Модульные корабли будущего

12
Множество вещей, касающихся главных вопросов развития той или иной отрасли, зачастую обсуждаются в закрытом порядке. Тем не менее, порой некоторые участники этих обсуждений после заседаний за закрытыми дверями приоткрывают завесу тайны и рассказывают некоторые подробности рассмотренного вопроса. По информации «Известий», на недавнем совещании командующих российским флотом и представителей судостроительной отрасли обсуждались перспективы текущей концепции создания кораблей и возможности перехода на модульный принцип строительства. Как утверждает издание, вопрос уже почти решен в пользу модульной системы.

Модульные корабли будущего
Головной корвет проекта («Стерегущий»). День ВМФ в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010


В последнее время в нашей оборонной отрасли наметился активный переход на создание новой техники путем проектирования единых платформ. Пока что на слуху только бронемашины такого класса, но теоретически модульная конструкция может быть применена почти к любому виду техники. В случае с боевыми кораблями модульная структура облегчит переоснащение и перевооружение. При необходимости можно будет заменить старые пусковые установки для ракет или радиоэлектронную аппаратуру новыми и современными. При нынешнем подходе к строительству кораблей такие работы требуют серьезных вмешательств в конструкцию кораблей и, как следствие, на переоснащение уходит много времени и сил. Модульная архитектура, в свою очередь, позволяет сравнительно малыми силами демонтировать старое оборудование и ставить новое. По словам пресс-секретаря Объединенной судостроительной корпорации А. Кравченко, работникам его отрасли больше всего хотелось бы видеть на кораблях удобную в плане ремонта энергетическую установку. Нередко ликвидация серьезных поломок энергоустановки влечет за собой массу сложных и длительных процессов, порой дело доходит до прорезания в бортах корабля технологических окон большого размера. На модульных кораблях замена двигателей и сопутствующего оборудования должна быть более легкой и технологичной.

Но все же главная цель начала работ по модульным кораблям кроется в улучшении боевого потенциала. В качестве примера можно привести единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Статус крейсера этот корабль получил благодаря наличию на борту 12 пусковых шахт для противокорабельных ракет «Гранит». Однако последние 12-15 лет ракетная часть вооружения «Кузнецова» не используется. По неподтвержденным данным, пост управления ракетами был поврежден в результате ошибок экипажа корабля. С тех пор регулярно появляются слухи о скорейшем демонтаже пусковых установок за ненадобностью и невозможностью восстановления. В то же время, конструкция корабля не позволяет сделать это быстро и просто: нужно ставить «Кузнецова» в сухой док, разбирать часть летной палубы и т.д. В случае с модульным построением архитектуры корабля эта проблема теоретически могла бы решиться сравнительно быстрым и простым изъятием поврежденного узла и установкой на его место нового. Кроме того, при определенных обстоятельствах шахты для «Гранита» могли бы уступить свое место пусковым установкам более нового «Оникса». Правда, это только теория, но на практике у модульной системы будут те же самые плюсы.

Второе направление, преследуемое модульной структурой, заключается в удобстве обновления радиоэлектронного оборудования корабля. Стоит заметить, что создание блочной электроники будет далеко не самой простой задачей. Помимо требуемых характеристик аппаратура должна быть совместима с другими системами. Иными словами, модульная структура электроники требует особого подхода к интерфейсам между различными узлами. Более того, соответствующий потенциал должен быть заложен и в общие информационные системы корабля. Так что создание радиоэлектронного оснащения модульных кораблей будет не менее сложной задачей, чем конструирование корпуса с соответствующим потенциалом.

Поскольку корабли с модульной архитектурой пока что находятся даже не в проектной стадии, возникают самые смелые мысли. Так, конструкторы ОСК в настоящее время рассматривают возможность «проецирования» общей концепции на корпус корабля. По существующей задумке, корпус может состоять из нескольких крупных блоков, количество которых можно изменять. Как следствие, можно будет менять размеры корабля и его внутренние объемы. В то же время, у удлиняемого корпуса есть ряд недостатков, прежде всего специфика обтекания. Далеко не любая форма корпуса при простом удлинении при помощи встраиваемого блока позволит сохранить имеющиеся ходовые качества, даже при усилении мощности энергетической установки.

Примечательно, что модульный принцип структуры кораблей не является чем-то новым для отечественной оборонной промышленности. Первые подобные идеи появились еще в конце семидесятых годов прошлого века. Тогда предполагалось начать исследования по этой теме с целью создания семейства кораблей различного назначения, по основным характеристикам схожих с большими противолодочными кораблями проекта 1155 и 1155.1. Правда, ситуация в стране сложилась таким образом, что предполагавшееся начало разработки пришлось далеко не на самые лучшие времена. В итоге модульные корабли были на время забыты. Сейчас предпринимается вторая попытка оснастить отечественный ВМФ такой техникой. По имеющейся информации, первый российский модульный корабль будет построен в 2018-20 годах. Скорее всего, это будет представитель сравнительно небольшого класса – сторожевик, корвет или эсминец. На нем будут отработаны особенности модульной энергетической установки, легко заменяемого вооружения и аппаратуры.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://globalsecurity.org/
http://militaryrussia.ru/
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    9 июня 2012 09:45
    Модульный тип сборки сейчас очень прогресивен! Рад за то , что наши чиновники решили подержать это направление! smile
    1. +2
      9 июня 2012 09:47
      поживем увидим, пока в металле не увижу не поверю
      1. 755962
        +6
        9 июня 2012 21:23
        Модульная практика строительства судна на верфи позволяет в максимально короткий термин «собрать» корабль с заданным качеством. Готовые блоки, собирают между собой и тщательно сваривают. Модульный принцип сборки позволяет сократить время и объемы производства и этим самым максимально снизить затраты .
        Посмотрите на эсминец «Арли Бёрк».Он является самым крупносерийным типом надводного боевого корабля с полным водоизмещением более 5000 тонн за всю послевоенную историю флота. В ближайшие годы ни одно государство мира не сможет побить этот своеобразный рекорд.Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства. Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев.
    2. Sehiru San
      0
      10 июня 2012 23:48
      Особенно используя модули типа "Клаб"- К. wink
  2. +3
    9 июня 2012 10:01
    Всегда приятно читать заметки о светлом будущем нашего флота. Но по нашей российской традиции планы не всегда воплощаются в реальность...
  3. +6
    9 июня 2012 10:19
    Поражаюсь, с каким энтузиазмом всегда ..кидаются на новое, необычное.
    Модульная структура, ах, ах.
    Будем перегружать...вооружение кораблей модулями.
    Сегодня это у нас крейсер УРО с 48 Гранитами, завтра это у нас БПК с 64 торпедами со спецухой, послезавтра - фрегат ПВО с 124 Кортиками, через 4 дня - плавучая хлебопекарня.
    Так что ли?
    Не касаясь электроники - (сам радиоинженер морской.Это уж..не самое существенное с учетом компьютризации, интерфейсы все стандартные. А программок управления - к каждому оружию свое) - как экипаж будет работать.
    Каждый корабль сдает свои задачи, по полгода сдает. А бывает - и не сдает.
    Так к каждому модулю - своя задача? Или комплекс задач?
    А матросики сколько служат?
    А переподготовка есть?
    Тем более, одиночный корабль в море - только попугать кого.
    Действительно стоящие задачи решают - соединения, группы.
    Как быть с задачами - для КПУГ?

    Конечно - здорово, прогрессивно, МОДНО...болтать о модульности.
    Давайте, еще моднее - болтать о НАНОмодульности.
    К примеру, сегодня это снаряд...а завтра это буханка хлеба, а послезавтра - если зачерствела - торпеда со спецухой?

    Прогресс нужен. Не спорю.
    А стрекотание вокруг него - НЕТ.
    1. Mr. Truth
      0
      9 июня 2012 12:06
      48 гранитов это ад просто...
    2. Yan005
      +2
      12 июня 2012 18:11
      Цитата: Игарр
      Игарр

      подразумевается конечно же модульность по однотипному вооружению.
      Если у Вас сегодня "крейсер УРО с 48 Гранитами", то завтра тоже "крейсер УРО с 48 МОДЕРНИЗИРОВАННЫМИ Гранитами".
      Возможность быстро модернизировать корабль,оставляя не тронутым основное(материалоемкое).
      + Принцип платформы.
      на единой платформе (корпусе) выпускать (на верфи): от корвета до хлебопекарни например.
  4. itr
    -4
    9 июня 2012 10:34
    Согласен с Вами Игарр на 100 % !
    Автор вообще понял что он написал?
    Такое уже России было ! На границе селят крестьян они сеят и пашут а чуть что так и оружие возьмут . А называлось это Слобожанщина
    Так сказать единая платформа !!!
    Да забыли написать в мирное время это баржа а в военное .Раз и авианосец . Отлично ! мечта поэта !Инетресно кто это придумал сколько классов образования имеет
  5. ytqnhfk
    0
    9 июня 2012 12:17
    первый блин комом но проработав систему и доработав я уверен она даст положительные результаты и много плюсов в ремонте (его скорости и скорости производства) эти модульные системы будут полуавтоматическими (оружейные),а корпуса кораблей это отдельная тема,здесь ничего сказать не могу но думаю что нужно пробовать искать и выяснить или получиться или закрыть эту тему навсегда!
  6. Dust
    +1
    9 июня 2012 16:10
    Возникло впечатление, что автор слегка бредит, а если и нормален, то уж принцип модульности в особо извращенном виде воспринимает и пересказывает...
    1. Алексей Приказчиков
      +1
      9 июня 2012 22:25
      СМодульную технологию вместе с мистралем приобрели ее смысл в том чтобы очень быстро строить корабли, плюс модульность оружия для запада это уже давно свершившийся факт. Обидно даже при СССР у нас не было сбалансированых морских сил, это мы невелировали огромным количеством кораблей. А про единый корпус как платформу, тоже не навинка на западе покрайней мере. А мы как всегда готовимся к прошедшей войне. Вот поэтому я Сердюкову и симпатизирую. Слишком военные держтся за старые обычяи, слишком. Потом все это нам бком в очередной раз выходит.
  7. mind1954
    +1
    10 июня 2012 20:55
    Это не военные держатся за старые обычаи, а наличие огромного
    количества кораблей у нас и не сбалансированных морских сил,
    говорит только о саботаже строительства у нас настоящего флота !
    Фантастические, по времени и адресам, распиловки распродажи
    флота за копейки со всеми потрохами, оружием и секретами
    в начале "перестройки" являются безапелляционной иллюстрацией этого !!!
  8. 0
    11 июня 2012 12:49
    Всему меру надо знать. Модули итак применяются. те же ракетные шахты и различные комплексы. А что еще можно "модулировать"? двигатели, быт экипажа? это еще ладно. но делать корабль блоками и сваривать его? тяжелова-то будет.
    Но идея блоков не плохая. Пусть делают модули внутри сварного комплекса, которые будет проще заменить или ремонтировать.
  9. sapulid
    0
    12 июня 2012 11:03
    Вопрос модульного строительства, как я понимаю, в стадии разработки. Криков много, а пояснить и добавить конкретно по-теме никто и ничего не может.
    Идея хорошая. Кстати, зачастую, новое, это улучшенное старое...

    При всей моей нелюбви к Табуреткину, ряд улучшений , он все-же, провел. Избавившись от излишков, армия сократила ненужные расходы на их содержание, уменьшила коррупционную составляющую их использования...
    Осталось,только, четко представить цели и задачи ВС на ближайшие 50 лет и строить армию исходя из этих потребностей.