Высшая школа СССР и России: трудным путём интенсификации производства

118
Этот мой материал идет на «ВО» за номером 1000: ровно столько было опубликовано здесь моих статей с 13 февраля 2015 года. Подумалось, что тысячный материал должен быть немного особенным. Но каким и о чем? О танках? Как-то поднадоело о них писать после журнала «Танкомастер» и полудюжины книг… О рыцарях? О них запланирован целый новый цикл и не хотелось бы его разрывать. То же самое касается и стрелкового оружия, и «японской темы». Одним словом, не так-то легко было найти интересную для всех тему. Потом я подумал и решил: ну что может быть лучше субъективного воспоминания о советском высшем образовании, так сказать «изнутри», тем более что работать я в его системе начал еще в 1982 году, а закончил уже весной 2018 года! То есть провел в стенах ВС 36 лет. Срок более чем достаточный, чтобы узнать все его особенности, все плюсы и минусы нашего образования как в прошлом, так и в настоящем, ну и о его перспективах, конечно, я тоже кое-что мог бы сказать.

Высшая школа СССР и России: трудным путём интенсификации производства

Главный корпус нашего «политеха» 40 лет тому назад.



Начать надо с того, что… так уж получилось, что я с «самого начала» совершенно точно знал, что буду историком, как мама, и буду работать, как и она в одном из наших пензенских вузов. Еще в школу не ходил, играл на полу у печки, но твердо знал, что спать не лягу, пока мама с работы не придет, а приходила она поздно, поскольку была зав. кабинетом на заводе-ВТУЗе (Высшее техническое учебное заведение), где учились люди прямо от станка и потому занятия начинались в 7 часов вечера и продолжались до 10.00. И все это время кабинет должен был быть открыт! Потом 30 минут на ходьбу до дома и…мама была дома. С самого раннего возраста я слышал про заседания кафедры, семинары, «пары», конспекты, экзамены кандидатского минимума и вдобавок она у меня на глазах все время училась. То в Киеве, то в Минске на «курсах повышения», то дома самостоятельно учила немецкий, готовясь к сдаче кандидатского минимума. То потом ее три года не было дома, так как она училась в аспирантуре в МГУ в Москве. Рассказывала она о своей учебе очень интересно, да и тема у нее была – ой-ой – «Курсы красных директоров, как кузница кадров новой советской промышленности». Работала она в архивах Москвы и Ленинграда и работу написала, и защитила в 1967 году. Так что кем быть, вопрос передо мной даже и не стоял. Вопрос стоял как попасть в ВС после отработки в деревне, ведь на место живого человека не сядешь, а мать, даже работая в вузе, не могла устроить сына туда же на работу по этой же самой причине. Тем более к себе! Тем более к себе на кафедру истории КПСС. Такое тогда было бы просто неприлично, а мама моя о приличиях очень заботилась.

Поэтому пришлось ждать вакансии в соседнем вузе, а когда она открылась опять-таки идти туда не на постоянную работу, а «почасовиком», чтобы «мы могли на вас посмотреть», поскольку «преподавание истории КПСС дело очень ответственное». И целый год я ходил туда на работу… к 7.00, работал до 10.00 и возвращался домой лишь к 11… И студентами у меня были взрослые дяди и тети, нередко годившиеся мне в отцы, так что приходилось стараться. Но год прошел, «смотрины» закончились успешно, и меня провели по конкурсу на ближайшие пять лет на должность ассистента. То есть преподавателя, который ведет за лектором семинары. С условием в эти пять лет сдать кандидатский минимум – иностранный язык, философию и историю КПСС (спецпредмет в два экзамена!), а затем поступить в целевую аспирантуру. То есть откуда приехал, что б туда же и вернулся, что, впрочем, как раз для аспирантуры было очень хорошо.

Как «молодому» дали мне сразу… 15 групп! По два часа на группу, то есть 30 часов в неделю, то есть по шесть часов в день. А поскольку один день в неделю был методический, то в какие-то дни было и по восемь часов, причем шесть утром и два-четыре вечером. Потому как вечерников никто не отменял. И вот вопрос: а когда готовиться к кандидатским экзаменам? А это твое личное дело!


А это третий корпус. Каким он был, таким и остался. Исчезла только популярная в то время надпись, красовавшаяся на множестве крыш: «Слава КПСС». Зато справа внизу, где газон, сейчас большая автостоянка…

Нужно было еще и участвовать в соц. соревновании. А оно заключалось в чтении лекций по линии общества «Знание». Не остепененным платили по пять рублей за лекцию и надо было читать не меньше двух лекций в месяц. Зарплата у ассистента была 125 р. в месяц, плюс почасовая, но много по ней не давали (она шла в основном доцентам!), ну и деньги за лекции на заводах и в булочных. Еще нужно было за год написать и опубликовать две научные статьи. Но тут все было облегчено до предела. Достаточно было статьи в журнал «Политагитатор». Темы – можно было брать любые. Главное, чтобы «партийные». Вот такие, например: «Американский империализм – враг мира и прогресса», «К юбилею Первого съезда РСДРП», «Советская тракторная промышленность в годы первых пятилеток». С последней статьей у меня вышла промашка, из-за которой пришлось идти разбираться в Комитет по охране государственных тайн в печати. Я там указал и цифры количества тракторов по годам, и проценты роста их производства по заводам. А мне сказали, чтобы я убрал это, так как… по этим показателям можно рассчитать их производственную мощность… «Так ведь это цифры из открытых источников! – возмутился я. – Какой смысл их скрывать?» «Мало ли что, – ответили мне. – Враг не дремлет!» «Но ведь 30-ые годы?! Потом война была, все изменилось…» «Лучше не рисковать!» – ответили мне и пришлось подчиняться. Такой вот маразм, но… так было.

То есть 10 статей за пять лет, по 18 лекций за год и…все – ты молодец! А уж если тебе удавалось напечататься в журнале «Вопросы истории КПСС», то все пять лет о тебе говорили, как о настоящем ученом и ставили всем и каждому в пример. То есть вот вам вся наука! Десять кое-каких статей за пять лет в местечковом журнале на газетной бумаге, который никто толком и не читал!!! Очень убого, не так ли?

Про учебу в аспирантуре рассказывать надо отдельно, но закончив ее и получив «корочки» кандидата исторических наук, я сразу же получил должность старшего преподавателя и право читать студентам лекции и по-прежнему вести семинары, только уже за самим собой. Это был 1989 год, и вот как тогда это происходило. Начну с семинаров. В каждой группе было по 25 студентов (поскольку я работал в политехническом институте, то все они были технарями). У каждого на руках была «методичка» с темами, и все знали, какая тема идет сегодня. Обычно разбирались три вопроса, по которым я всегда требовал «желающих» и «желающие» всегда находились. Нередко их назначал староста… но меня это не касалось. Главное, чтобы они были. Кто-то делал доклад, подготовленный заранее. Чтение по конспекту запрещалось, но дозволялось… «заглядывать». Потом обязательно были «вопросы с мест», «замечания» и «дополнения». Все это отмечалось как «работа на семинаре» и за нее можно было получить оценку, как и за ответ. Если «желающих» не было, после третьего предупреждения начинался опрос «по головам». И тогда «кровь лилась рекой» и двойки ставились одна за другой. Так в головы студентов вколачивалась мысль, что педагога надо слушать. Что лучше иметь «желающих», чем рассчитывать на то, что «меня не спросят». Двойки потом надо было исправлять, а тетради с конспектами сдавались на проверку. Учились по учебнику, естественно, одному на всю страну. Кроме работ Ленина особо ничего читать не рекомендовалось. Итак, мол, нагрузка велика. На экзамене в билете было два вопроса. Готовились по пять человек 30 минут. Потом отвечали. Если плохо – задавались наводящие и дополнительные вопросы. Но особо сильно «технарей» никто из нас не «напрягал». Вот так история КПСС у нас тогда и изучалась. Как и везде. Сплошное начетничество, с опорой на «выучить и запомнить».

Но было приятно ощущать свою «элитарность». Проводить занятия с преподавателями других кафедр в университете марксизма-ленинизма кого приглашают? Нас! Делать доклад на октябрьские праздники кто должен? Кто-то из наших! И так во всем! Везде «первый пряник». Но зато и первый кнут тоже. Не выполнил условие с аспирантурой, «ляпнул» на занятии что-нибудь не то… а донесли… И все – делаешь кафедре ручкой и уходишь!

Периодически надо было читать «открытую лекцию» для коллег и это было испытанием, потому, что оценивалась она по… 62 показателям: «актуальность», «научность», «связь с местным материалом», «связь с последними постановлениями партии и правительства», «контрпропаганда», словом, читая ее, ты походил на летучую мышь с заклеенными воском ушами, парящую в комнате с ниточками с подвешенными на ней колокольчиками. Как бы ты ни старался, всегда был шанс такую ниточку задеть! И выходило так, что, как бы ты лекцию не прочитал, плохо или хорошо, но больше «удовлетворительно» получить не мог. Однако и этого было более, чем достаточно для продолжения работы по конкурсу. Открытая лекция в те годы читалась один раз в пять лет.

Всех технических средств обучения было три устройства: кодоскоп – это такой прибор типа «перископа» с горизонтальным экраном, на котором можно было рисовать фломастером, сидя за столом, тогда как возникавшая там картинка демонстрировалась на стене на большом экране. Это было мое любимое «техническое средство обучения». Причем, я даже как-то участвовал в конкурсе на создание приспособлений к кодоскопу и получил премию в 40 р. за то, что придумал, как показывать с его помощью… броуновское движение молекул в действии. То есть они у меня двигались хаотичным образом, хотя сам экран был неподвижен! У меня получалось быстро и легко рисовать карты гражданской войны и ВОВ, стрелки ударов синим и красным, а студентам это очень нравилось. Можно было показать учебный кинофильм, но это надо было писать заявку, а главное обращаться к контуженному в голову бывшему полковнику-ассистенту, что лично меня сильно напрягало, впрочем, и его тоже по вполне понятным причинам. Синекура есть синекура, а тут еще работать заслуженного человека заставляют…

Проектор для показа диафильмов тоже был, но считался за «отстой», так что реально мы могли пользоваться лишь кодоскопом и кинопроектором. И все!

Не помню, сколько я получал как «старший», но помню, что поскольку времени у меня стало больше, то иной раз я читал по 20 лекций за месяц, плюс к этому добавлялся гонорар в 40 рублей за 30-минутную телепередачу на местном ТВ (совершеннейший грабеж, если вдуматься!) и гонорары за статьи в газетах «Пензенская правда» и «Молодой ленинец», и журналах «Семья и школа», «Школа и производство», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Наука и жизнь» и т.д. То есть в итоге набегало не меньше, чем у тех же наших доцентов, получавших по 320 р. в месяц. Правда, доценты имели право лечиться в спецполиклинике ОК КПСС (с пальмами, коврами и очень хорошим отношением), а еще они регулярно ездили в командировки в Москву «для получения консультаций на кафедре истории КПСС МГУ по написанию учебно-методического пособия», «для работы в архиве ЦК КПСС», для работы в «Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино» и т.д. На самом деле во всех этих местах лишь отмечалась командировка, а сами командированные либо тут же бежали по магазинам, либо посещали приобретенных во время обучения в московских аспирантурах друзей, которым те заранее покупали масло, сосиски, сыр, кофе и выдавали в обмен на деньги, либо за «натуру» в виде меда, домашних маринованных огурчиков и прочих провинциальных деликатесов. Очень хорошо шла наша фирменная пензенская водка «Золотой петушок», которая в то время выделывалась непосредственно в одноименном трактире и там же и разливалась. Сейчас она вроде бы тоже есть, но по сравнению с тем, что было это… «ну совсем не то»!

Кроме доходов от лекций, существовала еще и такая форма приработка, как участие в «круглых столах». Хороших преподавателей, умевших заинтересовать аудиторию, приглашали участвовать в общении с народом на круглых столах. Цена «круглого стола» была действительно круглой – 25 р. «за стол». Четыре раза за месяц вот так «постоловался», вот тебе и 100 р. к 320 р. зарплаты, хотя, разумеется, все эти суммы записывались тебе в партвзносы и заплатить меньше, чем ты получал «по левой», означало «обмануть партию», со всеми вытекающими последствиями.

Работа, как вы видите, была «не бей лежачего», но всё изменилось осенью 1991 года.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +13
    15 января 2019
    Вот только автор не стал рассказывать как так получилось что *мЕтры* от высшего образования ВДРУГ, не смотря на коммунистические убеждения и членство в КПСС в девяностые стали махровыми демократами-либералами. Как произошло столь стремительное перерождение в русофобов и *противников* СОВЕТСКОГО СОЮЗА?
    1. +2
      15 января 2019
      Цитата: василий50
      автор не стал рассказывать

      Дмитрий! Ну почему Вы читаете так невнимательно и сразу писать... Ну написано же - ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ и конец на 91 годе... Может быть об этом там дальше будет,а? И к тому же речь совсем не об этом здесь. А Вам об "этом" хочется,да?
      1. 0
        17 января 2019
        Исчезла только популярная в то время надпись, красовавшаяся на множестве крыш: «Слава КПСС»
        --серп -молот остались?
        единственно правильный жизненный путь . без привираний-недомолвок- ужимок-------- в монастырь, аскеза
        кто скажет что не по совести прожил жизнь Шп --пусть бросит первым в него камень.
        это наша жизнь с 3 коп взносами и дальше больше+ праздником 7 ноября и 1 мая.
        ЗАТО ЩАС ВСЁ СВЯТО. ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ТЛЕТВОРНОГО ВЛИЯНИЯ КПСС.
        1. -6
          17 января 2019
          По крайней мере честно: Вы начальник - я ... У Вас много денег Вы - герой, у меня мало - я отстой!
          1. -1
            17 января 2019
            минусс---ЕСЛИ МЕРИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ ОБЩЕСТВА ВАШИМИ-- У Вас много денег Вы - герой, у меня мало - я отстой
            ПИРАТЫ И ДУШЕГУБЫ МНОГО ДЕНЕГ БЫСТРО ХАПАЛИ . А РАБОТАТЬ И ВЗРАЩИВАТЬ ВОКРУГ СЕБЯ ХОРОШЕЕ --НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ ВО МНОГИХ МЕСТНОСТЯХ И ПРИ КПСС И ЩАС
            всё в жизни нации- страны вывести на линию"деньги" -- тупик
            1. 0
              17 января 2019
              Это все так, но я имел в виду не пиратов, зачем крайности, а деньги заработанные трудом и умом.
              1. 0
                17 января 2019
                Цитата: kalibr
                Это все так, но я имел в виду не пиратов, зачем крайности, а деньги заработанные трудом и умом.

                трудом и умом столько не заработаешь... Хотя есло только не под руководством Иосифа Виссарионовича winked
              2. +1
                17 января 2019
                а я про -преступным путем или хапком спекулянтов на бирже. и такое в жизни есть А ПРО НАСТРОЙ БОЛЬШИНСТВА ОБЩЕСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО СВОЕЙ ЖИЗНИ СВОИМИ СИЛАМИ, ПРОШЛО 28 ЛЕТ--"рука рынка все сделает сама" , а дорог до плотности Германии ----все нет( и поляки строят , а не ищут руку)
    2. +12
      15 января 2019
      Вот-вот, и я про тоже самое. ВДРУГ все деятели от высшего образования стали антисоветчиками и русофобами. Видимо наступила заветная дата и они ВДРУГ проснулись русофобами и антисоветчиками.
      Врать про убеждения не стоит, слишком уж дружно и согласованно это происходило. Сегодня некоторые из этих деятелей гордятся своим откровенным предательством, делятся опытом своего перерождения из коммунистов в предателей
      1. +6
        15 января 2019
        Спасибо Вячеславу Олеговичу, очень точное описание высшего образования в то время. Принимал участие в немного, только в техническом вузе: очень все жизненно особенно про сдачу экзаменов по "общественно - политическим дисциплинам".
        Хочу только Вам Василий-Дмитрий заметить - глубокоуважаемый мной автор обещал ответить на Ваш вопрос "как" позже, а вот на вопрос "почему" он уже на мой взгляд ответил в статье в последних абзацах.
        Очень немного оставалось порядочных людей в той системе где он работал.. Благодарность Богу и судьбе, что я в свое время таких еще встретил. hi
        Зато все остальные ... belay
        С уважением,
      2. +3
        16 января 2019
        Критические настроения к действующей идеологии среди интеллигенции и студенчества возникли задолго до перестройки и активно развивались, даже в период роста экономики. Та что "вдруг" это кажется тем, кто был вне процесса и общественной жизни (село, дальние гарнизоны...)
        1. 0
          16 января 2019
          Именно так!
        2. 0
          16 января 2019
          Цитата: виктор н
          Критические настроения к действующей идеологии среди интеллигенции и студенчества возникли задолго до перестройки и активно развивались, даже в период роста экономики

          Критической отношение началось с Хрущева, по большому счету. а Бригадный подряд, Хозрасчет и самофинансирование в начале восьмидесятых повернули мозги советских людей в сторону капитализма ОЧЕНЬ сильно.
          1. +2
            16 января 2019
            Но зато рабочим стали платить по 330 рублей, больше чем доцентам + 13 зарплата...
    3. +8
      15 января 2019
      Вячеслав Шпаковский, автор .
      Тот самый, что "сочинил правду" про пензенскую деревенскую действительность. Простите, но как доверять остальным Вашим опусам после той фееричной ахинеи ? Проверять каждую строчку ? "Да oбсрать , чай.." ( выражением можете пользоваться. Оно настоящее wink )
      1. -1
        15 января 2019
        Алексей, прочитайте комментарий выше Вашего. А то еще можно его автору и в "личку" написать... А можно не проверять строчки, а зайти на сайт любого ВУЗа, посмотреть рабочие программы, ФОСы, ФГОС и если хватит ума разобраться, то сравните это с тем, что будет обо всем этом написано в следующем материале. Тут, конечно, не очень много кандидатов-докторов наук, тем более со стажем с 1982 года, но есть и те, что старее, есть и те, что моложе и "подставляться" перед ними как-то не с руки. Вот Вы -ха-ха -дело другое. Но опять же - комментарий выше Вашего -см.
    4. +5
      16 января 2019
      Цитата: василий50
      Как произошло столь стремительное перерождение в русофобов и *противников* СОВЕТСКОГО СОЮЗА?

      Сначала была центральная линия Партии на гласность перестройку и новое мышление... Потом было письмо Нины Андреевой в центральных газетах, потом было всеобщее осуждение этого письма, помню на комсомольском собрании требовалось единогласно с угрозой поименно занести в список всех несогласных.. С этого началась порка всех кто пытался доказать что советская система не так уж плоха. Самый показательный пример это публичные унижения Егора Лигачева, который кстати был поначалу за перестройку. То есть говорить было можно все что ломает социалистическую и партийную систему, но за нее говорить было нельзя. Тем более на фоне всеобщего недовольства и ожидания скорых перемен все что ломало уклад воспринималось на УРА. По ТВ показывалась "советская" разруха и коммерческие производства которые закупали сырье по государственным ценам а продавали по коммерческим и преподносилось это как преимущество Капитализма. Самой читаемой газетой стала СПИД ИНФО, которой просвещались везде вплоть до партсобраний. Романтический ореол приобрела профессия проститyтки - "интердевочка" с Еленой Яковлевой.... Все ждали пока Партия построит нам Капитализм и выдаст яхты с виллами.
      1. +1
        16 января 2019
        Цитата: aybolyt678
        Потом было письмо Нины Андреевой в центральных газетах

        Да это письмо "Не могу поступаться принципами" запомнилось многим....
  3. +6
    15 января 2019
    1000-ый метастаз...еще тема капитализма в "Незнайка на Луне" не раскрыта...так сказать еще есть куда копать...
    1. -2
      15 января 2019
      Какой у Вас хороший автопортрет на аватарке...
      1. +3
        15 января 2019
        Ну да. Суждение "по упаковке" - работа "пиарщиков"...не удивлен.
        1. +1
          16 января 2019
          Цитата: TAMBU
          Суждение "по упаковке" - работа "пиарщиков"...не удивлен
          Наоборот, сама упаковка есть работа пиарщиков, а судить о ней каждый волен.
          1. +2
            16 января 2019
            для пиарщика важно чтобы суждение у 99,9% смотрящих на упаковку было такое как поставлено в задаче. они разбираться должны как в упаковке так и в ее оценке окружающими.
            1. +1
              16 января 2019
              Цитата: TAMBU
              для пиарщика важно чтобы суждение у 99,9% смотрящих на упаковку было такое как поставлено в задаче
              Для пиарщика суждение не важно вообще, его интересуют только эмоциональные и поведенческие реакции целевой аудитории. Как Куклачёву неважно, что о нём кошки подумают.
              1. +5
                16 января 2019
                Как и любая иная аналогия - аналогия с Куклачевым - ложна. Но спорить о суждениях самое бессмысленное занятие в мире. Даже в суде суждения не принимаются. У меня суждение что до Луны 5 км. Но я не ходил - не знаю, но есть такое суждение. А есть знания ученых которые говорят что до Луны 380 000 км. Знания совпадающие с суждениями это убеждения. Учитывая что PR отрасль не является наукой, а лишь по факту бессистемный набор методов, мое мнение таково, что у пиарщиков задача стоит сформировать у массы людей убеждение в том что продвигаемое мнение истинно независимо от того так это на самом деле или нет. Для этого некое суждение облачают знанием (или ложным знанием) и формируют на основе отслеживаемых параметров (эмоциональные и поведенческие реакции целевой аудитории) лучшую стратегию по продвижению в массы определенного как они говорят "образа объекта"...а у кошек это дрессура - обучение путем многократного повторения одного и того же действия для выработки навыков... Лично мое мнение PR - это еще одно выгодное ответвление "болтологии", а дрессура это метод обучения, причем с использованием зоопсихологии, т.е. науки как системы знаний, и в итоге думается мне так что дрессировщик кошек, а особенно собак - профессия полезная, а пиарщик вредная. как то так)

                PS Извините за много букв)
                1. +2
                  18 января 2019
                  Цитата: TAMBU
                  дрессировщик кошек, а особенно собак - профессия полезная, а пиарщик вредная. как то так
                  С этим согласен, врут они много. Но как по мне, то и история КПСС не была образцом научной честности, а воспитать коммуниста с помощью полуправды нельзя.
                  1. +2
                    18 января 2019
                    Даже, может быть, скорее образцом "научной" глупости...зато вот наглядный пример как делать не надо...
                    1. +2
                      18 января 2019
                      Цитата: TAMBU
                      зато вот наглядный пример как делать не надо
                      Слово "зато" тут лишнее, нмв, слишком дорого нам этот пример обошёлся.
  4. Подводный охотник
    +11
    15 января 2019
    Образование - это пожалуй важнейшая составляющая, без которой трудно представить будущее государства. И как и многие другие отрасли оно (образование) в плачевном состоянии у нас. Думается мне это делается намеренно, ибо образованное население не нужно, для теперешней "элиты" . Сами они, получают образование за границей и приезжают сюда на работу, что бы управлять и осваивать ресурсы и денежные потоки. "Элита" сформирована и "образована", а простолюдинам это не нужно. Теперь такой подход у государства и сложно себе представить, как это государство сможет развиваться..
    1. +13
      15 января 2019
      Образование - это пожалуй важнейшая составляющая, без которой трудно представить будущее государства. И как и многие другие отрасли оно (образование) в плачевном состоянии у нас. Думается мне это делается намеренно, ибо образованное население не нужно, для теперешней "элиты" .
      У меня тоже давно подозрения на счёт умышленного занижения уровня образования. Это ярко видно по тем рекомендациям которые даются например в школы. Директора школ на собраниях запрещают учителям ставить 2ки, на лицо умышленая фикция результатов. Далее, в школах разрешено учиться практически всем, даже с неуровновешенной психикой, я имею ввиду обычные школы, а не специализированные, доходит до того, что родители пишут общее письмо на директора школы с просьбой перевести ученика с отклонениями, которые проявляются в агрессивном поведении в отношении одноклассников, куда-нибудь. Статус учителя обнулили до предела, учитель не имеет права теперь давать родителям советы по развитию и воспитанию детей. А вот выслушивать грязь ,которую на учителей льют родители ,обязан. Учителей завалили кучей документации которую они дублируют и письменно и в компьютер. Спрашивается зачем письменно? Короче я тут ещё кучу отрицательных сторон могу привести в пример. Про егэ я лучше промолчу, время не хватит все междометия собирать. В методику тоже вносятся новации ,особенно умиляет обучение учеников самообучению, особенно когда полкласса не в зуб ногой по предмету. Такие новации надо с детского сада вводить, а у нас сразу и в лоб. Бардак, а не образование. Советскую школу загубили на корню.
      1. +1
        16 января 2019
        Цитата: stalki
        Бардак, а не образование. Советскую школу загубили на корню.

        на ютубе есть ролик где Медведев в 2013 году говорит что у нас избыточное количество университетов.
        А вообще уровень развития государства определяется количеством, качеством, востребованностью образования и связью науки с производством в виде отсутствия промежутка между разработкой и внедрением.
        1. +2
          16 января 2019
          Есть у нас такое. А также потеряна преемственность в научной среде, учебной системе и между ними.
          1. 0
            18 января 2019
            Цитата: stalki
            Есть у нас такое. А также потеряна преемственность в научной среде, учебной системе и между ними.

            какая уж тут приемственность! в СССР считалось что знания принадлежат человечеству! у нас если в ВУЗ приезжала иностранная делегация то им бесплатно раздавались секреты всех дорогостоящих достижений. Любых. Ну может кроме военных. Преклонение перед иностранцами было поразительным.
            Хотя сила советской науки была в ее открытости. Особо никто не скрывал своих разработок и наоборот пытались привлечь к ним внимание, зарабатывая именно научный авторитет. В отличие от Запада где если что то сделал то держишь в тайне пытаясь подороже продать. Именно за счет открытости и шло развитие науки, патенты конечно оформлялись но информация была практически бесплатной.
            1. 0
              18 января 2019
              На счёт бесплатно сдавалось, просто сознание нашего общества было воспитано на других идеалах. Другая культура была. На счёт преклонения это вы ,не в обиду, попутали, установка с выше была быть гостеприимными, традиция такая. Это разные вещи. А под приемственностью я подразумевал непрерываемые научные и производственные связи во всей системе в целом на протяжении многих поколений, которые сейчас утеряны. Может я вас не правильно понял?
        2. +1
          17 января 2019
          ИЗБЫТОК "САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ УНИВЕРОВ" ДЛЯ КОРОЧЕК -есть, а для знания --мало тех что есть
  5. +7
    15 января 2019
    Этот мой материал идет на «ВО» за номером 1000: ровно столько было опубликовано здесь моих статей с 13 февраля 2015 года. Подумалось, что тысячный материал должен быть немного особенным. Но каким и о чем? О танках? Как-то поднадоело о них писать после журнала «Танкомастер» и полудюжины книг…
    Примерно по две статьи каждые три дня, считая выходные и праздники. Солидно. Плюс "полдюжины книг" и "Танкомастер"... А потом удивляемся качеству образования... ЕГЭ говорим... А когда учить-то?
    Жаль автора статьи указывают не рядом с её названием.
  6. BAI
    +6
    15 января 2019
    пензенская водка «Золотой петушок», которая в то время выделывалась непосредственно в одноименном трактире и там же и разливалась. Сейчас она вроде бы тоже есть, но по сравнению с тем, что было это… «ну совсем не то»!

    Вот здесь вынужден согласиться.
    А вот эта фраза
    Этот мой материал идет на «ВО» за номером 1000

    совершенно точно, уже была в какой-то другой статье. Цифра - точно.
    Юбилей уже отмечался в другой статье. Автор наверное запутался из-за большого количества.
    1. -1
      15 января 2019
      Цитата: BAI
      Юбилей уже отмечался в другой статье. Автор наверное запутался из-за большого количества.

      Просто редакция поменяла статьи и та, что должна была идти раньше этой вышла позже...
  7. +11
    15 января 2019
    Уже из названия видно, кто автор. И вновь стенания - всё плохо, вокруг и нет применения мне, такому возвышенному человеку с тончайшей организацией души. Но напрашивается вопрос - зачем учились, если вокруг всё плохо? Сидели бы дома, а лучше бы кропали антисоветские пасквили и вас быстро выпроводили за пределы Советского Союза и жили бы вы на Западе как за пазухой сами знаете кого.
    1. 0
      15 января 2019
      Цитата: kvs207
      И вновь стенания - всё плохо, вокруг и нет применения мне, такому возвышенному человеку с тончайшей организацией души.

      Вы где это нашли? Как раз тогда у меня все было очень даже хорошо. Это ясно из текста. Или Вы читаете с закрытыми глазами?
  8. +14
    15 января 2019
    Качество образования на примере преподавания предмета "История КПСС"? Смешно.
    1. +4
      16 января 2019
      Цитата: sergo1914
      Качество образования на примере преподавания предмета "История КПСС"? Смешно.

      ценность статьи в ее откровенности. Автор прямо пишет что "вправо влево - расстрел" в тоже время принадлежность к КПСС давало бонусы к самомнению... Очень корректно. Автора воссоздал атмосферу застоя и пресыщенности....
    2. 0
      18 января 2019
      Цитата: sergo1914
      Качество образования на примере преподавания предмета "История КПСС"? Смешно.

      качество бывает плохим и хорошим. Из статьи видно какое могло быть качество при той СИСТЕМЕ замороженной и выхолащенной "науки" превращенной в догму.
  9. +3
    15 января 2019
    Уже интересно прочесть финал, хотя боюсь он будет грустный. Я про политику последней минобразины, слышал только плохое.
  10. -1
    15 января 2019
    Историю КПСС в 60-х и далее годах трудно было читать лекции, проводить семинары.
    Учебный курс по истории КПСС почти наполовину состоял из вранья, а другая часть из правды. Однако студентам было трудно отделить правду от лжи. Но студенты чувствовали и видели, что всё так как преподносят в учебном курсе История КПСС. А преподаватель же одинаково долдонил и правде, и о лжи. Поэтому отношение у основной, подавляющей массы студентов к курсу "История КПСС" было негативное, но механически учили, конспектировали раз требуют, на семинарах отвечали, как лектор учил, к экзаменам тупо зубрили и правду, и ложь.
    Своё мнение не высказывали, за редким исключением, так как не хотели связываться, да спорить не могли, знаний для спора не хватало. С преподавателем просто "соглашались".
    Сам пытался пару раз выяснить на семинарском занятие о роли Сталина ИВ в Великой Отечественной войне. А тогда имя Сталина ИВ под запретом, в учебном курсе истории КПСС о Сталине ИВ или нечего, или ложь. Однако в то время мемуары военачальников стали издавать и конечно стали проявляться расхождения между курсом истории КПСС и воспоминаниями военачальников, но это мало для дискуссии с преподавателем, знаний не хватало.
    Согласен с sergo1914 (Сергей) по преподаванию и изучению курса Истории КПСС, да ещё в техническом вузе, дать оценку качеству образованию нельзя.
    1. +16
      15 января 2019
      Во-первых ,еще лет 8 назад я писала в Гайдарке тем , кто возмущался -как тяжко им ,бедным ,приходилось изучать Историю КПСС ,что не хотите Историю КПСС -будете изучать "Закон Божий ". Так всё и вышло ,религию нахраписто насаждают в учебных заведениях .
      Во-вторых ,уже не врагам коммунистов что-то говорить про советскую "ложь ". ПО сравнению с вашей идеологией ,пропагандой ,"историей " дореволюционного ,советского ,постсоветского периодов , лживыми и трусливыми оправданиями захвата вами СССР -советская пропаганда ,идеология ,история страны -это образчик честности и правдивости .
      1. +2
        15 января 2019
        Цитата: tatra
        Во-вторых ,уже не врагам коммунистов что-то говорить про советскую "ложь ".

        Словосочетание "советская ложь", мною не упоминалась.
        После 20-го съезда, т.е. в 60-х годах, лжи в учебный курс "История КПСС" было вписано очень много и про культ личности, и про репрессии, и про коммунизм через двадцать лет и прочее. И вся это ложь студентами заучивалась.
        Была и правда в учебном курсе Истории КПСС, я так и отметил в своём комментарии:
        "Учебный курс по истории КПСС почти наполовину состоял из вранья, а другая часть из правды."

        Учебный курс "Истории КПСС" в 60-х годах был далеко не "образчик честности и правдивости".
    2. -2
      15 января 2019
      У Вас хороший комментарий, недаром кто-то Вам тут же влепил минус. Но... Разве по капле воды нельзя сделать вывод, что где-то есть океан?
      1. +6
        15 января 2019
        Цитата: kalibr
        Но... Разве по капле воды нельзя сделать вывод, что где-то есть океан?

        Согласен с Вами.
        По капле воды можно сделать вывод, что где-то есть океан.
        Также можно сделать вывод, что где-то есть море, река, озеро, болото. Можно сделать вывод, что где-то идёт дождь, а где-то капает вода из крана.
        У Вас хороший комментарий.
      2. 0
        17 января 2019
        Цитата: kalibr
        недаром кто-то Вам тут же влепил минус. Но... Разве по капле воды нельзя сделать вывод, что где-то есть океан?
        Океан - это минусы, которые влепили Вам?
        1. -1
          18 января 2019
          Какое мне до них дело?
          1. 0
            18 января 2019
            Цитата: kalibr
            Какое мне до них дело?
            Вы зачем-то про один из них вспомнили для Ивана Тартугая, я решил, что это как-то может и Вам помочь...
    3. +5
      16 января 2019
      Цитата: Иван Тартугай
      Поэтому отношение у основной, подавляющей массы студентов к курсу "История КПСС" было негативное, но механически учили, конспектировали раз требуют, на семинарах отвечали, как лектор учил, к экзаменам тупо зубрили и правду, и ложь.
      Да будем уж называть вещи своими именами - на курс истории КПСС всем студентам, а особенно будущим инженерам было просто пофиг, а к тем кто его преподавал относились как к назойливым мухам и как к самым бесполезным существам в природе, с насмешкой. Это болезненный для автора и прочих партийных деятелей факт. Болезненный, потому что тяжело осознавать свою ненужность и бесполезность. Студенты зубрили эту "историю КПСС" на "отстань" (есть другое слово, но тут нельзя). Поэтому вся эта "история КПСС" в системе высшего образования страны занимала то же место, что и любой бюст Ленина. Снести нельзя, но обращать на него внимание не стоит. При этом те же инженеры учили сопромат с матаном так, что в космос спутники выводили на логарифмических линейках и кульманах, без интернета и компьютеров. А как иначе, если ориентация ИСЗ на солнце описывается системой из нескольких дифференциальных уравнений, для решения которой надо исписать тетрадку в 48 листов? Ошибся в начале - бери новую тетрадку. Не то что сейчас - написал в Экселе макрос и через пять минут у тебя решение.
      1. +2
        16 января 2019
        Цитата: Alex_59
        Да будем уж называть вещи своими именами - на курс истории КПСС всем студентам, а особенно будущим инженерам было просто пофиг,

        пофиг он не был - чревато. Но был еще такой предмет политэкономия социализма. И точно как вы пишете -ее никто не понимал, надуманно, скучно, практически никакой связи с политэкономией Капитализма, очень интересной. Одни лозунги и догмы, из Косыгина -Либермана.
  11. +5
    15 января 2019
    Мне как раз в эти годы пришлось учить данную науку на вечернем, после техникума, армии и пяти лет стажа. Преподавал отставной капраз, зверюга ещё тот. За пропуск трёх лекций могли выгнать из института. Конспекты передавались по наследству молодым. В дисскуссию с преподом вступать было равносильно самоубийству. Так что в 91 году почему-то первым вспомнил его, строителя человеческих душ.
  12. 0
    15 января 2019
    Цитата: Ипатий
    слышал только плохое.

    От кого?
  13. +3
    15 января 2019
    А сейчас у Нас примерно вот такая ситуация:
  14. +7
    15 января 2019
    Вот прочитал про свой родной политех и решил зарегиться, чтобы описать мое обучение по истории. Поступил я в 1986 году. потом армия, и как раз в 89 второй курс после армии. Так вот, у нас в группе ничего подобного, что описывает автор, и рядом не было.Обычная рутина на парах, скукотища,никто препода и не слушал.Фамилию его не помню, кличка была "жаба".
  15. +9
    15 января 2019
    Шпаковский - вы нытик по жизни, что ли? Ну, да. Такие в КПСС лезли в первую очередь. И первыми в неё плеваться начали.
    1. -2
      16 января 2019
      Цитата: Doliva63
      И первыми в неё плеваться начали.

      Это потому, что мы первыми получили доступ к информации, которая Вам, простым производителям материальных благ, даже и не снималась!
      1. +3
        16 января 2019
        Цитата: kalibr
        мы первыми получили доступ к информации, которая Вам, простым производителям материальных благ, даже и не снималась!
        Это кто же от рабочео класса и технической интеллигенции правду скрывал? И для чего?
        1. -2
          18 января 2019
          Попробовали бы Вы получить доступ в архив ОК КПСС - посмотрел бы я на Вас. А зачем скрывали? А правда она... трудящему не нужна. Хватит того, что ему сказали: "ты гегемон" и радуйся. Вот водка, вот 13 зарплата, - "роби". Кстати, рабочих и в спецхран Ленинки не пускали... Зачем им?
          1. 0
            21 января 2019
            Вопрос возникает - а зачем доступ то?
            Если вопрос можно решить,и решил тогда намного проще - машинистка того самого ОК, слегка родственница, и память у нее была - "дай бог каждому"(с)))
  16. +3
    15 января 2019
    У нас история КПСС была на первом курсе 87-88гг. Считалась лженаукой но предмет обязательный, приходилось учить.
  17. +2
    16 января 2019
    Вячеслав Олегович, спасибо за статью! Всегда интересно узнавать какие-то частные нюансы эпохи, современником которой вроде и являюсь, но "был крайне мал в то героическое время". Аллегория с летучей мышью феерична!!! Сами придумали?
    1. +2
      16 января 2019
      Уже не помню, Антон! Давно ее писал... Наверное сам, но безусловно читал про такие опыты.
  18. +4
    16 января 2019
    Автор узнаваем. Это который про убогую деревню, всё ясно. Снобизм как у буржуа, тяга к красивым цифрам (1000-я статья, ура товарищи!) как у пламенного партработника. Прямо скажем, сочетание достойное начала цепной реакции, с поражением мозга окружающих ударненькой волной. Как будто 1000 статей это положительная характеристика. Ладно, посмотрим что будет в "продолжении". Но что-то мне подсказывает, что результат "немного предсказуем". Советское образование будет жутко неэффективным и показушным. Но размах впечатляет - судить обо всём высшем образовании страны с кафедры "истории КПСС" города Пензы - это прямо пять! Это прямо в нетленку! МГУ? Бауманка? Не, "история КПСС" Пензы решает!
    1. +1
      17 января 2019
      Цитата: Alex_59
      Советское образование будет жутко неэффективным и показушным.

      Советское образование начало становится неэффективным из за отсутствия реального подхода к решению стоящих перед ним проблем. Выявлять реальные проблемы было проблематично из за "железного занавеса", информационного дефицита, и "страусиной" политики Верховной Власти у которой из за реальных проблем поднималось артериальное давление smile . По сути, мы отставали по химии полимеров. Различные пластмассы развязали руки технологам и удешевили многие сложные вещи. Вот вам и отставание. А математики инженеры у нас очень неплохие были.
      1. -1
        17 января 2019
        Я лично считаю также!
  19. -1
    16 января 2019
    Цитата: Alex_59
    Это прямо в нетленку! МГУ? Бауманка?

    Пусть Вам напишут оттуда. Закажите материал им туда...
  20. -2
    16 января 2019
    Цитата: Alex_59
    Это болезненный для автора и прочих партийных деятелей факт. Болезненный, потому что тяжело осознавать свою ненужность и бесполезность.

    Почему? Партия же это делала для блага народа!
  21. 0
    16 января 2019
    Цитата: Alex_59
    Но размах впечатляет - судить обо всём высшем образовании страны с кафедры "истории КПСС" города Пензы - это прямо пять! Это прямо в нетленку! МГУ? Бауманка? Не, "история КПСС" Пензы решает!

    Для человека автора 16 неплохих статей подобная узколобость выглядит удивительной. Учили везде одинаково, по одним программам и учебникам. Разница была в зарплате. Московские доценты получали больше. А так не было никакой разницы. Выгнали мы одного препода за профнепригодность (хотя очень с большим трудом), так его взяли в МГУ...
    1. +5
      16 января 2019
      Цитата: kalibr
      Для человека автора 16 неплохих статей подобная узколобость выглядит удивительной. Учили везде одинаково, по одним программам и учебникам. Разница была в зарплате.

      У вас талант бить не в бровь, а в глаз. Почему-то из всех возможных интерпретаций моих слов вы выбрали именно тот, в котором определяющим параметром является зарплата. Между тем, я хотел сказать следующее. Имея опыт и стаж работы на кафедре "история КПСС" города Пензы вы не можете судить о:
      1. Качестве программ и об учебниках других специальностей не относящихся к "истории КПСС", например по направлениям медицины, ракетостроения, химии и т.п.
      2. Даже внутри своей специальности, вы не можете судить о качестве обучения в других ВУЗах страны, поскольку там работали другие преподаватели с другим багажом знаний и личного опыта.
      3. Даже имея общее представление о программах и учебниках из п.1 вы никак не можете судить о том, как по этим специальностям готовили специалистов в других ВУЗах страны, ведь там тоже другие люди преподают.
      4. Не надо быть академиком, чтобы понять зависимость качества образования от способностей конкретного преподавателя в рамках одной и той же программы и учебников. Совершенно очевидно, что студент Бауманки учившийся у академика Туполева может получить несоизмеримо больше полезных знаний, чем студент учащийся в провинции, и которому преподает рядовой инженер-технолог какого-нибудь Улан-Удинского авиазавода. Не потому что инженер-технолог вредитель, просто потому что широта задач, которые за свою жизнь успешно решил академик Туполев в разы больше, а опыт разнообразнее.
      1. -1
        16 января 2019
        Алексей, Вы меня не убедили! Программа одна, что для Бауманки, что для ППИ, учебник один. Личные качества преподавателя ограничены 62 требованиями к подаче материала, то есть не разбежишься,да? И я не рассказываю про Туполева, высшую математику и сопромат, не сужу о технических специальностях, а лишь о технологиях образования, которые везде одинаковые. То есть рассказываю про то, что хорошо знаю. Работал в этой системе 36 лет. Неужели за это время нельзя заметить ее особенности, изменения, увидеть ее изнутри? Нас регулярно посылали повышать квалификацию в ведущие вузы страны. Там мы встречались - преподаватели разных вузов и обменивались... Потом аспирантура в другом городе в другом вузе, где все было тоже самое и уровень, и методика, и опыт. Потом диссертация на тему партийного руководства вузовской наукой (научно-техническим творчеством студентов вузов) Ср.Поволжья в годы 9-ой пятилетки). В скольких вузах я тогда побывал, в скольких архивах, начиная от местных, вузовских и кончая федеральным ЦК ВЛКСМ. Понятно, что в КУАИ преподавание истории КПСС содержало элемент авиации, а в каком-то сельхозвузе - агротехники. Но разница эта не принципиальная. Так что про узколобость, извините - мнение остается неизменным.
        1. +6
          16 января 2019
          Если представить систему высшего образования СССР как живой организм, то он, как любой живой организм, имел паразитов (научный термин). Ими выступали кафедр истории КПСС, марксистско-ленинской философии и научного коммунизма, научного атеизма и примкнувшая к ним кафедра политэкономии. Вся эта микрофлора пожирала финансовые ресурсы при нулевой отдаче и учебные часы, заставляя поколения студентов слушать заунывные мантры о пленумах, сьездах, Гегелях, уклонах, Каутских и прочую пургу в исполнении начетчиков идеологического фронта. Притом малейшая попытка покуситься на эту плотную когорту в подавляющем большинстве случаев означала гражданскую смерть покусившегося.
          1. 0
            16 января 2019
            Да, охранительная функция советского образования, самого лучшего образования в мире, в этом проявлялась очень отчетливо. Лучше Вас и я бы не написал. Настолько точно, четко Вы все это изложили. Нечего даже добавить!
            1. +4
              16 января 2019
              Мой комментарий качества собственно образования пока не затрагивал. Все же качество образования в техническом вузе, по крайней мере, определяли не эти кафедры и не их наличие. Эти структуры - часть совершенно монструозного идеологического аппарата, созданного в СССР и имевшего в годы своего расцвета не то что нулевую, отрицательную эффективность и служившего надежным убежищем толп идеологического планктона. Один Институт научного атеизма чего стоил.
          2. +1
            26 января 2019
            Цитата: Decimam
            как любой живой организм, имел паразитов (научный термин). Ими выступали кафедр истории КПСС, марксистско-ленинской философии и научного коммунизма, научного атеизма и примкнувшая к ним кафедра политэкономии.

            Да, а теперь человек из этого, первым загнившего, "рудиментарного отростка" пытается навязать свой взгляд на всю систему образования СССР. Это взгляд нематоды на организм в целом: "кругом одно г..."
            Мне довелось учиться как раз в тот период, о котором пишет автор, и именно в техническом ВУЗе. На первых курсах изучал историю КПСС и Научный коммунизм, а потом случилось "чудесное превращение" - переименование кафедры в "менеджмента и маркетинга". Преподаватели те же, но каким-то образом мгновенно переквалифицировавшиеся. И если раньше они просто "шланговали", то после стали претендовать на кусок пирога в коррупционных схемах. Запомнилось их нытье по поводу того, что им взяток никто не дает. Математики, мол, только на вступительных экзаменах себя обеспечивают на год вперед, а у нас нет таких возможностей. Хотя нам, студентам, было точно известно, что как раз наши математики взяток не берут. От слова совсем.
  22. -1
    16 января 2019
    Цитата: Doliva63
    И первыми в неё плеваться начали.

    Откуда Вы знаете? Читали пензенские газеты 1992 года?
  23. +1
    16 января 2019
    Цитата: Decimam
    Эти структуры - часть совершенно монструозного идеологического аппарата, созданного в СССР и имевшего в годы своего расцвета не то что нулевую, отрицательную эффективность и служившего надежным убежищем толп идеологического планктона. Один Институт научного атеизма чего стоил.

    Именно так! Мой тоже был не о качестве, а об... охранительных функциях.
  24. -2
    17 января 2019
    Цитата: Alex_59
    Снобизм как у буржуа,

    А быть буржуа это плохо? Мне кем - пролетарием стать или профессором от метлы?
  25. +1
    17 января 2019
    Уважаемый Вячеслав Олегович! Я всегда с большим интересом читаю Ваши статьи по мировой истории. В них видна Ваша увлечённость предметом, кропотливая работа с источниками, литературный дар, замечательные фотографии. Так почему же после ссылки в ужасную деревню Вы не продолжили заниматься тем, что любите, а выбрали себе поприще на ниве скучнейшей истории КПСС? Сам я закончил технический ВУЗ. Так что отношение студентов - технарей к Вашему предмету знаю. Ответте пожалуйста честно.
  26. 0
    17 января 2019
    Цитата: АК1972
    Так почему же после ссылки в ужасную деревню Вы не продолжили заниматься тем, что любите, а выбрали себе поприще на ниве скучнейшей истории КПСС? Сам я закончил технический ВУЗ. Так что отношение студентов - технарей к Вашему предмету знаю. Ответте пожалуйста честно.

    Алексей! А были случаи, когда я нечестно отвечал? У меня мама была доцент кафедры история КПСС, отчим - тоже. Дом был завален... литературой. Она меня учила писать конспекты по работе "Что делать". С математикой у меня было плохо. Ход в технический вуз закрыт. Работал два года на СЮТ, но по педагогике на кафедру меня не взяли - не было места. И куда было идти, если я хотел попасть в ВШ? Куда? И тут открывается вакансия на кафедре истории КПСС ППИ (мама работала в его филиале - завод ВТУЗ) и, конечно, она мне посоветовала идти туда, тем более, что членом партии я уже был. "Станешь кин, - сказала мне она, - тебе будет все равно, где ты работаешь и что преподаешь. Сможешь заниматься, чем угодно. Перед тобой откроются двери любого архива!" И так и вышло. И был я бы последний..., от этого отказываться, разве не так? Да я читал лекции по истории КПСС, но вел передачи на ТВ "Мастерская школьной страны", "Звезды зовут", "Ребятам-изобретятам", писал книги по детскому техтворчеству... То есть занимался чем хотел и был при деньгах. Разве плохо? Устраивает Вас ответ?
    1. 0
      17 января 2019
      Спасибо, Вячеслав. Вполне устраивает. Но у меня тогда следующий вопрос. Допустим, Вы устроились бы на кафедру истории (не КПСС) другого ВУЗа, тогда доступ к архивам был бы у Вас ограничен?
      1. 0
        17 января 2019
        Хороший вопрос! Если бы я попал на кафедру истории СССР или всеобщей, или древней, то имел бы в СССР доступ лишь в профильные архивы, то есть областные, народного хозяйства, архив древних актов, архив министерства обороны (при условии, что тема военная!) и все. Путь в архивы ЦК КПСС и ОК КПСС, а также ОК ВЛКСМ и ЦК ВЛКСМ был бы мне закрыт. Связано это было с формой допуска к секретным документам. А получив доступ в партийные архивы во все остальные можно было идти запросто, открывать дверь ударом ноги. Так я уже в 1989 году целый месяц провел в архиве МО в Подольске, и столько же в 90-ом. Так же и спецхран Ленинки - "партийным" там давали все. И Троцкого и Оспрей...
  27. +4
    17 января 2019
    Надо сказать, что на естественно-научных факультетах ВУЗов ситуация была иная. Преподаватели и научные сотрудники пахали о-го-го как, синекур практически не было. И ученые степени направо-налево не раздавали. Это сейчас всё изменилось, за качество иной нынешней докторской диссертации в прежние времена и с защиты курсовой погнали бы взашей. В мое время иные наши сотрудники, будучи кандидатами наук, были учеными признанными во всем мире. На факультете было всего два доктора – но это и в самом деле были мэтры, зубры, титаны.
    Недавно, будучи проездом в Саратове, зашел в родной университет. Облезлые аудитории, древнее оборудование, нищие преподаватели, голодные студенты… А вот докторов стало не двое, а четырнадцать человек! Все они усердно нанизируют, наводят тень на плетень… Поискал в Сети труды этих ученых – и нее нашел. Так, кое-что по мелочам, имитация науки. И какая может быть наука, если у ректората все деньги ушли на строительство храма на территории университета? Вот потому-то мы дожевываем то, что наработано в шестидесятые-восьмидесятые годы, да гребем крохи со стола западной и восточной науки, являясь интеллектуальными импотентами.
    Есть еще одна беда. Существует предрассудок, что вложив деньги в образование можно вывести науку на сколько угодно высокий уровень. Но это не так. Научные школы создаются десятилетиями труда, и то, что Ельцин и прочие фурсенки в одночасье уничтожили, уже не вернуть. Напомню: в Германии перед войной работали Эйнштейн, Рентген, Борн, Боте, Зеебек, Вайцзеккер, Кирхгофф, Клаузиус, Риман, Герц – можно назвать еще десятки имен. Перед войной они кто эмигрировал, кто был уничтожен – и с тех пор у немцев крупных физиков не стало: школа разрушена. И ни какие денежные вливания не помогли.
    1. 0
      17 января 2019
      Цитата: astepanov
      Преподаватели и научные сотрудники пахали о-го-го как, синекур практически не было. И ученые степени направо-налево не раздавали.

      А думаете мы не пахали? Пахали и еще как, и степень получить было непросто. Если напишите - РАССКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ, то расскажу подробно и интересно.
      1. +3
        18 января 2019
        Вячеслав, я не думаю, что историки не пахали. Но согласитесь, что работа выражается не только количеством затраченных килоджоулей, но и достигнутым результатом. Я не имею права судить о том, что творилось внутри истфаков, но предполагаю, что были там и очень результативные работы: одни лишь работы Арциховского чего стоят, а сколько было археологических экспедиций с интереснейшими результатами! Но к нам-то ваша братия приходила с лекциями по истории КПСС, с истматом и диаматом - и за это вас тихо и люто ненавидели. Практически всё, чему меня учили в университете, позже пригодилось - кроме истории КПСС. Это было не знание, а ритуал повторения заклинаний, догмы, в которые никто не верил.
        В конце шестидесятых группа студентов-историков СГУ и примкнувшие к ним естественники создали неформальный кружок, в котором изучали работы Ленина - не по программе, а сообразно своим желаниям, и обсуждали их без поводыря. Какая-то донесла "куда следует" о том, что-де студиозусы не то чтобы критикуют, но не всегда демонстрируют должную восторженность. Активных участников кружка посадили, прочих отчислили. Вот такая история - в которой, конечно же, историки не виноваты.
        1. 0
          20 января 2019
          А в ЕГУ один истфаковец, когда не смог пробиться в секретаря комсомола, там же и поплакал... Потом, отметился при незалежности... Интернационалистам сказал, что не он их в афган отправлял... Ну и получил по мордям... Потом и расстреляли его, как гниду.
        2. 0
          21 января 2019
          Если позволите, одно, ну уточнение, что ли - ненавидели, это наверное, все таки слишком сильно - так, "изучали" необходимый минимум, чтобы отвязались, а отношение - скорее жалостливо- пренебрежительное
  28. +2
    18 января 2019
    Какой ерундой люди занимались, когда другие молотом по серпу и уголёк на гора. И при этом полной ложкой,. Одна из причин погибели. Мало того, что по сути истории как науки нет , а история КПСС и того круче.
  29. +2
    18 января 2019
    Кому нужны эти мумуары? У меня трое детей: старшая уже на дипломе, среднему еще два года учиться, а младшей еще поступать не скоро. Поэтому меня больше волнуют современные проблемы высшего образования.
    На мой взгляд, состояние высшего образования в России можно охарактеризовать всего двумя словами, это - бардак и волюнтаризм. Научные и инженерные школы вымирают, поскольку молодёжь в науку не идёт.
    Тут недавно в одной статье жаловались, что молодёжь, мол, не имея опыта, перетяжелила первый экземпляр ИЛ-112 (что, стало быть, никого постарше рядом не нашлось, чтобы подсказать???). Так это пока еще цветочки....
  30. -1
    18 января 2019
    Цитата: Essex62
    Какой ерундой люди занимались, когда другие молотом по серпу и уголёк на гора. И при этом полной ложкой,. Одна из причин погибели. Мало того, что по сути истории как науки нет , а история КПСС и того круче.

    Да, а денег сколько на это ушло!
    1. +1
      18 января 2019
      У нас денег на всякое, не необходимое, ушло не мерянно. Руководство Партии совершенно не однородным было. Государственники- практики и прилипалы-болтуны , ни одной секунды не верившие в то, что говорят. Никита, потом Суслов. Заболтали идею, превратили в скучную обязальщину. Свой сарказм при себе оставьте, искренне верящие и практически реализовавшие , а потом в жестокой драке отстоявшие ребята в кожанках, с маузерами популярно объяснили "вашему брату" с какого боку редьку надкусывать. К сожалению шибко умные , точнее хитрозадые, все как везде и всегда все повернули под себя. До следущего раза.
      1. -1
        18 января 2019
        Значит кроме кожанки надо еще что-то иметь,а?
        1. +1
          18 января 2019
          А где вас так учили вопрос ставить, с приставочной . Не вежливо.
          Занятого практической деятельностью, объегорить проще. Занят он , некогда ему следить за хитросплетениями мошенников и приспособленцев. Вина на " агитаторах" огромна. Вместо, спокойного и рассудительного , толкования сути диктатуры проллитариата и вытекающих из оной необходимых знаний и действий ,потоки не кому не нужной билеберды по " истории КПСС". Естественно происходило отторжение людьми заиделагизированная болтовня и показуха. Целые институты насоздавали, масса нахлебников на шее рабочего человека . Ученые, ! К истинным ученым создавшим щит и меч Союза, его промышленную мощь вопросов ведь нет. А вот к " агитаторам сколь хочешь.
          1. -3
            19 января 2019
            Цитата: Essex62
            Целые институты насоздавали, масса нахлебников на шее рабочего человека .

            Не я их создавал,да? Но почему бы и не воспользоваться созданным? А насчет вежливости... На улице Пролетарской вырос!
      2. -1
        20 января 2019
        Цитата: Essex62
        искренне верящие и практически реализовавшие , а потом в жестокой драке отстоявшие ребята в кожанках, с маузерами популярно объяснили "вашему брату" с какого боку редьку надкусывать.

        Этих гангстеров в кожаных куртках в количестве двести семьдесят с чем-то голов из штатов прикомандировали с Троцким... а уж они отметились... уничтожением русских... И были иные русские, которые им лизали всё... и до сих пор готовы лизать, лишь бы получать за это шекели.
  31. 0
    18 января 2019
    Цитата: WhoWhy
    Поэтому меня больше волнуют современные проблемы высшего образования.

    О них тоже будет, не спешите.
  32. 0
    18 января 2019
    Цитата: astepanov
    Но к нам-то ваша братия приходила с лекциями по истории КПСС, с истматом и диаматом - и за это вас тихо и люто ненавидели.

    Очень Вас хорошо понимаю.
  33. -1
    18 января 2019
    Цитата: astepanov
    В конце шестидесятых группа студентов-историков СГУ и примкнувшие к ним естественники создали неформальный кружок, в котором изучали работы Ленина - не по программе, а сообразно своим желаниям, и обсуждали их без поводыря. Какая-то донесла "куда следует" о том, что-де студиозусы не то чтобы критикуют, но не всегда демонстрируют должную восторженность. Активных участников кружка посадили, прочих отчислили. Вот такая история - в которой, конечно же, историки не виноваты.

    Общество, где нет свободы суждений рано или поздно загнивает и умирает!
  34. 0
    18 января 2019
    Цитата: aybolyt678
    трудом и умом столько не заработаешь..

    Это какой ум и как трудиться!
  35. -2
    18 января 2019
    Цитата: TAMBU
    думается мне так что дрессировщик кошек, а особенно собак - профессия полезная, а пиарщик вредная. как то так)

    Вы были бы правы, если бы в обществе было так: 80% умных, а 20% -глупых. Но так как в обществе все наоборот, то она очень даже полезна.
  36. +2
    18 января 2019
    Цитата: Лесс
    Этот мой материал идет на «ВО» за номером 1000: ровно столько было опубликовано здесь моих статей с 13 февраля 2015 года. Подумалось, что тысячный материал должен быть немного особенным. Но каким и о чем? О танках? Как-то поднадоело о них писать после журнала «Танкомастер» и полудюжины книг…
    Примерно по две статьи каждые три дня, считая выходные и праздники. Солидно. Плюс "полдюжины книг" и "Танкомастер"... А потом удивляемся качеству образования... ЕГЭ говорим... А когда учить-то?
    Жаль автора статьи указывают не рядом с её названием.

    А Вы разве по стилю первых строчек не поняли, "кто пришёл"? wink hi
    1. 0
      18 января 2019
      Спасибо за клик!
  37. +1
    18 января 2019
    Цитата: kalibr
    Спасибо за клик!

    Будете должны... . lol
    1. 0
      19 января 2019
      Отработаю, не беспокойтесь. Еще будут материалы по этой теме.
  38. +3
    19 января 2019
    Цитата: kalibr
    Цитата: aybolyt678
    трудом и умом столько не заработаешь..

    Это какой ум и как трудиться!

    Цитата: kalibr
    Цитата: Doliva63
    И первыми в неё плеваться начали.

    Это потому, что мы первыми получили доступ к информации, которая Вам, простым производителям материальных благ, даже и не снималась!

    Я тут выступление одного чернокожего деятеля вспомнил, перед их вражьим поинтом. По поводу их исключительности. Похожая песня у господина " "калибра"звучит. Ещё раз -не были вы в моем Союзе исключительными, плевать я на вас хотел ,рабочий человек и ни чего вы с этим поделать не могли. Потому, как начальству не лизал и карьеру не делал. А вот с помощью настоящего коммуниста , партработника одного зарвавшегося чинушу в чувство привёл , когда тот зарвался и барином себя почувствовал.
    Временно ваше племя , до следующего раза. Мы пока живы и помним как должно быть.
  39. 0
    19 января 2019
    Цитата: Essex62
    Мы пока живы

    Вот именно!
  40. 0
    19 января 2019
    Цитата: Essex62
    Одна из причин погибели.

    Совершенно верно!
    1. +2
      19 января 2019
      Клинический случай . Только товарищь маузер
  41. 0
    20 января 2019
    Хм интересная статейка. Автору если не трудно ктнуть ссылочку на публикацию в моделисте. Бумажную подборку хранил долго. Номера по моему с 67 по 94 год. Потом отдали пионэрам или как там их сейчас кружковцам ! Электронная сохранилась интересно бы было взглянуть.
    Что касается истории кпсс в 1990 году у нас ее уже не было. Была просто история и что типа социологии или как оно там. Но мы технари и от этих предметов сильно психовали. Зачем технарю философия я до сих пор не понимаю.
    1. 0
      20 января 2019
      Цитата: dgonni
      Зачем технарю философия я до сих пор не понимаю.

      А в институтский книжках по философии нам это популярно объяснили... Типа такие понятия, как "закон" и т.п. это философские категории, то есть без философии технарям нукуда :)
      1. 0
        20 января 2019
    2. 0
      20 января 2019
      Моделист №3 за 1980 г. стр. 18.
      1. +1
        20 января 2019
        Сенкс завтра гляну вспомню молодость!
        1. 0
          24 января 2019
          Скан не сможете скинуть? Буду очень признателен. У меня нет.
          1. 0
            24 января 2019
            Дык эти номера спокойно и в нэте можно скачать. Набираете и скачиваете. Сайтов море. качество конечно разное но всё же море ссылок ;)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»