Военное обозрение

Минобороны увековечит имя палубного лётчика Апакидзе

33
100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк получит имя своего первого командира — Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе, сообщают Известия.



Знаменитого летчика многие военные историки называют создателем российской корабельной авиации. Для палубной авиации имя Тимура Апакидзе столь же значимо, как имя Василия Маргелова для Воздушно-десантных войск.

Выбор на 100-й полк пал не случайно: именно с этой войсковой части началась история российской палубной авиации. Апакидзе стал его первым командиром. В 1990-е годы он очень много сделал, чтобы пилоты начали выполнять задачи с борта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Звание Герой России Апакидзе получил в 1995 году. К 2000 году он дослужился до должности замкомандующего морской авиацией. В июле 2001-го генерал трагически погиб во время показательных выступлений в Центре боевой подготовке под Псковом. Трагедия произошла при выполнении сложного пилотажа на предельно малых высотах – истребитель столкнулся с землей и разрушился.

Военный историк Дмитрий Болтенков рассказал, что после перевода Апакидзе в 1992 году на Северный флот он создал там систему подготовки палубных летчиков. Начинать пришлось практически с нуля, поскольку вся наработанная ранее в Крыму документация после развала СССР досталась Украине.

Сотый полк был сформирован в 1986 году в Крыму. После 1991 года командир полка Тимур Апакидзе вместе с 16 летчиками отказался принимать украинскую присягу, и перевелся на Северный флот. Прибывших пилотов зачислили в состав 279-го корабельного авиаполка.

Оставшихся в Крыму получили название 100-й морской истребительный авиаполк ВМС Украины. Некоторое время летчики занимались боевой подготовкой, но из-за отсутствия авианесущих кораблей полк сначала преобразовали в «обычный», а затем и вовсе расформировали.

В конце 2015 года легендарная часть была возрождена в составе ВМФ России. На его вооружении находятся истребители МиГ-29КР/КУБР.
Использованы фотографии:
Минобороны РФ
33 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. andranick
    andranick 25 декабря 2018 13:22
    +1
    ...палубного лётчика..
    Совсем уж ВО не ВО....
    1. bober1982
      bober1982 25 декабря 2018 13:29
      +5
      Вы всё-таки чересчур категорично сказали, Апакидзе - палубный летчик N1, который сохранил для России палубную авиацию.
      1. andranick
        andranick 25 декабря 2018 13:34
        +14
        он не палубный летчик, а летчик палубной авиации!
        1. андрей юрьевич
          андрей юрьевич 25 декабря 2018 13:47
          -1
          Цитата: andranick
          он не палубный летчик, а летчик палубной авиации!

          в штатах таких... мда... для человека- праздник,для страны- не думаю...
        2. bober1982
          bober1982 25 декабря 2018 13:47
          0
          Хорошо,пусть будет так.
          1. 210окв
            210окв 25 декабря 2018 13:54
            +3
            Это перепечатка от сообщения МО..При чем тут сайт?Хотя правильность терминологии проверять не мешает.
            1. bober1982
              bober1982 25 декабря 2018 14:06
              0
              Цитата: 210окв
              Хотя правильность терминологии проверять не мешает.

              Можно будет просто запутаться в этой самой терминологии, ни к чему. Кстати, грамотно будет - летчик корабельного истребительного полка, а не палубной авиации. Разговор ни о чем.
            2. andranick
              andranick 25 декабря 2018 14:18
              +1
              Заголовок статьи дан в "желтом" стиле редакцией ВО. Нет на сайте МО сообщений про "палубного летчика", но есть https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12061331

              И так же коробит, когда летчиков называют "летунами", что, возможно, допустимо в бытовом разговоре где-то на кухне, но не публично.
              1. bober1982
                bober1982 25 декабря 2018 15:16
                +2
                Цитата: andranick
                летчиков называют "летунами"

                Так всегда называл инженерно-технический состав,на своем жаргоне.
        3. Грац
          Грац 25 декабря 2018 14:19
          0
          Цитата: andranick
          он не палубный летчик, а летчик палубной авиации!

          не надо придираться к частностям, надо зрить в корень
  2. LSA57
    LSA57 25 декабря 2018 13:24
    +10
    100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк получит имя своего первого командира — Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе, сообщают Известия.

    Что то долго раскачивались. Заслужил всей своей жизнью и делами.
    1. 210окв
      210окв 25 декабря 2018 13:28
      +5
      Почти четверть века...Я грешным делом думал что уже давно увековечили..И главное.Что бы эта часть не была расформирована или "оптимизирована"В связи с отсутствием "пролетных палуб"...
  3. Silvestr
    Silvestr 25 декабря 2018 13:26
    +17
    в 91-м году, в Новофедоровку, пробирались на "скорой" к нему. На КПП украинские солдаты с автоматами, вопросы, осмотры.

    Как давно это все было...
    Настоящий офицер и патриот России. В 91- м Грузия предложила ему генеральство- отказался и улетел на Север
    1. amr
      amr 25 декабря 2018 23:10
      +1
      Живу напротив Новофедоровке... в детсве при совке еще когда начинались полеты с элементами высшего пилотажа, бывало такое что маленькую табуреточку в огород выносил и часами смотрел....
      НИТКА наше щас опять разлетались после Украинской паузы!!
      1. Silvestr
        Silvestr 26 декабря 2018 10:27
        +2
        Цитата: amr
        Живу напротив Новофедоровке..

        в Михайловке? или Саки?
  4. ангел-истребитель
    ангел-истребитель 25 декабря 2018 13:50
    +5
    Давно пора было это сделать,товарищи дорогие!
    Много шумихи сейчас идет вокруг имен аэропортов- так дайте имя Тимура Апакидзе любому из них!!!
    Он более чем заслужил это...
    1. Дирижер
      Дирижер 25 декабря 2018 14:52
      +6
      Точно , Николая 2 и так и этак протискивают как невест какого страдальца , а Апакидзе строитель нашего щита и только вспомнили .
  5. AlexVas44
    AlexVas44 25 декабря 2018 13:56
    +1
    Верное решение, хоть и несколько запоздалое, ну это уже особенности происходящих событий.Т.Апакидзе достоин такой памяти.
    1. Андрей Чистяков
      Андрей Чистяков 25 декабря 2018 14:22
      +3
      Цитата: AlexVas44
      Верное решение, хоть и несколько запоздалое, ну это уже особенности происходящих событий.Т.Апакидзе достоин такой памяти.

      Лучше поздно,чем никогда.
  6. Даос
    Даос 25 декабря 2018 14:53
    +6
    Мой первый комполка... Вечная память!
  7. Тамек
    Тамек 25 декабря 2018 15:01
    +2
    Это ведь он первым сел на Кузнецова? На Миге вроде. Вечная память. Погиб конечно неудачно, кто знает чья вина? Человек или техника?
    1. Андрей Чистяков
      Андрей Чистяков 25 декабря 2018 15:16
      +1
      Цитата: Тамек
      Это ведь он первым сел на Кузнецова? На Миге вроде. Вечная память. Погиб конечно неудачно, кто знает чья вина? Человек или техника?

      Техника. О нём фильм был на телеканале "Звезда".
      1. Тамек
        Тамек 25 декабря 2018 15:20
        0
        а как называется?
        1. Андрей Чистяков
          Андрей Чистяков 25 декабря 2018 15:22
          +1
          Честно не помню.
          1. Тамек
            Тамек 25 декабря 2018 15:24
            0
            Спасибо за наводку, гугл помог, Форсаж называется.
        2. Андрей Чистяков
          Андрей Чистяков 25 декабря 2018 15:24
          +1
          Цитата: Тамек
          а как называется?

          Нашёл в википедии. Фильм "форсаж".
          1. Тамек
            Тамек 25 декабря 2018 15:26
            0
            Ага , ща гляну, пока на работе тихо.
          2. Тамек
            Тамек 25 декабря 2018 16:54
            0
            Классный фильмец, и кроме того актуальный в наше время, автор сценария как знал что-то. "Мыкола за великую Россию выпьешь? А як же". Про трагедию там ни слова. Наверно действительно ошибка лётчика. Таки годков ему уже под полтинник было.
      2. ODERVIT
        ODERVIT 25 декабря 2018 15:34
        +1
        Нет, не техника, а ошибка летчика. В открытом доступе материалы расследования. Что касается увековечивание памяти без обсуждения- нужно и правильно. Это история и память. В этом году посетил место гибели и склонил голову.
  8. Ros 56
    Ros 56 25 декабря 2018 15:19
    +2
    Обеими руками ЗА!!! Такие люди для страны, подобны знамени.
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. ButchCassidy
    ButchCassidy 25 декабря 2018 15:58
    +2
    Крутой мужик. Респект ему и уважуха!
  12. Злое эхо
    Злое эхо 25 декабря 2018 23:42
    0
    Цитата: Дирижер
    Точно , Николая 2 и так и этак протискивают как невест какого страдальца , а Апакидзе строитель нашего щита и только вспомнили .

    Верно замечено, не по заслугам почести. А именем Апакидзе можно и крейсер какой нибудь назвать, авианесущий.
  13. Maksud
    Maksud 26 декабря 2018 10:22
    0


    А вот так у нас увековечили память Апакидзе.