Военное обозрение

Другой ленд-лиз. "Утёнок" GMC DUKW-353

32
Не поверите, но материал об очередном герое нашего сериала очень трудно даже просто начать. Трудно потому, что это действительно незаурядная машина. Машина, родившаяся во время Второй мировой и все ещё живущая даже сегодня. И именно потому известная всем и не известная почти никому.


Ладно, попробуем начать.

Итак, герой нашего рассказа автомобиль... Нет, что-то не совсем так.

Герой нашего рассказа транспортер... Опять не то.

Герой нашего рассказа катер... Нет, снова мимо.

Герой нашего рассказа паром понтонного типа... Господи, да что это в натуре-то?



Да, признаемся, никогда еще у нас не было проблем такого характера. Опиши, понимаешь, то, не совсем понятно, что. Но слава уставам, они помогают порой. На этот случай есть универсальный способ-официоз.

Герой нашего рассказа — амфибийное транспортное средство GMC DUKW-353. По-солдатски — "Утенок" (DUСK).



Машина во многом революционная. Начиная от предназначения и заканчивая производителями.

В апреле 1941 года появился совместный продукт автомобильного концерна и... судостроительной фирмы! Выпуском нового десантно-транспортного плавающего длиннобазового 2,5-тонного грузового автомобиля-амфибии GMC DUKW-353 занимались концерн "Дженерал Моторс"(General Motors Corporation) и судостроительная фирма "Спаркмен и Штефен"(Sparkman and Stephen) из Нью-Йорка.

Вот вам и wonder machine. По полной программе.

Следует заметить, что тот автомобиль, который известен всему миру как «Утенок», в 1941 году выглядел несколько иначе. Его появление в современном виде в серии началось только через год, весной 1942 года. А две предсерийных амфибии так и остались «полигоном для отработки» конструкторских решений. К опытным образцам мы ещё вернемся.



Сегодня, когда большинство боевых машин научились если не плавать, то ходить по дну и не тонуть, сложно представить время, когда об амфибиях даже не задумывались. Современная молодежь удивляется тому, что во время Великой Отечественной войны наши солдаты форсировали реки на плотах, лодках и вообще на всем, что могло держаться на плаву.

И это несмотря на то, что, по большому счету, Советский Союз – единственная в мире страна, где полноценно смогли сделать плавающие танки перед Второй мировой.

А между тем даже в конце 30-х годов прошлого столетия разговорах о плавающих автомобилях не велось. Зачем? Автомобиль — это тягач, это быстрый способ перемещения личного состава, это, если угодно, средство доставки грузов и связи. И плавать ему нет необходимости.

Но уже в конце 30-х — начале 40-х годов военные стали задумываться о именно таком транспортном средстве. Пока не об автомобиле. Скорее, о катере.

Другой ленд-лиз. "Утёнок" GMC DUKW-353


Дело в том, что всем было понятно, что на американском континенте войны не будет. Как и то, что участвовать в предстоящей войне США придется. А значит, американская армия будет перемещаться на другие континенты и острова.

Следовательно, будут необходимы машины, которые смогут преодолеть расстояние между морскими десантными судами и берегом. Машины, которые бы могли перевозить солдат и вооружение от борта до берега. А ещё лучше, прямо до позиции. Либо, через реку или озеро. Рейн, например. Или Майн.



Именно это задание и было сформулировано перед конструкторами и инженерами США. Создать то, не знаю, что, но чтобы было хорошо! Примерно так.

Основные работы по созданию нового транспортного средства начались с двух крупнейших компаний США – «Форд» и «Дженерал Моторс». Однако, компании «раздербанили» заказы на необходимые машины. «Форд» занялся водоплавающими джипами, а «Дженерал Моторс» — грузовиками.

Очень часто приходится читать о том, что спроектировали первые амфибии специалисты из фирмы «Мармон-Херрингтон» (Marmon-Herrington). Тут следует уточнить, откуда появились такие слухи и чем занималась эта фирма в то время.

Самостоятельная автомобильная фирма «Мармон и Харрингтон» к 1935 году находилась в трудном положении. И именно тогда руководство пошло на контракт с «Фордом». «Мармон и Харрингтон» стали переделывать заднеприводные «Форды» в полноприводные. Всего к 1940 году фирма предлагала около 70 полноприводных моделей и их модификаций на основе автомобилей «Форд».

Именно этот опыт и обусловил участие «Мармонов» в создании новых амфибий. В этом случае специалисты фирмы «Мармон Херрингтон» не только выполнили компоновку машины, но и спроектировали коробки отбора мощности с приводом на винт и лебедку, сам винт с водяным рулем, откачивающие трюмные насосы, теплообменники двигателя с мощной системой вентиляции и ряд других агрегатов.

Потрудились над созданием «Утенка» и кораблестроители. Точнее, судостроительная компания (морская архитектурная фирма) «Спаркмен и Штефен». Именно специалисты этой компании разработали корпус данного автомобиля. От классической лодки катерного типа специалисты отказались сразу. Наличие колес практически ликвидировало все преимущества данного корпуса.

Лодку нового автомобиля спроектировали по типу понтона. Понтонный тип позволял увеличить плавучесть и грузоподъемность за счет двух поплавков впереди (моторное отделение) и сзади корпуса. Корпус сваривали из листовой стали 1,9 мм. При этом учитывали и предназначение автомобиля.



Силовые раскосы и усилители не только выполняли свою основную функцию в воде, но и не мешали автомобилю при движении по суше. В корпусе имелись выемки для колес, осей, карданных валов и гребного винта. Но самое главное, корпус амфибии не был несущим.

Теперь необходимо вернуться к прототипам «Утенка». Проектирование прототипов проводилось на основе автомобиля GMC ACKWX 353. Именно этот грузовик планировался как основа нового типа автомобилей. Однако, к моменту начала серийного выпуска базовым грузовиком стал GMC CCKW-353.

Так что, под водоплавающим корпусом прячется уже известный нашим читателям «Джимми»!



Так как же был устроен наш герой? Пройдемся по узлам и агрегатам амфибии, по возможности не возвращаясь к исходному грузовику.

Итак, внутри лодки был установлено практически серийное, с некоторыми изменениями, связанными с «водоплавающими способностями», шасси «Джимми».





Сама лодка разделена на три отсека или части. Соответственно, носовую (моторную), десантную (грузовую) и кормовую.

В носовой части находились двигатель и радиатор, доступ к которым был возможен через два специальных люка. Первый люк обеспечивал обслуживание радиатора, а также глушителя, и служил для выхода нагретого воздуха из моторного отделения. Второй люк обеспечивал непосредственный доступ к двигателю.





Следом за двигателем располагалось отделение управления — панель приборов, руль, сиденье водителя (или рулевого) и правое сиденье для его помощника или командира. Это отделение спереди было защищено ветровым стеклом, а по бокам — пристяжными брезентовыми боковинами. Сверху мог натягиваться тент. На части машин над отделением управления на турели мог устанавливаться 12,7-мм крупнокалиберный пулемет «Браунинг» М2.





В дополнение к обычным органам управления GMC, в отделении управления находились рычаги для включения гребного винта, клапанов насосов, а также тумблеры для включения подкачки шин. На амфибиях DUKW с регулируемым давлением воздуха в шинах монтировался постоянно подключенный к двигателю двухцилиндровый компрессор.

Грузовое отделение, рассчитанное на 25 человек, имело внутренние размеры 3780 х 2080 х 710 мм. Кормовой аппарели не было. Погрузка и выгрузка людей и грузов осуществлялись через борта. Для удобства военнослужащих десантное отделение можно было прикрыть сверху брезентовым тентом, который натягивался на специальные дуги.





Кстати, «Утенок» хоть и водоплавающий, но грузовой автомобиль. И стандарты армейского грузовика на него распространялись точно так же, как и на сухопутных собратьев. Отсюда стандартная грузоподъемность. На суше автомобиль перевозил 2 429 килограммов груза, а вот на воде вообще 3 500 килограммов!

Подвеска и ходовая часть (двухлонжеронная рама, лонжероны коробчатого типа) амфибии DUKW не отличались от базового грузового автомобиля. Все шины были односкатными увеличенного размера с крупным рисунком протектора, обозначаемым «реверсивный вездеход», с единой колеей.

Для повышения проходимости и клиренса снабжались десятислойными покрышками 11.00-18 вместо 7.5-20 обычных грузовиков. Централизованная подкачка шин, примененная на этом автомобиле, сделала GMC DUKW первой серийной американской машиной с подобной системой.

Кстати, централизованная система подкачки шин на ходу позволяла регулировать давление от стандартных 2,8 кг/кв. см до 0,7 кг/кв. см. Таким образом, автомобиль при нормальном давлении в шинах имел максимально возможную скорость при движении по твердым поверхностям (шоссе) и максимальную проходимость в мягком грунте (при выходе на берег).



Вообще проходимость амфибии была очень неплохой: важный параметр крутизна преодолеваемого подъема, особенно актуальная при выезде на берег, составляла 31 градус, радиус поворота на суше 11 метров.

Очень интересно решена проблема управления амфибией в движении. Управление при плавании осуществлялось с помощью руля, расположенного сразу за винтом. Специального механизма включения/выключения водного руля у «Утенка» нет. Руль был постоянно связан с рулевым механизмом тросовой передачей и мог поворачиваться в обе стороны синхронно с поворотом передних колес автомобиля.

Не менее интересна и конструкция гребного винта. Трёхлопастной гребной винт диаметром 635 мм был установлен в специальном тоннеле, расположенном в кормовой части машины и связан с коробкой отбора мощности сразу тремя карданными валами. Что обеспечивало максимальную скорость движения по воде 9,6 км/ч!



Совокупность этих механизмов дала прекрасный результат при управлении на воде. Амфибия имела радиус циркуляции до 6,2 метра! Да и запас хода по воде 62 км!

Кстати, морское применение этих специальных машин обусловило и появление в их характеристиках нетипичных водных параметров: высота надводного борта (от ватерлинии до палубы) в носовой части 584 миллиметра, в кормовой части 457 миллиметров, осадка до передних колес – 1,12 метра, по задним колесам 1,24 метра.

Немаловажной частью любой плавающей машины являются механизмы сброса воды из корпуса. Учитывая то, что DUKW работал при высоте волны до 3 метров, а корпус не был герметичным изначально, конструкторы расположили в машине сразу два насоса для откачивания воды. Центробежный и шестереночный. Оба насоса приводились в действие от гребного вала.

В кормовой части машины расположена лебедка и бак для горючего. Первоначально лебедка предназначалась для облегчения погрузочно-разгрузочных работ. Тягловое усилие лебедки 9 т. Но уже вскоре после первого боевого применения амфибий стало ясно, что использовать лебедку можно и для самовытаскивания.





Кстати, «Утенок» при десантировании перевозил на побережье не только боеприпасы, десантников и прочие грузы, но и вполне серьезную артиллерию. Например, пушки и минометы с расчетами.





Как и большинство американских автомобилей того времени, первыми в боевых условиях амфибии DUKW испытали англичане при высадке десанта на остров Сицилия в 1943 году. «Утята» показали себя с самой хорошей стороны. Поэтому было принято решение увеличить их выпуск.

Если с марта 1942 года массовым производством GMC DUKW-353 занимались заводы компании Yellow Truck & Coach Mfg, то с 1943 года сборку этих автомобилей начала и компания Pontiac. В 1943 году было изготовлено 4 508 амфибий данного типа, а всего до конца 1945 года — 21 147 единиц.



Важность этого автомобиля для американской армии признали достаточно быстро. Почти сразу после начала поступления этих автомобилей в американскую армию было создано амфибийное инженерное командование. Именно этому командованию подчинили инженерные полки и батальоны, оснащенные GMC DUKW.

Примерно такую же схему использовали и у нас. Правда, специального командования не создавали. Амфибии находились в составе специальных отдельных батальонов плавающих машин, вместе с легкими плавающими танками.

Возможно, создание специальной управленческой структуры для этого вида инженерных машин не произошло потому, что поступать они в СССР начали только во второй половине 1944 года. Это и обусловило достаточно точечное применение амфибий на советского-германском фронте.

Известно о широком применении данной технике при форсировании рек Даугава и Свирь. Большую помощь GMC DUKW оказали при проведении Висло-Одерской операции. Много жизней советских солдат спасли тогда эти неказистые автомобили-катера...

Ещё больший успех имело применение GMC DUKW-353 в советско-японской войне в августе 1945 года. Во время боев в Маньчжурии применение амфибий позволило решить боевые задачи с существенно меньшими потерями, чем при использовании обыкновенных средств переправы.



Ну и традиционные технические данные героя материала:

Габаритные размеры:
Длина: 9,45 м
Ширина: 2,5 м
Высота: 2,17 м.

Масса полная: 6,5 т.

Грузоподъемность: 2 300 кг (на суше), 3 500 (на воде)

Силовая установка: 6-цилиндровый бензиновый двигатель GMC мощность 94 л.с.
Максимальная скорость: 80 км/ч на суше, 10,2 (9,6) км/ч на воде
Запас хода: 640 км на суше, 93 (62) км на воде
Экипаж: 2-3 человека

Ну и последнее. Сравнивать это чудо природы, сами понимаете, не с чем. Ничего подобного у нас тогда, к огромному сожалению, не было. А жаль.
Автор:
32 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Fitter65
    Fitter65 12 декабря 2018 15:32
    +16
    В послевоенные годы у нас была создана практически копия данной амфибии, назывался БАВ . Первый шёл на базе ЗиС-151 и назывался ЗиС-485, дальнейшая модификация уже шла на ЗиЛ-157 и носила название ЗиЛ-485А, я такие машины в годы шальной юности ещё застал, на Шиловском полигоне, под Новосибирском. Они частенько ездили с полигона в Ярково по дороге Новосибирск- Ордынское, а мы едущие в междугороднем автобусе их рассматривали в окно. Да и в своё время в одном из февральских номеров журнала " Моделист-Конструктор" была статья с чертежами посвящённая нашему варианту "Утёнка".
    1. VictorZhivilov
      VictorZhivilov 12 декабря 2018 18:08
      +3
      В послевоенные годы у нас была создана практически копия данной амфибии, назывался БАВ . Первый шёл на базе ЗиС-151 и назывался ЗиС-485, дальнейшая модификация уже шла на ЗиЛ-157 и носила название ЗиЛ-485А

      Кстати был ещё и сугубо гражданскикая версия на шасси ЗиЛ 485. smile
      "Траулер-амфибия УРОМ-2 на шасси ЗиЛ 485 для промысла рыбы в отдалённых лесных озёрах и прудах. Использовался для транспортировки по суше и воде рыболовецких бригад, их снаряжения и улова." Источник:http://www.autowp.ru/category/amphibia/83059/pictures/o8epzn


      УРОМ-2 '1972
    2. LastPS
      LastPS 16 декабря 2018 00:52
      0
      В Бразилии тоже делали копию DUKW. CAMANF назывался.
  2. Дирижер
    Дирижер 12 декабря 2018 15:32
    0
    Огромное спасибо за статью . Вот трудяга войны !!! Не поверите, я таку видел в 1986 в личном пользовании в Новгородской области.
  3. Пеший
    Пеший 12 декабря 2018 15:58
    +3
    На фото где советские солдаты выгружают пушку ЗИС-3 автомобиль БАВ
  4. Айболит
    Айболит 12 декабря 2018 16:01
    -10
    Сравнивать это чудо природы, сами понимаете, не с чем. Ничего подобного у нас тогда, к огромному сожалению, не было. А жаль

    Да уж.

    американцы они такие..."тупые"
    ====================
    ДАЗ -485 / ЗИС-485 БАВ

    Ваши рассказы о лендлизе, могут навредить поклонникам СССР, считающим, что наша страна обладала какими-то необычайными технологическими мощностями, возможностями и и т.д.
    1. wooja
      wooja 12 декабря 2018 16:31
      +10
      Могут, но только упертым " патриотам" , настоящий поклонник СССР прекрасно знает о глубокой заднице в которой находилась страна...., и как оттуда вылезала и сколько стране стоил доморощенный патриотизм и сколько сил и времени сохранило следование лозунгу Ленина -- учиться....,
    2. Fitter65
      Fitter65 12 декабря 2018 16:52
      +13
      Цитата: Айболит
      Ваши рассказы о лендлизе, могут навредить поклонникам СССР, считающим, что наша страна обладала какими-то необычайными технологическими мощностями, возможностями и и т.д.

      Нормальные поклонники СССР знают что и как было на самом деле. И от куда пошёл наш автопром, и авиастроение, и моторостроение. И прочее, прочее. Особенно если учесть чего в РИ просто не было по факту, и вдруг появилось всего лишь за 24 года. После развала СССР, РФ много чего утратила. Даже простые шариковые ручки с надписью произведено в России как-то не обнаруживается, даже обыкновенные карандаши всё больше маде ин не Россия. Электроника и элементарная база к ней? Не-е, в России такого пока нет. Хотя только в одном Новосибирске были заводы НОТА и КОМЕТА, а ещё бердская ВЕГА...Как сказал в своё время один эффективный реформатор-зачем нам затрачиваться на производство, если мы можем всё это купить...
      1. Айболит
        Айболит 12 декабря 2018 17:03
        -6
        Цитата: Fitter65
        Особенно если учесть чего в РИ просто не было по факту, и вдруг появилось всего лишь за 24 года.

        а почему в Российской Империи "просто не было по факту"?
        1. Монголо-татарское иго закончилось в 1472
        2.Нам не пришлось,как американцам переплыть окиан и строить всё с нуля
        3.РИ -"жандарм Европы" /В.И.Ленин «События на Балканах и в Персии»/
        4.Вклад,то России в достижения цивилизации достаточно велик:
        -от гипса/наркоза Пирогова
        -до «инструмент математический с перспективною зрительною трубкою, с протчими к тому принадлежностями и ватерпасом для скорого навождения из батареи или с грунта земли по показанному месту в цель горизонтально и по олевации». Андрей Константинович НАРТОВ (1693-1756)
        или
        первого дестонционного подрыва ВВ (взрывали лёд На неве) при помощи эл. кабеля был осуществлён 1812 году в Санкт-Петербурге /У. Бикфорд "отдыхает", т.к. в 1930г. бабахнул/
        Почему доля внедренных российских разработок в мировом отношении составляет всего 0,3% от мировых;
        а в США — 36%.
        загадка
        1. VictorZhivilov
          VictorZhivilov 12 декабря 2018 20:09
          -1
          загадка

          "А, ларчик просто открывался"...
          https://rg.ru/2017/09/28/rodina-filosofskij-parohod.html
          1. Айболит
            Айболит 12 декабря 2018 20:20
            +1
            Цитата: VictorZhivilov
            "А, ларчик просто открывался"..

            а до 1922 года и без Троцкого?
            Напомню Русско-Японская война (а до неё Севастопольское сражание).
            С парусниками и гладкостволкамидульного заряжания, против параходов и штуцеров
            Техническая отсталость флота..
            1. VictorZhivilov
              VictorZhivilov 12 декабря 2018 22:35
              0
              а до 1922 года и без Троцкого?
              Напомню Русско-Японская война (а до неё Севастопольское сражание).
              С парусниками и гладкостволкамидульного заряжания, против параходов и штуцеров
              Техническая отсталость флота..

              Намекаешь, что... "англичане ружья кирпичом не чистят". smile
      2. VictorZhivilov
        VictorZhivilov 12 декабря 2018 20:26
        +2
        И от куда пошёл наш автопром

        И заметьте, это первый полностью российский автомобиль. Но, с сожалению в серию так и не пошёл...
        "Первый в России автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Его создателями стали Е.А. Яковлев, владелец "Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей" и петербургский инженер П.А. Фрезе, директор "Акционерного общества постройки экипажей Фрезе и Ко". После посещения в 1893 году Всемирной выставки в Чикаго, и осмотра экспозиции одного из первых автомобилей серийного производства марки Benz, Яковлев и Фрезе приняли решение объединить свои усилия с тем, чтобы построить подобный автомобиль. На осуществление этого замысла ушло три года. Яковлевым были изготовлены двигатель и трансмиссия, а Фрезе - ходовая часть и кузов. В мае 1896 года создание автомобиля было завершено, затем проведены его испытания, а 1-го июля того же года первый русский автомобиль был представлен в качестве экспоната на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, где он совершал демонстрационные поездки. У него был двигатель с испарительным водяным охлаждением, расположенный сзади, оригинальная запатентованная П.А. Фрезе конструкция рулевого управления, ременная трансмиссия. Передачи переключались двумя рычажками под рулевой колонкой. Шины были сплошные резиновые, колеса деревянные, а рессоры полностью эллиптические (а не полуэллиптические, как на машинах нашей современности). По официальной версии был построен всего один такой автомобиль." Источник: http://www.autowp.ru/unsorted/akovlev-freze/pictures/ln3048/


        Яковлев-Фрезе '1896

        Ещё про то откуда пошёл Наша автомобильная промышленность...
        "2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода, который к марту 1917 года должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков "Ф-15" по лицензии итальянской фирмы "FIAT". Завод основан торговым домом "Кузнецов, Рябушинские и К". Трудности военного времени и слабость станкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода в намеченные сроки. Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплекты автомобилей "Ф-15", что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 году, 779 - в 1918 и 108 автомобилей - в 1919. Однако, завод для изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною тому стали Октябрьская революция и гражданская война." Источник: http://www.autowp.ru/amo
        1. Cetron
          Cetron 12 декабря 2018 23:14
          0
          Лицензионный "Фиат" это русский автопром?
        2. Alexey RA
          Alexey RA 13 декабря 2018 10:29
          0
          Цитата: VictorZhivilov
          И заметьте, это первый полностью российский автомобиль. Но, с сожалению в серию так и не пошёл...

          Можно вспомнить ещё завод Лесснера, который начал производить автомобили, несколько лет продолжал производство - и закрылся в связи с отсутствием спроса. Плюнул Лесснер на это дело - и перешёл на выпуск торпед. На них заказ был стабильный. smile
          Цитата: VictorZhivilov
          2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода, который к марту 1917 года должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков "Ф-15" по лицензии итальянской фирмы "FIAT". Завод основан торговым домом "Кузнецов, Рябушинские и К".

          Хе-хе-хе... и в этом случае всё опять упирается в экономику и объём рынка. Знаете почему Рябушинский занялся заводом в 1916 году? Да потому что именно тогда под развитие промышленности был выделен государственный кредит. То есть опять частная промышленность развивалась на государственные деньги. А без них - сидела ровно, ибо продажи на внутреннем рынке не покрывали затраты.
          ЕМНИП, ещё в конце XIX века директор Балтийского завода Кази писал в отношении отечественного судопрома, что русская судостроительная промышленность представляет собой химеру, к самостоятельной жизни неспособную и выживающую только за счёт государственных заказов.
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 12 декабря 2018 16:24
    +2
    Спасибо. Цикл статей продолжает радовать.
  6. san4es
    san4es 12 декабря 2018 16:32
    +1
    hi Спасибо. Кино по теме:
    Обучающий фильм бундесвера: "Использование и эксплуатация GMC DUKW-353". Фильм 1957 г.
    1. domokl
      domokl 12 декабря 2018 18:09
      +1
      За кино спасибо. Действительно информация там хороша. А документалистика всегда внушает веру.
  7. Старший матрос
    Старший матрос 12 декабря 2018 16:39
    -2
    единственная в мире страна, где полноценно смогли в плавающие танки перед Второй Мировой.

    Смогли что? Создать\принять на вооружение\изготовить...
    1. Кукуруза
      Кукуруза 12 декабря 2018 17:14
      +2
      Цитата: Старший матрос
      Создать\принять на вооружение\изготовить
      смогли в т37
  8. BAI
    BAI 12 декабря 2018 16:55
    +1
    Сравнивать это чудо природы, сами понимаете, не с чем. Ничего подобного у нас тогда, к огромному сожалению, не было.

    Но ведь были у других, у тех же немцев. В частности - вот такая штучка:

    VW Schwimmwagen
    1. domokl
      domokl 12 декабря 2018 17:54
      +1
      laughing Это скорее с фордовской амфибией надо сравнивать
      1. VictorZhivilov
        VictorZhivilov 12 декабря 2018 22:32
        +2
        laughing Это скорее с фордовской амфибией надо сравнивать


        Studebaker M29 "Weasel" (Т15) '1943–45
        1. Юрий_999
          Юрий_999 31 января 2019 22:14
          0
          Это не плавающая версия.
  9. Decimam
    Decimam 12 декабря 2018 18:15
    +3
    Нашел в архиве интересную книжку.

    То, что у нас называется "Инструкция по эксплуатации". Именно инструкция по эксплуатации. А техническое описание "TM 9-802 Truck, Amphibian, 2 1/2 Ton, 6 X 6 GMC DUKW-353" на 400 с лишним страниц - это само собой, идет отдельно.
    1. Decimam
      Decimam 12 декабря 2018 18:16
      +3

      Показано, ка правильно преодолевать волну.
      1. Decimam
        Decimam 12 декабря 2018 18:18
        +3

        А это перевозка "вполне серьезной ариллерии".
  10. VictorZhivilov
    VictorZhivilov 12 декабря 2018 20:55
    +1
    Спасибо, за интересную, познавательную статью. Жду с нетерпением продолжения... Автору удачи и пусть он продолжает радовать нас таким замечательным материалом. smile
    Ну и последнее. Сравнивать это чудо природы, сами понимаете, не с чем. Ничего подобного у нас тогда, к огромному сожалению, не было. А жаль.

    Да, у нас в те годы ничего подобного не было... но, было у японцев.

    Toyota Su-Ki Amphibious '11.1943–08.1944
  11. Grad-1
    Grad-1 13 декабря 2018 06:58
    +2
    Спасибо за цикл статей.
    Еще интересная тема не освещенная по теме ленд лиза это телефония.
    Военно-полевые телефонные аппараты: EE-8, ИАА-44 ,

    "Огромную роль сыграли полученные по ленд-лизу средства связи и радиооборудование. По оценке специалистов, в этой области СССР отставал от союзников почти на 10 лет. В 1942-1943 гг. поставки союзников позволили оснастить радиостанциями 150 дивизий, а полевыми телефонами - 329 дивизий. 400-ваттные радиостанции полностью обеспечили надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов (отечественная промышленность стала выпускать их только в конце 1943 г.). Поступление американских радиостанций В-100 в РККА установило ранее отсутствовавшую связь в звене "дивизия-полк". А ввоз телефонного кабеля в 1943 г. втрое превысил его производство в СССР (всего поставлено 2 млн. км).

    Трудно переоценить поставку 445 английских и американских радиолокаторов в 1942-1943 гг. (в СССР в это время лишь приступили к разработке опытных образцов). 200 станций высокочастотного телефонирования (производство в СССР отсутствовало) обеспечили надежную связь между Москвой и такими крупными городами, как Ленинград, Киев, Харьков, Свердловск, Куйбышев и другие."

    ВЧ ставки главного командования Сталина аппараты использовались американские.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 13 декабря 2018 10:33
      +2
      Цитата: Grad-1
      Трудно переоценить поставку 445 английских и американских радиолокаторов в 1942-1943 гг. (в СССР в это время лишь приступили к разработке опытных образцов).

      А вот тётя Вика клевещет, что в СССР в 1941 г. было выпущено 37 РЛС РУС-2 всех моделей, в 1942 г. - 53 РЛС, в 1943 г. - 68 РЛС.
      1. Grad-1
        Grad-1 13 декабря 2018 14:11
        0
        есть другая инфа
        "Подведем итог: количество РЛС дальнего обнаружения типа «Редут», выпущенных до конца войны, составило: РУС-2 (двухантенная) — 12; РУС-2 (одноантенная автомобильная) — 132; РУС-2с (одноантенная разборная) — 463".
        Про РЛС попадалось инфа только в мемуарах Савицкого Е.Я.
        1. Юрий_999
          Юрий_999 31 января 2019 22:21
          0
          А чем по вашему отличается РЛС от РУС " РадиоУлавливатель Самолётов" кроме названия?