История программы "Спираль"

Начало 60-х годов. Холодная война в разгаре. В США идут работы по программе Dyna Soar – гиперзвукового орбитального ракетоплана Х20. Как ответ на эту программу, работы по разработке собственных ракетопланов проводятся и в нашей стране многими институтами и КБ, как по заказу правительства, в виде НИОКР, так и в инициативном порядке. Но разработка аэрокосмической системы "Спираль" явилась первой официальной крупномасштабной темой, поддержанной руководством страны после ряда событий, ставших предысторией проекта.

В соответствии с пятилетним Тематическим планом ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам практические работы по авиационной космонавтике в нашей стране в 1965 г. были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Тема по созданию двухступенчатого воздушно-орбитального самолета (в современной терминологии - авиационно-космической системы - АКС) получила индекс "Спираль". Советский Союз серьезно готовился к масштабной войне в космосе и из космоса.

В соответствии с требованиями заказчика конструкторы взялись за разработку многоразового двухступенчатого комплекса, состоящего из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение ОС и дальнейший разгон происходил с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фтороводородном топливе.


История программы "Спираль"


Боевой пилотируемый одноместный ОС многоразового применения предусматривал использование в вариантах дневного фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолета с ракетой класса "космос-Земля" и мог применяться для инспекции космических объектов. Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130...150 км по высоте и 450...1350 по наклонению в северном и южном направлениях при стартах с территории СССР, причем задача полета должна была выполняться в течение 2-3 витков (третий виток посадочный). Маневренные возможности ОС с использованием бортовой ракетной двигательной установки, работающей на высокоэнергетических компонентах топлива - фтор F2 + амидол (50% N2H4 + 50% BH3N2H4), должны были обеспечивать изменение наклонения орбиты для разведчика и перехватчика на 170, для ударного самолета с ракетой на борту (и уменьшенном запасе топлива) - 70...80. Перехватчик также был способен выполнить комбинированный маневр - одновременное изменение наклона орбиты на 120 с подъемом на высоту до 1000 км.

История программы "Спираль"


После выполнения орбитального полета и включения тормозных двигателей ОС должен входить в атмосферу с большим углом атаки, управление на этапе спуска предусматривалось изменением крена при постоянном угле атаки. На траектории планирующего спуска в атмосфере задавалась способность совершения аэродинамического маневра по дальности 4000...6000 км с боковым отклонением плюс/минус 1100...1500 км.

В район посадки ОС должен был выводиться с выбором вектора скорости вдоль оси взлетно-посадочной полосы, что достигалось выбором программы изменения крена. Маневренность самолета позволяла обеспечить посадку в ночных и сложных метеоусловиях на один из запасных аэродромов территории Советского Союза с любого из 3-х витков. Посадка совершалась с использованием турбореактивного двигателя ("36-35" разработки ОКБ-36), на грунтовой аэродром II класса со скоростью не более 250 км/ч.

Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским 29 июня 1966 года аванпроекту "Спирали", АКС с расчетной массой 115 тонн представляла собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые аппараты горизонтального взлета-посадки - 52-тонный гиперзвуковой самолет-разгонщик (получивший индекс "50-50"), и расположенный на нем пилотируемый ОС (индекс "50") с двухступенчатым ракетным ускорителем - блоком выведения.

Из-за неосвоенности в качестве окислителя жидкого фтора для ускорения работ по АКС в целом в качестве промежуточного шага предлагалась альтернативная разработка двухступенчатого ракетного ускорителя на кислородно-водородном топливе и поэтапное освоение фторного топлива на ОС - сначала использование высококипящего топлива на азотном тетраксиде и несимметричном диметилгидразине (АТ+НДМГ), затем фторо-аммиачное топливо (F2+NH3), и только после накопления опыта планировалось заменить аммиак на амидол.

Благодаря особенностям заложенных конструктивных решений и выбранной схеме самолетного старта позволял реализовать принципиально новые свойства для средств выведения военных нагрузок в космос:

- вывод на орбиту полезного груза, составляющего по весу 9% и более от взлетного веса системы;

- уменьшение стоимости вывода на орбиту одного килограмма полезного груза в 3-3,5 раза по сравнению с ракетными комплексами на тех же компонентах топлива;

- вывод космических аппаратов в широком диапазоне направлений и возможность быстрого перенацеливания старта со сменой необходимого параллакса за счет самолетной дальности;

- самостоятельное перебазирование самолета-разгонщика;

- сведение к минимуму потребного количества аэродромов;
- быстрый вывод боевого орбитального самолета в любой пункт земного шара;

- эффективное маневрирование орбитального самолета не только в космосе, но и на этапе спуска и посадки;

- самолетная посадка ночью и в сложных метеоусловиях на заданный или выбранный экипажем аэродром с любого из трех витков.

История программы "Спираль"


СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ АКС СПИРАЛЬ.

Гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) "50-50".

ГСР представлял собой самолет-бесхвостку длиной 38 м с треугольным крылом большой переменной стреловидности по передней кромке типа "двойная дельта" (стреловидность 800 в зоне носового наплыва и передней части и 600 в концевой части крыла) размахом 16,5 м и площадью 240,0 м2 с вертикальными стабилизирующими поверхностями - килями (площадью по 18,5 м2) - на концах крыла.

Управление ГСР осуществлялось с помощью рулей направления на килях, элевонов и посадочных щитков. Самолет-разгонщик был оборудован 2-местной герметичной кабиной экипажа с катапультируемыми креслами.

Взлетая с разгонной тележки, для посадки ГСР использует трехопорное шасси с носовой стойкой, оборудованной спаренными пневматиками размером 850x250, и выпускаемой в поток в направлении "против полета". Основная стойка оснащена двухколесной тележкой с тандемным расположением колес размером 1300x350 для уменьшения требуемого объема в нише шасси в убранном положении. Колея основных стоек шасси 5,75 м.

В верхней части ГСР в специальном ложе крепился собственно орбитальный самолет и ракетный ускоритель, носовая и хвостовая части которых закрывались обтекателями.

На ГСР в качестве топлива использовался сжиженный водород, двигательная установка - в виде блока четырех турбореактивных двигателей (ТРД) разработки А.М.Люлька тягой на взлете по 17,5 т каждый, имеющих общий воздухозаборник и работающих на единое сверхзвуковое сопло внешнего расширения. При пустой массе 36 т ГСР мог принять на борт 16 т жидкого водорода (213 м3), для размещения которого отводилось 260 м3 внутреннего объема

Двигатель получил индекс АЛ-51 (в это же время в ОКБ-165 разрабатывался ТРДФ третьего поколения АЛ-21Ф, и для нового двигателя индекс выбрали "с запасом", начав с круглого числа "50", тем более что это же число фигурировало в индексе темы). Техническое задание на его создание получило ОКБ-165 А.М.Люльки (ныне - НТЦ имени А.М.Люльки в составе НПО "Сатурн").

Преодоление теплового барьера для ГСР обеспечивалось соответствующим подбором конструкционных и теплозащитных материалов.

История программы "Спираль"


Самолет-разгонщик.

В ходе работ проект постоянно дорабатывался. Можно сказать, что он находился в состоянии "перманентной разработки": постоянно вылезали какие-то неувязки - и все приходилось "доувязывать". В расчеты вмешивались реалии - существующие конструкционные материалы, технологии, возможности заводов и т.д. В принципе, на любом этапе проектирования двигатель был работоспособен, но не давал тех характеристик, которые хотели получить от него конструкторы. "Дотягивание" шло в течение еще пяти-шести лет, до начала 1970-х, когда работы по проекту "Спираль" были закрыты.


Двухступенчатый ракетный ускоритель.

Блок выведения представляет собой одноразовую двухступенчатую ракету-носитель, расположенную в "полуутопленном" положении в ложементе "на спине" ГСР. Для ускорения разработки аванпроектом предусматривалась разработка промежуточного (на топливе водород-кислород, H2+O2) и основного (на топливе водород-фтор, H2+F2) вариантов ракетного ускорителя.

При выборе топливных компонентов проектировщики исходили из условия обеспечения вывода на орбиту возможно большего полезного груза. Жидкий водород (H2) рассматривался как единственный перспективный вид горючего для гиперзвуковых воздушных аппаратов и как один из перспективных горючих для ЖРД, несмотря на его существенный недостаток - малый удельный вес (0,075 г/см3). Керосин в качестве топлива для ракетного ускорителя не рассматривался.

В качестве окислителей для водорода могут быть кислород и фтор. С точки зрения технологичности и безопасности кислород более предпочтителен, но его применение в качестве окислителя для водородного топлива приводит к значительно большим потребным объемам баков (101 м3 против 72,12 м3), то есть к увеличению миделя, а следовательно, лобового сопротивления самолета-разгонщика, что уменьшает его максимальную скорость расцепки до М=5,5 вместо М=6 при фторе.

Ускоритель.

Общая длина ракетного ускорителя (на фтороводородном топливе) 27,75 м, включая 18,0 м первой ступени с донным стекателем и 9,75 м второй ступени с полезной нагрузкой - орбитальным самолетом. Вариант кислородно-водородного ракетного ускорителя получился на 96 см длиннее и на 50 см толще.

Предполагалось, что фтороводородный ЖРД тягой 25 т для оснащения обеих ступеней ракетного ускорителя будет разрабатываться в ОКБ-456 В.П.Глушко на базе отработанного ЖРД тягой 10 т на фтороаммиачном (F2+NH3) топливе

Орбитальный самолет.

История программы "Спираль"


Орбитальный самолет (ОС) представлял собой летательный аппарат длиной 8 м и шириной плоского фюзеляжа 4 м, выполненный по схеме "несущий корпус", имеющий сильно затупленную оперенную треугольную форму в плане.

Основой конструкции являлась сварная ферма, на которую снизу крепился силовой теплозащитный экран (ТЗЭ), выполненный из пластин плакированного ниобиевого сплава ВН5АП с покрытием дисилицидом молибдена, расположенных по принципу "рыбной чешуи". Экран подвешивался на керамических подшипниках, выполнявших роль тепловых барьеров, снимая температурные напряжения за счет подвижности ТЗЭ относительно корпуса с сохранением внешней формы аппарата.

Верхняя поверхность находилась в затененной зоне и нагревалась не более 500 С, поэтому сверху корпус закрывался панелями обшивки из кобальт-никелевого сплава ЭП-99 и сталей ВНС.

Двигательная установка включала в себя:

- ЖРД орбитального маневрирования тягой 1,5 тс (удельный импульс 320 сек, расход топлива 4,7 кг/сек) для выполнения маневра по изменению плоскости орбиты и выдачи тормозного импульса для схода с орбиты; впоследствии предусматривалась установка более мощного ЖРД с тягой в пустоте 5 тс с плавной регулировкой тяги до 1,5 тс для выполнения точных коррекций орбиты;

- два аварийных тормозных ЖРД с тягой в пустоте по 16 кгс, работающие от топливной системы основного ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов на сжатом гелии;

- блок ЖРД ориентации, состоящий из 6 двигателей грубой ориентации с тягой по 16 кгс и 10 двигателей точной ориентации с тягой 1 кгс;

- ТРД со стендовой тягой 2 тс и удельным расходом топлива 1,38 кг/кг в час для полета на дозвуке и посадки, топливо - керосин. В основании киля расположен регулируемый воздухозаборник ковшового типа, открываемый только перед запуском ТРД.

В качестве промежуточного этапа на первых образцах боевых маневренных ОС предусматривалось применение для ЖРД топлива фтор+аммиак.

Для аварийного спасения пилота на любом участке полета в конструкции предусматривалась отделяемая кабина-капсула фарообразной формы, имеющая собственные пороховые двигатели для отстрела от самолета на всех этапах его движения от старта до посадки. Капсула была снабжена управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы, радиомаяком, аккумулятором и аварийным блоком навигации. Приземление осуществлялось с помощью парашюта со скоростью 8 м/сек, поглощение энергии при этой скорости производится за счет остаточной деформации специальной сотовой конструкции угла капсулы.

Вес отделяемой снаряженной кабины с оборудованием, системой жизнеобеспечения, системой спасения кабины и пилотом 930 кг, вес кабины при приземлении 705 кг.

Система навигации и автоматического управления состояла из автономной астроинерциальной системы навигации, бортовой цифровой вычислительной машины, ЖРД ориентации, астрокорректора, оптического визира и радиовертикали-высотомера.

Для управления траекторией самолета при спуске помимо основной автоматической системы управления предусматривается резервная упрощенная система ручного управления по директорным сигналам.

История программы "Спираль"


Спасательная капсула

Варианты использования.

Дневной фоторазведчик.


Дневной фоторазведчик предназначался для детальной оперативной разведки малогабаритных наземных и подвижных морских предварительно заданных целей. Размещенная на борту фотоаппаратура обеспечивала разрешение на местности 1,2 м при съемке с орбиты высотой 130 плюс/минус 5 км.

Предполагалось, что поиск цели и визуальные наблюдения за земной поверхностью летчик будет вести через расположенный в кабине оптический визир с плавно изменяющейся кратностью увеличения от 3х до 50х. Визир был оснащен управляемым отражающим зеркалом для отслеживания цели с дистанции до 300 км. Съемка должна была производится автоматически после ручного совмещения летчиком плоскости оптической оси фотоаппарата и визира с целью; размер снимка на местности 20х20 км при дистанции фотографирования вдоль трассы до 100 км. За один виток летчик должен успеть сфотографировать 3-4 цели.

Фоторазведчик оснащен станциями КВ и УКВ диапазонов для передачи информации на землю. При необходимости повторного прохода над целью по команде летчика автоматически выполняется маневр поворота плоскости орбиты.

Радиолокационный разведчик.

Отличительной чертой радиолокационного разведчика являлось наличие внешней разворачиваемой одноразовой антенны размером 12х1,5 м. Предполагаемая разрешающая способность при этом должна была быть в пределах 20-30 м, что достаточно при разведке авианосных морских соединений и крупных наземных объектов, при ширине полосы обзора по наземным объектам - 25 км и до 200 км при разведке над морем.

Ударный орбитальный самолет.

Для поражения подвижных морских целей предназначался ударный орбитальный самолет. Предполагалось, что пуск ракеты "космос-Земля" с ядерной БЧ будет производиться из-за горизонта при наличии целеуказания от другого ОС-разведчика или спутника. Уточненные координаты цели определяются локатором, сбрасываемым перед сходом с орбиты, и средствами навигации самолета. Наведение ракеты по радиоканалу на начальных участках полета позволяло проводить коррекцию с повышением точности наведения ракеты на цель.

Ракета со стартовой массой 1700 кг при точности целеуказания плюс/минус 90 км обеспечивала поражение морской цели (типа авианосец), движущейся со скоростью до 32 узлов, с вероятностью 0,9 (круговое вероятное отклонение боеголовки 250 м).

Перехватчик космических целей "50-22".

Последним проработанным вариантом боевого ОС был перехватчик космических целей, разрабатывавшийся в двух модификациях:

- инспектор-перехватчик с выходом на орбиту цели, сближением с ней на расстояние 3-5 км и уравниванием скорости между перехватчиком и целью. После этого летчик мог провести инспекцию цели с помощью 50х-кратного оптического визира (разрешение на цели 1,5-2,5 см) с последующим фотографированием.

История программы "Спираль"


В случае решения пилота уничтожить цель в его распоряжении имелось шесть самонаводящихся ракет разработки СКБ МОП весом по 25 кг, обеспечивающих поражение целей на дальности до 30 км при относительных скоростях до 0,5 км/сек. Запаса топлива перехватчика хватает на перехват двух целей, расположенных на высотах до 1000 км при углах некомпланарности орбит целей до 100;

- дальний перехватчик, оснащенный самонаводящимися ракетами разработки СКБ МОП с оптическим координатором для перехвата космических целей на пересекающихся курсах при промахе перехватчика до 40 км, компенсируемым ракетой. Максимальная дальность пуска ракеты составляет 350 км. Вес ракеты с контейнером 170 кг. Поиск и обнаружение заранее заданной цели, а также наведение ракеты на цель производится летчиком вручную с помощью оптического визира. Энергетика этого варианта перехватчика также обеспечивает перехват 2-х целей, находящихся на высотах до 1000 км.

Космонавты "Спирали".

В 1966 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) была сформирована группа для подготовки к полету на "изделии-50" - так в ЦПК зашифровывался орбитальный самолет по программе "Спираль". В состав группы вошли пять космонавтов, имеющих хорошую летную подготовку, в том числе космонавт N2 Герман Степанович Титов (1966-70 гг), и еще не летавшие в космос Анатолий Петрович Куклин (1966-67 гг), Василий Григорьевич Лазарев (1966-67 гг) и Анатолий Васильевич Филипченко (1966-67 гг).

Кадровый состав 4 отдела со временем менялся - подготовку к полету на "Спирали" в разное время прошли Леонид Денисович Кизим (1969-73 гг), Анатолий Николаевич Березовой (1972-74 гг), Анатолий Иванович Дедков (1972-74 гг), Владимир Александрович Джанибеков (июль-декабрь 1972 г), Владимир Сергеевич Козельский (август 1969 - октябрь 1971 г), Владимир Афанасьевич Ляхов (1969-73 гг), Юрий Васильевич Малышев (1969-73 гг), Александр Яковлевич Петрушенко (1970-73 гг) и Юрий Викторович Романенко (1972 г).

Наметившаяся тенденция к закрытию программы "Спираль" привела в 1972 году к численному сокращению 4 отдела до трех человек и к снижению интенсивности тренировок. В 1973 году группа космонавтов темы "Спираль" стала так и называться ВОС - Воздушно-орбитальный самолет (иногда встречается и другое наименование - Военный орбитальный самолет).

11 апреля 1973 года заместителем начальника 4 отдела 1 управления был назначен инструктор-космонавт-испытатель Лев Васильевич Воробьев. 1973 год стал последним годом 4 отдела 1 управления ЦПК - дальнейшая история отряда космонавтов ВОС сошла на нет..

Закрытие проекта.

С технической точки зрения работы шли успешно. По календарному плану разработки проекта "Спираль" предусматривалось создание дозвукового ОС начать в 1967 г, гиперзвукового аналога в 1968 г. Экспериментальный аппарат должен был впервые выводиться на орбиту в беспилотном варианте в 1970 г. Первый пилотируемый полет его намечался на 1977 г. Работы по ГСР должны были начаться в 1970 г, если его 4 многорежимных ТРД будут работать на керосине. В случае принятия перспективного варианта, т.е. топливом для двигателей является - водород, то постройку его предполагалось развернуть в 1972 г. Во 2-й половине 70-х гг. могли начаться полеты полностью укомплектованной АКС "Спираль".

Но, несмотря на строгое технико-экономическое обоснование проекта, руководство страны интерес к теме "Спираль" потеряло. Вмешательство Д.Ф.Устинова, бывшего в ту пору секретарем ЦК КПСС, курировавшим оборонную промышленность и ратовавшего за ракеты, отрицательно сказывалось на ходе программы. А когда ставший министром обороны А.А.Гречко, ознакомился в начале 70-х гг. со "Спиралью", он выразился ясно и однозначно: "Фантазиями мы заниматься не будем". Дальнейшее выполнение программы прекратили.

Но благодаря сделанному большому научно-техническому заделу, важности затронутых тем, выполнение проекта "Спираль" трансформировалось в различные научно-исследовательские работы и связанные с ними конструкторские разработки. Постепенно программа была переориентирована на летные испытания аппаратов-аналогов без перспектив создания на их базе реальной системы (программа БОР (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан)).

Такова история проекта, который даже не будучи осуществленным, сыграл значительную роль в космической программе страны.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 24
  1. патриот2 8 декабря 2012 09:18
    Хорошая статья, жаль, "фантазиями мы заниматься не будем" вылилось на голову тому, кто это сказал. Эта "фантазия" в беспилотном варианте сейчас испытывается амерами и может стать грозным оружием XXI века. А могло быть у СССР и затем у России!
    патриот2
    1. Zynaps 8 декабря 2012 16:44
      Гречко скоро не стало, реализовать "Спираль" в начале 70-х было не реально - технологии не подросли, а люди (даже очень ответственные) телепатией не болеют. кто там в начале 70-х думал, что через 20 лет СССР не будет...

      "Спираль" не Гречко отменил, а испуг Политбюро, связанный с американским блефом, что их "шаттл" может нырять в атмосферу и наносить точечные удары с орбиты, а потом снова уходить на орбиту. это была очень серьёзная угроза. перебдели люди. поэтому стали строить проект "Буран - Энергия". на "Спираль" сил и средств уже не хватало - осваивали американский опыт. когда "Буран" полетел, сами знаете, какие времена настали. а скоро и страна накрылась медным тазом. обвинять кого-то в намеренном сливе "Спирали" - занятие напрасное. Лозино-Лозинский умер относительно недавно - всё ещё можно было восстановить. лет 20 назад при желании можно было спокойно достать проект с полки, стряхнуть с него пыль и за пару пятилеток воплотить его в жизнь. но на повестке дня уже действовал план Большого Хапка, а он не совместим с НТР.
      Zynaps
      1. rolik 9 декабря 2012 01:18
        Хочется заметить, что потомок "Спирали", а именно " Бор" успешно летал. Было сделано 6 поколений орбитального самолета " Бор", с запусками на орбиту и возвращением на землю. Совсем недавно раскрывалась тема по проекту " Бор".
        rolik
    2. rolik 9 декабря 2012 01:16
      Вот оно наследство доставшееся от ругаемого ныне демо-либералами СССР. Не ругать надо, а брать и воплощать в жизнь. Благо новые материалы и электронная составляющая позволяет. Нет, надо придумать какой нибудь " Потемкинский прожект" и громко орать, что через очень-очень-очень малое время мы воздвигнем и запустим нечто супер пупер офигенское. Стопорните, посмотрите, все уже сделали до вас господа Маниловы. Осталось только доделать. Хватило бы воли и реальной заботы о своей Родине и стране. И даже если сделать лишь малую часть того , что было спроектировано, остальному миру потребуются десятки лет чтобы только приблизиться к подобному.
      rolik
    3. lotus04 10 декабря 2012 03:12
      Какие сильные люди были тогда у власти. Ведь с окончания войны не прошло и 20и лет, а народ не только страну восстановил, но и такой задел после себя оставил, что и на Россию современную осталось. Есть с чем сравнить, хотя-бы взять наши последние 20ть лет. Кто-то строил, а кто то продаёт.

      лет 20 назад при желании можно было спокойно достать проект с полки, стряхнуть с него пыль и за пару пятилеток воплотить его в жизнь.


      Да нет. Я думаю, что 20 лет назад было уже поздно. Документацию по многим прорывным проектам пачками вывозили в пен достан. Як 141, экранопланы и многое,многое другое. Не даром ихний F-35 так похож на один знакомый самолёт. Проявили, блин, жест доброй воли. А они как всегда жопой повернулись к нашим дебилам. Нашли " братьев по оружию", блин!
      lotus04
      1. Dinver 10 декабря 2012 22:17
        С каждым годом всплывает все больше и больше перспективных разработок советских инженеров, такое ощущение что они опередили время лет этак на 40, не удивлюсь если лет через 10 появятся еще десятки если не сотни рассекреченных интересных проектов.
  2. ZABVO 8 декабря 2012 10:09
    Да... Наши генералы всегда думали немного не тем чем надо. Слава Богу не все. И АТАКР могли строить, "Спираль", объект 100 (она же "сотка"), усовершенствование 88, ЛФМИ, Х-90. Да много чего было создано, только было не надо кое кому. Зато америкосы сейчас вовсю используют именно наши разработки. Один из примеров: F-35 и Як141, система взлёта и посадки в основании своём на F-35 лишь улучшенная с Як141. Очень жаль, что такие гениальные идеи сейчас воплощаются в жизнь не у нас на родине. fool
    1. Zynaps 8 декабря 2012 16:54
      Цитата: ZABVO
      Наши генералы всегда думали немного не тем чем надо.


      уж эти эксперты, считающие себя умнее Политбюро... люди, конечно, ставят задачи на будущее, но телепатией никто не болеет и прогнозы на будущее сбываются обычно не так, как планировали. поэтому решали уже возникшие проблемы, а не те, которые могли бы возникнуть в будущем. в космонавтике надо было для начала ликвидировать бардак, возникший после смерти Королёва, потому что только благодаря разброду и шатанию в космической отрасли и головокружения от успехов 60-х помешали довести до конца лунный проект - при ограниченном бюджете иметь три независимых проекта лунных носителей и два проекта облёта Луны было утопией. какая там "Спираль", когда началось отставание в материаловедении и - особенно - в системах электроники и управления.

      правительство и наука были в определённой мере деморализованы проигрышем в лунной гонке. в начале 70-х всё ещё решали экономические проблемы, полученные по наследству от Хрущёва. не до жиру было. что могли - реализовывали. если бы не "Буран" и приход Рейгана с Тэтчер (новый виток гонки вооружений плюс эскалация войны в Афганистане), реализовали бы ту "Спираль" до середины 80-х. а уж потеряв СССР плакать по волосам...
      Zynaps
      1. Орда 8 декабря 2012 20:35
        Цитата: Zynaps
        правительство и наука были в определённой мере деморализованы проигрышем в лунной гонке. в начале 70-х



        Конец шестидесятых –лунная гонка Америка отправляет одну за другой экспедиции на Луну. Авторитет Америки и западного образа жизни взлетел до самой луны, но какие же доказательства присутствия человека на Луне? Это плохого качества фильмы, множества фотографий, лунный грунт и сам факт запуска ракет. Фильмы настолько плохого качества, что служить доказательсвом чего либо невозможно, потому что рассмотреть детали не представляется возможным. Фотографии качеством получше, но на многих существуют такие ляпы ,что –это давно уже вызывает недоумённые вопросы. Ответов на те вопросы или нет, или начинаешь сомневаться в компетентности и адекватности НАСА и их адептов. Лунный грунт –один большой вопрос. Так на каком основании считается, что американцы были на Луне? Факт нахождения астронавтов на Луне был признан СССР. Дальше после признания –этого позорного факта ,была остановлена в самом разгаре советская лунная программа. В этом противостоянии с США авторитету нашего народа был нанесён огромный ущерб, в умах всего мира социализм перестал быть передовым общественным строем. Было вскрыто огромное количество фактов фальсификации лунной программы американцами и руководство СССР конечно знало все махинации США ,но пошло на поводу у Америки, произошёл ,какой то тайный сговор за спиной советского народа. Факт предательства тогдашнего руководства на лицо.
        Ну,а что касается Спирали то все вопросы были решаемы,не было только ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ. В недрах политбюро и компартии полным ходом шла разработка программы развала СССР ,что и было реализовано через десять лет.
        Орда
        1. Zynaps 9 декабря 2012 01:53
          Цитата: Орда
          но какие же доказательства присутствия человека на Луне?


          дорогой друк, вопросами конспирологии я не занимаюсь. ты меня с каналом РЕН-ТВ перепутал. с конспирологическими вопросами обращайся к Ане Чапман - теперь она за всякую псевдоквазию отвечает и принимает запросы на патенты вечного двигателя любого рода.
          Zynaps
          1. Орда 9 декабря 2012 09:32
            Цитата: Zynaps
            дорогой друк, вопросами конспирологии я не занимаюсь. ты меня с каналом РЕН-ТВ перепутал.


            нет проблем уважаемый,желаете читать,только официальную прессу? вы верная опора любой власти ,в фильме Рязанова "Гараж" один из героев говорит-" делать нечего голосую ,как все- я из большинства". Кстати рентв я не смотрю.
            Орда
            1. Zynaps 9 декабря 2012 21:23
              проблема есть, уважаемый. только она не у меня. в своё время я достаточно плотно общался с толковыми людьми из Школьного (под Симферополем) и Витино (под Евпаторией) - двух наших серьёзных центров космической телеметрии и наблюдения. причём центр в Школьном был заточен под советскую лунную программу и на исследование дальнего космоса. из Школьного велось управление "луноходами", АМС "Луна", "Марс", "Венера" , там был лунодром, антенна ТНА-400. всё это хозяйство, помимо научной деятельности, выполняло и функции обороны страны и было сведено в в/ч 14109. осуществлялось наблюдение и перехват данных с иностранных спутников.

              так вот, эти люди наблюдали и регистрировали полёт "Аполлонов" к Луне. и они без всякого Юрия Мухина и прочих экспертов с мировым именем, имеют знания, полученные в результате собственноручно полученных и обработанных данных и без всякой официальной прессы. лгать, хитрить и изгаляться им совершенно не к чему - это люди старой закалки, лично знавшие и работавшие с Гагариным, Королёвым, Келдышем, Чертоком, которые - было дело - дневали и ночевали в Школьном.

              поэтому - не надо грязи.
              Zynaps
              1. Орда 10 декабря 2012 07:56
                Цитата: Zynaps
                так вот, эти люди наблюдали и регистрировали полёт "Аполлонов" к Луне. и они без всякого Юрия Мухина и прочих экспертов с мировым именем, имеют знания, полученные в результате собственноручно полученных и обработанных данных


                ну,а кто спорит,что к Луне летало ЧТО ТО на манер болванок,или даже аппаратиков ,что бы поставить уголковый отражатель,но только-этого мало будет...
                Орда
    2. Волхов 8 декабря 2012 21:00
      Цитата: ZABVO
      гениальные идеи сейчас воплощаются в жизнь не у нас на родине


      Отчасти так и задумано - СССР был создан американскими деньгами и комиссарами Троцкого не для саморазвития, а для решения американских стратегических задач: вложение - станки и заводы индустриализации, ленд-лиз.... прибыль - доллар как мировая валюта и глобальный диктат.
      Поэтому всё важное и полезное, передовое отслеживается сетью комиссаров и используется на пользу америки, а всё потенциально опасное (вдруг оживёт Сталин) блокируется серией запретов и неудач и сдаётся в архив.
      Волхов
      1. Zynaps 9 декабря 2012 02:08
        хоссподи, какой лютый конспирологический бред. знал бы старик Лейба, как высоко его ценят конспиролухи - уписялся бы от радости.
        Zynaps
      2. omsbon 9 декабря 2012 17:49
        Цитата: Волхов
        СССР был создан американскими деньгами и комиссарами Троцкого не для саморазвития, а для решения американских стратегических задач: вложение - станки и заводы индустриализации, ленд-лиз.... прибыль - доллар как мировая валюта

        Уваж. Василий !
        Вы что курите или пьёте ? Но в любом случае бред не несите.
        1. Волхов 10 декабря 2012 11:08
          Хорошо, денег не было совсем, рабочие и крестьяне как услышали Ленина, так прониклись и всё сами сделали чисто за идею, а потом услышали Новодворскую и всё разделали за другую идею. Олигархи - просто спекулянты, не стоящие внимания, Навальный - идеалист, деньги из сейфа Собчак предполагалось раздать бедным по почте, поэтому они в конвертах хранились.
          Предел альтруизма - ФРС, они печатают деньги для того, чтобы они дошли до бедных во всём мире и не имеют никаких других планов.

          Ну как, не бред? Сегодня не курил, как и всегда, попробуйте сами и постепенно в мозгу проснутся клетки логики.
          Волхов
          1. sealord 10 декабря 2012 12:19
            постепенно в мозгу проснутся клетки логики

            Вероятность данного события стремительно приближается к нулю, и курево здесь ни причем даже "экстремальное". А после 21 дек. - логику они "зальют или укурят" окончательно, за редким исключением. За этим "скороумием" последних поколений весьма грустно наблюдать. Конечно , как всегда есть исключения, но их все меньше и меньше (очень стараюсь быть объективным).
            sealord
  3. Russian Sniper 8 декабря 2012 12:29
    Чего только не было придумано и изобретено в СССР good Такую фантастичную программу можно было довести до ума, но все сложилось так как сложилось. recourse Снимаю шляпу перед людьми, которые создавали это чудо техники. hi
    Russian Sniper
  4. Громобой 8 декабря 2012 12:42
    Экспериментальных образцов сотни ,а на вооружение поступают единицы.Остальные зарубаются по разным причинам-нет денег,промышленность не готова,беспереспективно...А вообще,было бы хорошо иметьбоевой космофлот.иметь там связь,разведку,средства воздействия на объекты противника в ближнем космосе и на земле.
  5. Братец Сарыч 8 декабря 2012 12:57
    Идея была интереснейшая! Сейчас можно только рассуждать, было ли это осуществимо в то время, но задумка грандиозная...
    Братец Сарыч
    1. Zynaps 8 декабря 2012 16:58
      осуществимо. и даже обошлось бы сильно дешевле, чем связка Энергия - Буран. но - не судьба. в Политбюро опасались якобы возможностей "Шаттла" нырять в атмосферу, наносить удар и возвращаться назад. поэтому "Буран" сожрал массу ресурсов. потом уже, когда ударные возможности "шаттла" оказались блефом, получили хороший носитель и космический челнок - увы - для которых не было целей и задач. тут бы и вернуться к идее воздушно-космического самолёта, но на дворе был Перестрой и Новое мЫшленье...
      Zynaps
  6. biglow 8 декабря 2012 13:23
    конструкторы они живут будущем а генералы они больше реалисты сегодняшнего дня
    biglow
  7. Ван 8 декабря 2012 13:43
    Это уж верно подмечено, фантазиями мы заниматься не будем, мы будем расхлебывать реальность, к сожалению. recourse
  8. патриот2 8 декабря 2012 14:59
    Цитата: Ван
    мы будем расхлебывать реальность,

    Создаём себе трудности, а затем их героически преодолеваем?
    Такова судьба всех славянских народов?
    Что-то в этом есть... recourse
    патриот2
    1. Zynaps 8 декабря 2012 17:06
      Цитата: патриот2
      Создаём себе трудности, а затем их героически преодолеваем?


      это у всех так. только одним удаётся их решать за чужой счёт, имея в распоряжении станок с резервной мировой валютой, сидя за океанам и скупая за бумагу ништяки. а другим приходится самим крутиться и твёрдо понимать, что даже в самом лучшем руководстве не гадалки с телепатами сидят.
      Zynaps
  9. пушкарь 8 декабря 2012 15:37
    В фильме прямо говорится про колоссальные затраты "на войну во Вьетнаме и неоднократное вооружение Египта". Денег попросту на всё не хватало. Так что, не генерал армии Гречко виноват, а наше любимое Политбюро со своей политикой кормления ну очень "благодарных друзей".
  10. патриот2 8 декабря 2012 16:09
    Цитата: пушкарь
    Так что, не генерал армии Гречко виноват, а наше любимое Политбюро

    Помнится Гречко тоже был членом Политбюро..., т.е. имел в нём вес. А вот насчёт друзей, которым СССР бесконечно помогал на свой страх и риск - правда. Столько денег и оружия друзьям этим отдали + жизней советских офицеров и солдат для оказания "интернациональной помощи братьям".
    патриот2
  11. 916-й 8 декабря 2012 16:42
    У проекта "Спираль", по большому счету, были две проблемы - техническая и человеческая.

    Техническая касается гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР). На самом деле в то время проблема гиперзвука так и не была решена. На ГСР стояли мощные ТРД, которые никак не могли обеспечить проектные 5-6М. Необходимых для гиперзвука ПВРД нет до сих пор. И мы, и амеры, только на пути создания устойчивого и надежного двигателя для гиперзвуковых скоростей. Не случайно дальнейшее развитие проекта "Спираль" пошло по пути использования дозвуковых самолетов-носителей большой грузоподъемности (проект "МАКС").

    "Человеческий фактор" - это больное место не только "Спирали", но и всех космических программ СССР 70-80-х годов. Было большое число ярких, сильных и амбициозных конструкторов, не желавших ужиться вместе. Конфликт Сергея Павловича Королева и Валентина Петровича Глушко, дело доходило до мата в адрес друг друга. Противостояние "двигателистов" В.Н. Челомея и Н.Д.Кузнецова, и др.

    Каждый из них под свои программы и проекты заручался поддержкой членов ЦК КПСС, выбивал финансы и ресурсы, выходили соответствующие постановления, которые затем корректировались по содержанию и срокам... Получался не скоординированный удар кулаком, а тычок в небо растопыренными пальцами.

    Об этой подковерной борьбе очень хорошо пишет Борис Евсеевич Черток в серии книг "Ракеты и люди". Рекомендую всем, кто действительно интересуется историей отечественной космонавтики без прикрас: http://flibusta.net/a/20774
    916-й
  12. alex86 8 декабря 2012 20:34
    Может я по-невнимательности нигде не увидел, но были же запуски "Лаптя" с приводнением, ЕМНИП, в Индийском океане. И я читал воспоминания человека, принимавшего участие в подъеме на борт корабля. И фотография была - аппарат раза в четыре меньше, естественно, автомат, выведение ракетой-носителем.
  13. alex86 8 декабря 2012 23:57
    Вот как-то так...
    1. Орда 9 декабря 2012 10:00
      начальник лаборатории ЛИИ им Громова Анатолий Кондратов утверждал,что на БОР сверху клеили газеты при приземлении их можно было читать. http://www.youtube.com/watch?v=hDKoFyEe ... e=youtu.be
      Орда
  14. алекс 241 9 декабря 2012 00:09
    ...........................

    ..................................
    алекс 241
    1. studentmati 9 декабря 2012 01:59
      На сайте Буран.ру Вадим Лукашевич самым подробным образом излагает всю историю.
  15. uhjpysq 9 декабря 2012 09:39
    а пускай абрашка и ко. профинансируют подобный проэкт)))))))) хватит народные деньги пропивать
    uhjpysq
  16. ёршик 9 декабря 2012 14:41
    Да не было никаких технологий, о чём базар? Амеры со всеми ихними наработками по "апполонам" и шаттлу не могут при современном прогрессе нормальный гиперзвуковой самолет создать.

    Недавно неудачные испытания были. Насмотрелись звездных войн.
    ёршик
  17. М.Пётр 10 декабря 2012 10:50
    Всегда когда смотрю эти кадры, накатывает ком в горле, такую страну просрали.

    М.Пётр
  18. DiOS 27 декабря 2012 11:58
    Цитата: biglow
    конструкторы они живут будущем а генералы они больше реалисты сегодняшнего дня

    Конечно реальность для генерала важнее чем будущее родины. Вот он прежде себе Дачу построит и пару машин прикупит, ну а что останется то и на разработки пустить можно. Простой пример Сердюков и его команда со скандалами вокруг мин обороны.!!!!! :)
    PS: И как уже замечено, наши генералы теперь любят не специалистов а дизайнеров, это ведь модно главное чтобы красиВО было и безо всяких исследований
    http://top.rbc.ru/politics/26/12/2012/838470.shtml
    DiOS
  19. sso-250659 13 января 2013 16:39
    Мой покойный тесть Дмитрий Алексеевич Решетников (светлая ему память) был директором завода изготовившего орбитальный самолет, в последствии Лозино-Лозинский перевел его к себе на "Молнию" и привлек его к изготовлению "Бурана", умер в результате инфаркта после решения горбатого о свертывании программы "Буран-Эергия" . Программа "Спираль" была бы дешевле и эффективнее шатла, поскольку генерал Каманин (первый Начальник отряда космонавтов) уже практически отработал тактику использования и применения "Спирали". А наши идиеты и политбюро цк кпсс пере... трухали ихнего шатла и заорали давай и мы такое изобретем.
    Если бы не перебросились на "Буран" (хотя изделие очень достойное, лично знаю двух человек, которые принимали участие в его конструировании и оснащении), янкесы и не чухнулись бы заводить его на посадку над территорией СССР. Жалко, что труд (умственный и физический) нашего Народа, а так же деньги были обесценены ради личных амбиций меченого м...ка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня