Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 1)

128
Впервые в сокращенном варианте этот текст появился еще в том же 1980 году. Я написал его для «Учительской газеты». Отправил и получил ответ: «Первое впечатление очень сильное. В рассказе сама жизнь. Но не только сельский учитель ездит в город за продуктами. И еще ряд моментов… Так что подумайте и напишите еще раз, стоя на земле и без облаков!»

Тогда у меня не было такого журналистского опыта, как сейчас, а главное я еще верил, что недостатки, они… есть, но не свойственны самой системе. А еще, поскольку что же там было переписывать, если все правда, материал каким был, таким и остался. И вот прошло много лет, я получаю в комментариях на «ВО» такие вот пожелания и… почему бы на них и не откликнуться и не написать о событиях, которым я был лично свидетель? Опять-таки, это не научное исследование, это сугубо мои личные впечатления. Но так было, поскольку люди, о которых здесь идет речь, должны быть еще живы. Хотя с другой стороны, у кого-то из них мог быть и совершенно другой взгляд.




Одна из немногих сохранившихся с тех лет фотографий. Автор руководит своими десятиклассниками, которые спиливают дерево во дворе школы.

Странная вещь — человеческая память. С возрастом не помнишь, что ел позавчера на завтрак, но зато отлично помнишь, что было 40 и 50 лет тому назад, хотя и фрагментарно. Тоже не по дням и часам, но зато помнишь совершенно отчетливо, как если бы это случилось вчера. Ну, а дальше, если вести рассказ с самого начала, то будет так: весна 1977 года, и я вместе с женой стоим перед комиссией по распределению, которая решает – куда нас отправить «отрабатывать диплом». Ребенку больше года, больных родителей нет, так что причин не посылать в деревню нет. Но есть проблема: нужно такое село и такая школа, где есть две ставки: учителя истории и учителя английского языка. И таких школ в области нет, тем более близко от города. Но есть школа в селе Покрово-Березовка Кондольского района, где, кроме учителя истории и английского языка, нужен еще учитель географии, астрономии и… труда! Плюс часы по истории, обществоведению и английскому – вот как. И именно туда нас и посылают! «А что, вы человек эрудированный, – говорит мне глава комиссии, – справитесь. Зато в деньгах у вас будет по полторы ставки на каждого!» А делать нечего. Диплом надо «подтверждать». И «отрабатывать». Это ведь только совсем уж недалекие люди у нас считают, что высшее образование было в СССР бесплатным. Ничуть! Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо», то есть тебя могли насильно отправить куда угодно, а ты и слова сказать не мог, ведь учился-то «бесплатно». И вместо того чтобы экономически заинтересовывать людей работой в Калмыкии, у самоедов или в Покрово-Березовке, людей просто брали и посылали, осуществляя типичное средневековое «внеэкономическое принуждение к труду», потому как существовала даже уголовная ответственность в случае… уклонения. Правда, особо-то она и не применялась, но начинать свою карьеру со скандала мало кому хотелось, мнение о том, что «ты должен» в тоталитарном обществе всегда является доминирующим!

Ну, все вопросы утрясли, на выпускном вечере… дерябнули, вещи собрали и ближе к сентябрю поехали. На грузовике, вся мебель в кузове (и я там), а в кабине водителя жена и директор школы. Тогда ведь не было специальных грузовых перевозок и «Газелей», не было фирмы «Абсолютно трезвые грузчики», услугами которой я сегодня в Пензе пользуюсь постоянно, а были личные договоренности и «за бутылку». И сначала по шоссе ехать было даже очень ничего. Но вот пошел проселок и… моя надежно связанная мебель… «ожила»! Что она в кузове вытворяла и что я там вытворял, ох. Но жив остался!

Привезли нас в школьный интернат и вселили в большую просторную комнату. И какое-то время мы там и жили, пока не сообразили, что жить в интернате вместе с детьми – это бесплатно там еще и работать, а уж покоя не знать ни днем, ни ночью.

И решили мы переселиться. И школьный завхоз предложил нам сдать дом. Прямо напротив сельмага. Мы обрадовались и… сняли, а платила за это, как и за свет, и дрова по закону школа, вернее РОНО. Такими вот преимуществами перед другими людьми в деревне пользовались тогда сельские учителя. А еще учителей мужчин не призывали в армию. Вот так я в ее ряды и не попал.


Поскольку денег мне всегда не хватало, а времени в деревне было в избытке, я начал писать сначала в местную, кондольскую газету «Ленинское слово», а затем и в «Пензенскую правду», «Советскую Россию» и «Советскую Мордовию». Что интересного в школе произойдет, о том и пишу. И школе паблисити, и мне гонорар!

Ростом наш завхоз был мне по грудь – гном гномом! И дом он построил тоже для гномов: выглянуть в окно надо вставать на колени, а потолок – вот он, руки поднял и в локте, не сгибая – уперся. Двери… ох мне с моим ростом все время приходилось им кланяться, а не то лбом о притолоку – вот она, ждет! Но все же это было лучше, чем жить с детьми в интернате. И… да, напротив магазин, что в то время имело очень большое значение. Но между нашим домом и магазином проходила дорога, проложенная по чернозему, и по ней, ездили и тракторы ДТ-75, и… «Кировцы»! Зимой и летом это была терпимо, но осенью и весной – о-о-о – это надо было видеть, во что она превращалась.

Но продолжим рассказ о доме. Кухня с печкой и большой зал, тоже с печкой, в котором досками была отгорожена маленькая спаленка, ставшая у нас комнатой для игр нашей двухлетней дочери. Расставили мы по этим комнатам нашу старую мебель, которая находилась в нашей новой четырехкомнатной квартире еще со времен прежнего, деревянного дома 1882 года, постелили на пол паласы, на стены повесили ковры и стало даже очень «ничего». Привезли и телевизор, но сколько к антенне не подключали, подключить так и не удалось. Вот так мы и прожили без ТВ целых три года, но зато слушали радио и пластинки с музыкальными сказками, которые нашей дочке очень нравились.


В школе, помимо обществоведения, истории, географии, астрономии и труда, пришлось еще вести и кружок технического творчества. Было трудно из ничего делать нечто, но… я тут же об этом и написал. И о том, что хорошо, и о том, что плохо и чего сельской школе не хватает.

Удобства, по идее, должны были находиться на улице, но у нашего хозяина их не было вообще! Не построил! Курятник же есть! А куры они… все едят! Удобно, правда? Но обошлись. Фекалии шли в печку, очень удобно, кстати, если заранее продумать этот процесс, а жидкие фракции — в рукомойное ведро.

Потом нам бесплатно привезли брикеты и дрова. Не пиленые и не колотые! Ну вот хорошо, что я вырос в деревянном доме с печками и с десяти лет и пилил, и колол дрова вместе с дедом, на долгие годы заменявшим мне отца. А вот если бы не это, то что делать?

Кстати, много наших одногруппников как раз в село-то работать и не поехали. В том числе и, даже я бы сказал в первую очередь, те, кто были родом из села. Кто-то вышел замуж и должен был получить распределение по месту работы мужа! Кто-то умело родил так, что ребенку на момент распределения оказалось «до года», кто-то (сын зав. аптекой главной аптеки города) принес справку, что больше двух часов говорить не может – вот как. Куда же такого в село. А кто-то и вовсе… объявил себя психом и одновременно откосил и от села, и от армии. Такие вот были в то время у нас «сознательные» молодые строители коммунизма, хотя их и было немного. Но в итоге в деревню ехали десятки, хотя готовились сотни учителей, а уж оставались там и вовсе единицы.

Но вернемся к дровам. Пилили мы их на пару с женой, городской девчонкой до мозга костей, и было это очень смешное зрелище. Печки она боялась, потому что никогда не топила и очень боялась горячего масла, которое брызгало ей на руки со сковороды. Потом я их наколол, сложил в сарай, и вот тут-то и прошел августовский педсовет, на котором нас официально «приняли в учителя», и наступило 1-ое сентября.

Приехали дети из окрестных сел – Ново-Павловки, Ермолаевки, Бутаевки, свои подошли, дали мне классное руководство в 10-ом классе и пошел я к ним проводить урок обществоведения. Гляжу на детей, все такие крепкие, коренастые, у большинства девчонок щеки кровь-с-молоком, груди рвут форменные платья. Какая им школа – замуж и… в коровник! Но «всеобщее среднее» надо дать. Решение партии и правительства! Так что провел урок, дал задание, потом другой, третий. Выяснилось, что нагрузка у меня будет 30 часов в неделю и еще технический кружок. Причем в одних классах было по 25 и более учеников, а вот в других всего 5-6 – такая вот странная «демографическая ситуация». Молодых учителей кроме нас неожиданно оказалось много: литератор, учившаяся с нами, математичка, еще одна историчка, приехавшая годом раньше, и физичка, уже работавшая здесь и… прославившаяся тем, что вышла замуж за своего ученика, работавшего скотником.

Ну, мы на это немного поудивлялись, вспомнили поговорку, «любовь зла…» и занялись работой. На следующем уроке вызываю ребят отвечать, а они поднимаются и… молчат! Вроде бы слушали хорошо, учебник под носом, чего еще надо? Практику я проходил в 1-ой школе Пензы, лучшей по тому времени, и когда я там что-то задавал, то на следующий день, что хотелось – то и получал. А тут… что-то странное? «Готов?» Молчание! «Двойку поставлю!» Молчание. И тут, конец-то одна девушка мне говорит, что они раньше не так учились, у старого преподавателя, что был до меня, а так, как я учу, они не привыкли. Спрашиваю – «И как же?» – и они мне рассказывают, что они на уроке по абзацам вслух учебник читали, потом тут же его пересказывали, потом опять читали и пересказывали, глядя в учебник. Ну, как вам методика? Меня в вузе такому не учили, а тут… «новый Песталоцци», мать его… «То есть вы не можете пересказать то, что прочитали дома?» «Не…» Я их и так, и эдак. Рассказываю в учительской про свое «открытие». А мне в ответ – а он был отличник просвещения!!!

Еще хуже было на английском. Из-за постоянной смены учителей – один приехал, другой уехал, дети учили год английский, год немецкий, год вообще ничего не учили… а теперь им нужно было учить английский по учебнику для 10-ого класса! При базовом знании языка на ноль с плюсом.


А вот это своего рода «наш ответ Чемберлену». В то время об этом говорили и писали очень много, ну и я тоже высказал свое мнение учителя-низовика.

Проучились мы так неделю и нам объявляют, что надо помочь совхозу и… выйти «на свеклу». И стали мы работать на уборке свеклы. То есть сначала собирать ее за трактором и складывать в бурты, а потом большими ножами отрубать ей хвостики и перекладывать в кучи. Работали с 5-ого класса. Но малыши только подбирали и носили, а рубили хвосты только старшие.

И вот вам тут первая и очень серьезная проблема советского среднего образования тех лет. И так сельские дети, ну скажем так, в основной своей массе умом не блистали, а тут еще им официально сокращали учебное время на 1,5, а то и 2 месяца, а наверстывать упущенное время советовали… «за счет педагогического мастерства». Но это еще хорошо, если 2 месяца. В Средней Азии хлопок собирали до декабря, буквально со снегом вместе. Так что получалось, что городские дети в области образования имели значительные преференции над сельскими при декларируемом равенстве всех и каждого.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

128 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    7 декабря 2018 05:32
    А потом такие "вундеркинды" руководили огромной страной. Что из этого получилось все знают.
    1. -1
      7 декабря 2018 09:08
      Ну вообще-то из деревни на верхушке в сталинское время был разве что Калинин. И то условно. Хрущ и ему подобные появились позднее. Точнее "докачались" до этого уровня.
      1. +5
        8 декабря 2018 14:15
        Вы забыли Анастаса Микояна: отец был крестьянин, а он был член Политбюро. Лаврентий Берия ,если биография верна, тоже был не из горожан.
        1. -1
          8 января 2019 05:43
          Цитата: vladcub
          если биография верна, тоже был не из горожан.

          Вот как раз отсутствие Берии сегодня в стране чувствуется сильнее всего ... Нету ни сильной руки, нет образования, нет и ума - ничего нет в этой стране!
      2. +1
        11 декабря 2018 21:44
        Хрущев не был крестьянином.
        Заводчанин, мастеровой. Так что - какой-ни-какой, а горожанин )
        1. -1
          8 января 2019 05:44
          Нашли, чем гордиться!
          Дебилом при власти ...
          1. 0
            11 января 2019 15:33
            Не понял я что-то... кто каким дебилом и где гордился?
    2. +3
      7 декабря 2018 21:53
      Куда же такого в село. А кто-то и вовсе… объявил себя психом и одновременно откосил и от села, и от армии. Такие вот были в то время у нас «сознательные» молодые строители коммунизма,

      -как хорошо жилось в деревне до большевиков

      -НИКТОНЕМОГВЫУЧИТЬНЕУЧЕЙВПЕРВОМПОКОЛЕНИИ
      -здесь дети уже умели читать и писать --это заслуга учителей и сов власти.
      как не хотел ехать на отработку -так не было учителей до 17г и ГРАМОТНЫХ КРЕСТЬЯН-для "петровича"
    3. -1
      8 января 2019 05:39
      Цитата: Алексий
      А потом такие "вундеркинды" руководили огромной страной. Что из этого получилось все знают.

      Зато сегодня все видят, в какую оппу катится страна уже 2 десятка лет, и какие супер-вундер-вафли, заслуживающие сбрасывания с утёса сразу после рождения, этой страной сегодня руководят ... fool
  2. +6
    7 декабря 2018 05:57
    Советский фильм "Баламут" вспомнился там завхоз английский язык преподавал .
    1. -1
      8 января 2019 06:20
      У нас английский язык преподавал бывший переводчик из американской миссии, которая занималась перегоном самолётов по ленд-лизу из Уэлена, на нашем аэродроме самолёты переобували с лыж на колёса.
      Английский был с великолепным "дикторским" (как я потом понял) произношением и владел он языком в совершенстве. С тех пор в офицерской библиотеке базы была отлично представлена литература англо-говорящих авторов в очень хороших советских изданиях и масса литературы на английском языке (которую политотдел регулярно выбрасывал на помойку (которая находилась рядом с котельной нашей школы (которая в годы войны была гостиницей для лётчиков-перегонщиков как советских, так и американских)).
      А ещё у нас была "утилизаторская":: сначала резали двухмоторные бомбардировщики "Дуглас А-20 Бостон", потом принялись за Ту-4 и Ил-28 - во где пацанам было раздолье!...
  3. +16
    7 декабря 2018 06:54
    Объясните мне, какое отношение данная статья имеет к тематике сайта. Сайт превратися в малаховскою передачу, где каждый о своем.
    1. +17
      7 декабря 2018 09:02
      Цитата: mr.ZinGer
      Объясните мне, какое отношение данная статья имеет к тематике сайта.

      Мне кажется самое прямое.
      Любая армия, кроме фронта, имеет ещё и тыл.
      И дела на "фронте" очень зависят от состояния "тыла". hi
      1. +14
        7 декабря 2018 12:03
        Абсолютно согласен с Алексеем.
        "Войну выиграл немецкий учитель"
        Отто Бисмарк
        1. +9
          7 декабря 2018 16:33
          А великую Отечественную войну "выиграл советский десятиклассник" (А.А.Зиновьев). Деревенский в том числе.
          1. jjj
            0
            7 декабря 2018 18:33
            Еще поэт сообщал, что "мы все учились по-немногу чему-нибудь и как-нибудь..." А нам продолжают тыкать в нос тему ЕГЭ и призывать вернуться в самое лучшее образование. Да любой современный балбес из той же сельской школы сегодня выглядит весьма продвинутым на фоне сверстников их тех дальних времен. Автор - молодчина, что стал поднимать такую тему
    2. -2
      7 декабря 2018 19:20
      да я думаю это чисто для расслабухи ,для сброса пара
  4. +4
    7 декабря 2018 07:07
    Так отнюдь не везде было .
  5. +2
    7 декабря 2018 07:12
    выйти «на свеклу». И стали мы работать на уборке свеклы. То есть сначала собирать ее за трактором и складывать в бурты, а потом большими ножами отрубать ей хвостики и перекладывать в кучи. Работали с 5-ого класса. Но малыши только подбирали и носили, а рубили хвосты только старшие.

    Это еще сказка. А видел бы автор , как школьники-малыши, вместо уроков, нанизывают листья табака для сушки целыми днями..... Руки коричневые. липкие. вонючие, дикие испарения, дурман......Что потом с ними было?.....Никого не интересовало... Почему малыши-да потому что работа несложная.
    И так сельские дети, ну скажем так, в основной своей массе умом не блистали, а тут еще им официально сокращали учебное время на 1,5, а то и 2 месяца, а наверстывать упущенное время советовали… «за счет педагогического мастерства». Но это еще хорошо, если 2 месяца. В Средней Азии хлопок собирали до декабря, буквально со снегом вместе. Так что получалось, что городские дети в области образования имели значительные преференции над сельскими при декларируемом равенстве всех и каждого.

    Не согласен, ум у сельских ничуть не хуже ума городских, подготовка-да, хуже.
    Зато в ВУЗы действительно из них попадали лучшие, они быстро догоняли городских, а уж в стремлении и воле достичь цели . выучиться и сделать карьеру-они городских опережали.
    1. +8
      7 декабря 2018 18:21
      Ольгович, низкую табака я знаю, у тёти ещё в девяностых валялись 2 табачные иглы,но при мне малышню на табак не посылали. Меня тётя брала в табачный сарай и я помогал старшим. Помню как злился на одну бабушку, она с трудом ходила,но низала табак быстрее и лучше всех,а мне тогда было 6 лет.
      Я ГОРДИЛСЯ,что как взрослый работаю на табаке
      1. +2
        8 декабря 2018 07:51
        Цитата: vladcub
        Ольгович, низкую табака я знаю, у тёти ещё в девяностых валялись 2 табачные иглы,но при мне малышню на табак не посылали.


        Мне не пришлось, а вот жене этим в детстве пришлось заниматься....
  6. Комментарий был удален.
    1. +5
      7 декабря 2018 12:46
      это по направлениям, они должны вернуться работать туда, откуда их послали.
      если б вы согласились по распределению в деревню, и вас бы приняли
    2. +3
      7 декабря 2018 15:28
      ...а я в 83 уже срочную отслужил (для начала) hi
    3. +4
      11 декабря 2018 01:01
      У меня еще ,,веселей,, было! Сын подводника атомщика, всю жизнь прожил в гарнизоне.Для меня офицер ВМФ был эталоном ума, обазования и воспитания. И решил я поступать в СВВМИУ...
      Не прошел по баллам..Пока собирался привезли идиотов из украинских колхозов. Мать- доярка. Отец- скотник. Типичный будующий офицер ВМФ!:-) Лица юношей оных с ярковыраженными следами психических отклонений. Как потом узнал от поступившего друга- на первом же курсе,часть уехала ,,у ридни колхозпы,, из за неуспеваемости. Остальных кто смог таки закончить распределили в части,где о плвсостпве и не слышали. Поделом! Несего элиту- ВМФ позорить тупым бычьем!
  7. +13
    7 декабря 2018 08:38
    Автор в своём амплуа. Тема "страшного совкового прошлого" продолжается. И какое это отношение имеет к ВО? Разве что единственная фраза
    А еще учителей мужчин не призывали в армию. Вот так я в ее ряды и не попал.
    1. BAI
      +15
      7 декабря 2018 09:52
      Эта фраза объясняет выбор специальности, а может быть и распределения: либо 3 года гражданки на селе, либо 2 года в армии (а есть еще 3 года на флоте). А теперь подводится база про притеснения и угнетения молодого специалиста.
      1. +4
        7 декабря 2018 21:18
        Специалист он до сих пор никакой. Вот даже про древний Кипр на ВО писал "через пень колода" - в статье были громадные временнЫе лакуны. Так дипломированный историк не пишет. Зато про СССР - только негатив.
  8. +13
    7 декабря 2018 08:42
    Вот он... "кровавый оскал тоталитаризма" ... а как бы было хорошо получить бесплатное образование и сразу отправиться учить детей в Москву, Ленинград или Киев. А в село по остаточному принципу. То ли дело сейчас... красота.
    1. +5
      7 декабря 2018 12:15
      Цитата: Maverick78
      То ли дело сейчас... красота

      А сейчас у нас в одной из районных школ, а может быть и не в одной, конкретно в этой школе друг работал учителем истории, заставили учителей написать письменный отказ от повышения зарплаты под угрозой сокращения. Некоторые написали, некоторые уволились. В результате школа была "оптимизирована", одной из причин "оптимизации" стал некомплект преподавательского состава. Сейчас корешок мой в очках с линзами, как в полевом бинокле работает охранником.
  9. -16
    7 декабря 2018 08:52
    Хорошая статья. На мой взгляд начальное образование надо сделать платным, так как люди у нас не понимают его ценности, относятся наплевательски, не уважают работу учителя.
    А доброй половине вообще достаточно классов семи.
    И государство тратит огромные средства на обучение разгильдяев, которым это совершенно не нужно. Так что надо вводить плату и гнать нещадно тех, кто учиться не хочет.
    1. +7
      7 декабря 2018 11:38
      Если ориентироваться на то, чтобы страна занималась лишь экспортом нефти-газа, леса, руды и т.д то большинству населения вообще образования не нужно, достаточно двухнедельных курсов по работе с пилой, лопатой и кувалдой.
      1. -2
        7 декабря 2018 11:43
        Цитата: alebor
        Если ориентироваться на то, чтобы страна занималась лишь экспортом нефти-газа, леса, руды и т.д то большинству населения вообще образования не нужно,

        Полагаю, что население само должно решить, т. е. индивидуально, что ему нужно - на диване валяться, пиво сосать или к чему-то стремиться и рвать для этого жилы.
        Экспорт нефти - тоже штука не простая.
        1. +1
          12 декабря 2018 20:52
          Полагаю, что в принципе возможность того, что Вы можете хоть что то полагать - есть результат отнюдь не самостоятельного решения народа: тому лопаты и сохи хватало в конце 19-го века в силу отсутствия образования.
          А вот Вам образование "прилетело" явно не за Ваш дворянский титул - ибо у Вас такового быть не могло - Вы есть потомок безграмотного из 19-го века.
          Благодарите большевиков уже за то, что алфавит знаете.
      2. 0
        7 декабря 2018 23:38
        Вы забыли бензопилу...
    2. +2
      7 декабря 2018 15:30
      ...глупость несусветная. Надо спиртное и сигареты продавать только людям с высшим образованием (с) Шнуров С., вот тогда дело пойдет.
      1. +1
        7 декабря 2018 16:09
        На мой взгляд, спиртное надо вообще в аптеках продавать, а сигареты - запретить, поскольку очень странно, когда взрослый разумный человек суёт себе в рот всякую дрянь laughing
        1. +8
          7 декабря 2018 23:43
          На Кубе этанол продавали в аптеках. Наши с удовольствием покупали, был дешевый. Фармацевты делали круглые глаза видя большое количество бутылок. Наш товарищ, он знал испанский, спросил их, чему они удивлены? Те выразили соболезнование родственникам покойных, т.к. на Кубе использовали в те годы этанол для обмывания трупа.
      2. +3
        7 декабря 2018 16:40
        Ага, а ещё лучше продавать сигареты или спиртное только тому кто, процитирует из "Евгения Онегина", расскажет о чём именно думал Андрей Болконский в такой-то главе и решит в ум пару квадратных уравнений... laughing
        1. +4
          7 декабря 2018 20:54
          Цитата: Сахар Мёдович
          и решит в ум пару квадратных уравнений...

          Маловато будет! Как минимум - пару дифференциальных, в частных производных! Но! Выдавать по литру, на каждое решенное.
        2. +1
          8 декабря 2018 14:25
          Тогда точно сигареты никто курить не станет. Сейчас спроси каждого второго о Болконском, половина ЕГЭшников будут гадать: ученый это или писатель? Даже в 1977-78? Кое-кто был уверен, что Наташа Ростова- реальное лицо
          1. +2
            8 декабря 2018 14:46
            Цитата: vladcub
            Кое-кто был уверен, что Наташа Ростова- реальное лицо

            А поручик Ржевский?
          2. +2
            8 декабря 2018 18:02
            Именно. В кино она танцевала со Штирлицем.
    3. +2
      7 декабря 2018 18:27
      И Вам и Вашим детям хватит 7 классов? А если Вы - для других то ...
      1. -2
        8 декабря 2018 00:20
        Каждый должен решать самостоятельно - что ему хватит, а что нет. Сам, а не партия или правительство за него. А после того, как он решит, гражданин должен за это решение заплатить. Деньгами, своим будущим и т.д. Так воспитываются ответственные, самостоятельные люди, а не растения, которым все всё должны и которые ни за что не отвечают.
    4. +4
      8 декабря 2018 08:45
      Ага... правильно... деньги в абсолют. Назови мне процент детей, которые глядя на окружающую действительность захотят быть учёным или вот сельскими учителями, например. Будем производить одних эффективных менеджеров. А вот поднять престиж профессии учитель, да и самой учебы-это слишком сложно... кто захочет-сам пробьется
      1. +3
        8 декабря 2018 20:29
        Цитата: Maverick78
        Назови мне процент детей, которые глядя на окружающую действительность захотят быть учёным или вот сельскими учителями

        У нормальных детей есть нормальные отцы, которые воспитывают и разъясняют "окружающую действительность".
  10. -6
    7 декабря 2018 09:16
    Автор во многом прав, и во многом не прав, да знакомый типаж , мощный кухонный оратор и крепкий профессионал в своей области, но система в те годы была весьма сильна, а село …., это отдельная песня . Советская власть была очень многолика, совок -- тоже часть этой жизни...., бороться с ней было просто опасно , а делать что то лучше можно было только в тайне..., в итоге совок взял верх
    1. +10
      8 декабря 2018 14:37
      Во многом я согласен с Вами и автором, но за совка хочется минус поставить. Я отлично помню много негативного в советскую эпоху, но было и хорошие моменты! Меня " совок" оскорбляет: разве наша юность была плохой,что ей место с мусором? Извините, но один"-" я поставлю. Я минусов не люблю,но мне дорога моя юность и я считаю,что " совок" оскорбление нашей юности
      1. -3
        8 декабря 2018 15:42
        мне по барабану плюсы и минусы, в моем понимании совок-- это просто самое худшее что было в ссср , к сожалению этим пачкают все..., горе побежденным
  11. +13
    7 декабря 2018 09:21
    в середине 80-х встречался с одной гарной дивчиной , которая училась в Кировограде в престижном торговом техникуме.Ея ненька была продавщицей в каком-то сельском магазине и донька смело пошла по ея стопам со справкой -направлением наперевес.Как -то спросил ея "Галюся ,а о чем ты мечтаешь?". А она в ответ " Мечтаю работать директором магазина але товароведом в Новоархангельском Райпо. Ось иду я по вулици , вся такая в импортном , а народ видит мене здаровкается и кланяется".
    1. BAI
      +5
      7 декабря 2018 09:47
      иду я по вулици ,вся такая в импортном

      А теперь - "иду я в Дольче Габано".
      1. 0
        7 декабря 2018 10:11
        Девочка --мудра и права , товароведы и торговцы оказались более востребованными чем другие ремесла , рынок есть и будет всегда..., а производство -- под большим вопросом
        1. +5
          7 декабря 2018 11:48
          В те времена одним из самых крутых ВУЗов считался московский институт им.Плеханова как раз готовящий "товароведов", круче, наверное, был только МГИМО.
        2. 0
          7 декабря 2018 18:31
          Об этом еще Райкин говорил про "дифцит":" ты меня уважаешь через завсклал через старший товаровед достал дифцит"
          1. +1
            7 декабря 2018 21:07
            Цитата: vladcub
            " ты меня уважаешь через завсклал через старший товаровед достал дифцит"

            "Я, через завсклад, через товаровед, через заднее кирильцо другой достал... дифсит... И что получается? - Ты меня уважаешь! Я тебя уважаю! Мы с тобой уважаемые люди!" (с) ЕМНИМП.
            1. +2
              8 декабря 2018 14:40
              Хан, приятно,что Вы помните Райкина. Я его слушал с большим удовольствием
        3. +3
          7 декабря 2018 18:36
          В 80-х магазин"Спорттовары" среди мужской части были наиболее посещаемыми,кроме автомагазинов, там было все для полного счастья: крючки, лески, удилища...и катушки"Орион", но не для всех, и здесь начиналось самое интересное, как договориться стовароведом,но ящик яблок, лучше два, проблема решена...в 90-х на улице обращается бомжичка, пригляделся, мать моя, Лариса товаровед, а была Нефертити...да жена спрашивала, кто это был? Женщинам разве объяснишь, что была ушедшая молодость crying
    2. -1
      7 декабря 2018 12:48
      права девчёнка-то....
    3. +2
      7 декабря 2018 15:02
      Вообще в Неньке такое мышление до сих пор. В этом суть деревни.
  12. +25
    7 декабря 2018 09:24
    Как непосредственный свидетель событий тех лет в аналогичной обстановке, могу вставить своих пять копеек. Не все было так депрессивно, как описывает автор. Учителям в деревне полагалось 20% сельской надбавки к зарплате, а учитывая нагрузку получалась неплохая з/п (городские о такой только мечтали). Ученики тоже разные, учитывая комплектность классов, учитель мог (если хотел конечно) найти индивидуальный подход к каждому ученику (откровенных имбицилов пару-тройку на всю школу). После отработки распределения никто никого не держал, можно было ехать куда угодно. Правда семейные пары редко приживались, а вот молодые учительницы, как правило, удачно выходили замуж за местных (в колхозе не только скотники работают, но и инженера, вет.врачи, энергетики, механики, экономисты). А главное, в те времена, учитель в сельской местности был авторитетный человек, даже взрослые люди стеснялись матом ругаться в их присутствии, не говоря уже о школьниках.
    1. +9
      7 декабря 2018 11:29
      Сам вырос в сельской местности , знаком с ситуацией тех времен не по наслышке , автор во многом описывает правду . Но каждый видит другими глазами .
      Жду продолжения .
    2. +14
      7 декабря 2018 12:29
      Цитата: vvvjak
      даже взрослые люди стеснялись матом ругаться в их присутствии, не говоря уже о школьниках

      В точу, Владимир
      У меня мать преподавала в русский и литературу в сельской школе. В классах было по 50% русских, 50% цыган. На родительском собрании, посвящённом скорому призыву выпускников на военную службу, мать одного цыгана жутко возмущалась и кричала - не отдам моего Ваську в Красную армию. При этом матерных слов было больше, чем цензурных, но всякий раз после матерной серии она вставляла: "Извиняючи учителей". В итоге Васька благополучно отслужил, закончил техникум и каждый год поздравляет мою маму с Днём рождения и с Днём учителя, хотя прошло больше 30 лет.
      1. +3
        7 декабря 2018 12:37
        Ну прям коллеги, мать - русский (и белорусский) язык и литературу, отец - физику. Правда цыган у нас не было совсем.
    3. +6
      7 декабря 2018 18:33
      Совершенно верно. Я помню как УВАЖАЛИ учителя
  13. +10
    7 декабря 2018 09:38
    вот оно что...а то все статьи гнильцой пропитаны,я не пойму почему.взгляды действительно разные были.и у моего деде,который учителем в селе был с 47-75,таких "проблем" не возникало.а то ,что многие выпускники выучились на инженеров и работали в оборонке на руководящих должностях,так это вопреки шпаковским.соседка вон,замминистра.на пенсии.
    я лично,горжусь тем,что вырос в селе,живу рядом с "недалёкими колхозанами".и да,у меня среди родни и по отцу и по матери,много учителей,в том числе и заслуженных,которые (О ужосс!!!) трудились в селе.так,что г-н(как поймёте) Шпаковский удачи в создании очередного шлака.
    1. -1
      11 декабря 2018 20:20
      Он не Шпаковский, а ШЛАКовский.
  14. BAI
    +7
    7 декабря 2018 09:44
    Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо»

    Ну это не совсем так. Идя в институт, будучи абитуриентом, я точно знал где буду работать по окончании института. Причем, я не был в целевом наборе (это, кстати, еще один вариант). К распределению из организации, куда я хотел попасть, на меня пришел именной запрос. И его удовлетворили. Как я организовал этот запрос - я работал в этой организации до института. В принципе такие запросы могли организовать и родители.
  15. +12
    7 декабря 2018 09:48
    Сам учился в сельской школе. В 90е правда, но не суть. Был школьный огород, точнее поле. Копали по прихоти директора вечно поздней осенью, в октябре, часто уже дождь со снегом шёл. Один раз дотянул до ноября, снег упал да так и не растаял. Картошка так и осталась в земле. И да учителя у нас были хорошие, в своей массе. Делали что могли, а вот с базой и пособия и беда была, все - "на пальцах" По поводу "недалёкие" учеников, были такие но их всех после 9класса,директор в ПТУ спроваживал. 10-11заканчивали те кто реально учились. Но вот то что в национальной школе учился определённый отпечаток оставило, с грамотность из за этого плохо. Ситуацию когда русских детей заставляют учить языки "титульный" наций считаю врелителтством и идиотизмом
  16. +13
    7 декабря 2018 09:54
    Уже страшно.
    высшее образование было в СССР бесплатным. Ничуть! Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо», то есть тебя могли насильно отправить куда угодно, а ты и слова сказать не мог, ведь учился-то «бесплатно»
    может в горбачёвские времена поливания грязью Союза это и было актуально. Только расскажите, кто сейчас может учиться платно и потом найти работу по специальности. Так что автор не жужжите.
    Работу вы свою видать совсем не выполняли, если только статейки и пописывали в рабочее время. Ведь у учителя работа ненормированная, даже во сне тетрадки проверяет. А в учителя пошли, чтоб от армии откосить. Потому и недовольны деревней.
    у большинства девчонок щеки кровь-с-молоком, груди рвут форменные платья. Какая им школа – замуж и… в коровник!
    вот вы куда глядели, до преподавания ли тут.
    А сельских детей вы зря умственно отсталыми выставляете. У меня жена из глухой деревни, закончила школу, повезло ей с учителем, поступила в МГУ, который также с отличием закончила. А вот сейчас деревня в святые нулевые выглядит, хуже чем вы описали.
    1. +2
      7 декабря 2018 10:11
      Цитата: Гардамир
      Только расскажите, кто сейчас может учиться платно и потом найти работу по специальности

      Найти работу по специальности сейчас легко, если специальность хорошая - если не юрист и не экономист. Кругом острый дефицит грамотных технических специалистов. У нас, когда я учился, уже курса с четвёртого хороших студентов приглашали на работу в разные фирмы. Это во-первых. А во-вторых, работа за человеком не бегает. Это человек должен быть готов собрать манатки и дунуть туда, где эта самая работа есть.
      А насчёт платности - кто захочет жить хорошо, тот выкрутится. У меня родственница в США живёт, так там за вышку дерут куда больше. И это разумно.
      1. +3
        7 декабря 2018 10:17
        если специальность хорошая
        а специальность все нужны. И учителя, медики тоже...
        1. +4
          7 декабря 2018 10:20
          Цитата: Гардамир
          а специальность все нужны. И учителя, медики тоже...

          Это пускай государство решает и специально поставленные люди, кто и что ему нужно и принимают соответствующие меры. А каждый отдельный человек должен думать прежде всего не о проблемах мирового масштаба, а о том, как ему стать хорошим человеком и востребованным специалистом.
          1. +1
            7 декабря 2018 10:31
            А каждый отдельный человек должен думать прежде всего не о проблемах мирового масштаба, а о том, как ему стать хорошим человеком и востребованным специалистом.
            Согласен почти на сто процентов. Вот только иногда у человека предрасположенность к одному а деньги платят за другую специальность, но это уже другой разговор.
        2. -3
          7 декабря 2018 15:05
          Если специальность нужна, и человек в ней понимает, то работу найдет. А так нечего на государство валить, что кто-то работу найти не может, т. к. непонятно чему учился.
      2. +6
        7 декабря 2018 10:32
        Цитата: Flavus
        У нас, когда я учился, уже курса с четвёртого хороших студентов приглашали на работу в разные фирмы.

        Так было и в 1980 г: высшие по оценкам имели огромный выбор и их приглашали и НИИ, и в спецализированные ПИ. Двоечники ехали в глубинку, у них выбора уже не было
        1. +4
          10 декабря 2018 18:43
          Мама с отцом из деревень - в 71 поступили в мединститут, где и познакомились. В 77-м окончили. Тоже с дочкой годовалой, моей старшей сестрой. Мама - врач-рентгенолог первой категории, отец - врач-травмотолог высшей категории (мама на пенсии, отца уже нет). Вот такие "имбецилы" из деревень..
          Так что считаю, что автор изрядно передергивает и сгущает краски. Ну и пассажи про "совок" и небесплатность образования прямо режут глаз.
          Не "небесплатность" - а обязанность, которая напрямую проистекает из предоставленных прав.
          Имеешь право на бесплатное высшее образование от государства - изволь отработать 2-3 года там, где государство считает нужным.
          А автор из тех, кто считает, что права быть должны, а вот про обязанности - как то не очень.
          Эгоистический подход, который потом и использовали Горбачев, Яковлев, Шеворнадзе, ну и ЕБН для развала страны.
          P.S. Это моё личное мнение, прошу сильно не пинать.
  17. +8
    7 декабря 2018 10:23
    "В деревню, в глушь, в Саратов..." Прочитал о тяжкой доле угнетаемого жестоким тоталитарным режимом молодого учителя, вынужденного общаться с сельским бы...ом и чуть не прослезился.
    1. +7
      7 декабря 2018 17:12
      Уже и страны нашей, Советского Союза, нету, а антисоветчики всё еще со всех дырок лезут и лезут. Мешала им , тварям, жить Советский Союз, до сих пор вон как корежит . Рассказик-то шибко хитровыструганный , с тройной начинкой. Вроде все реалистично, знакомо...а тут опппа и наглейшая ложь - что насильно по распределению ссылали, аж уголовно преследовали кто отказался. Домик его семейству государство оплачивает аренду, топливо бесплатно, зарплата хорошая...а сортира в при доме нету , печки там гвном топят...это каким же надо быть вралем ? сортир построить полдня делов, если старый негоден. Ну и про детишек, мол, селяне умственно никчемные. А у нас девять десятых жителей деревенского происхождения, или корни в деревнях. Нормальный ход, автор, зарубежному заказчику понравится - "мину" заложил насчет умственных способностей . Во второй части, наверняка, эту тему недочеловеков разовьет , на манер солженицына как он селян учил ложкой кашу есть, а не руками хватать.
      1. 0
        9 декабря 2018 18:09
        Было много негатива, надо помнить т честно признавать. А не украшать сортир.
  18. +2
    7 декабря 2018 10:40
    Можешь не писать- не пиши! Не думай, думаешь-не говори, говоришь-не пиши, пишешь-не подписывайся, подписываешься-не сознавайся. Если пренебрег- не удивляйся...
  19. +15
    7 декабря 2018 10:54
    Автор часто предваряет свои статьи эпиграфом. В этот раз эпиграфа нет, но он явно читается между строк:"Коньяк воняет клопами".
    А если ту же тему рассмотреть под девизом "Клопы пахнут коньяком?"
    Тогда вопрос смотрится несколько по другому.
    Благодаря распределению выпускник вуза получал гарантированную работу по его специальности, причем вне зависимости от его квалификации. Поэтому даже выпускник педвуза, у которого в экзаменационном листе по его специальности стоял вымученый "удов." получал место учителя в школе, а не шел в дворники, что было бы логично.
    Потом автор стыдливо умолчал о статусе "молодого специалиста" и преференциях для молодых учителей, врачей, работников культпросвета и остальной творческой интеллигенции, направляемых на работу в сельскую местность. Даже уволить бестолкового молодого специалиста без согласия профильного министерства не могли. И многие, кто сейчас порицают эту систему, именно ей всем и обязаны, так как в силу своих скромных способностей "на вольных хлебах" крутили бы коровам хвосты.
    Так что любой желающий может найти в сети, что такое "молодой специалист" и тогда "страдания" автора в деревенской глуши станут не столь тяжелыми.
    Да, еще один момент. "А кто-то и вовсе… объявил себя психом и одновременно откосил и от села, и от армии"
    Подобный способ в СССР мог выбрать реально только больной на голову человек, так как наличие белого билета с таким диагнозом в то время - практически гражданская смерть и на работу таких брали разве что в ассенизационный обоз. Да и вообще "белобилетники" были редкостью. Из моего выпуска в армию ушли все.
    Сегодня такая модель погашения образовательного кредита, как персональное распределение, широко применяются в США, Великобритании, Канаде, Германии и ряде других стран. И в Белоруси.
  20. +6
    7 декабря 2018 11:19
    Есть известный блогер-дегенерат Мирович, постоянно расказывающий всем, как плохо было в СССР (хотя сам его вряд ли застал). Эту статью ему бы надо послать. Он бы опубликовал у себя.
  21. +10
    7 декабря 2018 11:21
    В Средней Азии хлопок собирали до декабря, буквально со снегом вместе.

    Хлопок собирали с начала октября, по середину - максимум конец ноября. Т.е. те же самые 1,5-2 месяца. Что там в декабре собирать-то было? Гузапаю что-ли?
  22. +7
    7 декабря 2018 11:55
    Цитата: Кузнец 55
    Сам вырос в сельской местности , знаком с ситуацией тех времен не по наслышке , автор во многом описывает правду . Но каждый видит другими глазами .
    Жду продолжения .

    Вы выросли в сельской местности, а я находился типа в роли ребенка автора. Только мои родители не сбежали искать лучшей доли, а всю жизнь проработали в сельской школе. Так что эту "кухню" я знаю со всех ракурсов.
    1. +5
      7 декабря 2018 12:22
      И так на всякий случай мой отец в армии служил (1971-1973 ЗГВ, развед. бат.) уже будучи учителем сельской школы.
  23. +4
    7 декабря 2018 13:59
    Правда вещь тяжёлая, не каждому под силу этот груз. Каждый знает истину, принять её нужно мужество. Слепому нужен поводырь? Да - это объективно. Зрячему нужен поводырь? Нет - это оскорбительно.
  24. +13
    7 декабря 2018 15:29
    Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо», то есть тебя могли насильно отправить куда угодно, а ты и слова сказать не мог, ведь учился-то «бесплатно». .... людей просто брали и посылали, осуществляя типичное средневековое «внеэкономическое принуждение к труду», потому как существовала даже уголовная ответственность в случае… уклонения.

    Ложь. Наглая ложь.
    Ст.209 УК РСФСР вообще никак не предусм.уголовного преследования выпускников вузов. НАСИЛЬНО (!!) никого в село не отправляли, на распредлении давали места на выбор. Если выпускник находил возможность трудоустройства в ином месте, где ему подтверждали прием на работу, никаких наказаний ему не было никогда.
    Поскольку денег мне всегда не хватало

    Ого. Вот это аппетиты...полторы учительские ставки - около 220 руб В селе это ОЧЕНЬ хорошие тогда были деньги. С учетом что за жилье они вообще не платили , мясо-молочные почти в два раза дешевле городских...паренек-то был с нехилыми запросами!
    Про отсутствии сортира во дворе - да, в домах деревенских пьяниц так и было, на топливо пьян разбирала все вплоть до дощатого сортира и забора. Но, судя по описанию, домик у Автора был ну никак не бичевский. Деревенский быт отличается и сейчас от городского, именно своей рациональностью. Сортир с баней были и остаются частью именно что необходимого устройства двора. Поэтому - опять врет , про сортир. Зачем? очернить жизнь в Союзе получил задание, чтоли?
    сельские дети, ну скажем так, в основной своей массе умом не блистали

    Врет. Никакой существенной интеллектуальной разницы не было, разница была только в уровне подготовки школьников. Понятно, что в Москве и Ленинграде тогда были и школы " с уклоном", и различные занятия при вузах. Но это всего лишь разные возможности при обучении. В вузах ребята быстро нагоняли горожан - но только те, кто действительно желал учиться . А то что в деревне ребятишки работали в поле - ничего скверного в этом нет. Работа в поле это не блажь для отчетности, а уроки нормальной сельской жизни. Успевай - и работать, и учиться.
    1. +2
      7 декабря 2018 22:24
      Бывало,что распределять в село и к черту на кулички, а ему предложили в своей области,а не , где-то в Якутию или Казахстан
  25. +9
    7 декабря 2018 15:32
    Это ведь только совсем уж недалекие люди у нас считают, что высшее образование было в СССР бесплатным. Ничуть! Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо»,

    Ну зачем уж так поливать грязью СССР. Было бесплатное образование, вы же не платили за учебу. После учебы должны были отработать полученные знания, при чем не бесплатно. Вы же получали зарплату. И экономически вас тоже заинтересовывали. Вы же пишите ниже, что и квартиру вам снимали, и дрова привозили.
    Простая вобщем-то статья о жизни, вдруг предстает антисоветской агиткой. Может конечно я предвзято отношусь, но у меня такое впечатление складывается.
    Моя бабушка была учительницей в далеком киргизском кишлаке. Она уже была на пенсии, к ней приезжали ее ученики, разных национальностей, и киргизы, и русские, чеченец даже как-то приезжал ( высланные из Чечни были и в Киргизии), благодарили за знания.Никогда она так про СССР в таком контексте не говорила.
  26. -12
    7 декабря 2018 15:34
    Цитата: слава1974
    Вы же получали зарплату.

    Не много же Вам надо...
    1. +9
      7 декабря 2018 16:36
      Вячеслав объясните мне как можно г-ом топить печь, у меня слабо укладывается в голове сей процесс. Деревенский сортир усилиями 2-х человек строится в течении 3-4 часов (я лично пару-тройку таких построил). А достать стройматериалы в колхозе, как правило, не составляло особого труда (если уж председатель откажет, то за бутылку или к директору школы можно обратиться).
      1. +10
        7 декабря 2018 17:01
        Как автор опуса топил печку гном? да он в отверстие в плите гадил . На весу. Акробат потому что.
        Ну врет как дышит , понятное дело. Да, топят печки аргылом - сухим коровьим г-ном. Кочевники так делают , только печки эти - типа буржуйки , в юртах. Нормальное тепло, правда, запах резкий, но это совсем ИНАЯ жизнь, не сельская, а кочевников-скотоводов. Автор , интересно, сам-то откуда? с аризонщины или с канзасу?
        1. +6
          7 декабря 2018 18:06
          У нас мать с утра топила печь. Пока был большой огнь то в больших чигунах варилась картошка для свиней. Потом ставился томиться борщ для всей семьи, бабка, колдуны, голубцы или что другое. И после всего в школу к детям. Я реально не могу понять как при этом можно в печь еще и дерьмо засунуть. У нас котенок случайно сгорел в печке, неделю стоял "штынк", а тут г-но.
        2. +4
          7 декабря 2018 20:42
          Сухое коровье . Кизяк называется . Навоз прессуется в формы (кирпич) , сушится , разжигают дровами или керосином .
          1. +7
            7 декабря 2018 21:11
            Вы статью читали. Автор утверждает, что утилизировал свои отходы через печь. Причем тут кизяк.
          2. 0
            7 декабря 2018 22:14
            Правильно,а ещё использовали курай: сухо бурьян. Конечно дрова лучше,но "не имея гербовой пишем на такой*. Кузнец,а Вы откуда: у нас по такой технологии: прессовать в кирпич,делали саман. А кизяки высушивали на соллнце и скаладывали в штабеля у дома. Горит как порох и ЖАРА,но мигом перегорает
            1. +1
              9 декабря 2018 10:46
              vladcub.
              Кузнец Вы откуда :
              Я родился и вырос в селе , в Оренб.обл. Сейчас живу в небольшом городке (20 тыс.населения)
              И саман у нас делали в формах , и кизяк . Сам не топил кизяком но видел , многие у нас им топили , заготавливали , сушили , и складывали под крышу .
              Участвовал и в уборке картошки , моркови , свеклы , капусты ну и зерновых естественно .
              Автор городской житель , у него другой взгляд .
              С ним не согласен в том что ученики сельских школ были не столь образованны . Они во многих сферах превосходили городских . Воспитывались в разных условиях .
              В комментах многие критикуют Шпаковского , но пусть критики сами что напишут , и глянем что будет в комментариях .
        3. +3
          7 декабря 2018 22:20
          Лично в детстве видел как кизяк готовили на зиму и топили обычную печку,а не буржуйку. Кажется у Шолохова есть, что плиту топили крючком. Это широко распространенное топливо в степной зоне
          1. +4
            7 декабря 2018 23:43
            Народ Вы что "берега попутали" автор утверждает, что утилизировал собственные фекалии через печь в доме на постоянной основе, вместо сортира. А мне начинают "впаривать" про кизяк и соман. В моей "сялухе" к коровам токого человека допустили только со справкой от психиатора, а тут целый учитель.
      2. +1
        9 декабря 2018 22:56
        как можно г-ом топить печь, у меня слабо укладывается в голове сей процесс.

        Мне тоже не понятно. А еще такая фишка, как фекалиями кормить курей. Наверное в проклятом совке больше не чем было кормить wassat
    2. +6
      7 декабря 2018 21:56
      Цитата: kalibr
      Цитата: слава1974
      Вы же получали зарплату.

      Не много же Вам надо...

      Бесплатное гос. образование (Вы же за него не платили, да?). Распределение в деревню... (Не фонтан, конечно... Но, не говорите, что у вас не было выбора!). Зарплату, при этом от гос-ва получали, как молодой специалист, аж 220 рэ.(начинающий инженер, на производстве, получал 120). И чем Вы, Вячеслав Олегович, недовольны? Что еще "преступный совок" должен был для вас, такого д'Артаньяна, сделать? Рожу, + ко всему, повидлом намазать? Не понимаю.
  27. +11
    7 декабря 2018 15:53
    Бог ты мой, как достало это постоянное вставляемое "тоталитарное государство"!
    Это государство под названием СССР столько миру дало, что дня перечислить не хватит, а все ноют.
  28. +5
    7 декабря 2018 17:17
    Цитата: Maverick78
    Вот он... "кровавый оскал тоталитаризма" ... а как бы было хорошо получить бесплатное образование и сразу отправиться учить детей в Москву, Ленинград или Киев. А в село по остаточному принципу. То ли дело сейчас... красота.

    Да нафига их учить ещё, время и нервы тратить. Лучше сразу по партийной линии в редакцию. А будущего пана профессора сослали в деревню к этой немытой голытьбе. Знаете, как обидно. Проклятый совок, все в лаптях, даже телевизора нет.
    1. +5
      7 декабря 2018 22:01
      Видимо, рукозадый мастер был. У нас не все могли купить заводскую антенну,а делали самоделки. Некоторые самоделки лучше заводских: напротив парень живет и у него то деда остался"паучек" и телик показывал лучше чем мой на фабричной:"Дельта". Правда у нас уже" тарелки"
  29. -2
    7 декабря 2018 18:01
    Цитата: vvvjak
    я лично пару-тройку таких построил

    А там холодно...
    1. +8
      7 декабря 2018 18:37
      Там холодно и газета "Правда". Но если лет этак с пяти привыкаешь быстро.
    2. +4
      7 декабря 2018 19:08
      Цитата: kalibr
      А там холодно..

      Могли бы проявить смекалку. Сортир - дома, труба - на улица. Гном бы Вам спасибо потом сказал.
  30. +10
    7 декабря 2018 20:55
    Когда в России сбывались Кафка, Оруэлл, Пелевин, Сорокин, Войнович было смешно, но когда сбылись Незнайка на Луне и Чиполлино стало страшно.
  31. +3
    7 декабря 2018 21:30
    Шпаковский в своей антисоветчине натягивается сову на глобус!К его сведению городских тоже на буряк посылали.Пятиклашек нет,а вот 7-8-9 классы и на первом,втором курсе техникума...Если что,на момент развала Союза в городе 210тыс. населения было
  32. +3
    7 декабря 2018 21:53
    1) должен извиниться перед В. О.: думал,что он не знает села и поэтому так пишет. Знаете как бывает: маминькин сынок привык к центральному отоплению и асфалту и в село попал конечно заскулит.
    2) у В.О.всегда интересные работы ( мне только мало понравилось про то как работать с английским издательством: оно мне не надо): у него есть классическая русская и советская историческая школа. У Карамзина или Платонова никто морей не копал и Чингиз хан есть Чингиз хан. И у него нет альтернативного бреда. И эту читал с интересом, вспоминал наше село.
    3. У В. О.все хорошо (завидую его умению бойко писать,у меня сочинения были плохие: "Нет Фантазии"так учительниц написала мне в 8-м классе), но ПОЧЕМУ В. О.не любит свою юность? Самая самая лучшая пора у человека- юность. Да в колхозе была грязь и "удобства во дворе" и вода из колодца,а не крана.. Печатку надо топить дровами,а перед этим их надо посетить,а потом проколоть, но зато вечером так приятно сидеть возле печки. Ей богу мне иногда зимой хочется сидеть не на диване с книгой или планшетом, а на корточках перед плитой и без света.
    4.) В. О.не повезло,что его предшественник в 10- классе был " особо одаренный", но тут вина не В. О,не колхоза или государства,а директора,что держал такого,а может он был его родственник или кого-то выше? В. О.сам наглядный пример,что сельские хлопцы не все коровам хвост крутили. Он сам родился в колхозе и учился надо думать в сельской школе,а потом пошел в Пед институт и государство ему платило степенью, конечно маленькая,но сельские хлопцы и девчата тогда привыкли жить скромно. Я меньше всего хочу кого-то обидеть,но сейчас вспомнил шутку восьмидесятых: " у кого нет ума идет политех,нет совести в мед,а кто полный баран в пед". Я её услышал в 1987.
    Честное слово я НЕ ПОНИМАЮ В. О.почему он не любит свою юность
    1. +2
      9 декабря 2018 09:04
      Шпаковский не юность свою не любит, а государство и обстоятельства, в которых эта юность прошла. Но как пела Пугачёва "фарш невозможно провернуть назад".
  33. +8
    7 декабря 2018 22:59
    Автору: Вячеслав Олегович, благодарю за статью (как всегда: со многим не согласен и согласен со многим)
    Комментаторам: Уважаемые а давайте каждый напишет и опубликует материал на тему "Былое и думы. За что я люблю (не люблю) Советский Союз."
    Администрации сайта: Предлагаю поддержать подобный проект.
    1. +1
      8 декабря 2018 07:18
      Да, мысль очень интересная. Особенно было бы интересно прочитать "За что люблю!". Я только "За". Причем неплохо бы предоставить слово именно комментаторам. Пусть напишут ПЕРВУЮ В СВОЕЙ ЖИЗНИ СТАТЬЮ. Мой опыт показывает, что одну написать может каждый, имеющий жизненный опыт человек. Особенно когда человек пишет... "кровью сердца". А тут именно такая тема.
  34. -2
    8 декабря 2018 01:40
    Сказка - ложь, а в ней намёк - будущим авторам фантазии намёк.
  35. +3
    8 декабря 2018 14:49
    Цитата: 3x3zsave
    Автору: Вячеслав Олегович, благодарю за статью (как всегда: со многим не согласен и согласен со многим)
    Комментаторам: Уважаемые а давайте каждый напишет и опубликует материал на тему "Былое и думы. За что я люблю (не люблю) Советский Союз."
    Администрации сайта: Предлагаю поддержать подобный проект.

    Антон, считайте, что я с Вами.
  36. +5
    9 декабря 2018 07:03
    Интересно, а что с этой школой сейчас?

    На распределение попал уже на сломе эпох. Разговоры - были. Серьезных предложений - не было.

    Почему сейчас распределение не введёшь - потому что образование от производство оторвалось нещадно.

    А читать воспоминания - очень интересно.
    1. +1
      9 декабря 2018 11:28
      Об этом будет!
  37. +3
    11 декабря 2018 13:07
    надо помочь совхозу и… выйти «на свеклу»


    Аналогично у нас в школе было - собирали за трактором, потом хвосты рубили.
    И картошку собирали за трактором и капусту собирали - правда не больше 2-3-х раз в неделю
  38. 0
    11 декабря 2018 19:01
    Самае лучшее савецкое образование.
  39. 0
    12 декабря 2018 07:54
    Цитата: tegezen
    савецкое образование

    Согласен, что САВЕЦКОЕ всегда самое лучше!
  40. 0
    12 декабря 2018 23:40
    В 78-ом после распределения отработал в сельской школе неделю.На две недели хватило в редакции районной газеты.Я смотрел на этих людей вокруг,как они думают,как говорят,как работают,и меня охватил страх,что я могу заразиться невидимой болезнью и остаться навсегда.В последнюю
    ночь это чувство стало нестерпимо и я сбежал.
  41. -1
    13 декабря 2018 11:28
    Цитата: Дачник452

    В 78-ом после распределения отработал в сельской школе неделю.На две недели хватило в редакции районной газеты.Я смотрел на этих людей вокруг,как они думают,как говорят,как работают,и меня охватил страх,что я могу заразиться невидимой болезнью и остаться навсегда.В последнюю
    ночь это чувство стало нестерпимо и я сбежал.

    А мне потом несколько лет ночью ужастики снились, что меня опять туда посылают...
  42. 0
    17 декабря 2018 23:14
    Очень посмеялся над описанием "ужасов" тоталитаризма в СССР. Действительно кошмар: мало того, что бесплатно получаешь высшее образование, так еще и насильно обеспечиваешься рабочим местом, да еще по специальности! Вот глумилось государство над людьми! Не то, что в современной демократической и свободной россиянии - заплати за пять лет обучения (теперь уже за шесть лет), а потом не найдя работу по специальности, можешь спокойно выбирать куда идти работать: продавцом в супермаркете, или кондуктором в трамвае (а как говаривал классик - хуже этой работы.....). Автор жжёт! А на счет сельских детей, они и сейчас умом не блещут.
  43. +1
    18 декабря 2018 17:01
    Всю жизнь считаю, что самое лучшее образование получил в сельской школе. Выпуск 85-го года.
    Диплом о высшем получил "для галочки", на заочном. Полученные в средней деревенской школе основы образования позволили, и до сих пор позволяют, работать на должности инженера. Спасибо учителям и советской системе образования!
  44. +1
    12 января 2019 15:54
    Это ведь только совсем уж недалекие люди у нас считают, что высшее образование было в СССР бесплатным. Ничуть! Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо», то есть тебя могли насильно отправить куда угодно, а ты и слова сказать не мог, ведь учился-то «бесплатно». И вместо того чтобы экономически заинтересовывать людей работой в Калмыкии, у самоедов или в Покрово-Березовке, людей просто брали и посылали, осуществляя типичное средневековое «внеэкономическое принуждение к труду», потому как существовала даже уголовная ответственность в случае… уклонения. Правда, особо-то она и не применялась, но начинать свою карьеру со скандала мало кому хотелось, мнение о том, что «ты должен» в тоталитарном обществе всегда является доминирующим!
    Отвечает один из "недалёких" людей - я не увидел связи между сомнениями автора в отношении "бесплатного образования", и необходимости отработать по распределению несколько лет? И, так, для справки - у меня два высших образования, полученных в советское время, но денег за них с меня почему-то никто не взял, и еще с нескольких десятков моих друзей и коллег! Автор, Ваше "творчество", мягко выражаясь пахнет болотом - таким большим, гнилым, и тухлым! sad
  45. +1
    14 января 2019 20:59
    Автор - нытик и гнилой интеллигентик, судя по статье. Его, видите ли, не удовлетворяло, что за бесплатное образование нужно было отрабатывать в деревне. Условия жизни "без удобств". Да и отношение к сельским жителям презрительное:
    замуж и… в коровник!
    . Противно, короче... Остальные части "повествования" даже и читать не хочется!
  46. 0
    2 февраля 2019 17:00
    К сожалению, в "ВО" не так много публикаций, которые бы так же реально освещали события и жизнь народа при социализме " с человеческим лицом". Ведь только в столетнюю годовщину освобождения крестьян от крепостного права ( в 1961 г.) колхозникам стали выдавать паспорта...До этого времени личность колхозника подтверждала справка, которую могли выдать в сельсовете, а могли и нет - все зависело от настроения и решения председателя колхоза. Именно поэтому многие деревенские парни, желая избавиться от узаконенного рабства, после демобилизации прямо из части вербовались на работу в районы Дальнего Востока, Севера и т.д. После отработки подъемных, получения паспорта они уезжали в крупные города, где устроившись на работу могли рассчитывать на получение через какое-то время жилья и более или менее человеческих условий труда.
  47. 0
    10 февраля 2019 20:36
    Меня бесит когда деревенских людей считают недочеловеками.По мне это самые приспособленные люди к жизни.Они умеют всё своими руками и огород посадить,скотину вырастить и самим её забить и переработать.Построить жильё для себя и много таких вещей что городским и не снилось.В случае БП они имеют все шансы на выживание.А что сделает город в случае катаклизма?Соберёт продотряды и пойдёт забирать "излишки" продуктов у бедного деревенского жителя.Всегда так было,так и будет.Это неоспоримый факт.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»