Tatra OT-810: загримированный «Ганомаг»

15
Немецкий полугусеничный бронетранспортер Sonderkraftfahrzeug 251 (сокращенно SdKfz 251), больше известный у нас в стране по названию компании производителя «Ганомаг» (Hanomag), стал одним из символов Второй мировой войны и по количеству выпущенных экземпляров уступал только американскому бронетранспортеру M3. Всего с июня 1939 года по март 1945 года было выпущено более 15,5 тысячи таких боевых машин различных модификаций. Бронетранспортер получился удачным и не утратил актуальности и после завершения Второй мировой войны, на него обратили внимание чешские конструкторы и военные, которые в конце 1950-х годов разработали и приняли на вооружение бронетранспортер, при первом взгляде на который было понятно, какая машина вдохновляла его создателей. Речь идет о полугусеничном бронетранспортере Tatra OT-810.

OT-810 можно назвать загримированным «Ганомагом» во всех смыслах этого слова. Это сравнение не только подчеркивает общее внешнее сходство двух боевых машин, но и успешную кинокарьеру чехословацкого бронетранспортера. После войны, особенно после снятия с вооружения армии ЧССР, бронетранспортеры Tatra ОТ-810 очень часто появлялись в военных фильмах из-за своего внешнего сходства с бронетранспортером вермахта периода Второй мировой войны. Уже снятая с вооружения боевая машина успешно снимается в кино и сегодня, а также активно используется реконструкторами по всему миру. Последним фильмом, в котором снялись бронетранспортеры Tatra OT-810, является картина «Ильинский рубеж», съемки которой завершились в Подмосковье в ноябре 2018 года. Мировая премьера данной картины запланирована на май 2020 года и будет приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.



Tatra ОТ-810


После завершения Второй мировой войны Чехословакия была снова восстановлена как независимое государство. Практически сразу же был обозначен вопрос о том, чем вооружать армию страны. На первое время огромным подспорьем стало вооружение и арсенал немецкой армии. Чехословацкая армия получила на вооружение средние танки Pz. IV, противотанковые самоходные установки Hetzer, бронетранспортеры Sd.kfz. 251 и немецкие полугусеничные тягачи. Если не считать танков, вся остальная техника в годы войны производилась на заводах Чехословакии, поэтому каких-либо проблем с эксплуатацией и ремонтом данных боевых машин просто не было. По мере того, как Советский Союз вооружал ЧССР военной техникой собственного производства, танки и САУ, доставшиеся в наследство от гитлеровской Германии, списывались из армии, а грузовая техника заменялась на новые «Татры», но с бронетранспортерами вышла накладка. СССР производил недостаточное количество БТРов, для того чтобы свободно отправлять их еще и своим союзникам. Только появившиеся в стране БТР-40 и БТР-152 активно поставляли в Советскую Армию, в середине 1950 годов до насыщения советских частей подобной бронетехникой было еще достаточно далеко. Именно это стало причиной возобновления производства в Чехословакии серьезно модернизированного немецкого полугусеничного бронетранспортера.

Бронетранспортер Tatra OT-810 был глубоко модернизированной версией немецкого «Ганомага» и единственной в мире версией полугусеничного бронетранспортера, которая производилась после окончания Второй мировой войны. Разработанный в 1950-е годы бронетранспортер пошел в серийное производство в 1958 году и производился вплоть до 1963 года. За это время в Чехословакии успели выпустить около 1800 боевых машин – 1250 линейных бронетранспортеров, остальные – специальные машины на его базе. Производство БТР OT-810 осуществлялось на заводе «Подполянске строярне», расположенном в городе Детва (Словакия).

Tatra OT-810: загримированный «Ганомаг»

Tatra ОТ-810


В годы войны немецкие полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251 для нужд Вермахта производились, в том числе, и чешской компанией «Шкода» на предприятии в Пльзене. Уже после завершения войны на заводе «Tatra» в Копршивнице был создан новый бронетранспортер для нужд армии Чехословакии. Боевая машина, получившая обозначение OT-810, внешне сохранила сходство со своим немецким прародителем, заимствовав оригинальную компоновку бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D. При этом машина была существенно видоизменена в плане некоторых конструкторских решений. Бронетранспортер получил новый дизельный двигатель воздушного охлаждения производства компании «Татра», полностью закрытый бронированный корпус и усовершенствованную ходовую часть.

Именно корпус подвергся существенной модернизации. Боевое отделение было расширено, в бортах и в створке кормовой двери были расположены бойницы для стрельбы из личного стрелкового оружия десанта, форма кормы была заимствована от варианта бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C. Сверху появилась полноценная бронированная крыша, которая защищала десант не только от пуль и осколков на поле боя, но и от осадков в виде дождя и снега. В крыше корпуса также был оборудован люк, который мог использоваться командиром боевой машины. На нем была установлена турель для размещения 7,62-мм пулемета, первоначально это был vz.52, но позднее его сменил другой чешский пулемет vz.59. Бронирование корпуса не претерпело серьезных изменений, сами листы брони были расположены под рациональными углами наклона. Толщина лобовой брони не превышала 15 мм, по бортам корпуса – 8 мм. Если бронекорпус «Ганомага» в годы войны собирался посекционно при помощи болтов, то корпус чехословацкого бронетранспортера OT-810 был цельносварным.

Корпус нового бронетранспортера сваривался из листов бронированной стали на стальной массивной раме прямоугольной формы. Компоновка корпуса осталась неизменной и имела капотную схему. Двигатель располагался впереди. Под бронированным капотом бронетранспортера ОТ-810 разместился 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения производства компании Татра. Это был двигатель модели Tatra Т-928-3 рабочим объемом почти 10 литров. При 2000 об/мин этот двигатель развивал максимальную мощность около 122 л.с. На серийных немецких «Ганомагах» ставились бензиновые двигатели «Майбах», мощность которых не превышала 100 л.с. Помимо двигателя на ОТ-810 была изменена и форма глушителя. Бензобак был расположен в полу.


Вид на отделение управления ОТ-810


Сразу за капотом располагалось отделение управления с местами командира боевой машины и механика-водителя. За ними находилось десантное отделение, которое никак не отделялось от отделения управления, и могло вместить до 10 полностью экипированных солдат. За дорогой и полем боя командир и мехвод машины наблюдали через смотровые окна, расположенные в лобовом листе, а также по бокам корпуса. Данные окна прикрывались специальными бронированными крышками со смотровыми щелями, а также пуленепробиваемыми триплексами. Внутри корпуса десантники располагались следующим образом: непосредственно за мехводом и командиром сидели два десантника, их места располагались по ходу движения машины, остальные 8 человек сидели вдоль бортов корпуса лицом друг к другу. Посадка и высадка десантников производилась либо через кормовые двери, либо через откидные створки и люк в крыше корпуса.

Управление бронетранспортером ОТ-810 осуществлялось с помощью рулевого колеса, имеющего такой же непривычный для современного водителя угол наклона, как и на немецком аналоге (руль наклонен вниз), а также рычагов, которые управляли бортовыми тормозными механизмами и позволяли механику-водителю подруливать гусеницами, что существенно улучшало маневренность БТР. Подвеска чехословацкого бронетранспортера имела полугусеничную компоновку, как и на немецком аналоге. Передние колеса имели рессорную подвеску (использовалась одна поперечная рессора) с гидравлическими амортизаторами. Колеса имели развитые грунтозацепы и были бескамерными, заполнялись пеной и были устойчивы к пулевым попаданиям. Задний движитель был гусеничным и сохранил шахматное расположение опорных катков. Такое расположение катков увеличивало живучесть машины и плавность хода, но серьезно ухудшало ремонтопригодность, особенно в полевых условиях. Наружный ряд состоял из трех катков, внутренний из четырех катков, а средний – из шести обрезиненных опорных катков большого диаметра, переднего ведущего и заднего направляющего колес. Опорные катки были штампованными, что облегчало процесс их производства. Подвеска гусеничной части – торсионная. Сами гусеницы также были изменены, с них убрали резиновые подушки и увеличили грунтозацепы.

Бронетранспортер Tatra OT-810 мог использоваться для транспортировки прицепов массой до трех тонн. Помимо этого часть БТРов была оборудована системой защиты от оружия массового поражения, на них устанавливалась специальная фильтровентиляционная установка – ФВУ. Наличие на борту ФВУ вело к уменьшению количества десантников, так как для размещения элементов фильтровентиляционной установки тратился значительный объем пространства, расположенного по правому борту десантного отделения бронемашины.


Tatra ОТ-810


В таком виде чехословацкие бронетранспортеры активно эксплуатировались вплоть до середины 1960-х годов, когда им на смену начали поступать новые БТР ОТ-62 и ОТ-64. С середины 1960-х годов бронетранспортеры ОТ-810 стали передавать во вспомогательные подразделения или переделывать в противотанковые, вооруженные 82-мм безоткатным орудием. Также данная модель продолжала эксплуатироваться в качестве обычного тягача, в том числе для различных артиллерийских систем. В противотанковых соединения ОТ-810 оставались на вооружении до середины 1980-х годов. Тогда же в 1980-х годах ОТ-810 начали массово снимать с вооружения армии ЧССР, а в 1995 году последние из сохранившихся экземпляров были сняты с хранения.

На базе бронетранспортера OT-810 был создан также некий аналог истребителя танков. Данная боевая машина получила индекс OT-810D. Ходовая часть не претерпела никаких изменений, но боевое отделение было изменено, исчезла крыша. Благодаря этому здесь удалось разместить боевую рубку с бронированными щитами, откидывающимися в стороны, они защищали 82-мм безоткатную пушку М59А. В случае необходимости орудие можно было сравнительно легко снять с бронемашины и использовать в качестве обыкновенной буксируемой артиллерийской системы. Угол вертикального наведения пушки составлял от -13 до +25 градусов. Экипаж истребителя-танков OT-810D состоял из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. При этом высота боевой машины с орудием и рубкой увеличивалась до 2,5 метров.



Интересно, что немецкий полугусеничный БТР Sd.Kfz.251 подарил жизнь не только послевоенному чехословацкому бронетранспортеру. Его дальним предком считался полугусеничный грузовой автомобиль фирмы «Даймлер». Грузовик специально изготавливался в Германии для Португалии и оснащался резиновыми лентами, которые соединяли ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Подобная простая по конструкции гусеница позволяла автомобилю уверенно преодолевать участки мягкого грунта.

Тактико-технические характеристики Tatra OT-810:
Габаритные размеры: длина – 5,71 м, ширина – 2,19 м, высота – 2,10 м.
Бронирование – 8-15 мм.
Боевая масса – около 9 тонн.
Силовая установка – дизельный 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения TATRA T-928-3 мощностью 90 кВт (122 л.с.).
Максимальная скорость – до 60 км/ч.
Запас хода – 600 км.
Вместимость – 2 (экипаж) + 10 (десант).
Вооружение – 7,62-мм пулемет vz.59 или 82-мм безоткатное орудие M-59A.

Источники информации:
http://eragun.org/cheh/bronemashyny/ot-810.html
http://pobeda.poklonnayagora.ru/description/166.htm
http://www.vojenskatechnika.sk/ot810/ot810.htm
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 декабря 2018 05:40
    Спасибо за статью ,очень интересно для любителя бронетехники
  2. 0
    20 декабря 2018 08:06
    Спасибо за очень интересную статью. Действительно, редкий образец БТВТ. Вот видел я когда то в Варшаве, в музее полугусеничный БТР, а теперь задумался - "ганомаг" это был или " татра"?
  3. +1
    20 декабря 2018 08:51
    Спасибо за статью !! 1. фото , где отделение управления , ручка так вынесена в середину ,переключатель скорости чтоли итак ? Как то далековато. 2.Вопрос знатокам , наши во время ВОВ Т V и Т VI , т 3 и т4 и пантеры юзали , и ганомаги , а вот тигры , кто нить читали о таком ?
    1. 2. Лет 10-12 назад попалась мне брошюра, посвящённая "тигеру". Авторов не помню, также как и точного названия. А в ней была таблица, где указывалось, что по состоянию на 30.04.1944 в составе БТВ РККА находилось 8 Т-VI Н, из них 6- в составе самоходно-артиллерийских полков, а 2- в составе ОТТПП. на полк приходилось не больше одного "тигера".
  4. +2
    20 декабря 2018 10:02
    "в 1995 году последние из сохранившихся экземпляров были сняты с хранения"... в 2001 году ещё пара оставалась на базе Университета обороны в Вышкове, хотя скорее в виде чего-то между учёбным пособием и историческим раритетом.
    Кстати, с "истребителем танков" было наоборот - основным видом применения была доставка орудия на позицию, но в виде исключения допускалось и ведение огня прямо с машины.
  5. +2
    20 декабря 2018 14:34
    ..на заводе «Tatra» в Копршивнице был создан новый бронетранспортер для нужд армии Чехословакии. soldier
    Tatra тащит Praga V3S
  6. +2
    20 декабря 2018 15:12
    Бронетранспортер Tatra OT-810 был глубоко модернизированной версией немецкого «Ганомага» и единственной в мире версией полугусеничного бронетранспортера, которая производилась после окончания Второй мировой войны
    Не единственной.

    БМС-1 Алакран, Бразилия, 1983 год.
    1. +2
      21 декабря 2018 23:28
      БМС-1 Алакран, Бразилия, 1983 год.

      Честно, сказать не знаю как было на самом деле, но по гусеничному движителю похоже, что он был сделан на основе White.

      White M3 Half-track '1940–45
      1. +1
        21 декабря 2018 23:47
        Вы совершенно правы, чилийская компания Cardoen Industries в середине семидесятых занималась модернизацией M3A1 для местных рынков. Они предложили много вариантов на этой базе, но проект не был успешным. Однако сам факт производства имел место.
  7. +1
    20 декабря 2018 18:22
    Хочу такую машину в виде модельки! Именно чешскую, немцев не предлагать!
    1. +1
      21 декабря 2018 23:21
      Хочу такую машину в виде модельки! Именно чешскую, немцев не предлагать!

      Ну, так организуй конверсию с фототравлением. wink
  8. +1
    20 декабря 2018 20:21
    Спасибо,просветили,честно даже не знал что Татра выпускала что-то подобное,ещё раз спасибо.
  9. 0
    21 декабря 2018 23:33
    Спасибо, интересная статья! Единственно не удалось понять, был ли у этой Татры передний мост ведущим. Утверждают что отсутствие переднего привода серьезно ограничивало проходимость Ганомага.

    Хотя по длине его полугусениц такое трудно утверждать твердо, он похоже почти полноценно гусеничный транспортер.
    1. 0
      22 декабря 2018 00:19
      Что это там за циферки между креслами м-в и к? Счётчик спидометра такой что ли? lol
  10. 0
    26 декабря 2018 16:34
    Спасибо, за познавательную статью. hi
    Именно корпус подвергся существенной модернизации. Боевое отделение было расширено, в бортах и в створке кормовой двери были расположены бойницы для стрельбы из личного стрелкового оружия десанта, форма кормы была заимствована от варианта бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C.

    Что то глядя на эту фотографию не скажешь, что "боевое отделение было расширено"... так и хочется воскликнуть словами классика... Как же он работал в очистке?

    Tatra 810 (OT-810) '1955–72
    Лучше бы они лавки поставили подобным образом:

    НАМИ-0281 '1985
    Только появившиеся в стране БТР-40 и БТР-152 активно поставляли в Советскую Армию, в середине 1950 годов до насыщения советских частей подобной бронетехникой было еще достаточно далеко. Именно это стало причиной возобновления производства в Чехословакии серьезно модернизированного немецкого полугусеничного бронетранспортера.

    У Nationale Volksarmee БТР-152 имелись в наличии. А, у чехословацкой армии не было, т.к. не передний край обороны. А, значит второй эшелон. Значит по остаточному принципу. smile

    ЗиС-152 (БТР-152) '1950–62 Военный парад 1 мая в Восточном Берлине, 1 мая 1955 г.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»