Нед Бантлайн, человек и револьвер

24
Как часто мы говорим, что судьба играет человеком. Но точно так же можно сказать, что и сам человек играет своей судьбой. Сказано: посеешь мысль — пожнешь действие, посеешь действие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Хотя мудрость эта очень старая, звучит это вполне справедливо и сейчас.

Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. То есть если ты стремишься чего-то достичь в жизни, то нужно выстроить цепь причин и следствий в соответствии со своими способностями, наклонностями и… необходимостью. Ну и, конечно, воспользоваться любым, данным тебе от бога преимуществом над другими людьми. Вот и пример с жизнью американского писателя Неда Бантлайна является хорошей этому иллюстрацией, равно как и «памяткой» всем писателям сегодняшнего дня.



Начнем с того, что настоящее имя его было другое: Эдвард Зэйн Кэррол Джадсон, а родился он в 1823 году, в городе Стэмфорде, в штате Нью-Йорк, причем и умер в 1886 году там же. Прославился как автор популярных «десятицентовых романов», написанных в жанре вестерн.


Вот он, револьвер «Кольт» модели 1872 годы «синг экшн» — «Бантлайн спешиал»!

Первый свой судьбоносный поступок Эдвард совершил уже в одиннадцать лет, то есть очень рано показал себя человеком, способным принимать судьбоносные решения и отвечать за свои поступки. Он… сбежал из родного дома на флот и сделался юнгой. То ли дома ему было плохо, то ли «морской романтики» захотелось – тут надо копаться в его биографии, но для нас в данном случае важен сам этот поступок. Причем нужно подчеркнуть, что это был трудный выбор для мальчика его лет, а уж какая судьба была у юнг в это время, можно и не говорить. Корабль тех лет — это ведь совсем не духовная семинария. Но он выдержал первые два года, а уже в тринадцать лет стал гардемарином и принял участие в Семинольских войнах во Флориде. В годы Гражданской войны его также призвали в армию, а служил он в Первом нью-йоркском стрелковом полку и дослужился до чина сержанта, но был уволен из армии за пьянство.

Нед Бантлайн, человек и револьвер

А это сам Нед Бантлайн, или Эдвард Зэйн Кэррол Джадсон

А вот теперь о влечениях и способностях, данных человеку от бога. И он ему явно дал способность к сочинительству, поскольку свой первый рассказ Бантлайн написал уже в 15 лет. В 1838 году его опубликовали в журнале «The Knickerbocker», после чего на него напал, можно и так сказать, «писательский зуд». Вернее, «журналистский». Потому что он попытался выпускать свою собственную газету. Попытался… но ни одна из его попыток успехом не увенчалась. Зато успех принес ему цикл рассказов, в которых Бантлайн очень живо и натуралистически описал трущобы Нью-Йорка.


И это тоже он в живописном наряде скаута.

Политические взгляды Бантлайна в это время были весьма оригинальны. Так, он поддерживал партию «Ничего не знаю» и являлся сторонником нативизма. Нативизм – от английского слова «native», то есть коренной. Члены этой партии считали, что бесконтрольная эмиграция в США опасна. В особенности опасен приток католиков-ирландцев, что даже нашло отражение в ряде романов, и в частности в романе Майн Рида «Всадник без головы», где главного героя при всех его достоинствах «коренные американцы» как раз и не любят за то, что он ирландец! На все вопросы о партии ее члены должны были отвечать «Ничего не знаю». Отсюда и пошло ее название. В партии было немного политиков, занимавших видное общественное положение, но зато в числе ее членов был известный бандит, руководитель крупной нью-йоркской банды Вильям Пул. Вот и Бантлайн подался в члены партии «незнаек», а в 1844 году взял себе, наконец, и псевдоним. Причем тоже довольно оригинальный, – buntline – морской термин, по-русски означающий бык-гордень. Это не что иное, как одна из снастей бегучего такелажа на парусном судне, при помощи которой прямые паруса подтягиваются к реям при уборке.


Фотография из книги «Жизнь и приключения Неда Бантлайна».

После того, как в 1845 году Бантлайн в очередной раз обанкротился на издании очередного журнала, ему не оставалось ничего, как сбежать от своих кредиторов. Но… человек он был решительный, физически сильный и это ему помогло: в Кентукки он сумел схватить двух преступников и получить за их поимку награду – целых 600 долларов. Времена тогда были простые, и как вы помните, и как об этом писал Марк Твен в «Томе Сойере», за доллар мальчик мог в неделю иметь стол и квартиру, а еще стричься и мыться за эти же деньги! Ну, а взрослый? Ковбою – и то позднее, платили один доллар в день, повару, готовившему для ковбоев – два! Шляпа «стетсон» стоила 12 долларов и столько же стоил знаменитый «Кольт-Миротворец».


Обложка одного из романов Неда Бантлайна


Иллюстрация к роману Неда Бантлайна «Буффало Билл и его приключения на Западе» (1886)

А вот дальше Нед совершил очень нехороший поступок, чуть было вообще не поставивший на его жизни большой жирный крест. Будучи при деньгах, он в 1846 году завел в Нэшвилле роман с женой некоего Роберта Портерфилда, которому такое, понятно, не понравилось. Он вызвал его на дуэль и… Бантлайн, стрелявший первым, его застрелил! Дело дошло до суда, на котором брат Портерфилда, задумав мстить, выстрелил в Бантлайна, но не убил, а только ранил и вдобавок не слишком тяжело. В возникшей суматохе Бантлайн сумел сбежать прямо из зала суда. Жители Нэшвилла бросились его ловить, схватили и решили линчевать, как развратника и убийцу. Однако у него в городе нашлись друзья, которые его и спасли, после чего на следующем заседании суда судья его оправдал.


«Лучший выстрел Буффало Билла» — один из романов Бантлайна

Статьи Бантлайна всегда были посвящены каким-то животрепещущим темам и написаны острым языком, так что воздействие на читательскую аудиторию оказывали весьма сильное. После одной из публикаций дело в мае 1849 года дошло до самого настоящего бунта в нью-йоркском театре «Астор-плейс». Погибло двадцать три человека, так что Бантлайн опять попал на скамью подсудимых. Его приговорили к штрафу в 250 долларов и посадили в тюрьму на один год. Но и выйдя из тюрьмы, он не угомонился и продолжал сочинять сенсационные рассказы для еженедельных газет, что давало ему хороший доход даже и по нашим нынешним меркам: 20000 долларов в год. А уж в то время это был просто баснословно высокий заработок! Вот что значит писать о том, о чем нужно, когда нужно, и для тех, кому это нужно. Успех – обеспечен!


Нед Бантлайн, Буффало Билл, Джузеппина Морлакки, Джек Техасец в 1872 году на Бродвее

Интересно, что, хотя Бантлайн любил попивать, он читал лекции о вреде пьянства, причем объездил с ними многие штаты. И вот путешествуя по стране, он, будучи в штате Небраска, встретился с героем Дикого Запада, стрелком и игроком Диким Биллом Хикоком. Бантлайну хотелось написать о Хикоке роман, но тот явно не любил писателей и журналистов и, пригрозив ему револьвером, велел убираться из города. Однако идея запала Бантлайну в голову, и он решил, что раз сам Хикок не хочет ему ничего о себе рассказывать, то ему охотно расскажут о нем его друзья. Особенно, если угостить их стаканчиком виски. Вот так он и познакомился с охотником на бизонов Уильямом Коди. Причем, впоследствии, именно Бантлайн утверждал, что придумал ему прозвище Буффало Билл.


Реклама револьвера «Бантлайн Спешиал»

На самом деле это не так уж и важно. Важно, что именно под этим прозвищем он стал широко известен по романам Бантлайна, опубликованных в «New York Weekly» в 1869–1870 гг. Вначале Буффало Билл выступает в романах Бантлайна просто как друг Дикого Билла Хикока, но затем Бантлайн подумал и решил, что Буффало Билл даже более интересный герой, чем Хикок и сосредоточился исключительно на нем. И успех его романов был так велик, что уже в 1872 году драматург Фрэнк Мидер на их основе написал пьесу о Коди. А Бантлайн ему позавидовал и тоже написал пьесу о нем под названием «Скауты прерий». Самое интересное, что роли в этой пьесе сыграли сам Коди, ковбой и скаут Джон Омохундро по прозвищу Джек Техасец, итальянская танцовщица Джузеппина Морлакки и… сам Нед Бантлайн. Причем в постановке участвовал даже шестилетний индейский мальчик Карлос Монтесума — будущий активист движения индейцев за равноправие с белыми.


Никелированный «Бантлайн Спешиал».

Премьера «Скаутов прерий» состоялась в Чикаго в декабре 1872 года. Критики пьесу разругали, но люди на нее шли, кассовые сборы были хорошими, а в результате Коди по-настоящему прославился. Более того, научившись основам сценического искусства и увидев, что люди падки на «экзотику», он спустя какое-то время организовал собственное представление с ковбоями, индейцами и стрельбой — «Шоу Дикого Запада».


Гравированный посеребренный «Бантлайн Спешиал» с перламутровой рукояткой

Ну, а Бантлайн продолжил заниматься тем, что писал «десятицентовые романы», хотя прежней популярности они уже не имели. Его книги выходили под разными псевдонимами: капитан Хэл Декер, скаут Джек Форд и Эдуард Минтёрн, но манера письма и слог были всегда легко узнаваемы, о чем бы он ни писал. Теперь он безвыездно жил в своем доме «Гнездо орла» в Стэмфорде, постоянно прикладывался к бутылке, и в итоге в 1886 году умер от острой сердечной недостаточности. И хотя, как писатель он зарабатывал большие деньги, его жене пришлось продать этот дом, чтобы заплатить его кредиторам.


Никелированный револьвер 1914 года.



Револьверы Кольта «Бантлайн Спешил» выпускались самых разных моделей, они по-разному оформлены и имеют разное покрытие. Один из самых редких и дорогих — это револьвер с восьмиугольным стволом и съемным плечевым прикладом, изготовленный в 1876 году. Этот уникальный револьвер имеет заводской 16-дюймововый восьмиугольный ствол, а все его детали посеребрены. Специальный удлиненный винт вращается между деталями рамки съемного приклада и прочно соединяет их с рукояткой. Рукоятка револьвера выполнена из древесины черного грецкого ореха. Ствол имеет надпись «COLT'S PT.F.A. MFG. Co.HARTFORD CT. U.S.A.» в одной строке. Номер сборки «22» стоит на внутренней стороне барабана. Серийный номер «28825» нанесен на нижнюю часть рамки, спусковой механизм и заднюю часть рукоятки. Частичный серийный номер «8825» отпечатан на боковой стороне барабана. Этот револьвер указан в качестве одного из 23 известных револьверов типа «Buntline Special». Считается, что это револьвер является «самым редким из всех револьверов «Кольта» модели 1872 года «синг экшн»». В комплекте с револьвером имеется сменный восьмиугольный ствол длиной 5 1/4 дюйма с надписью «COLT'S PT.F. A. MFG.Co HARTFORD CT. U.S.A» на верхней поверхности с неразборчивой маркировкой в двух местах.


«Бантлайн Спешиал» с приставным прикладом.

Всю жизнь, так или иначе, Нед Бантлайн имел дело с оружием, либо знался с людьми, имевшими с ним дело. И вот его биограф Уайетт Эрп Лейк сообщал такой интересный факт, что Нед сделал ему, Эрпу, а также еще четверым известным «законникам» с Дикого Запада — Бэту Мастерсону, Биллу Тилгмэну, Чарльзу Бассету и Нилу Брауну поистине королевский подарок — револьверы Кольта, изготовленные по спецзаказу. Причем стволы этих револьверов имели длину целых 12 дюймов (30 сантиметров), а на их деревянных рукоятках было вырезано имя «Нед». Из-за этого им якобы дали название «Бантлайн Спешиал».


Таким он был в кино… Еще черно-белом.


Пользовались им, как правило, только положительные герои, положительность которых была у них на лице!

Но это было лишь его утверждение. Американские исследователи много искали, но так и не нашли никаких доказательств, что для Бантлайна делались такие револьверы. Но… люди так уж устроены, что стоит им только о чем-то узнать, как они начинают желать того же.


В цветных вестернах «Бантлайн Спешиал» тоже отметился!

Были такие револьверы заказаны Бантлайном, не были – какая разница! Главное – иметь точно такой же револьвер, которого наверняка не будет у других. И пошло – появилась мода на кольты «Бантлайн Спешиал», причем 12 дюймов длины ствола стало уже мало, так что появились настоящие чудовища с 16-дюймовыми стволами и приставными прикладами. Многие имели на рукоятках щечки из кости и перламутра и украшались гравировкой, так что цена на отдельные экземпляры достигла… 400 долларов и тем не менее их продолжали заказывать и покупать!
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    2 декабря 2018 09:52
    чет мне кажется неудобная штука, быстро не вытащишь ствол длинный, в помещениях будет проигрывать в удобстве применения обычному револьверу, а на улице те же Винчестеры, Спрингфилды более толковее чем это недоразумение
    1. +11
      2 декабря 2018 10:19
      Это как в анекдоте - "телевизор из цельного куска золота, его не смотрят его показывают". Так и эти револьверы - для того чтобы их показывать
  2. +5
    2 декабря 2018 10:09
    Как всегда - хорошо и неожиданно! Спасибо! О бантлайнах слышал, но был уверен, что это одна из моделей Кольта и совершенно не задумывался об их истории.
    Но почему "синг акшен"? вроде должно быть "сингл" - одинарное, "single-action"?
    1. +2
      2 декабря 2018 10:25
      Конечно сингл... Ну... бывает.
  3. +1
    2 декабря 2018 10:17
    Странное оружие. Непонятна ниша для его использования. Все-таки револьвер это оружие ближнего боя, где важна маневренность. А тут ствол 12 дюймов, так мало этого 16 подавай...
    1. +2
      2 декабря 2018 10:42
      Я думаю, что такой тип револьвера - этакая "полувинтовка" и был задуман на тот случай, когда таскать с собой винчестер, или барабанное ружье кольта, несподручно, а стрелять может быть придется и далеко, благо приклад прицепить можно, более поздние "издания" маузер 96 и парабеллумы.
      1. 0
        2 декабря 2018 10:58
        откуда и почему вдруг взялся этот запрет? никаких предупреждений я не получал. Кстати, он вылазит уже второй или третий раз, а потом исчезает сам собой...
        1. 0
          2 декабря 2018 12:42
          Это сбой программы, не обращайте внимания.
        2. 0
          3 декабря 2018 03:49
          Запрет оставлять комментарии?
          Это когда Вы пытаетесь изменить комментарий через продолжительное время, например.
          Обновите страницу.
      2. 0
        2 декабря 2018 13:14
        Пожалуй Вы правы, позднее многие производители оружия увлеклись подобными решениями.
    2. +2
      2 декабря 2018 11:07
      Скорее всего, этакая "полувинтовка" на тот случай, когда таскать с собой винчестер несподручно, а стрелять далеко может понадобиться, благо и приклад есть. Более поздние аналоги маузер 96, и парабеллумы.
      У америкацев и сейчас распространены "бэкпакеры", начиная от АР-7, и кончая пневматическими Бенджаминами.
      1. 0
        2 декабря 2018 13:02
        Полувинтовка? Не думаю. Это же черный порох и полукустарные револьверы 19го века. Скорее револьвер для уверенной стрельбы на 50-70 метров. Стандартный миротворец уже на 30 давал такой разброс, что попасть во всадника можно, но гарантировать в какую именно его часть уже сложно.
        1. +2
          2 декабря 2018 13:20
          Так и винчестеровский патрон был ненамного круче! Под него даже писмейкеры выпускали, хоть и немного. А кроме того, если человек получал такое, то шок ему был гарантирован, независимо от точки попадания.
  4. +7
    2 декабря 2018 13:19
    " И вот его биограф Уайетт Эрп Лейк."
    Ох эта Википедия, чего она только не пишет.
    Во первых - Лейк - он Стюарт Натаниэль. И Стюарт Натаниэль Лэйк никогда биографий Бантлайна не писал.
    Он написал книгу Wyatt Earp: Frontier Marshal. Так что Вы, Вячеслав Олегович, создали Бантлайну биографа из двух отдельных персон - автора и его героя.. Биографию Уайту Эрпу этому Лейк придумал самую завирательную, американские историки до сих пор плюются, но зато вооружил его "мечом короля Артура" - Кольтом с двенадцатидюймовым стволом. Человек знал толк в гиперболах и драматизации. Там же он придумал историю о "презентовании" Бантлайном "четверым известным «законникам» с Дикого Запада — Бэту Мастерсону, Биллу Тилгмэну, Чарльзу Бассету и Нилу Брауну поистине королевский подарок — револьверы Кольта, изготовленные по спецзаказу.". Для начала, двое из этой четверки - Тилман и Браун, никогда не были "законниками".
    Английским Вы владеете, так что статью Wyatt Earp and the Buntline Special Myth (https://www.kshs.org/p/kansas-historical-quarterly%20wyatt-earp-and-the-buntline-special-myth/13255) осилите.
    А Википедией не пользуйтесь, ну ее, там сколько ерунды - ужас.
    1. +1
      2 декабря 2018 15:36
      Спасибо! Интересно!
      1. +4
        2 декабря 2018 16:44
        Если честно, то вызывает удивление, как ресурс, пусть и далеко не академического уровня, но публикующий материалы исторической и технической направленности, обходится без такого специалиста, как научный редактор, я уж не говорю о рецензенте. Ведь тиражируется такой художественный свист, что только шуба заворачивается.
        1. +1
          2 декабря 2018 22:57
          Фуфайка, а не шуба.
          Кстати, литературный редактор тоже не помешал бы, судя по последним статьям про тевтонский орден.
          1. +2
            2 декабря 2018 23:34
            В классическом варианте, я думаю, все же шуба или зипун. Фуфайка в смысле ватник появилась сравнительно недавно.
  5. +3
    2 декабря 2018 15:03
    Спасибо, за статью про столь не обычный револьвер. Мне он напоминает Smith & Wesson Джокера, из х/д "Человек-Летучая мышь". smile
  6. +4
    2 декабря 2018 15:31
    Револьвер - фетиш.

    hi

    Сегодня это револьверы калибра .500 Смит-Вессон, .480 Ругер и т.п.

    Фрейд был отчасти прав...
  7. +4
    2 декабря 2018 22:19
    Вячеславу -- Спасибо! hi

    Наконец-то вышла свежая статья про ОРУЖИЕ, а то уже задолбали политикой с катерами и порошенкой. Ребята тут говорили о вариантах применения этой "гаубицы": не поворотлив де, не револьвер и не винтовка, всё "недо" или "пере". Да никто подобные монстры в деле не применял и не собирался этого делать (для этого существует кино). Там после первого выстрела такой подброс, что замучаетесь по-новой мишень ловить. Я уже не говорю про "осушенную" отдачей руку. А плечевой упор там вряд ли способствует повышению меткости, да и отдачу, в общем, не шибко-то гасит. Так что прав коллега Рекламный паук -- эти пушки не для того, чтобы стрелять, а просто для того, чтобы Были. Типа, у меня есть, а ты ещё поди найди подобное чудо.

    В любом случае Вячеславу Олеговичу респект и уважение. good
  8. 0
    6 декабря 2018 12:49
    Проблема длинноствольных револьверов ещё и в том, что кроме низкой маневренности, у них может наблюдаться существенная потеря мощности выстрела. Обычно эти потери находятся на уровне 10%, но прохождение пули по длинному стволу может их значительно увеличит, в виду большего прорыва газов между барабаном и стволом.
    1. 0
      7 января 2019 14:04
      Потеря или Приобретение мощности зависит от скорости горения пороха. У тогдашних порохов имхо малая - длина ствола баллистически излишняя, однако, как пугала fellow считай в тебя карабин направили stop
    2. 0
      10 января 2019 16:33
      Если еще на метр увеличить ствол, пуля там и останется, либо у ног упадет как вариант.