Средний танк Т-43

36
Не сумев довести проект А-43 (Т-34М) до стадии прототипа, советскими танкостроительными конструкторскими бюро завода №183 до зимы 41-го года велись только работы по адаптации уже существующей конструкции под запросы фронта и производственные мощности. Работы над перспективными машинами прекратили на несколько месяцев. Однако в декабре конструкторское бюро получило задание коренным образом модернизировать Т-34 с целью улучшения бронезащиты и уменьшения стоимости танка. Новая модель получила индекс Т-34М, однако ее отличия от серийного Т-43 были менее радикальными.

Средний танк Т-43


Например, пятикатковую ходовую часть почти не изменили, однако вместо пружинной подвески планировалось использование торсионной вместе с новой коробкой передач, которая позволяет переключать скорости во время движения (КПП серийного танка Т-34 не имела такой возможности). Компоновка танка изменилась существенно, став более плотной. Кроме того, стрелок-радист был удален из состава экипажа, что позволило уменьшить массу и высвободить место внутри боевого отделения танка. Одновременно с этим толщина брони в лобовой части корпуса была доведена до 70 миллиметров, кормы и бортов – до 60 миллиметров. Таким образом, эти мероприятия позволяли по показателям бронирования приблизиться к тяжелым танкам КВ-1 при меньшей массе и большей скорости. Несмотря на это, после заседания комиссии Второго отдела НКТП в феврале 42-го года проект не получил одобрения.

Одним из факторов, который побудил наркомат отказаться от Т-34М, стали увеличившиеся требования к средним танкам. Опыт боёв с германскими войсками, которые активно применяли 50- и 75-миллиметровые противотанковые орудия, опять заставил пересмотреть вопрос защищенности танка Т-34. Весной того же года подготовили новое техзадание, которое предусматривало увеличение толщины брони до 80 миллиметров, максимальной скорости – до 50 километров в час, гарантированного пробега – до 1500-2000 километров. Особое внимание уделили устранению ещё одного значительного недостатка – "слепоты” при обзоре с места командира и водителя. При этом танк должен сохранять силовую установку, траки, катки, элементы интерьера и возимый ЗИП. Задание на проектирование танка, который получил обозначение Т-43, выдал И.В. Сталин.

По предписанию Народного комиссариата танковой промышленности предстояло разработать трехместную башню. Командир танка в новой башне располагался на месте кормовой ниши, что позволяло ему вести наблюдение с помощью командирской башенки, имеющей круговой обзор. Далее конструкторское бюро завода №183 за основу взяло отвергнутый проект Т-34М, оснастив его радиостанцией 9Р, улучшенной боеукладкой и увеличенными топливными баками. В июле 42-го года данный проект был утвержден коллегией Народного комиссариата танковой промышленности, которая поставила 7 ноября сроком сборки первого прототипа.



Тем временем коллектив конструкторов под руководством А. Морозова (при одобрении вышестоящего руководства) начал внедрение отдельных узлов танка Т-43 на серийных танках Т-34. В частности, пытались установить командирские башенки по типу советского Т-50 или немецких танков. В результате получили три варианта, которые отличались технологией изготовления (сварная или литая), а также способом крепления (отлитая вместе с крышей или приварная). Башенку по типу танка Т-50 отвергли достаточно быстро, так как она не имела эвакуационного и вентиляционного люков, поэтому приняли решение дальнейшие работы сконцентрировать на кормовом расположении башенки. Впрочем, и в этом варианте не обошлось без проблем – ее перемещение назад вызывало затруднения с регулировкой вертикального положения командирского сидения, а место расположения было не слишком удачным. Позднее построили опытный «скоростной» вариант танка – Т-34С, имеющий новую 5-скоростную коробку передач, которая идеально устанавливалась на место старой. Во время испытаний Т-34С развил максимальную скорость, равную 54,5 километрам в час по шоссе и 15 километрам в час по пересеченной местности, что с улучшенной проходимостью стало подтверждением правильности выбранного направления работ.



В октябре 42-го на испытания представили второй Т-34С, оснащенный не только 5-скоростной КПП, но и трехместной башней нового образца (командирская башенка была смещена к центру башни) и 60-миллиметровой лобовой броней. Хотя эта машина имела целый ряд преимуществ перед Т-34, в ней выявили немало недостатков. Боевая масса второго Т-34С составляла более 32 т. а, следовательно, танк имел перегруженную ходовую часть. Компоновку мест экипажа признали неудачной, а механизмы машины работали ненадежно. Но самое главное – у танка Т-34С отсутствовали резервы для дальнейшей модернизации.

К сентябрю-октябрю 42-го года, когда утвердили чертежи танка Т-43, многие его агрегаты уже были испытаны на серийных машинах и начали внедряться в производство. Например, с марта 43 года на танк Т-34 устанавливали новую коробку передач, а несколько раньше машины начали оснащать командирскими башенками. Работы над глубокой модернизацией серийных танков Т-34 к этому времени были прекращены, а все внимание сосредоточили на Т-43.

Первый прототип танка изготовили в декабре 1942 года, и он немного отличался от начального проекта. В очередной раз была изменена компоновка: место водителя было перенесено на правый борт, его снабдили наблюдательным люком-"пробкой”, слева был установлен единый топливный бак емкостью на 500 л. Это позволило улучшить защиту лобовой части корпуса, однако создало проблемы во время эвакуации. Курсовой пулемет также устанавливался справа, однако теперь он был закреплен неподвижно. Прицельный огонь вёл механик-водитель. Для ориентирования использовались трассы пуль и вводились поправки по делениям (рискам) на перископе.



Защищенность танка была серьёзно усилена: бронирования башни составила 90 мм, бортов - 60 мм, лобовой части корпуса - 75 мм.

Испытания среднего танка Т-43 и второго прототипа Т-34С проходили совместно на протяжении трёх месяцев. Испытания показали существенные преимущества нового танка в плане надежности машины. Полигонная комиссия осталась довольной "сорок третьим”, однако посоветовала усилить вооружение танка, что было невозможно из-за плотной компоновки. Таким образом, появился проект Т-43 "улучшенный”, на котором планировалась установка башни с погоном 1600 миллиметров, гусениц цевочного зацепления и новой радиостанции. Впрочем, изготовить данный танк в металле не удалось, поскольку ещё летом 43-го года начали вести активные работы по установке на танки Т-34 мощного 85-миллиметрового орудия, что привело к появлению Т-34-85.



По материалам сайта http://3v-soft.clan.su/
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makrus
    +1
    5 июня 2012 08:57
    отличная машина, если бы война задержалась на год, возможно именно эта машина стала легендарной как т 34.
    1. Splin
      +8
      5 июня 2012 13:12
      Слава Богу война не задержалась, но уж к весне 45-го в серию вошла еще более совершенная Т-44, а в 46-ом и Т-54, с башней 1-го типа и 100-мм орудием.
  2. Dust
    +1
    5 июня 2012 09:07
    Судя по тому. какие лихорадочные усилия проделывались по доведению до ума тридцатьчетверки, то утверждение, что это легенда танкостроения выглядит несколько смелым! Много было применено по-настоящему революционных решений в комплексе, но машина была в высшей степени сырой и потребовала огромных доработок, которые оплачивались кровью наших танкистов, и реально довели до ума только к концу войны...
    Такой вот кровавый опыт...
    1. makrus
      +2
      5 июня 2012 10:06
      а какая альтернатива?
      1. Kibb
        +5
        5 июня 2012 13:49
        Альтернатива была -Т34М
        1. makrus
          +1
          6 июня 2012 01:54
          это не альтернатива, а развитие, чего кстати не произошло. в силу внешних обстоятельств.
          1. Kibb
            +1
            6 июня 2012 11:39
            Это не развитие, это другой танк
    2. +5
      5 июня 2012 12:16
      Dust,
      ничего удивительного, что боевые действия выявляют те или иные слабые места техники. Модернизация является естественным процессом, особенно если принять во внимание тот факт, что военная тактика и применение боевой техники, как и развитие последней, подверглись серьёзным пересмотрам в ходе второй мировой войны. Те же самые требования по увеличению бронезащиты появились не сразу и не в одночасье, а после того как противник стал применять более мощные противотанковые средства.
      Поэтому фраза "машина была в высшей степени сырой" может вызвать только снисходительную улыбку.
    3. Kibb
      +4
      5 июня 2012 13:46
      Цитата: Dust
      Такой вот кровавый опыт...

      Все недостатки Т-34 были известны до войны
      1. 0
        17 апреля 2019 12:52
        Цитата: Kibb
        Все недостатки Т-34 были известны до войны

        Опытная машина Т-34Т(М) была испытана и утверждена в производственный план то же до войны, 5-ти ступенчатая КПП то же была сделана до войны.
  3. Kobra66
    +1
    5 июня 2012 11:46
    Т 43 это была промежуточная машина между Т34-85 и Т44, а Т44 воевала с 1944 года и выпустили их около 2 тыс
    1. Dust
      +6
      5 июня 2012 14:59
      Насколько известно, Т-44 до фронта не дошел, и практически весь его военный опыт заключался в участии в съемках фильмов про войну...
      1. +1
        25 июня 2016 14:38
        Т-44 и ИС-3 воевали!!!! Но не ВОВ, а в подавлении восстания в Венгрии.
  4. 8 рота
    +1
    5 июня 2012 12:08
    Летом 1943 только начали вести работы по проектированию танка с пушкой 85мм! Поразительная беспечность, ведь "Тигры" были еще зимой 1942-1943 обнаружены на фронте под Ленинградом.
    1. +4
      5 июня 2012 13:04
      8 рота,
      думаю, сравнение тяжёлого танка со средним не совсем корректно. С Тигром ставим рядом КВ и ИС. Кроме того, разрабатывались проекты и с более тяжёлым вооружением Т-34 (например, Т-34-100).
      1. 8 рота
        +1
        5 июня 2012 13:20
        Цитата: Наводлом
        думаю, сравнение тяжёлого танка со средним не совсем корректно


        Вы это скажете танкистам на Т-34-76, которые с "Тиграми" встретились.
        Ребята, мол, вам некорректно с ними воевать, поэтому спасайтесь, кто может.
        1. +6
          5 июня 2012 13:23
          Цитата: 8 рота
          Ребята, мол, вам некорректно с ними воевать, поэтому спасайтесь, кто может


          Зачем так----просто надо отметить ГЕРОИЗМ наших танкистов,этого будет достаточно.
        2. makrus
          +1
          5 июня 2012 13:49
          8 рота, есть такое выражение "Танки с танками не воюют". С танками борется артиллерия
        3. 0
          5 июня 2012 13:52
          К сожалению, таковых остались считанные единицы.
          В бою с Тиграми встречались и расчёты противотанковых орудий ЗИС-3.
          Но от этого Ваше сравнение уместнее не становится.
          Последнее предложение не замечу, так как Вы передёргиваете мои слова.
          1. Dust
            +2
            5 июня 2012 15:01
            ЗиС-3 никогда не была противотанковой пушкой, это дивизионное орудие...
            Противотанковой была ЗиС-2...
            1. 0
              5 июня 2012 15:23
              Строго говоря да, пушка дивизионная. Но одной из её задач была борьба с бронетехникой противника. И состояла она в том числе в противотанковых частях.
              Но Вы уводите разговор в сторону. Это орудие я привёл в пример того как тот же самый 76-мм калибр прекрасно служил во время и после войны. Кроме того сопоставимый калибр не вызывал нареканий на Шерманах, например.
              1. Братец Сарыч
                0
                5 июня 2012 17:26
                Калибр одинаковый, но пушки разные и снаряды по качеству совсем разные!
                Советую посмотреть результаты обстрела Королевского тигра - может кое-что поймете...
                1. 0
                  6 июня 2012 10:55
                  Братец Сарыч,
                  это Вы о чём? У каждого орудия свои задачи. Для ЗИС-3, к примеру, разработали подкалиберный и кумулятивный снаряды. И именно эта пушка стала основным противотанковым орудием в годы Великой Отечественной.
                  А вот что Вы хотели мне прояснить - я не понял. Что Королевский тигр были массовым танком? Или что нужно было строить только тяжелые ИСы, чтобы бороться с Королевскими тиграми? Объясните неспециалисту...
              2. 0
                17 апреля 2019 13:06
                Цитата: Наводлом
                Кроме того сопоставимый калибр не вызывал нареканий на Шерманах, например.

                Сравнивают не калибр, а артсистемы, в кои входит дульная энергия снарядов, калибр и другие параметры. У английской 17-фунтовки гильза была огромного размера или у KWK42, хотя калибр тот же 75-76,2 мм. Поэтому сравнивать с ЗИС-3 не стоит.
                Пушка М3 не сравнима с М1А2 по характеристикам при одинаковом калибре.
                Л-10 трудно сравнивать с Ф-34 или С-54, начальная скорость 555, 664 и 819 м/с при одинаковом калибре.
  5. Diesel
    +4
    5 июня 2012 12:10
    Цитата: Kobra66
    Т 43 это была промежуточная машина между Т34-85 и Т44, а Т44 воевала с 1944 года и выпустили их около 2 тыс


    Вы статью читали??? т43 разрабатывался до появления т34-85,как более бронированная версия простого т34,но в связи появлением т34-85 проект был закрыт. Т44 совершенно другой танк и повоевать он не успел
    1. Kibb
      +1
      5 июня 2012 13:54
      Цитата: Diesel
      но в связи появлением т34-85 проект был закрыт.

      Не совсем так. Т43 приняли на вооружение, но затем решили что освоить в призводстве новую башню будет проще чем весь танк - таким образом появился 34-85, хотя его башня не точная копия Т43.
      В общем же вы правы.
  6. +2
    5 июня 2012 12:22
    В свое время испытал шок, когда узнал, что у первых тридцатичетверок моторесурс был... 100 часов.
    1. +2
      5 июня 2012 12:51
      И что? Что на танке как на жигулях каждый день на работу надо ездить? На войне даже битва под Прохоровкой длилась чуть менее двух суток. Так что с таким ресурсом очень даже можно воевать.
    2. +3
      5 июня 2012 12:57
      А что здесь шокового?
      100 часов со скоростью даже 20 км час - 2000 км?
      Нам куда ехать? к Гибралтару? Доедем.
      Повоевать?
      Если в среднем на пятом вылете летчик погибал, танк погибал в четвертом бою (привожу по памяти, не гарантирую точность. Но цифру помню - не великую).
      500 км это от Москвы за Смоленска до Минска. В бою столько не ездят.
      Не страшная цифра - 100 часов.
      1. Kibb
        +1
        5 июня 2012 14:08
        Цитата: Игарр
        100 часов со скоростью даже 20 км час - 2000 км?

        моторесурс расходуется и при работе в холостую, поэтому на прямую считать нельзя.
        Цитата: Игарр
        Не страшная цифра - 100 часов.

        Столько В-2 работал только на стенде, в танке гораздо меньше.
        Просто сырость В2 не скрывалась особо никогда, так что шокового ничего нет действительно.
        1. -2
          6 июня 2012 20:29
          Уж извините меня... академики просто ...восхищают...
          Сырой дизельный двигатель В-2.... на стенде работает 100часов?
          На стенде ему что - исключительно холостой режим задали?
          Программы испытаний никакой не было?
          То, что ХХ - жрет массу моточасов - тоже не знают? Примерно, коэф - 1, 2?
          И, как-то ...ежу понятно...после таких испытов...выходит наш дизель...весь в белом...испытания прошел... тока ездить на нем - НЯ МОЖНО? так что ли?
          Да ни один танковый двигун не отработал своего срока.... такой статистики нет.
          Просто ...будьте человечны....к оружию войны...и к тем, кто этим оружием управлял.
          Как правило - мальчишки....не способные ни к усердию...ни к ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
          как амеры на вертолах во Вьетнаме.....а-а---а-а-а-а, полетаем?...полетали......
          любое подбитие танка - перебор ходовой части. По Уставам.
          Мы , в мирное время, Уставы всегда ...чтим?
          4 боя... - танк хлам.... перебор, передел, ремонт. Ну и новый ресурс.
          1. Kibb
            0
            7 июня 2012 00:04
            Цитата: Игарр
            На стенде ему что - исключительно холостой режим задали?

            На стенде ему не задали пыль и грязь, а так же отвратительную коробку Т34
            холодные пуски в минус 40 и еще много чего
            Цитата: Игарр
            То, что ХХ - жрет массу моточасов - тоже не знают?

            Они знают, это же вы переводите напрямую 100 часов -2000 км
            Цитата: Игарр
            Просто ...будьте человечны....к оружию войны...и к тем, кто этим оружием управлял.
            Можно без надрыва, я этих вопросов вообще не касался
            За время войны ресурс В2 довели до 300часов - по вашей логике выходит зря старались
        2. 0
          17 октября 2018 12:48
          Цитата: Kibb
          Столько В-2 работал только на стенде, в танке гораздо меньше.
          Просто сырость В2 не скрывалась особо никогда, так что шокового ничего нет действительно.

          Нормальный был двигатель по тем временам, даже передовой в чем-то.
          Видела тягач с этим двигателем, выпуска 1940 года, списали только в 1982 году. Главное - качество техобслуживания.
    3. 0
      6 июня 2012 20:35
      Дублер,ты будешь еще и смеяться ,но у зверьков из немецкого зоопарка дела были намного хуже чем у наших!!!! yes ломалось все ,что может сломаться и выходило из строя что можно и что нельзя (танкисты вермахта были просто в аху....е от таких подарков)!! belay первые тигры и пантеры ломались не успев отьехать от транспортных платформ и на марше, горели непонятно почему ( причем сами ) просто все новые танки были одна большая недоделка!!! feel но фюрер требовал вот и гнали!!! многое чего исправили, но конструктивные ошибки увы просто нельзя было исправить! wink из 30 федюшек на курской дуге , подбили наши чуток feel остальные либо подорвались на минах , либо просто СЛОМАЛИСЬ что не эвакуировали то взорвали!!! где то так!!!! laughing
    4. 0
      17 октября 2018 12:43
      Цитата: Дублер
      В свое время испытал шок, когда узнал, что у первых тридцатичетверок моторесурс был... 100 часов.

      Это пока не поставили новый воздушный фильтр, и не научили механиков.
      Была одна часть, где даже тяжелые экранированные КВ первых выпусков имели моторесурс по двигателю в начале войны около 1500 часов. Моторесурс крайне сильно зависел от квалификации мехводов, которые не встречали дизельный двигатель нигде раньше, чем на КВ и Т-34.
  7. Nechai
    +3
    5 июня 2012 13:10
    Цитата: Дублер
    первых тридцатичетверок моторесурс был... 100 часов

    Очень сильно было влияние автомобильных идей, если можно так выразиться. Посмотрите на воздушный фильтр. Масленный фильтр. Частицы нагара практически не улавливались и работали как образив. Отсутствие МЗН - создание давления масла в подшипниках скольжения при запуске двигателя. Движок запускался запускался практически "на сухую". Уже в более позднее времена, было определен - один такой запуск съедает 10мото/часов.
    5ти ступка была конечно на голову выше предыдущей КПП. Но рычаг распологался стремновато, по нынешним временам - прям между ног меха. Может быть из-за исторического пиетета, с долей снисхождения, но мне понравилось водить и Т-34 и СУ-100. Главное, что бы верхние люки были закрыты, тогда только если в ограменную лужищу влетищь, только тогда в личико прилетает. А так шустренько, покачиваясь, как в лапоточках, по грязюке, шлё, шлёп, траками. Этот звук ни с чем не спутаешь.
    1. 0
      6 июня 2012 22:35
      На СУ-100 рычаг КПП был справа от водителя, на тридцатьчетверке - между ног.
      Кстати, да, мне тоже нравилось вождение этих машин.
      1. 0
        7 июня 2012 22:07
        Простите, граждане - ошибся малость)))
        Рычаг КПП на СУ-100 между ног, на Т-34 - справа от водителя. Стар стал, забываюсь)))))
  8. borisst64
    +2
    5 июня 2012 14:54
    Обсуждая технические характеристики танков нельзя забывать, что неоспоримые, с точки зрения современности, решения не всегда позволял внедрить уровень производства, особенно в ходе войны, когда не хватало ВСЕГО.
  9. 0
    25 июня 2016 14:34
    Испытания он проходил на полигоне или в реальном бою против танков противника?