Будут ли в России частные военные компании?

Будут ли в России частные военные компании?


В апреле 2012 года на заседании Госдумы при заслушивании доклада премьер-министра о результатах работы Правительства был обсужден вопрос о создании в России системы частных военных компаний (ЧВК).


В. Путин считает, что ЧВК России смогут взять на себя не только функции по охране объектов и тренировке зарубежных военных подразделений, но и реализовывать планы российского государства по защите его национальных интересов на территории иностранных государств.

В настоящее время в мире существует более ста ЧВК, большинство которых зарегистрированы на территории США, Франции и Великобритании. Область их действия от консалтинговых услуг в сфере обеспечения безопасности, охраны объектов, материального и военного снабжения, тренировке силовых подразделений до разработок в области новейшего вооружения. Работают они по контрактам, заключенным с крупнейшими корпорациями, правительствами стран и силовыми министерствами. ЧВК успешно реализуют специальные задания, позволяя правительствам своих стран оставаться в стороне от результатов операций.

Сейчас проект нормативно-правового акта, регулирующий порядок формировании и функционирования российских ЧВК, вынесен на рассмотрение.

Конечно, этому проекту законодательного акта предстоит пройти согласование комитетов Госдумы и силовых министерств. Нет сомнения, что многие статьи документа вызовут конфликт интересов между ЧВК и уже существующими структурами. Например, предлагается, что ЧВК будут иметь права и статус военно-политического сотрудничества. Это положение может вызвать протест со стороны Рособоронэкспорта, который на сегодняшний день является монополистом в поставке российского вооружения на экспорт. Также одновременно с принятием этого закона необходимо внести изменения в УК РФ: статьей 208 предусмотрено, что создание вооруженного подразделения является уголовно наказуемым деянием. Также при создании в России рынка услуг частных военных компаний потребуется внести изменения и в другие законодательные акты, например, в закон об охранной деятельности.

Надо заметить, что независимо от того, что в России имеется огромное количество компаний, которые желают заниматься этим бизнесом, бюрократическая машина значительно тормозит процесс выхода отечественных ЧВК на международный уровень. Чиновники опасаются, что создание российских ЧВК приведет к появлению в стране тренированных и хорошо вооруженных людей, независимых от государственной машины.

В настоящее время функционирование ЧВК является не только прибыльным бизнесом, но и эффективным инструментом внешней политики государства. Присутствие ЧВК в «горячих точках» планеты расширит сферы влияния России. Обеспечит страну новыми союзниками, позволит получать интересующую разведывательную и дипломатическую информацию, что, в конечном итоге, создаст России вес в мировом сообществе.

На сегодня Россия является одной из стран, не пользующейся услугами ЧВК за рубежом. Российский бизнес, работающий в нестабильных мировых регионах, прибегает к услугам ЧВК достаточно редко. Хотя, имея отечественные ЧВК, Россия получает возможность защиты своих интересов и бизнеса на территории иностранных государств, особенно тех, которые имеют сложную военно-экономико-политическую ситуацию. ЧВК могут взять на себя охрану объектов и защиты жизни российских специалистов на территории третьих стран, а также заниматься обучением местных сил правопорядка, проводить разминирование и утилизацию боеприпасов, отражать нападение бандитских формирований.

Необходимо отметить, что российские компании-аналоги ЧВК существуют, но они очень малочисленны. Ведь на мировом рынке услуг ЧВК основными заказчиками являются государственные органы (например, в США это Госдеп и командование), транснациональные корпорации и международные организации. Понятно, что российским ЧВК также не приходится рассчитывать на контракты и с американскими заказчиками. К сожалению, даже российские компании, например, Лукойл, предпочитают заключать контракты с зарубежными ЧВК.

Российские специалисты, владеющие необходимыми профессиональными знаниями и уровнем, работают в американо-английских ЧВК (как правило, оплата за работу у них в несколько раз ниже, чем у граждан этих стран).

На рынке ЧВК достаточно успешно (по российским меркам) работали отечественные компании «Феракс», «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Редут-Антитеррор», «Антитеррор-Орел». Они работали в Ираке, Афганистане, Курдистане, Шри-Ланке и в иных непростых мировых регионах.

В Аденском заливе эффективно работает российская компания, которая выполняет заказы судовладельцев по охране кораблей.

На территории России функционируют достаточно мощные (по ресурсам, опыту, количеству профессиональных сотрудников) зарубежные ЧВК. Численность бойцов у некоторых, достигает 450 человек. Их деятельность на территории России чрезвычайно опасна, поскольку они, по контрактам, выполняют задания НАТО и их союзников. Например, американо-британская ЧВК ArmorGroup сумела войти в состав союза машиностроителей России, а, следовательно, получила доступ к стратегической отрасли страны. Компания Group 4 Falck сформировала на постсоветском пространстве целую сеть своих подразделений. Размещенная в Средней Азии ЧВК Group 4 Securitas Uzbekistan имеет возможность осуществлять операции против России, используя закавказский и среднеазиатский плацдармы. В центре Москвы расположился офис крупнейшего зарубежного ЧВК (Рейтеон), заказчиком услуг которого является Пентагон.


Но, несмотря на то что мировой рынок услуг ЧВК уже сформировался, у российских фирм остается ниша, которую они смогут занять.

Возможно, крупнейшие российские компании, работающие на внешнем рынке, создадут внутри собственных структур свои ЧВК.

Еще один вариант: правительства Ирака и Афганистана, недовольные работой американских частных компаний, могут заключить контракты с российскими компаниями. Тем более, что опыт у российских групп по сопровождению грузов на территории Ирана имеется с 2005 года. Даже такая, на первый взгляд, несложная задача, как грузоперевозки, сопряжена с опасностью: территорию контролируют различные бандитские группировки, возможны проблемы с коалиционными силами, дислоцированными в Ираке, также жизненно необходимо знать и соблюдать местные обычаи и законы.

Известно, что многие ветераны из городов Урала (Екатеринбург, Пермь, Курган, Оренбург, Челябинск) имеют договоренности с партнерами из других стран об участии российских специалистов в операциях, проводимых в «горячих точках». Поэтому сегодня необходимо закрепить это право на законодательном уровне.

Рабочей группой ООН подготовлен проект конвенции о регулировании деятельности частных военных компаний. Ожидается, что в сентябре 2012 года он будет рассмотрен Советом по правам человека. В случае ратификации этой конвенции Россией отечественные ЧВК получат возможность работать по международным правилам.

Использованы материалы:
http://www.rosbalt.ru/business/2012/05/31/986974.html
http://nnm.ru/blogs/broken_1/chastnye-voennye-kompanii-v-rossii-3/
http://maramus.livejournal.com/17646.html
http://topwar.ru/12400-naemniki-vsegda-v-cene.html
Автор:
Валерий Бовал
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти