Рассказы об оружии. Лёгкий танк М24 «Чаффи» снаружи и внутри

29
Сразу стоит сказать, что в СССР в рамках пред-ленд-лиза «Чаффи» приехал. В количестве двух экземпляров. Но серийно к нам не поставлялся, именно потому танк и сыграл в «Рассказы», а не туда, где мы описываем ленд-лизовскую технику.





Но обо всем по порядку.

И начнем с короткого, но емкого рассказа Никиты Крутакова из Музея военно техники УГМК. Рассказ, на наш взгляд, просто великолепен.



Американский легкий танк M24 «Чаффи» получил свое наименование от имени не просто генерала, а самого основателя танковых войск США Эдмана Романца Чаффи (младшего). Танк вполне соответствовал названию и был реально представителем танков нового поколения.

Разработка «Чаффи» началась в 1942 году, когда война в Европе уже была в самом разгаре, а Тихоокеанская кампания только предстояла.



Легкий танк… В 1942 году… Но тут свою роль сыграли бои против Роммеля в Африке, которые показали, что легкий танк списывать со счетов реально рано, для него еще более чем достаточно задач. Также эти бои показали, что M3 «Стюарт», стоявший тогда на вооружении армии США, очень мягко говоря, «не торт». И требованиям современной войны не то что не отвечает, а представляет собой иллюстрацию на тему «слабое звено».

Нельзя сказать, что американцы не пробовали что-то сделать со «Стюартом». Конечно, пробовали. Были попытки приспособить к «Стюарту» более мощные 57-мм и 75-мм орудия (от среднего танка «Генерал Ли»). Попытки успехом не увенчались, башня М3 не выдерживала выстрела более мощной пушки, а потому было принято решение разработать новый легкий танк.

Так как война шла вовсю, значит, танк должен был быть простым и дешевым, но более живучим и сильнее вооруженным, чем «Стюарт».

Компания «Дженерал Моторс», на которую легла разработка и (если первое окажется успешным) производство танка с заданием справилась. Да так успешно, что 2 сентября 1943 года легкий танк M24 «Чаффи» был принят на вооружение армии США.



Армия заказала сразу 1000 танков. Но первые «Чаффи» в серию пошли только в 1944 году, в апреле-мае, так как все-таки потребовалось время на доработку недостатков и налаживание производства.

Производство «Чаффи» было организовано на заводах «Кадиллак», а затем на заводах «Мэсси Харрис». Танки производились до июля 1945 года, всего за это время было изготовлено 4 731 танк.

Удачная конструкция танка обеспечила ему весьма неплохой сбыт. М24 «Чаффи» состоял на вооружении двух десятков стран, в числе которых Франция, Греция, Пакистан, Италия, Норвегия, Бангладеш, Камбоджа, Лаос, Иран и Ирак.

Повоевать ему пришлось и во Второй мировой войне, в Корейской (1950-1953 гг.), во Вьетнамской (1965-1974 гг.) где воевал в армии Южного Вьетнама.

Единственными, кто отказался от этой машины во время Второй Мировой войны, были союзники США из Советского Союза. Да, два «Чаффи» были предложены нам на испытания, испытания были проведены, и показали, что этот танк, несмотря на всю удачность конструкции и весьма мощное вооружение, не имеет абсолютно никакого преимущества перед Т-34-85.

Наша пушка «брала» «Чаффи» в любой проекции. А 75-мм пушка «Чаффи», увы, не пробивала ни Т-34, ни Т-IV. О более тяжелых немецких танках мы даже не заикаемся.



В общем, при наличии великолепного среднего танка Т-34-85 в 1944 году легкий танк «Чаффи» нам уже был ни к чему. Тем более, что в 1944 году БТ РККА получили 20 тысяч танков, новых и отремонтированных.

Урал заработал по полной программе, и «Чаффи» оказался просто не нужен. Что не мешало ему достойно провести свою довольно долгую жизнь.

«Чаффи» изнутри.

Танк имел классическую компоновку с задним расположением двигателя. Точнее, двигателей, поскольку их было два. Двигатели связывались с трансмиссией посредством карданов.



Корпус коробчатый, сварной, из катаных броневых плит, расположенных под рациональными углами наклона. В целом, броня танка противопульная, но при определенных углах могла отразить снаряд мелкокалиберной пушки.



Экипаж танка состоял из 4-х человек, на командирских танках экипаж был 5 человек.



В переднем отделении (управления) располагались места механика-водителя и помощника водителя (он же — стрелок из курсового пулемета, он же заряжающий орудия или радист на командирских танках).







Командир танка и наводчик орудия располагались в башне, на командирских танках к ним прибавлялся ещё один член экипажа — заряжающий.















Для экипажа в танке было 4 люка: два в башне и два в переднем бронелисте.



И еще стоит отметить неплохой подход к освещению путем установки в командирской башенке блоков из бронестекла. И обзор что надо, и свет.





ТТХ М24 «Чаффи»:



Масса: 18,4 тонны
Длина: 5,1 м (с пушкой 5,56 м)
Ширина: 2,99 м
Высота: 2,77 м

Броня, лоб: 25 мм
Броня, борт: 19-25 мм
Броня, башня: 25-38 мм



Экипаж: 4-5 человек

Двигатель: 2 автомобильных карбюраторных бензиновых двигателя «Кадиллак» Series 44T24, мощностью по 110 л.с.
Дальность хода: 160 км
Максимальная скорость: 56 км/ч



Вооружение: 75-мм пушка M6 (боекомплект 48 выстрелов), 12,7-мм пулемет M2HB (зенитный), 2× 7,62-мм пулемета M1919A4 (спаренный и курсовой)

Впервые «Чаффи» был «крещен огнем» 20 декабря 1944 года во Франции.

Начиная с февраля 1945 г. использовался уже довольно широко, и показал в общем-то положительные моменты. Танк хвалили за скорость, маневренность, надежность и простоту обслуживания. Это были плюсы, довольно весомые. Минусами стала слабая броня танка и слабосильная 75-мм пушка, которая не позволяла вступать в бой с немецкими средними и тяжелыми танками.

А вот во время операций на Тихом океане «Чаффи» показал себя намного более эффективно. На островах, куда легкий танк было проще доставлять судами, не было «Пантер» и «Тигров», так что как машина поддержки пехоты «Чаффи» состоялся.



Но Вторая мировая закончилась довольно быстро для М24, и, как считают специалисты, самое массовое применение М24 пришлось на войну в Корее.



«Чаффи» довольно успешно играли роль машин поддержки пехоты, если не встречались с более мощными танками противника. Роль «Тигров» на этой войне играли китайские и корейские средние танки Т-34-85 советского производства.

Вспоминаем о проведенных испытаниях, и в Корее было все то же самое. 85-мм пушка Т-34 поражала «Чаффи» на любой дистанции боя, в то время как 75-мм пушка американца не могла серьезно повредить лобовой броне советских ветеранов (опять же почти с любой дистанции).

Следующей войной М24 была Индокитайская война (1954 г.) — на стороне французской армии «Чаффи» успешно воевали против Северного Вьетнама.

Тут открылась новая страница в истории танка. «Чаффи» стали воздушными десантниками, малый вес танков позволял перебрасывать их самолетами.

К Вьетнамской войне «Чаффи» подошел уже доживающим свой век старичком, но тем не менее, машины продолжали нести службу, участвовали в боевых действиях, и были списаны только к 1972 году.



В целом, танк прожил довольно долгую жизнь и показал себя с хорошей стороны. «Чаффи» прекрасно справлялся с теми задачами, которые по тогдашним доктринам возлагались на легкий танк. Разведка, поддержка пехоты, подавление легких оборонительных сооружений. Здесь все было прекрасно.

А вот для использования в классическом танковом бою «Чаффи» был не годен. Слишком легкая броня, слишком слабая пушка.



В качестве противовеса – хорошая маневренность, мягкая подвеска и превосходная скорость. «Чаффи» вполне спокойно мог смыться от Т-34, если это позволяли условия (а они позволяли, ни в Корее, ни во Вьетнаме степей типа наших нет).

Так что критику танка, которая имела место быть, скорее всего, стоит отнести к особенностям применения машины, а не к ее ТТХ. Танк был вполне хорош, если не возлагать на него запредельных задач.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 декабря 2018 15:44
    спасибо за статью.
    1. +1
      11 декабря 2018 15:53
      В Картошке Чаффи - очень не плохой лёгкий танк. laughing
    2. 0
      20 декабря 2018 23:20
      Лёгкий танк М24 «Чаффи»

      Красив просто обалденно.
      Но это всё.
      Для 1941 г. был бы прекрасным кавалерийским танком. Или даже танком сопровождения мотопехоты, если припрёт. Но к 1942 г. вся это БТТ приказала долго жить. Поэтому непонятно, зачем он был нужен в 1944 г.
  2. +1
    11 декабря 2018 15:50
    танк со своими плюсами и минусами. главное, что он со своей задачей справлялся
  3. +2
    11 декабря 2018 15:51
    Весьма познавательно и полезно. Танк-это самая интригующая машина.
  4. +5
    11 декабря 2018 15:52
    hi ...Спасибо. Испытания добавлю:
    Удачная конструкция танка обеспечила ему весьма неплохой сбыт. М24 «Чаффи» состоял на вооружении двух десятков стран...
    ...Кадры испытаний американского легкого танка M-24 General Chaffee, представленных в докладе военному ведомству. Испытания включали в себя вождение по болоту и подлеску, непрерывное управление в течение 4 часов на низкой передаче, испытания грязи вдоль 200-ярдовой дорожки с танком "Матильда", используемым в качестве сравнения. Переправа через траншею и ручей. Скалолазные испытания. Испытание вооружения на бункере японского типа с использованием 75 мм (HE) фугаса. Десантные испытания с ALC 40... и т.д... hi
  5. +4
    11 декабря 2018 16:37
    1)Вы обратили внимание на следы ржавчины в танке? Я бы смотрителям этого музея , сказал пару" ласковых".
    2) В принципе-"Чаффи"занимал промежуточное положение между лёгким танком и средним. Конечно если сравнивать 75мм и 85 мм орудие- небо и земля. Но представим такую ситуацию: Т-34/85 не создан или их мало,то в сравнении с Т34/75 он мог на что-то надеяться.
    1. +2
      11 декабря 2018 17:15
      Цитата: vladcub
      Конечно если сравнивать 75мм и 85 мм орудие- небо и земля.

      Естественно. 75мм орудие - это полный аналог Ф-34 танка Т-34/76, с той же французской бабушкой 1897-го года. С-53 - зенитка.
      Цитата: vladcub
      Но представим такую ситуацию: Т-34/85 не создан или их мало,то в сравнении с Т34/75 он мог на что-то надеяться.

      Вы не поверите, но ЛТ не был предназначен для танковых боев в Европе. Это машина разведрот. Если сильно надо пострелять, то в 44-м году нормальных 76мм пушек у американцев в избытке, в том числе на M18 Hellcat.

      (Кстати, никогда не пойму, за каким чертом GM сделала новую машину вместо старой с другой башней).
      1. +1
        11 декабря 2018 18:11
        Дурью маялись буржуи. Возможно, создание нового танка приносило больше барышней, а капиталистам барыши- самое главное.Тут я соглашусь с Марксом
        1. +3
          11 декабря 2018 21:02
          А попробовать разобраться в вопросе, вместо того, чтобы писать про Маркса не пробовали?
      2. +4
        11 декабря 2018 21:01
        Каддилак сделал новую машину вместо старой, потому что на базе старой не получалось новой. Конструкторские разработки для замены М2А4 и М3, которые велись с осени 1940 года заключавшиеся в усилении брониования, замене двигателя и усилении вооружения путем установки новой башни зашли в тупик. Последний вариант этих модернизаций Т7 имел вес больше 25 тонн, т.е. по весу приближался к Шерману, уступая ему по всем позициям. Поэтому было принято решение разработать новый легкий танк, используя наработки по М5 (развитие М3) и Т7, что и было Каддилаком успешно выполнено.
        1. +1
          11 декабря 2018 21:05
          Под старой машиной я имел в виду M18 Hellcat той же GM.
          1. +1
            11 декабря 2018 21:15
            Тут можно только строить предположения. Я нигде не встречал информации о попытках сделать на базе M18 Hellcat легкие танки.
            1. +1
              11 декабря 2018 21:18
              Я тоже. При том, что всего дел - сделать закрытую башню.
      3. 0
        20 декабря 2018 23:22
        Цитата: Вишневая девятка
        75мм орудие - это полный аналог Ф-34 танка Т-34/76, с той же французской бабушкой 1897-го года.

        Если уточнять, то по ТТХ M2, это аналог Ф-34. Аналога М3 (сугубо по ТТХ) в РККА не было.
        1. 0
          21 декабря 2018 00:33
          Цитата: И.И.
          Если уточнять, то по ТТХ M2, это аналог Ф-34. Аналога М3

          Вы мне кто-то напоминаете.
          Нет, длина ствола и начальная скорость снаряда Ф-34 больше соответствуют 40клб варианту, а не 32клб.
          Цитата: И.И.
          Поэтому непонятно, зачем он был нужен в 1944 г.

          ЛТ воевали ещё долгие годы и, порой, не без успеха, особенно на второстепенных ТВД. Что до Чаффи, то самая интересная часть - LCT. Которая, к сожалению, не успела.
          Учитывая ситуацию в Европе 44-45, то есть мнение, что Чаффи был более защищенной машиной, чем Шерман. Быстрее, надёжнее, ниже силуэт - сложнее попасть. А брони нет ни там, ни там.
          1. Комментарий был удален.
    2. 0
      20 декабря 2018 23:27
      Цитата: vladcub
      Т-34/85 не создан или их мало,то в сравнении с Т34/75 он мог на что-то надеяться.

      PaK40, а это был главный враг Чаффи, Т-34/76 и Т-34/85, без разницы любой их них.
      Цитата: vladcub
      В принципе-"Чаффи"занимал промежуточное положение между лёгким танком и средним.

      Типичный довоенный кавалерийский танк. Легкие танки уже где-то с 1942 г. становились потушистее.
  6. +1
    11 декабря 2018 20:01
    Роль «Тигров» на этой войне играли китайские и корейские средние танки Т-34-85 советского производства.


    Очень спорное утверждение!

    И нет едино мнения по потерям американских танков в Корее. По одним данным американцы признают потерю около 40 танков всех типов, а ВикиВики указывает -
    Американские «Чаффи» несли серьёзные потери, только с 1 июля 1950 года по 6 октября 1951 года было выведено из строя 195 танков M24.
    1. +1
      11 декабря 2018 20:38
      Цитата: hohol95
      Очень спорное утверждение!

      Преувеличенное. Пока на ТВД были только Чаффи - Т-34/85 доминировал. Появились Шерманы - доминировать перестал. Докатились М46 и Цент - стало совсем печально.
      Цитата: hohol95
      По одним данным американцы признают потерю около 40 танков всех типов, а ВикиВики указывает

      Тут нет противоречия. Выведен из строя и потерян - не одно и то же.
      1. 0
        11 декабря 2018 22:23
        Вы думаете имеет место игра слов - подбит и уничтожен?
        А возможно и сокрытие собственных потерь -
        американцы сами уничтожили эшелон с танками М26 6 - го батальона (лишь бы они не достались в качестве трофеев корейцам).
        А вот в каких потерях те танки указаны не известно.
        К тому же Т-34 никогда не раскрашивали в "тигриные рисунки", а вот американцы многие свои танки в Корее украсили "звериными мордами, лапами с когтями и полосками"!
      2. 0
        20 декабря 2018 23:28
        Цитата: Вишневая девятка
        Пока на ТВД были только Чаффи - Т-34/85 доминировал. Появились Шерманы - доминировать перестал. Докатились М46 и Цент - стало совсем печально.

        Ясен пень.
    2. +1
      25 декабря 2018 23:48
      Очень спорное утверждение!

      У него тоже была определённая репутация от которой он и страдал. smile
      "К сожалению, опасения по поводу возможной ошибочной идентификации М24 подтвердились: несколько «Чаффи» стали жертвами расчётов «базук». В боевых частях М24 даже заслужил прозвище «Пантер Пап» («Щенок «Пантеры»)." Источник: https://warspot.ru/13469-luchshiy-lyogkiy-tank-vtoroy-mirovoy
  7. 0
    11 декабря 2018 20:03
    Танкисты , объясните в чём смысл делать переднеприводные танки при заднем расположении двигателя? И у немцев смотрю половина танков такой компоновки была.
    1. +1
      11 декабря 2018 20:41
      Цитата: владимыч
      И у немцев смотрю половина танков такой компоновки была.

      А что за вторая половина у немцев, не такой компоновки?
      Такая компоновка позволяла разместить башню более в середине. У танков советской компоновки она была более спереди, и вместе с толстой лобовой броней перегружала передние катки.
  8. 0
    11 декабря 2018 20:48
    При массе в 18 тонн броне всего 25мм. Слабо. Т-50 при массе в 14 тонн имел броню как у т-34, до 45мм. И Валлентайну в бронировании уступал. Так что от Чаффи не зря отказались. На счёт воздушно-десантного танка - правильно назвать его авиатранспортабельным, только перевозиться мог на С-130, десантироваться у него нет возможности.
    1. +1
      11 декабря 2018 21:10
      Цитата: Гончар
      имел броню как у т-34, до 45мм.

      Те варианты, которые имели 45 мм, не весили 14 тонн. По состоянию на 44-й год в Европе, разницы между 25 и 45 мм никакой.
      Цитата: Гончар
      И Валлентайну в бронировании уступал

      Чаффи и Валентайн вообще про разное. Еще с Матильдой 1 сравните.
      Цитата: Гончар
      Так что от Чаффи не зря отказались.

      Конечно не зря, время любой машины проходит. Только М41, на который его поменяли, был такое...
    2. 0
      12 декабря 2018 16:57
      Цитата: Гончар
      И Валлентайну в бронировании уступал.

      Вы пробовали сидеть в Валетнайне? Это танк для лилипутов.
    3. Комментарий был удален.
  9. +4
    12 декабря 2018 01:10
    А по-моему машина просто красивая и скорость в ней чувствуется сразу. С удовольствием сел бы за рычаги и "похулиганил". wink Да и управляться с ней наверняка легче чем с моей "родной" полстачетвёркой. Красивая машина и красивая статья hi
  10. 0
    25 декабря 2018 23:33
    Спасибо за живые фотографии, но при этом стоит сожалеть, что статья не получилась столь удачной. У меня сложилась мнение, что это статья про Т-34-85, а не про прославленный танк (многие его отмечают как лучший лёгкий танк ВМВ). Танк-Долгожитель. И многие факты связанные с этим обстоятельством просто были упущены...
    "Активная служба «Чаффи» в армии США длилась менее десяти лет — к середине 50-х годов они были полностью заменены новыми лёгкими танками М41 «Уокер Бульдог». Высвободившиеся М24 передавались союзникам, крупнейшую партию (1254 экземпляра) получила Франция.

    Некоторые страны реализовали программы усовершенствования М24. Наиболее глубокая модернизация была проведена в Норвегии. В 1975–1976 годах местная фирма «Тюне Эурека» модернизировала 54 танка М24, получивших обозначение NM-116. Танки получили новую силовую установку: дизель «Дженерал Моторс» 6V53T мощностью 250 л.с. и 5-ступенчатую коробку передач «Аллисон» МТ-653. Скорость по сравнению с не модернизированным танком упала с 56 до 48 км/ч, но запас хода благодаря экономичному дизелю возрос почти вдвое — со 160 до 300 км. Пушка М6 была заменена французским 90-мм гладкоствольным орудием D-925 со спаренным 12,7-мм пулемётом (вместо 7,62-мм). Курсовой пулемёт сняли, уменьшив экипаж до четырёх человек (высвободившееся место в передней части корпуса использовали для размещения дополнительного боекомплекта). Башня получила вращающийся полик. Танк оборудовали совершенной по тем временам системой управления огнём, включавшей лазерный дальномер «Симрад» LV-3. Кроме модернизации танков, восемь М24 переоборудовали в лёгкие БРЭМ NM-130. На вооружении норвежской армии танки NM-116 оставались до 1993 года.
    В 80-е годы 17 танков М24 доработали по норвежскому образцу в Уругвае (вместо французской пушки установили бельгийскую 90-мм «Коккериль», а дизель применили шведский, фирмы «Скания»). Эти машины остаются в строю до сих пор. Часть чилийских «Чаффи» в 80-е годы вооружили 60-мм пушкой ИМИ-ОТО итало-израильской разработки, эти машины служили до 1999 года." Источник: https://warspot.ru/13469-luchshiy-lyogkiy-tank-vtoroy-mirovoy


    Но Вторая мировая закончилась довольно быстро для М24, и, как считают специалисты, самое массовое применение М24 пришлось на войну в Корее.

    Где он в основном и запомнился. smile
  11. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»