Великий князь литовский Кейстут

34
Кейстут являлся великим князем Литвы всего лишь год. До этого он был фактическим соправителем своего брата — Ольгерда. Жизнь Кейстута – нескончаемая война. Причем как с внешними врагами, так и с внутренними. Свою главную битву с Ягайло Кейстут все-таки проиграл. Его обманом захватили в плен и задушили. Но сын Кейстута, Витовт, спустя некоторое время сумел занять литовский престол.

Благодаря ратным подвигам, благородству и браку с Бирутой Кейстут является одним из главных и любимых героев всего литовского народа. И даже немецкие историки восхищались им, отзываясь о нем как о настоящем рыцаре. Кстати, Кейстута можно увидеть и на памятнике «Тысячелетие России», что в Великом Новгороде. Великий князь изображен на нижнем ярусе (фризе) в разделе «Военные люди и герои» (северо-восточная сторона).



Сыны Гедимина

Когда родился Кейстут, точно неизвестно. Принято считать, что ориентировочно в 1297 году. Его отцом являлся великий князь литовский Гедимин (его изображение, к слову, тоже есть на памятнике «Тысячелетие России» на нижнем ярусе в разделе «Государственные люди»). Поскольку у Кейстута было несколько братьев, то от отца он получил узкую и длинную полоску территории, примыкающую к землям тевтонцев и Мазовии. Под властью Кейстута оказались: Жемайтия, Троки, Гродно и Берестье. С таким «стартапом» Кейстут и вышел на мировую арену.

Если Гедимину хватило сил и авторитета, чтобы держать власть в княжестве лишь в своих руках, то после его смерти ситуация в государстве резко изменилась. Система, работавшая при князя просто рухнула из-за большого количества претендентов на престол. В течение первых лет централизованной властью там и не пахло, поскольку наследники великого князя не смогли договориться и превратили свои земли в самостоятельные уделы. Хотя формально великий князь в государстве был, а его столицей являлся город Вильна (великокняжеский удел). Здесь восседал на троне Евнутий — младший сын Гедимина. Но никто из братьев с ним не считался, предпочитая оставаться независимым с самостоятельным политическим курсом (что внутренним, что внешним). Бывало, что братья заключали кратковременные союзы, выгодные друг для друга. Но чаще все же предпочитали обходиться без вмешательства родственников. Это относилось и к взаимодействиям с государствами-соседями. Даже военные походы никто не согласовывал с Евнутием. В общем, Великое княжество Литовское оказалось раздробленным с весьма туманными перспективами.

Кейстут понимал, что по одиночке все они — лакомый куски для многочисленных противников. Поэтому он старался держать курс пусть не на объединение, а хотя бы на союзнические отношения с родственниками. Поэтому когда Монвид (еще один из братьев) ввязался в противостояние с рыцарями, он его поддержал. Но не живой силой, а дипломатически. После нескольких побед (немцы были не только выбиты из Жмуди, но и потерпели ряд поражений на своей территории) Монвид сел за стол переговоров с магистром Людольфом Кенигом фон Ванзау (двадцатый великий магистр ордена). И в этом его поддерживали Кейстут и Ольгерд (еще один брат). Вообще, дипломатия являлась одной из сильнейших сторон Кейстута. Он сумел договориться с поляками о том, чтобы те отпустили из плена еще одного его брата – Люборта, а также сумел заключить с Англией торговый договор. Но и про войну Кестут не забывал. Он периодически составлял компанию своим родственникам во время набегов на Мазовию, принял участие в обороне Пскова от ливонских рыцарей (вместе с Ольгердом).

Великий князь литовский Кейстут

Князь Кейстут на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде


Поскольку ситуация с натиском рыцарей становилась все более опасной, литовские князья встали перед выбором: либо объединять усилия для борьбы, либо становиться их жертвами по одиночке. Правда, далеко не все сыновья Гедимина сумели усмирить свои амбиции и договориться с остальными. Над литовским государством возникла угроза быстрого поглощения немецкими рыцарями. Но этого не произошло, поскольку два самых умных и влиятельных сына Гедимина – Ольгерд и Кейстут – поняли, что для победы необходимо единство. И они начали действовать. В 1345 году Кейстут занял Вильну, которая принадлежала Евнутию. Младший брат никак не смог этому воспрепятствовать, да и население города встретило новую власть лояльно. Добившись успеха, Кейстут отдал столицу Ольгерду, то есть, пригласив его на великое княжение. Братья четко распределили свои обязанности. Ольгерд взял на себя восточные рубежи. Он налаживал отношения с Русью и старался собрать под своей властью раздробленные русские княжества. Кейстут же «пахал» на западе, отстаивая интересы Литвы и Жемантии. В противниках у него ходили крестоносцы – враги хитрые и безжалостные, но Кейстут знал и умел вскрывать немецкие «консервные банки». Диархия, которая воцарилась в Литве, была на тот момент идеальной для государства (эту же политику двойного правления переняли впоследствии и Витовт с Ягайло).

Литва вновь обрела силы. И в 1350 году после успешных военных действий, она сумела вернуть утраченные Брест и Волынь. А на короткий срок даже захватила Львов. Но палки в колеса неожиданно решили вставить польско-венгерские войска. Они атаковали Брест, Владимир-Волынский и Белз. Кейстут, конечно, был на передовой. Он прекрасно понимал, что у него не хватит сил, чтобы противостоять мощному и хорошо оснащенному противнику. Поэтому пошел на дипломатическую хитрость. Он в одиночку отправился в лагерь венгерских солдат, расположенный близ города Мельника. Здесь Кейстут встретился с королем Венгрии Людовиком. Естественно, тот, увидев литовского князя, сильно удивился. Но убивать его не стал, вместо кровопролития – пригласил за стол переговоров. Кейстут заявил Людовику, что обязательно примет христианску веру, если тот отзовет войска. Венгерский король, прекрасно зная о красноречии своего оппонента, усомнился в искренности слов литовского князя. И тогда Кейстут дал клятву по обычаю язычников. Князь отрубил волу голову, а затем обмыл лицо и руки его кровью. Поклясться по языческому обряду в том, что он примет христианство – на такое мог пойти только Кейстут. Людовик оценил поступок своего литовского «коллеги». Они заключили мир, а венгерский король пригласил Кейстута к себе, чтобы провести крещение. Князь согласился. Но при первой же возможности сбежал и остался верен предкам. Скорее всего, Людовик понимал, что именно так и закончится их вояж. Поэтому для него это не стало сюрпризом.

Но не всегда Кейстуту удавалось выйти сухим из воды. В 1360 году во время очередной битвы с крестоносцами он угодил в плен. Убивать его не стали, немцы знали, что противника можно будет выгодно обменять. Поэтому Кейстуту ничего не оставалось, как просто сидеть и ждать. Спустя некоторое время после освобождения, литовский князь вновь угодил в стальные перчатки тевтонских рыцарей. Его, как особо ценного пленника, отправили в тюрьму при замке Мариенбург. По легенде, Кейстут предлагал рыцарю, который его победил и деньги, и власть, но тот отказался от «взятки». В заточении литовский князь пробыл недолго. Оказалось (опять же, если верить легенде), что один из его охранников являлся представителем литовских племен, перешедшим на сторону рыцарей. Неизвестно, чем и как именно Кейстут сумел убедить «блудного сына» пересмотреть взгляды на жизнь, но тот согласился помочь пленнику. Вскоре литовский князь оказался на свободе и сумел добраться до Мазовии.

Борьба за власть

Совместное правление Ольгерда и Кейстута завершилось в 1377 году. Ольгерд умер, а своим приемником он выбрал Ягайло – сына от второго брака с Иулианией Тверской. Естественно, сын от первого брака – Андрей Полоцкий – решил оспорить решение своего покойного отца. Но поддержки не нашел, поскольку Кейстут и его сын Витовт поддержали Ягайло.

Печать Кейстута, 1379 год

Зима 1378 года началась для Литвы с очередного вторжения крестоносцев. Причем поначалу успех был на стороне ливонцев. Они сумели дойти до Берестя и открыли себе путь на Вильну. Ситуация требовала срочного урегулирования. Роль первой скрипки решил взять на себя еще один Гедиминович — Скиргало, являвшийся родным братом Ягайло. Он встретился с магистром Ливонского ордена, обсудил ситуацию текущего военного конфликта, возможные пути христианизации языческого населения литовских земель, а заодно попросил прекратить оказывать содействие в борьбе за трон Андрей Полоцкому. Каким именно успехов удалось добиться Скиргало — точно неизвестно. Кстати, есть версия, что от ливонцев, он направился на аудиенцию к императору Священной Римской империи. Если этот вояж и имел место быть, то достоверных сведений о нем не сохранилось. Правда, многие историки считают, что поездка Скиргало по европейским «партнерам» — это первая интрига молодых Ольгердовичей за спиной Кейстута. Сам старый князь ничего об этом не знал, поэтому шел своим путем. В конце сентября 1379 года Кейстут сумел договориться с рыцарями о прекращении войны. И в Троках было подписано мирное соглашение. Причем в той процедуре присутствовал и Ягайло. По факту, это был последний договор, который подписали совместно и Кейстут, и Ягайло. После этого их, скажем так, политические дороги разошлись. Любопытно, что почти сразу после того договора, Ягайло начал плести свою собственную паутину интриг. Причем переговоры с представителями крестоносцев он провел на своей территории — в Вильне. В итоге они заключили соглашение, по которому немцы обязались не трогать южные и восточные земли Великого княжества, поскольку они являлись христианскими. А вот безопасность остальной (языческой) территории немцы не могли гарантировать. То есть, Ягайло, по сути, защитил свои вотчины, подставив под удар земли Кейстута и других родственников.

Затем сын Ольгерда совершил еще один весьма противоречивый поступок. Если о договоре с крестоносцами Кейстут не знал, то новость о том, что его овдовевшая племянница Мария была выдана замуж за советника Ягайло Войдило, никак не могла пройти мимо него. И Кейстут, что называется, взорвался. Дело в том, что Войдило являлся простолюдином. Некогда он трудился пекарем, а потом удачно «влился в струю». Неизвестно, чем и как Войдило сумел впечатлить сначала Ольгерда, а потом и Ягайло, но последний вместе со своей племянницей передал ему в правление и город Лиду. Кейстут всячески демонстрировал свое пренебрежительное отношение к «холопу», однако, на Ягайло это не действовало. Поэтом, когда старый князь узнал о браке, сильно оскорбился, посчитав, что сын Ольгерда решил бросить ему вызов этим поступком.

Пока Кейстут был занят насущными делами в своих землях и всячески сокрушался по поводу упавшего на голову Войдило могущества, Ягайло провернул еще одну хитрую сделку с крестоносцами. Не поставив в известность старого князя, он сначала силой забрал Полоцк у своего брата Андрея, который постоянно, если можно так выразиться, путался под ногами. Затем Ягайло заключил с Ливонским орденом очередное перемирие (февраль 1380 года), а после, начал добиваться встречи с великим магистром Тевтонского ордена Винрихом фон Книпроде. Аудиенция у главы «головного офиса» крестоносцев состоялась в конце мая того же года. Ягайло и фон Книпроде заключили тайный Довидишковский договор. Подробности того соглашения доподлинно неизвестны. Сохранившиеся сведения гласят, что Ягайло, как обычно, обезопасил себя и свои земли от иностранного вторжения. При этом договор о ненападении не действовал на территории Кейстута. То есть, фон Книподе мог с ним воевать. Любопытен такой нюанс: если старый князь в случае необходимости обращался за помощью к Ягайло, то тот не мог отказать, дабы избежать подозрений в сговоре с немцами. В общем, сын Ольгерда крутился как мог на сковороде политической арены. Есть версия, что Ягайло прекрасно понимал всю сложность обстановки у границ его страны. Европа активно развивалась, ни у кого и мысли бы не возникло усомниться в силе христианской веры. И поэтому язычникам с каждым годом все труднее и труднее удавалось отстаивать свой привычный уклад жизни. Изменений требовало и Великое княжество Литовское. В том виде, в котором оно досталась Ягайло сохранить суверенитет было не реально. А Кейстут, при всей своей доблести, выглядел в глазах молодого князя архаичным богатырем, который не хотел (или не мог) меняться вместе со всей Европой. Поэтому, Ягайло и плел сети интриг, стараясь оставить не удел старого князя, застрявшего в прошлом.


Скульптура «Тебе, Бирута»


В новом 1381 году немецкие рыцари появились на территории старого князя. Они уверенно продвигались к Трокам, применяя бомбарды. Несмотря на активное сопротивление, литовцы отступали. Особенно сильно пострадали от вторжения жители Жемантии. Интересно вот что: пока шла война с Кейстутом встретился Гюнтер Гоенштайн, являвшийся комтуром Остероде. Рыцарь сообщил князю об интригах за его спиной: «Ты того не знаешь, что князь великий Ягайло часто посылает к нам Войдила, и уже сговорился с нами, как тебя свести с твоих княжений». Есть две версии, почему комтур решил рассказать об этом Кейстуту. Первая заключается в том, что рыцарям, конечно, была выгодна полноценная гражданская война в Великом княжестве. Поскольку они бы точно смогли воспользоваться междоусобицей с максимальной для себя выгодой. Вторая же версия более, скажем так, человечная. Поскольку Гоенштайна и Кейстута связывала дружба (немец был крестным отцом Дануты — дочери старого князя), немец решил оказать оказать услугу и предостеречь. Естественно, Кейстут засомневался. С одной стороны он не хотел верить в предательство племянника, с другой — игнорировать слова комтура тоже было нельзя. Поэтому князь обо всем рассказал сыну Витовту. Однако тот принял сторону Ягайло и сказал: «Не верь тому, не думаю, чтобы это так было, потому что он со мной живёт в дружбе, и сказал бы мне».

Ягайло же тем временем помогал своему главному союзнику Скиргало в подавлении восстания в Полоцке. Причем непосредственное участие в этом деле приняли крестоносцы. Это возмутило Кейстута и он сказал Витовту о недовольстве политикой Ягайло: «Он прежде нанес мне большой урон, отдал мою племянницу, а свою сестру за холопа, я хорошо знаю, что теперь он вступил в сговор с немцами против нас; а третье: мы третий раз воюем с немцами, а он с ними Полоцк добывает, который принадлежит моему сыну, а твоему брату, Андрею Горбатому. Это уже второй знак его неприязни к нам. Уже этим совершенно ясно показано, что они вместе с немцами стали против нас». Но Витовт остался при своем мнении. Он не хотел верить в том, что Ягайло способен на предательство.

Поскольку поддержкой сына заручиться не удалось, Кейстут решил действовать самостоятельно. И пока Ягайло подавлял мятеж в Полоцке, он нанес удар. Причем сначала старый князь пошел на хитрость. Он повел войска в Пруссию, но затем резко повернул их на Вильну. Витовт был против конфликта с Ягайло, поэтому в том маневре участия не принимал. Вильна, которая не ждала войны, оказалась беззащитна перед войском старого князя. И город оказался в его руках, также, кстати, как и сам Ягайло, которого удалось захватить в плен. В Вильне Кейстут нашел и подтверждение слов комтура (и своих подозрений) в виде Довидишковского договора. Вскоре в город прибыл и Витовт. Несмотря на доказательства предательства Ягайло, именно он способствовал тому, чтобы старый князь не казнил своего племянника. Вообще, за интриги Ягайло удалось отделаться, по большому счету, лишь легким испугом. Единственное, чем по-настоящему серьезным пришлось расплатиться Ягайло, так это собственной властью. Кейстут потребовал от него в письменном виде признать себя великим князем Литвы. Поскольку выбора у пленника не было, он это сделал.

Вскоре Ягайло оказался на свободе. Благородный и великодушный князь (понятно, что под влиянием Витовта) отдал племяннику Крево и Витебск, то есть, его изначальную локацию. Оставшись один, власть Кейстута признал и Скиргало, после чего снял осаду с Полоцка. И Андрей вернулся в свою вотчину. Правда, предварительно и он признал власть старого князя. Этому же примеру последовали и все остальные родственники. Утвердившись на литовском троне, Кейстут наладил отношения с Московским княжеством, пойдя на территориальные уступки.

Обезопасив себя, великий князь взялся за крестоносцев. Совершив несколько успешных операций, литовцы добрались до берегов Алле и Прегеля. Немцы, конечно, попытались нанести ответный удар, разорив земли Кейстута. Но их натиск был отбит войсками Витовта. И если ситуация на внешней арене складывалась для великого князя удачно, то на внутренней намечался серьезный кризис. Подавляющее большинство родственников Кейстута, хотя и признало его великим князем, сложившейся ситуацией в стране было недовольно. Каждый из них хотел «особых» к себе отношений. Первым на «тропу войны» вышел князь Корибут, сидящий в Новгороде-Северском. Войдило, который находился у истоков бунта, планировал вывернуть все с максимальной выгодой для себя и еще сильнее укрепить свое влияние на великокняжеский престол. Но планам не суждено было осуществиться. Его взяли в плен и вскоре казнили. На этом, собственно, успехи Кейстута и закончились. Сначала его войско было разбито армией Корибута, а затем новый мятеж вспыхнул уже в Вильне. Восстание возглавил местный купец Гануля, который сумел объединить не только сторонников Ягайло, но и изначально нейтральных торговцев. Дело в том, что Кейстут ввел ряд серьезных ограничений на торговлю с немцами, чем вызвал гнев у обширной немецкой общины города. Правда, есть версия, что мятеж был спланирован и организован непосредственно самим Ягайло, а Гануля, как и община стали лишь орудием в его руках. Поскольку в Вильне позиции Кейстута оставались слабыми, то мятежники быстро сумели его захватить и перебили весь гарнизон. В дело попытался вмешаться Витовт, но его попытка завершилась провалом. Он был разбит под Вильной и вернулся в Троки. А Ягайло беспрепятственно занял столицу. Вскоре на помощь молодому князю пришли тевтонские крестоносцы, которыми командовал маршал Конрад Гаттенштайн.Они направились к Трокам с севера, а Ягайло (вместе со Скиргало) выдвинулись к главному городу Кейстута из Вильны. Витовт понимал, что в одиночку справиться с такими грозными противниками ему никак не удастся. Поэтому вместе с матерью покинул город. И вскоре Троки были взяты, и Ягайло отдал город Скиргало. После этого крестоносцы, достигнув поставленной цели, вернулись восвояси.

Кейстут прибыл в Гродно, где и встретился с Витовтом. Первым делом он отправил свою жену в Берестень, а затем начал продумывать план действий. Выход у него был только один — отправиться в Жемантию и набрать там новое войско. А помощь в военной кампании ему должны были оказать Витовт с армией из Гродно и единственный союзник Любарт из Волыни. Язычники не горели желанием ввязываться в междоусобную войну и принимать чью-либо сторону. Но Кейстут надавил на самую болевую точку жемайтов — их веру. Он предрек им христианизацию в случае победы Ягайло.



В начале августа 1381 года армии встретились у Трок. Несмотря на все усилия Кейстута, ему не удалось собрать войско равноценное силам Ягайло и его союзников. Поэтому исход битвы был заранее всем известен (в первую очередь из-за жемайтов, которые хоть и встали под знамена Кейстута, но погибать за него не собирались). До полноценного сражения дело не дошло. В лагерь к старому князю прибыл Скиргало. Сначала он встретился с Витовтом и убедил его начать переговоры, мол, зачем зря проливать кровь, если все можно уладить дипломатическим путем. И тот согласился повлиять на отца. Выслушав их, Кейстут принял, по факту, единственное неправильное решение в своей жизни — начать переговоры с Ягайло в лагере племянника. При этом, Скиргало от лица Ягайло дал старому князю гарантии безопасности. Но переговоров, конечно же, не было. Как только Кейстут и Витовт оказались в лагере противника, их взяли в плен. А спустя несколько дней старый князь погиб. По официальной версии, которую продвигал Ягайло, Кейстут собственноручно покончил с собой. Но в эту легенду мало кто поверил. Вся княжеская верхушка Литвы была уверена, что кровь Кейстута на руках Ягайло.

Старого князя похоронили в Вильне, причем по языческому обряду. Вместе с телом Кейстута на погребальном костре были сожжены его кони, орудие и драгоценности. Вот так не стало одного из самых сильных и влиятельных литовских князей. О котором хорошо отзывались даже его противники. Например, в хрониках Тевтонского ордена сохранилась такая запись:«Кейстут был муж воинственный и правдивый. Когда он задумывал набег на Пруссию, то всегда извещал об этом предварительно маршала Ордена и обязательно потом являлся. Если он заключал мир с магистром, то соблюдал его крепко. Если он считал кого-либо из братии нашей человеком храбрым и мужественным, то оказывал ему много любви и чести». А вот что писал поляк Ян Длугош: «Кейстут, хотя язычник, был муж доблестный: среди всех сыновей Гедимина он отличался благоразумием и находчивостью, и, что более всего делает ему чести, он был образован, человеколюбив и правдив в словах».

В отличие от отца, Витовту удалось избежать печальной участи. Ему удалось сбежать. Правда, за это своей жизнью пришлось расплатиться его матери — Бируте. Виганд Марбургского писал о том, что после побега Витовта была убита Бирута и два ее брата. Сын Кейстута обратился за помощью к Янушу Мазовецкому — мужу Дануты. Но Януш ответил отказом. Такой же ответ Витовт услышал и от Земовита Плоцкого. И тогда, оказавшись в безвыходном положении, он обратился за помощью к Тевтонскому ордену.

После этих событий в Великом княжестве Литовском вновь началась междоусобная война. Она продолжалась вплоть до 1389 года. И непосредственное участие во всех тех событиях принимали участие немецкие рыцари. В конце-концов, в последней гражданской войне сильнее оказался Витовт. Между ним и Ягайло было заключено соглашение на выгодных для обоих условиях. Так Витовт стал великим князем, а Ягайло — верховным. Диархия просуществовала вплоть до 1430 года, когда Витовт умер.

***

Теперь — несколько слов о Бируте. Обойти стороной жену Кейстута нельзя. Дело в том, что после смерти, ее стали почитать как богиня (аналог христианской святой). Точно неизвестно, из какого племени происходила Бирута. По одним данным из жемайтов, по другой — из куронов. Зато известно, что она являлась жрицей (вайделоткой) и хранительницей священного огня литовских языческих богов.

По легенде, Бирута, как служительница культа, не могла выйти замуж. Однако Кейстут был иного мнения. Он похитил девушку, наплевав на ее обет безбрачия. Они поселились в Троках и сыграли пышную свадьбу. А Витовт являлся четвертым сыном Кейстута.


Часовня на холме Бируты, конец 19 века


Как было сказано выше, после побега Витовта, Ягайло отыгрался на Бируте. Правда, есть версия, что женщина тогда не погибла, а вернулась в свое святилище, где и прожила еще несколько лет, поклоняясь языческим богам. Так или иначе, после смерти Бируты среди язычников ее культ обрел большую силу. Интересно вот что: в 1989 году на вершине холма в Паланге, названном в честь жены Кейстута, археологи обнаружили остатки святилища, датируемого четырнадцатым—пятнадцатым веками. После христианизации Литвы святилище Бируты было разрушено, а на его месте появилась часовня святого Георгия. Она, кстати, сохранилась до наших дней.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 декабря 2018 06:08
    " Кстати, Кейстута можно увидеть и на памятнике «Тысячелетие России», что в Великом Новгороде. Великий князь изображен на нижнем ярусе (фризе) в разделе «Военные люди и герои» (северо-восточная сторона). "
    Это тот самый памятник, где нет Ивана Грозного? Хотя... А кто он, этот Иоанн для германо-литовцев Романовых?
    1. 0
      13 декабря 2018 08:25
      Цитата: pafegosoff
      А кто он, этот Иоанн для германо-литовцев Романовых?

      Это всё русская интеллигенция виновата,её отдельные представители,которые и определяли кого включать,а кого нет, Романовы не имеют к этому отношения. Было в целом много путаницы,много мнений и разногласий по подобным вопросам.
    2. +1
      14 декабря 2018 01:01
      Цитата: pafegosoff
      Это тот самый памятник, где нет Ивана Грозного? Хот

      Да уж, это странно. но ещё более странно всё же видеть Кейстута на этом памятнике, к собиранию Земли Русской под скипетром Москвы он не имеет по большому счёту отношения.

      Лично мне понравилась больше всего печать этого князя, приведённая в тексте - прекрасное оригинальное изображение позднесредневекового литовского воина в доспехах.
    3. 0
      14 декабря 2018 10:37
      Ну и, собственно, Олега Вещего тоже нет.
  2. +1
    13 декабря 2018 06:11
    Названия мест , следовало называть современным языком ! Хотя бы в скобках .
    1. +1
      13 декабря 2018 15:19
      Цитата: ФЕОДОР
      Хотя бы в скобках .

      Вильня - Вильнюс, Троки - Тракай, Берестье - Брест. Гродно так и осталось Гродно. Река Прегель = Преголя
      1. 0
        13 декабря 2018 19:16
        Мазовия ? Где ?
        1. 0
          13 декабря 2018 21:17
          Цитата: ФЕОДОР
          Мазовия ? Где ?

          Варшаву знаете? Тогда это была столица суверенной Мазовии!
          1. +3
            13 декабря 2018 21:34
            Скажем так, Варшава на описываемый момент была захудалым городишком.
        2. +1
          13 декабря 2018 21:21
          Мазовия - историческая область в Центральной Польше, и 700 лет назад была, и сейчас есть.
  3. +4
    13 декабря 2018 06:50
    Статья хорошая, но как-то без "искры Божьей". Про оборотней, пиратов и маньяков у автора увлекательней получалось.
    1. +6
      13 декабря 2018 14:20
      Цитата: 3x3zsave
      Статья хорошая, но как-то без "искры Божьей".

      На мой взгляд, вы слишком строги, Антон.
      Про всякую криминально-мистическую публику писать куда как проще: всегда присутствует некая детективная, таинственная составляющая, привлекающая и даже более того, притягивающая внимание читателя. Исторические же личности, например, Кейстут, в отличие от "пиратов и маньяков", как правило, народ скучный. Именно поэтому, как мне кажется, такая разница в восприятии статей - автор совершенно не при чем.
      Кейстут был выдающимся воином, прирожденным вождем - смелым, решительным и харизматичным, не более того. Безусловно, определенный романтический флер у его личности присутствует, возможно, именно это и явилось причиной выбора автором именно этого героя, но сама его жизнь (неприлично долгая для воина, до последних своих дней лично возглавлявшего дружину в походах и принимавшего непосредственное участие в битвах) была скучна и однообразна: походы, стычки, битвы, короткие периоды отдыха, пиры, охоты, снова походы. Всего этого в жизни Кейстута было слишком много, столько, что оно стало рутиной и никакого интереса не представляет, потому что из года в год было одинаково. Из года в год: рыцарский рейз в Литву - сожжено десять деревень, убито 500 человек, уведено 300, затем ответный поход Кейстута - сожжено 10 хуторов, убито 500 человек, уведено 300, поймали и сожгли живьем двух рыцарей. Раз в пять лет - большой рейз крестоносцев или поход литовцев с осадами и битвой в которой поочередно побеждали то крестоносцы, то Ольгерд с Кейстутом. В зависимости от исхода битвы горят либо литовские деревни, либо немецкие хутора в несколько больших количествах.
      Следует отдать автору должное за то, что он тщательно собрал все известные историкам факты, которые могли бы оживить повествование о герое статьи и не его вина, что таких фактов, несмотря на бурную и продолжительную жизнь героя, сохранилось прискорбно мало.
      1. +4
        13 декабря 2018 15:29
        Я уже дискутировал на этот предмет с ВикНиком. Воздух, деньги и текст должны легко вдыхаться и выдыхаться. У Рыжова же получается!
    2. +2
      13 декабря 2018 17:33
      Антон,пожалуй тут было маловато динамизма. Впрочем я " скушал" а потом стал анализировать" что в супе не хватает?"( Помните:" Кулинарный техникум")
      1. +3
        13 декабря 2018 21:47
        Святослав, я достаточно давно интересуюсь этой эпохой в истории региона, все изложенное автором я знаю (впрочем, как и информацию других его многих других его статей, в частности, по тематике "обортни-пираты-маньяки"), что и позволяет мне критически оценивать литературные качества текста.
  4. +2
    13 декабря 2018 09:06
    А ведь в деле собирания русских земель реальный конкурент Москвы?
    1. +6
      13 декабря 2018 14:32
      Цитата: Адьютант
      А ведь в деле собирания русских земель реальный конкурент Москвы?

      Более чем. Начни Гедемин, или даже Ольгерд в начале княжения, исповедовать православие, были реальные перспективы того, они и их потомки съели бы рюриковичей поодиночке одного за другим и что Русь приняла бы их власть, династия гедеминовичей сумела бы укрепиться, неизбежно обрусела и ничего существенно не изменилось бы. smile
      1. +2
        13 декабря 2018 21:52
        И отличный ответ!
    2. +2
      13 декабря 2018 21:52
      Отличный вопрос!
  5. 0
    13 декабря 2018 09:33
    опять вода на чужую мельницу,не литовец он был,а литвин и говорил по русски и вот вопрос на который нет четкого ответа почему они пошли под поляков
    1. +2
      13 декабря 2018 10:59
      А по-литовски он не говорил? И в наше время в Литве многие по-русски говорят, особенно люди старшего поколения. Но имя у него языческое литовское, а никак не православное, что понятно, поскольку по вере он литовский язычник и по происхождению никак не славянин.
      1. 0
        13 декабря 2018 11:06
        вы знаете я особо споритьне буду на счет князя ,но точно известно что основное население княжества были славяне
        1. 0
          13 декабря 2018 17:07
          В империи Александра Македонского, македонцы составляли доли процента населения.
    2. +6
      13 декабря 2018 12:29
      Цитата: rayruav
      не литовец он был,а литвин

      Об этих терминах - литовец, литвин, литва (не как государство, а как народ) можно рассуждать долго. Если взять "Слово о погибели русской земли", то там понятие "литва" используется именно как название народа, в числе прочих окружающего Русь. Понятно, что понятие "литвин" в этом контексте будет означать именно представителя этого народа, по мнению автора "Слова" отличного от народа русского в той же степени, что и поляки, и немцы, и мордва и черемиссы.
      Есть мнение, что на подданных ВКЛ, не являвшихся этническими литвинами, название "литвин" стало распространяться в XV - XVI вв. после крещения Литвы, им отличали католиков (литвины) от православных (русины). Понятие "литовец" значительно более позднее и к рассматриваемому периоду, скорее всего, отношения не имеет.
      В любом случае, Кейстут, будучи литвином, говорил по-литовски, верил в Пяркунаса и был противником христианизации. Русский он, конечно, тоже знал и свободно на нем изъяснялся, впрочем, как и на немецком.
      Цитата: rayruav
      вот вопрос на который нет четкого ответа почему они пошли под поляков

      Вы, вероятно, не пытались изучать это вопрос предметно. На самом деле особых сложностей в этом вопросе не было. Если бы русская династия рюриковичей иссякла бы к концу XIV в., а не XVI, гедеминовичи их с удовольствием заменили бы на всей территории Руси и стали бы православными. Но рюриковичи чувствовали в это время себя сравнительно неплохо, в отличие от польских Пястов, которые как раз закончились и нужно было подыскивать им замену. Ягайло предложили стать польским королем в обмен на крещение Литвы и объединение ее с Польшей. Кто отказался бы? Правда, став польским королем, Ягайло вчистую проиграл Витовту саму Литву, где последний стал самовластным хозяином, номинально подчиняясь королю Польши, а фактически обладая значительно большим могуществом, но это детали.
      Кроме желания обрести на халаяву польскую корону, на выбор Ягайло, конечно, влияли и многочисленные объективные (экономические, политические, идеологические) факторы, как за крещение по православному, так и по католическому обряду. Но они уравновешивали друг друга в достаточной степени, чтобы предложение литовскому князю польской короны смогло оказаться решающим.
  6. +1
    13 декабря 2018 10:51
    Очень интересно, Уважаемый Павел.
    А я отдаю предпочтение, лично, Ивану Грозному. Он начал развитие и освоение новых территорий для России.
    1. +2
      13 декабря 2018 16:37
      Мичман,1) согласен, что у Павла получился интересный рассказ. Возможно, динамизма мало, но по мне и так пойдет.
      2) Иван Грозный тут я с Вами соглашусь процентов на 50: да он один из самых значимых государственных деятелей России,но в то же время он один из самых мрачных деятелей России. Как мне кажется Иван Грозный , один в 3 лицах,: начальный период его правления - свершений, потом начало опричены( опять таки неоднозначно) и третий :" аз грешен" как он говорил о себе
  7. +3
    13 декабря 2018 17:27
    Автор рассказал об малоизвестном и потому очень интересном периоде: позднее язычество в окружении христиан. Сама по себе интересная тема. Плюс экспансия католиков на восток. Это чисто случайно у них на пути оказалась языческая Литва, а если бы там были земли христианской России, они бы просто сменили терминологию:"борьба с язычниками"превратилась в :" борьбу за истиную веру".
    А Кейстус мне напоминает киевского князя Святослава: та же порядочность и благородство:" иду на вы", мужество. Согласитесь,что мало кто откажется одному прейти к неприятным. Правда я считаю тут был психологический расчет: видимо, венгерский король не был религиозным фанатиком. Возможно, ему Кейстус бЫл симпатичен, ведь, Кейстус не случайно выбрал его.
  8. 0
    14 декабря 2018 10:48
    Хорошая статья.
    Был тут недавно в Новгороде и как-то упустил наличие Кейстута с Ольгердом на данном памятнике. И экскурсовод не обострила на этом внимание.
    А оказывается вон оно как..
  9. 0
    14 декабря 2018 21:47
    В Новгороде увековечивать Грозного? Кхм...Видимо те, кто ставил памятник, все же дружили с мозгом?, нет?
    1. 0
      14 декабря 2018 22:18
      Правду черпали из летописей и из памяти. А Новгород - резали.
  10. +1
    14 декабря 2018 22:10
    А потом оба "гнусных мерзавцев" сошлись в битве...Не между собой. И в пустоту отправили аж целый Орден.
  11. 0
    17 декабря 2018 01:41
    Цитата: Адьютант
    А ведь в деле собирания русских земель реальный конкурент Москвы?

    Ну да. Современники Дмитрия Донского. Ягайло даже участник Куликовской битвы. На стороне Мамая. Правда участник странный, более всего сыгравший роль зрителя в этой битве, типа " не успел"...
    А в русских княжествах тоже шла кутерьма и резня за главенство и Великокняжество, Москва конкурировала с Тверью, Новгород вообще был отдельным государством, сам по себе...
    И неизвестно, как бы оно пошло далее, собирание русских земель. Литовцы их насобирали немало. Только вот потом Ягайле подвернулась такая оказия: Сейм Польши в своих терках и по своим причинам избрал его крулем польским. Поначалу только его фигура и объединяла - он был одновременно королем польским и великим князем Литовским. А это уже католики, и о том, чтобы далее "собрать земли русские" на добровольных началах стало как-то не очень.
  12. 0
    17 декабря 2018 12:51
    Интересно прям как у Клим Саныча Жукова. Кстати автор тоже Жуков. Совпадение?
  13. 0
    31 марта 2023 12:52
    После Разделов Речи Посполитой империя старательно переносит имя Литва на этническую Жмудь. Идеологи Российской империи (в первую очередь историки, такие как К.А. Гаворский, М.О. Коялович, М.Ф. Владимирский-Буданов, М.К. Любавский и им подобные) упорно внедряли лживую концепцию, согласно которой «историческая Литва» – это якобы Жмудь (Жемайтия), хотя она не состояла в ВКЛ именно тогда, когда Великое Княжество стремительно расширялось на юг и восток.
    Понятно, что жемайты с радостью приняли столь щедрый подарок – считать самих себя Литвой, а не Жмудью и колонией Литвы. Отсюда их упорное нежелание расставаться сегодня с этим мифом. Тем более, что великорусские историки одновременно ввели в обиход басню о том, что, дескать, у литвинов которых империя переименовала в беларусов никогда не было своей государственности (которую ликвидировала Россия в конце XVIII века) и что они якобы изнывали в ВКЛ под игом жемайтов, которых империя переименовала в литовцев.
    Польская (Википедия)
    "Рождение новолитовской национальности.(соответственно была иная это литвины, как назывались предки современных беларусов )
    … после отмены крепостного права в 1864 году из жмудского крестьянства был создан новолитовский народ - литовцы,с литовским языком. Этот процесс организовали и провели царские власти...."
    В средние века все названия национальностей имели на конце форму притяжательности «-ин»: русин, литвин, грузин, армянин, жмудин, немчин, татарин и т.д. Были некоторые исключения, но в целом это четкое правило. В 19 ст. в русском языке царской России становится популярной новая форма «-ец»: азербайджанец, дагестанец, литовец, кореец, китаец. До этого в языке таких слов не существовало.
    Современный британский историк Норман Дэвис: " - Еще в конце 19 века литовцы(жамойты), которые опередили белорусов(литвинов) с национальным возрождением, ПОЛУЧИЛИ ПОДДЕРЖКУ РОССИЙСКИХ ИМПЕРСКИХ, А ПОТОМ И СОВЕТСКИХ ИДЕОЛОГОВ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ИМ УДАЛОСЬ РАСПРОСТРАНИТЬ СОБСТВЕННУЮ ТРАКТОВКУ ИСТОРИИ."
    Географическое описание Литвы в английской энциклопедии 1845 г. Литва ещё не переименована в Беларусь и название не слито на Самогитию. Литва на севере граничит с Самогитией на юге с Подолией и Волынью.
    ENCYCLOPAEDIA METROPOLITANA: OR UNIVERSAL DICTIONARY OF KNOWLEDGE (ЛОНДОН 1845 Г.) АВТОРЫ: SAMUEL TAYLOR COLERIDGE
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СТОЛИЧНАЯ: ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЗНАНИЙ.
    "ЛИТВА ГРАНИЧИТ НА СЕВЕРЕ С САМОГИТИЕЙ И ЛИВОНИЕЙ, НА ВОСТОКЕ - С РОССИЕЙ, НА ЮГЕ - С ПОДОЛИЕЙ И ВОЛЫНЬЮ, НА ЗАПАДЕ - С ПРУССИЕЙ. ЕЁ ПРОВИНЦИИ...." .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»