Военное обозрение

Операция «Цезарь». Начало, ставшее концом

28
Начало 1945 г. В прибрежных водах Норвегии британская субмарина преследовала немецкую подлодку. Оба судна опустились на глубину, и сложилась необычная ситуация. До сих пор ни одна подводная атака вражеского судна, также находящегося на глубине, не увенчалась успехом.


Американские, британские и канадские войска наступали на западе Европы, на востоке немцев оттесняла Красная Армия, готовясь занять Восточную Пруссию. Чтобы сдержать наступление, Гитлер решил задействовать гросс-адмирала Карла Дёница и его подводные лодки. Нацистская Германия хотела поделиться с Японией экспериментальными технологиями «Wunderwaffe».

Германия и Япония — сравнительно небольшие страны, к тому же их разделяли сферы влияния союзников, огромные территории. Было решено использовать подлодки. В период с июля 1944 года по январь 1945 года шесть подводных лодок доставляли стратегически важное сырье (олово, каучук или вольфрам) с территорий, оккупированных Японией, в Третий рейх.

Немецкая субмарина U-864 перевозила одну из технологий «Wunderwaffe». На борт погрузили запчасти и схемы по сборке Мессершмитта-163 «Комета» и Мессершмитта-262 «Ласточка». Операции дали кодовое название «Цезарь». Из Германии также отплыли инженеры фирмы «Мesserschmitt», в том числе заместитель начальника инженерного отдела Рольф фон Хлингенсперг и Риклеф Шомерус, главный эксперт по аэродинамике для отдела новейших реактивных самолетов компании. И двое японских экспертов: специалист по ракетному топливу Тосио Накаи и специалист по акустическим самонаводящимся торпедам Тадао Ямато. Информацию, необходимую для массового производства «чудо-оружия», они получили из первых рук. Ямато провел в Германии четыре долгих года, а Накай, выпускник престижного Токийского императорского университета, был одним из лучших гражданских исследователей Японского императорского флота. Знания, которые они получили за границей, были жизненно важны для военных целей Японии и воспроизводства островным государством технологических чудес, перевозимых на подводной лодке. Эксперты надеялись, что немецкие технологии в руках японских рабочих повернут ход войны в Тихом океане в пользу Японии.


Экипаж U-864 перед отплытием.

U-864 — подводная лодка повышенной автономности типа IX D2, способная совершать дальние походы. Её капитан Ральф-Реймар Вольфрам был относительно неопытен и казался любопытным выбором его в качестве командира для такой важной задачи. Однако к концу 1944 года потери немецких подводных лодок были такими, что опытных капитанов не хватало. Период, который немецкие подводники называли "счастливым временем", когда их волчьи стаи безнаказанно рыскали по океанам, закончился. Их флот понес большие потери. Теперь охотники стали добычей.


Немецкий ракетный истребитель "Мессершмитт Ме 163 Комета"

Экипаж U-864 должен был сделать две остановки, прежде чем отправиться в далекую Азию: длительное пребывание на военно-морской базе Карлйохансверн в крошечной норвежской деревне Хортен недалеко от Осло, а затем однодневная остановка для приема дополнительных припасов и дозаправки на побережье в Кристиансанде. Оттуда ей предстояло пересечь экватор в Южной Атлантике, обогнуть мыс Доброй Надежды в Индийском океане, а затем на юг от Мадагаскара до Пенанга в Малайзии — расстояние почти в двенадцать тысяч морских миль.



В Хортене проводились подводные испытания и сертификация оборудования для подводного плавания, установленного в октябре 1944 года. Шноркель позволил бы ей принимать свежий воздух для экипажа и дизельных двигателей, погружаясь на глубину перископа, и тем самым преодолевать большие расстояния незамеченным противником. Немцы впервые узнали об этом аппарате в 1940 году, обнаружив его на захваченной голландской подводной лодке. Но только в конце войны, когда достижения в области радиолокационных технологий союзников повысили свои навыки в дальнем обнаружении подводных лодок, Дёниц приказал встроить шноркели во все новые лодки, сходящие с конвейера. U-864, введённая в эксплуатацию до приказа Дёница, требовала модификации. В Хортене (Норвегия) U-864 провела большую часть декабря, проверяя свои системы подводного плавания и погружения и в некоторой степени выносливость своего экипажа — через серию повторяющихся трудных испытаний.

Пополнив топливо и припасы, U-864 покинула Кристиансанн 29 декабря, чтобы начать свой проход на восток, курсируя на поверхности с двумя патрульными катерами в качестве сопровождения. Вскоре они расстались, подводная лодка скользнула на перископную глубину, когда она покинула Скагеррак.

Однако U-864 не ушла далеко от берега. Некоторое время спустя Вольфрам радировал: что-то не так со шноркелем. Проблему посчитали серьёзной, оперативное командование приказало ему отправиться в Фарсунд, крохотную рыбацкую деревушку примерно в пятидесяти милях к западу от Кристиансанда, сразу за входом в пролив.

Операция «Цезарь». Начало, ставшее концом

Немецкие подводные лодки типа VII (слева) И IX перед бункером в Тронхейме

Для Вольфрама проблемы неожиданно усугубились. Не успел он приказать медленно повернуть на левый борт, как субмарина оказалась на мелководье и налетела на скалы. Неровные скалы норвежских фьордов могли запросто повредить корпус корабля. Вольфрам неверно оценил глубину или очертания пролива. Судьба операции «Цезарь» и самой подлодки висела на волоске. Вольфрам сразу же приказал членам экипажа осмотреть подлодку, ему доложили, что внутренних повреждений корпуса нет. Капитану немецкой субмарины повезло, в киле U-864 перевозили опасный груз — 67 тонн ртути. Это важнейший элемент для производства оружия. Ртуть часто использовали в качестве детонатора. На борту находились 1857 сосудов, в каждом по два литра ртути. Один сосуд весил около 30 кг. Груз ртути заменил большую часть свинцового балласта. Инженеры и механики в Фарсунде не смогли решить проблемы, связанные со шноркелем. 1 января 1945 года U-864 отправилась из Фарсунда в большой норвежский город на севере. Из-за поломки шноркеля она была вынуждена передвигаться по поверхности под конвоем и медленно продвигалась вперед.

Субмарина привлекала к себе слишком много внимания, хотя выполняла секретное задание. Сотрудники британской разведки уже расшифровали информацию, перехваченную у немцев. Им стало известно, что Германия отправила в Японию «Wunderwaffe». Командование союзников приказало ликвидировать U-864, когда субмарина будет наиболее уязвимой.


Colossus («Колосс»), ламповый компьютер, использовавшийся для взлома шифров в Блетчли-Парке

8 февраля 1945 г. немецкая подлодка U-864 под командованием Вольфрама покинула Берген после ремонта. Вольфрам взял курс на Шетландские острова: 160 км к северу от Шотландии. Но вскоре возникла проблема: один из двигателей подлодки работал с перебоями. Громкие прерывистые вибрации, постепенное снижение производительности двигателя и, со временем, возможно, даже полная поломка. Разочарование на борту подлодки должно было быть ощутимым. Мало того, что шум двигателя мог привлечь внимание противника, но и поломка в отдаленных водах, вдали от какой-либо надежды на помощь, будет катастрофической. Вольфрам немедленно связался с командованием, чтобы сообщить о своем положении. Ему было приказано погрузиться и ожидать эскорт сопровождения.


Бункер подводных лодок «Bruno» в Бергене

2 февраля 1945 г. подлодка «Venturer» под командой 25-летнего лейтенанта Джеймс Х. Лондерса вышла из базы подлодок Леруик. «Venturer» — это субмарина типа «Класс V» из ряда маневренных, небольших по размеру подлодок, разработанных Королевским флотом для использования в прибрежных водах; по размерам они не достигали и половины размеров U-864. Лондерс и его команда из 36 человек имели боевой опыт — в ноябре 1944 года они потопили U-771 во время её надводного плавания в Андфьёрде в Северной Норвегии.


HMS Venturer под командованием лейтенанта Джеймса Стюарта Лондерса

Планировалось провести операцию недалеко от южного порта Бергена. Патрулируя эти воды, можно было перехватить немецкие корабли, когда те возвращались на базу. Когда «Venturer» добрался до места, экипаж получил зашифрованное сообщение из штаба. Был отдан приказ патрулировать прибрежные воды у острова Федье. Лондерс получил приказ отойди к Федье и оказался прямо на пути у U-864.

Утром 9 февраля 1945 г. акустик на «Venturer» услышал слабый шум. Около 10:00 его первый лейтенант в перископ обнаружил подводную лодку, в тот момент когда командир U-864 искал в перископ свои корабли для сопровождения в базу. U-864 двигалась под одним дизелем, используя шноркель. Но для атаки данных было недостаточно. Кроме пеленга на цель, требовалась дистанция, а желательно, ещё курс и скорость. Последовал необычайно долгий для подводной лодки период определения элементов движения цели. «Venturer» шёл параллельно и правее. Обе лодки были в ситуации, к которой экипажи не были подготовлены. Лондерс ожидал, что U-864 всплывёт и тем самым предоставит ему лёгкую цель. Но стало ясно, что противник всплывать не собирается и идёт, используя зигзаг. По косвенным данным (изменению пеленга в зависимости от собственных манёвров) Лондерс постепенно получил дистанцию до цели и смог оценить скорость и длину колен зигзага. Для вычислений он пользовался инструментом собственного изобретения, по существу, специализированной логарифмической шкалой кругового типа. После войны и инструмент, и сам метод выхода в атаку по пеленгам стали стандартом. Метод позднее лёг в основу алгоритма решения 3-мерной задачи торпедной стрельбы. Время от времени обе лодки рисковали поднять перископ. Лондерс использовал это для уточнения пеленгов. После трехчасового преследования немецкой подводной лодки капитан Venturer Джеймс Лаундерс принял решение рискнуть, основываясь на движениях U-864. Риск оправдался. Услышав пуск торпед, команда U-864 предприняла маневры уклонения, избежав попадания первых трех торпед, но четвертая попала в цель. Взрыв разломил корпус лодки пополам. Все 73 члена экипажа погибли; не спасся никто. Это был первый случай, когда одна подлодка потопила другую, в то время когда обе они были в подводном положении.


Леруик. На Шетландских островах.

В апреле 1945 года адмирал Карл Дёниц отправил вторую транспортную подводную лодку на Дальний Восток примерно тем же курсом, что и U-864. Тип XB U-234 перевозил много «Wunderwaffe» среди 240 тонн груза, а также десяток сверхсрочных пассажиров, включая двух японских военно-морских инженеров.

10 мая U-234 всплыла, и капитан получил последний приказ Дёница о капитуляции. Капитан-лейтенант Фелер подчинится приказу и капитулирует 17 мая перед парой американских эсминцев к югу от Гранд-Бэнкс. Незадолго до прибытия американской абордажной группы японские инженеры удалились в свои каюты и покончили жизнь самоубийством.

Когда американцы обыскали подводную лодку, на борту вместе с остальным грузом было найдено полтонны оксида урана. Дальнейшая судьба и характер груза неизвестны по настоящее время.

Норвежский флот обнаружил кораблекрушение немецкой подводной лодки U-864 времен Второй мировой войны в марте 2003 года. С тех пор ведутся дебаты, опросы и политические дискуссии о том, как лучше всего бороться с загрязнением от груза ртути в затонувшей подводной лодке и окружающем морском дне. В 2014 году норвежская прибрежная администрация (NCA) провела обследование затонувшей лодки и представила тщательное исследование мер по предотвращению загрязнения ртутью. Обследование показало, что емкости со ртутью постепенно корродируют в морской воде. Удаление обломков и загрязненных масс с морского дна вблизи затонувшего судна распространит загрязнение за пределы уже пострадавшего района. Захоронение лодки под 12-метровым слоем песка является лучшим и наиболее экологичным решением.


Обломки U-864 на морском дне

Норвежское правительство приняло решение на основании многочисленных докладов и исследований, проведенных NCA при поддержке широкого круга экспертов, которые пришли к выводу, что захоронение является наилучшим и наиболее экологически безопасным решением для U-864. На 2019 год 30 млн. норвежских крон выделено на инжиниринг, тендер и общую подготовительную работу. Укупорка, вероятно, будет завершена к лету 2020 года.


Контейнер со ртутью

По материалам:
http://club.berkovich-zametki.com/?p=37345
https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/environmental-solution-for-the-shipwreck-of-the-ww-ii-submarine-u-864/id2614253/
https://ru.wikipedia.org/wiki/HMS_Venturer_(1943)
Автор:
Использованы фотографии:
club.berkovich-zametki.com
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дирижер
    Дирижер 16 декабря 2018 07:33 Новый
    +2
    Спасибо за инфу. А чего не взяли лодку 21 серии, или те еще не прошли испытаний на тот момент*?
    1. Фил77
      Фил77 16 декабря 2018 08:06 Новый
      +8
      Единственной лодкой этой серии принявшей условно участие в боевых действиях была U-2511,почему условно?30.04.1945 года вышла в боевой поход,но была обнаружена союзными кораблями.Сумела от них уйти,а потом аллес.Капитулирен.Автору спасибо!
      1. Дирижер
        Дирижер 16 декабря 2018 08:19 Новый
        +2
        А на 21 ли первая лодка уже в начале мая, подкралась к крейсеру Норфолк, коий был в составе конвоя , и условно выполнила торпедную атаку . Потом сдалась.
        1. Фил77
          Фил77 16 декабря 2018 08:26 Новый
          +3
          Ну да,она.Там кэптен не решился на торпедную атаку,но его можно понять.Война то уже проиграна!
          1. Дирижер
            Дирижер 16 декабря 2018 09:13 Новый
            +1
            Так мало того , он то , капитан немецкий и раскололся а проведенной атаке отчего англичане и ф.а.л.л.о-формировались .
    2. bubalik
      16 декабря 2018 08:30 Новый
      +8
      ,,за 1944— 1945 гг. собрано 118 подлодок XXI серии. Однако только U-2511 и U-3008 ,были готовы к выполнению боевых задач. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки.И качество сборки в конце войны упало,требовалось время для окончательной доводки после производства .
      1. Фил77
        Фил77 16 декабря 2018 08:35 Новый
        +5
        Точно!насчёт 3008 я запамятовал!Спасибо!Ну умели германцы субмарины делать,этого у них не отнимешь.Опыт,однако.
        1. Фил77
          Фил77 16 декабря 2018 08:57 Новый
          +4
          А вот такой вопрос.На Балтике ведь судов,что с германскими ОВ притопленных нашими *союзниками*в 45-м ведь немало.Их,что уже подзахоронили,или о них предпочитают стыдливо не вспоминать?
          1. Sergei75
            Sergei75 16 декабря 2018 09:36 Новый
            +4
            А сколько химоружия таким образом было утилизировано?!
            1. bubalik
              16 декабря 2018 09:42 Новый
              +7
              А сколько химоружия таким образом было утилизировано?!

              ,,тогда не "заморачивались" с решением проблемы sad

              По обнародованной информации, найденное на территории Западной Германии химоружие, английские и американские оккупационные войска затопили в 4-х районах прибрежных акваторий Западной Европы: в Скагерраке недалеко от шведского порта Люсечиль, на норвежском глубоководье недалеко от Арендаля, между материком и датским островом Фюн и недалеко от Скагена, крайней северной точки Дании. Всего же в 6 районах на морском дне было похоронено порядка 302 875 тонн различных отравляющих веществ или приблизительно 1/5 часть от общего запаса отравляющих веществ. Помимо этого не менее 120 тысяч тонн различного химического оружия было затоплено в неустановленных местах на территории Атлантики и в западной части пролива Ла-Манш, еще как минимум 25 тысяч тонн химического оружия были вывезены в СССР.
              https://topwar.ru/33440-podvodnoe-kladbische-himicheskogo-oruzhiya-otravlyaet-baltiyskoe-more.html
  2. К-50
    К-50 16 декабря 2018 09:13 Новый
    +10
    на востоке немцев оттесняла Красная Армия

    Не оттесняла, а гнала в хвост и гриву!!! am
    1. Фил77
      Фил77 16 декабря 2018 09:14 Новый
      +4
      Отличное уточнение!!! hi
  3. Sergei75
    Sergei75 16 декабря 2018 09:36 Новый
    +5
    Да вроде контейнер с ртутью не слабый,можно было и поднять, а так все-равно придётся решать проблему, ну ещё через 100-150 лет, только это будет уже куда сложнее.
    1. bubalik
      1 января 2019 14:07 Новый
      0
      Sergei75 (Сергей) 16 декабря 2018 10:36
      Да вроде контейнер с ртутью не слабый,можно было и поднять,


      ,,,есть подозрение, что ртуть на борту U-864 была обработана особым образом и остается очень опасной . Норвежцы выдвинули все возможные оправдания, чтобы не поднимать ртуть. То, что подводная лодка должна быть захоронена в 12 метрах ниже морского дна, возможно, в бетонном саркофаге, говорит о радиоактивности. belay
      1. bubalik
        1 января 2019 14:38 Новый
        0
        ,,,также интересно с лодкой U-859 потопленной 23 сентября 1944 года близ Пенанга в Малаккском проливе.
        В 1972 г. шесть дайверов (три британца, один австралиец и два малазийца ),на судне «Блафф Крик» осуществили подъем 12 тонн ртути и передали в Сингапур.

        Западногерманское посольство претендовало на владение ртутью. Receiver of Wreck завладел ртутью, и Высокий суд Сингапура постановил, что «германское государство никогда не прекращало свое существование, несмотря на безоговорочную капитуляцию Германии в 1945 году и то, что было собственностью германского государства, если только оно не было захвачено и изъято одной из союзных держав до сих пор остается собственностью немецкого государства ... »
        Гринвуд, CJ (1980). Доклады о международном праве: т.56. Издательство Кембриджского университета.

        Дайверов впоследствии выгнали военные Малайзии, но wink западногерманские власти предоставили права на утилизацию так называемой компании по утилизации, базирующейся в Ульме, но зарегистрированной в Люксембурге. Позже траулер ,зарегистрированный в Югославии, с немецкой дайв-командой на борту приступили к полному уничтожению затонувшего судна взрывчаткой. Интересно, почему? winked
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 16 декабря 2018 09:51 Новый
    +1
    Спасибо... Очень познавательно и интересно.
  5. Хозяин Трилобита
    Хозяин Трилобита 16 декабря 2018 12:25 Новый
    +5
    Хорошая статья.
    Странно, что опубликована здесь, а не в "Истории". Не понимаю я логики, согласно которой статьи распределяются по разделам. request
    1. bubalik
      16 декабря 2018 12:50 Новый
      +6
      ,
      Не понимаю я логики, согласно которой статьи распределяются по разделам.

      вот вот я то же думал что в разделе история будет, второй раз уже во "мнения" отправляют,, laughing
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 16 декабря 2018 20:08 Новый
        +7
        Камрады, поставлю диагноз ресурсу. "Острая непроходимость творчества отдельных авторов, на фоне аалергической реакции на критику основных". Эпикриз, думаю, составитель сами.
  6. Brylevsky
    Brylevsky 16 декабря 2018 13:32 Новый
    +3
    для атаки данных было недостаточно. Кроме пеленга на цель, требовалась дистанция, а желательно, ещё курс и скорость.

    Пеленга и дистанции достаточно для определения элементов движения цели (её курс и скорость, курсовой угол) и, в конечном итоге, расчёта "торпедного треугольника".
    По косвенным данным (изменению пеленга в зависимости от собственных манёвров) Лондерс постепенно получил дистанцию до цели и смог оценить скорость и длину колен зигзага.

    Не зная скорость цели, дистанцию по вееру пеленгов до неё определить невозможно. Я думаю, командир британской лодки удачно угадал скорость немецкой, что и дало ему возможность определить недостающий элемент треугольника - дистанцию. Ещё я думаю, что у него до момента попадания торпеды в цель не было уверенности в правильности определения дистанции. Косвенно это подтверждается тем, что он стрелял четырьмя торпедами, - каждая дистанция требует своего угла упреждения...
    1. Стройбат запаса
      Стройбат запаса 17 декабря 2018 20:48 Новый
      0
      Мелкобритские и матрасные подводники стреляли полным залпом ВСЕГДА. Будь у него 20 ТА в носу - выпустил бы 20 торпед. Они премии получали от производителя торпед за каждый пуск.
  7. dgonni
    dgonni 16 декабря 2018 13:45 Новый
    -1
    Автор упустил самое главное! Отношение государства к экологическому аспекту!
  8. Авиатор_
    Авиатор_ 16 декабря 2018 14:40 Новый
    +3
    Очень интересная статья. Но каков самурайский дух у японских инженеров, самоубились все на U-234!
    1. Серый брат
      Серый брат 16 декабря 2018 18:44 Новый
      +1
      Цитата: Авиатор_
      самоубились все на U-234!

      Или их самоубили, согласно предписанию.
  9. вакса
    вакса 16 декабря 2018 16:27 Новый
    +1
    В итоге вся эта ртуть будет в рыбе и других морских обитателях.
  10. Морской Кот
    Морской Кот 16 декабря 2018 23:31 Новый
    +2
    Вся эта возня с посылкой на подлодке какого-то "вундерваффе" напоминает судороги агонизирующего. Японцам эти новые самолёты как мёртвому припарки -- только камикадзе на них сажать. Никчемушная и бесполезная операция. Даже сама подводная лодка "сообразила", что ну её на фиг, эту Японию, оттого постоянно и были сбои. smile А британский командир молодец, лихо отстрелялся в непростой ситуации.
    Информация интересная и автору большое спасибо. hi
  11. Brylevsky
    Brylevsky 18 декабря 2018 11:07 Новый
    +2
    Цитата: Стройбат запаса
    Они премии получали от производителя торпед за каждый пуск.

    Мне тоже приходилось читать о нечто подобном. "Реквием каравану..." В. Пикуля...Не знаю, насколько это правда, в экономической плоскости вопроса я не силён. Я лишь хотел сказать, что не зная скорости цели, дистанцию до неё по вееру пеленгов определить невозможно. И вот тут начинается самое интересное...Дело в том, что для определения дистанции (я сейчас про море говорю) используют или активную локацию, или формулу "тысячной". В статье говориться, что немец шел под шноркелем. Гидролокатора и РЛС у британца, как я понял, не было...Мне в голову приходят два варианта: 1) Командир британской лодки мог быть в курсе, с какой максимальной скоростью может идти лодка в режиме РДП. Зная скорость цели, по серии пеленгов можно определить дистанцию и использовать её в дальнейшем для расчёта атаки; 2) Командир британской лодки мог быть не в курсе, с какой максимальной скоростью может идти лодка в режиме РДП. В статье говориться, что он наблюдал за целью в перископ. А это значит, что ориентир у него мог быть только один - торчащая над водой труба шноркеля. Я думаю, что британец знал высоту шноркеля...мало ли, разведка поработала, или сами англичане "допёрли", исходя из диаметра корпуса лодки и высоты её рубки...Перископ подводной лодки имеет дальномерную шкалу, но чтобы ей воспользоваться надо знать геометрические размеры цели, как правило, её высоту от ватерлинии до топа мачты. Думаю, что британец "зацепился" за часть выступающего из воды шноркеля: допустим, предположил, что он видит половину длины этой "трубы". А это вполне конкретная цифра в метрах...Всё. Для расчёта дистанции по формуле "тысячной" ничего больше не нужно. Только размеры цели и угол, который цель закрывает собой в сетке дальномерной шкалы...Конечно, всё вышесказанное, это только моё предположение. Только я не знаю другого способа определения дистанции в тех условиях...Если у кого есть инфа по подробностям того боя, прошу дать. Буду благодарен...
  12. Артур 85
    Артур 85 18 сентября 2019 12:03 Новый
    +1
    Даже если б эти лодки дошли, Японии это б уже ничем не помогло. Хотя странно, что может сломаться в шнорхеле, это ж по сути - две трубы. Ну, ладно, с обратным клапаном, чтоб не "хлебнуть " воды.