Ор-ганизм'ь отъ всего этого надламывается. ЧеловѣКъ хо­дить, говорить, но онъ уже не тотъ. Волѣе сильные выдерживають, слабые валятся на постель. Въ исто­щенный организмъ влетаетъ какой-нибудь микробъ, — въ деревнѣ ихъ тучи,—и челдвѣкъ умирает..
        — Отъ чего умеръ?
        — Ослабѣлъ... и умеръ.
        Навываютъ болѣзни, но не говорятъ о голодѣ. А, между темъ, очевидно, что первоисточиикъ смерти— недоѣданіе, другими словами— голодъ
        .

        Обращаюсь къ мѣстнымъ газетами. Въ одной—ви­димо офиціозной и, какъ водится, по-союзнически, безграмотнои,—не было слово „голодъ", а факты ’ продовольственной кампаніи отмѣчались мимоходомъ и тонули въ кучѣ разныхъ начальственных распоряжениях и Циркуляровъ. Въ другой,-очень малокровной но прогрессивной,-.о голодѣ также ни звука а хроника жизни писалась такъ, какъ-будто надь редакторомъ стояло недреманное око" и при каждой попыткѣ сказать правду неукоснительно твердило:
        — Помни: у насъ голода нѣтъ!
        — Что же есть?
        — Недородъ. И притомь небольшой. Слышишь: небольшои недородъ. Такъ себѣ,—шалость природы. Если же будетъ голодъ, то будутъ и штрафы!..
        Говорятъ, что это—новое средство противъ голода. Не обращать на него вниманія и даже о немъ не говорить
        Какъ бы тамъ не было, въ Симбирскѣ „все обсто­ять благополучно". Всѣ на мѣстахъ. Команда дана. По командѣ даже перестроены мозги. Въ „уѣзды ездять инспектора, чиновники палатъ и другихъ учрежденій. И всѣ по пріѣздѣ наперерывъ спешатъ доказать свою благонамеренность и „работоспособность" :
        — Голода нѣтъ.
        — Очень хорошо. Я такъ и зналъ.
        — Рады стараться.­
        - - Голодъ выдумали евреи...
        — Такъ точно... евреи... самъ видѣлъ.
        —- И масоны
        — .Такъ точно... и .масоны
        Но все-таки боязно: а вдругь действительность найдетъ окольные пути? Бываетъ. Тогда было рѣшено, чтобы замазать все щели, не давать репортеру про­грессивной газеты свѣденій объ эпидеміяхъ. Врачебное управленіе для него стало неприступной крепостью. Съ неохотой и,—-должно-быть, не полно, даютъ ему сведѣнія и во врачебномъ столе губернскаго земства. Одно время, послѣ телеграммы о голоде, появившейся въ „Новомъ Времени", въ земстве серьезно подумы­вали:
        — Да стоить ли вообще давать сведѣнія?

        1. 0
          29 ноября 2018 13:08
          Описался по тексту - очерки не 1892, а 1898 года
      3. 0
        4 января 2019 17:11
        https://topwar.ru/23913-kak-zhilos-krestyanam-v-carskoy-rossii-analitika-i-fakty.html
    3. +1
      29 ноября 2018 11:17
      К великому сожалению и соввласть не принесла крестьянству освобождения . Вплоть до 60ых годов 20го столетия у жителей сельской местности не было даже паспортов (во всяком случае у большенства) . Работали за палочку (трудодень) .
      1. +9
        29 ноября 2018 12:50
        Цитата: Кузнец 55
        Вплоть до 60ых годов 20го столетия у жителей сельской местности не было даже паспортов (во всяком случае у большенства) .


        Это верно, закрепостили бедного крестьянина в колхозах из села ни ногой.
        А 50% городского населения в 1960 от сырости появилось.

        Цитата: Кузнец 55
        Работали за палочку (трудодень) .

        Трудодень мера оценки.
        Заработал колхоз тысячу- каждый колхозник на трудодень по рублю.
        Заработал миллион - каждый по тысяче на трудодень.
        Ну как то так.
        1. -3
          29 ноября 2018 16:58
          У вас представления о сельской жизни ...... .
          Для пояснения : колхозникам денег не платили совсем !
          На трудодень выдаваться натурпродукт , к примеру : на трудодень выдавались 100 г. Пшена , 200 г Пшеницы и т.д.
          Естественно цифры отличались год от года в зависимости от урожайности .
          А к деньгам колхозник мог прийти только продавая свою продукцию с приусадебного хозяйства , как то , картофель с огорода или куриные яйца .
          Поинтересуйтесь у стариков -колхозников , они многое могут рассказать , но их становится все меньше .
          1. +4
            29 ноября 2018 17:38
            Цитата: Кузнец 55
            Поинтересуйтесь у стариков -колхозников , они многое могут рассказать

            Мне 64 года.

            Цитата: Кузнец 55
            У вас представления о сельской жизни ......


            Не очень тонкости знаю, но в 1980 был на уборке урожая.
            Так ребята. за пивом (правда уже после уборки (во время спиртное не продавали) 50 м от магазина на тракторе ездили, лень задницу было протрясти.
            Технику гробили похлеще, чем наши бойцы после ДОСААФа (страна выпускала 500 тыс. только тракторов и им всегда не хватало).
            Женщины (ну куда молодому офицеру без них. в основном бухгалтера . учетчицы из управления) когда мы их в районный центр, в кабак отвезли, ну и потом решили рассчитаться, сказали- чтоб попрятали свои жалкие гроши (у меня оклад в то время был 370 р) и купили ящик шампанского(в нем ноги мыли-реально.

            И вот стоят гусары-гвардейцы в недоумении кто кого снял.
            Эх молодость.
            1. +3
              29 ноября 2018 18:41
              Выходит мы (почти)одногодки . Жили однако в разных мирах . Что бы на селе в 1980 году 370 р. платили ? Такие деньги можно было заработать в уборочную страду .
              Кроме того трудодни отменили в шестидесятых .
              1. +3
                29 ноября 2018 18:57
                Цитата: Кузнец 55
                1980 году 370 р. платили ?


                Я офицером был на уборке урожая. Вам такое мероприятие знакомо? Это когда армия участвовала в битве за урожай. Или вы тоже из параллельной вселенной (в смысле забугорной), что о таком мероприятии (широко известном) не слышали?
                А может Штирлиц спалился?
                1. +1
                  29 ноября 2018 19:08
                  Битва за урожай мне знакома не по наслышке .
                  Сам каждый год участвовал в этой битве .
                  И были у нас солдаты , и водители из Москвы и Ленинграда , знаю как они "бились" .
                  Есть большая разница , работать самому в этой битве , или руководить ею .
                  Конец полемики .
                  1. +1
                    29 ноября 2018 19:21
                    Цитата: Кузнец 55
                    Конец полемики .


                    Понятно, Peter Schmid, явка с повинной.
              2. 0
                4 декабря 2018 14:44
                Отдельные передовики в конце 70-х-80 е гг. в совхозах (насчёт колхозов не в курсе) с учётом премий в отдельные месяцы и до 700-800 руб. получали. Но таковых было меньшинство.
            2. Комментарий был удален.
        2. -3
          29 ноября 2018 17:07
          Совет вам , посмотрите в Википедии Трудодень . С самого начала написано : Заработная плата колхозникам НЕ НАЧИСЛЯЛАСЬ . Этим все сказано .
          1. +3
            30 ноября 2018 11:28
            С середины 60-х гг. зарплата колхозникам начислялась, причём был гарантированный её уровень, и трудодни были отменены. В некоторых передовых хозяйствах зарплату платили и до официального введения гарантированной оплаты труда колхозников. С другой стороны, в единичных передовых колхозах трудодни официально использовались и после их отмены во всесоюзном масштабе. Помню, репортаж по ТВ, в программе "Сельский час", в конце 80-х показывали про удивительный колхоз, где использовались трудодни. Правда, это были несколько иные трудодни по сравнению с используемыми в 30-60-х гг. И колхозники данного коллектива отнюдь не чувствовали себя обделёнными людьми.
          2. 0
            30 ноября 2018 15:36
            Цитата: Кузнец 55
            Совет вам , посмотрите в Википедии Трудодень

            В 1936 году выплата по трудодням стала зависеть от урожайности.Ряд решений СНК СССР и ЦК ВКП(б) в 1938-39 годах были направлены на регулирование распределения денежных доходов в колхозах. По сравнению с первой пятилеткой, денежный доход, начисляемый по трудодням, в среднем увеличился в 4,5 раза.
            Из википедии-написано начислялась.
            1. 0
              4 декабря 2018 14:38
              Там всё зависело от общих показателей конкретного колхоза. В передовом колхозе лентяй на трудодень больше получал натуроплаты по сравнению с передовиком производства, но из слабого колхоза.
              1. 0
                4 декабря 2018 15:23
                Колхоз не совхоз так и будет,как в Газпроме и свечном заводике.
        3. 0
          4 декабря 2018 14:46
          Это приводило к тому, что сверхтрудолюбивый колхозник в слабом колхозе всё равно получал меньше посредственного работника в передовом хозяйстве.
      2. 0
        29 ноября 2018 17:59
        Цитата: Кузнец 55
        не было даже паспортов (во всяком случае у большенства) . Работали за палочку (трудодень)

        fool
    4. Комментарий был удален.
  2. +2
    29 ноября 2018 06:03
    правильная статья. Романовы не принесли стране процветания, к сожалению за блестящим фасадом монархии скрывалась голимая нищета.
    1. -7
      29 ноября 2018 08:05
      Цитата: wooja
      правильная статья. Романовы не принесли стране процветания, к сожалению за блестящим фасадом монархии скрывалась голимая нищета.

      Романовы пок крупицам создавали страну на протяжении 300-т лет,а красные её слили за 70 лет.
      1. +3
        29 ноября 2018 08:12
        крупицы не лучший материал для строительства, за 300 лет он обратился в прах
        1. +2
          29 ноября 2018 09:56
          Цитата: wooja
          крупицы не лучший материал для строительства, за 300 лет он обратился в прах

          Да что вы. На карту России посмотрите и сравните, какой она была при первых Романовых и перед 1917 годом.
          1. +5
            29 ноября 2018 10:08
            последним Романовым был Петр1..., по крови..., а после него были неромановы, захватили много удержать не смогли..., крупицы рассыпались....
            1. +2
              29 ноября 2018 10:12
              Цитата: wooja
              последним Романовым был Петр1..., по крови

              или, его племянница императрица Анна Иоанновна
              1. +2
                29 ноября 2018 10:17
                да, племянница все-таки...., а потом германская оккупационная администрация
                1. -1
                  29 ноября 2018 10:33
                  Цитата: wooja
                  а потом германская оккупационная администрация

                  Вы,всё-таки преувеличиваете.
                  Много немцев было при государе НиколаеI, царь просто не доверял русским из-за восстания декабристов.Хорошо это было или плохо - трудно сказать,наши дворяне и аристократия к этому времени были полностью развращены, а немцы плохо понимали русского человека,Так что у царя выбор управленцев был небогатый.
                  1. +2
                    29 ноября 2018 10:37
                    короля играет свита..., страной правят чиновники, даже Сталин пал жертвой кулуарных интриг
                    1. -1
                      29 ноября 2018 10:45
                      Цитата: wooja
                      страной правят чиновники

                      НиколайI, АлександрIII, Сталин - казалось бы,все имели абсолютную власть,у всех была твердая воля, а все имели проблемы со своим окружением.
                      Александр III, имел большие проблемы с либеральными министрами,которые достались ему от отца, он с большим трудом от них избавился.Хотя,с его твердым характером мог бы их в пыль стереть.Видимо нечистая сила противодействует,на полном серьёзе говорю.
                      1. +2
                        29 ноября 2018 10:51
                        к сожалению царь не бог...., а всего лишь выражение компромисса между правящими группировками и о тех раскладах можно только догадываться..., покушения и убийства были обычным явлением..., политическая борьба однако
                  2. +6
                    29 ноября 2018 15:10
                    Цитата: bober1982
                    Много немцев было при государе НиколаеI, царь просто не доверял русским

                    Николай I:
                    "Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
                    — Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
                    — А вот все вместе они и есть русские".
                    1. +2
                      29 ноября 2018 16:12
                      Красиво маркиза на место поставил ( Государь Император)
                      1. 0
                        29 ноября 2018 16:52
                        считать ослов конями....
                  3. +1
                    30 ноября 2018 19:11
                    Вы,всё-таки преувеличиваете.

                    Император России Пётр 111 родился в северонемецком портовом городе Киле, в Голштинии, в семье герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и его жены Анны Петровны, дочери Петра 1. Полное имя Карл Пе́тер У́льрих.

                    Его жена Екатерина 11 чистая немка.

                    Их сын император Павел 1 был женат на немке Софии Марии Доротеи Августе Луизе Вюртембергской. которая стала матерью императоров Александра 1 и Николая 1.

                    Так, что с Петра 111, с 1762 года, сидели на российском престоле чистые немцы, только имена были славянские.
                    1. +1
                      1 декабря 2018 07:50
                      Цитата: Тархан
                      Так, что с Петра 111, с 1762 года, сидели на российском престоле чистые немцы, только имена были славянские.

                      А что меняет что они этнические немцы? Стратегическое объединение немцев и славян это контроль не только за континентом, но и за миром! - т.е. страшный кошмар англосаксов! Русские цари всегда хотели объединения - русские ресурсы и немецкая культура труда, технологии..Однако у них не получалось, невозможно силой власти поменять общественное сознание.
                      хотя ! по немецки силь -цель, швайне - свинья, и т.д..
                      по казахски - очак - огонь, адам человек, балык - рыба...
                      Русские это вообще то многонациональный народ
                      1. +1
                        1 декабря 2018 10:12
                        А что меняет что они этнические немцы?

                        Для становления Российской империи ничего не меняет. Я это привел для интереса.

                        Петр 1 вывел Россию в мир. А немка Екатерина 11 превратила Россию в мировую державу. Больше чем эти двое для России никто не сделал.

                        А на ваше шовинистическое к англо-саксам и отвечать не буду.

                        У каждого народа своя история, а вместе это История Мира. Если потеряется история хоть одного народа, то История Мира будет неполной.
                      2. 0
                        2 декабря 2018 08:26
                        Цитата: Тархан
                        Петр 1 вывел Россию в мир. А немка Екатерина 11 превратила Россию в мировую державу. Больше чем эти двое для России никто не сделал.

                        А грузина Сталина вы шовинистически забыли??? ай яй яй! А ведь без Сталина история России, да и мира, явна неполная. Всем нам сейчас напоминают по Великую отечественную, а про Верховного молчат....потому что только благодаря правильному человеку в вершине пирамиды история пошла именно таким путем.
                      3. -2
                        2 декабря 2018 10:33
                        А грузина Сталина вы шовинистически забыли???

                        Не о Сталине то речь была.

                        И история заносит в свои анналы не только светлое и доброе, но и темное и злое. Сталин останется в истории наравне с великими душегубами времен - Нероном, Гитлером, Франко, людоедом Бокассой.

                        И для России революция и Сталин сделали только плохое. В 1913 году по темпам роста ВНП Россия опережала все страны мира, в том числе и США. Революция и Сталин остановили этот рост. если бы не революция то Россия сейчас бы была на месте США. Ну, а последствия неправильной оценки политической обстановки в 1940 годах и на основе этого принятии ошибочных решений привели к самым тяжелым последствия для России с 1812 года. И не Сталин, а РУССКИЙ НАРОД, своим героизмом и жертвенностью исправил просчеты Сталина.
                      4. 0
                        3 декабря 2018 08:48
                        спасибо за ответ, однако
                        Цитата: Тархан
                        И для России революция и Сталин сделали только плохое. В 1913 году по темпам роста ВНП Россия опережала все страны мира,

                        революция - закономерный процесс.. неужели сытые, довольные крестьяне пойдут бунтовать? посмотрите на дореволюционных фото, крестьяне - босые!, в летнее время. Часто видно что фото постановочные, чистые платки у баб, картузы у мужиков а они - босые! на фото середины 30 годов такого не встречается.
                        по каким показателям Россия опережала другие страны? по импорту зерна? а вы знаете что в те же годы Россия закупала у Германии муку? потому что не было промышленных мощностей. И вся Российская политика попала в зависимость от иностранного Капитала? В 1914 году снаряды к пушкам, производимым на английском оборудовании, закупались в Англии!! патроны для винтовок Мосина во Франции!!
                        вы бы прежде чем хаять Сталина, вопрос бы изучили, https://www.proza.ru/2017/06/13/60
                      5. +1
                        3 декабря 2018 09:17
                        Цитата: Тархан
                        И не Сталин, а РУССКИЙ НАРОД, своим героизмом и жертвенностью исправил просчеты Сталина.

                        вы слишком преувеличиваете автономные качества народа, и приписываете многообразным группам людей прямо монолитные качества. Кто объединил людей? чья железная рука и гениальный ум вычленял слабое звено? кого то лозунгом и маршем, кого то страхом, но народ был сплочен именно благодаря Сталину. Сравнить аналогичную ситуацию с Первой мировой, когда "слабые звенья" раскачали ситуацию как на фронте так и в тылу! Где тогда был Русский народ? в спину офицеров стрелял? братался на передовой с врагами? Народ искал лидера.. и нашел - Ленинское - Земля Крестьянам, Заводы рабочим а власть Советам.
                        Без лидера невозможно объединение народа. Возьмите сегодняшнюю ситуацию, народ недоволен, но лидера нет и ..... где героизм и жертвенность за всеобщее счастье???
                      6. 0
                        4 декабря 2018 14:41
                        Русские (великороссы) это один из этносов, причём один из самых гомогенных. Многонационален народ России.
                    2. 0
                      4 декабря 2018 14:39
                      Но они себя немцами не считали (может, кроме Петра 3). Они считали себя русскими. Тем более они были православными людьми.
            2. +2
              29 ноября 2018 10:16
              Цитата: wooja
              последним Романовым был Петр1..., по крови..., а после него были неромановы, захватили много удержать не смогли..., крупицы рассыпались....

              Если бы рассыпались, то России сейчас бы не было. А на престоле сидела Елизавета Петровна Романова, а Анна Петровна Романова, стала матерью будущего императора Петра III. Скончалась вскоре после родов.
              1. +2
                29 ноября 2018 10:27
                вопросы генеалогии-- важны..., но эффективность правления налицо, ' красные" скатились к сливу в силу тех же причин что и монархия...., обидно за державу...
                1. +5
                  29 ноября 2018 10:40
                  Цитата: wooja
                  вопросы генеалогии-- важны..., но эффективность правления налицо, ' красные" скатились к сливу в силу тех же причин что и монархия...., обидно за державу...

                  Любой правитель обязан понимать, когда пришло время перемен. И в это время надо быть суровым и даже жестоким. Те кто это понимал, смогли сберечь и поднять страну, те кто не понимал теряли все.
                2. 0
                  1 декабря 2018 07:58
                  Цитата: wooja
                  ' красные" скатились к сливу в силу тех же причин что и монархия..

                  мысль интересная но неполная. "Красные" скатились по причине предательства Команды Горби. Имею сказать, что если проанализировать этапы Перестройки, то все мероприятия по изменению общественного сознания были разыграны как по нотам, без возможности сопротивления со стороны социально ориентированных сил. Несмотря на гласность, очень жестко подавлялось сопротивление. Например, при посещении Горбачева лидерами Прибалтийских республик с их предложениями по сохранению республик в составе СССР, на следующий день они были арестованы, хотя Горби их принял и обещал.
                  Или письмо Нины Андреевой...
                  Красные имели шпионов в верховной власти. Которые работали по рекомендациям соответствующих институтов.
            3. +1
              29 ноября 2018 13:47
              Последней из Романовых по крови была Елизавета Петровна
              1. +2
                29 ноября 2018 13:51
                Цитата: Андрей ВОВ
                Последней из Романовых по крови была Елизавета Петровна

                У которой мать была Марта Скавронская (Краузе)
                1. +1
                  29 ноября 2018 15:51
                  Цитата: bober1982
                  Марта Скавронская (Краузе)

                  Краузе она по законному (в отличие от Петра) мужу-шведу. А по крови - скорее всего, белоруска (в реале холопам фамилия не положена - Скавронскими были ее господа)
                  1. +2
                    29 ноября 2018 16:09
                    Цитата: Tutejszy
                    скорее всего, белоруска

                    или,чухонка
                    1. +3
                      29 ноября 2018 16:45
                      Фамилия чисто польская (сковрон = жаворонок; на-белорусском "жаваранак") - а откуда у поляков холпы-эстонцы? Эстония была под Данией, а затем под Швецией. Литовка - может быть, но с Петром она, вроде бы, общалась без переводчика.
                      1. +3
                        29 ноября 2018 17:38
                        Цитата: Tutejszy
                        но с Петром она, вроде бы, общалась без переводчика.

                        Фельдмаршал и Меньшиков научили,им спасибо,и русские солдаты в обозе (до них).
      2. 0
        29 ноября 2018 17:33
        Цитата: Спящий
        Романовы пок крупицам создавали страну на протяжении 300-т лет,а красные её слили за 70 лет.

        Вот только последний Романов был так себе правитель.А вообще это русский менталитет видимо такой-пока гром не грянет,мужик не перекрестится
      3. 0
        29 ноября 2018 18:36
        Ну да ,враги коммунистов ДВАЖДЫ из России и СССР создали ваши антисоветские страны и республики ,а виноваты ,конечно ,не вы ,а кто-то другой .
      4. 0
        30 ноября 2018 16:04
        Цитата: Спящий
        Романовы пок крупицам создавали страну на протяжении 300-т лет,а красные её слили за 70 лет.

        Выдохлись Романовы к февралю 1917 и были выкинуты с пути России как ненужный хлам .
      5. +1
        2 декабря 2018 08:38
        Цитата: Спящий
        Романовы пок крупицам создавали страну на протяжении 300-т лет,а красные её слили за 70 лет.

        Знаете, 300 лет Романовых на конной тяге, и скорости обмена информаций, когда письма шли по пол-года, это меньше чем 70 лет советской власти. Жизнь она сейчас еще ускорилась. То о чем вы пишите - есть вещи несравнимые. Кстати красные сливали СССР только последний десяток лет. При Сталине она только росла
      6. 0
        21 февраля 2019 13:19
        Твои Романовы большей частью тормозили развитие страны.Ведь важна не сама монархия.важны те кто стоит во главе монархии.Из всей череды Романовых России повезло только на Петра Великого.Екатерину Великую и Александра III.
  3. +1
    29 ноября 2018 06:04
    Таким образом, Российская империя сломалась на полпути и не завершила своего экономического рывка.

    А возможен ли он был при том общественном строе и при сложившемся к 1917 году положению в экономике, промышленности, сельском хозяйстве и прочих отраслях хозяйства?

    С одной стороны всего полторы сотни импортных тракторов на всю империю - и это в аграрной стране, а с другой почти полная сдача иностранцам ключевых, локомотивных отраслей - нефтянка, металлургия, паровозостроение, судостроение и т.д. Так бы и дали наши "друзья" подняться своей колонии, коей и была Российская Империя.
    1. -2
      29 ноября 2018 09:21
      Цитата: McAr
      А возможен ли он был при том общественном строе и при сложившемся к 1917 году положению в экономике, промышленности, сельском хозяйстве и прочих отраслях хозяйства?

      Возможен. За годы ПМВ рост русской экономики составлял 7% в год.
      Цитата: McAr
      С одной стороны всего полторы сотни импортных тракторов на всю империю - и это в аграрной стране,

      А в Англии в 1917 году тракторов не было вовсе. И что же, теперь признавать Англию отсталой? Вы хоть понимаете, что огромные размеры России создавали серьезные проблемы в логистической части? Трактор купить можно, но к нему нужно: топливо, запчасти, ГСМ и еще много чего. Это все денег стоит и требует немалого времени на доставку. А доставить можно только по железной дороге Царское правительство, конечно, занималось развитием сети железных дорог и занималось активно, но Россия то большая, процесс это не быстрый. Поэтому и не стремились в начале 10-х годов покупать трактора--зачем в хозяйстве вещь, которая больше убытка, чем пользы принесет?
      1. +3
        29 ноября 2018 11:05
        Ух как разбушевались белоподштанные дворовые!
        Цитата: ПоручикТетеринъ
        Возможен. За годы ПМВ рост русской экономики составлял 7% в год

        И появились тысячи танков и самолетов?
        Ну как к примеру в ВОВ.
        За три года не смогли освободить свою территорию ведя боевые действия со второстепенными формированиями немцев.
        А до этого Цусима, Порт-Артур.

        Цитата: ПоручикТетеринъ
        Поэтому и не стремились в начале 10-х годов покупать трактора--зачем в хозяйстве вещь, которая больше убытка, чем пользы принесет?


        Правильно, нахрена механизация для 2 га земли (средний надел), с сохой сподручнее.
        И тем более безграмотному крестьянину.
      2. -1
        29 ноября 2018 12:22
        Цитата: ПоручикТетеринъ
        Трактор купить можно

        Трактор это лишь пример, обобщение. Хотите тезис в развернутом виде? Пожалуйста.

        Каждый хрустобулочник совершенно справедливо говорит о высоких темпах экономического развития России накануне Первой мировой войны. Но вот про «цену» этих достижений он почти ничего не говорит. Он восхищается быстрым притоком иностранных инвестиций в российскую экономику. А между тем постепенно и незаметно западный капитал захватывал ключевые позиции в экономике России – добывающей и обрабатывающей промышленности, торговле и, что особенно важно, банковском секторе. В 1910 году в нефтяной промышленности России 80 % капитала находилось в собственности трех иностранных компаний – американской «Стандарт ойл», англо-голландской «Шелл» и шведской «Нобель». В 1912 году у иностранцев было 70 % добычи угля в Донбассе. Кроме того, иностранцам принадлежало 90 % добычи платины, в их собственности находились 90 % акций электрических и электротехнических компаний, все трамвайные предприятия и т. д.

        Примечательно, что банки распространили свои щупальца на всю российскую экономику, приобретая контрольные пакеты акций. В 1910 году 88 % всех акций российской металлургии находились в руках банков, причем 2/3 этих акций принадлежали парижскому банковскому консорциуму из трех французских банков. В судостроении банкам принадлежало 96 % капитала, в том числе 77 % – парижским. В паровозостроении 100 % акций находились в руках двух банковских групп – парижской и немецкой.

        Россия обеспечивала быстрое экономическое развитие также с помощью иностранных (в первую очередь, ротшильдовских) займов. И накануне Первой мировой войны Россия, добившись ценой невероятных усилий четвертого (по другим данным – пятого) места в мире по объему промышленного производства, заняла прочно первое место по величине внешнего долга.

        Вот какое сложившееся положение в экономике, промышленности, сельском хозяйстве и прочих отраслях хозяйства, я имел ввиду. Считаете, "экономический рывок" был возможен? Так чего ж мы его не наблюдаем сейчас? "Коммуняки" да "совки" уж поди не мешают новым голубокровнобелокосточным рвануть. Или опять "мы сами не местные"?

      3. 0
        9 декабря 2018 16:06
        Это в Англии то не было в 1917 г. тракторов?! Да там уже в XIX веке паровые ещё трактора начали производить.
      4. 0
        21 февраля 2019 13:25
        Кстати.как мог ваш дружок -хрустобулочник Ольгович пропустить такую тему.Учитывая ваши методу.её можно было раздуть до циклопического мыльного пузыря.
  4. +2
    29 ноября 2018 07:18
    В первой половине XIX столетия Россия вывозила древесину, лён, пеньку, сало, шерсть, щетину и т. д. На Англию приходилось до трети русского импорта и около половины экспорта. тогда это были стратегические материалы...и стоили не копейки.весь такелаж был из пеньки.лес тоже строевой шёл на корабли.а в остальном-согласен.
  5. -1
    29 ноября 2018 07:50
    Не статья, а какое то нагромождение не понятно чего,автор всё собрал - и,холера с чумой,и великий рывок в народонаселении,и даже как (возможно,со слов автора) Государь НиколайI покончил с собой (?),ну и многое другое.
    Крах любой Империи предопределен, Российская Империя не являлась исключением, когда начался этот момент распада - можно только гадать, но по всей видимости с началом царствования ПетраI, это и было своеобразным началом конца.
  6. BAI
    +6
    29 ноября 2018 09:44
    Да, как ни странно, автор в данном случае прав. Причина революции - разрыв между капиталистическими формами хозяйствования и общинно-крестьянским укладом жизни аграрной страны.
    Следует отметить, что развитие России шло только после военных поражений:
    Монголо-татарское иго - объединение Руси;
    Поражение под Нарвой - военные реформы сухопутной армии:
    Поражение под Азовом - возникновение флота;
    Поражение в Крымской войне - отмена крепостного права;
    Поражение в РЯВ - индустриализация, знаменитый 1913 год.
    А победы, как правило, приводили к почиванию на лаврах и застою. Самый яркий пример - 1812 год.
    1. -1
      29 ноября 2018 09:59
      Цитата: BAI
      А победы, как правило, приводили к почиванию на лаврах и застою. Самый яркий пример - 1812 год.

      На мой взгляд, дело совсем в другом.
      Все эти реформы,которые последовали после смерти НиколаяI - были поспешными, их все жаждали,в том числе и аристократия и члены Императорской Семьи.Если прибавить весь тот либеральный шабаш,который был устроен вокруг этих реформ,то шансов на удачное их завершение не было.Более того, в Империи начался разгул вседозволенности,который вылился в открытый террор против представителей самой власти.
      Сложность заключалась в том,что Европа была охвачена смутами и революциями, и если НиколайI своей твердой властью был способен поддерживать порядок в своей стране,то после его смерти АлександрII,по сути пустил страну под откос,со своими реформами.
      1. +2
        29 ноября 2018 11:44
        Цитата: bober1982
        Все эти реформы,которые последовали после смерти НиколаяI - были поспешными,

        Это верно, можно было и в ХХ веке крепостничество отменить.
        Куда спешили?
        Там глянь и революции бы не случилось.

        Такая житуха была бы у белоподштанных. "...Балы, красавицы, лакеи, юнкера
        И вальсы Шуберта и хруст французской булки.." такая лафа.


        А тут в 1917 такой облом!!! Многие до сих пор в переживаниях.
        1. -2
          29 ноября 2018 11:57
          Цитата: chenia
          и хруст французской булки

          Этими булками питались пролетарии (при царе),а у настоящих хрустобулочников ведь как было......... звучавшая во время обеда музыка в течение нескольких часов должна была ласкать слух сидящих за столом гостей.
          А,Вы всё про .........конфетки-бараночки
          1. +5
            29 ноября 2018 12:42
            Цитата: bober1982
            Этими булками питались пролетарии (при царе)


            Однозначно.
            И как только, в феврале 1917 не завезли булки, так сразу и царя скинули (волшебную силу имеет продукт. однако).

            Цитата: bober1982
            у настоящих хрустобулочников ведь как было......... звучавшая во время обеда музыка в течение нескольких часов должна была ласкать слух сидящих за столом гостей.


            А это уже октябрь 1917. Пролетарии соединились и требовали. что бы ......звучавшая во время обеда музыка в течение нескольких часов должна была ласкать слух..

            А так ни каких других причин для революции и не было.

            Другие причины, это большевистская пропаганда.
  7. +10
    29 ноября 2018 09:51
    Прочитал про "гладкоствольные винтовки" и вздрогнул request
    И вот все остальное в статье тоже так.
    Александр Освободитель, как по мне, крайне недооцененная фигура в нашей истории. Линкольн отменивший рабство в Америке, там почти святой. Александр освободивший крепостных у нас - мишень для нападок. А ведь была еще судебная реформа, военная, земская...
    Да многое сделано, мягко говоря, через одно место. Но ведь сделано! Конечно, можно рассуждать, вот де, освободили не до конца и без земли... Вообще, критики самодержавия сами страдают верой в царя, просто если для монархистов царь - всеблаг, то для их антиподов - всемогущ! Вот взял бы и освободил крепостных без всякого выкупа и было бы счастье...
    просто напомню, дедом Александра был Павел, а прадедом Петр III, и вот, похоже, они реально верили, что дворяне любой приказ исходящий от них выполнят сразу и с радостью! Ага, сейчас...
    Александр же прекрасно знал, с кем имеет дело, и отчего у первых лиц в государстве иной раз случаются гемороидальные колики. Но старался, работал, уговаривал и продавил таки реформы. Вот только с конституцией запоздал, причем совсем на чуть-чуть. И ведь убили его люди с самыми что ни на есть либеральными воззрениями. Ну и получили в ответ Миротворца и контрреформы.
    Поделом наверное
    1. +4
      29 ноября 2018 15:20
      Цитата: Старший матрос
      Александр Освободитель, как по мне, крайне недооцененная фигура в нашей истории.

      +100500
      Цитата: Старший матрос
      Александр освободивший крепостных у нас - мишень для нападок.

      Дык он же либерал wassat То, что государь, отстаивающий курс прогрессивных реформ для государства (которые и без того уже запоздали, и их надо было проводить еще в прошлой жизни), в те времена может быть ТОЛЬКО либералом, обычно игнорируется. Ить либерал - это ж сейчас ругательство, стопудово всегда так было...
    2. +5
      29 ноября 2018 15:58
      Цитата: Старший матрос
      Вот взял бы и освободил крепостных без всякого выкупа и было бы счастье...

      Дополню - даже после публикации "Манифеста" 1861 года со всяким выкупом Александр какое-то время еженощно спал в разных спальнях - опасался покушения своего верного дворянства!

      Цитата: Старший матрос
      дедом Александра был Павел, а прадедом Петр III, и вот, похоже, они реально верили, что дворяне любой приказ исходящий от них выполнят сразу и с радостью!

      А в промежутке между ними правила просвещённая Екатерина, подруга Вольтера и Дидро. Она тоже подумывала отменить крепостное право и как-то спросила Григория Орлова: "а что, если я дам волю крепостным?" Милый друг Гришенька нашёлся сразу: "боюсь, матушка, помещики повесят тебя прежде, чем освобождённые тобой мужички прибегут спасать!".
      1. +1
        29 ноября 2018 16:15
        Цитата: Tutejszy
        А в промежутке между ними правила просвещённая Екатерина, подруга Вольтера и Дидро. Она тоже подумывала отменить крепостное право и как-то спросила Григория Орлова: "а что, если я дам волю крепостным?" Милый друг Гришенька нашёлся сразу: "боюсь, матушка, помещики повесят тебя прежде, чем освобождённые тобой мужички прибегут спасать!".

        Вот, кстати, история красивая, но верится с трудом. При Екатерине II крепостное право как раз в последний раз набрало обороты перед тем, как пойти на убыль, даже с учетом церковной секуляризации (и перевода церковных крепостных в государственные). Не буду утверждать с уверенностью hi Но уж как-то на байку похоже больше, про "добрую царицу".
        1. +4
          30 ноября 2018 10:32
          Зато на Орловых похоже:))
          Помните, как у Алехана, когда он был в Италии спросили о государственном устройстве России, а то в ответ ляпнул: - абсолютна монархия, ограниченная цареубийством!
        2. 0
          30 ноября 2018 13:38
          Цитата: arturpraetor
          история красивая, но верится с трудом. При Екатерине II крепостное право как раз в последний раз набрало обороты перед тем, как пойти на убыль

          Именно потому, что Екатерина узурпировала власть, и сохранит ли она ее - зависело от дворянства! К примеру, введение крепостного права на Украине - подачка Кириллу Разумовскому, ссориться с которым после разрыва с Григорием Орловым Екатерине было крайне опасно! А насчет "доброты"... к тому времени всем мало-мальски умным людям было ясно, что крепостное право - тормоз как экономики, так и экспансии (в частности Аляску мы продали прежде всего потому, что не хватало народу для ее освоения)
          1. +1
            30 ноября 2018 15:34
            Ну, с Аляской все несколько сложнее - сушей через Сибирь много не переправить народу, а морские коммуникации у нас после Петра и вплоть до Николая I недооценивались. Крузенштерна отправили лишь из-за того, что царя грамотно заинтересовали. А без этого всего мы даже Дальний Восток осваивать можем с большими затруднениями, какая тут Аляска.
            1. +3
              30 ноября 2018 15:49
              Цитата: arturpraetor
              морские коммуникации у нас после Петра и вплоть до Николая I недооценивались.

              Коммуникации РАК могла бы наладить и своими силами. Проблема была в другом: для отправки завербованного рабочего на Аляску нужно было оформить ему паспорт - причем оформлялся он только на 7 лет и только в Питере! wassat Каждые 7 лет мотаться с Аляски в Питер продлевать паспорт, когда дорога в одну сторону занимала полгода - это супер! А законы поменять - так для этого надо было власть менять (РАК в 1825м и попыталась, но неудачно - их топ-менеджер Рылеев, через которого РАК и финансировал всю банду, попал на виселицу, а РАК - в опалу на всё время правления Николая).
              1. +1
                30 ноября 2018 16:12
                Коммуникации РАК могла бы наладить с запозданием, ИМХО, в силу запоздалого создания самой РАК. Еще не было РАК, а европейские страны периодически уже делили между собой местные пушные промыслы и дрались за них (Нуткинский кризис, к примеру). Причем, в свете той информации, что я видел, русское присутствие не только на Аляске, но и на ДВ представляется несколько.... Слабым. Очень. Бо доводилось читать о том, как почти до самой продажи Аляски американские, английские и прочие китобои и охотники за пушниной свободно действовали не только у берегов Аляски, но и в Охотском море, и даже высаживались на русские берега с целью заготовки топлива и грабежа местных поселений. И что? И ничего, информация об этом даже не особо и вспоминается, так как может пошатнуть святую веру некоторых в могущество русского присутствия на Тихом океане laughing Но это уже тема комплексная идет - необходимо не просто РАННЕЕ освоение Аляски и ДВ в XVIII веке, нужно и создание там какого-никакого военного присутствия флота дабы гонять китобоев и браконьеров, а это подразумевает какое-никакое освоение земель хотя бы очагово. И это все к тому же вопросу, что начинать надо раньше - так как корабли придется строить в Европе и перегонять кругосветкой на ДВ, создавать под них хоть какую-то инфраструктуру, а у нас даже просто первая кругосветка, и та в начале XIX века прошла. Пакетботами, на которых плавал Беринг, тут уже не отделаешься. И пользу с пушнины и китобойных промыслов мы в том регионе могли получить огромную, но предпочитали по тем или иным причинам возить по суше через Сибирь жалкие крохи.
  8. +3
    29 ноября 2018 10:29
    незавершенные чудеса -- чудесами не считаются....
  9. +3
    29 ноября 2018 12:33
    Давалкам парнёрам суверенитетов и раздавалкам партнерам " кемьских волостей" и крысиной возни около ещё не отданных островов, выступов и неровностей земли русской, прежде чем с апломбом, чванливо, через губу тянуть : "Хруст французской булки ....блин " Надо вот сюда посмотреть :
    1. +1
      29 ноября 2018 14:11
      Да, посмотрел. Впечатлён! Только карта позорно-неполная, или безграмотным составлена. Разрешите поинтересоваться, это не тот ли дядя, чей сынок Аляску толкнул за зелёные бумажки вместе с Алеутскими островами?
      А так - да, никаких кемских волостей! И флаг не опускать! И лапшу с ушей снимать тоже негоже)
      1. +1
        29 ноября 2018 15:25
        Я карты не рисую и не составляю. Возможно изображена карта времён правления Николая 1. Кто умеет, пусть нарисует правильную. Мне достаточно сравнить карту СССР и современной России. Сынок Аляску и Алеутские острова за зелёные бумажки продал, а давалки без(с)платно страну раздали
        Цитата: karelia-molot
        И лапшу с ушей снимать тоже негоже

        .Ну если лапша ценная, не снимайте....Мне что Бар, что Бир - одинаково.
        1. 0
          29 ноября 2018 21:21
          Цитата: Вояка Гамильтон
          Сынок Аляску и Алеутские острова за зелёные бумажки продал,

          Если мне не изменяет память, Россия с той сделки не получила ВООБЩЕ ничего, все деньги куда-то испарились. Как у ельцина-А черт его знает...
          1. 0
            29 ноября 2018 22:37
            Цитата: Альф
            Если мне не изменяет память, Россия с той сделки не получила ВООБЩЕ ничего, все деньги куда-то испарились. Как у ельцина-А черт его знает...

            Рассказано, да не доказано .
            1. 0
              30 ноября 2018 21:28
              Цитата: Вояка Гамильтон
              Цитата: Альф
              Если мне не изменяет память, Россия с той сделки не получила ВООБЩЕ ничего, все деньги куда-то испарились. Как у ельцина-А черт его знает...

              Рассказано, да не доказано .

              Как и не доказано, что Россия эти деньги получила.
              1. 0
                1 декабря 2018 10:12
                О чём и речь. Зачем пустословить ?
        2. 0
          30 ноября 2018 08:27
          Цитата: Вояка Гамильтон

          Я карты не рисую и не составляю.

          "...я их публикую))) А так - я не я, и лошадь не моя. Вы недоумки кругом, а я гениален - разгадывайте ребусы. Булки хрустели, всё просрали, давалки-раздавалки, стыдно за Россию".

          Тоже позиция, чо. Гнилая, конечно... Но позиция)
          1. -1
            30 ноября 2018 10:15
            Цитата: karelia-molot
            "...я их публикую

            Публикую слова Николая Первого :" Там где поднят русский флаг он уже опускаться не должен "
            Россией горжусь и всякую плесень с её народом не ассоциирую.
            Давай, досвиданья !
            1. -1
              1 декабря 2018 15:39
              Да ладно. Перечитай своё сообщение. Особенно про "сюда посмотреть..." А теперь мы публикуем не карты, а слова. Поливаю дерьмом всё вокруг, но "горжусь".
              Скользко что-то. С такими друзьями и врагов не надо.
              Пока-пока!
    2. 0
      30 ноября 2018 16:13
      Сине-желтая карта,где то уже такую карту и в таких же цветах видел.
      1. -1
        30 ноября 2018 17:36
        Цитата: naidas
        naidas (naidas) Сегодня, 16:13

        -1
        Сине-желтая карта,где то уже такую карту и в таких же цветах видел

        Вот ещё одна :
  10. +1
    29 ноября 2018 13:10
    Сырьевой придаток разве плохо ? В 16 веке это стратегическое сырье в виде пушнины и мехов .В 19 веке это стратегическое сырье в виде лена.пеньки.древесины. В 21 веке это стратегическое сырье в виде нефти.газа.урана. В 22 веке опять будет какое-нибудь сырье которое сейчас валяется где-нибудь в Сибири под ногами. Проблема в правящем классе который не хочет прибыль от продажи сырья делить с населением , а все норовит спустить на яхты и недвигу за границей , с кутежами в казино и куршавелях. Почему арабские шейхи став сырьевым придатком запада за 30-40 лет поднял жизненный уровень своего населения до человеческого уровня.
    1. +3
      29 ноября 2018 13:53
      Коренного населения..ключевое слово,в ОАЭ его всего чуть около 30%,которые на все сто процентов пользуюся благами,остальное наемные рабочие-до супер пуппер высокооплачиваемых европейцев и американцев,то практически нищих разнорабочих из Бангладеш и Пакистана
      1. +2
        29 ноября 2018 14:56
        Ну так что мешает поднять уровень коренных народов хотя бы до уровня тех же заливных арабов , а гасты сами позаботятся о себе . Мешает руководство которое чтобы прикрыть собственные косяки мобилизует население на конфронтацию с западом . Типо нас окружают враги которые хотят отобрать наше сырье вы уж затяните пояса и потерпите ещё 100500 лет ,мы здесь ещё не всё сырье толкнули на запад.
        1. +1
          29 ноября 2018 15:23
          А кто по Вашему нас окружает?друзья?
          1. +1
            29 ноября 2018 17:09
            Не обязательно быть друзьями или врагами, просто соседи.
            1. 0
              29 ноября 2018 21:28
              Цитата: семург
              Не обязательно быть друзьями или врагами, просто соседи.

              Сосед не может быть просто сосед. Он или друг или враг.
    2. +2
      29 ноября 2018 21:27
      Цитата: семург
      Сырьевой придаток разве плохо ?

      А что в этом хорошего ? Какая основная идея была ? Все купим за границей. А как петух клюнул, так и выяснилось, что наше сырье стоит дешево, а заграничное жизненно важное-очень дорого. Как в современной России-нефть-газ обрушили, оглянулись-ан своего-то нету. Бросились импортозамещаться-а и денег нет и никто не продает и своего орган чего осталось.
  11. +1
    29 ноября 2018 13:13
    и где же взять охрану для флагов?, бабы не нарожали , однако
  12. +1
    29 ноября 2018 13:40
    Ну и что нового такого и какие выводы или ассоциации привел автор?Ну ассоциации с сегодняшним днем ну так,скажем,притянуты за уши..а так,пересказ учебника истории.....причем не самого качественного..разачаровываете все больше и больше,уважаемый автор
  13. +5
    29 ноября 2018 15:17
    Чудо! Самсонов похвалил реформы Александра 2-го. То "Гипербореи-арии-Брахманы-древняя Русь",
    то здравые статьи. Браво!
  14. Комментарий был удален.
  15. +5
    29 ноября 2018 15:32
    Редкий случай, когда можно проигнорировать закидоны автора про Хозяев Запада, борющихся с бесхозным Востоком. Как ни крути, а основные инвестиции - в трубу. Тянут эти трубы во все строны во всевозрастающем колличестве, притом убеждают, что чем толще труба, тем весомее победа.
  16. -2
    29 ноября 2018 17:46
    "При царях мы так и не смогли стать сверхдержавой, воплощающей на планете русский проект глобализации. Это смогли сделать только в Советском Союзе."

    Да, так смогли, что от Советского Союза скоро даже воспоминаний не останется.
    Как говорил один из героев фильма режиссера С. Ростоцкого "Доживем до понедельника": "...После Петра I России на царей не везло." А после И.В. Сталина еще и на генсеков. Что будем говорить про президентов? Надо только понять одно: еще одну революцию Россия не переживет. И успокоится, наконец, чтобы день за днем, шаг за шагом идти по пути осознания того, что без России, без государства Российская Федерация, жизни нам не будет. Ну, чувство самосохранения должно же сработать?!
    1. +1
      29 ноября 2018 18:45
      Это ВАШУ ,враги Октябрьской революции , так боящиеся новой революции ,. -власть и Систему ,при которой Россия 27 лет только деградирует ,нищает и вымирает ,Россия и российский народ точно не переживут . И все нормальные люди понимают ,что дальше будет только хуже ,ХАЛЯВА у вас заканчивается ,а от вашей "работы " один только вред ,убытки стране и народу ,и огромные жертвы российского народа .
    2. +1
      29 ноября 2018 19:10
      Скажем так: Николай 1 был относительно хорош,, а Александр 3 - совершенство: за всю нашу многовековую историю Россия мало жила без войны,а при Александре 3 Россия практически не воевала,но к слову Александра 3 в Европе ПРЕСЛУШИВАЛИСЬ. Его недаром называют:" самым русским царем". Он умел ОСАЖИВАТЬ всех : когда английский посол, сейчас амерекосы так себя ведут, начал пугать императора,что прогневаемся на тебя,он сказал:"думаю сдюжим(войну с Англией)" и приказал привести в боеготовность Балтийский флот. Англия успокоилась
      1. 0
        29 ноября 2018 21:33
        Цитата: vladcub
        а при Александре 3 Россия практически не воевала,

        Отсутствие войны для государства благо, а для армии-проигрыш. Как это ни жестоко звучит, но армия должна воевать. Да кровь, да, потери в экономике. Но ! Война 2008-го продлилась всего пять дней, а как она показала недостатки той армии России. В результате армии России 2018 и 2008-абсолютно разные вещи. Результат-проигрыш в РЯВ.
  17. 0
    29 ноября 2018 18:52
    Александр 2 несколько спорная фигура: реформатор и самодержец. Он мне напоминает Александра 1"благословенного":поощрял либеральные увлечения:"комитет Сперанского", старался хорошо выглядеть в глазах Запада.
    Помните у Лескова:"Левша"как он Платову выговаривать:" ты меня кофузиш", когда Платов не восхищался английчанами
    Александр 2"освободитель": полная отмена крепостного права, ограничивать начала ещё Екатерина 2," милютинские реформы", либерализация. Некоторые реформы были НЕОБХОДИМЫ, но он забыл народную мудрость:" не буди лихо пока оно спит". Из всех русских самодержцев , после Петра,английчане лишь Александра 2 относительно хвалят, а это кое о чем говорит
  18. 0
    29 ноября 2018 19:13
    Цитата: семург
    Не обязательно быть друзьями или врагами, просто соседи.

    Правильно:"худой мир лучше доброй ссоры"
  19. -1
    29 ноября 2018 22:28
    Цитата: Альф
    Россия с той сделки не получила ВООБЩЕ ничего, все деньги куда-то испарились.

    Странные люди.....По Аляске и Алеутским островам стенают ! Тридцать лет назад разодрали страну, разогнали народ и продолжают тибрить и продавать всё, что плохо лежит . Ай-яй-яй, вопиют :"Аляску подали....СволЫчи ! " Крики то по тому, что спросить то неского, живых нет, можно орать....А эти.....ну, которые, ну это.э-э-э, ну, всё время. по телеку.......да ну их на фиг....sssыкотно ! ............. Аляску продали, сволЫчи !
  20. 0
    30 ноября 2018 00:19
    Прочитал, про "винтовку" с гладким стволом! Дальше стало не интересно!
  21. 0
    30 ноября 2018 11:14
    "Также русскому крестьянину до 1917 года приходилось платить выкупные платежи, которые забирали большую часть их доходов". К сожалению, ляпов, подобных этому. в рассматриваемом тесте достаточно.
  22. 0
    14 декабря 2018 03:07
    Смешная статья о Великом Царе... Как он о всем радел... Чтоб Россия Великой была. Такая же картина как и сегодня! Основания? Читаем Герцена, господа-товарищи, "Былое и Думы"...До данного самодержца в империи, самодержец предыдущий установил замечательный порядок - сирот в (как теперь назвали бы) в интернаты свозить...тем кто смышленые давать хорошее образование, ну а тем что поглупее мастеровыми навыками обучать. Пришел сия самодержец, по простому говоря, в гости к своему "хорошему другу" в столице...с царицей естественно...и тамошняя гувернантка своими манерами так восхитила царицу. Спросила-чьего рода будете? И чуть не лопнула от возмущения когда узнала что это простая сирота в прошлом из "скотов"-т.е. простого народа. Последствия? Нормальное воспитание сиротам "скотов" запретили давать. Только ремеслу стали учить простому... Вот такие у нас были тогда Баре и скоты...Такое же положение и сейчас.