Михаил Кошкин. Отец Т-34

45
Сто двадцать лет назад, 3 декабря 1898 года, родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор оружия, человек, стоявший у истоков легендарной «тридцатьчетверки» — танка Т-34, внесшего огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

К сожалению, жизнь Кошкина оборвалась очень рано. И, во многом, именно это обстоятельство способствовало тому, что выдающегося конструктора незаслуженно забыли, обделили наградами. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было посмертно присвоено ему указом Президента СССР уже в 1990 году – на закате существования советского государства.



Михаил Кошкин. Отец Т-34


Биография Михаила Ильича Кошкина – еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе. Учитывая, что в 41 год Михаила Ильича уже не стало, за какие-то четыре десятилетия он прошел путь от крестьянского мальчика из глухой деревни до начальника конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги (ныне это Переславский район Ярославской области). Простая крестьянская семья его родителей жила бедно и отец, чтобы прокормить троих малолетних детей, был вынужден заниматься отходничеством, «вахтой», как бы сейчас сказали. В 1905 году он надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену вдовой с тремя малолетними детьми. Пришлось женщине идти в батраки, на заработки в Москву отправился и десятилетний Кошкин, окончивший три класса церковно-приходской школы.

В Москве Кошкин устроился на кондитерскую фабрику учеником пекаря и проработал на ней восемь лет, став рабочим по обслуживанию карамельных автоматов. В начале 1917 года, незадолго до Февральской революции, 19-летний Михаил был призван на военную службу в российскую армию и направлен на Западный фронт в составе 58-го пехотного полка. Провоевал Михаил недолго и уже в августе 1917 года был ранен, после чего прибыл на лечение в Москву, а затем демобилизовался из армии. Но на этом военная карьера вчерашнего рабочего кондитерской фабрики не закончилась. Произошла Октябрьская революция, которую бедняцкий сын и московский рабочий Кошкин горячо приветствовал. Уже 15 апреля 1918 года он вступил добровольцем в железнодорожный отряд РККА, сформированный в Москве, и ушел на фронт.

Михаил Кошкин воевал под Царицыном, затем служил в 3-м железнодорожном батальоне в Петрограде, воевал против британских интервентов в районе Архангельска, во взятии которого он и принимал личное участие.

Когда Архангельск был зачищен от интервентов, 3-й железнодорожный батальон перебросили на Польский фронт, но заболевшего тифом Кошкина оставили в тылу и перевели после лечения в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожного пути и мостов на Южном фронте. Лишь летом 1921 года, после расформирования железнодорожной бригады, Михаил Кошкин был демобилизован из рядов РККА.

Еще в 1919 году, во время Гражданской войны, Михаил Кошкин, служивший на Северном фронте, вступил в ряды РКП (б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован в Москву на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. В это время происходит личное знакомство будущего конструктора с такими знаковыми фигурами советской власти как Сергей Киров и Григорий «Серго» Орджоникидзе.

Казалось бы, дальнейшая карьера Михаила Кошкина должна была развиваться по партийной линии, тем более, что для этого у него биография была идеальной – бедняцкий сын, рабочий, фронтовик Гражданской войны, член РКП (б) с военно-политическим образованием… После окончания Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова, Кошкина направили в Вятку – руководить кондитерской фабрикой. Очевидно, руководство партии вспомнило, что именно на кондитерской фабрике Михаил начинал свой трудовой путь.

Но, побыв во главе фабрики в 1924-1925 гг., Кошкин перешел на должность заведующего агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкомитета ВКП (б), затем, с 1926 по 1928 гг. был заведующим Губернской советской партийной школой, заместителем заведующего и заведующим агитационно-пропагандистского отдела губернского комитета ВКП (б) в Вятке. Там же, в Вятке, Михаил Кошкин женился на Вере Катаевой, работавшей в Губпотребсоюзе, у них родилась дочь Лиза.

Однако, будущее партийного чиновника, судя по всему, в какой-то момент перестало привлекать Михаила. В 1929 году он написал письмо лично знакомому ему Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование. Инженерные кадры в то время были очень нужны молодому советскому государству и Кошкин получил разрешение выехать в Ленинград, где был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Так, только в 31 год, Михаил Кошкин начал свой путь в инженеры. Никаких поблажек, несмотря на партийность и статус, Кошкин не получал – он честно отучился в вузе пять лет и в 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Во время обучения в институте Кошкин получил и первый практический опыт – он поработал перед защитой диплома на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185, проходил практику на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне это ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела.

Начинающий инженер очень понравился руководству автозавода и оно даже пыталось ходатайствовать в Наркомате тяжелой промышленности о направлении к ним Кошкина после окончания института, но он смог настоять на своем и продолжил работу в Конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, занимавшемся конструированием танков. За 2,5 года Кошкин прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ.

В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков не имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.



В конце декабря 1936 года Григорий Орджоникидзе, занимавший тогда пост народного комиссара тяжелой промышленности СССР, лично вызвал Михаила Кошкина и принял решение перевести его на Харьковский завод. Руководитель Наркомата счел, что Кошкин, благодаря своим деловым качествам и интеллекту, лучше всего справится с задачей по созданию быстроходного среднего танка, который можно было бы запустить в серийное производство. Танковый отдел Харьковского завода № 183 в то время специализировался на выпуске легких быстроходных танков БТ, находившихся на вооружении РККА. Кошкин был назначен начальником танкового КБ-190 Харьковского завода.

Руководить конструкторским бюро Кошкин стал в очень сложное для отечественного танкостроения время. Как раз шла война в Испании, во время которой была установлена высокая уязвимость танков БТ для артиллерийского огня противника. Требовалась срочная модернизация всего танкового парка РККА, а по сути – его полная замена. И в этой ситуации особую роль предстояло играть отечественным конструкторам.

Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7. Затем он выступил с инициативой создания чисто гусеничного танка А-32, которую поддержал и сам Сталин, предложивший не препятствовать конструкторам. Вскоре, 16 декабря 1938 года, три конструкторских бюро завода были объединены в единое конструкторское бюро КБ-520, а Кошкин был назначен главным конструктором всех трех объединенных конструкторских бюро.

Уже в середине 1939 года в Харькове были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили присутствовавшие на испытаниях представители Государственной Комиссии. Они пришли к выводу, что А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. Но, тем не менее, ни одному из танков не было отдано предпочтение, а конструкторы, тем временем, продолжали разработки по усовершенствованию боевых машин.



Следующие испытания прошли в Кубинке в сентябре 1939 года. Члены комиссии были поражены опытным образцом танка А-32 (Т-32), который понравился всем не только прекрасными ходовыми качествами, но и эффектным внешним видом. Кошкин представил обновленный А-32, оснащенный 76,2 мм пушкой Л-10 и получивший индекс Т-32. Танк планировалось выпустить на замену Т-28, изрядно устаревшему к этому времени.

Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжало обсуждать, какой же из танков все же стоит запустить в серийное производство. Свои коррективы внесла начавшаяся война СССР с Финляндией, которая вновь продемонстрировала большие изъяны советских танков и остро поставила вопрос о необходимости ускоренной модернизации танкового парка. Кошкин и его сотрудники продолжали работать над дальнейшим совершенствованием модели А-32. В конечном итоге, 19 декабря 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 танк А-32 с толщиной брони в 45 мм под названием «Т-34» был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.



Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».

17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.

Но радость от того, что конструкторам удалось создать танк, удовлетворивший требования советского руководства, была омрачена ухудшившимся самочувствием самого Кошкина. Главный конструктор неважно почувствовал себя после того, как простудился во время тяжелого пробега танков из Харькова в Москву. Тем не менее, даже заболев пневмонией, Кошкин продолжал работать. Переутомление и болезнь нанесли еще более серьезные удары по его организму. Кошкин заболел пневмонией, врачи удалили ему одно легкое. В сентябре 1940 года его направили на лечение в заводской санаторий, однако ничего сделать было уже нельзя. 26 сентября 1940 года 41-летний главный конструктор скончался.

Во главе КБ Кошкина сменил Александр Морозов. Именно этот человек получил широкую известность в качестве «отца тридцатьчетверки». Награды не обходили Морозова стороной – в 1943 году он получил первую звезду Героя Социалистического Труда, а в 1974 году стал Героем повторно. Можно сказать, что все основные лавры от запуска в серийное производство Т-34 достались именно Морозову – вполне заслуженно, разумеется, но следовало бы помнить и о первом главном конструкторе, под руководством которого и началась разработка знаменитого танка.

К памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонной. При жизни он получил несколько наград, включая орден Красной Звезды в апреле 1936 года. В 1942 г. Кошкину посмертно присудили Сталинскую премию, а вот Героем Социалистического Труда посмертно он стал лишь в 1990 году. Несколько мемориальных досок и памятников, улица в Харькове, почтовая марка, выпущенная в 1998 году – так увековечили память конструктора легендарного танка Т-34, без которого победа в войне была бы намного более тяжелой.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 декабря 2018 05:55
    С авторством в деле создания Т-34 темная история, у М. Свирина она хорошо описана. Там выходит, что как раз КБ Кошкина сопротивлялось внедрению новшеств, на которых настаивало руководство РККА
    1. +5
      3 декабря 2018 07:16
      Цитата: Андрей Сухарев
      С авторством в деле создания Т-34 темная история, у М. Свирина она хорошо описана.

      Да, то что Кошкин "отец Т-34" это миф. КБ харьковского завода в конце 30-х годов подвергалось репрессиям, в результате которых часть его сотрудников, в том числе и руководители, были осуждены или понижены в должностях. Кошкин пришел когда концепция танка, в последствии ставшим Т-34, уже отрабатывалась во всю. Главная его заслуга в том, что он сумел наладит дисциплину и планомерную работу в самом КБ. По рассказам одного из ветеранов КБ, он не гнушался и физического воздействия, бил палочкой, с которой постоянно ходил, по ногам нерадивым сотрудникам. Но даже и это не помогало удерживать сроки, они постоянно срывались и сдвигались вправо. Вина ли это его? Нет. Слишком молодо было наше танкостроение и люди его строившие. Не хватало не опыта, не знаний, да еще и само танкостроение тогда переживало некий кризис, требовавший кардинальных решений.
      Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка.
      Очередной "миф". Если взять "ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 443сс, Комитета Обороны при СНК Союза ССР,19 декабря 1939 года" то там сказано:
      "....2) Обязать Наркомсредмаш (тов. Лихачева):
      ....
      По заводу № 183.
      а) организовать производство танков Т-34 на Харьковском заводе № 183 им. Коминтерна;
      б) изготовить 2 опытных образца танков Т-34 к 15 января 1940 года...

      А смогли выпустить позже. Но в том то и дело, что срок выпуска в постановлении был не случаен. Он был привязан к смотру боевой техники, который должен был быть проведен 17 марта 1940 года в Кремле высшим руководством СССР и его армии, и техника не прошедшая минимальный объем испытаний к нему не допускалась. Все это грозила огромными , мягко говоря "неприятностями", как руководству завода, так и КБ. Вот потому и погнали своим ходом два опытных танка из Харькова в Москву. К слову один из танков получил серьезные повреждения, которые пришлось устранять в мастерских Орловского танкового училища.
      Цитата: Андрей Сухарев
      Там выходит, что как раз КБ Кошкина сопротивлялось внедрению новшеств, на которых настаивало руководство РККА

      Оно это делало то же не просто так. КБ "повязано по рукам" своими возможностями и возможностями производства "родного" завода.
      1. +7
        3 декабря 2018 07:38
        Биография Михаила Ильича Кошкина удивительная! Из беднейшей семьи, рано оставшись без отца. Целеустремленный человек."Памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонна".Могила была разрушена во время войны, немецкие бомбежки . Сохранилась ли улица сего имени и памятник ему недалеко от проходной завода? А памятник в его родной деревне---сгорел в 1938 , пожар.
        Есть памятник танку Т-34 на трассе М-8 Ярославской области.
        Есть 2 фильма---"Главный конструктор"----1980г, "Танки"---премьера была в этом году. В рецензии написано, что фильм далёк от реальности.
        1. +5
          3 декабря 2018 08:07
          Цитата: Reptiloid
          Биография Михаила Ильича Кошкина удивительная!

          Но в те времена У МНОГИХ она была такая.
          1. +4
            3 декабря 2018 23:30
            Цитата: svp67
            ....Но в те времена У МНОГИХ она была такая.
            Да, на сайте бывали биографии советских людей, можно сказать так-----человек создал себя сам.При этом можно добавить, что государство ему помогало в этом. Сейчас, в теперешнее вемя трудно представить такие судьбы.
      2. 0
        4 декабря 2018 23:22
        Главная его заслуга в том, что он сумел наладит дисциплину и планомерную работу в самом КБ

        Прочитав статью, совершеннно очевидно, что Кошкин был партийный администратор с иехническим образованием, как сейчас говорят менеджер, но отнюдь не конструктор.
    2. +3
      3 декабря 2018 15:51
      Цитата: Андрей Сухарев
      С авторством в деле создания Т-34 темная история, у М. Свирина она хорошо описана. Там выходит, что как раз КБ Кошкина сопротивлялось внедрению новшеств, на которых настаивало руководство РККА


      Ну это частное мнение историка, который в текстах путает цементацию с консервацией...
      1. +1
        3 декабря 2018 20:01
        Приведите примеры, я такого не припоминаю! request
        1. 0
          4 декабря 2018 11:48
          Цитата: Андрей Сухарев
          Приведите примеры, я такого не припоминаю! request


          Например:
          К 1938 г. работы над пушкой и ее освоение были приостановлены ввиду ареста по доносу о вредительстве ее конструктора П. Сячинтова. К концу года ПС-3 быта снята с вооружения, и все орудия, установленные в танки Т-28 и арттанки АТ-1, цементированы и отправтены на склады, несмотря на то что отвечали всем требованиям АБТУ и ГАУ.


          Мне трудно представить, что можно "цементировать" орудия целиком - весь мой "багаж" знаний о цементации и орудиях, трепещет от такого термина...
          Могу допустить, что произвели цементацию отдельных поверхностей какой либо детали, но сам термин в корне не правильно применен.
          Скорее имелась в виду консервация.

          Так же автор сам себе противоречит в тексте
          В марте 1938 г. при обсуждении новой системы танкового вооружения РККА на имя председателя СНК СССР В. Молотова от наркома обороны К. Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре постановления НКО № 94 "О типах танков…". В докладной записке, в частности, говорилось: "… танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой – колесно-гусеничный. Всесторонне испытать их в течение 1939 г. и после этого принять на вооружение взамен БТ и Т-26 тот, который будет отвечать всем требованиям".

          То есть то, что автор выдает за сенсацию в предисловии, никак не связуется с фактическим положением при разработке танка "встречный" (А-32).
          Разработка его началась инициативно и уже впоследствии было профинансировано.
          1. 0
            4 декабря 2018 14:26
            Да, про цементацию, возможно, "косяк" редактирования в издательстве
    3. +2
      3 декабря 2018 20:33
      Это в каком это месте Михаил Николаевич говорит, что КБ Кошкина сопротивлялось? По-моему, там был поднят вопрос об одновременном изготовлении А-20 и А-32. Павлов считал (не без оснований), что такую нагрузку КБ (да и ГХПЗ) не потянет, Кошкин с Морозовым ( а за ними и Максарев) убеждали, что справятся. Но справились же, не?
  2. +6
    3 декабря 2018 06:20
    Любой танк не одним человеком создан. Биография удивительная.
    Вроде, от нашего времени - рукой подать. А реальность с легендами переплетается.
  3. -6
    3 декабря 2018 07:01
    Биография Михаила Ильича Кошкина – еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе.

    Биографии Лавра Проскурякова, первого русского летчика Ефимова, Туполева. Поликарпова, Иоффе, и прочая и прочая-свидетельства глубокой ошибочности этого тезиса. Более того, нигде и никогда этот т.н. социальный лифт не "возносил" инженеров и ученых в шарашки, к "Коммунарке" и Бутову, как Королева, Лангемака,Бартини и пр.
    Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7.

    Да нет, этот танк (БТ-7М) был создан (начал создаваться) Фирсовым, Челпаном и Бондаренко и их КБ , которые были посажены и расстреляны. Не вспомнить их, говоря о прообразе Т-34, некорректно.
    Так что Т-34- результат многолетней работы опытных инженеров нескольких конструктосрских бюро, а не только одного М. Кошкина, всего 4 года, как окончившего институт.
    Который, безусловно, оказался способным и преданным делу конструктором.
    1. +12
      3 декабря 2018 08:15
      Цитата: Ольгович
      Биографии Лавра Проскурякова, первого русского летчика Ефимова, Туполева. Поликарпова, Иоффе, и прочая и прочая-свидетельства глубокой ошибочности этого тезиса.

      Не соглашусь. Да были конструктора "старой школы", но подавляющее большинство конструкторов именно СОВЕТСКИЕ. И только благодаря той системы они ими стали.
      Цитата: Ольгович
      Да нет, этот танк (БТ-7М) был создан (начал создаваться) Фирсовым, Челпаном и Бондаренко и их КБ , которые были посажены и расстреляны. Не вспомнить их, говоря о прообразе Т-34, некорректно.

      И все забывают, что первый кто предложил концепцию этого танка был руководитель КБ ХПЗ, увы не долгое время, - военинжинер 3-го ранга, адъюнкт Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) имени Сталина Адольф Яковлевич Дик.
      1. +3
        3 декабря 2018 09:09
        Печальная судьба Дика! Но хоть не расстреляли а всего 10 лет сидел! Но по факту я с Вами согласен будущий т-34 спроектировал именно Дик! Кошкин получил в руки если не готовый продукт, то полуфабрикат который смог довести до ума (если учитывать его карьеру то это просто нонсенс)
        1. +1
          3 декабря 2018 20:39
          Судьба Халепского более печальна. А Гинзбурга? Из всех танкостроителей только Морозов да Котин были "на волне"
          1. 0
            4 декабря 2018 03:30
            Цитата: rexby63
            Из всех танкостроителей только Морозов да Котин были "на волне"

            А Астров?
            1. 0
              6 декабря 2018 21:39
              Ну так-то да, Т-70 сыграл свою роль, но Морозов и Котин все же больше на слуху
      2. -5
        3 декабря 2018 13:16
        Цитата: svp67
        Не соглашусь. Да были конструктора "старой школы", но подавляющее большинство конструкторов именно СОВЕТСКИЕ. И только благодаря той системы они ими стали.

        Они не из космоса появились. ВСЕ советские конструкторы и ученые-выучены и воспитаны ИМПЕРАТОРСКИМИ учеными и профессорами в ИМПЕРАТОРСКИХ ВУЗах.
        Нпример, Вернадский,Иоффе, Мысовский, Хлопин, Башилов, Пасвик и пр, стоявшие у основания атомного проекта-состоялись, как ученые еще до ВОРа, а братья Курчатовы-их ученики.
        Распределение учащихся учебных заведений МНП по сословиям на 4 января 1914 года:
        Высшие начальные, городские, уездные училища :потомственных дворян -3962 чел, крестьян-95149 чел, цеховых и мещан- 65160 чел., казаков-10050
        Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 50-53, 80-81, 102-105, 126-129, 150-151, 159-161, 174-179, 195-197, 215-221.

        "не могли" крестьяне и рабочие учиться в технических ВУЗах....
        Цитата: svp67
        И все забывают, что первый кто предложил концепцию этого танка был руководитель КБ ХПЗ, увы не долгое время, - военинжинер 3-го ранга, адъюнкт Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) имени Сталина Адольф Яковлевич Дик.

        Руководитель КБ ХПЗ Афанасий Фирсов заслуживает в этой связи, по крайней мере, не меньшего упоминания.
        Как конструктор, кстати, он состоялся еще до ВОРа.
        1. +2
          3 декабря 2018 22:51
          Цитата: Ольгович
          Распределение учащихся учебных заведений МНП по сословиям на 4 января 1914 года:
          Высшие начальные, городские, уездные училища :потомственных дворян -3962 чел, крестьян-95149 чел, цеховых и мещан- 65160 чел., казаков-10050
          Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 50-53, 80-81, 102-105, 126-129, 150-151, 159-161, 174-179, 195-197, 215-221.
          "не могли" крестьяне и рабочие учиться в технических ВУЗах....

          Да, Ольгович, у Вас, видимо, исключительный талант, не к месту, "подпустить" в лужу! laughing
          Вы́сшие нача́льные учи́лища — общеобразовательные заведения Российской империи, промежуточные между начальными и средними..............

          Т.е. эдакие недоПТУ, для малограмотных. Совсем не ВУЗ! lol
          Курс ученья разделялся на три класса Преподавались следующие предметы: Закон Божий, священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии включительно, но без доказательств; география, история русская и всеобщая сокращённая, чистописание, черчение и рисование. С разрешения министра народного просвещения могли быть открываемы дополнительные курсы для обучения «тем наукам и искусствам, коих знание наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности» (богомерзкая Вики.)
          1. -4
            4 декабря 2018 07:55
            Цитата: HanTengri
            Да, Ольгович

            Любитель мата, отстаньте, ваш бред-не читаю.
        2. +2
          4 декабря 2018 03:32
          Цитата: Ольгович
          ВСЕ советские конструкторы и ученые-выучены и воспитаны ИМПЕРАТОРСКИМИ учеными и профессорами в ИМПЕРАТОРСКИХ ВУЗах.

          Вы поднимаете очень интересный вопрос и осталось ответить, а кто воспитал Ломоносова, и кто был первыми преподавателями в ИМПЕРАТОРСКОМ первом университете?
          1. 0
            4 декабря 2018 07:57
            Цитата: svp67
            Вы поднимаете очень интересный вопрос

            Я привел ФАКТ
            Цитата: svp67
            а кто воспитал Ломоносова, и кто был первыми преподавателями в ИМПЕРАТОРСКОМ первом университете?

            Посмотрели. И как это влияет на вышеприведенный факт?
            1. +1
              4 декабря 2018 11:27
              Цитата: Ольгович
              И как это влияет на вышеприведенный факт?

              Да то, что у всех были учителя и у наших первых ученых и они вообще были не русскими.
    2. +2
      4 декабря 2018 21:05
      Биографии ... , первого русского летчика Ефимова,

      Если Вы про Михаила Никифоровича Ефимова, одного из первых наших авиаторов, то он был убит белыми в Одессе в 1919 году. Ну не понравился он их благородиям.
  4. +5
    3 декабря 2018 09:20
    Интересно, с какой целью писалась статья? Если с целью восстановления исторической справедливости в отношении М.И. Кошкина, то во первых, стиль казенной советской политинформации для этой цели явно не лучший, во вторых, никакого "незаслуженного забвения" в отношении Кошкина не было. Достаточно открыть любую книгу о советском танкостроении и в главе о Т 34 обязательно будет описан вклад Кошкина в создание этого танка. То есть о том, что Кошкин "Руководил работами по созданию танка Т-34, который поступил на вооружение Советской Армии в 1940 и был признан лучшим танком периода 2-й мировой войны 1939—45" (БСЭ) в СССР помнили всегда.
    Зато в комментариях некоторых товарищей явно просматривается современная тенденция - под видом "срывания покровов" нагадить в собственное прошлое.
    1. +4
      3 декабря 2018 09:27
      Гадить в прошлое ни кто не собирается! Кошкин учитывая его образование и послужной список конструктором не был!!! Он был превосходным организатором и кадровиком! Откровенно сырой проект довести до массового выпуска и признания миром лучшем танком ВМВ это надо с уметь!!! Кошкин смог!!! За что честь и хвала ему!
      1. +5
        3 декабря 2018 12:05
        Во первых - никто и никогда не говорил, что Кошкин сам сконструировал танк. Во вторых про образование - это весомый аргумент. Однако если исходить из Вашей логики, то, предположим, Дегтярева с отцовской кузней и тремя классами церковно-приходской школы вообще к конструкторам отнести нельзя.
        1. -3
          3 декабря 2018 14:56
          Дегтярева то как раз и можно! Он технарь!!! А Кошкин партийный работник!!! То есть организатор(этому и учили,руководить) Дегтярев измальства технарь! Открою Вам истину! Теория без практики мертва!!! И наличие диплома не подрозумевает практики!
        2. +1
          4 декабря 2018 12:54
          Цитата: Decimam
          Во первых - никто и никогда не говорил, что Кошкин сам сконструировал танк. Во вторых про образование - это весомый аргумент. Однако если исходить из Вашей логики, то, предположим, Дегтярева с отцовской кузней и тремя классами церковно-приходской школы вообще к конструкторам отнести нельзя.


          Он талантливый ремесленник и сам неоднократно признавал, что образования не хватает.
          Чуйка у человека была - мог представить взаимодействие деталей в совокупности.
          А вот посчитать конструкцию - не обучен был...
          Больше методом чутья и тыка работал человек и выдавал неплохой результат для своего времени.
          1. +1
            4 декабря 2018 13:33
            Если так мог работать Дегтярев, почему так не мог Кошкин?
    2. +1
      3 декабря 2018 15:32
      Юбилей Кошкина - повод достаточный. И сейчас, в любой области. На самой маленькой кочке - есть генераторы идей, и те, кто способен внедрить.

      И Леонардо да Винчи не стоит совсем отделять от герцога Моро. При всей самодостаточности Леонардо.
  5. +3
    3 декабря 2018 10:23
    Бардак в обороне и руководстве СССР в 30-х был эпическим , Кошкин действительно судя по статье героически разгребал его , в меру своих сил..., мертвые сраму не имут , а правду мы вряд ли узнаем..., но т-34 все- таки появился и слава богу без особых конкурентов..., в отличие от авиации....
  6. +2
    3 декабря 2018 10:28
    В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков не имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.

    Не конструкторы, а Заказчик - армейцы. Работы по колёсно-гусеничному среднему танку шли с 1933 года, было сделано "в железе" несколько опытных образцов, но в 1937 работы были свёрнуты. Некоторые связывают это с арестом конструктора Цейца, некоторые - с недоведённостью нового танка, его высокой ценой (вдове вышеТ-28), а также с тем, что характеристики планируемого под замену Т-28 удалось довести практически до уровня Т-29.
    1. +1
      3 декабря 2018 14:58
      Вы имеете в виду БТ-9?
      1. +4
        3 декабря 2018 15:30
        Я имел в виду историю с запланированной заменой среднего гусеничного танка Т-28 на средний колёсно-гусеничный танк Т-29.
        Пока Цейц сотоварищи ваяли разные варианты Т-29, ЛКЗ вылизал серийный Т-28, а в 1936 выкатил серийный Т-28А со скоростью аж 55,8 км/ч по шоссе и 46 км/ч по просёлку. Плюс, втрое вырос ресурс гусениц. В результате, преимущества Т-29 таяли на глазах. А стоимость - росла.
        Подлили масла в огонь и финансовые расчеты. Они не радовали. Даже с учетом широкой унификации вооружения, башен, двигателя танк все равно получался почти вдвое дороже, чем Т-28, притом что Т28А имел подвижность, сравнимую с Т-29, а с новыми траками его пробег утроился.
        © М.Свирин
    2. +3
      3 декабря 2018 15:43
      Цитата: Alexey RA
      Не конструкторы, а Заказчик - армейцы. Работы по колёсно-гусеничному среднему танку шли с 1933 года, было сделано "в железе" несколько опытных образцов, но в 1937 работы были свёрнуты.

      Мне попадалось и другое мнение: если в лёгких танках, не только БТ, на привод ведущих катков хватало по одному бортовому редуктору (гитаре), то привод всех катков средних колёсно-гусеничных танков был кошмарной конструкцией.
      Это схема колёсных приводов танка ПТ-1 и ссылка на статью о нём: https://topwar.ru/102353-pt-1-kristi-obuchennyy-plavat.html
  7. BAI
    +4
    3 декабря 2018 13:41
    еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе.

    Да тут список - бесконечен: Малышев, Устинов, Жуков, Королев. Сталин в конце-концов.
    Надо отметить, что в Т-34 было как минимум 10 заимствований от зарубежных танков (в том числе и наклонная броня).
    Да и после испытаний выявили ВОСЕМЬДЕСЯТ недоработок конструкции. Главные претензии были к тесноте, тяжелой управляемости, загазованности боевого отделения и отвратительным приборам наблюдения танка. Проходя испытания на полигоне экипаж (при закрытых люках) обнаруживал не более двадцати процентов типовых целей.
    А вот Т-44 уже был близок к идеалу.
    1. +1
      3 декабря 2018 16:47
      Цитата: BAI
      Надо отметить, что в Т-34 было как минимум 10 заимствований от зарубежных танков (в том числе и наклонная броня).

      ЕМНИП, наклонная броня по образцу французского танка "Форж и Шантье" возникла после возвращения Павлова из Испании.
      Цитата: BAI
      Да и после испытаний выявили ВОСЕМЬДЕСЯТ недоработок конструкции.

      Вывод по итогам испытаний тоже был неутешительный:
      В представленном на испытания виде танк Т-34 не удовлетворяет современным требованиям к данному классу танков по следующим причинам:
      а)Огневая мощь танка не может быть полностью использована вследствие непригодности приборов наблюдения, дефектов установки вооружения и оптики, тесноты боевого отделения и неудобства пользования боеукладкой.
      б) При достаточном запасе мощности двигателя и максимальной скорости, динамическая характеристика танка подобрана неудачно, что снижает скоростные показатели и проходимость танка.
      в)Тактическое использование танка в отрыве от ремонтных баз невозможно, вследствие ненадежности основных узлов – главного фрикциона и ходовой части.
      г)Полученная на испытаниях дальность и надежность связи для танка данного класса недостаточна, что обусловлено как характеристикой рации 71 ТК-3, так и низким качеством её монтажа в танке Т-34.

      © Отчёт об испытаниях серийных Т-34 в ноябре-декабре 1940-ого
  8. Fox
    0
    3 декабря 2018 14:26
    "Устаревший" Т-28!

  9. +8
    3 декабря 2018 16:31
    Конструктор Т-34 - М.И. Кошкин. А конструктор ИС - Ж.Я. Котин. Как в те времена шутили, русские "кошки" и "коты" порвали немецких "тигров" и "пантер".
    1. 0
      3 декабря 2018 19:49
      Долго рвали,тяжело
  10. 0
    24 декабря 2018 19:12
    2-серийный худ.фильм "Главный конструктор" 1980 г. - о Кошкине, ТИ-34, пробеге танков от Харькова до Москвы.
    Неплохой
  11. 0
    21 января 2019 10:05
    До ВОВ Т-34 хотели снять с производства в пользу Т-50. Только начало войны помешало этим планам. Забыт репрессированый конструктор Цыганов создатель танка Бт-св-2.
  12. +1
    17 февраля 2019 20:45
    Кошкин, Котин, Морозов - в конечном итоге авторы изделия для "броска на Ламанш".