Информация вместо пуль (часть 1)

85
«Язык их — убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы».
(Иеремия 9:8)


Во все времена люди хотели подчинять себе других людей и таким образом извлекать для себя выгоду. Поскольку общество представляет собой пирамиду, в свою очередь, состоящую из бесчисленного количества других, более мелких пирамид, то очевидно, что самая древняя (и добавим: прочная!) — это «пирамида физической силы». Против человека с пудовыми кулаками не больно-то пойдёшь, не так ли?! Но время шло и люди поняли: в единстве сила (то есть можно навалиться на него скопом!), а кроме того, на любую силу есть еще и хитрость. Самого сильного можно отравить, опоить, соблазнить женщинами (в Библии немало примеров и того, и другого), и лишить его таким образом силы.



Но физическое воздействие хорошо лишь на первых порах и в зонах локальных конфликтов. Там, где людей очень много, куда эффективнее управлять ими при помощи единомыслия, а его можно ведь создать!

И долгое время вся работа по созданию единого общественного мнения велась на уровне чистой интуиции. Люди понимали, что информация, поданная определенным образом (то есть пропаганда), страшнее вражеских солдат и картечи. Понимали это и Петр I, и Наполеон, и многие, многие другие, но лишь в силу собственной одаренности. Ну, а затем развитие науки привело к тому, что нашелся человек, разработавший по-настоящему хорошую теорию пропаганды, а ведь как известно нет ничего лучше, чем хорошая теория. И вот таким человеком стал Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978) – известный американский политолог и специалист в области теории информации, почетный профессор права Йельского университета, один из директоров Центра политических наук Нью-Йорка, глава Американской ассоциации политических наук.

Информация вместо пуль (часть 1)


Лассуэлл был сторонником бихевиоризма – «поведенческой теории» человеческого существования, да и фрейдизм был ему совсем не чужд, так что его теория впитала в себя и то и другое. Но это не был простой синтез фрейдизма и бихевиоризма, отнюдь. Позднее теорий информационного воздействия появилось много, но теория Лассуэла стала классической. Очень важно, что одним из ее инструментов стал контент-анализ, то есть анализ текстов. Он же определил пропаганду как «менеджмент коллективных мнений с помощью манипуляций значимыми символами». То есть мы имеем важные для того или иного социума символы, мы их отбираем, группируем и выдаем в социум. И то, что раньше лишь только смутно ощущалось этими людьми или они воспринимали «это» на уровне узнавания, становится для них очень важным. То есть в основе лассуэловского подхода к информированию общественности лежит тезис о единой реакции человека на пропагандистские воздействия и очень важный тезис о том, что сознания среднего человека очень уязвимо для такого воздействия. По его мнению, такие критические для среднего человека явления, как экономический кризис или политический конфликт, чреватый войной, вызывают у людей этой социальной группы массовый психоз. Критичность их сознания уменьшается (именно поэтому перед каждым общественным мероприятием людям – его участникам или гостям, обязательно следует давать по 100 граммов шампанского или 50 граммов водки или коньяка!), после чего они делаются уязвимыми. Даже самые грубые и примитивные формы пропаганды становятся для них приемлемы. Для среднестатистического человека именно пропаганда является «лекарством» для самоуспокоения и способом справиться с любой угрозой. Именно поэтому Лассуэлл рекомендовал научной технократии (англ. «scientific technocracy») взять отбор информации для СМИ на себя. В 1927 году он написал самую свою известную работу «Техника пропаганды в Первой мировой войне» (сначала в форме докторской диссертации, а затем выпустил ее в виде монографии), а к 1948 году на основе опыта пропаганды в армии во время Второй мировой войны разработал и свою собственную (ставшую знаменитой!) модель коммуникации. Причем модель эта очень проста, а суть любого коммуникативного действия она раскрывает путем следующих, последовательно задаваемых вопросов: кто сообщает? сообщает что? по какому каналу идет сообщение? кому сообщение адресовано? с каким эффектом это сообщение было передано?

Ну, а контент-анализ в данном случае позволяет анализировать самые разные виды текстов. Это могут быть сообщения, переданные СМИ, выступления политических деятелей, партийные программы, правовые акты, исторические документы и источники, и даже произведения литературы, не говоря уже о собственно рекламных и пропагандистских материалах.

Очевидно даже для неспециалиста, что задача пропаганды – обеспечение консолидации народных масс ради поставленной перед ними единой цели. Но Лассуэллл сделал важное уточнение: для каждой социальной группы эта цель все-таки немного своя. Своя для президента, генерала, шофера, грузчика и… бомжа! То есть рассчитывать воздействие надо на каждый особый слой общества. То есть грубо говоря – «одной кашей всех и с одной ложки кормить нельзя»!

Ну, а сама пропаганда, как способ управления общественным мнением значимыми символами, предполагает, по мнению Г. Лассуэлла, в первую очередь распространение политических мифов и определенных желательных для общества стереотипов. Что такое политический миф? Ответ простой — нечто, что большинство людей не подвергает сомнению, из-за чего ему не нужно доказательств. Лассуэлл полагал, что политические мифы реализуются в идеологии и предлагаемых обществу доктринах. При этом какая-то информация действует на разум, а какая-то воздействует на чувства реципиентов, то есть ее получателей. Чтобы различать эти направления, он ввел такие понятия, как «креденда» и «миранда».

Креденда (доверие) – является сферой рационального сознания. Ее информационные блоки – это тексты конституций, договоров и прочих институциональных документов, которые воздействуют на разум и вызывают доверие к властям на когнитивном уровне.

Миранда (мираж, сверхъестественное) – нечто иное, как ритуал и символ, что, кстати хорошо понимал еще великий Конфуций. Это лозунги, флаги, гимны, в обязательном порядке харизматичный герой (лидер) движения. Здесь все рассчитано на эмоциональное восприятие и возбуждение чувств. «Все люди братья!», «Мир хижинам, война дворцам!», «Кто был ничем, тот станет всем!», «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью!» – вот хорошо известные примеры таких вот эмоциональных лозунгов.

В любом случае, считал Лассуэлл, у «языка власти» всегда цели рациональные, а вот эффекты напротив – эмоциональные. Они доступнее и действуют на большее количество людей! Причем Лассуэлл утверждал, что власть, разумная власть, должна заранее готовить людей к принятию тех или иных идей и поступков. Вспомним, для примера, неправильные решения в этой области. Реформу 1861 года, свалившуюся на головы крестьян, словно снег в мае, события 1991 года, когда люди точно также оказались неподготовленными к произошедшему. Причем пропагандистская кампания должна была бы быть длительной и основанной на детально проработанной стратегии. Подчеркнем – стратегии! Поэтому тех же крестьян еще до реформы нужно было обучать портновскому, скорняцкому и плотницкому делу, учить на землемеров, пивоваров, с тем, чтобы «получив свободу», они сразу бы оказались при деле. То же самое было и в СССР. Ведь уже было известно, что инерция общественного сознания велика, что не все люди меняются быстро. Вот и нужно было выдвинуть лозунг: «В коммунизм со второй и третьей профессией!», «За себя и за того парня!», «Всесторонне развитым честь и место!» и учить на бухгалтеров (Лозунг: «А ты овладел искусством считать?»), тех же пивоваров, сыроделов, агрономов, токарей-пекарей. Да мало было ли нужных в обществе профессий? Следовало заблаговременно культивировать новые образы и новые идеи, создавать их символы и также заранее развивать в людях ассоциации между конкретными положительными эмоциями и этими узнаваемыми ими символами.

Надо сказать, что Лассуэлл прекрасно понимал, что демократия, в условиях которой осуществляется информационное воздействие на людей, отнюдь не идеальна и по сути представляет «диктатуру болтовни», а вот та техника, которая позволяет диктатору править и называется… да-да – пропагандой.

Поэтому-то он и предлагал контроль над СМИ передать новой элите или научной технократии, которая свои знания будет использовать обществу во благо и сможет обеспечить обществу… стабильность. Ну, а сами приемы, то есть непосредственно технологии управления общественным мнением очень просты:
1. Следует ограничить распространение нежелательной информации и все то, что людей отвлекает от главного.
2. Информация должна быть массовой, чтобы объект влияния находил ее везде. Причем на выборах портреты кандидатов могут печататься даже на туалетной бумаге!
3. Сообщения должны быть информационно емкими, краткими и запоминающимися, словно… Каинова печать!
4. В тексте, рассказах диктора и изображениях объект должен находить себя. Точнее что-то общее с самим собой, тогда воздействие будет более результативным.
5. Нужно периодически давать информацию о чем-то шокирующем или пугающем. Страх – одна из самых сильных мотиваций и иллюзий человека.
6. Перед воздействием следует определить шкалу ценностей человека. И после этого использовать эти сведения в своем информационном блоке.
7. Следует обязательно отслеживать ответную реакцию. И в первую очередь те места, где у объекта воздействия возникли противоречия с изложенными сведениями. Вместе с продолжением воздействия по теме, следует дать дополнительную информацию, разрушающую возникшие противоречия.
8. Нужно обязательно позаботиться, чтобы окружающие начали обсуждать предложенную информацию. Спорить, искать аргументы, факты. Таким образом эффект воздействия усиливается в разы.
9. Нужно использовать неопровержимые доказательства. Тогда, часть людей, противящихся вашим сведениям (а они будут неизбежно, потому что у них другой жизненный опыт и убеждения), не смогут парировать ваше воздействие. При этом нужно добиваться, чтобы людям было интересно. Чтобы они захотели вжиться в ваше сообщение и непременно стать его частью!

Главным трудом Лассуэлла стала монография «Техника пропаганды в мировой войне», в которой он произвел разбор целей, задач и стратегий пропагандисткой деятельности в эпоху Первой мировой войны. Он сделал вывод, что такая критическая ситуация, как война, освобождает все самые примитивные, первобытные инстинкты, и вот на их-то мобилизацию и должна быть направлена военная пропаганда. Чем выше уровень социальной напряженности, возникшей в обществе, чем сильнее, считал Лассуэлл, в нем действуют примитивные инстинкты, и тем эффективнее при этом будет действовать пропаганда. Нужно возбуждать ненависть к противнику, поддерживать хорошие отношения с союзниками, восстанавливать против врага нейтральные государства, разлагать противника изнутри и подрывать его волю к победе. По мнению Лассуэлла, во время войны власть над управлением мнением народным должна была находиться в официальных руках. Свобода мнений вещь хорошая, но в мирное время, и вред от отказа от нее в военную пору меньше, чем польза от контролируемого официальными органами распространения информацией. Правда, тут тоже нужен профессионализм. Например, в цикле статей «Отравленное перо» приводился пример статьи в газете «Правда», называвшейся «Брехня Гитлера». Она вроде бы разоблачала ложь гитлеровской прессы о потерях советских войск. Давались цифры во много раз меньше тех, что были у немцев, но… тут же зачем-то сообщалось, что немцы пишут, что в плен к ним попало 3,5 млн. наших солдат, тогда как всего пленных 500 тысяч. Но почему-то никто не сообразил, что на фоне предвоенной пропаганды про войну «одним ударом», «малой кровью» и на «чужой территории» даже эта цифра выглядит просто чудовищной! Не надо было вообще об этом писать! Все и так знали, что немецкая пропаганда лжет и чего же с враньем-то спорить?! После победы разберемся… То есть даже цензура партийных и советских органов не была гарантией того, что в печать не пролезет такая вот явная глупость…



Лассуэлл писал, что, как и всякий инструмент, пропаганда не бывает плохой или хорошей. Для общества пагубна не сама пропаганда (пропагандировать можно и здоровый образ жизни, и отказ от курения), а насаждение с ее помощью неблагоприятных для людей идей. Но в любом случае пропаганда выступает как вид «оружия», причем оно куда более «экономное», чем все прочие, так как она значительно экономит материальные затраты. Даже самая дорогостоящая информационная кампания дешевле, чем авианосец и его содержание… По его мнению, информация играет в обществе роль своего рода «магической пули», от которой у среднестатистического человека защиты нет и быть не может!



Продолжение следует…
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 декабря 2018 06:18
    ничего нового, познавательно, но без огонька
    1. +4
      22 декабря 2018 06:24
      Отличная и очень полезная статья! Главное - правильная! И особенно такая разъяснительная о пропаганде статья важна перед войной!

      Статья может служить в качестве краткого РУКОВОДСТВА к действию в вопросах пропаганды.

      Ждём продолжения.
      1. +2
        22 декабря 2018 06:35
        и кто же будет действовать, и кто руководить....
      2. +2
        22 декабря 2018 07:31
        Уважаемая Татьяна! Оно готово и выйдет скорее всего завтра или в понедельник.
    2. +1
      22 декабря 2018 14:15
      Дмитрий! Трудно огонек вставить в пособие к стиральной машине...
      1. +1
        22 декабря 2018 14:21
        верное замечание , к промывание мозгов надо относиться серьезно...., огонек здесь неуместен
  2. Комментарий был удален.
  3. 0
    22 декабря 2018 06:24
    Врать и воровать - слова однокоренные.
    1. 0
      22 декабря 2018 07:40
      Как раз профессионалу-то врать и нельзя. Но, увы, троечников больше. Вот они-то и портят впечатление от профессии.
      1. +3
        22 декабря 2018 11:55
        Как раз профессионалы-то и врут профессионально. А троечники, если и попадают не в молоко, то радости их нет предела. Как дети.
        1. 0
          22 декабря 2018 14:14
          Только высокоморальное поведение рационально. Одно из правил пиарменов.
          1. +1
            22 декабря 2018 20:20
            А что есть критерий высокоморального поведения? "Не верь, не бойся, не проси"? Или десять заповедей?
            1. +2
              23 декабря 2018 22:58
              Заповеди ближе. Но слишком часто "Не верь, не бойся, не проси" в голове держать приходится.

              Это даже при том, что своё окружение мы сами создаём.
    2. 0
      22 декабря 2018 20:31
      Цитата: Эррр
      Врать и воровать - слова однокоренные.

      Враки - заговоры, врач - специалист по заговариванию зубов!
  4. +2
    22 декабря 2018 06:46
    Но в любом случае пропаганда выступает как вид «оружия», причем оно куда более «экономное», чем все прочие, так как она значительно экономит материальные затраты.

    ... значит надо защищаться, как от оружия...
    1. 0
      22 декабря 2018 14:19
      Цитата: a.s.zzz888
      Но в любом случае пропаганда выступает как вид «оружия», причем оно куда более «экономное», чем все прочие, так как она значительно экономит материальные затраты.

      ... значит надо защищаться, как от оружия...

      Давно пора это делать! А то некоторые совсем не понимают, что пропаганда Запада против России - это и есть тоже его оружие - информационно-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ!

      У стран НАТО даже по этому поводу организуются свои "военно"-пропагандистсккие идеологические подразделения, а мы почему-то их не воспринимаем именно как специфические войска нападения и защиты. Топчемся на месте.


      1. +2
        22 декабря 2018 19:31
        Уважаемая Татьяна! Это очень... сложное оружие. Оно не для "как надену портупею, все тупею и тупею". И пользоваться им надо уметь! И оно... дорогое! Надо специалистам платить...Много! За что? За несколько сказанных слов, написанный текст, иногда даже улыбку и... костюм на "брифинге". Многие этого не понимают. Работать с такими... тяжело. Даже невозможно. "Да подите вы..." Так что это проблема выходит за рамки "только информации". Впрочем, об этом тоже будет...
        1. +2
          22 декабря 2018 20:36
          Вот с этим абсолютно согласен!
      2. +2
        22 декабря 2018 20:32
        Татьяна, а Вы уверены, что "топчемся на месте"? Я, вот, считаю, что идеологическую войну за умы россиян западные спецслужбы проиграли "вчистую". Ибо я не помню даже в позднем СССР такой ненависти к Западу.
        1. +4
          22 декабря 2018 21:58
          Цитата: 3x3zsave
          Татьяна, а Вы уверены, что "топчемся на месте"?
          Да, по большому счёту именно топчемся на месте. Это в лучшем случае.
          Я, вот, считаю, что идеологическую войну за умы россиян западные спецслужбы проиграли "вчистую". Ибо я не помню даже в позднем СССР такой ненависти к Западу.
          Во-первых. Мы проиграли "Холодную войну" Западу уже в при Горбачёве! И пока что мы не только сами вполне не восстановились, но и потеряли, теряем и будем продолжать терять своих союзников в бывших советских республиках и странах бывшего соцлагеря. Под вопросом Армения, Казахстан, Р. Беларусь.

          Во-вторых. Олигархический капитализм, построенный в РФ и в бывших союзных республиках и в странах бывшего соц. лагеря, никак не способствует их единству с РФ в борьбе России против мирового агрессора по переделу мира.

          В-третьих. У нас в России - у самих-то чёрти-что с идеологией и образованием творится. Одна софистика.

          В-четвёртых. В России формируется кастовая система господ, холопов и "лишних" людей, которая по существу СТРЕМИТЕЛЬНО закрепляется властью законодательно. Бюрократия растёт и приобретает наследственно-родственнические корни.

          Пятое. РФ продолжает быть колониальной страной под пятой США И "коллективного" Запада . Россия на законодательном уровне - по Конституции РФ и Законе "О ЦБ России" - это вовсе не совсем суверенная страна, как это демагогически вдалбливается либеральной властью народу "сверху" в его общественное сознание.

          А "подвижки", о которых Вы говорите, наблюдаются в целом только в области "закручивания гаек" в мозгах россиян и затягивания поясов у трудящихся со стороны ЛИБЕРАЛЬНОГО правительства РФ, президента страны и депутатов - т.н. "народных" избранников.

          ИТОГО. И это всё я сказала только о современном состоянии нашего - российского - тыла на случай ТМВ. А ещё ведь есть и "западный фронт" со стороны противника, который не стоит на месте , а продвигается пропагандой и военной силой к российским границам!
  5. +3
    22 декабря 2018 07:42
    Интересная статья, информация во многом правда известная. Хочется добавить, что вся выше описанная теория работает при одном очень важном условии( Конечно это на мой субъективный взгляд) при заниженном уровне массового образования. Чем меньше интелектуальный потенциал человека(общества) тем больше возможности им управлять. Наглядно это видно на примере нашей страны (что печально) начиная с 90х система образования нашей страны, при участии западных структур, была просто разрушена.
    1. +2
      22 декабря 2018 07:53
      Цитата: stalki
      Чем меньше интелектуальный потенциал человека(общества) тем больше возможности им управлять.

      Вы совершенно правы. Но... почитайте комментарии здесь на ВО? Здесь очень много, судя по их содержанию, людей учившихся и получивших образование "еще тогда". Но что-то... не всегда они, скажем так, блещут умом и сообразительностью. Более того как раз ими-то легче управлять, чем сегодняшними молодыми ЗЕТами, при условии определенной подачи информации и структурировании сообщения.
      1. 0
        22 декабря 2018 08:00
        На счёт здесь не согласен, здесь как и везде хватает разного люда. И оценивать объективно кого-то сложно. Тем более мы не видим друг друга и может быть, что я допустим какая-нибудь "старая клуша" или "пень" обделённый вниманием, а может просто желторотый шкет захотевший поиграть словами, или к примеру длинноногая блондинка желающая найти спутника жизни а? laughing lol bully
        1. -2
          22 декабря 2018 09:55
          Есть формы анализа, например ФОГ-индекс, которому все равно кто Вы. Важен текст.
        2. +3
          22 декабря 2018 20:40
          Здесь практически нет "желторотых шкетов". Здесь клуб " За3о".
      2. +6
        22 декабря 2018 09:55
        Цитата: kalibr
        людей учившихся и получивших образование "еще тогда". Но что-то... не всегда они, скажем так, блещут умом и сообразительностью.

        Тогда, кто хотел, тот и учился. В целом ВУЗы давали хорошее образование, но после окончания его кто-то продолжал самосовершенствоваться. а кто-то и остался на прежнем уровне. Но ВУЗы давали специальное образование, а ум и сообразительность нуждаются не только в нем.
        Сегодня, к сожалению, уровень знаний в ВУЗах более низкий, чем при Союзе. Да и уровень знаний средней школы не сопоставим.
        1. +4
          22 декабря 2018 20:49
          Скажем так, он не более низкий, он более узкий. Даже более чем узкий.
          1. +3
            22 декабря 2018 21:41
            Цитата: 3x3zsave

            Скажем так, он не более низкий, он более узкий. Даже более чем узкий.

            точно сказано
    2. +3
      22 декабря 2018 09:18
      "Чем меньше интеллектуальный потенциал", говорите... Ага а в 80-е и в 90-е "сильно образованные" советские граждане дружно повелись на фуфло от Яковлева и "Огонька" и с упоением бросились разрушать свою страну. Причем это делали, как раз шибко "интеллектуальные" городские жители, а "менее интеллектуальные" -обитатели села, на это смотрели с неодобрением, с сожалением покачивая головой. Так, что не в "интеллекте" дело. wink
      1. +1
        22 декабря 2018 09:43
        А кто вам сказал что эти городские шибко интеллектуальные? Вы сами проверяли? И с чего вы взяли что при советском образовании село менее разумное. Может к примеру менее изболованное. hi у каждого своё понимание разума. Моё сводится к тому ,что разумный человек понимает благо, понимает цену слов, понимает цену жизни и труда, не имеет корыстных и злых умыслов. А некоторые интеллект путают с хитростью и пронырливостью разделяя отделяя от него духовную и нравственную состовляющие wink
        1. -1
          22 декабря 2018 09:46
          Бросьте ерунду говорить про зависимость интеллекта от "духовности" и "нравственности"... вы очевидно вообще не имели никогда дела, например.... с криминальным миром... wink И кстати, мы ведь статью обсуждаем, правда? И должны обсуждать именно управляемость человека как индивидуума и как части сообщества, а не какой-то там "отдельно взятый" интеллект"... Тезис-"бытие определяет сознание" еще никто не отменял... wink
          1. 0
            22 декабря 2018 12:12
            Вот вы и делите всё на части из-за этого не видя целого. Управляемость человека как раз зависит от "целого" "комплексного" , его разума, его условий проживания, его воспитания и образования и т.д. кстати у криминала не может быть ума, может быть хитрость, коварство, жажда наживы положенная на подлость и отсутствие правил, но ни как не разум, мудрость, ум.
          2. 0
            22 декабря 2018 12:13
            Вот вы и делите всё на части из-за этого не видя целого. Управляемость человека как раз зависит от "целого" "комплексного" , его разума, его условий проживания, его воспитания и образования и т.д. кстати у криминала не может быть ума, может быть хитрость, коварство, жажда наживы положенная на подлость и отсутствие правил, но ни как не разум, мудрость, ум.
      2. +6
        22 декабря 2018 09:50
        Цитата: Улиточник N9
        Ага а в 80-е и в 90-е "сильно образованные" советские граждане дружно повелись

        так может потому и повелись. что поняли ущербность и лживость генеральной линии правящей партии?
        Цитата: Улиточник N9
        а "менее интеллектуальные" -обитатели села

        были заняты своим хозяйством и им все посылы КПСС были просто по барабану? Они просто не обращали на это внимания и интеллект тут не причем?
        1. 0
          22 декабря 2018 10:20
          интеллект тут не причем?

          Так о том и толкую.... wink
      3. +3
        22 декабря 2018 13:21
        Цитата: Улиточник N9
        "Чем меньше интеллектуальный потенциал", говорите... Ага а в 80-е и в 90-е "сильно образованные" советские граждане дружно повелись на фуфло от Яковлева

        Простите, но в таком случае откуда взялся собственно Яковлев и не один! Вернее сказать яковлевы. Напомню тем. кто не знал или тем, кто забыл. В 1957 году на Пленуме ЦК КПСС принято постановление запрещающее контроль со стороны госбезопасности над членами ЦК, работниками партаппарата, профсоюзами, депутатами! Что это такое? А это создание условий для появления пятой колонны в управлении государством. Ко времени 80 - 90 годов яковлевых в руководстве КПСС, всех союзных республик и партноменклатуры вплоть до среднего уровня было подавляющее большинство! Так, что это была уже не пятая колонна, а генеральная линия партии и правительства!
    3. Комментарий был удален.
    4. +1
      22 декабря 2018 14:58
      Калькулятор, понимающий что он калькулятор, уже есть нечто большее, чем просто калькулятор.
  6. 0
    22 декабря 2018 08:38
    Во все времена люди хотели подчинять себе других людей и таким образом извлекать для себя выгоду.

    Не завидую я вашим родственникам. Интересно, вы детей своих в подвалах держите или как? bully

    Это была шутка, а если серьёзно, то вы отразили Библейское представление о Мире, где все звери стремящиеся стать самым звериным зверем, где Каин убивает Авеля. Это противоречит сути человека - замыслу Бога.



    По теме. Любое слово есть управление. Массовое слово (СМИ) управление массами. Как СМИ влияют на наше поведение, можно наблюдать по Украине. С появлением интернета монополия на информацию и её трактовку у хозяев СМИ значительно снизилась и эта тенденция будет только возрастать. Сумеет ли власть вписаться в новые обстоятельства - это вопрос.

    ps
    СМИ - это только один из инструментов идеологической власти.
    1. +2
      22 декабря 2018 08:46
      Интернет это одна из форм сми ещё более действенная чем все остальные, особенно продуктивен во влиянии на недообразованных.
      1. +2
        22 декабря 2018 08:52
        Цитата: stalki
        Интернет это одна из форм сми

        А я разве говорил об обратном?

        Цитата: stalki
        ещё более действенная чем все остальные

        Пока ещё нет, но тенденция наблюдается. Пока что большинство ресурсов интернета базируется на информации из СМИ.
        1. +1
          22 декабря 2018 09:01
          Дело не в том откуда информация в интернете, а в том как её здесь трактуют и приподносят. Здесь практически нет ограничений. Поэтому "уже", а не "тенденция"
          1. +2
            22 декабря 2018 09:17
            Цитата: stalki
            Здесь практически нет ограничений. Поэтому "уже", а не "тенденция"

            Скажите, а на Украине интернет есть? И что на жителей Украины оказывает большее влияние - инет или СМИ? laughing

            ps
            Перечитайте мой первый пост повнимательней.
            1. 0
              22 декабря 2018 18:42
              Цитата: Boris55
              И что на жителей Украины оказывает большее влияние - инет или СМИ?

              специалистов всегда меньше не специалистов. Так вот изысканных потребителей информации не так много. Многие довольствуются малым.Это везде так.
          2. 0
            22 декабря 2018 09:54
            Про Наполеона замечательно вспомнено. Зайдя на территорию России, французы начали раздавать крестьянам листовки с призывами следовать идеалам свободы. Ну, те, наивные, и пожгли немало барских усадеб... А если ближе к сегодняшнему дню... Большинство из нас не карабкается на Эверест, не опускается в Мариинскую впадину и не летает в космос - не столь мы пассионарны! Стабильное и привычное течение жизни как-то ближе. Но не настолько же, чтобы 18 лет подряд видеть на экране лица одних и тех же -- Путина,Пескова, олигархов. Это напрягает и обращает стабильность в нервозные мысли о невозможности перемен в как бы навечно и наперед заданных условиях. Вопрос подготовленного журналиста о женитьбе Путина не случаен. С одной стороны, это обращение к самой незамысловатой части электората, что оскорбительно заигрыванием, с другой -- посыл, что, мол, вот так уверен в себе, все будет, как скажу, и вообще много не чирикайте - все хорошо!
            1. +1
              22 декабря 2018 18:44
              Цитата: депрессант
              Зайдя на территорию России, французы начали раздавать крестьянам листовки с призывами следовать идеалам свободы. Ну, те, наивные, и пожгли немало барских усадеб.

              в Испании и России Наполеона ждала самая ожесточенная борьба против местного населения. Наполеоновские планы наткнулись на местный колорит(менее образованный, забитый, крепостной, более религиозный и пр)
              в общем не до кодексов и конституции им было...Да и читать не все могли.
            2. +1
              23 декабря 2018 23:00
              "И поешь ты чуть тише,
              Чем Монсеррат Кабалье" (с).

              Тем не менее, возможность проявить пассионарность есть.
          3. +4
            22 декабря 2018 13:47
            Цитата: stalki
            Дело не в том откуда информация в интернете, а в том как её здесь трактуют и приподносят. Здесь практически нет ограничений. Поэтому "уже", а не "тенденция"

            И даже не в этом дело! А в том, кто разрешает так информацию преподносить?! Вот здесь на ВО не секрет просто засилье необольшевиков - сталинистов - троцкистов - либералов и других левых всех мастей. Создается иллюзия протестного большинства. Майданят вовсю! Но! Неужели они завоевали себе это право и отстояли его в неравной борьбе? Да конечно же нет. Учитывая голосования 2018 года и принимая во внимания разные антивластные публичные выступления протестный электорат весь вместе взятый составляет не более 15%. Даже если половина из них собственно электорат майданно - революционный ( на самом деле еще меньше т.к. многие революционерят исключительно на словах) получаем 7 - 8 % из них женщин ... Что в сухом остатке? Протестная буря в стакане воды. Очень умная информационная политика. Даже такую бурю загнать в стакан надо уметь... Учитывая то, что истинные революционеры крайне агрессивны и не приемлят ровным счетом никакого инакомыслия выдавливая его любыми способами даже с таких информационных ресурсов буря даже в стакане зачахнет сама собой. Когда инакомыслия не останется совсем революционеры по своему обыкновению начнут искать врагов народа в своей среде ... Выводы сделайте сами, уважаемые ...
            1. 0
              22 декабря 2018 15:31
              Точно, Чеслав! Я вот над этим думал и уже было начал приходить к таким же выводам-майданят то ведь во всю ивановскую! Бесстрашные такие... smile Но так образно и ясно, как вы я бы это не выразил. Спасибо-ясно, просто и понятно!
      2. 0
        22 декабря 2018 19:25
        Конечно! Вы же видите, как часто здесь люди ссылаются на "живые журналы". А надо на ВАКовские журналы, диссертации, "Вопросы истории"... "Историю государства и права". Ту же "Родину"... но... чего нет, того нет!
    2. +1
      22 декабря 2018 09:35
      По теме. Любое слово есть управление.

      Ну-да. "Вначале было Слово"..... Человек отличает правду от лжи и от "красивого словца" и лести только при наличии критического мышления, которое вырабатывается только, на основе своего жизненного опыта. Чем больше шишек он набил, "обжегся" в своей жизни, тем проще ему разбираться в "словах"(в коммуникационных отношениях в обществе). Именно поэтому, всякого вида дельцы, бизнесмены, предприниматели, вынужденные "крутиться" в разных сферах общественных отношений и испытывая на себе все качества человеческой как морали, так и аморальности, получают огромный опыт в "коммуникационной сфере" и так и называются- "прожженными" дельцами. И таким людям "палец в рот не клади-откусят всю руку"-лучше них никто не умеет ориентироваться в "коммуникационных отношениях". Инфантильные же создания, занятые чем-то одним, зацикленные на себе и на ближайшем окружении, к которым принадлежит подавляющее большинство общества-такого обширного опыта не имеют, и потому их легко можно "развести", они легко поддаются манипуляции. yes
      1. -1
        22 декабря 2018 09:45
        Необязательно wink
      2. 0
        22 декабря 2018 09:49
        В основном с вами согласен.

        Цитата: Улиточник N9
        Человек отличает правду от лжи и от "красивого словца" и лести только при наличии критического мышления

        Что бы критическое мышление появилось, для этого нужны знания. Монополия же на знания принадлежит "элите", благодаря чему она устанавливает себе непомерно высокие зарплаты за свой управленческий труд и делиться с народом этими знаниями она не собирается.

        Цитата: Улиточник N9
        подавляющее большинство общества-такого обширного опыта не имеют, и потому их легко можно "развести", они легко поддаются манипуляции.

        Вот за что я благодарен перестройке, так это за то что она дала почувствовать на собственной шкуре альтернативную точку зрения. Теперь мне есть с чем сравнивать.

        Любой человек не может быть гением по всем вопросам. Согласно закону нормального распределения только 5% населения могут быть гениями в каком то одном направлении и такое же количество людей в данном вопросе будут полными профанами, но по другим вопросами они могут быть гениальны.
        1. -1
          22 декабря 2018 09:58
          Что бы критическое мышление появилось, для этого нужны знания. Монополия же на знания принадлежит "элите", благодаря чему она устанавливает себе непомерно высокие зарплаты за свой управленческий труд и делиться с народом этими знаниями она не собирается.
          согласен полностью по вопросу знаний.
        2. +6
          22 декабря 2018 10:01
          В своей молодости я провел много времени в экспедициях, шатаясь с геологическими партиями по нашей необъятной Родине и на ее просторах, я встречал множество разных людей. так вот, очень часто мне попадались люди-местные жители-наемные работники в партии, проводники, охотники, нелегальные искатели-добытчики, и прочие, проведшие всю свою жизнь можно сказать оторвано от "основных благ" цивилизации, не имеющие даже понятия о том, какие там "достижения" науки и техники и прочего на "большой земле", зачатую даже не закончившие средней школы и не умеющие читать, но что мне запомнилось в общении с ними, так это то, что этих людей на "мякине проведешь" -они моментально "просчитывали человека" причем любого, мгновенно отличали ложь от правды и именно такую хватку я потом, заметил в опытных дельцах-бизнесменах. Но что отличало тех простых людей от тех же дельцов-это все таки то, что можно назвать "мудростью", которая во многом и помогала им ориентироваться даже в тех вопросах, о которых они не имели ни малейшего представления.
          1. 0
            22 декабря 2018 10:20
            На счёт мудрости таких людей не поспоришь good
  7. -3
    22 декабря 2018 09:56
    Цитата: Улиточник N9
    -обитатели села, на это смотрели с неодобрением, с сожалением покачивая головой.

    А что они сделали больше, кроме качания головами?
    1. 0
      22 декабря 2018 10:18
      А что они сделали больше, кроме качания головами?

      Такой же вопрос к-Вам.... hi
      1. +1
        22 декабря 2018 19:22
        Деньги зарабатывал! Качать было некогда!
    2. +3
      22 декабря 2018 10:32
      Цитата: kalibr
      А что они сделали больше, кроме качания головами?

      Обитатели села, так же как и обитатели каменных джунглей, выстроились в очередь за ваучерами.

      Перед тем как провести прихватизацию, по ТВ крутили Санта-Барбару, для тех кто мечтал о вилле и Рабыню Изаур, для тех, кто мечтал о фазенде. А тут Чубайс с мешком халявных денег ... ну и понеслось.
  8. -1
    22 декабря 2018 09:58
    Цитата: stalki
    Моё сводится к тому ,что разумный человек понимает благо, понимает цену слов, понимает цену жизни и труда, не имеет корыстных и злых умыслов.

    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  9. -1
    22 декабря 2018 10:01
    Цитата: депрессант
    Это напрягает и обращает стабильность в нервозные мысли о невозможности перемен в как бы навечно и наперед заданных условиях. Вопрос подготовленного журналиста о женитьбе Путина не случаен.

    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  10. -2
    22 декабря 2018 10:02
    Цитата: Улиточник N9
    Инфантильные же создания, занятые чем-то одним, зацикленные на себе и на ближайшем окружении, к которым принадлежит подавляющее большинство общества-такого обширного опыта не имеют, и потому их легко можно "развести", они легко поддаются манипуляции.

    Именно!
  11. +2
    22 декабря 2018 10:02
    Цитата: Boris55
    Что бы критическое мышление появилось, для этого нужны знания.

    Точно так!
    1. +2
      22 декабря 2018 10:15
      "Знания"...."Диктат знаний".... Когда говорят о "знаниях", то мне, почему-то, всегда, вспоминается известный диалог Ватсона и Шерлока Холмса по этому поводу....(если забыли, то это- по поводу "Круглой Земли" и "головы-как чердака")..... wink
      1. 0
        22 декабря 2018 10:22
        Это скорее профориентация smile good
        1. +1
          22 декабря 2018 11:07
          Как знания распределены в нынешнем обществе:
          один - пилит, другой - стругает, третий - гробы сколачивает.

          Убери одного из них и весь процесс будет нарушен. Так получилось во времена перестройки, когда у нас ликвидировали ПТУ - дома стало некому строить. А ведь это всё преподносилось нам под благими намерениями.

          Лирики до сих пор не понимают физиков и так что не возьми, во всех профессиях существует специфический птичий язык понятный только специалистам в данной области. Думаете это случайно? Думаете это конспирология? Ни чуть - это горькая правда жизни. Это один из механизмов управления.

          В начальных классах нам преподавали целостное знание по природоведению. В старших эти знания разбили на отдельные предметы, ни как не связанных между собой. Произошёл разрыв сознания. И это то же не случайно. Мы утратили целостное представление о Мире.
          1. +3
            22 декабря 2018 11:41
            Ну тут есть очень большой нюанс, знания начали делиться, если так можно сказать ,естественным образом, потому как информации с каждым веком прибывает, а человеческая память не увеличивается. Да совершенствуются механизмы обработки информации и её восприятия. Но объём человеческой памяти невозможно увеличить физически. Вот и узкая специализация.
    2. +3
      22 декабря 2018 11:30
      kalibr (Вячеслав)
      Цитата: Boris55
      Что бы критическое мышление появилось, для этого нужны знания.

      Точно так!

      Одних знаний мало, Нужны ещё и определённые качества - критическая направленность личности, неравнодушие, любознательность... Может быть ещё что-то.
      1. 0
        22 декабря 2018 11:38
        Перед каждым мероприятием требующим критического восприятия всем гостят наливается бокал шампанского (кто же откажется?) или 50 г коньяка Наполеон и уровень критичности понижается на 25%. Так что Ваша критическая направленность в принципе ничего не значит... А можно еще "фирменный" коктейль "Забвение": 50% ликера Кюрасао + лед и 50% абсента. Не смешивать и не встряхивать! Успех обеспечен!
        1. +2
          22 декабря 2018 13:50
          kalibr (Вячеслав)
          Перед каждым мероприятием требующим критического восприятия всем гостят наливается бокал шампанского (кто же откажется?) или 50 г коньяка Наполеон и уровень критичности понижается на 25%. Так что Ваша критическая направленность в принципе ничего не значит.

          Вы тут противоречия не находите? Всё таки 25% не есть 100%, остаётся ещё 75% моей критичности. А если я не потребляю алкоголь?
          У нас этот способ применим со значительными оговорками. Попробуй напои хотя бы часть средних и простых людей коньяком Наполеон, да ещё на митинге, встрече с избирателями или партийном собрании.
          Но в общем этот способ предварительного ослабления критичности известен с давних времён. "Дьяки курят ладан." (исполнитель: Владимир Высоцкий). На Востоке используются благовония. В тоталитарных сектах добавляют наркотики в пищу . Есть чисто психологические методы ослабления критичности.
          1. 0
            22 декабря 2018 15:59
            Цитата: народник
            Вы тут противоречия не находите? Всё таки 25% не есть 100%, остаётся ещё 75% моей критичности. А если я не потребляю алкоголь?

            Все проверено на практике. А если, да кабы... роли это не играет. Не пьете? Сока нальем! Все равно будете благодарны за заботу! А как отблагодарить? Положительным мнением!!!
  12. +3
    22 декабря 2018 12:21
    Библию, случайно не дальний предок Лассуэлла сочинил? wink
  13. 0
    22 декабря 2018 13:44
    Цитата: Boris55
    Перед тем как провести прихватизацию, по ТВ крутили Санта-Барбару, для тех кто мечтал о вилле и Рабыню Изаур, для тех, кто мечтал о фазенде. А тут Чубайс с мешком халявных денег ... ну и понеслось.

    Ну Вы молодец!
  14. +1
    22 декабря 2018 14:08
    Цитата: Улиточник N9
    Человек отличает правду от лжи и от "красивого словца" и лести только при наличии критического мышления, которое вырабатывается только, на основе своего жизненного опыта.

    Цитата: Boris55

    Что бы критическое мышление появилось, для этого нужны знания. Монополия же на знания принадлежит "элите", благодаря чему она устанавливает себе непомерно высокие зарплаты за свой управленческий труд и делиться с народом этими знаниями она не собирается.


    Давным-давно не существует монополии на знания
    Указ Президента об утверждении Концепции общественной безопасности
    Концепция общественной безопасности России (КОБ), 28 ноября 1995 г. прошла режим парламентских слушаний в Госдуме ФС РФ, по результатам которых она была одобрена.
    20 ноября 2013 г. Президент России В.В. Путин утвердил своим Указом Концепцию общественной безопасности в России. Таким образом, считаем, что распространение Концепции общественной безопасности вышло на новый этап.
    Отсюда следует вывод о необходимости организации взаимодействия на местах с органами государственной власти по использованию материалов КОБ, которые являются теоретической основой для исполнения Указа Президента России В.В. Путина.
    http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/v-centre-vnimaniya/4419-implement-presidential-decree-on-approval-of-the-concept-of-public-security
    В КОБ даются открыто и безплатно знания и технологии позволяющие отличать плохое от доброго.
    Элита, действительно не собирается делиться тем, чем владеет - умениями.
    Но все "умения" есть в КОБ.
    Изучайте КОБ, применяйте ДОТУ (Достаточно Общую Теорию Управления)
    Заботьтесь о своих интересах и интересах своей семьи.
  15. 0
    22 декабря 2018 15:55
    Цитата: vetlan19
    Заботьтесь о своих интересах и интересах своей семьи.

    Золотые слова!
  16. -2
    22 декабря 2018 16:05
    Цитата: stalki
    начиная с 90х система образования нашей страны, при участии западных структур, была просто разрушена.

    Глупостей не надо писать. Был я в этой системе. Не заметил разрушения...
    1. +1
      22 декабря 2018 20:10
      Глупостей не надо писать. Был я в этой системе. Не заметил разрушения...
      И я был и заметил hi
      1. 0
        23 декабря 2018 09:28
        Не знаю Вашей жизни, Вашей ВС, Вашего опыта. Моя жизнь - в ВС с 1982 года, с 1985 по 88 аспирантура, наш институт стал университетом. Изменился очень сильно. Хотя - да, преподавателям работать стало труднее. Но многое стало лучше.
  17. -1
    22 декабря 2018 16:54
    По его мнению, информация играет в обществе роль своего рода «магической пули», от которой у среднестатистического человека защиты нет и быть не может!

    Некоторым товарищам и госпадам, не мешало бы по чаще "смотреться в зеркало", на предмет обнаружения пулевых отверстий. А то, нелепо, когда люди пробитой головой, расуждают о пропаганде.
  18. +1
    22 декабря 2018 18:52
    И долгое время вся работа по созданию единого общественного мнения велась на уровне чистой интуиции.

    неверно. Пропаганда эксплуатирует обычные животные чувства(инстинкт самосохранения) и то что мы существа коллективные. Именно этим мы покорили эту планету, будучи очень плохо развиты физически на фоне других видов.
    Опасность(здорово объединяет людей, всем не чуждо чувство самосохранения)
    Импринтинг(объединение на фоне защиты своего ареала обитания)
    Тут не нужна интуиция..чистая животность человечества. Это эксплуатируют все-от государства(патриотизм) до частных контор(приверженность интересами фирмы)
    Что интересно так это то что глобальный мир стал очень разнообразным...Простые лозунги(Хлеба и зрелищ) заменились на более изощренные...
    и вообще простые лозунги уже мало работают. Люди хотят большего.Даже патриотизм не срабатывает у человека интеллектуального и посетившего разные страны..Это ж не дети(которым легче всего привить-они ближе к животному миру)..
    Статей на эту тему(как изменился мир пропаганды) довольно много.
    Хотелось бы поближе к телу. Рассмотреть примеры на ВО..
  19. 0
    22 декабря 2018 19:17
    Цитата: Антарес
    чистая животность человечества

    Это и есть интуиция...
    1. 0
      23 декабря 2018 12:42
      Цитата: kalibr
      Это и есть интуиция...

      ну какое это чутье? Обычные законы животного мира, основа поведения животных.
  20. +1
    22 декабря 2018 22:21
    Хорошим пропагандистом только изучив теорию, получив соответствующее образование и даже будучи назначенным на штатную должность стать нельзя. А не хорошим -незачем, не хороший пропагандист -по сути и не пропагандист вообще, столько бы дипломов, научных степеней и должностей не имел.
    Все гораздо сложнее, в человеке должны быть харизма, внутренняя убежденность, выраженные лидерские качества - лучше всего , когда это сопрягается с постом какого-либо вождя. И стихийные методы тут действуют вернее, чем попытки выращивать вождей или пропагандистов.
    Это и Жириновский, и Махно, и Ленин, и Уот Тайлер, и Ян Гус, и Дрейк... Их никто не выращивал специально.
    Но вот с 19 века стали возникать средства реально массовой информации, повысилась скорость ее распространения, и стал играть значение вал - тысячи раз повторенная ложь стала подменять собой реальность. И, пожалуй, самой крупной мишенью такой сосредоточенной кампании лжи стал Советский Союз, когда кривое представление о реальном мире сумели навязать не только странам запада, но и жителям СССР (на без помощи своих же правителей), которые в итоге сами его и развалили.
    Тот же финт, еще более массированный и дубовый по качеству пытаются применить и сейчас, и тоже наши элиты изо всех своих сил помогают нас дискредитировать перед самими собой.
    Но мы стали уже много опытнее, а такая вещь, как интернет и сотовые сети, не имевшиеся раньше сильно меняют расклады, любая ложь быстро находит опровержения, а применяющие ее СМИ быстро теряют доверие даже в своей среде. Так что побарахтаемся.
  21. 0
    23 декабря 2018 09:30
    Цитата: Silvestr
    Сегодня, к сожалению, уровень знаний в ВУЗах более низкий, чем при Союзе. Да и уровень знаний средней школы не сопоставим.

    Вовсе нет!
  22. -1
    23 декабря 2018 09:34
    Цитата: 3x3zsave
    Ибо я не помню даже в позднем СССР такой ненависти к Западу.

    Зависть и утерянные иллюзии!
  23. +1
    23 декабря 2018 10:04
    Спорить можно до бесконечности.Если не трудно,найдите видео "Задачник от Задорнова" А еще опрос молодежи из Москвы.Где их спрашивают,почему Ленин(Медведев), Сталин( Шеварнадзе) выбрали свои псевдонимы.НЕ вникая в суть вопроса,никто не мог ответить.