Секреты Холодной войны: как «Чёрный дрозд» уходил от «русской охоты»

72
На днях четверо военнослужащих шведских ВВС получили американские награды за выполненную ими во времена Холодной войны миссию, которая была признана только в прошлом году. В 1987 году они помогли разведывательному самолету SR-71 Blackbird («Чёрный дрозд») уйти от возможного преследования советских самолётов, проследовав через воздушное пространство Швеции. Об этом сообщает американское издание WarZone.

Полковник ВВС Швеции Ларс-Эрик Блад, майор Роджер Моллер, майор Кристер Сьоберг и лейтенант Бо Игнолл получили "воздушные" медали (Air Medal) во время церемонии в посольстве США в Стокгольме 28 ноября 2018 года. Ими награждаются лётчики за особый героизм или другие особые заслуги. Также присутствовали подполковники ВВС США Дуэйн Нолл и Том Вельтри – пилоты SR-71 Blackbird.



Секреты Холодной войны: как «Чёрный дрозд» уходил от «русской охоты»


ВВС США не потеряли незаменимый самолет, а жизни двух членов экипажа были спасены.

- заявил Нолл в ходе церемонии.

29 июня 1987 года Нолл и Вельтри вылетели с британской авиабазы Mildenhall в направлении Баренцева и Балтийского морей. В их задачу входило, пребывая в международном воздушном пространстве, получение с большой высоты снимков объектов на территории СССР (находящихся, в частности, на Кольском полуострове и на побережье Балтики). Во время выполнения миссии «Балтийский экспресс» неожиданно вышел из строя один из двигателей SR-71. Самолет снизился на более чем 24 000 футов за считанные минуты и оказался в воздушном пространстве Швеции.



СССР уже давно дал понять, что намерен сбивать американские разведчики в случае нарушения границ страны, что подтверждало уничтожение U-2 в 1960 году, который тоже пытался уйти от преследования. Не особо церемонились советские истребители и в международном пространстве, что, как полагает издание, продолжает делать современная Россия. При этом в узких границах балтийского региона имелся риск недолгого пребывания SR-71 на территории СССР в ходе своего падения, в связи с чем советские истребители могли уничтожить самолет.

Мы не знали, кто нас найдёт первым.


- заявил Велтри, добавив, что он и Нолл были обеспокоены возможностью начала «русской охоты».

Поэтому они были в восторге, когда увидели шведские Saab Viggen и были уверены, что с этого момента советские самолеты будут держаться на дистанции. Швеция не была (и до сих пор не является) членом НАТО, но исторически оказалась более близкой к альянсу. Во время Холодной войны шведские военные активно патрулировали границы своей страны для пресечения вторжения с обеих сторон.

Мы выполняли обычную операцию в мирное время. Наш оператор спросил: «Можете ли вы перехватить и идентифицировать цель?». Я сразу подумал, что это SR-71.

- пояснил Моллер.



Американский разведчик в это время выдал код «7700», что указывало на чрезвычайную ситуацию на самолете. Сопровождаемый истребителями, SR-71 вышел из шведского воздушного пространства на одном двигателе. После этого он проследовал через Данию в Западную Германию, где совершил аварийную посадку на базе Нордхольц.

После инцидента Стокгольм согласился не придавать его огласке, как и другие миссии Blackbird, в связи с чем информация о нём была засекречена. Об этом стало известно лишь в 2017 году, спустя 30 лет, что позволило выразить публичную признательность шведским пилотам.

Этот день в 1987 году показал нам, что мы всегда можем рассчитывать на наших шведских партнеров во время большой опасности.
,
- заявил генерал-майор ВВС США Джон Уильямс.
  • ВВС США
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    1 декабря 2018 11:37
    Черного дрозда отправил на свалку истории наш МИГ-31. Тогда,во времена Холодной войны была гонка за скоростью,которую в итоге выиграл МИГ.
    1. +17
      1 декабря 2018 11:44
      "Чёрного дрозда" на свалку истории отправила огромная стоимость его эксплуатации. И модификация МиГ-25 здесь совершенно ни при чём. МиГ мог только КРАТКОВРЕМЕННО лететь на скоростии м=3, в то время, как для SR-71 такая скорость была крейсерской.
      1. +12
        1 декабря 2018 11:54
        Спутники стали более эффективными разведчиками, вот и всех делов.
        Дрозд этот к нам не связался, конкретно, наши его шуганули раз, другой, вот и вся его "героическая" эпопея.
        Как выражение конструкторских талантов и технологической мощи, это есть как есть.
        1. +6
          1 декабря 2018 12:34
          Цитата: rocket757
          Дрозд этот к нам не связался, конкретно, наши его шуганули раз, другой, вот и вся его "героическая" эпопея.

          Шугали его частенько....вот рассказ одного пилота МИГ-31..дело было на Камчатке..
          Всё всегда было по раз и навсегда установленной схеме. И они, «супостаты», к ней привыкли. Но где-то у нас, в "верхах", решили проверить супостата на «вшивость» и была придумана новая схема вылета. Обычно его ждал МиГ-31 в ППС над Камчаткой, а по новой схеме вылетало два самолёта — один по обычной схеме, а второй уходил далеко в Тихий океан (т.к. SR-71 всегда шёл к побережью Камчатки на высоте 22-24 км под прямым углом, а затем левым разворотом уходил на Окинаву, едва не чиркая по "ленточке"). Штурманы на земле рассчитали всё до секунд, когда и что надо делать, чтобы SR-71 на бОльшей скорости и высоте прошёл над МиГ-31, летящем по его маршруту " и пришёл (SR-71) в точку начала своего разворота на наивыгоднейшей дальности пуска ракет с МиГ-31 в ЗПС, если SR-71 вдруг мазанёт по "ленточке". Вот тут ему будет ...... с двух сторон. Подняли пару — один пошёл в глубь Камчатки как обычно, а я, по новому маршруту, в точку начала разворота в Тихом океане. Получилось всё как надо — разогнался, набрал 20 000м, М=2.83, слушаю команды с КП. Слышу — догоняет. Когда сказали, что: -"Цель над вами, выше две тысячи", сделал крен, т.к. мешает обзору вверх переплёт фонаря и «горшок» на голове(ГШ-6А), но сразу не увидел, вернее искал не там, где он оказался. Сначала заметил какой-то блик и очень короткую инверсию, а уж потом разглядел и сам SR-71. Его видно было не очень хорошо — тёмный на тёмном фоне неба был виден только силуэт. Обгонял он меня довольно резво (его скорость при таких полётах была где-то 3300 км/час) и где-то на дальности с КП до него 10 км, я говорю штурману: — "Давай излучение!" Секунды через две-три после этого, не долетая "энное" количество км до обычной своей расчетной точки, этот "Дрозд" резко начал разворот влево от Камчатки и погнал куда-то в Тихий океан, вместо того, чтобы пойти обычным маршрутом на Окинаву. Наверно аппаратура обнаружения облучения БРЛС и оповещения о постановке его на АТАКУ у него была в порядке, да и мощность нашей БРЛС на такой дальности так «лупанула» по его сверхчувствительной аппаратуре разведки радиотехнических средств, что видно дальше играть в "кошки-мышки" и рисковать ему что-то не захотелось. Да и ситуация для него развивалась не по установленному и поэтому непривычному для него сценарию.
          Это всё было секунды, большего нам и не надо было — ведь SR-71 был в нейтральных водах, с ним ничего делать (а тем более стрелять по нём) было нельзя. Он ничего предосудительного не сделал, границы не нарушал — просто прилетел сюда, в эту Т.М.(точку в море) просто так, из любопытства и не более. Да и я тоже ничего предосудительного не сделал — просто путём включения прицела посмотрел на него — где он относительно меня и что делает в сию секунду. А то, что у меня в индикации на лобовом стекле загорелась команда "Атака", так это не я виноват, так работает прицел на МиГ-31 — увидел, захват и "Атака". Ну, а то что он так резко изменил своё полётное задание, ну, что-ж, может ему тоже так захотелось, может решил просто срезать угол, чтобы побыстрее прилететь к себе на базу, в Японию.



          Что с ним дальше было, я не знаю. Мне надо было строить заход на посадку, т.к. топлива у меня оставалось не так уж и много.



          Вот так мне однажды довелось спугнуть хвалёного "Дрозда".
          1. -19
            1 декабря 2018 13:13
            Вы серьёзно считаете, что "дрозд" должен был вступить в воздушный бой с МиГом?
            1. +13
              1 декабря 2018 13:15
              Цитата: irazum
              Вы серьёзно считаете, что "дрозд" должен был вступить в воздушный бой с МиГом?

              При чем тут бой? Вы читать то вдумчиво научитесь. Речь идет о ПЕРЕХВАТЕ скоростного высотного самолета разведчика,нашим МИГ-31.
              1. -13
                1 декабря 2018 13:36
                Виноват, действительно. А чего же М. Руста до самой Красной Площади провожали? Оркестра и хора только не хватило.
                1. +1
                  1 декабря 2018 13:41
                  Цитата: irazum
                  А чего же М. Руста до самой Красной Площади провожали? Оркестра и хора только не хватило.

                  Это было стечение обстоятельств...
                  Руст был в районе Пскова, когда в 15:00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы «свой — чужой». Здесь шли учебные полёты одного из авиационных полков, и неопытный молодой лейтенант дежурной смены КП ПВО присвоил признак «свой» всем объектам, находящимся в воздухе. Примерно через час Руст пролетел над Селигером и попал в зону ответственности другого соединения, но теперь его приняли за участника поисково-спасательной операции на месте произошедшей накануне в 40 км западнее города Торжок катастрофы самолёта ВВС. Когда военные поняли, что наблюдают нарушителя, он уже входил в зону Московского округа ПВО. Туда и на Центральный командный пункт ПВО доложили о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолёте — подобные воздушные объекты наблюдались достаточно часто. Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор С. И. Мельников и исполняющий обязанности начальника Главного штаба ПВО генерал-лейтенант Е. Л. Тимохин понадеялись, что в Московском округе с ним разберутся сами и, не имея характеристик нарушителя, не стали докладывать Главнокомандующему ПВО маршалу А. И. Колдунову. На КП Московского округа не придали значения «простому нарушителю режима полётов».

                  Командующий советскими войсками противоракетной и противокосмической обороны (в 1986—1991 годах) В. М. Красковский много лет спустя выразил мнение, что маршал Колдунов «не остановился бы перед принятием самых крайних мер», если бы своевременно узнал об инциденте.

                  В 18:30 Руст подлетел к Москве. Здесь погода была безветренной и малооблачной. Он предполагал приземлиться непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту. Снизившись над улицей Большая Ордынка, самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 Руст вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Примерно через час его арестовали
                2. +3
                  1 декабря 2018 15:39
                  У него меченная крыша была am
            2. +2
              2 декабря 2018 04:48
              Цитата: irazum
              Вы серьёзно считаете, что "дрозд" должен был вступить в воздушный бой с МиГом?

              Вступить в бой? Чем, фотоаппаратами защелкать до потери управляемости? А паника на SR-71 вполне понятна- на том участке маршрута, где произошло облучение прицельным комплексом, обломки самолета гарантированно упали бы на территорию СССР- доказать в этом случае, что он не нарушал границы сложно - все данные объективного контроля были бы только у нашей стороны. Вот если бы такая ситуация произошла у границ США, то они как раз не преминули бы этим воспользоваться, поэтому и паника, поэтому и бегство с места.
          2. +6
            1 декабря 2018 13:23
            На Камчатке его подловили конкретно, эт я помню ...... но всё ж, полосатые не рисковали даж касаться черты, что было разумно, получалась тренировка - игра салочки...... не нарушителей наши не трогали, такого не было!
            Про бой??? Даж рассуждать о том ......., реальная боевая машина, против быстро летающего фотоаппарата??? Самим то как, такие .... спрашивать?
            1. -13
              1 декабря 2018 13:46
              Какая камчатка? Употребили?
              1. +5
                1 декабря 2018 14:37
                Цитата: irazum
                Какая камчатка? Употребили?

                Летающий Фотоаппарат шугали на ДВ, про Руста это организационная бродяга, сто раз уже судили рядились, не интересно.
      2. +8
        1 декабря 2018 13:05
        Цитата: irazum
        МиГ мог только КРАТКОВРЕМЕННО лететь на скоростии м=3, в то время, как для SR-71 такая скорость была крейсерской.

        МиГ то ограничен лишь запасом топлива а SR-71 с полной заправкой и взлететь то не мог. Было бы чем восхищаться. Да и массы самолетов "слегка" разные, а про вес нагрузки и вообще сравнения нет.
        1. +2
          2 декабря 2018 01:50
          какой запас топлива?
          вы понимаете что он взлетал в США разведывал у границ СССР и потом возвращался назад в США, какой запас топлива? (для таких миссий ему все равно нужна была бы заправка в воздухе и не одна, даже если б он взлетал с полными баками)
          да, взлетал он с пустыми баками, но такая особенность самолета - он работал на 3х махах и не мог себе позволить иметь огромные крылья чтобы подниматься с полными баками горючего - надеюсь вам такая простая вещь понятна? люди решали проблему как достичь и максимально экономно! лететь на 3х махах, еще раз если не поняли он не может взлететь с полными баками но он может экономно лететь на сверхзвуке (во всех самолетах есть свои компромисы не возможно иметь все одновременно)...
          1. -3
            2 декабря 2018 03:34
            Цитата: Topgun
            люди решали проблему как достичь и максимально экономно! лететь на 3х махах

            Ну это смотря что считать экономным. Этот самолет в "экономном"режиме на 3м расходовал около 800л в минуту. У него вес топлива в баках сравним с максимальным взлетным весом Миг-31. При этом вес полезной нагрузки был такой смешной. Да и ресурс двигателей в таких режимах у него не велик. Просто ради длительного полета на 3М, пожертвовано было многими характеристиками и правилами. Результат- стоят теперь в музеях ибо летать могут, но запредельно дорого.
            1. +1
              2 декабря 2018 10:58
              какой ресурс двигателя?
              там двухрежимный двигатель когда самолет набирал скорость включался прямоточный двигатель тем самым турбина не страдала от скоростей
              не путайте, это как раз у МИГа были проблемы с двигателями, после набора 3х махов их перебирали до винтика и ресурс там маленький
              1. +2
                2 декабря 2018 11:56
                Двигатели отправляют в ремонт по выработке им ресурса, и при этом их действительно разбирают до винтика. Кстати, у дроздов двигатель имел не такой уж большой ресурс, а по нормочасам на поддержание этого ресурса, дрозд не имеет себе равных. Чтобы поднять его в воздух, надо было 4 суток и 114 специалистов( это не считая тех самолетов и специалистов при них, которые нужны для обеспечения полета), послеполетное обслуживание- еще от 7 суток до 15( зависит от общего налета машины). Вот кстати в послеполетное обслуживание входила и частичная разборка двигателей для замены некоторых деталей и агрегатов. Там вообще такой ворох ограничений и ньюансов, что считать его "самолетом" сложно- это скорее недосамолет, хотя надо отдать должное- быстрый как понос
          2. +2
            2 декабря 2018 09:24
            Цитата: Topgun
            вы понимаете что он взлетал в США разведывал у границ СССР и потом возвращался назад в США,

            Ну, тогда это был бы суперсамолет. Для разведывательных полетов вдоль границ СССР SR71 стартовал с территории США редко( разве только с авиабазы на Аляске, но там его обслуживание обходилось слишком дорого-климат слегка подкачал).
      3. +2
        1 декабря 2018 13:42
        МиГ вроде бы долго может гнать на сверхзвуке.
        1. +1
          1 декабря 2018 14:45
          Цитата: KryoWarrior1978
          МиГ вроде бы долго может гнать на сверхзвуке.

          На сверх звуке он просто летал, 3 мах это оченно быстро, никто из боевых, серийных такого не может в принципе. Рекорды МИГ 31 никто не побил до сих пор.
          Есть конечно НО, как всегда, 3 мах ресурс двигателя "сжигает" слишком быстро и запас топлива само собой.
          1. 0
            1 декабря 2018 15:50
            Цитата: rocket757
            Рекорды МИГ 31 никто не побил до сих пор.


            Какие еще рекорды?
          2. -1
            1 декабря 2018 16:19
            А как же 3,400 км/ч верси бм вроде у миг-25 двигатели могли сгореть ?
            1. 0
              1 декабря 2018 16:24
              Цитата: Ёдзакура
              А как же 3,400 км/ч верси бм

              Этот рекорд скорости был поставлен недавно,после того,как переработали фонарь кабины.
              1. +1
                1 декабря 2018 16:36
                да я читал это ,фонарь кабины поменяли
                1. +2
                  1 декабря 2018 17:36
                  Цитата: Летавший
                  Цитата: rocket757
                  Рекорды МИГ 31 никто не побил до сих пор.


                  Какие еще рекорды?

                  Прикол! Летавший, похоже во сне или на диване!
                  Мужики, крылатые, хто может напомнить диванному, какие рекорды МИГ 31, никто из боевых самолётов никто и близко повторить не может?
                  1. +1
                    1 декабря 2018 18:50
                    https://newinform.com/101686-polnaya-pereborka-mig-31bm-ustranen-faktor-ogranichivavshii-vozmozhnosti-vysotnogo-perekhvatchika-rf
                    1. -2
                      1 декабря 2018 23:16
                      Кроме слов репортера "звезды", нет никаких подтверждений. И СМИ дружно схавали.fool
                      1. -1
                        2 декабря 2018 08:45
                        Цитата: Летавший
                        Кроме слов репортера "звезды", нет никаких подтверждений. И СМИ дружно схавали.fool

                        Про стелсы тоже нет никаких подтверждений кроме слов, но фу-35 тем не менее хавают пачками
              2. +1
                2 декабря 2018 16:45
                Это скорость воздушного потока при испытании нового фонаря. Реальный самолёт до этой скорости не разгоняли.
        2. +1
          2 декабря 2018 08:48
          Ключевая фраза: "вроде бы долго".
    2. +20
      1 декабря 2018 11:47
      Швеция призналась в участии в Холодной Войне на стороне США. Швеция всегда поддерживает врагов России, но сама с ней не воюет. Петр Первый отучил.
      Нам тоже надо не забывать, что Швеция поддерживала Кайзеровскую и фашистскую Германию в войне против России поставками стратегического сырья и оборудования.
      1. +1
        1 декабря 2018 13:04
        Тоже мне, "секрет Полишинеля", Шведы никогда не скрывали своей направленности. Им просто выгодно быть "номинальными нейтралами", так же, как и Австрийцам, Финнам и Швейцарцам.
    3. +19
      1 декабря 2018 11:53
      Да. Но не сразу. Первое время они вызывали серьёзные проблемы, а МИГ-31 был принят на вооружения во второй половине 1980-х. А потом и смысла не было эксплуатировать такой дорогой самолёт.

      А так SR-71 - уникальная машина, нужно отдать должно её конструкторам. Да, со своими особенностями и проблемам. И красивый wink Нет, ну правда))
      1. +1
        1 декабря 2018 17:06
        Кстати читал где то с советского титана черес подставные фирмы вывозили
    4. Комментарий был удален.
    5. +8
      1 декабря 2018 12:02
      Цитата: НЕКСУС
      Черного дрозда отправил на свалку истории наш МИГ-31. Тогда,во времена Холодной войны была гонка за скоростью,которую в итоге выиграл МИГ.

      -Тихо в лесу,только не спят "дрозды",
      знают "дрозды", что получат ....... ,
      вот и не спят "дрозды"!

      Коротенько о МИГ-31 yes
    6. +1
      1 декабря 2018 14:56
      ОН не выиграл гонку за скорость! Просто его ТТХ вместе с ракетами отодвинули границу полётов дрозда до непринятной в плане проведения разведопераций! Что не умоляет достоинств одного и другого!
      1. 0
        1 декабря 2018 17:07
        Какая разница выиграл или нет ,летать то перестали
    7. 0
      1 декабря 2018 16:05
      Цитата: НЕКСУС
      Черного дрозда отправил на свалку истории наш МИГ-31

      До него - МиГ-25.
    8. 0
      2 декабря 2018 01:11
      Обычно Миг-31 успевали заметить, как SR-71 пролетал выше их рабочего потолка и быстрее. Списали его уже после окончания холодной войны.
    9. Комментарий был удален.
  2. +5
    1 декабря 2018 11:39
    Находились в международном воздушном пространстве, а страха натерпелись на всю оставшуюся жизнь. И как всегда -" возможно", т.е. совсем не конкретно , но испуг реальный. Короче - награда нашла своих героев laughing
    1. +2
      1 декабря 2018 11:57
      В наше пространство эта птица не залетала, да и у границ не долго шарилась.
      Конструкторский , шпионский бзик, без каких либо перспектив.
      1. +1
        2 декабря 2018 20:49
        Цитата: rocket757
        В наше пространство эта птица не залетала, да и у границ не долго шарилась.

        А смысл в таком самолёте? В международном пространстве на обычном транспортнике с фотоаппаратом лети себе и не пугайся. Если бы СССР не ответил адекватно, то и границу перелетел бы. Построят самолёт, а потерять его боятся (новые технологии) и в бой не пускают.
        1. 0
          2 декабря 2018 21:04
          СССР закрывало своё небо от таких "путешествие коврик", полосатые это просыхали на своей шкуре.
          Потом, активно развивался спутниковый шпионаж.
          Безопасно и без ограничений.
          Самолёт все ж это показатель развития технологии и конструкторской мысли, просто для военных целей он не пригоден.
  3. +11
    1 декабря 2018 11:41
    Прям слеза навернулась ... Святочный рассказ какой-то ... Вопрос - а за "дроздом" кто-то охотился и от кого его "героические герои" прикрывали не щадя себя ?
    1. +7
      1 декабря 2018 12:00
      Виктор, hi . Как обычно, заголовок интереснее текста.
    2. +1
      2 декабря 2018 20:55
      Цитата: КВУ-НСвД
      "героические герои" прикрывали не щадя себя

      Паническая боязнь зацепить крылом советское воздушное пространство. Потому что знали о неминуемом возмездии. Держали мы их в ежовых рукавицах.
  4. +10
    1 декабря 2018 11:42
    Мужество чисто по американски, сдриснуть в воздушное пространство соседней страны из международного под защиту его истребителей.
  5. +5
    1 декабря 2018 11:51
    Стоит признать , что это один из самых красивых самолётов (имхо) несмотря на то что вражина
  6. +5
    1 декабря 2018 11:54
    Верить нельзя никому. Сегодня нейтралитет понятие весьма условное, хотя и Швеция и Швейцария очень активно сотрудничали ещё с Гитлером, о чем не мешало бы помнить нам, и напоминать им. На Балтике у нас друзей нет, особенно беспокоит соседняя Финляндия, в силу нашей временной слабости отказавшаяся от былой практики баланса закупок вооружения у Востока и запада. Нейтралитет скандинавов не признаю. Ленинградский ВО нужно укреплять и дальше, он должен быть способен оперативно и гарантированно ликвидировать прибалтийский плацдарм. Судя повсему, рано или поздно нам придётся это сделать, но сейчас мы не готовы, в первую очередь по политическим и экономическим причинам.
  7. +4
    1 декабря 2018 12:01
    В 1987 году они помогли разведывательному самолету SR-71 Blackbird («Чёрный дрозд») уйти от возможного преследования советских самолётов, проследовав через воздушное пространство Швеции.

    А где же пресловутая нейтральность Швеции? belay
    Походу надо будет снова "под Полтаву" их отправить. Коротка память у свентусов, коротка!, Но напомним, мы не гордые в этом отношении, можем повторить!! angry
    1. 0
      2 декабря 2018 20:58
      Цитата: К-50
      А где же пресловутая нейтральность Швеции?

      Наш самолёт также сопроводят через свою территорию. А как же? Не враги же. Надо проверить их нейтральность.
  8. +7
    1 декабря 2018 12:01
    Давайте не будем "кривить душой", "ДРОЗД" и сейчас великолепно смотрится, просто отдадим должное конструкторам и инженерам, которые в те годы, создали эту, удивительную машину. И, к тому же, довели её пусть до небольшого, но, всё таки, серийного производства.
    1. +1
      1 декабря 2018 13:43
      Ашина крайне дорогая в эксплуатации. Проблему с протечкой топлива так и не решили, хлестало из всех щелей, поскольку раьотать с титаном американцы. Ак и не научились.
      Делали истребитель, а получилось, что получилось. Даже обозначение наобороь sr. , хотя все разведчики в штатах rs
      1. +4
        2 декабря 2018 01:23
        зачем вы пишите полную ерунду? в википедии забанили? или вы намеренно поднимаете патриотизм такими глупыми комментами?
        в школе учились? про тепловое расширение слыхали?
        на огромных скоростях этот самолет сильно нагревался (из-за трения об воздух) при нагреве обшивка расширялась и чтобы она не "мялась" оставили НАМЕРЕННО зазоры (место куда может расширятся)
        когда фюзеляж прогревался зазоры исчезали и топливо переставало течь
        как по мне очень изящное инженерное решение, далеко не каждый может додуматься до такого простого (я бы даже сказал чисто русского) решения, и в этом аппарате таких решений много - гениальная машина на много лет опередившая время...
    2. +7
      1 декабря 2018 14:20
      Цитата: irazum
      Давайте не будем "кривить душой", "ДРОЗД" и сейчас великолепно смотрится, просто отдадим должное конструкторам и инженерам, которые в те годы, создали эту, удивительную машину.

      Полностью поддерживаю, этот самолёт и сейчас смотриться фантастически, не говоря о показателях.
    3. +4
      1 декабря 2018 15:00
      За такие бабки это можно, да еще страной, сманившей толковых технарей со всего мира. И страной на которую ни разу не упала ни одна бомба.
      А мы (наши деды и отцы), только очухавшиеся от Великой Отечественной, начиная с копирования, сумели выйти на передовые позиции в мире.
      Жаль только, что просрали (по другому можно сказать уже только матерно) все это уже мы.
      1. -4
        1 декабря 2018 16:51
        Никто и никого не сманивал. Вы думаете, что Игоря Сикорского "сманили"? И у Кларенса (Келли) Джонсона другого выхода не оставалось? Просто талантливые конструкторы и инженеры нашли место на Нашем "шарике", где они могли реализовать свои идеи.
  9. +2
    1 декабря 2018 12:16
    Повезло американцам, случись это происшествие на 3-4 года раньше, и пугал бы черный дрозд черных шпрот в балтике, а в 1987 перестройка уже начала разлагать систему......
    И никакие шведские саабы не спасли!!!!
  10. 0
    1 декабря 2018 12:20
    За Полтаву забыли наградить...
  11. +6
    1 декабря 2018 12:29
    В чём героизм шведских лётчиков заключается?
    1. +2
      1 декабря 2018 13:17
      dinis (Денис)
      В чём героизм шведских лётчиков заключается?
      Действительно.В чём? То что подлетели вовремя.Так наших там и не было.Ни погони.Ничего не было.
  12. +8
    1 декабря 2018 12:45
    Цитата: из статьи
    При этом в узких границах балтийского региона имелся риск недолгого пребывания SR-71 на территории СССР в ходе своего падения, в связи с чем советские истребители могли уничтожить самолет.

    Советские истребители могли уничтожить самолёт по причине недолгого пребывания самолёта на территории СССР?! В 1987 году, когда Горбачёв уже успел полстраны продать?!! Да что за американская хрень! Самолёты, сбитые над территорией СССР, мы сбивали только лишь после очень долгих уговоров, призывов, умилительных просьб к невнимательным иностранным пилотам. Самолёт, сбитый в 1960 году 1 мая, был сбит над городом Свердловском на высоте 15 или 20 км (точно не помню). Для школьников-будущих егэшников поясняю: Свердловск - это Екатеринбург, город, расположенный далеко-далеко от границ СССР, и в тех краях не может быть случайного временного недолгого пребывания вражеского самолёта-разведчика.
    Всю эту хрень и муть американцы специально подняли из небытия именно сейчас, чтобы прозвучала и запала в умы людей одна мысль:
    Цитата: из статьи
    СССР уже давно дал понять, что намерен сбивать американские разведчики в случае нарушения границ страны, что подтверждало уничтожение U-2 в 1960 году, который тоже пытался уйти от преследования. Не особо церемонились советские истребители и в международном пространстве, что, как полагает издание, продолжает делать современная Россия.
    1. +3
      1 декабря 2018 13:57
      Цитата: Николай Фёдоров
      Самолёты, сбитые над территорией СССР, мы сбивали только лишь после очень долгих уговоров, призывов, умилительных просьб к невнимательным иностранным пилотам.


      Иностранные пилоты не были "невнимательными" , они были недосягаемыми для наших систем ПВО в то время, поэтому и вели себя нагло и летали над нашей территорией, где хотели:

      На протяжении всех 50-х годов прошлого столетия СССР не имел не только эффективной системы ПВО страны, но и противовоздушной обороны отдельных её районов. Несмотря на затрату Советским Союзом огромных материальных ресурсов, техническое превосходство стран НАТО (и прежде всего США) позволяло последним с высокой эффективностью проводить воздушную разведку интересующих районов. Интенсивность воздушной разведки стран НАТО, частота нарушений воздушных границ и глубины вторжений в воздушное пространство СССР возрастали на протяжении всего десятилетия.


      Всего же, за период 1950-1970 гг. американская авиация более 20 тыс. раз нарушала неприкосновенность воздушного пространства СССР, осуществив аэрофотосъёмку более 3 млн.кв.км.


      Из 20 тыс. нарушений воздушного пространства СССР в этот период времени известно лишь о 30-40 - ка случаях уничтожения западных самолётов-нарушителей нашими средствами ПВО (наземными и самолётами-перехватчиками).

      http://newru.org/nekotorye-fragmenty-istorii-tajnoj-vojny-stran-nato-protiv-sssr-v-50-x-godax-proshlogo-stoletiya/
  13. +3
    1 декабря 2018 13:38
    Статья споошь предположения. Медаль за то, что возможно его преследовали и может быть могли сбить и он вероятно мог упасть на территорию СССР : сплошный хайли—лайкли, ничего нового.
    1. +2
      1 декабря 2018 15:13
      Цитата: sir_obs
      Статья сплошь предположения. Медаль за то, что возможно его преследовали и может быть могли сбить и он вероятно мог упасть на территорию СССР: сплошный хайли—лайкли, ничего нового.

      Сплошной хайли-лайкли, но тогда, 29 лет тому назад, пилоты SR-71 Blackbird офицеры ВВС США Дуэйн Нолл и Том Вельтри обделались по-настоящему и по-полной. До сих пор, как вспомнят, что русские могли их заметить и начать их преследовать, так снова и снова переживают всё заново и обделываются, обделываются... Прямо как молодые! wassat
  14. +2
    1 декабря 2018 14:22
    трехкоронцы редкие твари , продолжают исподтишка гадить России . Надо им показывать фильмы про село Змиевка под Каховкой -что будет со шведами если они будут пыхтеть .
  15. +4
    1 декабря 2018 16:49
    Цитата: из статьи
    ...четверо военнослужащих шведских ВВС...в 1987 году ... помогли разведывательному самолету SR-71 Blackbird («Чёрный дрозд») уйти от возможного преследования советских самолётов, проследовав через воздушное пространство Швеции.
    Русские могли показаться на горизонте с минуты на минуту (а может быть их, русских, вообще не было), но отважные шведы, обливаясь холодным потом и ещё кое-чем, отважно полетели над своей такой небезопасной шведской территорией.
    За свой давний подвиг отважные лётчики 28 ноября 2018 года получили "воздушные" медали (Air Medal) в посольстве США в Стокгольме.
    Цитата: из статьи
    ...Ими награждаются лётчики за особый героизм или другие особые заслуги
    Эти особые герои даже не увидели русских на горизонте... Представляю, чем(!!!!) будут награждены особо геройские супергерои-суперлётчики, которые увидят русские самолёты наяву! Теперь понимаю, почему так вопят западные сми после того, как наши пилоты пролетают в 100 метрах от какого-нибудь корабля или самолёта... Как же им, бедолагам, страшно!
  16. 0
    1 декабря 2018 18:35
    Это все, что нужно знать о нейтралитете Швеции и возможно Швейцарии.
  17. +1
    2 декабря 2018 02:07
    Работали (наш полк, в т.ч.) штатно по SR-71, в 79-81гг. Ленинградская отдельная армия ПВО. Я как раз в разведке служил. У них два плановых полёта в неделю. У нас, соответственно две плановых тревоги. Моя старенькая ламповая СРЦ П-12 видела его отлично. П-18 и подавно. Границу они бздели пересекать. Только чиркали на километр-два по краю, да и то редко. По времени это буквально минута-две. Обычно летали вдоль, но высоко и потому как бы подглядывали из за угла.
    Взлетал "балтийский экспресс" с британских островов, делал дугу и садился на шлезвиг-гольштейн. Через три дня в обратном порядке. Засекали его системы ДРЛО (да и спутники) ещё как только поднимался с аэродрома. Наши тут же поднимали перехватчики. Мы им помогали наводится. На счет того, что у дрозда крейсерская 3М - фигня. На самом деле меньше, но он мог на скорости 3М (и даже чуть быстрее) лететь сравнительно долго, хотя она у него и не крейсерская.
    А вот то,что эксплуатация их стала малорентабельна- таки да. В основном их использовали на Кубе и в ЮВА (Вьетнам, Китай, Корея), где у их противников не было МиГ-31. Как я уже говорил, на нашу территорию они бздели залетать, чиркали по краю, для стимуляции наших ПВО.)) И бздели именно потому, что у нас были и есть МиГ-31, который вполне его доставал. Догнать может и не догнал бы, если тупо в догонялки, но две пары вполне могли загнать его в "угол" и расхреначить. Максимальная у мигаря чуть меньше, управление гораздо лучше на максимальной, потолок динамический примерно одинаковый, ракеты бьют далеко. Так что, там где латают миги, дроздам было делать нечего.
    Вообще, изначально его разрабатывали как супер-бомбер на одну бомбу, для Москвы, но как прицеливаться на такой высоте и сбрасывать, на такой скорости (и не только это), они так и не придумали. Да и поняли быстро, что даже дрозд до Москвы не долетит. Остановились на модификации разведчика.
    Так что, я вполне понимаю причины награждения пилотов истребителей сопровождения, при такой нештатной ситуации.
  18. -1
    2 декабря 2018 09:04
    Все мировые рекорды, связанные с высотой и скоростью полёта, принадлежат только двум машинам: МиГ-25 и SR-71. Наш ВЕЛИКИЙ А.В. Федотов (земля пухом), доказал.
  19. 0
    2 декабря 2018 11:33
    SR-71 как был секретным так и остался, даже сейчас когда его давно сняли с вооружения в штатах.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»