Вызовет ли backstop-режим новую волну протестов среди ирландцев?

7
Одной из основных проблем брексита является юридический статус границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. На протяжении последних двух лет основные усилия Евросоюза и Великобритании были направлены на то, чтобы избежать установления между этими странами «жесткой границы» — введения визовых ограничений и таможенных проверок. Политическая недальновидность Лондона завела эту проблему в тупик.





За три месяца до начала выхода Лондона из ЕС единственное, чего смогла добиться британская дипломатия, – это возможного введения на ирландской границе режима backstop. Он означает, что на время переходного периода, связанного с брекситом, граница на острове Ирландия продолжит регулироваться правилами ЕС. Другими словами, стороны согласились до конца 2020-го года продолжать сотрудничество, как если бы Северная Ирландия осталась в составе Евросоюза.

Сегодня, пока Великобритания еще является частью Европы, ее торговый оборот с Ирландией не подлежит таможенному инспектированию. Однако после брексита все может измениться: экономика двух частей острова Ирландия будет регулироваться разными правовыми нормами, и любое перемещение людей или товаров через границу будет особым образом контролироваться. Великобритания еще в 2016-м году озвучила свое нежелание устанавливать «жесткую границу» между Ирландиями, и руководство Евросоюза ее в этом поддержало. Теперь же, то ли из-за лени британских консерваторов, то ли из-за их политической некомпетентности режим backstop — всё, что смог предложить Лондон. В чем его недостатки?

Во-первых, он невыгоден самой Великобритании. Если backstop будет применяться только к территории Северной Ирландии, возникнет необходимость установить таможенную границу посреди Ирландского моря, разделяющего остров Ирландия и другие острова, на которых расположено королевство. Следовательно, все товары, поступающие в Северную Ирландию из любых других частей Британии, будут подлежать таможенным проверкам на предмет соответствия стандартам ЕС.

Во-вторых, особый статус Северной Ирландии вызывает недовольство тех граждан, которые изначально выступали против выхода из Евросоюза. Особенно ярко это проявляется в Шотландии: только 38% населения этого региона поддержали идею брексита в июне 2016-го года. Теперь у Шотландской национальной партии возникает закономерное желание добиваться, чтобы Шотландия оставалась частью ЕС хотя бы де-факто, как Северная Ирландия, до декабря 2020-го года.

В-третьих, некоторые представители администрации Евросоюза уверены, что, соглашаясь на backstop-режим в Ирландии, ЕС беспрецедентно «прогибается» под желания государства, не являющегося его членом. В качестве аргумента против backstop приводится тот факт, что Великобритания не согласилась на норвежский сценарий (Норвегия не входит в состав Евросоюза, однако участвует в таможенном союзе и едином рынке). Выглядит это так, что правительство Британии хочет выторговать особые привилегии, не соглашаясь брать на себя никаких обязательств.

В-четвертых, сторонники «жесткого брексита», в том числе экс-министр иностранных дел Борис Джонсон, считают, что сама идея backstop-режима противоречит лозунгам, которые озвучивало консервативное правительство перед референдумом. Фактически backstop дает консерваторам право не выполнять обещания о полном и «жестком» выходе из Евросоюза, продлевая особый режим для Северной Ирландии на неопределенное время (соглашение по брекситу допускает увеличение срока переходного периода, а значит, и режима backstop).

Самая же большая проблема backstop-режима в том, что он не решает существующую проблему, а только откладывает ее решение. Когда закончится переходный период, Вестминстерскому дворцу придется снова искать способ либо сохранить «мягкую», либо установить «жесткую» границу.

Первый вариант изначально был маловероятен, так как «мягкая граница» подразумевает выход Британии из ЕС без каких-либо таможенных изменений, что само по себе невозможно.

«Жесткая» граница вызовет протесты среди ирландцев по обе ее стороны, поскольку ее установление будет актом насилия со стороны Лондона. В 1998-м году Лондон и Белфаст заключили Соглашение Доброй пятницы, которое положило конец ирландскому конфликту. Благодаря ему Северная Ирландия получила право на учреждение собственного законодательного органа (Ассамблеи) и ряд других преимуществ, среди которых обещание центрального правительства Великобритании не принимать решений, противоречащих интересам жителей Северной Ирландии.

Приблизительные очертания будущего брексита станут понятны в январе, когда парламент проголосует по предложениям правительства. Если они будут приняты, то 29 марта Великобритания официально покидает Евросоюз, активируются переходный период и backstop-режим. Если голосование в парламенте провалится, королевство ожидает «брексит без соглашения» и без переходного периода. Такой брексит будет максимально жестким и хаотичным – просто потому, что к такому исходу никто не готовился.

Если это случится, переговоры о границе будут вестись уже между правительствами Британии и Ирландии. В этом контексте нельзя забывать, что ирландский конфликт начался из-за желания Северной Ирландии добиться выхода из состава королевства и присоединиться к Ирландской Республике. Важнейшим достижением ирландцев в их борьбе за независимость как раз и является наличие мягкой границы на острове. Поэтому правительство Ирландии не намерено даже обсуждать возможность ее отмены.

«Мы не рассматривали порядок действий на случай брексита без соглашения, потому что backstop-режим – это единственный разумный выход на данный момент», — заявил министр иностранных дел Ирландии Симон Ковни.

Единственный разумный, но, к сожалению, временный. Самой большой ошибкой правительства Терезы Мэй будет полагать, что после того, как парламент примет (и если примет) проект соглашения по брекситу, все самые большие сложности останутся позади. Все самое интересное только начинается.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 декабря 2018 05:32
    В этом контексте нельзя забывать, что ирландский конфликт начался из-за желания Северной Ирландии добиться выхода из состава королевства и присоединиться к Ирландской Республике. Важнейшим достижением ирландцев в их борьбе за независимость как раз и является наличие мягкой границы на острове.

    В чем то похоже на конфликт с ЛДНР...при желании его можно и раздуть.
    1. 0
      25 декабря 2018 13:38
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      В этом контексте нельзя забывать, что ирландский конфликт начался из-за желания Северной Ирландии добиться выхода из состава королевства и присоединиться к Ирландской Республике. Важнейшим достижением ирландцев в их борьбе за независимость как раз и является наличие мягкой границы на острове.

      В чем то похоже на конфликт с ЛДНР...при желании его можно и раздуть.
      -а он там по большому счету и не затихал особо.И раздуют его они сами- когда возникнет вопрос таможенной границы.А это ой какие бабосы в бюджет.
      И деваться им некуда - ЕС их заставит...
  2. +2
    25 декабря 2018 06:16
    ирландский конфликт начался из-за желания Северной Ирландии добиться выхода из состава королевства и присоединиться к Ирландской Республике
    ....Вот что "животворящие" экономические меры делают....А сколько крови, в прямом смысле, было пролито, по этому поводу...
  3. 0
    25 декабря 2018 12:49
    Большинство жителей Северной Ирландии желают остаться в Соединённом Королевстве. В основном это местные англичане и шотландцы.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      26 декабря 2018 23:42
      Что не мешает им сейчас ездить и работать в Южную Ирландию.
  4. 0
    25 декабря 2018 21:52
    Украина должна помочь. Она всегда помогает, и оружие- боеприпасы со сгоревших складов еще всплывут в Ольстере.
    Также возможно опять актуализируется сингл "Бони-М" 40-летней давности "Белфаст".
  5. 0
    28 декабря 2018 08:06
    Недовольство зреет не только в Северной Ирландии.Вопрос в другом.Цель брексита.Мне и многим другим кажется,что долгосрочной целью правительства королевства-стать центром Европы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»