6 июня 1749 года родился Осип Дерибас – основатель города-порта Одессы

«Из содеянного мною в этой жизни иных деяний почитаю важным основание порта и города, которому волею мудрой государыни дано чудное имя - Одесса - торговый путь, соединяющий народы обменом произведений рук их и разума…»
Осип Дерибас


Название одесской улицы Дерибасовская известно в нашей стране почти что каждому. Однако происхождение этого названия известно далеко не всем. Между тем известная улица Дерибасовкая названа, как и миллионы улиц по всей стране, в честь знаменитой исторической личности. Эта личность – Осип Михайлович Дерибас (Хосе де Рибас).


Руководитель строительства порта Одесса и основатель самого города русский адмирал Хосе де Рибас был выходцем из Неаполя и испанцем по национальности. Де Рибас прибыл в Россию в 1772 году по приглашению графа А.Г.Орлова-Чесменского и поступил на службу в Черноморский флот в качестве волонтера.

В 1783 году Дерибас под началом князя Потёмкина принимал участие в строительстве Черноморского флота и окончательном присоединении Крыма к России. В 1787 году началсь вторая русско-турецкая война. Будучи командующим Черноморской гребной флотилией, испанец принимал непосредственное участие в штурме крепости Тульча и Исакча, а также в знаменитой операции по взятию крепости Измаил. В 1791 году Дерибас принимал участие в ведении переговоров с Турцией, а также присутствовал при подписании мирного договора между Россией и Турцией в городе Яссы. За успешные действия при штурме Измаила и взятие Гаджибея Дерибас был награжден орденом Святого Георгия третьей и второй степеней.

В 1793 году Осип Михайлович (именно так на русский манер называли Де Рибаса моряки) был произведён в контр-адмиралы и назначен на должность командующего черноморским гребным флотом. Именно с этой поры контр-адмирал Дерибас навсегда связал свою судьбу с «цветущим в акациях» городом у Черного моря. В 1793 году был составлен план строительства порта в бухте Гаджибей, а в 1794 начались сами строительные работы, активно продолжавшиеся под руководством тогда уже вице-адмирала Дерибаса около трёх лет.

О строительстве нового порта царствовавшая в то время Екатерина II писала следующее: «Желая распространения торговли России на Черном море и уважая выгодное положение Гаджибея и сопряжённые с оным многие пользы, признали мы нужным устроить там военную гавань, кучно с пристанью для купеческих судов».

Памятник Осипу Дерибасу в Одессе


После смерти Екатерины II, с приходом к власти нового императора Павла I Дерибас был вызван в Санкт-Петербург. Опытному командиру и управленцу была пожалована должность генерал-кригс-комиссара, директора лесного департамента, а также вице-президента Адмиралтейств-коллегии. Карьера Дерибаса продолжала своё дальнейшее восхождение, и в 1799 году он стал адмиралом. Относительно причин милости императора Павла I по отношению к Дерибасу в кругу историков идут споры. Одни считают, что император искренне считал адмирала одним из талантливейших управленцев страны и доверял ему. Другие же убеждены, что новый виток карьерного роста испанца был обусловлен тем, что Павел I являлся братом его воспитанника, Алексея Бобринского.

Описание столичного периода жизни Дерибаса полно двусмысленности. Многие историки считают, что адмирал принимал участие в заговоре с целью убийства Павла I. Как бы то ни было, Дерибасу было не суждено стать его свидетелем или участником. Осип Дерибас скончался 2 декабря 1800 года и был упокоен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Автор:
Вениамин Ключ
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти