Год тяжёлых беспилотников. Планы на 2019-й

49
Отечественная промышленность давно и активно занимается тематикой беспилотных летательных аппаратов, и большие количества такой техники уже несут службу. В то же время, в серии пока находятся только легкие и средние БПЛА, тогда как более тяжелые машины, способные вести разведку и нести оружие, в армии пока отсутствуют. К счастью, ситуация постепенно меняется и в ближайшем будущем примет желаемый вид. Уже ведется разработка целого ряда перспективных проектов, и в ближайшем будущем новые образцы дойдут до армии.

Стоит напомнить, что в настоящее время разные российские предприятия разрабатывают сразу несколько перспективных средних и тяжелых БПЛА, способных нести как разведывательную аппаратуру, так и вооружение. Несмотря на известные проблемы, проектные работы продолжаются и приводят к желаемым результатам. Несколько новых образцов вскоре смогут выйти на испытания, а одному беспилотнику предстоит завершить проверки и поступить в серию.



Успех «Ориона»

Наиболее успешной отечественной разработкой в сфере средних и тяжелых БПЛА можно считать проект под названием «Орион». Этот аппарат был разработан Группой «Кронштадт» в рамках опытно-конструкторской работы «Иноходец». Проект был создан еще несколько лет назад, и в 2015 году на одном из российских аэродромов заметили опытный образец. В первых месяцах 2016 года «Орион» впервые поднялся в воздух. Позже беспилотник стали показывать на отечественных военно-технических выставках.


БПЛА "Орион" в полете. Фото Группа "Кронштадт"


19 декабря ряд отечественных средств массовой информации опубликовал актуальные планы министерства обороны на проект «Орион». Со ссылкой на заместителя министра обороны Алексея Криворучко утверждалось, что ОКР «Иноходец» продолжается, и в следующем году могут начаться поставки серийной техники. Возможно, понадобится некоторая доработка техники, однако уже в следующем году армия сможет получить первые серийные «Орионы».

Если эти планы будут выполнены, вооруженные силы России впервые получат средний по массе БПЛА, предназначенный для полета на средних высотах на большую дальность и способный нести как оптические приборы, так и вооружение. При сохранении текущей ситуации «Орион» сможет опередить своих конкурентов и стать первым разведывательно-ударным БПЛА своего класса, принятым на вооружение в нашей стране.

Летательный аппарат «Орион» строится по нормальной аэродинамической схеме и имеет среднерасположенное крыло большого удлинения. Характерной особенностью машины является V-образное хвостовое оперение. При изготовлении планера широко используются композиционные материалы, обеспечивающие выгодное сочетание массы и прочности. Опытные образцы БПЛА оснащены бензиновым двигателем Rotax 914 мощностью 115 л.с. и толкающим воздушным винтом. В дальнейшем импортный двигатель планируется заменить отечественным изделием со схожими характеристиками.


Первый вариант "Ориона", 2015 г. Фото Bastion-karpenko.ru


«Орион» оснащается обзорно-прицельной оптико-электронной системой отечественной разработки, построенной на основе зарубежных компонентов. В ее состав входят камеры для работы днем и ночью, а также лазерный дальномер. Основная обзорно-прицельная система может дополняться отдельным модулем с камерами или компактной обзорной радиолокационной станцией отечественного производства.

При длине 8 м и размахе крыла 16 м беспилотник «Орион» имеет взлетную массу 1 т. 200 кг приходится на полезную нагрузку того или иного типа. Наибольший интерес представляет возможность несения вооружения. В прошлом году ОКБ «Авиаавтоматика» и «ВАИС-Техника» впервые представили комплекс управляемого вооружения для БПЛА. В рамках совместного проекта они разработали три управляемые авиабомбы калибром 25 и 50 кг. Такие изделия могут сбрасываться на расстоянии в десятки километров от цели и поражать ее с отклонением не более нескольких метров. Утверждалось, что 25-кг бомба уже прошла испытания на БПЛА «Орион».

Согласно последним сообщениям, в следующем году «Орион» может пойти в серию и поступить в войска. При этом комплектация беспилотного комплекса пока не уточнялась. Какие приборы будут нести серийные машины и какое вооружение им предстоит использовать – неизвестно. Стоит ожидать, что информация на этот счет появится в самое ближайшее время.

Задержка «Альтиуса»

19 декабря А. Криворучко также затронул тему опытно-конструкторской работы с шифром «Альтиус». Ранее в этом году появлялись сообщения о прекращении этого проекта в связи с проблемами организации-разработчика. Замминистра обороны прокомментировал эти сообщения. По его словам, проект не остановлен, хотя и произошли некоторые изменения. У проекта сменился разработчик, но работы продолжаются. Уже в следующем году опытный образец по ОКР «Альтиус» предполагается поднять в воздух.


Пульт управления "Орионом". Фото Группа "Кронштадт"


ОКР «Альтиус» стартовала в 2011 году. Контракт на разработку перспективного БПЛА получили ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ им. М.П. Симонова) и компания «Транзас». Беспилотный аппарат получил собственное название «Альтаир». В 2013 году был подготовлен макет будущего беспилотника, отражающий его основные черты. О постройке и испытаниях опытного образца стало известно в 2016 году. Примерно через год был изготовлен второй опытный «Альтаир». Весной этого года правоохранительные органы вскрыли факты хищения в ОКБ им. Симонова, что в известной мере повлияло на проект «Альтиус». В начале октября появились сообщения о прекращении этой опытно-конструкторской работы.

Тем не менее, эти сообщения не соответствовали действительности. Вскоре информагентство ТАСС сообщило, что проект продолжается, но заниматься его развитием теперь будет Уральский завод гражданской авиации. При этом определенные вопросы возникают в связи с заявлениями о первом полете в следующем году: насколько известно, «Альтаир» летал с 2016 года. Издание «Известия» со ссылкой на свои источники сообщает, что проект «Альтаир» уже почти готов к началу серийного производства. Также имеется информация о проработке вопросов боекомплекта. В номенклатуру боеприпасов включены изделия разных классов и типов.

БПЛА «Альтаир» / «Альтиус» строится по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом. На стыках центроплана и консолей помещаются объемные мотогондолы с парой двигателей. Подобно ряду других беспилотников, «Альтаир» имеет V-образное хвостовое оперение. В проекте предусматривается применение двух дизельных двигателей RED A03/V12 мощностью по 250 л.с. с трехолпастными воздушными винтами. Согласно техническому заданию, взлетная масса аппарата должна достигать 5 т, из них 1 т составляет полезная нагрузка. Дальность полета следовало довести до 10 тыс. км, продолжительность – до 48 часов.


Опытный БПЛА "Альтаир" в сборочном цеху. Фото "Первый канал" / Wikimedia Commons


До недавнего времени проект «Альтиус» разрабатывался ОКБ им. Симонова, но по ряду причин было принято решение о его передаче другой организации. На следующий год запланировано продолжение необходимых работ, в том числе новый этап летных испытаний. После их завершения «Альтаир» сможет пойти в серийное производство. При таком исходе он станет самым крупным и тяжелым отечественным БПЛА с наиболее высокими техническими и боевыми характеристиками.

Будущее «Охотника»

На следующий год запланирован старт испытаний еще одного беспилотного летательного аппарата тяжелого класса. Речь идет об изделии с шифром «Охотник», создаваемого фирмой «Сухой». А. Криворучко назвал проект «Охотник» приоритетным. Работы по этой теме идут «на хорошем уровне» и близки к выходу на новый этап. Уже следующей весной опытный образец такого тяжелого беспилотника должен выйти на летные испытания.

Проект под названием «Охотник» стартовал в 2012 году; его разработкой занимается компания «Сухой». Упоминалось рабочее обозначение проекта – С-70. Целью ОКР «Охотник» являлось создание тяжелого ударно-разведывательного БПЛА с высокими характеристиками, способного атаковать цели технически развитого противника. Все это предъявляло особые требования к бортовой электронике, средствам управления и т.д.

Разработка проекта «Охотник» и последующее строительство опытного образца продолжались до середины 2018 года. В конце ноября стартовали наземные испытания с пробежками по взлетно-посадочной полосе. На следующий год запланированы летные испытания, однако сроки их завершения и старта новых этапов пока не уточнялись. Ранее публиковалась информация, согласно которой серийное производство изделий С-70 начнется в 2020 году.


"Альтаир" на аэродроме. Фото Bmpd.livejournal.com


По известным данным, БПЛА «Охотник» строится по схеме «летающее крыло», и все основные его агрегаты помещаются внутри планера характерной формы. Такая конструкция машины была выбрана в связи с необходимостью сокращения радиолокационной заметности. Используется силовая установка на основе турбореактивного двигателя или двигателей. Иные подробности технического характера отсутствуют. Ранее сообщалось, что взлетная масса «Охотника» достигнет 20 т, и машина сможет нести во внутренних отсеках до нескольких тонн полезной нагрузки.

Фактически речь идет о создании малозаметного беспилотного бомбардировщика, способного прорывать противовоздушную оборону противника и применять управляемое оружие против важных объектов. С точки зрения особенностей конструкции, необходимых технологий и возможностей БПЛА «Охотник» может считаться принципиально новой разработкой для нашей промышленности. Перспективы такой техники в контексте использования в армии трудно переоценить.

2019 год и далее

Судя по последним новостям, следующий 2019 год станет важнейшим периодом для развития отечественной отрасли беспилотных летательных аппаратов. До конца следующего года министерство обороны и промышленность планируют завершить испытания одного из перспективных образцов, после чего начнется его серийное строительство. Таким образом, к 2020 году вооруженные силы России смогут начать эксплуатацию своего первого разведывательно-ударного БПЛА среднего или тяжелого класса.

Одновременно будут продолжаться работы по нескольким другим проектам. Одна из таких разработок, недавно сменившая проектную организацию, выйдет на новый этап испытаний, а другой предстоит совершить свой первый полет. По результатам всех необходимых испытаний и других мероприятий может быть принято решение о постановке новой техники на вооружение. В результате этого в распоряжении армии окажется сразу несколько образцов БПЛА с отличающимися характеристиками и возможностями.


Единственное известное изображение беспилотника С-70 "Охотник". Фото Bmpd.livejournal.com


Следует отметить, что «Орион», «Альтаир» и «Охотник» не являются единственными перспективными отечественными беспилотниками средней и тяжелой категории. Параллельно ведется разработка некоторых других проектов аналогичных классов со схожим предназначением. Кроме того, продолжаются работы по развитию направления легких разведывательных аппаратов. Новые образцы такого класса тоже смогут появиться в обозримом будущем.

Имеются сведения о разработке ударной модификации существующего серийного разведывательного БПЛА «Дозор». Также с нуля разрабатываются проекты «Гром» и «Зеница». Однако появление готовых образцов такого рода, по-видимому, следует ожидать только через несколько лет – позже нынешних «Орионов» и «Охотников».

В настоящее время на вооружении российской армии состоит множество беспилотных летательных аппаратов легкого и среднего классов. Основная масса такой техники предназначается для ведения разведки в интересах различных подразделений. Также БПЛА применяются в составе комплексов связи и радиоэлектронной борьбы. Ударные машины пока не принимались на вооружение, что до недавнего времени было поводом для серьезного беспокойства. К счастью, теперь ситуация меняется, и целый ряд проектов подобных аппаратов приближается к желаемому финалу.

Согласно актуальным планам российского министерства обороны, следующий 2019 год станет этапным для отечественной программы создания перспективных беспилотных летательных аппаратов. Запланированы испытания одних образцов и поставки других. Положительные последствия этого очевидны. Армия получит новую материальную часть, а вместе с ней и новые возможности.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://ria.ru/
https://aex.ru/
https://rg.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
http://mil.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    21 декабря 2018
    Интересно было бы узнать подробности об С-70 "Охотник". Интересная машина. "Сухой" рулит. Ждём с нетерпением.
    1. +3
      21 декабря 2018
      А вот подробности нам знать не положено.И это правильно.
      1. +3
        21 декабря 2018
        бензиновым двигателем Rotax 914

        дизельных двигателей RED A03/V12

        Один движок Канадский, другой Немецкий. Как же надоело (((
        1. D16
          +2
          21 декабря 2018
          Райхлин сам из Казани, там учился. Этот двигатель разрабатывался на наши деньги и будет на Як-152. Как только прижмут, перенесут производство в Татарстан. В Германии это прекрасно понимают. Если бы на РЭДах сделали замену Ан-2, вообще было бы здорово.
          1. 0
            21 декабря 2018
            Спасибо за уточнение. Надеюсь вы правы
      2. 0
        31 декабря 2018
        А вот подробности нам знать не положено

        Что тут правильного? Всегда умилялись люди, ратующие засокрвтие баже базовых характеристик. Вы думаете в НАТО инфу из прессы черпают? Они-то уже загодя все знают, что будет, когда будет. Так что вся эта игра в излишнюю секретность - либо очередной перегиб, либо от того, что хвастаться нечем.
  2. +2
    21 декабря 2018
    Цитата: 210окв
    А вот подробности нам знать не положено.И это правильно.

    Всё так. Всему своё время. Но охооота..
    1. -1
      21 декабря 2018
      Как уже надоели эти "планов громадьё". Времени прошло столько, что при успешной реализации планов я уже ходил бы на рыбалку с графеновым удилищем российского производства. И снова эти вечные сроки и даты, стоящие в необозримом будущем...
      Сделайте, испытай и покажите все достоинства новой техники. А то складывается впечатление, что сегодня идёт оправдание за растраченные бюджетные средства.
      1. +1
        21 декабря 2018
        Уныние есть смертный грех. laughing
        1. +2
          21 декабря 2018
          Цитата: Эррр
          Уныние есть смертный грех.

          В Аврамических постулатах, много навязанного, чуждого нашему восприятию хорошего- плохого. Например "если вас ударят по правой щеке, подставь левую". Это вообще не для нас )))
          1. -2
            21 декабря 2018
            Правая щека тоже не чужая. Подставляться вообще не желательно. А авраамические религии что, - ВСЕ долой?
        2. +2
          21 декабря 2018
          Цитата: Эррр
          Уныние есть смертный грех. laughing

          Это не уныние, а досада. Досада от взявшихся в России откуда ни возьмись в огромных количествах пустых балаболов и праздных прожектёров.
          1. -5
            21 декабря 2018
            Цитата: ROSS 42
            ... взявшихся в России откуда ни возьмись в огромных количествах пустых балаболов...

            Вы правы, как никогда. И развелось же вас... laughing
          2. 0
            21 декабря 2018
            что значит взявшихся?))) наследие союза с многочисленными догоним и перегоним.))) а тут если обратите внимание конкретные заявления конкретного человека а не обтекаемые фразы не пойми кого. по первому еще увидив его на армии было понятно что он готов. по второму много тумана но он уже летает. а сухой свой до последнего не раскроет так как там не совсем БПЛА.
        3. -1
          21 декабря 2018
          Вранье еще хуже.
      2. +1
        21 декабря 2018
        А то складывается впечатление, что сегодня идёт оправдание за растраченные бюджетные средства. Те же самые впечатления. Опять громадье планов.
        А ведь с учетом опыта "партнеров", да с нашей школой, давно можно было закрыть текущую проблему с ударными БЛА и идти вперед.
        1. -1
          21 декабря 2018
          Евгений, а Вы в штуках можете написать наше отставание от вражин? Или Вы опять под Новый Год в партизаны уходите? laughing
          1. 0
            24 декабря 2018
            Партизаны -не сдаются.
            И, еще считать не умеют. laughing Не жертвы ЕГЭ, ага. wink
  3. +3
    21 декабря 2018
    Если С-70 получится и получится именно таким, каким его описали, то это прорыв не только для России, а прорыв мирового уровня. Пока никому не удалось принять на вооружение малозаметный ударный беспилотник. США попытались, но в итоге переквалифицировали свой беспилотник из ударного в топливозаправщик.
  4. -1
    21 декабря 2018
    А вот ещё один вариант "Охотника" от "Сухого". Ничего не напоминает?
    1. +8
      21 декабря 2018
      напоминает фотошоп.
      1. -2
        21 декабря 2018
        https://zen.yandex.ru/media/xdey/v-rossii-poiavilsia-novyi-boevoi-bespilotnik-ohotnik-5b336b4e347c6f00a8db0f59 laughing
        1. -2
          21 декабря 2018
          На выставке , в папьемашьенном виде.Выкатка и закатка вручную.
    2. -2
      21 декабря 2018
      Напоминает высокоцикличный лапшемет.
  5. +3
    21 декабря 2018
    Опытные образцы БПЛА оснащены бензиновым двигателем Rotax 914 мощностью 115 л.с. и толкающим воздушным винтом.

    предусматривается применение двух дизельных двигателей RED A03/V12
    Наши говорите?!
    обзорно-прицельной оптико-электронной системой отечественной разработки, построенной на основе зарубежных компонентов
    - Во как! Новое слово гордых отечественных электронщиков! Капну я ложку дёгтя в кашу "Ура патриотам". То, что в этой статье излагается как суть победа- реально расписка в своей полной несостоятельности в области создания тяжёлых БПЛА! Если по двигателям ещё теплится надежда, то с электроникой -УВЫ и АХ!!! Я немного надеюсь, что завязаны эти передовые изделия на наши программные продукты и ГЛОНАСС, в противном случае... КАПЕЦ!!!
  6. 0
    21 декабря 2018
    Только в 2008-м осознали, что Армии нужны БПЛА, выделили средства на разработку этой техники и после ряда неудач (БПЛА Аист и тд) поняли глубину проблем реализации этих проектов с технической точки зрения - отсутствие ЭКБ нужного уровня, экономичных двигателей, материалов, всё это проблемы технического отставания нашего ВПК, последствия его недофинансирования его в предыдущие годы, всё это так с наскока не решить денежным вливанием, это комплексная проблема.
    Американский БПЛА в 2011-м упал/приземлили в Иране, но ни у кого подобной машины не появилось до сих пор, потому что стран с техническим уровнем США нет, хотя возможно отдельные решения из этого аппарата и были кем-то реализованы.
    1. 0
      21 декабря 2018
      -Только в 2008-м осознали, что Армии нужны БПЛА-

      Осознали лет на 30 раньше.После операции Пендель медведки.Уровень технологии и двигателестроение не позволяют двинуться дальше Орлан-10.
    2. 0
      22 декабря 2018
      Цитата: Imper

      Только в 2008-м осознали, что Армии нужны БПЛА

      Вам сюда (для начала): "Отечественные беспилотные летательные аппараты" в трёх статьях:
      1. https://topwar.ru/10048-otechestvennye-bespilotnye-letatelnye-apparaty-chast-i.html
      2. https://topwar.ru/10083-otechestvennye-bespilotnye-letatelnye-apparaty-chast-ii.html
      3. https://topwar.ru/137596-otechestvennaya-bespilotnaya-aviaciya-chast-3.html
      1. 0
        23 декабря 2018
        Вам сюда (для начала):

        Благодарю Вас за предложение ознакомиться, со столь обстоятельным обзором развития беспилотной авиации в СССР/России, хотя, в общих чертах, имел представление о положении вещей в этой отрасли и ранее, особенно в период после распада СССР, что и имел в виду в комментарии о не понимании важности развития этого типа техники до событий 08.08.08 иначе не вели бы разведку на Ту-22.
  7. D16
    0
    21 декабря 2018
    У RED A03-V12 максимальная мощность 500 л.с. продолжительная 450.
  8. +1
    21 декабря 2018
    V-образное оперение на фоне сразу двух огромных движков в плане снижения радиозаметности выглядит как издевательство. Нафига слону маскхалат?
    1. 0
      21 декабря 2018
      V-образное оперение, это не только добавляет незаметности, но и снижает сопротивление воздуха, сейчас даже гражданские лайнеры начинают с ним проектировать.
  9. 0
    21 декабря 2018
    Не видно отечественных малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей для БПЛА, даже не представляю в чем проблемы их самим делать, ну возьмите хотя-бы от L410. Ну не на поршневой же соляре летать.
    1. 0
      21 декабря 2018
      Цитата: Правовед
      отечественных - малогабаритных - экономичных
      По факту, это три взаимоискючающих понятия, можно выбрать только два...производители БПЛА жертвуют первым
      Цитата: Правовед
      Ну не на поршневой же соляре летать

      Именно на ней и летать, КПД поршневых двигателей выше, чем у турбореактивных аналогов, для барражирующего беспилотника расход топлива - критически важный показатель.
      1. +1
        22 декабря 2018
        Цитата: Кукуруза
        КПД поршневых двигателей выше, чем у турбореактивных аналогов, для барражирующего беспилотника расход топлива - критически важный показатель.

        Насколько я помню КПД турбины обычно выше чем КПД поршневого ДВС. Но с другой стороны, подходящих отечественных движков действительно нет. :(

        Как ни странно, говорят что лидер по таким, маломощным движкам на сегодня - это Китай. (?)
        1. +1
          22 декабря 2018
          КПД самый высокий у ТВД и у современных двухконтурных ТРД. Просто у планера с ТРД скорости другие, который в малых-средних БПЛА не нужны.
        2. 0
          22 декабря 2018
          Цитата: Saxahorse
          КПД турбины обычно выше чем КПД поршневого ДВС

          Наоборот, удельная мощность на обьем двигателя в 2 раза выше, но и расход в нескольно раз выше. Итого разница между тяжелым, медленным, но экономичным, и легким,мощным , скоростным, но прожливым.
          1. 0
            23 декабря 2018
            Цитата: Кукуруза
            Наоборот, удельная мощность на обьем двигателя в 2 раза выше, но и расход в нескольно раз выше.

            Вы наверное с реактивным путаете. Чуть выше правильно уточнили, турбовинтовые имеют лучший КПД из сегодняшних авиационных, что очень полезно для долгого полета на крейсерской скорости. Поршневые хвалят за хорошую динамику, потому и любят в малой авиации с короткими перелетами но частыми заходами на посадку например.
            1. 0
              23 декабря 2018
              Не путаю.
              Повторюсь, турбовинтовые двигатели , это те же самые газотурбинные двигатели, они же стоят на танках, вертолетах, кораблях и много где еще.
              Турбина по своей конструкции даже близко не может подойти по КПД к поршневым ДВС. Например на кораблях ГДУ используют лишь для форсажных режимов, а так бегают по морям да океанам на дизелях.
              Как раз таки динамика набора мощности, удельная мощность на объем выше у ТРД , но минус прожорливоть и стоимость обслуживания - ключевой параметр для малой авиации.
              1. 0
                24 декабря 2018
                Вы ошибаетесь. КПД поршневого авиадвигателя 55-60% турбины 88-94%. Это в теории. Но и на практике соотношение примерно такое же.
                1. 0
                  24 декабря 2018
                  Пруфы будут? wink
      2. 0
        22 декабря 2018
        импульсный двигатель Шаубергера надо применять. Там кпд стремится к единице.
  10. 0
    21 декабря 2018
    Нужно как можно больше
    1. -2
      21 декабря 2018
      Спланировали, создадут,нужно больше, нужно сейчас, обещали, обещали запустить, покажут, сделают. подготовят, смогут. запустят, подытожат.Если, может быть, потом, а если.
      1. 0
        24 декабря 2018
        Мурадинер belay Вы, видимо, на второй "прорыв" на Азовское море готовитесь. Что ж. Понимаю и не упрекаю : wassat
        Предлагаю Вам выступить еще экспертом по православной вере. wassat
  11. 0
    21 декабря 2018
    Давно пора! Давно! Чтобы не сбивали наших ребят- пусть террористов эти ударные "железяки" бомбят! А если их и собьют- не жалко! Ещё наклепаем! Людей надо беречь! Специалистов!
  12. 0
    28 декабря 2018
    ждем новости о поступлении на вооружение сотни беспилотников (любых, вот уже совсем не до жиру)
  13. 0
    30 декабря 2018
    Цитата: Imper
    Американский БПЛА в 2011-м упал/приземлили в Иране, но ни у кого подобной машины не появилось до сих пор, потому что стран с техническим уровнем США нет, хотя возможно отдельные решения из этого аппарата и были кем-то реализованы.
    Ответить

    Странно, а ведь Иранцы его таки полностью скопировали в противоречие вашим утверждениям.
    https://lenta.ru/news/2018/02/12/bpla/
  14. 0
    21 февраля 2019
    Пора бы уже не картинки рассматривать, а смотреть видео с полетами российских беспилотников для всего спектра задач. Надоело разочаровываться.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»