День дальней авиации России

29
Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник, который был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.

Праздничная дата была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» (первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик) авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского – «прадедушка» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Ровно год спустя – 23 декабря 1914 года императорским указом Николая II в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает свой 104-й день рождения.



В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК), самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.



Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3, который был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Также в 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а затем и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.

В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк (всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности).

Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии, а также выполняли специальные задания советского командования.

Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на позиции и объекты инфраструктуры противника более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.

Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4)


В 1950-е годы после принятия на вооружение реактивной техники – дальних бомбардировщиков Ту-16 и стратегических бомбардировщиков Ту-95 и 3М – произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. В 1970-1980-е годы состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, которые получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.

После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.

После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-е годы, на Северном Кавказе в 1990-х годах, а также в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. В 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.


Ту-22М3, фото: mil.ru


За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» до современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ, а также самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. В 2018 году состав дальней авиации пополнился четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.

Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, а также ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении и авиационные бомбы различного назначения и калибра. В настоящее время в состав дальней авиации России входит управление командования дальней авиации, две тяжелые бомбардировочные авиадивизии, Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.

В 2018 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране было проведено более 40 летно-тактических учений и тактико-специальные учения с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки по плану вышестоящих органов военного управления, принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018», совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018», совместном учении вооруженных сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018» и многих других мероприятиях, в том числе международных.


Ту-160, фото: mil.ru


Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полеты на аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, арктический аэродром Анадырь был задействован для проведения летно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка на данный аэродром осуществлялась после выполнения длительного по времени полета в арктических широтах на незнакомом для экипажей стратегической авиации аэродроме с неустойчивыми метеорологическими условиями. Также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными, все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.

В 2018 году впервые за пять лет самолеты российской дальней авиации выполнили полеты в Венесуэлу в составе полноценной авиационной группы, состоявшей из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также в условиях южных широт.


Ту-95МС, фото: mil.ru


23 декабря «Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих, как действующих, так и бывших, а также ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих отношение к отечественной дальней авиации, с профессиональным праздником!

По материалам из открытых источников
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    23 декабря 2018 07:46
    Дальников с праздником !!! Что бы количество взлетов равнялось с количеством посадок. И Бармалеев Вам удачно курощать!!
  2. +7
    23 декабря 2018 08:02
    Донбасской пламенный привет!
  3. +13
    23 декабря 2018 09:34
    Всех причастных - с Праздником !!! drinks
    1. +5
      23 декабря 2018 11:12
      Цитата: bouncyhunter

      Всех причастных - с Праздником !!!

      С ба-а-альшим удовольствием присоединяюсь к поздравлениям моих уважаемых коллег!

      С тревогой все соседи
      В даль синюю глядят.
      Опять летят "Медведи"
      Как много лет назад.
      В традициях советских
      Вам за угол сгонять,
      Получит НАТО в печень
      Ту - 95! soldier

      Дальней Авиации - УРА,УРА,УРА! drinks
      1. +5
        23 декабря 2018 13:24
        С праздником! Здоровья и удачи нашим пилотам! Мужества Вам и любви близких!
    2. +7
      23 декабря 2018 12:15
      С праздником вас мужики и удачи drinks
      1. +3
        23 декабря 2018 16:23
        С праздником всех причастных!
        1. +2
          23 декабря 2018 18:00
          ...К поздравлениям присоединяюсь! Ура!!
          1. 0
            23 декабря 2018 19:47
            Альтернативная версия марша дальней авиации wink с праздником!
  4. +5
    23 декабря 2018 09:35
    С праздником! Василию Васильевичу долгих лет!
  5. +7
    23 декабря 2018 10:10
    С праздником, друзья!!! Удачи в выполнении задач.
  6. +8
    23 декабря 2018 10:14
    С Праздником Вас, дальники. Авионика , наземная радионавигация, инструментальная посадка, Гос опознавание "Пароль" создавались в Минрадиопроме СССР (я руководил 6 ГУ там все и делалось)
  7. +5
    23 декабря 2018 10:48
    Дальники и все кто создавал и обслуживал и просто имел отношения, с праздником ! Василий Васильевич , с Днем Рождения ! Долгих Вам лет жизни , гвозди бы делать из этих людей !
    Фото с сайта https://tu22.ru/
  8. +3
    23 декабря 2018 11:09
    Жаль, что автор статьи умалчивает про славные страницы истории дальней авиации, которая в годы войны была подчинена непосредственно товарищу Сталину. Мемуары главкома Голованова ему в помощь.
    Наверно роль Николая ІІ в истории создания ДА более существенна, чем кокого-то "кровавого члена политбюро просто дававшим указивки по глобусу".
    1. +6
      23 декабря 2018 11:30
      Напишите свою статью, Вам кто то запрещает ? Поздравьте людей. Больше статей, больше людей узнают о празднике и этих мужественных людях. Вот о чем надо говорить, о каждодневном тяжелом труде, который сейчас не моден но жизненно необходим стране !
      1. +5
        23 декабря 2018 12:24
        С праздником пилотов и всех причастных! Здоровья, счастье и удачи. Да хранит Вас Господь!
      2. +2
        23 декабря 2018 17:52
        Не надо меня лечить, я сам служил в ДА. Больше чем товарищ Сталин для существования ДА в СССР никто не сделал. Только при нем она стала стратегической.
    2. +2
      23 декабря 2018 22:58
      То ли мода, то ли дурная болезнь заразная - все наши даты к царям приделывать.
      А ДА одно пожелание: нарастить самолётный парк, модернизировать имеющиеся, конструировать и строить новые машины, лучшие в мире. .
      Нынешний - просто несерьёзный.
      Спасибо Украине, которой, как дураку хрустальный член, досталась целая ВА ДА с самыми новыми самолётами и которая под надзором американских хузяев порубала их американскими спецгилотинами так, что и в лом остатки не сгодились.

      Советские лётчики из плена угоняли вражеские самолёты, как Девятаев.
      А из толпы тех, что остались на территории Украины (лучшее место для службы во всей ДА и ВТА) только ДВА ЭКИПАЖА Су-24 из Староконстатинова оказались настоящими офицерами и улетели в Россию со знаменем части. С советским знаменем.
  9. +1
    23 декабря 2018 13:00
    когда штанги дозаправки будем возращать на Ту-22М3
    1. 0
      23 декабря 2018 13:36
      Может на М3М установят ? До конца года должен вроде быть
    2. 0
      24 декабря 2018 13:51
      Никогда... к сожалению...
      1. 0
        24 декабря 2018 14:00
        "Блямба" в носовой части- антенна, чего-пока не знаю, не изучал. Но не штанга факт
  10. Mpx
    +7
    23 декабря 2018 13:25
    С праздником всех дальников! И всех, кто служил в Завитинске.
  11. +3
    23 декабря 2018 14:47
    В День дальней авиации России
    Желаю вам, парящим над страной:
    Пусть не страшат вас ни дожди косые,
    Ни встречный ветер, ни палящий зной;
    Пусть мягкой будет вам твердь небосвода,
    Моторы пусть размеренно ревут,
    Пусть будет только летною погода,
    А дома пусть всегда с победой ждут!

    С Праздником! Ура! drinks
  12. +7
    23 декабря 2018 15:14
    Дальники - лётчики, штурманцы, техники, операторы, командиры огневых установок, воздушные стрелки-радисты, ....., технари, наземные службы: метео, диспетчеры движения по трассам и вне трасс, приводящие........ Я не смогу всех перечислить. С праздником Вас! от фронтовой бомбардиовачной и Военно-транспортной!
    Без соглядатаев никак.
  13. +1
    23 декабря 2018 17:52
    С праздником, летуны!
    1. 0
      24 декабря 2018 13:52
      Нет "летунов"-есть ЛЕТЧИКИ!
  14. +2
    23 декабря 2018 18:36
    С Праздником, дорогие товарищи !!!!!
  15. +2
    23 декабря 2018 21:28
    Поздравляю всех лётчиков дальней авиации и инженерно технический персонал аэродромов.
    Мой самый любимый этап в Истории дальней авиации...
    В ночь на 8 августа 1941 года отряд бомбардировщиков из состава авиации Краснознаменного Балтийского флота совершил первый в ходе Великой Отечественной войны налет на Берлин.


    Для тех кто хочет прочитать более подробнее...
    https://ria.ru/20160808/1473678639.html

    Спасибо, Вам Парни. smile